Рашад ГУСЕЙНОВ
Доктор политических наук, доцент факультета международных отношений и политической науки Университета Хазар (Баку, Азербайджан).
ИСТОРИЯ ИСЛАМСКИХ ИНСТИТУТОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (XIX—XXI ВВ.)
Резюме
На протяжении XIX—XXI веков Азербайджан пережил немало масштабных исторических перемен и испытал господство самых разных политических систем. Это наложило значительный отпечаток на функции и эволюцию его государственных и религиозных институтов. За этот период страна побывала под властью Российской империи, создала на своей территории просуществовавшую всего 23 месяца Азербайджанскую Демократическую Республику (АДР), затем 71 год входила в состав Советского Союза и, наконец, в
1991 году провозгласила независимость. В предлагаемой работе излагается история формирования и развития в Азербайджане исламских институтов в ходе трех последних столетий и дается сравнительный анализ их роли и функций при разных правящих режимах. Кроме того, предпринята попытка обозначить вызовы и угрозы, с которыми сегодня сталкивается высший орган духовного управления в Азербайджане, особенно в том, что касается его статуса и круга полномочий, и рассматриваются возможные варианты ответа на эти вызовы.
КЛЮЧЕВЫЕ Азербайджан, религиозные институты, формирование, СЛОВА: эволюция, шейх-уль-ислам, муфтий, Управление
мусульман Кавказа.
Введение
История Управления мусульман Кавказа (УМК) — высшего органа управления религиозной жизнью мусульман в Азербайджане — восходит к XIX веку. 5 апреля 1872 года в соответствии с проводимой политикой веротерпимости царь Александр II подписал «Положение о создании двух правлений — Закавказского мусульманского духовенства шиитского (I) и суннитского (II) учений»1. Эти органы были учреждены в грузинском Тифлисе, служившем центром Кавказского наместничества и резиденцией российского наместника Кавказа. В 1918 году, после образования Азербайджанской Демократической Республики Закавказское духовное управление мусульман переехало в Баку и на протяжении всего советского периода располагалось в столице Азербайджана. Этот орган под разными именами существует уже более 140 лет, и за это время не раз менялись его роль и функции, распределение власти между суннитами и шиитами, источники и порядок его финансирования, порядок назначения руководителя и отношения с государством. УМК и сегодня старается сохранить свою роль регионального центра духовного руководства мусульман, но политические процессы и геополитические изменения в регионе заставляют пересмотреть его статус и мандат.
Политика веротерпимости царской России и ее практическая реализации в Азербайджане
В начале XIX века два мирных договора, подписанных в 1813 году (Гюлистанский мирный договор) и 1828 году (Туркманчайский мирный договор), разделили земли Азербайджана между Россией и Персией. В соответствии с этими договорами, территория современной Азербайджанской Республики передавалась России. Однако часть территории Азербайджана была занята российской армией еще до подписания Гюлистанского договора от 1813 года.
Все эти события совпали во времени с активным проведением в жизнь царской Россией политики веротерпимости, объявленной в 1767 году Екатериной II. В ее «Наказе» Уложенной комиссии содержалось историческое заявление о терпимости по отношению к «иным верам» и провозглашалось: «В толь великом государстве разпространяющем свое владение над толь многими разными народами весьма бы вредный для спокойства и безопасности своих граждан был порок, запрещение или недозволение их различных вер»2.
Объявление политики веротерпимости было связано, прежде всего, с непрекращающимися войнами России с ее мусульманскими соседями — Османской и Персидской империями. Во время этих войн царской России нужна была лояльность и поддержка мусульманского населения. С другой стороны, эта политика была направлена на то, чтобы держать мусульман под реальным контролем и влиять на их умонастроения и действия через исламские институты, во главе которых должны были стоять верные властям люди.
Первым проявлением политики веротерпимости стал подписанный царем Александром I 30 июня 1805 года законодательный акт об упорядочении духовной жизни мусульман на Кавказе. Главной целью этого документа, озаглавленного «О правилах для Магометанского духовенства Елисаветпольской округи»3, было укрепить позиции Империи на территории занятого
1 См.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. 47. Отделение первое, 1872. Спб, 1875. № 50680.
2 См.: Екатерина II. Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения. П. 494 [http://bazazakonov.ru/ doc/?ID=2119489].
3 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. 28, 1804—1805. Спб, 1830. № 21817.
русскими войсками Гянджинского ханства. Центр этого ханства, Гянджа, был переименован в Елизаветполь (или, в более раннем написании, Елисаветполь) в честь жены Александра I Елизаветы. Инициатором появления этого документа и автором проекта текста был генерал П.Д. Цицианов, занимавший пост главнокомандующего в Грузии. В соответствии с этим актом, жители Елизаветпольского округа могли свободно отправлять религиозные обряды под руководством восьми мулл, назначаемых российской администрацией. Муллы, со своей стороны, подчинялись ахунду — «первенствующему духовному служителю». Все они зачислялись в штат с жалованием от российской казны (муллы — 100 рублей в год, ахунд — 500 рублей). В своих пятничных молитвах муллы обязаны были проповедовать «верность Государю Императору»4. Генерал Цицианов предлагал также ввести суровые наказания за измену, включающие ссылку религиозных деятелей вместе с семьями в Сибирь и конфискацию их имущества. Однако Александр I изъял из документа предложенный пункт о наказаниях.
Одним из важных изменений было учреждение в 1823 году должности шейх-уль-ислама с резиденцией в Тифлисе, являвшемся центром Кавказского наместничества5. Обладатель этого поста должен был ведать делами шиитской общины Закавказья. Девятью годами позднее, в 1832 году был учрежден аналогичный пост для суннитской общины региона — должность муфтия. Первым шейх-уль-исламом был Ахунд Мухаммад Али Гусейнзаде, а первым муфтием — Таджуддин Мустафин. Однако мы не можем рассматривать все эти события как создание религиозных институтов, поскольку и шейх-уль-ислам, и муфтий действовали в личном качестве. Царь Николай I пытался приступить к институционализации религиозной жизни в Закавказье и 29 ноября 1832 года направил в Сенат послание, в котором предлагал разработать «Положение об Управлении по религиозным делам мусульман в Закавказье». Однако Сенат не принял его6. Кроме того, процесс затянулся из-за Кавказской (1817—1864) и Крымской (1853—1856) войн.
Первый официальный орган, занимающийся духовной жизнью мусульман в Закавказье, был учрежден 5 апреля 1872 года. Тогда царь Александр II подписал упоминавшееся выше «Положение о создании двух правлений — Закавказского мусульманского духовенства шиитского (I) и суннитского (II) учений». В том же году российское правительство постановило ассигновать на содержание этих органов 37 880 рублей из государственного бюджета7.
Таким образом, «Положение», подписанное Александром II, создавало в Закавказье трехуровневую систему управления религиозной жизнью. Первый уровень образовывали муллы и кади. Муллы отвечали за отправление религиозных обрядов, заведовали мечетями и религиозными школами, вели в мечетях метрические книги, списки мусульман. В том, что касалось информации о мечетях, школах, регистрации новорожденных, заключения браков, они были подотчетны кади. Кади, со своей стороны, осуществляли надзор за работой духовенства в мечетях, разбирали семейные (в частности, бракоразводные) дела и дела, связанные с наследованием имущества. Второй уровень образовывали коллегиальные органы — губернские маджлисы (собрания), состоявшие из трех членов. Они действовали в Бакинской, Елизавет-польской, Тифлисской и Эриванской губерниях. К их ведению относились вопросы, связанные с соблюдением мусульманами религиозных норм, с управлением религиозных школ, а также имуществом мечетей, и рассмотрение жалоб на решения кади. Высшей инстанцией (третьим уровнем) для шиитов и суннитов были, соответственно, шейх-уль-ислам и муфтий. Каждый из них имел годовой оклад жалованья 1 600 рублей, выплачиваемых из средств государствен-
4 Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало XX вв.). М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.
5 См.: Абасов А. Ислам в современном Азербайджане: образы и реалии. Публикации Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова. Выпуск 4, Азербайджан и Россия: общества и государства. М., 2001.
6 См.: Religion // Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan, Presidential Library. P. 4 [http://files.preslib.az/projects/remz/pdf_en/atr_din.pdf].
7 См.: Арапов Д.Ю. Указ. соч.
ного бюджета, что соответствовало окладу жалованья пехотного полковника в российской армии на 1872 год. И шейх-уль-ислам, и муфтий назначались «высочайшим повелением» царя по представлению наместника Кавказа. Эта практика сохранялась на протяжении 9 лет, пока в 1881 году Министерство внутренних дел не получило полномочия представлять царю кандидатов на должность.
Среди основных функций духовных управлений значились следующие:
■ рассмотрение жалоб на постановления губернских собраний;
■ наблюдение за кади, которые должны были представлять информацию о мечетях, школах и других учреждениях;
■ составление годовых отчетов и проектов программ для мусульманских школ;
■ проверка знаний духовных лиц;
■ рассмотрение всех дел, направлявшихся им высшей российской администрацией8.
В соответствии с «Положением об управлении религиозными делами мусульман в Закавказье», были установлены единые для шиитов и суннитов правила управления вакуфами9. Все движимое и недвижимое вакуфное имущество, пожертвованное мечетям, религиозным школам и училищам, кладбищам и иным духовным учреждениям, было передано в ведение местного духовенства и лиц и институтов, которым то подчинялось. Доходы с этого имущества распределялись согласно воле жертвователей и нормам шариата. Средства, остающиеся после удовлетворения потребностей религиозных учреждений, по мере возможности должны были употребляться на содержание духовенства и покрытие его текущих расходов и на благотворительность. Высший надзор за вакуфами принадлежал Духовному управлению под наблюдением министра внутренних дел и Кавказского наместника.
Состоявшие в штате представители закавказского мусульманского духовенства пользовались рядом льгот:
■ они и их дети освобождались от казенных повинностей;
■ дети высших мусульманских духовных лиц, прослуживших 20 лет, пользовались правами детей личных дворян;
■ муллам и кади, отправлявшимся в поездки по служебным надобностям, оплачивались проезд, суточные, а также почтовые расходы;
■ мусульманские духовные лица имели право на казенную пенсию.
Таким образом, была создана устойчивая и жизнеспособная система организации духовной жизни мусульман Закавказья, просуществовавшая до 1917 года.
Исламские институты после крушения Российской империи
Политические перемены в Российской империи в 1917 году серьезно повлияли на политическую и геополитическую ситуацию в Закавказье. Две революции 1917 года положили конец царскому режиму в России и привели к власти советское правительство, активно от-
8 См.: Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М., 2001. С. 50—53.
9 Вакуф (ед.ч. — вакф) — по мусульманскому праву неотчуждаемое имущество, чаще всего недвижимость, но иногда и денежные средства, безвозмездно переданное мусульманским институтам для использования в религиозных или благотворительных целях.
стаивавшее атеистический материализм и рассматривавшее религию, согласно знаменитой формулировке Маркса, как «опиум для народа». Не случайно одним из первых декретов, принятых большевистским правительством, был декрет о конфискации всего церковного имущества и банковских счетов. Однако по отношению к мусульманам новые власти действовали иначе. В обращении Совета народных комиссаров к мусульманам от 3 декабря 1917 года говорилось: «Ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными... Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции»10. Священные мусульманские памятники, книги и объекты, конфискованные при царском режиме, были возвращены мечетям. В декабре 1917 года Священный Коран Османа в торжественной обстановке был передан проходившему в Петрограде съезду мусульман11. На территориях, где проживали мусульмане, пятница, праздничный для мусульман день, был объявлен законным выходным днем12.
Большевики ставили своей целью найти общий язык с мусульманами и сделать их своими союзниками в их междоусобной борьбе с меньшевиками. Другой стратегической целью было распространение «мировой революции» на Восток. Частью этой политики и было обращение от 3 декабря 1917 года. Однако в конце 1920-х годов, в период правления И. Сталина, все эти усилия были сведены на нет. Ниже мы вернемся к этому.
Тем временем политическая ситуация в Закавказье серьезно менялась. В 1918 году в регионе были провозглашены три независимых государства: Азербайджан, Грузия и Армения. 28 мая 1918 года Национальный совет Азербайджана провозгласил создание Азербайджанской Демократической республики (АДР), ставшей первым демократическим государством в мусульманском мире. Азербайджанская Демократическая Республика была светским государством, в котором религия была отделена от государства. Поскольку Баку оставался под контролем большевиков, временной столицей Республики была объявлена вернувшая свое историческое название Гянджа.
В октябре 1918 года в АДР был создан орган, ведавший делами религий, — Министерство по делам социального обеспечения и религии. Первым главой этого министерства стал Муса бей Рафиев. Председатель Национального совета Мамед Эмин Расулзаде поручил также создать на базе действующих в Тифлисе духовных управлений единое Духовное управление мусульман Кавказа, располагающееся в Баку. 11 декабря 1918 года назначенный царем шейх-уль-ислам Мухаммед Пишнамаззаде сложил с себя полномочия и новым (восьмым по счету) шейх-уль-исламом и главой объединенного Духовного управления мусульман Кавказа приказом Рафиева был назначен Ага Ализаде. Ализаде был настроен весьма прогрессивно. Он поддерживал деятельность парламента и возражал против сектантской дискриминации. Однако после вторжения большевиков 27 апреля 1920 года было покончено и с его пребыванием в должности, и с самим этим новосозданным учреждением. Так Азербайджан потерял свою независимость — 28 апреля 1920 года была провозглашена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.
Как уже отмечалось, в годы правления И. Сталина религиозная жизнь в Азербайджане и в других частях Советского Союза переживала тяжелые времена. Наиболее интенсивно процесс «секуляризации» протекал в 1925—1941 годах. Советское правительство превратило большинство мечетей, особенно сельских, в школы и клубы. Так, в Белой мечети в Тюмени устроили фабрику по производству карандашей, а в Красной мечети (в Томске) — ликеро-водочный завод13. Не избежал этой судьбы и Азербайджан, где было закрыто множество мечетей и центров религиозной жизни. Большевики полностью разрушили и знаменитую мечеть Биби-
10 См.: Обращение Совета народных комиссаров ко всем трудящимся мусульманам России и Востока [http:// nstarikov.ru/blog/29486?print=print].
11 См.: Авторханов A. Империя Кремля. Вильнюс, 1988. С. 99.
12 См.: Park A. Bolshevism in Turkestan, 1917—1927. New York, 1957. P. 214.
13 См.: Саидабаев Т.С. Ислам и общество. М.: Наука, 1975. С. 151.
Эйбат в Баку — историческое здание XIII века. В 1925 году был основан Союз воинствующих безбожников — штурмовой отряд пещерного атеизма, действовавший под лозунгом: «Борьба с религией — это борьба за социализм».
Однако в середине 1940-х годов наблюдается известная либерализация религиозной политики. Можно назвать две причины такой перемены:
■ Вторая мировая война способствовала консолидации религиозных общин, в том числе и мусульманских кругов, и правительство не могло игнорировать это;
■ апелляция к религиозным чувствам могла помочь «сплочению советского народа» в годы войны14.
Перемены к лучшему не обошли и религиозную жизнь Азербайджана. В частности, в 1943 году возобновило работу Духовное управление мусульман Закавказья. На первом съезде мусульман Закавказья 25—28 мая 1944 года главой этого учреждения был избран Ага Ализаде. Возобновление работы Духовного управления сопровождалось двумя важными новшествами:
■ Ага Ализаде стал первым избранным шейх-уль-исламом (его избрали руководители мусульманских общин Закавказья), в то время как все прежние носители этой должности назначались соответствующими государственными органами;
■ с возобновлением работы Духовного управления был положен конец действовавшей ранее двойной системе управления религиозной жизнью. Единоличным руководителем организации стал шейх-уль-ислам, муфтий же стал первым заместителем председателя и ведал делами, относящимися к суннитской общине15.
Следует отметить, что, как и все последующие главы Духовного управления мусульман Закавказья, Ага Ализаде оставался в этой должности до самой смерти.
Тем временем советское правительство учредило специальный государственный орган — Совет по делам религиозных культов, имевший уполномоченных представителей во всех регионах. Задачей Совета было «осуществление связи между правительством СССР и религиозными организациями в случаях возникновения вопросов, требующих разрешения правительства СССР»; например, в связи с организацией отправления религиозных культов и религиозных обрядов. В 1964 году этот орган был преобразован в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, в задачи которого входило в числе прочего и содействие религиозным организациям в «патриотической работе и деятельности в защиту мира». Однако впоследствии Совет и его уполномоченные превратились в инструмент государственного контроля за религиозной жизнью людей.
В отличие от царского правительства, советская власть не финансировала деятельность религиозных организаций. Заработная плата ахундам и имамам выплачивалась из пожертвований верующих и из доходов от отправления религиозных обрядов и служб. Больше всего доходов можно было получить во время праздников поминовения Курбан-байрам (Ид аль-Адха), Рамазан-байрам (Ид аль-Фитр) и Ашура. Эти доходы позволяли священнослужителям также оплачивать предметы церковного обихода.
Хотя религия и была официально отделена от государства, советские власти постоянно вмешивались в религиозную жизнь, в том числе и в организацию отправления религиозных обрядов и церемоний, поскольку имели полномочия разрешить или запретить любое религиозное мероприятие.
Хаджи Аллахшукюр Пашазаде, избранный на эту должность в 1980 году, был последним главой Духовного управления мусульман Закавказья. Этот орган пережил распад Советского Союза и возродился в новой роли в независимом Азербайджане.
14 CM.: TaM ®e. C. 170.
15 Cm.: Religion // Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan, Presidential Library. P. 5.
Духовное управление мусульман в независимом Азербайджане: главные вызовы и возможные ответы
18 октября 1991 года Азербайджан восстановил свою независимость. Верховный Совет (парламент) Азербайджана принял Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики». Четырьмя годами позднее, 12 ноября 1995 года, азербайджанский народ проголосовал за новую Конституцию, провозгласившую Азербайджан светским государством. В частности, в ст. 18 Конституции говорится: «В Азербайджанской Республике религия отделена от государства».
После распада Советского Союза Духовное управление мусульман Закавказья было преобразовано в Управление мусульман Кавказа (УМК). Оно создавалось с расчетом на то, чтобы в сфере его деятельности оказались и религиозные общины Северного Кавказа. Но в реальности УМК занималось в основном религиозной жизнью мусульман в Азербайджане и назначением ахундов и имамов мечетей. В соответствии с практикой, сложившейся в советские времена, первым лицом в УМК остался шейх-уль-ислам, за муфтием же сохранился пост первого заместителя.
Начиная с июля 2011 года УМК и другие религиозные общины в Азербайджане стали финансироваться из государственного бюджета. В соответствии с президентским указом, подписанным 1 июля 2011 года, государство взяло на себя также финансовую поддержку зарубежных представительств УМК16. Кроме того, государство обеспечивает бесплатное газоснабжение мест отправления религиозных культов, включая 1 956 мечетей, 13 церквей и 7 синагог. Государство также участвует в финансировании строительства мечетей, церквей и синагог.
Решение властей Азербайджана учредить Государственный комитет по работе с религиозными объединениями (ГКРРО) поставило на повестку дня вопрос о разделении функций в сфере религиозной жизни в Азербайджане. Комитет был образован 21 июня 2001 года. В число его основных обязанностей входила регистрация религиозных общин, обеспечение практической реализации законодательных актов, касающихся свободы вероисповедания, содействие сотрудничеству между религиозными организациями Азербайджана и международными религиозными организациями и форумами, разработка учебных программ для религиозных учебных заведений страны и подготовка экспертных заключений по проектам таких программ с целью повышения их качества, а также участие в заключении межправительственных соглашений по организации паломничества в святые места за рубежом17. Однако при этом Комитет не несет надзорных функций по отношению к УМК и другим религиозным общинам и не обладает полномочиями по назначению должностных лиц.
В свою очередь, УМК обладает полномочиями публиковать фетвы18 по насущным религиозным вопросам — соответствующая обязанность возложена на его Совет казиев, состоящий из ахундов, имамов и богословов. УМК утверждает, что издаваемые Советом фетвы имеют юридическую силу на территории всего Кавказа, но это вызывает горячие споры среди богословов и политических экспертов региона. Новую волну споров породило недавнее заявление главы отдела Фетвы, утверждавшего, что УМК является единственным на Кавказе органом, полномочным издавать фетвы19. Это вызвало вполне резонный вопрос: «Каким образом фетва, изданная одной из религиозных общин Азербайджана в статусе неправительственной органи-
16 См.: Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики [http://president.az/articles/2674].
17 См.: Официальный сайт Государственного комитета по работе с религиозными объединениями Азербайджанской Республики [http://www.scwra.gov.az/pages/126/?].
18 Фетва — термин, обозначающий юридическое заключение или авторитетное толкование компетентного лица по вопросам мусульманского права и происходящих событий.
19 См.: CMB Issues Warning // Lent.az web portal, 21 January 2014 [http://news.lent.az/news/152867].
зации, может иметь законную силу на территории других суверенных государств?» Очевидно, представитель УМК пытается апеллировать к полномочиям, которыми эта организация была наделена во времена Советского Союза — тогда УМК была объявлена религиозным центром всего региона. Однако сегодня в Кавказском регионе существуют четыре независимых государства: Азербайджан, Армения, Грузия и Российская Федерация, и в каждом из них, кроме Армении, имеется собственная религиозная администрация по делам мусульманского населения с одними и теми же функциями. Так, Грузия несколько лет назад учредила собственный религиозный орган, отвечающий за организацию религиозной жизни проживающих в стране мусульман20. Большинство религиозных общин на Северном Кавказе (Российская Федерация) де-факто не признают верховенства УМК, поскольку подчиняются центральному органу в собственной стране. В связи с этими обстоятельствами возникает также и другой вопрос, связанный с наименованием главной религиозной инстанции Азербайджана. Из ее наименования предлагают убрать слово «Кавказ». Местные специалисты предлагают изменить это название на «Управление мусульман Азербайджана» и ограничить сферу ее деятельности исключительно территорией Азербайджана.
Многих заботит и вопрос об официальном статусе УМК в самом Азербайджане. Эта организация зарегистрирована в Государственном комитете по работе с религиозными объединениями как обычная религиозная община, ничем не отличающаяся от 587 других религиозных общин Азербайджана21, и имеет статус неправительственной организации. Непонятно, почему при этом УМК имеет верховенство по отношению к другим мусульманским общинам страны и обладает полномочиями назначать ахундов и имамов в мечети Азербайджана. Одним из возможных вариантов разрешения этой проблемы могло бы быть принятие специального закона о специализированных организациях, таких как Управление мусульман Кавказа. Это внесло бы определенную ясность в вопрос об их институциональном статусе.
К числу «проблемных зон» в работе этой организации относится и вопрос об источниках финансирования и прозрачности в расходовании денежных средств. УМК никогда не оглашает размер сумм, получаемых им в виде пожертвований, которые по большей части делаются организациями и частными лицами в мечетях и святых местах, и не отчитывается в расходовании этих средств. Подобная «скрытность» организации вызывает вопросы в отношении прозрачности работы УМК, которые не могут не задаваться при проведении открытой и честной политики в данной области.
Таким образом, Управление мусульман Кавказа нуждается в пересмотре своего мандата и обсуждении возможных структурных реформ, с тем чтобы сделать работу организации более эффективной, теснее связать ее с решением практических задач и завоевать доверие верующих в Азербайджане. Последнее представляется наиболее важной проблемой на фоне распространяющихся в стране тенденций к радикализму в исламе.
Заключение
Главный орган управления религиозной жизнью в Азербайджане — Управление мусульман Кавказа — со времени своего основания в 1872 году пережил немало перемен, затронувших его статус и функции. Так, пост главы Управления, шейх-уль-ислама, превратился из назначаемого в выборный. Если в XIX веке шейх-уль-ислам и муфтий пользовались одинаковой властью, то советская власть положила конец такому дуализму и отвела шейх-уль-исламу первен-
20 См.: Georgia Established New Muslim Affairs Department Independent of Azerbaijan // IslamToday portal, 13 May 2011 [http://en.islamtoday.net/artshow-229-4063.htm].
21 По данным Государственного комитета по работе с религиозными объединениями, по состоянию на февраль 2014 года число зарегистрированных религиозных общин составляло 588, из которых 567 общин были мусульманскими и 21 принадлежала к другим религиям.
ствующую роль, сведя позицию муфтия до роли заместителя. Во времена Российской империи и Советского Союза власти использовали этот религиозный орган как главный инструмент контроля над верующими, но после провозглашения независимости Азербайджана положение изменилось. Однако, как уже отмечалось, геополитические изменения в регионе и появление новых вызовов открывают путь новым переменам, цель которых — придать работе Управления мусульман в Азербайджане эффективность и очевидную для всех результативность.