УДК 94(479.24+430):327«1991/2000» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-112-117
МАГЕРРАМОВА C.C. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ГЕРМАНИЯ
(1991-2000 ГОДЫ)
Ключевые слова: азербайджано-германские отношения, экономическое сотрудничество, современные технологии, инвестиции, интеграция, развитие.
В статье рассмотрена эволюция экономических связей Азербайджанской Республики и Федеративной Республики Германия, освещены основные проблемы, которые имели место в двусторонних экономических отношениях в первые годы азербайджанской независимости, а также неуклонное развитие двусторонних связей. Подчеркивается, что крупнейшие компании Германии, являющейся одним из мировых лидеров в сфере современных технологий, уже много лет успешно работают в Азербайджане. В частности, в Азербайджане открыли свои представительства крупнейшие промышленные компании Германии («DaimlerChrysler», «Volkswagen», «Siemens», «BASF Group», «BMW Group», «Lufthansa», «Man», «Ferrestol», «Mannesmann», «Mercedes-Benz», «Doytraq», «Gabeg», «Preussag AG», «Klimed GmbH», «Grünwald», «Deminex»). Активно развивают контакты с коллегами из Германии азербайджанские банки «Dsmiryolbank», «Rabitsbank», «Ssnaye vs Texnika Bank», «Universalbank», «Azinvestbank» и «Arkobank». Основанные на взаимной выгоде, экономические связи между двумя странами отвечают национальным интересам как Азербайджана, так и ФРГ, способствуя превращению их в государств-партнеров в области экономического сотрудничества.
MAHARRAMOVA, S.S.
ECONOMIC RELATIONS BETWEEN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN AND THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY (1991-2000 YEARS)
Key words: Azerbaijani-German relations, economic cooperation, modern technologies, investments, integration, development.
The article considers the evolution of economic relations between the Republic of Azerbaijan and the Federal Republic of Germany, highlights the main problems that took place in bilateral economic relations in the first years of Azerbaijani independence, as well as the steady development of bilateral relations. It is emphasized that the largest companies of Germany, which is one of the world leaders in the field of modern technologies, have been successfully operating in Azerbaijan for many years. In particular, the largest industrial companies of Germany (DaimlerChrysler, Volkswagen, Siemens, BASF Group, BMW Group, Lufthansa, Man, Ferrestol, Mannesmann) have opened their representative offices in Azerbaijan. "Mercedes-Benz", "Doytraq", "Gabeg", "Preussag AG", "Klimed GmbH", "Grünwald", "Deminex"). Azerbaijani banks "Dsmiryolbank", "Rabitsbank", "Ssnaye vs Texnika Bank", "Universalbank", "Azinvestbank" and "Arkobank" are actively developing contacts with their colleagues from Germany. Based on mutual benefit, economic ties between the two countries meet the national interests of both Azerbaijan and Germany, contributing to their transformation into partner states in the field of economic cooperation.
После распада СССР в Азербайджане, как и на всем постсоветском пространстве, утвердилась новая система общественных, политических и экономических отношений. С крушением действовавшей в Советском Союзе жесткой плановой системы хозяйства важнейшими требованиями дня стали формирование экономической системы, базирующейся на различных формах собственности, переход к национальной рыночной экономике и интеграция ее в мировую экономическую систему. В такой ситуации для Азербайджана, в частности, важным представлялось установление экономических связей с Федеративной Республикой Германия (ФРГ) - страной с одной из самых сильных экономик в мире.
Однако в первые годы независимости Азербайджанской Республики немецкие предприниматели не спешили форсировать развитие отношений, в том числе вкладывать инвестиции в ее экономику. Полагаем, тому было несколько причин. Главная заключалась в царящей в самом Азербайджане нестабильности - наиболее опасном факторе для иностранных инвесторов. Зарубежные предприниматели не выражали намерения расходовать свои капиталы в стране, которая, хоть и отказалась от социалистической модели развития, еще не определилась с новой производственной системой и вдобавок столкнулась с военной агрессией другого государства и угрозой гражданской войны. Вместе с тем для предпринимателей Германии важными были следующие условия: первое - наличие правовой, законодательной базы в Азербайджане для капиталовложений местного и иностранного бизнеса, а также создания совместных предприятий; второе - соответствующее социальное и материальное положение населения, то есть его покупательная способность; третье - возможность открытия в Баку регионального центра и осуществления деятельности и на Южном Кавказе, и в Центральной Азии.
В первые три года независимости в Азербайджане не наблюдалось ни одного из этих условий. В принципе, особенностью данного периода можно считать то, что немецкие компании
предпочитали заниматься не столько торговлей, сколько производством, но это не представлялось им выгодным делом в только что обретшем независимость Азербайджане, переживавшем тяжелый социально-экономический кризис. Посол ФРГ в Баку Т.Тертген подчеркивал, что «...наши фирмы заняты не торговлей, а производством продукции» [1].
На наш взгляд, еще одна причина слабости экономического сотрудничества в первые годы двусторонних отношений была связана с тем, что Германия в тот период уделяла приоритетное внимание решению своих внутренних, главным образом социально-экономических проблем, вызванных объединением страны. Так, за 1991-1994 гг. ФРГ опустилась в рейтинге благополучия стран Европы со 2-го на 6-е место [2, s.73], в Германии выросли цены, инфляция поднялась в 1994 году, по сравнению с 1992 годом, на 5,1%. В следствие приватизационной политики правительства на восточных территориях страны и особых мер Федерального банка по стабилизации национальной валюты, лишь после 1994 года удалось достичь роста ВВП с 48% до 63%, снижения инфляции до 2,7%. А в 1995-1997 гг. начался период экономической стабилизации и подъема Германии. В этот период ВВП страны вырос в два раза по сравнению с последними 30 годами, уровень инфляции снизился до 1,8%. В результате, входящая в «Большую семерку» (G7 тогда еще не преобразовался в G8) Германия превратилась в третью индустриальную державу мира [3, s.250-274; 4, s.27-29].
Таким образом, наличие в тот момент, когда Азербайджан был охвачен экономическим кризисом, серьезных проблем и в самой ФРГ несколько затормозило процесс немецких капиталовложений в азербайджанскую экономику. Это особенно проявилось при подписании «Контракта века». В газете «Frankfurter Rundschau» (номер от 10 мая 1999 года), к примеру, была опубликована статья корреспондента Штефана Коха, принявшего участие в церемонии открытия нефтепровода Баку-Супса. В этой статье под названием «Нефть - это жизнь. Открылся новый нефтепровод из Баку к Черному морю» отмечалось, что знакомство со столь обнадеживающим регионом предложил бывший федеральный министр экономики Гюнтер Рексродт. В то время представители немецких компаний были удивлены, узнав о том, что они опоздали и такие международные концерны как «BP», «Chevron», «Acip» уже давно бросили здесь свои якоря... Автор призвал немецких бизнесменов, компании, банки поторопиться с сотрудничеством с Азербайджаном [5]. Другая немецкая газета «Berliner Zeitung» в статье под названием «Нефть как карта туз», опубликованной в номере от 15 февраля 2007 года, писала: «...Китай, Россия и США давно включились в борьбу за богатые энергетические ресурсы Каспия. А Европейский Союз несколько запоздал в подключении в эту борьбу» [6]. В опубликованных в журнале «Der Spiegel» статьях «Голос денег», «Самая большая нефтяная битва на Кавказе» и «Слабое участие немецких компаний в распределении каспийской нефти» также отмечалось явное запаздывание немецкого бизнеса в этой сфере [7, s.40].
После стабилизации общественно-политической ситуации в Азербайджане были предприняты последовательные усилия, направленные на решение многочисленных социально-экономических проблем. Начиная с июня 1993 года, главными направлениями экономической стратегии государства стали стабилизация, реформирование, интеграция в мировую экономику, достижение социально-экономического развития. Эта стратегия позволила преодолеть политический и экономический кризис, охвативший страну в первые годы независимости, создала условия и возможности для продвижения Азербайджана на пути строительства демократического государства и рыночной экономики, привела к интеграции в мировую экономическую систему, установлению экономических связей с различными странами мира, а также с 9-ю крупными региональными торговыми блоками [8, s.103-104]. Была сформирована правовая база национальной экономики, в частности в сфере регулирования импортно-экспортных операций. В целях упорядочивания внешнеэкономической деятельности Милли Меджлис принял соответствующие законы. Были подписаны соответствующие указы и распоряжения Президента, приняты нормативно-правовые документы Кабинетом Министров.
В начале 1990-х годов деловые люди, инвесторы из Германии были заинтересованы в направлении капиталовложений в основном в три сферы азербайджанской экономики. Это -нефтяная отрасль, связанные с нефтью услуги и лишь затем - ненефтяной сектор.
Особое внимание на нефтяной сектор Азербайджана Германия начала обращать с 1994 года, тем самым сменив свою пассивность предыдущих лет на более активную позицию.
Азербайджан, со своей стороны, был заинтересован в расширении связей с ФРГ в нефтяной сфере. Президент Гейдар Алиев, принимая представителей Германии или встречаясь с ними на международных мероприятиях, всегда приглашал бизнесменов этой страны вкладывать инвестиции в азербайджанскую экономику и выражал готовность создать им для этого все необходимые условия. 15 июня 1996 года Гейдар Алиев, принимая посла ФРГ в Баку M. Шмунка, выразил сожаление в связи с задержкой сотрудничества с немецкими компаниями в сфере использования природных ресурсов Азербайджана и подчеркнул, что наша страна не испытывает нехватку желающих совместно осваивать наши подземные богатства. Президент Алиев выразил заинтересованность своей страны в том, чтобы Германия, как одна из великих держав, играющих важную роль в мировой политике и традиционно имеющих тесные отношения с Азербайджаном, развивала бы с нами активное сотрудничество [9]. Наконец, 13 января 1997 года было заключено соглашение, согласно которому группа «Deminex-Wintershall», объединяющая в себе три крупных концерна Германии, получила право участвовать в разработке карбогидрогенных ресурсов в азербайджанском секторе Каспийского моря в рамках проекта «Перспективные структуры Лянкяран-дениз и Талыш-дениз» с 30% долей [10, s.23-24].
Разумеется, внешнеэкономические связи Азербайджана не ограничивались одним лишь нефтяным сектором. Иначе Азербайджан сегодня остался бы просто нефтедобывающей страной на Южном Кавказе и не получил бы известность в качестве государства с сильной инфраструктурой.
Азербайджано-германское экономическое сотрудничество получило более широкое развитие как раз в ненефтяной сфере, что выразилось, прежде всего, в создании соответствующей правовой базы. Между двумя странами подписаны соответствующие договора, соглашения, протоколы, касающиеся, в частности, поощрения и защиты инвестиций, финансового сотрудничества, технического сотрудничества, воздушных перевозок. Подписанное в декабре 1995 года и состоящее из 13 статей соглашение «О поощрении и взаимной защите инвестиций между Азербайджанской Республикой и Федеративной Республикой Германия» составило правовую основу двустороннего экономического сотрудничества [11]. Благодаря этому соглашению, деловые круги Германии поверили в обеспечение своих экономических интересов в Азербайджане. Крупнейшие компании Германии стали более активно вкладывать инвестиции в Азербайджан, реализующий политику «открытых дверей» в сфере внешнеэкономических связей [12, s.93].
Другой подписанный между Азербайджаном и Германией документ - Меморандум «О финансовом сотрудничестве» [13] - обеспечил предоставление испытывающему финансовые трудности Азербайджану кредитов на благоприятных условиях в целях реализации ряда экономических проектов.
16 февраля 1995 года Азербайджан посетила делегация во главе с первым вице-президентом германского концерна «Daimler Benz Industrial», президентом входящей в его состав компании «AEG» Френком Матульке. В ходе визита делегация не только провела встречи с руководителями государственного концерна «Azsrbaycan Hava Yollan», Нефтяного консорциума, Государственной нефтяной компании Азербайджана, государственной компании «Azsriqaz», но и была принята Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Ф.Матульке довел до сведения главы государства намерение концерна сотрудничать в сфере создания автоматизированных систем управления для нефтегазовой промышленности Азербайджана. Он выразил также готовность содействовать снабжению Бакинского международного аэропорта в соответствии с международными стандартами, решению водной проблемы города Баку. Президент Гейдар Алиев заявил об открытости Азербайджана внешним инвесторам и, особо указав на создание для них всех необходимых условий, отметил наличие хороших возможностей и для деятельности германского концерна в Азербайджане [14].
Значительную часть состоявшегося в 1996 году визита Президента Азербайджана в ФРГ составили встречи с представителями деловых кругов этой страны. 3 июля Гейдар Алиев встретился в городе Кёльн, в офисе Федерального союза немецкой промышленности, с немецкими предпринимателями. Встретившись с руководителями крупнейших предпринимателей Германии, а также представителями среднего и мелкого бизнеса, азербайджанская делегация пригласила их вкладывать инвестиции в Азербайджан. В тот же день президент Г.Алиев провел встречи с вице-
президентом немецкой компании «Siemens» Андреасом Клеем, председателем правления компании «Tissen» Вольфгангом Шварцем, членами президиума правления Томасом Людвигом, Гансом Ульрихом Грубером, председателем правления компании «Ferrostal» фон Меккесом и главным уполномоченным компании Удо Фольгером, а также руководителями «Alkatel», «Mannesmann», «Deutsche Bank», «BASF», «ABB», «Grünwald», «Sholts», «interselekt». Побывав в компании «Mercedes-Benz», Гейдар Алиев ознакомился с ее производственным процессом и технологическими новинками [15, s.45-90]. В ходе встреч были обсуждены перспективы расширения экономических связей между Азербайджаном и Германией, а также вопросы участия немецких компаний в реконструкции Бакинского завода кондиционеров, Сумгаитского трубопрокатного завода, строительстве сталелитейного завода в Сумгаите, сотрудничества в телекоммуникационной сфере [16].
Кроме того, президент Азербайджана Гейдар Алиев встретился с вице-президентом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Манфредом Абеляйном. На встрече были обсуждены перспективы сотрудничества ЕБРР с Азербайджаном [17, s.657]. Глава Азербайджана встретился также в Дюссельдорфе с членами правления «Deutsche Bank» - одного из крупнейших по финансовым возможностям банков мира. Были подписаны меморандум о взаимопонимании в сфере финансового сотрудничества между Национальным банком Азербайджана и «Deutsche Bank», соглашение об открытии кредитной линии между Национальным банком Азербайджана и Банковским консорциумом AQ. Эти документы расширили сотрудничество между банковскими системами Азербайджана и Германии в сфере финансирования. При поддержке правительства ФРГ была создана возможность для открытия кредитной линии Азербайджану, что, в свою очередь, повлияло на приход германского бизнеса в Азербайджана. Встречи президента Гейдара Алиева с ведущими представителями экономических кругов ФРГ подтвердили заинтересованность Азербайджана в развитии экономических связей с Германией.
С 1996 года началась реализация трехлетней программы «Диалог банкиров Азербайджана и Германии». В программе были представлены, в частности, азербайджанские банки «Damiryolbank», «Rabitabank», «Sanaye va Texnika Bank», «Universalbank», «Azinvestbank» и «Arkobank». Возникшие вследствие реализации программы деловые связи между немецкими и азербайджанскими банками дали толчок развитию торгово-экономического сотрудничества обеих стран. Так, были открыты новые межбанковские корреспондентские счета, проведен обмен опытом в сфере кредитования и бухгалтерского учета, организованы стажировка азербайджанских банкиров в ФРГ, оказание немецкими специалистами технического содействия структурным изменениям в азербайджанских банках. Получило развитие сотрудничество между немецким банком «Deutsche Genossenschafts» (DG-Bank) и Международным банком Азербайджана [18]. Соглашения, подписанные между «Dresden Bank» и «Deutsche Bank» с Национальным банком и Международным банком Азербайджана, а также деятельность азербайджанского банка «Respublika», 25% акций которого принадлежит немецкому капиталу, создали благоприятные возможности для более тесного сотрудничества обеих стран в финансово-банковском секторе.
Для переживающего процесс индустриализации Азербайджана промышленные центры и компании Германии, как одной из передовых в мире стран в сфере технологий, выступают в качестве благоприятных партнеров. Наряду с развитием таких отраслей, как автомобильная, электротехника, машиностроение, в Германии высокого уровня развития достигли биотехнологии, нанотехнологии, биометрические, космические технологии, а также чувствительные к природе, экологические технологии (сявзанные с получением энергии ветра, фотовольтаической энергии и энергии биоматериалов). По уровню развития био-, гено-, нанотехнологий Германия занимает первое место в мире, наравне с США. Немецкие компании, специализирующиеся в данных отраслях, успешно действуют в Азербайджане. Крупнейшие промышленные компании Германии, в частности «DaimlerChrysler», «Volkswagen», «Siemens», «BASF Group», «BMW Group», «Lufthansa» [19], «Man», «Ferrestol», «Mannesmann», «Mercedes-Benz», «Doytraq», «Gabeg», «Preussag AG», «Klimed GmbH», «Grünwald», «Deminex», имеют в Азербайджане свои представительства. Их деятельность дает серьезный толчок развитию экономических связей между двумя странами, интеграции Азербайджана в мировую экономическую систему.
В целом, высокое качество продукции немецких компаний, предоставляемых ими услуг, в Азербайджане имеет такой же спрос, как и во всем мире. В частности, Германия обладает опытом
использования источников альтернативной энергии - ветра, солнца, биомасс. Использование этого опыта другими странами важно для удовлетворения их растущих энергетических потребностей в долгосрочной перспективе. Азербайджан успешно сотрудничает с Германией в данной сфере.
Развитие азербайджано-германских экономических связей имеет реальные перспективы. В целях изучения потенциала экономического сотрудничества между двумя странами, содействия развитию новых связей большое значение имеют Дни экономики Германия - Азербайджан, экономические и бизнес-форумы, в которых участвуют предприниматели обеих стран.
Обобщая уровень развития двусторонних экономических связей, мы можем констатировать ежегодный, начиная с 1995 года, рост германских инвестиций в Азербайджан. Так, в 1995-2011 годах в экономику страны были вложены инвестиции в размере 119 миллиардов долларов, из них свыше 60%, то есть 63 миллиарда долларов, составили иностранные инвестиции, 2,9% которых пришлись на долю германских инвесторов [20].
Согласно данным Государственного комитета статистики Азербайджанской Республики, филиалы и представительства германских компаний в Азербайджане, а также созданные в стране с их участием предприятия, на 100 процентов базирующиеся на иностранных инвестициях, совместные предприятия действуют в основном в таких отраслях, как нефтедобыча на суше, морское бурение, строительство установок, подземное строительство, дорожное строительство, строительство электростанций, электротехника, продажа нефтехимических веществ, воздушные грузовые перевозки, производство пластиковых и деревянных дверей и окон, установка коммуникационных средств и аппаратов для топливозаправочных пунктов, продажа компьютеров, бытовые услуги, очистка зданий и сточных вод и водное обеспечение, сбор мусора и его переработка, консультирование в транспортном секторе, здравоохранение [21; 22].
Начиная с 1997 года, то есть после создания совместной германо-азербайджанской межправительственной комиссии, ежегодно проводятся направленные на развитие двустороннего сотрудничества межправительственные германо-азербайджанские переговоры. В ходе них обсуждаются действующие проекты в сферах технического и финансового сотрудничества, возможности продления их реализации, а также перспективы будущих проектов.
В развитии двусторонних экономических связей большую роль играет и Германо-Азербайджанская Ассоциация. Основной целью организации является сочетание экономических интересов Германии и Азербайджана, деятельность в соответствии с этими интересами. Торгово-промышленная Палата Азербайджана, открывшая в Берлине свой офис, также содействует обеспечению торгово-экономических интересов деловых кругов обеих стран. Этой же задаче отвечает и деятельность функционирующего с 1999 года Германо-Азербайджанского Экономического Объединения (DAWF). 14 марта 2012 года был дан официальный старт деятельности Германо-Азербайджанской Внешнеторговой палаты. Эта палата стала частью сети германской экономики, включающей свыше 120 внешнеторговых палат и представительств [23].
Экономические связи между Азербайджаном и Германией основываются на взаимном интересе. Азербайджан, строящий свою экономику в соответствии с мировыми критериями, нуждается в современных высоких технологиях Германии. А для деловых кругов Германии Азербайджан является привлекательным рынком, пространством экономического сотрудничества, а также вратами для выхода на рынки Востока и Центральной Азии. Все эти факторы обуславливают будущие перспективы двусторонних связей.
Литература и источники
1. Qurbanov A. T.Tertgen: Tsraqqi ûçûn imkanlarmiz var. // Azsrbaycan" qsz., Baki, 1992, 31 dekabr.
2. Lehmbruch Gerhard. Einigung und Zerfalt. Opladen: Leske+Budrich Verlag, 1995. - 375 p.
3. Германия. Факты. Ведомство печати и информации федеративного правительства. Федеративной Республике Германия -50 лет. - Франкфурт-на-Майне: Изд-во Societäts-Verlag, 1999. - 512 с.
4. Hesse Joachim Jens, Ellwein Thomas. Das Regierungssystem der Bundesrepublik Deutschland. Band 1. - Berlin, 2004. - 575 p.
5. Koch Stefan. Erdoel ist das Leben. Neue Erdoelpipeline von Baku zum Schwazen Meer wurde eroeffnet / Frankfurter Rundschau, Frankfurt 10.05.1999.
6. Frank Herold. Trumpfkarte Öl. Der Aserbaidschanische Präsident Alijew wirbt in Berlin für engere beziehungen // Berliner Zeitung, Berlin, 15.02.2007.
7. Abdullayev Ç.9. Almaniya-Azsrbaycan slaqslsri. - Baki: "Azsrbaycan Milli Ensklopediyasi", 2000. - 156 s.
8. dliyev A. Azsrbaycanin iqtisadi siyassti. - Baki: Qanun, 2003. - 323 s.
9. Azsrbaycan Prezidenti Heydsr öliyev Almaniya Bundestaqinin nümaysndslsrini qsbul etmi^dir. AzsrTAc.// "Azsrbaycan" qsz., Baki, 1997, 20 sentyabr.
10. Azerbaijan Oil and Gas contracts // The Oil and Gas Industry of Azerbaijan. Baku, SOCAR - State Oil Company of Azerbaijan Republic, 2001-ci il, s. 23-24 http://new.socar.az/socar/az/company/joint-ventures/oil-and-gas-proserv-llc
11. AR XlN-nin TAI: f. 28, siy. 11, 1995. Azsrbaycan Respublikasi vs Almaniya Federativ Respublikasi arasmda investisiyalarm ts^viqi vs qar^iliqli qorunmasi haqqinda Müqavils. Baki §shsri, 22 dekabr 1995-ci il, 5 s.
12. Hüseynov A. Müstsqil Azsrbaycan-20: iqtisadi inki^af yolu. - Baki: Azsrbaycan ns^riyyati, 2011. - 328 s.
13. Azsrbaycan-Almaniya: Omskda^liq inki^af etdirilscsk. AzsrTAc.// "Azsrbaycan" qsz., Baki, 1995, 26 dekabr.
14. Azsrbaycan Prezidenti Heydsr Oliyev Almaniyanin "Daymler Bentis Industrial" Konserninin nümaysnds heystini qsbul etmi^dir. AzsrTAc. // "Azsrbaycan" qsz., Baki, 1995, 17 fevral.
15. Azsrbaycan-Almaniya: Respublikamiz Avropa ölkslsri ailssinds öz mövqeyini möhksmlsndirir. Tsrtibfilsr / Hsssnzads N, §ahmsmmsdov §, Sadixov O. - Baki: §srq-Qsrb, 1996. - 96 s.
16. Azsrbaycan Prezidenti Heydsr Oliyevin Almaniyaya ssfsri davam edir. AzsrTAc. // "Azsrbaycan" qsz., Baki, 1996, 4 iyul.
17. Abdullayev E.i., Muradov.F.i. Azsrbaycan beynslxalq alsmds. (Azsrbaycan Respublikasi Prezidenti Heydsr Oliyevin 1995-1996-ci illsrds xarici ölkslsrs ssfsrlsrins dair materiallar) Tsrtibfilsr / II c. - Baki: Göytürk, 1997. - 761 s.
18. Azsrbaycan vs Almaniya bankirlsrinin dialoqu davam edir // Leyli. Alman - Azsrbaycan Csmiyystinin jurnali, 1999/2000. № 4. s. 17-18.
19. Peter Hintereder und Martin Orth. Starker Wirtschaftsstandort im globalen Markt. www.tatsachen-ueber-deutschland.de/de/ekonomi/main-content-06. ..Ekonomi
20. Azsrbaycanda investisiya mühiti http://www.azerbaijans.com/content_1614_az.html
21. AR XIN-in TAI. f.28, siy.19, 2004, vv.14-16. Azsrbaycan Respublikasi ils Almaniya Federativ Respublikasi arasinda iqtisadi smskda^liq haqqinda Arayi§. 12.08.2004.
22. Azsrbaycan Respublikasinin Dövlst Statistika Komitssinin mslumatlarin yayilmasi §öbssi. Ssnsd № 02/1-29, 01.03.2012.
23. Bakida Alman-Azsrbaycan Xarici Ticarst Palatasi tssis olundu / www.dawf.com/azeri/frontend/index.php
МАГЕРРАМОВА СОНА САБАДДИНОВНА - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и методики ее преподавания Сумгаитский Государственный Университета ([email protected])
MAHARRAMOVA, SONA S. - Ph.D. in History, Associate Professor, the Head of Department of History and its Teaching Methods, Sumgait State University ([email protected]).
УДК 94(510+73):327(002.5) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-117-126
РАУ И.
К ВОПРОСУ О НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЯХ В СВЕТЕ ПЕРЕХОДА К ТЕХНОЛОГИЯМ 5 G (2013-2021)
Ключевые слова: интернет, 5G-cemb, геополитика, геостратегия, зоны влияния, квантовая техника, нейтральность, Евросоюз, Россия, США, Китай, Германия, новая эра стратегических конкуренций, стратегическая инициатива.
При создании интернет сети 5G США выдвинули требования отстранить китайский концерн Huawei от указанных работ, чтовызвало недовольство многих европейских партнеров США, воспринявших это как давление, попытку ограничить страны Евросоюза в их геополитических интересах. Естественно, это не понравилось и самой китайской стороне, которая все больше и больше заявляет о себе как о полноправном глобальном игроке. В конкуренции с Китаем за господство над евразийским («Eurasischen») интернетом США ключевое значение придают ЕС и особенно Германии, как наиболее крупной экономической державе в Союзе. Такое же значение ЕС и Германии в этой борьбе придает и Китай. И первому, и второй грозит поэтому опасность стать полем битвы между двумя гигантами, т. к. они не могут сравниться с ними, с тех пор, как ЕС оттолкнул от себя Россию, ни в каком отношении.
RAU, J.
TO THE QUESTION ON NEW GEOPOLITICAL TRENDS IN THE LIGHT OF TRANSITION TO 5G TECHNOLOGIES (2013-2021)
Key words: Internet, 5G network, geopolitics, geostrategy, zones of influence, quantum technology, neutrality, European Union, Russia, USA, China, Germany, new era of strategic competition, strategic initiative.
When creating the 5G Internet network, the United States put forward demands to remove the Chinese concern Huawei from these works, which caused the discontent of many European partners of the United States, who perceived this as pressure, an attempt to restrict the EU countries in their geopolitical interests. Naturally, the Chinese side itself did not like this, which more and more asserts itself as a full-fledged global player. In the competition with China for dominance over the Eurasian ("Eurasischen") Internet, the United States attaches key importance to the EU and especially Germany as the largest economic power in the Union. China attaches the same importance to the EU and Germany in this struggle. Both the first and the second are therefore in danger of becoming a battlefield between the two giants, since they cannot compare with them, since the EU pushed Russia away from itself, in any respect.
Требования США исключить китайский концерн Huawei при создании интернетн-сети 5G (5G-Netzwerk) вызвало в немецких политических и экономических кругах удивление, сочетавшееся с неуверенностью: как мы могли ошибиться в оценках экономических перспектив и актуальных выгод от создания такой сети, или же мы не учли другие последствия ее возникновения в Германии и в ЕС? Верным оказалась вторая часть этого состояния. Немецкие представления и требования к политической нейтральности техники и технологий оказались несовместимыми с