УДК 327.81(479.24+560)|1992/2010|
Азербайджано-турецкое экономическое сотрудничество: становление и основные направления развития (1992-2010 годы)
А. С. Насибова
Насибова Айтен Сохраб кзы, аспирант кафедры международных отношений и внешней политики России, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, [email protected]
Статья посвящена анализу основных направлений экономического сотрудничества Азербайджана и Турции в постсоветский период (1992-2010). Автор рассматривает юридическую базу азербайджано-турецких экономических отношений и влияние двусторонних договоров на рост и динамику экономических показателей. Оценивается роль обеих стран в социальной и экономической жизни друг друга. Формулируется вывод, согласно которому экономические отношения Азербайджана и Турции достигли уровня стратегического партнерства и имеют перспективу дальнейшего развития. Ключевые слова: экономика, Азербайджан, товарооборот, Турция, импорт, экспорт, международные экономические отношения, сотрудничество, газопровод, нефтепровод.
Azerbaijani-Turkish Economic Cooperation: Formation and Main Directions of Development (1992-2010)
A. S. Nasibova
Ayten S. Nasibova, https://orcid.org/0000-0002-3411-5717, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
The article is devoted to the analysis of the main directions of development of economic cooperation between Azerbaijan and Turkey in the post-Soviet period (1992-2010). The author considers the legal basis of Azerbaijani-Turkish economic relations, and the impact of bilateral treaties on the growth and dynamics of economic indicators. A detailed analysis of the importance of the countries in social and economic life of each other is presented. It is concluded that economic relations between Azerbaijan and Turkey have reached the level of strategic partnership and have a high growth prospect. Keywords: economy, Azerbaijan, trade, Turkey, import, export, international economic relations, cooperation, gas pipeline, petroleum pipe-line.
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-1-75-79
Экономические отношения Азербайджана и Турции за последние 20 лет достигли высокой динамики. К настоящему время между странами подписано более 200 соглашений в области энергетики, торговли, инвестиций и туризма. Уровень двустороннего сотрудничества давно перешел в стадию стратегического партнерства, что может послужить примером сотрудничества для соседних государств.
Сегодня страны являются друг для друга незаменимыми инвесторами. За последние не-
сколько лет Турция вложила около 10 млрд долл. в нефтяные и иные секторы азербайджанской экономии. Помимо этого, здесь функционирует более 1000 турецких фирм, куда вовлечены около 50 000 сотрудников. Отличительная черта турецких инвесторов состоит в том, что они действуют практически во всех отраслях экономики: начиная от нефтяной и заканчивая пищевой, текстильной, сельскохозяйственной, строительной и банковской1.
В свою очередь Азербайджан активно укрепляется в Турции в роли инвестора. К примеру, в 2008 г. крупнейшая Государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR приобрела 51 % акций самой крупной в нефтехимической промышленности Турции компании Petkim Holding. В настоящий момент SOCAR владеет 61 % акций и является единственным в Турции производителем такой продукции, как пластиковые упаковки, ткани, моющие средства и пр.2.
Положительная динамика экономического сотрудничества Азербайджана и Турции была достигнута благодаря нескольким факторам. Отношения между Азербайджаном и Турцией в целом основаны на принципах партнерства. На мировой арене страны позиционируют себя как «братские» республики и союзники во многих международных вопросах. Экономическое сотрудничество в данном контексте является составной частью общего стратегического партнерства и опирается на принципы равенства и добрососедства.
В выстраивании партнерских отношений в одинаковой мере заинтересованы обе стороны. Турецкая Республика принимала непосредственное участие в интернационализации азербайджанской экономики в первые годы независимости, когда молодому Азербайджану была необходима экономическая помощь про-мышленно развитой Турции. К примеру, в ноябре 1992 г. после установления дипломатических отношений (9 ноября 1991 г. Турция стала первой республикой, признавшей независимость Азербайджана. Начало дипломатическим отношениям между странами было положено 14 января 1992 г.). Турецкий «Eximbank» предоставил правительству Азербайджанской Республики кредит размером в 250 млн долл. США. Из них 150 млн долл. были рассчитаны на реализацию проектов перехода к рыночной экономике и установлению конкурентоспособного внутреннего
© Насибова А. С., 2020
рынка3. Сегодня наблюдается обратная тенденция - все усиливающаяся активность Азербайджана в турецкой экономике. Тем не менее Анкара продолжает оставаться для Баку стратегическим партнером.
В свою очередь Азербайджан - главный партнер Турции как на Южном Кавказе, так и во всем СНГ. Топливно-энергетический потенциал и географическое расположение Азербайджана создали благоприятные предпосылки для вовлечения страны в ряд международных энергетических и транспортных проектов. В них Турция играет роль транспортного коридора между Азербайджаном и странами Европы и Азии. Таким образом, взаимовыгодность двустороннего экономического сотрудничества обусловлена энергетическим и географическим потенциалом Азербайджана, с одной стороны, и развитой экономикой и опытом ведения конкурентоспособной рыночной экономики Турции, с другой стороны.
Юридическая база азербайджано-турецкого экономического сотрудничества была заложена 2 ноября 1992 г. в Анкаре после подписания Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Турецкой Республики, а также 8 декабря 1995 г. с подписанием в Баку Меморандума об экономическом сотрудничестве, где были обозначены основные векторы экономического сотрудничества4.
С ростом турецких инвестиций назрела необходимость законодательного урегулирования финансовых вложений в Азербайджан. В 1994 г. был подписан первый документ в области инвестиций между странами - Соглашение о способствовании и защите взаимных инвестиций Азербайджана и Турции5. Чуть позже аналогичные соглашения о сотрудничестве были подписаны в сфере туризма, налогообложения, банковского контроля, в научно-хозяйственной сфере, в области предприятий малого и среднего объема, а также сельского хозяйства6.
В общей сложности в период с 1992 по 2005 г. соглашения о сотрудничестве между Азербайджаном и Турцией коснулись почти всех отраслей экономики. Это способствовало в первую очередь быстрой интеграции Азербайджана в международные экономические отношения и усилению роли Турции на Южном Кавказе. Например, азербайджано-турецкий торговый оборот в 1995 г. достиг 167 млн долл., в 2000 г. 234 млн долл., а в 2005 г. - 589 млн долл. Такие высокие показатели помогли Азербайджану плавно влиться в мировую торговлю. В 1995 г. на Турцию приходилась одна пятая операций по импорту (это примерно 21 %), в 2000 г. доля Турции упала до 11 %, а в 2005 г. составила 7,4 %. На этом фоне доля общего торгового оборота с Турцией упала с 12,8 % в 1995 г. до 7 % в 2007 г.7 Можно сказать, что укрепление торгово-эко-
номических связей с Анкарой способствовало интеграции азербайджанской экономики в мировую торговлю и позволило ей расширить географию торговых отношений.
6 ноября 2007 г. экономические отношения Азербайджана и Турции вышли на абсолютно новый более высокий уровень. Была подписана Программа и исполнительный план о долгосрочном экономическом сотрудничестве между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой. Механизм реализации и функционирования многочисленных двусторонних соглашений был объединен в единой Программе. Поэтому было определено восемь приоритетных сфер экономического сотрудничества : свободная экономическая зона, торговля, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, связь и туризм8.
Программа была необходима для законодательного урегулирования сложившегося торгового и энергетического сотрудничества между странами. В 2007 г. произошёл резкий скачок динамики двустороннего торгового оборота с 773,2 млн долл. в 2006 г. до 1680,9 млн долл. в 2007 г. Доля роста приходилась в основном на экспорт из Азербайджана, что составило 1056, 3 млн долл., по сравнению с 388,2 млн долл. в 2006 г.9
Если проанализировать импортную и экспортную корзину азербайджано-турецкого товарооборота, можно сказать следующее : 85 % экспорта из Турции составляли сельскохозяйственные и промышленные товары. Среди них изделия из черного метала, синтетические и пластмассовые материалы, сельскохозяйственное оборудование и пр. Около 80 % экспорта из Азербайджана составляли сырая нефть, бензин, топливо и смазочные материалы, медь, алюминий, электроэнергия и сельскохозяйственные продукты10. Это были рекордно высокие показатели для обеих стран, так как с 1992 г. по 2006 г. азербайджано-турецкий товарооборот увеличивался из года в год небольшими темпами и отличался высокой стабильностью. Укрепление и рост экономических показателей между странами к 2007 г. были связаны с рядом факторов.
В 2005-2007 гг. Азербайджан и Турция стали участниками нескольких крупных трансконтинентальных проектов, положительно повлиявших как на динамику двусторонних отношений, так и на внутреннюю экономику стран. В июле 2006 г. был запущен нефтепровод Баку-Тбили-си-Джейхан (БТД), поставляющий азербайджанскую нефть к Средиземному морю. Годовая пропускная способность нефтепровода составляла 50 млн т с общей протяженностью трубопровода в 1769 км11.
Проект строительства нефтепровода был разработан еще в 1998 г. в Анкаре подписанием декларации президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым, Грузии - Эдуардом Шеварднадзе,
президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Турции - Сулейманом Демирель и Узбекистана - Исламом Каримовым. Начало строительства началось в 2002 г. в Баку после символичной встречи президентов стран-участниц по закладыванию первого камня в фундамент трубопро-вода12.
В одном из своих выступлений Гейдар Алиев следующим образом охарактеризовал значимость нефтепровода : «Мы приложим все усилия, чтобы каспийская нефть из Азербайджана максимально быстро и в больших объемах попадала в порт Джейхан и в последующем на мировой рынок. Я надеюсь, что этот проект изменит геополитическую обстановку на Кавказе в лучшую сторону, а экономика Азербайджана будет стремительно расти. История Баку-Тбили-си-Джейхан протянется на долгие года и войдёт в историю стран-участниц»13.
На самом деле с геополитической точки зрения нефтепровод внес определенные коррективы в региональный баланс сил. Баку-Тбили-си-Джейхан стал первым крупным проектом на пространстве СНГ, где Россия была отстранена от участия. Кроме того, строительство нефтепровода стало возможным при непосредственном финансировании США и Великобритании. Тем самым была занижена роль России в региональных проектах, осуществлена диверсификация энергетических коридоров Турции и Азербайджана, а Запад имел возможность получить альтернативу российской нефти.
Несмотря на ряд скептических оценок, с момента эксплуатации БТД и по 2011 г. по нему было прокачено 143,5 млн т нефти. Из общего объема переработанной нефти было произведено, в частности, более 1,45 млн т бензина, более 2,42 млн т дизтоплива, 396,6 тыс. т нефтяного кокса, около 221 тыс. т печного мазута, 241,46 тыс. т нефтяного битума, 214 тыс. т жидкого газа, 86,54 тыс. т смазочных масел и пр. В 2010 г. по трубопроводу Баку-Тбили-си-Джейхан транспортировано более 38 млн т нефти14.
Кроме эксплуатации нефтепровода БТД на динамику азербайджано-турецких экономических отношений повлиял ввод в эксплуатацию газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ). Это стало возможно после присоединения Турции к Южнокавказскому трубопроводу (ЮКТ), проходящему через территорию Грузии и Азербайджана. Часть трубопровода турецкой компании ВОТА§ была присоединена на грузино-турецкой границе и доходила до Эрзерума (общая протяженность турецкой части составила 280 км).
Фундамент для налаживания азербайджано-турецкого газового сотрудничества был заложен в 1999 г. после открытия месторождения «Шах Дениз» в Каспийском море. В 2001 г. президенты стран подписали Договор о продаже и приобретении природного газа между Азербайджаном и
Турецкой Республикой по поставке природного газа из Азербайджана в Турецкую Республику15. Однако в силу экономической слабости Азербайджана, отсутствия должной инфраструктуры и финансирования газовые проекты между странами были отложены.
Эксплуатация газопровода БТЭ позволила Турции стать энергетическим транспортным мостом в регионе, а Азербайджан смог обеспечить свою энергетическую безопасность. В общей сложности в 2011 г. турецкая компания ВОТА§ импортировала из различных источников 16,8 млрд кубометров газа, из них 6,6 млрд составлял азербайджанский газ с месторождения «Шах Дениз» по газопроводу Баку-Тбилиси-Эр-зерум16.
Важным проектом евразийского масштаба для Азербайджана и Турции стало начало переговоров о строительстве железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) в 2005 г. Уже в 2007 г. президенты Азербайджана, Турции и Грузии подписали межправительственное со-глашение17. Строительство железной дороги началось в 2008 г. Изначально его завершение планировалось на 2010 г., но дата несколько раз переносилась в силу нехватки финансирования и политических разногласий между Азербайджаном и Турцией. Официальная церемония открытия БТК состоялась 30 октября 2017 г. с участием президентов Азербайджана, Грузии и Турции. Согласно договоренностям протяженность проекта должна была составить 805 км, из которых 504 км приходилось на территорию Азербайджана. Пропускная способность коридора на начальном этапе должна была составить 6,5 млн т груза и около 1 млн пассажиров с дальнейшим увеличением пропускной способности до 17 млн т груза в год18.
Экономическая стоимость проекта изначально составляла 422 млн долл. Однако к 2008 г. из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры общая стоимость проекта увеличилась до 600 млн долл., из них на строительство грузинского участка понадобилось 200 млн долл., которые были выделены Международным банком Азербайджана в качестве кредита на 25 лет. Строительство грузинской части по маршруту Ахалкалаки-Карцах (вплоть до границы с Турцией) производила азербайджанская компания «Азериншаатсервис», выигравшая тендер на закупку работ по строительству данного участка19.
Проект Баку-Тбилиси-Карс имел колоссальное значение для Азербайджана и Турции. Он должен был стать новым евразийским мостом, увеличивающим торговый и транспортный статус региона и повышающим азербайджано-турецкий товарооборот. Некоторые эксперты назвали это событие по-настоящему историческим, так как магистраль должна была стать частью «Шелкового пути», которая объединила бы Азию с Европой.
Действительно, в 2015 г. в Турцию прибыл первый транзитный поезд с китайским грузом. И если раньше на транспортировку груза необходимо было около 40 дней, то со строительством железной дороги на это могло уйти до 15 дней. Так, груз из Китая, попадая в Казахстан, морским паромом направлялся в Азербайджан, а оттуда по магистрали БТК попадал в Турцию. Альтернатива этому пути состояла в том, что груз из Азербайджана направлялся в Грузию, а затем через порт Поти по Черному морю доставлялся в Стамбул20.
Новая магистраль имела большое стратегическое и геополитическое значение, хотя экономическая составляющая проекта являлась одним из главных компонентов. В перспективе проект будет нацелен на создание транспортного коридора от Гонконга до Франкфурта с использованием территорий Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции и Германии. При этом планируется построить вторую линию и привлечь в проект Россию, Украину и Польшу.
На церемонии открытия железной дороги в 2017 г. президент Азербайджана Ильхам Алиев дал следующую стратегическую оценку проекту БТК : «В настоящее время мы работаем в направлении интеграции транспортных коридоров Север-Юг и Баку-Тбилиси-Карс, и считаю, что это возможно. Уверен, что в будущем будут сданы в эксплуатацию транспортные пути Север-Запад и Юг-Запад. Эти два гигантских проекта соединят многие крупные страны... Строительство этой дороги является результатом дружбы и братства между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Три страны успешно сотрудничают во всех сферах, поддерживают друг друга, реализуют важные для наших стран, народов, всего мира проек-ты»21.
Проекты евразийского масштаба укрепили региональную позицию Турции, вовлекли Азербайджан на мировой рынок, усилили азербайджано-турецкое экономическое сотрудничество и создали благоприятный инвестиционный климат для обеих стран. За период с 2002 по 2010 г. Турция вложила в нефтяной и другие секторы Азербайджана около 1,653 млрд долл. Это примерно 7 % из всех инвестиций, поступивших в Азербайджан в обозначенный период. После реализации проектов БТД и БТЭ в 2010 г. объем реализованных турецких инвестиций достиг 120 млн долл., т. е. 3,9 % из общих инвестиций Азербайджана.
Доля участия азербайджанского капитала в турецкой экономике также существенно выросла. В 2010 г. в Турции было зафиксировано 136 компаний с азербайджанским капиталом, большинство из которых вели деятельность в области строительства, промышленности и нефтеперерабатывающей сфере. К 2010 г. Азербайджан занял 4-е место среди обществ с ограниченной ответственностью и 14-е место среди акционерных обществ Турции22.
В результате положительной динамики экономических отношений торговый оборот стран к 2011 г. составил 1758,4 млн долл. Доля Турецкой Республики в товарообороте Азербайджана составила 3,37 %, в том числе в импорте - 11,69 %, в экспорте - 0,8 %23.
Положительная динамика азербайджано-турецкого экономического сотрудничества и рост макроэкономических показателей заложили основу для укрепления дальнейшего стратегического партнерства. 16 августа 2010 г. в Баку был подписан Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой, а 15 сентября в Стамбуле была принята Совместная Декларация о создании Совета на высшем уровне стратегического сотрудничества между Азербайджанской Республикой и Турецкой Ре-спубликой24. Цель создания Совета - интеграция существующих двусторонних связей, укрепление в том числе экономических отношений и совместная реализации двусторонних проектов в области энергетики, транспорта и торговли. Создание Совета на высшем уровне стало важной вехой в развитии азербайджано-турецких экономических отношений и создало новую платформу для обсуждения и решения вопросов стратегического значения для Азербайджана и Турции.
Примечания
1 Resullu R., Aslanli K. Azerbaycan-Türkiye Ekonomik iliçkileri: Temel Egilimler ve Ba^arilar // Azerbaycan-Türkiye: dostluk, karde^lik ve strateji ortaklik (makaleler toplami). Ankara, 2012. S. 78.
2 Neft Strategiyasinin ugurlu icrasi / Azsrbaycan Respublikasi Dövlet Neft Çirksti. Illik hesabat, 2008. S.6. URL: http://socar.az/socar/assets/documents/az/socar-annual-reports/2008.pdf (дата обращения: 30.08.2019).
3 Türkiye-Azerbaycan Ticari ve Ekonomik Iliçkileri / Azerbaycan Ülke Bülteni. Di§ ekonomik iliçkiler kurulu (DEIK). 2009. S. 25. URL: https://www.akbank.com/ doc/deik/azerbeycan-2009.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
4 Azsrbaycan Respublikasi ils Türkiys Cümhuriyysti arasinda imzalanmi§ ssnsdlsr (1991-2007). URL: https:// www.azerbaycanli.org/az/page432.html (дата обращения: 11.09.2019).
5 Там же.
6 Там же.
7 Абдуллаева Х. Азербайджан и Турция - торгово-экономические отношения: достижения и перспективы // Проблемы материальной культуры - экономические науки. Киев, 2012. С. 68.
8 Azsrbaycan Respublikasi ils Türkiys Cümhuriyysti arasinda imzalanmi§ ssnsdlsr (1991-2007). URL: https:// www.azerbaycanli.org/az/page432.html (дата обращения: 11.09.2019).
9 Resullu R, Aslanli K. Op. cit. S. 86.
10 АбдуллаеваХ. Указ. соч. С. 69.
11 Azerbaycan Ekonomisi / Azerbaycan Ülke Bülteni. Di§ ekonomik ili§kiler kurulu (DEIK). 2009. S. 12. URL: https://www.akbank.com/doc/deik/azerbeycan-2009.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
12 Neft strategiyasi vs davamli iqtisadi inki^af. URL: https:// www.azerbaycanli.org/az/page36.html (дата обращения: 11.09.2019).
13 istanbulda mstbuat konfransinda Azsrbaycan Respublikasinin Prezidenti Heydsr öliyevin bsyanati // Diplomatiya Alsmi. Azsrbaycan Rspublikasi Xarici I§lsr Nazirliyinin jurnali. N° 1. 2002. URL: http://www.mfa.gov. az/files/file/Diplomatiya_Alemi_1.pdf (дата обращения: 20.08.2019).
14 URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/179337/ (дата обращения: 02.09.2019).
15 Azsrbaycan Respublikasi ils Türkiys Cümhuriyysti arasinda imzalanmi§ ssnsdlsr (1991-2007). URL: https:// www.azerbaycanli.org/az/page432.html (дата обращения: 11.09.2019).
16 Турция наращивает объемы импорта газа. URL: https://
vestikavkaza.ru/news/62077.html (дата обращения: 11.09.2019).
17 2007-ci il fevralin 7-ds Tbilisi ^hsrinds imzalanmi§ «Baki-Tbilisi-Qars" yeni dsmir yolu xstti. URL: http://e-qanun. az/ (дата обращения: 01.09.2019).
18 Ilham öliyevin Baki-Tbilisi-Qars dsmir yolunun afili^ msrasiminds nitqi. URL: https://president.az/articles/25701 (дата обращения: 31.08.2019).
19 Началось строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. URL: https://centrasia.org/newsA. php?st=1195728840 (дата обращения: 02.09.2019),
20 Открылась железная дорога Баку-Тбилиси-Карс. URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/nc-launch-of-baku-tbilisi-kars-railway/4092258.html (дата обращения: 02.09.2019).
21 Ilham öliyevin Baki-Tbilisi-Qars dsmir yolunun afili§ msrasiminds nitqi. URL: https://president.az/articles/25701 (дата обращения: 31.08.2019).
22 Resullu R., Aslanli K. Op. cit. S. 83.
23 Ibid. S. 84.
24 АбдуллаеваХ. Указ. соч. С. 68.
Образец для цитирования:
Насибова А. С. Азербайджано-турецкое экономическое сотрудничество: становление и основные направления развития (1992-2010 годы) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 75-79. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2020-20-1-75-79
Сite this article as:
Nasibova A. S. Azerbaijani-Turkish Economic Cooperation: Formation and Main Directions of Development (1992-2010). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2020, vol. 20, iss. 1, рр. 75-79 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/1819-4907-2020-20-1-75-79