Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ И ТЕКУЩЕЙ ПРАКТИКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ТРЕУГОЛЬНИКЕ РОССИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН-ТУРЦИЯ'

К ИСТОРИИ И ТЕКУЩЕЙ ПРАКТИКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ТРЕУГОЛЬНИКЕ РОССИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН-ТУРЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / АЗЕРБАЙДЖАНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЯ НА КАВКАЗЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Талышинский Эльвин Бахруз Оглы

В статье исследуется развитие отношений в треугольнике Россия - Азербайджан - Турция в постсоветскую эпоху. Автор акцентирует внимание на том, что расширяющиеся отношения между Россией и Азербайджаном, которые на протяжении многих лет поддерживали и поддерживают взаимное сотрудничество и искренние отношения, основаны на дружбе, добрососедстве и истории наших народов. Хотя Азербайджан не является членом Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности, он в полной мере развивает отношения с Россией. Российско-азербайджанские отношения находятся на самом высоком уровне развития. Обоснован вывод о том, что система региональной безопасности на Кавказе зависит от трех государств - России, Азербайджана и Турции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY AND CURRENT PRACTICE OF COOPERATION IN THE RUSSIA-AZERBAIJAN-TURKEY TRIANGLE

The article considers the development of relations in the Russia-Azerbaijan-Turkey triangle in the post-Soviet era. The author focuses on the fact that the expanding relations between Russia and Azerbaijan, which for many years have supported and maintain mutual cooperation and sincere relations, are based on friendship, good neighborliness and the history of our peoples. Although Azerbaijan is not a member of the Eurasian Economic Union and the Collective Security Treaty Organization, it is fully developing relations with Russia. Russian-Azerbaijani relations are at the highest level of development. The conclusion is substantiated that the regional security system in the Caucasus depends on three states - Russia, Azerbaijan and Turkey.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ И ТЕКУЩЕЙ ПРАКТИКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ТРЕУГОЛЬНИКЕ РОССИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН-ТУРЦИЯ»

Наблюдения и расчеты показывают, что Турецкая Республика настойчиво стремится к гегемонии на Каспии, однако она объективно сталкивается с гегемонией РФ и интересами прикаспийских государств.

В контексте проведенного анализа, представляется очевидным, что Россия всегда будет видеть в Турции вечного соперника в регионе, страну НАТО (тем более, что ее политика по своей «затратности» удивительно напоминает старые имперские штампы [5]), а Турция, особенно в контексте политики неоосманизма, - будет стремиться к сближению с родственными, исторически и культурно близкими мусульманскими народами и вести собственную независимую политику. При этом, в свою очередь, Запад весьма сложно относиться к Турции, не принимая ее в лоно ЕС и критикуя за исламизм. В то же время, он далеко не утратил своего потенциала как мощной колониальной силы, стремящейся завершить незавершенные проекты [6]. В этой ситуации решающее значение для региона все более приобретают инициативы США.

В целом, исследуемый регион при реализации глобальных проектов может стать своеобразной ареной столкновений, в худшем случае, и межконтинентальным транзитным мостом

- в лучшем, поскольку Кавказ и Центральная Азия соединяют экономические и коммуникационные сети Китая, России, Европы, Ближнего Востока, Ирана и Турции.

Литература и источники

1. Исмаилов Э. Кавказ в «русском узле». - Баку: Элм, 2004. - 305 с.

2. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа - М.: Международные отношения, 2001. - 95 с.

3. Шаклеина Т.А. Российская внешнеполитическая мысль: В поисках национальной стратегии. - М.: МОНФ, 1997.

4. Бекяшев К.А., Магеррамов А.А. Современный международно-правовой статус Каспийского моря // Московский журнал международного права. - 2005. - № 4. - С. 62-81.

5. Турицын И.В. Парадоксы российского колониального опыта первой половины XIX века (на материалах Закавказья) // Современная научная мысль. - 2013. - № 4. - С. 43-57.

6. Турицын И.В. Колониальная практика и национализм эпохи Первой мировой войны (на материалах Азербайджана) // Современная научная мысль. - 2015. - 3. - С. 31-54.

References and Sources

1. Ismailov E. Kavkaz v «russkom uzle». - Baku: Elm, 2004. - 305 s.

2. Gadzhiev K.S. Geopolitika Kavkaza - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2001. - 95 s.

3. Shakleina T.A. Rossijskaya vneshnepoliticheskaya mysl': V poiskah nacional'noj strategii. - M.: MONF, 1997.

4. Bekyashev K.A., Magerramov A.A. Sovremennyj mezhdunarodno-pravovoj status Kaspijskogo morya // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. - 2005. - № 4. - S. 62-81.

5. Turicyn I.V. Paradoksy rossijskogo kolonial'nogo opyta pervoj poloviny XIX veka (na materialah Zakavkaz'ya) // Sovremennaya nauchnaya mysl'.

- 2013. - № 4. - S. 43-57.

6. Turicyn I.V. Kolonial'naya praktika i nacionalizm epohi Pervoj mirovoj vojny (na materialah Azerbajdzhana) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. -2015. - 3. - S. 31-54.

АЛИЕВА СЕВИНДЖ ИСРАФИЛ ГЫЗЫ - доктор исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории и преподавания истории Азербайджанского государственного педагогического университета ([email protected]). ALIYEVA, SEVINC ISRAFIL KIZI - Doctor of History, Head of the Department of General History and History Teaching of Azerbaijan State Pedagogical University.

УДК 94(470+479.24+560):327«1997/2020» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-169-174

ТАЛЫШИНСКИЙ Э.Б. К ИСТОРИИ И ТЕКУЩЕЙ ПРАКТИКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ТРЕУГОЛЬНИКЕ

РОССИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН-ТУРЦИЯ

Ключевые слова: международные отношения, Южный Кавказ, региональная стабильность, азербайджано-турецкие отношения, Россия на Кавказе.

В статье исследуется развитие отношений в треугольнике Россия - Азербайджан - Турция в постсоветскую эпоху. Автор акцентирует внимание на том, что расширяющиеся отношения между Россией и Азербайджаном, которые на протяжении многих лет поддерживали и поддерживают взаимное сотрудничество и искренние отношения, основаны на дружбе, добрососедстве и истории наших народов. Хотя Азербайджан не является членом Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности, он в полной мере развивает отношения с Россией. Российско-азербайджанские отношения находятся на самом высоком уровне развития. Обоснован вывод о том, что система региональной безопасности на Кавказе зависит от трех государств - России, Азербайджана и Турции.

TALYSHINSKY, E.B. TO THE HISTORY AND CURRENT PRACTICE OF COOPERATION IN THE RUSSIA-AZERBAIJAN-TURKEY TRIANGLE

Key words: international relations, South Caucasus, regional stability, Azerbaijani-Turkish relations, Russia in the Caucasus.

The article considers the development of relations in the Russia-Azerbaijan-Turkey triangle in the post-Soviet era. The author focuses on the fact that the expanding relations between Russia and Azerbaijan, which for many years have supported and maintain mutual cooperation and sincere relations, are based on friendship, good neighborliness and the history of our peoples. Although Azerbaijan is not a member of the Eurasian Economic Union and the Collective Security Treaty Organization, it is fully developing relations with Russia. Russian-Azerbaijani relations are at the highest level of development. The conclusion is substantiated that the regional security system in the Caucasus depends on three states - Russia, Azerbaijan and Turkey.

Сегодня в мире происходят интенсивные геополитические процессы. Баланс сил, как и характер конфликтности, в разных регионах быстро меняются. В частности, появляются новые перспективные форматы сотрудничества. Сотрудничество между государствами вносит важный вклад в укрепление демократической и политической стабильности стран, в их экономическое, экологическое, культурное и социальное развитие. Одной из концепций, способной помочь решить нарастающие международные политические и социальные противоречия, является теория межгосударственного сотрудничества. В последнее время эта теория приобрела новую актуальность, что, в первую очередь, связано со значительным увеличением объемов межгосударственного сотрудничества на протяжении последних десятилетий. Более того, международная политическая реальность заставляет политиков все чаще обращаться к сотрудничеству, как способу решения насущных мировых противоречий, учитывающему интересы большинства участвующих сторон [1].

В последнее время в этом контексте ученые-эксперты часто говорят о российско-азербайджано-турецком геополитическом треугольнике. Когда мы подходим к этому вопросу с учетом современных реалий глобальной мировой политики, замечаем, что действительно есть очень важные и тонкие моменты. Необходимо учитывать существующие геополитические противоречия, а также необходимость грамотно использовать новые возможности сотрудничества. Сегодня, в свете широкого политического мышления очевидны серьезные перспективы российско-азербайджано-турецкого сотрудничества. На самом деле, настоящая основа для этого уже давно сформирована.

Историческая традиция показывает, что есть хорошие основания для всестороннего развития сотрудничества между этими странами. На этих аспектах проблемы необходимо остановиться подробнее.

Как известно, с 27 сентября 2020 года, в результате Второй Карабахской войны, наш народ справедливо освободил оккупированные земли, которые находились около 30 лет под оккупацией Армении. Тем самым он восстановил историческую справедливость и территориальную целостность страны. Одним из важнейших вопросов в этой ситуации был связан с тем, что и Турция, оказывавшая Азербайджану поддержку, и Россия, которая непосредственно выступила посредником при подписании нового армяно-азербайджанского соглашения, считают Азербайджан гарантом стабильности в регионе. Не случайно, что президент Российской Федерации Владимир Путин 22 ноября в эфире телеканала «Россия-1», комментируя вопрос о территориальной принадлежности Нагорного Карабаха, четко заявил, что «с точки зрения международного права, и Нагорный Карабах, и все прилегающие к нему районы являлись и являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской Республики» [2]. Это, по сути, дало толчок к формированию нового формата российско-азербайджано-турецкого сотрудничества в регионе.

Отношения с Россией играют важную роль во внешней политике Азербайджана. Расширяющиеся отношения между Россией и Азербайджаном, которые на протяжении многих лет поддерживали и поддерживают взаимное сотрудничество и искренние отношения, основаны на дружбе, добрососедстве и истории наших народов. Хотя эти многовековые дружеские отношения, по некоторым причинам, порой сталкивались с различными трудностями и проблемами, их будущее кажется многообещающим. Отношения между двумя странами охватывают множество областей.

В первую очередь, идет активное сотрудничество в военно-технической сфере. Сегодня объем военно-технического сотрудничества между Россией и Азербайджаном оценивается в миллиарды долларов. Россия также является одним из лидеров торгово-экономических отношений с Азербайджаном и занимает второе место в ее товарообороте, который растет с каждым годом. Структура товарооборота между Россией и Азербайджаном довольно важна не только для

экономики двух стран, но и для всего региона. Можно с уверенностью сказать, что эти отношения разноплановые, и большое количество инициатив, в том числе направленных на развитие Азербайджаном гуманитарной сферы, является тому свидетельством.

Ещё 1997 году подписанные главами обеих государств ряд двусторонних соглашений, в частности Бакинская Декларация и совместное Заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море, сами по себе говорили о значимости этих стран друг для друга. В положениях принятого Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, особо отмечалось, что «укрепление азербайджано-российской дружбы и стратегического партнерства является важным фактором обеспечения региональной безопасности и развития сотрудничества» [3]. В этом документе нашли свое отражение такие основополагающие принципы международного права, как взаимное уважение государственного суверенитета и независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, неприменение силы или угрозы силой, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, уважение прав человека. Чрезвычайно важным явилась декларация намерений Азербайджана и России «вывести двусторонние связи на новый, более высокий уровень стратегического партнерства». Важным моментом явилось и намерение сторон «прилагать необходимые усилия для полного скорейшего восстановления международных транспортных коммуникаций в регионе» и подключении Азербайджана к созданию транспортного коридора Север-Юг, а России - к транспортной магистрали Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) [4, с.146].

Следует особо отметить, что после восстановления нашей независимости снижение напряженности в отношениях с Россией стало возможным благодаря подписанию Бишкекского соглашения о прекращении огня с Арменией в мае 1994 года, достигнутого при посредничестве России. Напомним, что перед отставкой А. Муталлибова 7 мая 1992 года исполняющие обязанности президента Азербайджанской Республики Я. Мамедов и президент Армении ЛТер-Петросян подписали Тегеранскую декларацию о прекращении огня при посредничестве Ирана. Но буквально на следующий день, с оккупацией исторически важного и культурного центра Азербайджана Шуша, этот документ утратил силу. Фактически это означало, что руководство Армении не контролировало ситуацию в войне с Азербайджаном. Это показало, что контроль находится в руках других сил, и что эти силы не заинтересованы в мирных переговорах. На этот раз прямое соглашение о прекращении огня было достигнуто при посредничестве России, и это соглашение, в отличие от предыдущего, не осталось на бумаге [5].

Несомненно, Россия сыграла позитивную роль в разрешении конфликта. Президент Российской Федерации Владимир Путин не раз в своих выступлениях за последнее время открыто заявлял, что уделяет большое внимание урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. Взяв на себя роль посредника в этом вопросе, Россия открыто заявила, что хочет стабильности в регионе, и что Азербайджан является той силой, которая может обеспечить эту стабильность. В то же время высокий уровень экономических и политических отношений с Турцией, которая с самого начала открыто показала, что она за разрешение конфликта во имя правосудия на справедливых принципах Азербайджана, повысил активность России в этом вопросе.

Сегодня азербайджано-турецкие отношения укрепляются, и уровень развития отношений между нашими странами вносит важный вклад в региональный прогресс. Азербайджано-турецкие отношения, построенные на основе исторической дружбы, взаимного доверия, искренних отношений и сотрудничества на высоком уровне, постоянно укрепляются. Тот факт, что наши народы имеют одну и ту же родословную, язык, религию, культуру и многие другие связи, всегда делал эти две страны родными друг для друга, и они были друг с другом в счастливые и грустные дни. Сегодня отношения между Азербайджаном и Турцией, описанные общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, как единая нация и два государства, выходят на более высокий уровень, как логический результат правильной, целенаправленной политики, проводимой лидерами обеих стран, и в ряде областей переходят на качественно новый уровень. Развитие отношений между Азербайджаном и Турцией на этом уровне вносит важный вклад не только в эти страны, но и в общий прогресс и стабильность региона.

На сегодняшний день совместная реализация международных и региональных проектов наших стран, в том числе нефте- и газопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум, играет исключительную роль в обеспечении энергетической безопасности Азербайджана, Турции

и других стран. Реализуемые по инициативе нашей страны международные транспортно-коммуникационные коридоры Восток-Запад не только приносят дополнительные преимущества региону и миру в этой области, но и увеличивают геополитический вес Азербайджана в регионе. Эти проекты также играют важную роль в обеспечении эффективности международных грузоперевозок. Кроме того, поддержка проекта Трансевразийской информационной супер магистрали (TASIM) в трех резолюциях, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, стала еще одним реальным результатом азербайджано-турецкого экономического сотрудничества. Примечательно, что проект TASIM, который недавно совпал с проектом TANAP, также получил мощную поддержку со стороны других тюркоязычных стран [6, 8.12].

Как известно, в современном мире имеют огромную важность и актуальное значение обеспечение энергетической безопасности и «нефтегазовая политика». Азербайджан - одна из немногих стран, реализующих очень интересные и перспективные программы в области именно энергетического сотрудничества. Это уже признает весь мир. Эти проекты сотрудничества играют важную роль в энергетической безопасности мира в целом. При этом Азербайджан, как инициатор двустороннего и трехстороннего форматов сотрудничества, занимает особое место в геополитической динамике.

Одним из основных направлений внешней политики Азербайджанской Республики является реализация ее нефтяной стратегии. «Черное золото» нашей страны всегда играло важную роль во всех сферах ее жизни. Особенно в Х1Х-ХХ1 веках нефтяной фактор является одним из основных факторов, удерживающих Азербайджан в центре межгосударственных отношений [7]. Время от времени цели современной «нефтяной политики» Азербайджанского государства можно было оценить по-разному: обеспечение экономических интересов республики; средство усиления военного потенциала нашего государства; возможность повлиять на ликвидацию агрессии Армении против нашей страны; способы участия в международных многогранных интеграционных процессах и др. [8].

История и новые геополитические условия обусловили то, что динамика линии Москва-Баку-Анкара приобретает новую актуальность на фоне дальнейшего развития геополитических процессов. Конечно, Россия и Турция, как великие державы, всегда были в центре глобальной геополитики и считаются одними из стран, определяющих повестку дня мировой политики. Есть причины, по которым азербайджанский фактор становится более актуальным для геополитического ландшафта региона. Эти причины явно связаны с успешной внешней политикой азербайджанского государства. Своей независимой и сбалансированной внешней политикой руководство страны доказало, что является ведущим государством на Южном Кавказе. Оно является гарантом безопасности в регионе и играет ключевую роль в формировании системы безопасности.

В этом контексте более отчетливо видны перспективы форматов сотрудничества Азербайджан-Турция-Россия и даже Азербайджан-Иран-Россия, и необходимо отметить важный момент в росте геополитического престижа Азербайджана. С точки зрения перспектив союза Россия-Азербайджан-Турция, который эксперты уже называют новым центром силы, полагаем, что он станет одним из важных факторов, определяющих основные контуры энергетической политики на большом географическом пространстве.

Также следует отметить, что быстрое развитие российско-турецких отношений создает особую геополитическую среду для Азербайджана. Азербайджан, как важное государство для России и Турции, сегодня играет особую роль в региональных и международных процессах. В этой связи не случайно, что российские аналитики, политики и журналисты, более активно участвовавшие в нормализации и развитии российско-турецких отношений, сейчас активно участвуют в разработке азербайджано-российской геополитической линии.

В Анкаре, по инициативе турецкого Института исследований России (КиБЕК), при поддержке Фонда Президента России и Института российских исследований Анкары, Московского центра исследований современной Турции в рамках сетевого сотрудничества 21 августа 2019 года прошел «Турция-Россия-Азербайджан: Форум сотрудничества в области энергетики и транспорта». Этот форум дал всем знать, что прочные двусторонние отношения между странами приобретают форму тройного союза. Как отметил заместитель координатора межпарламентской группы дружбы Россия-Турция Дмитрий Савельев в ходе форума: «Россия и

Азербайджан стремятся обеспечить доход от поставок газа в Европу на самом высоком уровне, одновременно роль Турции внутри возможного энергетического центра чрезвычайно важна. Россия, Турция и Азербайджан, направление Север-Юг и Восток-Запад в мировой торговле эффективного логистического центра преобразует транспортную синергию. Взаимовыгодные отношения обеспечивают финансовую стабильность в условиях, когда действуют санкции против участников мегапроектов, мировая экономика замедляется, а торговые войны продолжаются. В более отдаленном будущем это создаст экономические основы для тесного политического сотрудничества и евразийской интеграции» [9].

Также не стоит забывать о важности союза Азербайджан-Турция-Россия в осуществлении Великого Шелкового Пути, который играет ключевую роль в процессе сближения Востока и Запада. Безусловно, восстановление Великого Шелкового Пути и создание энергетического коридора Восток-Запад относятся к числу глобальных исторических событий XXI века. Важность этой дороги для всего мирового порядка, расположенная в центральной части Евразии и проходящая через более 34 стран, неизмерима.

Всем известно, что региональная миссия Азербайджана, мосты дружбы, которые он построил с Западом и Востоком, Севером и Югом для обеспечения своей территориальной целостности, выдержали различные исторические испытания. Внешняя политика, построенная на добрососедских отношениях и на основе международного права, подняли Азербайджану политический имидж. Не затрагивать интересы Тегерана при построении военных и экономических отношений с Израилем, находящимся в конфликте с Ираном, и оценивать чувствительность обеих сторон в войне между Россией и Западом - это настоящее испытание для молодого государства. В самый ответственный момент, когда была опасность срыва дипломатических отношений между Россией и братской Турцией, именно Азербайджан, используя все усилия своих дипломатических ресурсов, смог сыграть роль моста.

Военные и экономические связи между двумя наследниками Евразийской империи, которые длились не менее трех веков, после падения османской династии и царизма, приобрели более глобальный характер в XXI веке и стали ключевым фактором региональной и международной политики. Не случайно лидеры двух стран на встрече ещё в 2008 году поставили амбициозные цели по увеличению двусторонней торговли до 100 миллиардов долларов. Только в прошлом году Россия заняла третье место, как один из крупнейших торговых партнеров Турции с огромным объемом около 22 миллиардов долларов, а созданный в 2010 году Высший Государственный совет заявил о наличии большого потенциала дальнейшего углубления сотрудничества. С другой стороны, на протяжении многих лет территория от Сочи до Владивостока оставалась важной строительной площадкой для турецких компаний. Сумма взаимных инвестиций составляет более 10 миллиардов долларов.

Однако без стратегического сотрудничества в энергетике было бы просто невозможно вывести отношения между двумя странами на более высокий уровень. На сегодняшний день эту миссию выполняет именно Азербайджан. Обе страны, к счастью, имеют достаточно надежного партнера в региональных и мировых проектах и, в конце концов, доброжелательного соседа. Азербайджан тесно сотрудничает и с Москвой, и с Анкарой. Сотрудничество на российско-турецкой линии одновременно выгодно для Азербайджана и является одним из важных условий стратегических отношений между Москвой и Баку. Следует отметить, что Турция является ключевым союзником Азербайджана. Несколько лет назад, когда российско-турецкие отношения охладились, все стали свидетелями напряженности в Баку. Но сейчас отношения в рамках «треугольника» Россия-Турция-Азербайджан, а также в двустороннем формате являются очень крепкие и даже образцовыми.

Азербайджан активно использует существующие возможности. Хотя страна не является членом Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности, она в полной мере развивает отношения с Россией. Ильхам Алиев и Владимир Путин неоднократно отмечали, что российско-азербайджанские отношения находятся на самом высоком уровне развития. Наблюдая за последними событиями, происходящими вокруг Нагорного Карабаха, можно с уверенностью заявить, что система региональной безопасности на Кавказе зависит от трех государств - России, Азербайджана и Турции. Конечно, трехстороннее региональное сотрудничество может расшириться в будущем, и такие страны, как Иран и Грузия,

могут присоединиться к этим стратегическим проектам. Актуален и вариант, при котором Армения также может извлечь выгоду из этих проектов.

Литература и источники

1. https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html

2. https://ria.ru/20201122/karabakh-1585785534.html

3. Бакинская Декларация//Бакинский рабочий. - 2001. - 13 января.

4. Мамед-заде Н.С. Взаимоотношения Азербайджанской республики со славянскими странами СНГ и Восточной Европы. -Баку, 2006.

5. Hüseynov A. "Azsrbaycan-Rusiya münasibstlsri. Müstsqillikdsn sonraki ilk 10 il". Strateji Tshlil. Azsrbaycanin daxili vs xarici siyassti, beynslxalq münasibstlsr üzrs analitik jurnal. №3. Baki 2011. 247 s.

6. Hürriyyst. - 2019. - 13-14 iyun. - № 104.

7. Турицын И.В. Германия в борьбе за бакинскую нефть: к истории колониального противостояния (1918 г.) // Современная научная мысль. - 2015. - № 5. - С. 21-37.

8. Musa Í.M. Qagda§ beynslxalq münasibstlsr vs Azsrbaycanin xarici siyassti. Dsrslik. - Baki: "Baki Universiteti" ns^yati, 2011. - 776 ssh.

9.https://tr.sputniknews.com/columnists/201908221039975164-rusya-turkiye-ve-azerbaycan-arasindaki-iliskiler-avrasya-entegrasyonunun- temellerinin-atilmasini/

References and Sources

1. https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html

2. https://ria.ru/20201122/karabakh-1585785534.html

3. Bakinskaya Deklaraciya//Bakinskij rabochij. - 2001. - 13 yanvarya.

4. Mamed-zade N.S. Vzaimootnosheniya Azerbajdzhanskoj respubliki so slavyanskimi stranami SNG i Vostochnoj Evropy. Baku, 2006.

5. Hüseynov A. "Azsrbaycan-Rusiya münasibstlsri. Müstsqillikdsn sonraki ilk 10 il". Strateji Tshlil. Azsrbaycanin daxili vs xarici siyassti, beynslxalq münasibstlsr üzrs analitik jurnal. №3. Baki 2011. 247 s.

6. Hürriyyst. - 2019. - 13-14 iyun. - № 104.

7. Turicyn I.V. Germaniya v bor'be za bakinskuyu neft': k istorii kolonial'nogo protivostoyaniya (1918 g.) // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2015. -№ 5. - S. 21-37.

8. Musa Í.M. Qagda§ beynslxalq münasibstlsr vs Azsrbaycanin xarici siyassti. Dsrslik. - Baki: "Baki Universiteti" ns§yati, 2011. -776 ssh.

9.https://tr.sputniknews.com/columnists/201908221039975164-rusya-turkiye-ve-azerbaycan-arasindaki-iliskiler-avrasya-entegrasyonunun-temellerinin-atilmasini/

ТАЛЫШИНСКИЙ ЭЛЬВИН БАХРУЗ ОГЛЫ - кандидат политических наук заведующий отделом «Науковедение и социальные проблемы науки» Института Истории Науки Национальной Академии наук Азербайджана. TALYSHINSKY, ELVIN BAKHRUZ OGLI - Ph.D. in Political Sciences, Head of the Department of Science and Social Problems of Science, Institute of History of Science, National Academy of Sciences of Azerbaijan ([email protected]).

УДК 94(479.2)«1994/2021»:327 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-4-174-177

ГАДЖИНСКАЯ Н.С., ГАДЖИНСКИЙ Э. Дж. ГЕОПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ ЮЖНОГО КАВКАЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И НОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ

Ключевые слова: геополитика, Южный Кавказ, безопасность, интересы ведущих держав, Азербайджан, энергоресурсы, «Гянджинский проход».

В статье рассматриваются вопросы геополитики в одном из регионов мировой политики - Южном Кавказе. Из-за своей непосредственной близости к Восточной Европе, Передней и Центральной Азии, Ближнему Востоку, Черному и Каспийскому морям данный регион еще с античных времен часто оказывался на перекрестке имперских амбиций. Сегодня стратегическое положение и геополитическая значимость Южного Кавказа, наличие у государств региона территориальных притязаний друг к другу делают этот регион центром пересечения стратегических интересов ведущих стран мира и крупнейших международных организаций. В их числе - США, Россия, Китай, Иран, Турция, Израиль, а также региональные организации и объединения, такие как, НАТО, ОБСЕ, ЕС и др.

GADZHINSKAYA, N.S., GADZHINSKY, E.J. GEOPOLITICS IN SOUTH CAUCASUS REGION AT THE MODERN STAGE AND NEW OF POLITICAL CONFIGURATION

Key words: geopolitics, South Caucasus, security, world powers' interests, Azerbaijan, energy resources, «Ganja passway».

Geopolitical issues in one of the key regions of world politics - South Caucasus - are considered. Because of its proximity to Eastern Europe, Asia Minor and Central Asia, Middle East as well as Black and Caspian Seas this region has been at the center of various empires' attention since ancient times. Today strategic location and geopolitical importance of South Caucasus, mutual territorial claims of regional states make it a focal point that involves the interests of world powers including US, Russia, China, Iran, Turkey, Israel and international organizations - NATO, OSCE, EU and others.

Главными чертами глобальных изменений на современном этапе является нарастание в ряде регионов и стран нестабильности, межгосударственных противоречий, стремления к сепаратизму, а также продолжающаяся борьба за позиции и ресурсы, в первую очередь,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.