Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ И ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ И ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / ИСЛАМ / СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / AZERBAIJAN / RELIGIOUS POLICY / ISLAM / SOVIET REPUBLIC / CULTURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бахрамова Севиль Шивехан Гызы

В статье исследуется специфика религиозной ситуации в Азербайджане в первые годы существования Советской власти. Автор показывает, что особенности этно-религиозной ситуации в Азербайджане, при безусловно доминирующем значении ислама, традиционно определялись высоким уровнем толерантности к представителям других религиозных культов. Отмечается, что в имперской России царское правительство стремилось посеять рознь между мусульманским населением Южного Кавказа, в частности путем создания двух независимых управлений - суннитского и шиитского духовенства. Однако с возникновением Азербайджанской Демократической Республики, 1 сентября 1918 года был создан единый орган «Машиха» с целью объединение суннитского и шиитского мазхабов. Ситуация вновь изменилась с 1920 года. Показано, что деятельность большевиков в вопросе борьбы с религией и осуществления принципов атеизма делится на два этапа: I этап - 1917-1928-е годы - характеризуется началом подготовки к борьбе с исламом; II этап - 1928-1941-е годы время тотальной борьбы с исламом и с религией вообще. И если поначалу они призвали мусульман к джихаду в борьбе с империализмом, то к концу 1920-х гг. перешли к политике подавления религиозной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TOLERANCE IN AZERBAIJAN: TO THE QUESTION OF THE ORIGINS AND HISTORY OF EVOLUTION DURING THE FIRST YEARS OF THE SOVIET POWER

In the article researches the specifics of the religious situation in Azerbaijan in the first years of the existence of Soviet power. The author shows that the features of the ethno-religious situation in Azerbaijan, with the unconditionally dominant significance of Islam, have traditionally been determined by a high level of tolerance towards representatives of other religious cults. It is noted that in imperial Russia the tsarist government sought to sow discord between the Muslim population of the South Caucasus, in particular by creating two independent administrations - the Sunni and Shiite clergy. However, with the emergence of the Azerbaijan Democratic Republic, on September 1, 1918, it was created a single ‘Mashih’ authority with the aim of uniting the Sunni and Shiite madhhabs. The situation has changed again since 1920. It is shown that the activity of the Bolsheviks in the fight against religion and the implementation of the principles of atheism is divided into two stages: Stage I - 1917-1928s - characterized by the beginning of preparations for the fight against Islam; Stage II - 1928-1941-ies the time of a total struggle with Islam and with religion in general. And if at first they called on Muslims to jihad in the fight against imperialism, then by the end of the 1920s switched to a policy of suppressing religious life.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ И ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

Таким образом, решение ключевых вопросов и проблем соотношения доходов и расходов местных бюджетов, в рамках правоприменительной деятельности органов городского самоуправления, осуществлялось в направлении поиска новых источников бюджетных доходов посредством совершенствования фискально-налоговой политики. Ключевая роль в этом процессе отводилась взаимодействию местной власти и представителей зарождавшегося гражданского общества в контексте бюджетно-финансового и социально-хозяйственного администрирования.

Литература и источники

1. НардоваВ.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX вв. - СПб.: Наука, 1994. - С.50-51.

2. Енисейские губернские ведомости. - 1895. - 18 февраля. - №7; 8 апреля, №14; 22 июля, №29; 29 июля. №30.

3. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф.25. Оп.27. Д.409. Л.Л. 6-15, 105-108.

4. Немчинов В.И. Городское самоуправление по действующему русскому законодательству. Городовое положение 11 июня 1892 г. С последними дополнениями и изменениями по Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910 гг., с приложениями к «Городовому положению», важнейшими разъяснениями Правительствующего Сената и извлечениями из других узаконений, относящихся к «Городовому положению». - М.: Изд. В.М. Саблина, типо-литогр. т-ва И.Н. Кушнерова, 1912. - С.184-190.

5. Енисейские губернские ведомости. - 1895. - 15 апреля. - №15; 5 августа. №31.

6. Енисей. - 1898. - 11 марта. - №29.

7. Енисей. - 1897. - 7 марта. - №28.

8. Кускашев Д.В. Тенденции бюджетной политики Ачинского городского самоуправления в конце XIX века // Евразийский юридический журнал. - 2019. - №12. - С.113.

9. Енисейский листок. - 1893. - 5 февраля. - №6.

10. Енисейские губернские ведомости. - 1898. - 17 января. - №3.

11. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.595. Оп.52. Д.408. Л.142.

12. Енисей. - 1898. - 3 апреля. - №39.

13. Енисей. - 1900. - 23 августа. - №99.

14. ГАИО. Ф.25. Оп.9. Д.2803. Л.3.

15. ГАИО. Ф.25. Оп.9. Д.2569. Л.8.

References and Sources

1. Nardova V.A. Samoderzhavie i gorodskie dumy v Rossii v konce XIX - nachale XX vv. - SPb.: Nauka, 1994. - S.50-51.

2. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1895. - 18 fevralya. - №7; 8 aprelya, №14; 22 iyulya, №29; 29 iyulya. №30.

3. Gosudarstvennyj arhiv Irkutskoj oblasti (GAIO). F.25. Op.27. D.409. L.L. 6-15, 105-108.

4. Nemchinov V.I. Gorodskoe samoupravlenie po dejstvuyushchemu russkomu zakonodatel'stvu. Gorodovoe polozhenie 11 iyunya 1892 g. S poslednimi dopolneniyami i izmeneniyami po Prodolzheniyam 1906, 1908, 1909 i 1910 gg., s prilozheniyami k «Gorodovomu polozheniyu», vazhnejshimi raz"yasneniyami Pravitel'stvuyushchego Senata i izvlecheniyami iz drugih uzakonenij, otnosyashchihsya k «Gorodovomu polozheniyu». - M.: Izd. V.M. Sablina, tipo-litogr. t-va I.N. Kushnerova, 1912. - S.184-190.

5. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1895. - 15 aprelya. - №15; 5 avgusta. №31.

6. Enisej. - 1898. - 11 marta. - №29.

7. Enisej. - 1897. - 7 marta. - №28.

8. Kuskashev D.V. Tendencii byudzhetnoj politiki Achinskogo gorodskogo samoupravleniya v konce XIX veka // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2019. - №12. - S.113.

9. Enisejskij listok. - 1893. - 5 fevralya. - №6.

10. Enisejskie gubernskie vedomosti. - 1898. - 17 yanvarya. - №3.

11. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya (GAKK). F.595. Op.52. D.408. L.142.

12. Enisej. - 1898. - 3 aprelya. - №39.

13. Enisej. - 1900. - 23 avgusta. - №99.

14. GAIO. F.25. Op.9. D.2803. L.3.

15. GAIO. F.25. Op.9. D.2569. L.8.

КУСКАШЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета (kenig-1977@mail.ru) KUSKASHEV, DMITRY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University (kenig-1977@mail.ru).

УДК 94(479.24):291.1«1917/28»

БАХРАМОВА С.Ш. РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ И ИСТОРИИ ЭВОЛЮЦИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Ключевые слова: Азербайджан, религиозная политика, ислам, Советская Республика, культурное развитие.

В статье исследуется специфика религиозной ситуации в Азербайджане в первые годы существования Советской власти. Автор показывает, что особенности этно-религиозной ситуации в Азербайджане, при безусловно доминирующем значении ислама, традиционно определялись высоким уровнем толерантности к представителям других религиозных культов. Отмечается, что в имперской России царское правительство стремилось посеять рознь между мусульманским населением Южного Кавказа, в частности путем создания двух независимых управлений - суннитского и шиитского духовенства. Однако с возникновением Азербайджанской Демократической Республики, 1 сентября 1918 года был создан единый орган «Машиха» с целью объединение суннитского и шиитского мазхабов. Ситуация вновь изменилась с 1920 года. Показано, что деятельность

большевиков в вопросе борьбы с религией и осуществления принципов атеизма делится на два этапа: I этап - 1917-1928-е годы - характеризуется началом подготовки к борьбе с исламом; II этап - 1928- 1941-е годы время тотальной борьбы с исламом и с религией вообще. И если поначалу они призвали мусульман к джихаду в борьбе с империализмом, то к концу 1920-х гг. перешли к политике подавления религиозной жизни.

BAKHRAMOVA, S.Sh.

RELIGIOUS TOLERANCE IN AZERBAIJAN: TO THE QUESTION OF THE ORIGINS AND HISTORY OF EVOLUTION DURING THE FIRST YEARS OF THE SOVIET POWER

Keywords: Azerbaijan, religious policy, Islam, Soviet Republic, cultural development.

In the article researches the specifics of the religious situation in Azerbaijan in the first years of the existence of Soviet power. The author shows that the features of the ethno-religious situation in Azerbaijan, with the unconditionally dominant significance of Islam, have traditionally been determined by a high level of tolerance towards representatives of other religious cults. It is noted that in imperial Russia the tsarist government sought to sow discord between the Muslim population of the South Caucasus, in particular by creating two independent administrations - the Sunni and Shiite clergy. However, with the emergence of the Azerbaijan Democratic Republic, on September 1, 1918, it was created a single 'Mashih' authority with the aim of uniting the Sunni and Shiite madhhabs. The situation has changed again since 1920. It is shown that the activity of the Bolsheviks in the fight against religion and the implementation of the principles of atheism is divided into two stages: Stage I - 1917-1928s - characterized by the beginning of preparations for the fight against Islam; Stage II - 1928-1941-ies the time of a total struggle with Islam and with religion in general. And if at first they called on Muslims to jihad in the fight against imperialism, then by the end of the 1920s switched to a policy of suppressing religious life.

На протяжении всей истории Азербайджана среди различных народов, проживающих на его территории, всегда существовала религиозная толерантность, господствовали дружеские осношение. Общенациональный лидер Гейдар Алиев, оценивая наш народ, как создателя редкой и самобытной культуры, писал: «Судьба Азербайджана такова, что по своему географическому положению он всегда находился на стыке культур и постоянно испытывал на себе влияние Запада и Востока. Известно, что ... в Азербайджане еще за тысячелетия до нашей эры уже существовала развитая культура» [1, s.362]. Ныне в основе данной культуры находится синтез мусульманской и христианской цивилизаций.

Еще в период средневековья Азербайджан являлся своеобразным мостом между Востоком и Западом, между мусульманским и христианским мирами [2, s.38]. Общеизвестно, что мусульмане с уважением относятся к представителям монотеистических религий, а мусульманская толерантность основывается на сурах и аятах Корана, основной идеей которого является принцип «нет принуждения в религии». Исходя из этого, мусульмане всегда с терпением и уважением относились к представителям многих религий, в частности, к христианам, иудеям, зороастрийцам. Основываясь именно на этой традиции, наш народ веками доброжелательно относился к народам, которые, избрав его своей новой родиной, оседали на данной территории.

Нынешняя общественно-политическая картина мира с ее национальными и религиозными конфликтами все еще свидетельствует о наличии немалого числа проблем. Поэтому многие государства для выхода из сложившейся критической ситуации все большее значение придают развитию межрелигиозного диалога. К большому сожалению, находятся и такие силы, которые для претворения в жизнь своих нечистоплотных идей, все еще используют религиозный фактор. В отличии многих стран мира, Азербайджан всегда отличался своей этнической и конфессиональной пестротой и на протяжении всей истории здесь по отношению к другим народам всегда господствовало уважение, терпение и взаимопонимание. Как и прежде, ныне современный Азербайджан может быть примером для многих стран, где толерантность служит укреплению государственности, нерушимости дружбы между его народами.

Азербайджан географически с древнейших времен находится на том стыке, где соприкасаются многие религии (тенгрианство, зороастризм, христианство, ислам и иудаизм). В период становления этнического самосознания коренного этноса, здесь господствовало тенгрианство [3, S.308-465]. Начиная с VII века до нашей эры, на юге Азербайджана утверждается зороастризм, который все же не смог утвердиться севернее реки Араз [4; 5]. Одной из причин этого было распространение на территории севернее Араза с начала нашей эры христианства. Но и оно не сумело получить здесь широкого распространения, ибо большинство местного населения продолжало придерживаться основ тенгрианства. Распространение же иудазма на территории Азербайджана относят к VI веку нашей эры [6, с.11].

Примерно в 639 году, после завоевания Азербайджана арабами уже IX веку ислам сумел практически вытеснить здесь все другие религии, за исключением христианства, которое к этому времени сумело укрепиться лишь в некоторых горных местностях. И вот уже 1376 лет ислам занимает господствующее положение на территории Азербайджана. Начиная с правления шаха Исмаила, здесь в основном утверждается шиитский толк ислама [7, с. 8-13]. В последующие века на этой территории начинают распространяться буддизм, бахаизм, кришнаитство и различные мусульманские и христианские течения [8, 8. 26]. Тем не менее, согласно переписи населения, в 1999 году 96% местного населения составляют мусульмане, из которых основную массу состовляют азербайджанцы [7, с. 8-13].

Сразу же поле заключения Гюлистанского договора 1813 года царское правительство, с целью раскола мусульманского населения, в 1823 году утвердило должность шейхульислама Южного Кавказа. После подписания «Указа о правах мусульманского духовенства» от 1829 года, в 1832 году была утверждена и должность суннитского муфтия. В 1872 году были созданы два независимых управления - суннитского и шиитского духовенства. Таким образом, принятием этих решений царское правительство стремилось посеять рознь между мусульманским населением Южного Кавказа. Политика христианизации и русификации местного населения, с одной стороны, и ликвидация на основании решения Священного Синода в 1836 году албанского католикосата с подчинением независимой албанской церкви армянской церкви - с другой, фактически заложили основы для будущего конфессионального конфликта. Наконец переселенческая политика царского правительства, состоявшая в выселении в Азербайджан русских еретиков, немцев и армян, в итоге, создававшая земельные проблемы, ведущая к разорению и обезземеливанию местного мусульманского населения, также не способствовала религиозному миру.

Немцы-лютеране в Азербайджан были переселены в 1817 году. В 1870 году в Баку стала действовать первая евангелистско-лютеранская община. В 1899 году община на свои средства построила свой религиозный храм - кирху. Католическая община здесь стала формироваться в 30-х годах XIX века. В 1912 году по инициативе католической общины в центре Баку была возведена «Церковь Святой Марии».

Наиболее крупным этно-конфессиональным противостоянием, оргоанизованным царским правительством в Азербайджане стала армяно-азербайджанская резня 1905 года. С целью противостояния зверствам армянских бандформирований А.Агаевым в 1906-году была создана организация «Дифаи». В прогрмме организации однозначно указывалось, что после этого все разногласия между суннитами и шиитами должны быть прекращены и, разжигающее рознь течение «шейхи» подлежит закрытию [9, 8.176].

После Февральской буржуазной революции 1917 года общественно-политическая жизнь в Азербайджане активизировалась. Как отмечает Т.Свиетоховский, национальные партии, созданные в это время, по своим взглядам основывались на идеях национализма, панисламизма и социализма [10, с.25]. В апреле 1917 года при содействии ахунда мечети Тезепир Ага Ализаде с участием трехсот делегатов в здании Исмаилиййа прошел I съезд мусульман Кавказа. Председательствующий на съезде А.Топчибашев объявил о единстве между суннитами и шиитами, а участвовавшие в работе съезда шейхульислам и муфтий, пожав друг другу руки, совершили совместный намаз [11, с.42].

С 1 по 11 мая 1917-го года в Москве прошел съезд мусульман России, где выступавший от азербайджанской делегации А.Топчибашев, заявил, что отныне мусульмане в вопросах религии будут добиваться самоуправления [12, с.42]. В это же время в Баку с 5 по 12 мая проходил I съезд мусульман-учеников Кавказа. 21 мая был создан Центральный Комитет и фонд мусульман-учеников Кавказа [13]. Именно со стороны мусульманского духовенства был дан первый призыв к отпору во время генцоцида тюркско-мусульманского населения в марте 1918 года, устроенного дашнако-большевистскими объединениями.

Образование 28 мая 1918 года первого на Востоке демократического государства -Азербайджанской Демократической Республики положило конец запретам, налагаемым на ислам Российским правительством. До сентября 1918 года временным религиозным центром молодого государства стала Гянджа. В августе того же года Духовное Управление Мусульман Закавказья во главе с шейхульисламом Мухаммедом Пишнамаз-заде и муфтием Мустафой Эфендизаде переехалj из Тифлиса в Гянджу. 1 сентября 1918 года был создан единый орган «Машиха». Целью

создания этого органа было объединение суннитского и шиитского мазхабов. Наряду с шейхульисламом и муфтием, сюда вошли еще и 31 казий. После освобождения Кавказской Мусульманской Армией Баку от дашнако-большевистских объединений Духовное Управление Мусульман Закавказья переехало из Гянджи в Баку. 11 декабря того же года шейхульислам Мухаммед Пишнамаз-заде подал в отставку и вместо него главой данного управления был избран Ага Ализаде, получившим сан шейхульислама. Этим событием был положен конец раздвоению духовного управления суннитов и шиитов [14, с.384]. Таким образом, созданная в 1829 году с целью разжигания раздора между мусульманским населением правовая база, тем самым, была ликвидирована.

После свержения законной власти Азербайджанской Демократической Республики и оккупации ее земель XI Красной Армией, с целью укрепления своей власти на местах коммунисты, выбивая из сознания местных мусульман вековые традиции, стали насильно насаждать атеистическую идеологию. Поэтому одной из важнейших задач Советского руководства сразу же после завоевания Азербайджана стало проведение «культурной реформы», основное содержание которой определялось лозунгами атеизма и борьбы с национальными и религиозными традициями [15, с.223]. Эта политика атеизма не была воспринята местным духовенством и населением в целом. Народ, в чей многовековой культуре религия имела немаловажное значение, не воспринимал коммунистическую идеологию. Поэтому большевики, целенаправленно осуществляя захват наших земель, первое время, чтобы не вызывать недовольства местного населения, обещали и старались не ограничивать местные религиозные порядки.

Судя внутреннеполитической ситуации, сложившейся к тому времени, можно утверждать, что до начала Второй мировой войны деятельность Советской власти в вопросе борьбы с религией и осуществления принципов атеизма делится на два этапа: I этап - 1917-1928-е годы -характеризуется началом подготовки к борьбе с исламом; II этап - 1928-1941-е годы время тотальной борьбы с исламом и с религией вообще [16, с.41].

После утверждения в Азербайджане Советской власти политика большевиков в данном вопросе носила двойственный характер. Сразу же после оккупации все партии, кроме Азербайджанской Коммунистической партии, здесь были запрещены. С 28 апреля 1920 года коммунисты приступили к репрессиям в отношении всех тех, кто находился в оппозиции по отношению к Советской власти, что в итоге переросло в массовый террор. По некоторым данным, с апреля 1920 года по август 1921 года в общей сложности было расстреляно около 48 тыс. человек, из которых основную массу составляла интеллигенция [17, с.279].

Однако вместе с этим коммунисты для проведения долговременной политики на Востоке возлагали на Азербайджан большие надежды. Поэтому двойственность политики российских коммунистов по отношению к Азербайджану особенно проявлялась в религиозном вопросе. Будучи атеистами, придя к власти в России, коммунисты сразу же стали претворять в жизнь политику отделения государства от религии. Так, с принятием Указов от ноября-декабря 1917 года о земле, разводе и гражданском браке, коммунисты этим нанесли сокрушительный удар по церкви.

20 января 1918 года был принят «Указ о свободе совести, религиозных общинах». Впоследствии этот Указ стал известен как «Указ об отделении церкви от государства и школы от церкви» [3, с.112]. Фактически этот Указ надо считать основополагающим документом в отношении Советской власти по отношению к религии и религиозным общинам. Основным моментом этого Указа было в том, что в нем указывалось на невозможность церкви иметь право на собственность. Фактически этим документом Советская власть, ограничивая деятельность религиозных организаций, лишала их экономической основы. Но, вместе с этим, Указ, ликвидируя дискриминацию по религиозному принципу, объявлял светскость государства и школы.

Несмотря на то, что фактически с первого дня это Указ был направлен против всех религий, на самом деле он в первую очередь был направлен против православия. При этом поначалу отношение большевиков к мусульманам было значительно более мягким. В России в то время проживало около 30 миллионов мусульман, и Советы хотели использовать эту силу в борьбе против «мирового империализма». Поэтому-то большевики и стремились найти общий язык с мусульманами. Уже 20 ноября 1917 года большевики принимают Обращение «К мусульманским трудящимся России и Востока». Этим Обращением на словах запрещалась всякая дискриминация в отношении мусульман.

Вдохновленные тем, как большевики без труда завоевали Азербайджан, коммунисты стали претворять в жизнь вышеуказанный Указ о религии. Первое время они старались удалить из «Машихи» тех религиозных деятелей, которые не поддерживали Советскую власть. После того, как большевики добились этого, они в начале мая 1920 года распустили этот орган. Сразу вслед за этим в мае 1920 года Революционный Комитет Азербайджана (РКА) на основании декрета «О свободе совести» во всех государственных школах, находящихся в попечении Комиссариата Народного Образования, запретил проведение религиозного обучения и ритуалов. Вслед за этим, на основании Указа от 5 мая были конфискованы земли, принадлежащие вакфам и мечетям [9, с.12]. 20 мая 1920 года Комиссариат Народного Образования Азербайджана принял «Декрет о ликвидации в школах религиозного обучения и проведении религиозных ритуалов». В декрете указывалось: «В государственных и всех особых школах находящихся при Комиссариате Народного Образования, преподавание религиозного обучения и исполнение в школе какого-либо религиозного ритуала ликвидируется» [2, с.347]. Конечно, все эти мероприятия не могли пройти бесследно, негативно сказавшись на отношении мусульманского духовенства к Советской власти. Большая часть мусульманского духовенства приняла самое непосредственное участие в антисоветских восстаниях, происшедших в мае-июне 1920 года в Гяндже и Карабахе.

Чтобы проявить некую либеральность, Советская власть с целью привлечения местного духовенства на свою сторону на государственном уровне стало проводить празники Кубан-байрам и Рамазан, а в дни Новруз-байрама в школах объявлялись каникулы. В августе 1920 года, на основании декрета РКА, в Баку для централизованного хранения золота, бриллианта, платина и других драгоценностей было создано Государственное Управление Охраны. Но, главным моментом данного декрета было то, что там указывалось, что он не касался тех драгоценностей, которые являлись объектом поклонения и находились в распоряжении религиозных общин.

С целью укрепления доверия мусульман по отношению к Советской власти, на основании решения Международного Коммунистического Интернационала, в сентябре 1920 года в Баку был проведен I съезд мусульман Востока, причем председательствовавший на этом съезде Г.Зиновьев призвал мусульман к джихаду в борьбе с империализмом. Однако в то же время, когда на севере Азербайджана восстало суннитское население, коммунисты вместе с некоторыми представителями духовенства, выступали под лозунгом «веры, свободы и независимости». В августе 1921 года Нариман Наримов во время траурного месяца Мухаррам в мечетях Тезепир и Биби-Эйбат раздавал населению продукты. Были даже случаи, когда коммунисты утверждали о взаимодополняемости коммунизма и шариата. Основываясь на этих идеях, некоторые представители духовенства стали выступать под лозунгом «Во имя Советской власти и шариата» [12, с.111]. Уже в 1921 году данный лозунг был поддержан комиссаром по делам национальностей И.В. Сталиным и возглавлявшим в то время Азербайджанскую Коммунистическую Партию С.М.Кировым [14, с.148].

В ноябре 1922 года в Президиум АКП поступило заявление с подписью ахунда мечети Тезепир Ага Ализаде. В нем ахунд просил о содействии пилигримам, направляющимся в Кербалу. С этой целью со стороны Президиума КП пилигримам было выделено 300 рублей золотом. В ответ на это, когда в 1921-22 годах Поволжье, Крым и Украину поразил голод, 23 мая 1922 года, выступая в Тезепире, ахунд Ага Ализаде и казий Абдульрагим Гаджизаде обратились за помощью к мусульманам мира.

Тем не менее высшее духовенство Азербайджана не прекращало борьбы против Советской власти. Поэтому в 1923 году был разработан специальный план по разжиганию противоборства между суннитами и шиитами, а также привлечения на сторону Советской власти части лояльного духовенства. С этой целью была создана «армия красных мулл» [24]. Сразу же после это была прекращена пропаганда и против Мухаррама. 17 августа 1923 года в газете «Заря Востока» против политики, проводимой Англией на Востоке? был отпечатан «Призыв азербайджанского духовенства», а в декабре под лозунгом «Советская власть не противоречит исламу» был проведено совещание «красных мулл».

Однако время взаимных уступок уже подходило к концу, и в отношениях государства и религиозных общин стали появляться глубокие трещины. Лозунг атеистов «Религия - это опиум для народа», все более определявший политику властей, стал последовательно претворяться в жизнь [15, с.98]. В 1923-25 годах один за другим последовали постановления «О регистрации

религиозных общин», о взятии под контроль духовенства и религиозных общин Комиссариатом Внутренних Дел. В результате этого, отношение к исламу существенно изменилось. 10-17 августа 1922 года и 18-19 октября 1923 года в Губадлинском уезде произошли антисоветские выступления, первое из которых возглавил Гаджи Гасым бек Челебиоглу, а второе бывший казий Бахти Эфенди [15, с.14]. Грезы о революционности мусульман Востока ушли в небытие. Уже в 1924 году после создания Управления по религиозным делам и религиозным общинам, шариатские суды были ликвидированы. В 1928 году религия была отделена от государства.

Литература и источники

1. Azsrbaycan Respublikasinin Prezidenti Heydsr Qliyevin yeni 2001-ci il, yeni ssr vs ufuncu minillik munasibsti ils Azsrbaycan xalqina muracisti. Baki.29 dekabr 2000-ci il

2. dliyev Heydsr Mustsqilliyimiz sbsdidr. mart 2002 - may 2003-ci il. - Baki: Azsrns^r, 2011. - 551 s.

3. Алекперов Алекпер. Тюрки Азербайджана. - Baki: §srq-qsrb, 2011. - 559 c.

4. Алиев Играр. История Мидии. - Баку: АН Аз.ССР, 1960. - 361 с.

5. Алиев Играр. Очерки истории Атропатены. - Баку: Азернешр, 1989. - 159 с.

6. БеккерМоисей. Евреи Азербайджана: история и современность // CBS Poliqrqraphik produktion. - Баку, 2000. - 79 c.

7. Юнусов Ариф. Ислам в Азербайджане. - Баку, 2009. - 552 c.

8. dliyev Rafiq. Dovlst vs din (fixi^lar vs msqlslsr toplusu) Avropans^riyyati. - Baki 2006. - 94 s.

9. Исхаков Салават. Российские мусульмане и революция 1917-1918 годов. - М.: Изд. Социально-политическая мысль, 2004.

10. Свентоховский Т. Становление национальной идентичности в Азербайджане// Азербайджан и Россия: общества и государства. - М., 2001. // http://www.sakharovcenter.ru/publications/azrus/az_002.htm14

11. Геюшев З. Этическая мысль в Азербайджане. Баку.1968. с.289-290 - 563 c.

12. Ssmsdov Elsevsr. Azsrbaycanda din-dovlst munasibstlsri vs dini tshsilin formala^masi. - Baki: AMEA, Fslssfs, Sosiologiya vs Huquq ln-tu, 2009. - 169 s.

13. Аскеров-Кенгерлинкий А. Трагедия Азербайджана // Хазар.- 1990. - № 3. - С.87.

14. Orucov H. Azsrbaycanda din. Qn qsdim dovrdsn bu gunsdsk. - Baki: Idrak, 2012. - 428 s.

15. Cumhuriyystin vs sovet dovrunun §eyxulislami. - Baki: Elm vs tshsil, 2011. - 184 s.

16. Huseynli R. Azsrbaycan ruhanilsri (xanliqlarin yaranmasindan sovet i^galma qsdsr). - Baki, 2002. - 266 s.

17. Mardin S. Religion in modern Turkey // Intetnational Sosial Science Journal. Paris. 1977. V.29. № 2. P.279-297.

References and Sources

1. Azsrbaycan Respublikasinin Prezidenti Heydsr Qliyevin yeni 2001-ci il, yeni ssr vs ujuncu minillik munasibsti ils Azsrbaycan xalqina muracisti. Baki.29 dekabr 2000-ci il

2. Qliyev Heydsr Mustsqilliyimiz sbsdidr. mart 2002 - may 2003-ci il. - Baki: Azsrns§r, 2011. - 551 s.

3. Alekperov Alekper. Tyurki Azerbajdzhana. - Baki: §srq-qsrb, 2011. - 559 c.

4. Aliev Igrar. Istoriya Midii. - Baku: AN Az.SSR, 1960. - 361 s.

5. Aliev Igrar. Ocherki istorii Atropateny. - Baku: Azerneshr, 1989. - 159 s.

6. Bekker Moisej. Evrei Azerbajdzhana: istoriya i sovremennost' // CBS Poliqrqraphik produktion. - Baku, 2000. - 79 c.

7. YUnusov Arif. Islam v Azerbajdzhane. - Baku, 2009. - 552 c.

8. Qliyev Rafiq. Dovlst vs din (fixi§lar vs msqlslsr toplusu) Avropans§riyyati. - Baki 2006. - 94 s.

9. Iskhakov Salavat. Rossijskie musul'mane i revolyuciya 1917-1918 godov. - M.: Izd. Social'no-politicheskaya mysl', 2004.

10. Sventohovskij T. Stanovlenie nacional'noj identichnosti v Azerbajdzhane// Azerbajdzhan i Rossiya: obshchestva i gosudarstva. - M., 2001. // http://www.sakharovcenter.ru/publications/azrus/az_002.htm14

11. Geyushev Z. Eticheskaya mysl' v Azerbajdzhane. Baku.1968. s.289-290 - 563 c.

12. Ssmsdov Elsevsr. Azsrbaycanda din-dovlst munasibstlsri vs dini tshsilin formala§masi. - Baki: AMEA, Fslssfs, Sosiologiya vs Huquq ln-tu, 2009. - 169 s.

13. Askerov-Kengerlinkij A. Tragediya Azerbajdzhana // Hazar.- 1990. - № 3. - S.87.

14. Orucov H. Azsrbaycanda din. Qn qsdim dovrdsn bu gunsdsk. - Baki: Idrak, 2012. - 428 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Cumhuriyystin vs sovet dovrunun §eyxulislami. - Baki: Elm vs tshsil, 2011. - 184 s.

16. Huseynli R. Azsrbaycan ruhanilsri (xanliqlarin yaranmasindan sovet i§galina qsdsr). - Baki, 2002. - 266 s.

17. Mardin S. Religion in modern Turkey // Intetnational Sosial Science Journal. Paris. 1977. V.29. № 2. P.279-297.

БАХРАМОВА СЕВИЛЬ ШИВЕХАН ГЫЗЫ - преподаватель кафедры всеобщей истории и преподавания истории, Азербайджанский государственный педагогический университет (sevil_behremova@mail.ru).

BAKHRAMOVA, SEVIL SHIVEKHAN GYZY - Lecturer, Department of General History and History Teaching, Azerbaijan State Pedagogical University, teacher (sevil_behremova@mail.ru).

УДК 94(47).084:298(470.6)«1917»

МАТИЕВ Т.Х.

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В НАЦИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1917 ГОДА

Ключевые слова: горцы, 1917, духовенство, Февральская революция, светские горские политики, «Горская жизнь», Н. Гоцинский, Узун-Хаджи.

В статье рассматриваются предпосылки и движущие силы усиления роли религиозной составляющей в горском религиозном движении на протяжении второй половины 1917 г. Изучено соотношение влияния светского и религиозного элементов в национальном движении, планы клерикалов по сосредоточению в руках большей власти в рамках горского национального движения с подчинением его в перспективе воле религиозно ориентированных сил. Изучена роль в данном процессе общегорских форумов, в частности съезда горских народов в Анди в августе 1917 г. Показано, что, в отличие от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.