УДК 159.9 : 37.015.3
О. Г. Холодкова
САМООЦЕНКА НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблемам развития личности в младшем школьном возрасте. Кратко анализируются различные подходы к пониманию нравственного развития младших школьников. Рассматриваются вопросы, связанные со становлением самооценки нравственных качеств личности младшего школьника. Приводятся результаты экспериментального исследования связи нравственных представлений с самооценкой нравственных качеств младших школьников.
Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие личности, нравственное развитие, нравственные представления, самооценка, самооценка нравственных качеств.
Развитие нравственного сознания ребенка проходит ряд этапов, однако в зарубежной и отечественной психологии существует несколько точек зрения на особенности последовательности и протекания каждого периода.
В зарубежной психологии чаще встречается понятие «моральное развитие» человека, есть ряд концепций, объясняющих данный феномен. Известны концепция морального развития Ж. Пиаже [1], в которой описывается младший школьный возраст как переходный от нравственного реализма к нравственному релятивизму, учение Л. Колберга [2] о многоступенчатом переходе от моральных принципов к нравственным действиям, об условиях, способствующих и препятствующих этому переходу. К. Гиллиган [3] доказывает гендерные различия в развитии моральных суждений, детерминированные спецификой мужского и женского мышления, а также особенностями воспитания мальчиков и девочек. Она считает, что моральное развитие детей непредсказуемо и не может укладываться в жесткие рамки стадий - оно зависит от многих факторов, среди которых доминируют культурные.
Иное представление о генезисе нравственного поведения имеют отечественные авторы. Л. И. Божович [4] определяет нравственное поведение ребенка на разных возрастных этапах через характеристику функциональных систем, обладающих единством моральных знаний и морального опыта. Уже в дошкольном возрасте появляется первая такая система, характеризующаяся появлением внутренних моральных инстанций, причину возникновения которых Л. И. Божович [4] видит в стремлении ребенка соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых.
Младший школьный возраст в нравственном развитии ребенка отмечается Г. А. Цукерман как переходный, «взятый в границах двух кризисов» [5]. Он требует особого внимания со стороны взрослых, которые могут и должны создать необходимые условия для становления устойчивых нравственных форм поведения.
Среди таких условий Г. К. Узбекова [6] выделяет как необходимое уже в старшем школьном возрасте обязательное и своевременное подкрепление эмоционально-положительного отношения ребенка ко взрослому, к совместной с ним деятельности, которая затем под руководством взрослого перерастает в самостоятельную деятельность. Действия ребенка оцениваются с точки зрения их пользы или вреда, т. е. с точки зрения их последствий для самого ребенка и окружающих его людей. Так происходят создание, формирование нравственных мотивов поступков ребенка, связь самооценки ребенка с собственной деятельностью, во всех случаях связанной с другими людьми.
Проблема взаимосвязи нравственных представлений и самооценки младшими школьниками нравственных качеств не обсуждалась в отечественной психологической литературе, однако есть ряд мнений по этому поводу. Так, А. В. Захарова [7] считает, что в младшем школьном возрасте в самооценке происходит постепенное повышение самостоятельности: от обусловленной мнением взрослых она становится в большей степени обобщенной, самостоятельной (примерно у половины учащихся 3-х классов); приобретает большие, чем в предыдущем периоде, дифференцированность, обоснованность, объективность, осознанность, устойчивость.
Другие исследования показывают, что младшие школьники не способны оценить свои нравственные качества. Поэтому, по утверждению С. И. Га-ляутдиновой [8], оценка своих возможностей для достижения нравственного идеала и осознание самого нравственного идеала не характерны для младших школьников. С. И. Галяутдинова [8] отмечает, что становление нравственного самоопределения в этом возрасте берет начало от осознания компонента «чего от него хотят», осознания внешних нравственных требований как требований к себе. И на основе этого уже в дальнейшем происходят примеривание своих нравственных качеств к требованиям, их самооценка, формирование нравственного образца поведения.
В нашей работе экспериментальное исследование связи нравственных представлений с самооценкой нравственных качеств младших школьников происходило с использованием методик «Определение нравственных представлений» Л. С. Колмогоровой [9] и модифицированной методики В. Г. Щур «Определение самооценки».
На основании анализа полученного материала все испытуемые (учащиеся третьих классов) разделились на две группы.
Наибольшую группу (60 %) составили учащиеся, у которых уровень представлений о нравственных качествах совпадает с уровнем самооценки по этим качествам. Среди них 55 % учащихся имеют высокий уровень представлений о нравственных качествах и высокую самооценку этих нравственных качеств. Это говорит о том, что учащиеся хорошо знают обо всех предложенных нами нравственных качествах, а также довольно высоко оценивали свои нравственные возможности и черты характера. Вторую подгруппу (45 %) составили учащиеся, у которых уровень нравственных представлений и самооценки по этим нравственным качествам является средним. Например, дети, не имея представления о том или ином нравственном качестве, оценивали наличие у себя данного качества на среднем уровне. Были и такие испытуемые, которые, хорошо зная о каком-либо нравственном качестве, оценивали себя на среднем уровне. Это может говорить о том, что дети старались наиболее адекватно оценивать свои возможности и черты характера. Остальные учащиеся имеют низкий уровень сформированности представлений о нравственных качествах и, соответственно, низкий уровень самооценки.
Вторую группу (40 %) составили учащиеся, у которых уровень представлений о нравственных качествах не совпадает с уровнем самооценки по этим качествам. В свою очередь, эти испытуемые распределились на две подгруппы.
В первую подгруппу (82 %) вошли дети, у которых уровень представлений о нравственных качествах выше, чем уровень самооценки по этим нравственным качествам. В основном учащиеся имеют высокий уровень развития нравственных представлений, но среднюю самооценку. Это мо-
жет говорить о том, что дети, хорошо зная практически обо всех нравственных качествах, понимая то, какое поведение должно соответствовать этим качествам, оценивают себя объективно, то есть дают достаточно адекватную оценку собственным способностям, свойствам и качествам.
Во вторую подгруппу (18 %) вошли дети, у которых уровень представлений о нравственных качествах ниже, чем уровень самооценки по этим нравственным качествам, а именно уровень представлений - средний, а уровень самооценки - высокий. Встает вопрос, как же ребенок может оценивать себя по справедливости, находчивости, организованности на высоком уровне, если он не знает, что означают эти нравственные качества. Можно предположить, что самооценка данных испытуемых завышена либо у них еще отсутствует внутренняя связь между процессом самопознания и самовоспитания.
В целом на основании полученных данных было выявлено, что уровень представлений о нравственных качествах у большей половины третьеклассников является достаточно высоким, а уровень самооценки всех учащихся по этим нравственным качествам средний. Это говорит о том, что практически все дети имеют полное и правильное представление обо всех предложенных нами для анализа нравственных качествах, могут адекватно оценивать наличие у себя этих качеств. Это является существенным основанием предполагать, что в младшем школьном возрасте формируются предпосылки для нравственной регуляции поведения.
Тем не менее в третьем классе обнаруживают себя следующие тенденции: завышенная самооценка, низкий уровень развития нравственных представлений. Желание соответствовать положительному нравственному эталону подталкивает учащихся на присвоение себе положительных нравственных качеств.
Таким образом, данное исследование показало, что уровень самооценки зависит от правильного понимания того или иного нравственного качества. Значит, высокий уровень нравственных представлений младших школьников способствует становлению адекватности самооценки.
Список литературы
1. Piaget J. Moral judgement of the child. L, 1977.
2. Kohlberg L. Moral development and identification, child psychology. University of Chicago Press, 1963. Р. 277-332.
3. Gilligan C. In a Different Voice. Psychological Theory and Women's Development. Harvard University Press. Cambridge, 1996. 184 p.
4. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1.
5. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. Москва-Рига, 1997.
6. Узбекова Г. К. Некоторые особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста / Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа: Башкирский пединститут, 1985. 109 с.
7. Захарова А. В. Генезис самооценки. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. 135 с.
8. Галяутдинова С. И. Нравственное самоопределение младшего школьника / Вопросы самоопределения личности и ее активности: межвузовский сборник научных трудов. Уфа: Башкирский пединститут, 1985. 109 с.
9. Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Возрастные особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии, 2000. № 6.
Холодкова О. Г, кандидат психологических наук, доцент.
Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, Российская Федерация, 656031.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 16.04.2009.
O. G. Kholodkova
PERSONAL MORAL SELF-RATING AMONG PUPILS IN ELEMENTARY SCHOOL
The article deals with the problems of personal development among pupils in elementary school. Different approaches to understanding moral development of this age are considered briefly. We also study the issues related to the moral self-rating formation of this age. We list the experimental observation results revealing the connection of concept of moral and moral self-rating of this age.
Keywords: midchildhood, personality development, moral development, concept of morality, self-rating, moral self-rating.
Altai State Pedagogical Academy.
Ul. Molodezhnaya 55, Barnaul, Altay territory, Russian Federation, 656031 E-mail: [email protected]