УДК 151.7 ББК 88.837
О.Г. Холодкова, А.А. Турнаева
к вопросу о предпосылках развития ценностно-смысловой сферы личности старших дошкольников
В данной статье раскрываются проблемы генезиса ценностно-смысловой сферы личности, делается акцент на переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Рассматривается вопрос о наличии предпосылок развития ценностно-смысловой сферы личности в старшем дошкольном возрасте. Представлены результаты исследования типов ценностностей и направленности желаний мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, старший дошкольный возраст, предпосылки развития, ценностность, направленность желаний.
O.G. Kholodkova, A.A. Turnaeva
to the question of prerequisites of value-semantic sphere development of the senior preschooler personality
The problem of the genesis of value-semantic sphere of the person is discussed, it focuses on the transition from preschool to primary school age. The question of the presence of prerequisites of development of value-semantic sphere of the person at the senior preschool age is studied. The results of the research of types of value orientation and desires of boys and girls of the senior preschool age are presented.
Key words: value-sense sphere, senior preschool age, prerequisites of development, value, desires orientation.
Ценностно-смысловая сфера является важнейшим личностным достоянием, ее изучение дает основу для понимания многих качественных преобразований психики. Ценностно-смысловая сфера личности - целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. Это понятие является базовым для функционирования познавательной сферы личности и представляет собой совокупность смысловых образований и функциональных связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах [7, с. 20].
Попытки описания структуры, функций, генеза или детерминант развития ценностно-смысловой сферы личности (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, Б.С. Бра-тусь, A.B. Брушлинский, Ф.Е. Василюк,
Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, Г. Олпорт, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн, A.B. Серый, В. Франкл, М.С. Яницкий и др.) вызывают сегодня все больший интерес к этому феномену. Однако неоднозначность, сложность описания и бесконечная уникальность в разрезе анализа каждой конкретной личности делают ценностно-смысловую сферу личности все более притягательной для психологических исследований.
Становление личности как динамической системы обусловлено внутренними источниками активности, позволяющими самостоятельно выстраивать траекторию реализации деятельности и пути ее дальнейшего развития. В этом процессе осуществления деятельности в качестве одного из существенных регуляторов выступает система личностных смыслов, развитие и совершенствование которых
.а
<и
о
о са о
5
-О
о
X I-
о о
X
X
ф
J
5 о
ГО S
ü i s
С X
Я 3
с го ° о
fr н
и
со I
го
ш
ф
го
X
<с <
го" ш о ¡£ ч о с; о X
зависит от уровня развития самой личности. Соответственно, выделение проблемы генезиса и возможностей формирования системы смысловых образований является необходимым шагом в понимании развития ценностно-смысловой сферы личности в онтогенезе.
Следует отметить, что генезис ценностно-смысловой сферы личности обусловлен возрастными изменениями и каждый новый этап опирается на новый уровень социального развития ребенка. Тем не менее прямой зависимости развития ценностно-смысловой сферы ребенка от возраста нет. Содержание этапов личностного развития обусловлено конкретно-историческими условиями, при этом не возраст ребенка является базовым, а возрастные границы этапа зависят от их содержания и изменяются вместе с изменением общественно-исторических условий. Эти условия определяют цель развития ребенка.
Психологическим критерием развития ценностно-смысловой сферы личности является реальный способ отношения к другому человеку, другим людям, человечеству в целом. Мы полагаем, что смысл аналогично значению имеет свои самостоятельные этапы развития, и считаем, что развитие ценностно-смысловой сферы начинает свое развитие уже на самых ранних, до-вербальных этапах развития человека. Суммируя взгляды различных исследователей на проблему развития ценностно-смысловой сферы личности и опираясь на общепринятую периодизацию возрастного развития, мы выделяем этапы формирования ценностно-смысловой сферы личности и особенности ее динамики в онтогенезе (в рамках которых и происходит становление системы личностных смыслов) [7, с. 22].
Наибольший интерес в плане сензи-тивности для становления ценностно-смысловой сферы личности, на наш взгляд, представляет старший дошкольный возраст, а точнее, переход к младшему школьному возрасту [6, с. 55]. Описание физиологических, психологических, социально-культурных особенностей этого этапа получило доста-
точно глубокую теоретическую и экспериментальную разработку, тем не менее в отечественной психологии исследований ценностно-смыслового аспекта протекания данного возрастного кризиса недостаточно. Нет прямых экспериментальных исследований характеристик ценностно-смысловой сферы личности у детей дошкольного возраста, хотя современная методология требует экспериментально исследовать не только структуру и генез психических явлений, но и их проявления.
Мнение о возрасте 6-7 лет как о возрасте активного морально-нравственного развития представлено во многих психологических теориях. Так, Л.И. Божович [1] рассматривает развитие нравственно-этических представлений через становление так называемых функциональных систем, содержанием которых является моральное знание и опыт ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется появлением первой такой системы, которая отражает содержание внутренних моральных инстанций как результат стремления дошкольника соответствовать требованиям и ожиданиям взрослых.
Возникновение второй функциональной системы отражает значимое для становления ценностно-смысловой сферы личности появление нравственных идеалов в виде конкретного человека, его духовного облика, поведения и, связанное с этим, чувство собственного достоинства, самоуважения, ценностного отношения к себе и близким.
Последняя из функциональных систем характеризуется появлением нравственных убеждений и нравственного мировоззрения, т.е. обобщением и ие-рархизацией нравственных знаний, что позволяет человеку сознательно управлять своим поведением и лежит в основе моральной устойчивости личности.
Старший дошкольный возраст требует особого внимания со стороны взрослых, которые могут и должны создать необходимые условия для становления устойчивых нравственных форм поведения, которые служат предпосылками развития ценностно-смысловой сфе-
ры личности [5]. Среди таких условий Г.К. Узбекова [4] выделяет как необходимые уже в старшем дошкольном возрасте положительно подкрепленные взаимоотношения с близкими взрослыми, которые, с одной стороны, выступают в роли нравственных идеалов, с другой -стимулируют появление нравственных мотивов детей.
Мы в качестве таких условий определяем формирование ценностных отношений к себе, близким, окружающим людям [7]. Эти отношения характеризуются положительным эмоциональным отношением детей к близкому или взрослому, которое подкрепляется со стороны взрослого и преобразуется в стремление к нравственным поступкам. Именно на базе формирования ценностного отношения к себе и близким у ребенка развиваются ценностные ориентиры, нравственные мотивы и выстраивается положительная Я-концепция. В старшем дошкольном возрасте, таким образом, возможно появление предпосылок развития ценностно-смысловой сферы личности, таких как появление особого вида значимых для ребенка отношений и направленность его желаний на нравственные ориентиры.
Многочисленные исследования, проведенные под руководством Н.И. Непомнящей, позволили ей выделить в качестве базового, центрального основания ценностно-смысловой сферы личности понятие «ценностность». Оно определяется как единство представления человека о себе и определенной внешней его направленности.
До периода 6-7 лет для ребенка выделяются некоторые значимые для него формы внешнего содержания, но они не обобщаются, не отражают целостности его личности. Развитие элементов логического мышления позволяет ребенку обобщать различные конкретные содержания и анализировать внешние оценки его деятельности. «При этом личность ребенка оценивается по отношению к достижениям в этих обобщенных формах внешнего содержания, что, со своей стороны, является условием выделения наибольшей значимости данного содер-
жания и осознанием утверждения в связи с этим своего "Я", своей личности» [3, с. 33].
К старшему дошкольному возрасту, по мнению Н.И. Непомнящей, складываются все основания для появления ценностности, а именно: выделенность определенной стороны действительности, определенные, связанные с ней эмоциональные переживания (радость, удовольствие, интерес и т.д.) и восприятие самого себя, «Я-образ» ребенка.
Ценностность есть тот исходный и необходимый психологический механизм, который обусловливает стремление, направленность человека к максимальной самореализации в той сфере жизни, которая наиболее значима для него.
Ход наших теоретических изысканий позволил подойти к идее возникновения в старшем дошкольном возрасте предпосылок развития ценностно-смысловой сферы личности. В данном исследовании мы представим описание результатов изучения типов ценностности и направленности желаний мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования была проведена диагностика ценностной сферы («Картинки предметные» Н.И. Непомнящей [3]) и диагностика желаний детей («Цветик-семицветик» И.М. Витков-ской [2]).
В результате проведения методики «Картинки предметные» Н.И. Непомнящей выявлены следующие виды цен-ностностей детей старшего дошкольного возраста: ценностность реально-привычного функционирования; цен-ностность деятельности; ценностность общения; ценностность отношения с другими; ценностность действий и отношений; ценностность отношений с другими и игры; ценностность сферы осознания.
Характеристика детей с ценностно-стью реально-привычного функционирования (30 %) отличается привязкой к конкретно-ситуативному содержанию, например, из стереотипного жизненного поведения и опыта. Способы действия и особенности поведения этих детей можно рассматривать как инертные, «застревающие» в конкретной ситуации.
.о
ф
-&
о
о ш о
5
XI
о
X I-
о о
X
X
ф
5 о го ^
ц
i а
С X
Й 3 о-и
с го ° о
и
со |
Таких детей называют несамостоятельными, неуверенными, застенчивыми в новой, непривычной ситуации.
Дети с ценностностью «делания» (20 %) всегда конкретны, предпочитают активные формы поведения и любят что-то делать своими руками. Ценност-ность отношений с другими (30 %) дает в характере и поведении ребенка явно выраженные коммуникативные умения и предпочтения. Ребенок выделяет ситуации общения, совместных действий и переживаний.
Есть дети (10 %), у которых сочетаются все три типа ценностности. В выделяемом ими содержании присутствуют все сферы: деятельности, познания и личностных отношений. Такие дети предпочитают ситуации, направленные на раскрытие творческого потенциала, причем это проявляется в различных сферах жизненного взаимодействия с окружающим миром. Если сравнить особенности и роли двух крайних типов цен-ностностей: реально-привычного функционирования и универсальности, то становится очевидной их совершенная противоположность.
В своих исследованиях Н.И. Непомнящая отмечает, что, у 55 % детей стар-шегодошкольноговозрастадиагностиру-ется ценностность реально-привычного функционирования. Это ценностность самого нижнего уровня, и при специально организованной развивающей работе у половины детей этого возраста возможен переход на более высокий уровень универсальных ценностностей. Результаты данного исследования показывают наличие самого низкого уровня развития ценностности лишь у 30 % детей. Более половины испытуемых нахо-го дятся на универсальном уровне развития ценностности и при соответствующих £ психолого-педагогических условиях возможен потенциальный рост предпо-^ сылок развитии ценностно-смысловой сферы. Интересно отметить, что лишь у 10% встречается преобладание цен-ч ностности «действовать в соответствии § с нормами, требованиями», в остальном * же у детей сочетаются ценностности 0 различных типов.
Результаты исследования ценностей мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста имеют качественные различия. Согласно полученным данным, у 30% мальчиков выявлены больше всего ценности реально-привычного функционирования, у 20% - ценности деятельности, остальные ценности распределились поровну (по 10 %). Это говорит о том, что мальчики привязаны к конкретно-ситуативному содержанию, обычно из привычного бытового опыта, они выделяют конкретные действия. У 30 % девочек выявлены ценности общения и у 20 % - ценности деятельности, остальные ценности распределились поровну (по 10 %). Это говорит о том, что для девочек, помимо конкретных действий, важны ситуации общения, совместных действий, переживания, оценки людей друг другом. Такая избирательность наблюдается в желаниях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Для изучения желаний у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста была использована методика «Цветик-семицветик» (Автор - И.М. Витковская). Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-либо). Также выявляется направленность желаний ребенка на себя, близких и на людей в целом.
Основная часть испытуемых (40 % мальчиков и 35 % девочек) ориентирована на выполнение своих собственных желаний. Это прежде всего желание обладать определенными материальными благами («жить богато», «иметь машину» и пр.) (третья часть испытуемых, независимо от пола). Встречаются желания, связанные с познавательными потребностями, например, иметь какие-то новые качества («уметь рисовать», «петь»), способности («готовить обед для мамы» «ездить на мотоцикле»), также у трети испытуемых мальчиков и девочек. В качестве нравственных потреб-
ностей можно выделить желания приобрести друзей, выполнять требования воспитателей и др.
Во вторую очередь старшие дошкольники ориентированы на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др.): у мальчиков (5 %) и у девочек (15 %). На третьем месте - широкие «общечеловеческие» потребности («Хочу, чтобы люди никогда не болели», «Чтобы никто не убивал других людей», «Чтобы не убивали детей на войне», «Чтобы был мир во всём мире»): у мальчиков (5 %) и у девочек (5 %).
Таким образом, результаты исследования таких предпосылок развития ценностно-смысловой сферы личности в дошкольном возрасте как доминирование определенных типов ценност-
ности и направленность желаний ясно указывают, во-первых, на их достаточно хороший уровень сформированности и, во-вторых, на различия в их проявлении у мальчиков и девочек. Так, мальчики больше ориентированы на ценности реально-привычного функционирования, а девочек привлекают ценности общения. Желания старших дошкольников ориентированы в основном на выполнение собственных материальных потребностей (у мальчиков в большей степени), тем не менее третья часть испытуемых имеет потребности познавательного и нравственного характера. Желания мальчиков ориентированы, в основном, на ближайшую и на долгосрочную перспективу, девочки ориентируются на ближайшее и среднесрочное будущее.
Библиографический список
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. -СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
2. Лубовский, Д. В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика [Текст] / Д.В. Лубовский. - Детская психодиагностика и профориентация: [сб. популярных тестов]; сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 207-240.
3. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст] / Н. И. Непомнящая. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
4. Узбекова, Г.К. Некоторые особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.К. Узбекова // Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов. - Уфа: Башкирский пединститут, 1985. - 109 с. £
5. Холодкова, О.Г. К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников -&■ [Текст] / О.Г. Холодкова, С.М. Малохвей // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - N° 4 (47). -С. 37-40.
6. Холодкова, О.Г. Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников [Текст]: дис. ... канд. псих. наук / О. Г. Холодкова. - Барнаул, 2000. - 130с.
7. Холодкова, О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография [Текст] / О.Г. Холодкова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167 с.
References
1. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. SPb.: Piter, 2008. P. 400. [in Russian].
2. Lubovsky D.V. Application diagnostic complex projective interviews in child psychologist practice. Children's psychodiagnostics and guidance: [collection of popular test]. Ed. L.D. Stolyarenko. Rostov-on-Don: Fenix, 1999. P. 207-240. [in Russian].
3. Nepomnyaschaya N.I. Formation of personality of the child of 6-7 years. Research. Institute of General and Pedagogical Psychology Acad. Ped. Sciences of the USSR. M .: Pedagogika, 1992. P. 160. [in Russian].
4. Uzbekova G.K. Some features of the responsibility of formation at children of the senior preschool age. Questions of self-determination of the person and its activity: Interuniversity collection of scientific papers. Ufa: Bashkir Pedagogical Institute, 1985. P. 109. [in Russian].
5. Kholodkova O.G., Malohvey S.M. On the problem of moral values of younger students. Mir nauki kultury i obrazovania, 2014. № 4(47). P. 37-40. [in Russian].
5 о
ГО S
Ц
i s
С X
Й 3 o-n
c ro ° о
fr H
и
CO I
6. Kholodkova O.G. Background and genesis of the desire for self-improvement as a component of psychological culture of younger school students. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Barnaul, 2000. P. 130. [in Russian].
7. Kholodkova O.G. Formation of value-semantic sphere of the person of the younger school student. Barnaul: AltGPU, 2015. P. 167. [in Russian].
Сведения об авторах: Холодкова Ольга Геннадьевна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии,
Алтайский государственный педагогический университет,
г. Барнаул, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Kholodkova Olga Gennadievna,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia. E-mail: [email protected]
Турнаева Анастасия Алексеевна,
заведующая,
МБДОУ «Детский сад "Колокольчик"», г. Барнаул, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Turnaeva Anastasia Alekseevna,
Head,
Kindergarten "Kolokolchik",
Barnaul, Russia.
E-mail: [email protected]
ro ca <u ro
x
<
<
(0 ca о
О О
X