Научная статья на тему 'Турецко-азербайджанские отношения и политика Турции на Центральном Кавказе'

Турецко-азербайджанские отношения и политика Турции на Центральном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2034
1101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / АРМЕНИЯ / ГРУЗИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАВКАЗ / ТУРЕЦКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТУРЕЦКО-АРМЯНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимов Ровшан

В статье дана оценка факторов, определяющих политику Турции на Центральном Кавказе в постсоветский период. Особый акцент сделан на изучении отношений Турции с государствами региона (Азербайджан, Армения, Грузия); в частности, на то, как развитие турецко-азербайджанских отношений влияет на региональную политику официальной Анкары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Турецко-азербайджанские отношения и политика Турции на Центральном Кавказе»

Ровшан ИБРАГИМОВ

Кандидат политических наук, доцент, проректор по внешним связям, заведующий кафедры международных отношений

Университета «Гафгаз» (Баку, Азербайджан).

ТУРЕЦКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИКА ТУРЦИИ НА ЦЕНТРАЛЬНОМ КАВКАЗЕ

Резюме

В статье дана оценка факторов, определяющих политику Турции на Центральном Кавказе в постсоветский период. Особый акцент сделан на изучении отношений Турции с

государствами региона (Азербайджан, Армения, Гоузия); в частности, на то, как развитие турецко-азербайджанских отношений влияет на региональную политику официальной Анкары.

В в е д е н и е

Политика Турции на Центральном Кавказе (ЦК) в постсоветский период формировалась в условиях различной практики ее отношений с государствами региона. Если отношения между Турцией и Азербайджаном носят стратегический характер, то с Арменией на официальном уровне они практически отсутствуют. Довольно прочные отношения у Турции с Грузией, они развиваются на взаимовыгодной основе.

На формирование отношений Турции с Грузией и Арменией сильно влияют ее связи с Азербайджаном. Скажем, развитию турецко-грузинского сотрудничества в первую очередь способствуют энергетические и транспортные проекты, инициированные Азербайд-

жаном, и, в частности, его взаимодействие с Турцией в этой сфере. В то же время армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт серьезно препятствует развитию турецко-армянских отношений.

Отношения между Турцией и Азербайджаном в постсоветское время

Сразу после возникновения независимых государств на ЦК приоритетными для Турции стали отношения с Азербайджаном. Этому главным образом способствовала этническая и историческая общность народов двух государств. Не случайно именно Турция первой признала независимость Азербайджана уже 9 ноября 1991 года.

Именно общие культурные корни являлись основой того, что все правительства, которые находились у власти в Азербайджане, стремились в первую очередь создать, а затем и укрепить отношения с Турцией. Это являлось приоритетом для всех президентов Азербайджана. Уже в начале 1992 года (23—24 января) президент А. Муталлибов совершил официальный визит в Турцию, в ходе которого был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами1.

Значимыми отношения с Азербайджаном были и для Турции. В этой стране появилась негласная традиция, согласно которой вступившие на свой пост новые президенты, премьер-министры и министры иностранных дел, как правило, свои первые официальные визиты совершают в Баку. Один из первых таких визитов состоялся 2 мая 1992 года, когда в столицу Азербайджана с официальным визитом прибыл премьер-министр Турции С. Демирель. В ходе его визита между сторонами были подписаны соглашения о сотрудничестве в области экономики и транспорта2.

После прихода к власти правительства А. Эльчибея внешняя политика Азербайджана была ориентирована на Запад, отношения с которым должны были развиваться посредством принятия модели государственного развития Турции. Президент Эльчибей не скрывал своего явно протурецкого курса во внешней политике. Турции был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, турецкие бизнесмены получили льготы.

Явно протурецкая внешнеполитическая ориентация Азербайджана при Эльчибее и, в частности, его резкие пантюркистские выступления привели к резкому ухудшению отношений республики с ее другими ближайшими соседями — Россией и Ираном. В то же время президент Эльчибей неверно оценил возможности и намерения Турции, которая еще со времен Ататюрка следовала политике поддержания статус-кво, избегая активного вмешательства в международные конфликты. Кроме того, Турция не была готова к новой геополитической обстановке, образовавшейся после распада Советского Союза.

В целом отношение правительства Эльчибея к Турции строилось больше на «романтических» стереотипах идей пантуранизма, чем на прагматичной оценке реальности ситуации в самой Турции и на международной арене.

Грубые ошибки во внешней и внутренней политике, породившие глубокий кризис внутри страны, привели к смене власти в Азербайджане. На смену правительству Народного фронта пришел Г. Алиев, который имел богатый опыт управления государством, занимая различные высокие посты в советском правительстве и в Политбюро Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза.

1 См.: Aslanli A., Hesenov /. Haydar Aliyev Dönemi Azerbaycan Di§ Politikasi. Ankara: Platin, 2005. S. 20. (Аслан-лы А., Гасанов И. Внешняя политика Азербайджана при Гейдаре Алиеве. Анкара: Platin, 2005. С. 20.)

2 См.: Азербайджан — Турция [http://www.analitika.az/browse.php?sec_id=22], 7 ноября 2011.

Некоторые правящие круги в Турции скептически и даже с опаской восприняли приход Алиева к власти в Азербайджане. Опасения усиливались и тем, что сразу после его избрания Азербайджан вновь вступил в СНГ. Реализовывались и другие шаги для улучшения отношений с РФ, что в Турции было воспринято как поворот внешнеполитического курса Азербайджана в сторону России.

Новые власти Азербайджана понимали необходимость снять отмеченные опасения и сохранить близкие отношения с Турцией. Во время визита министра иностранных дел Турции X. Четина в Баку 19 сентября 1993 года президент Г. Алиев подтвердил, что Азербайджан намерен выбрать территорию Турции основным маршрутом для экспорта нефти с месторождений Азери — Чыраг — Гюнешли. Кроме того турецкие военные специалисты и впредь должны были обучать азербайджанских военных, как это было во времена президента А. Эльчибея3.

8 февраля 1994 года состоялся официальный визит президента Г. Алиева в Турцию, в ходе которого был подписан ряд важных документов, в том числе и Договор о дружбе и сотрудничестве. Президент Г. Алиев вновь высказался в поддержку строительства нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Улучшению взаимопонимания между двумя странами также способствовали и дружеские отношения Г. Алиева и С. Демиреля4.

При этом развитие связей касалось не только политической сферы, но и экономической, которая со временем становилась основным катализатором взаимовыгодных контактов между двумя странами.

В 1996 году Азербайджан увеличил с 1,75% до 6,75% долю турецкой компании ТРАО в консорциуме, созданном для эксплуатации нефтяных месторождений Азери, Чираг, Гюнешли в азербайджанском секторе Каспийского моря5. Между странами было создано стратегическое партнерство в сфере транспортировки энергоресурсов из Каспийского региона и в развитии транспортного сектора. С этой целью 28 декабря 1997 года в Баку с официальным визитом прибыл премьер-министр Турции М. Йылмаз. В ходе визита обсуждался вопрос о строительстве Транскаспийского газопровода из Туркменистана по дну Каспия в Азербайджан, а также возможность реализации строительства нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. Позже, 18 октября 1999 года, в Баку с рабочим визитом побывал и президент Турции С. Демирель. Обсуждались сроки подписания документов по строительству нефтепровода Баку — Джейхан6.

Турецко-азербайджанские отношения в энергетической и транспортной сфере и региональное сотрудничество

29 октября 1999 года в Анкаре президентами Турции, Азербайджана, Грузии, Узбекистана, Казахстана, а также премьер-министром Турции и министром энергетики США Б. Ричардсоном была подписана Анкарская декларация, выражающая поддержку этих стран строительству трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан и регламентирующая транспортировку энергоресурсов Каспия на международные рынки по данному марш-

3 См.: Hunter Sh.T. The Evolution of the Foreign Policy of the Transcaucasian States, Crossroads and Conflict, Security and Foreign Policy in the Caucasus and Central Asia / Ed. by Gary K. Bersch et al. New York: Routledge, 2000. P. 43.

4 См.: Kasim K. Soguk Sava§ Sonrasi Kafkasya. Ankara: USAK Yayinlari, 2009. S. 437. (Касим К. Кавказ после холодной войны. Анкара: Usak, 2009. С. 437.)

5 См.: Ibid. P. 438—439.

6 См.: Азербайджан — Турция.

руту7. Меньше чем через месяц на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано соглашение о транспортировке сырой нефти по территориям Азербайджана, Грузии и Турции. Документ был подписан президентами Г. Алиевым, Э. Шеварднадзе и С. Демирелем. С целью поддержки проекта Баку — Тбилиси — Джейхан и привлечения к нефтяному проекту Казахстана и Туркменистана США, Азербайджан, Грузия, Турция, Казахстан и Туркменистан подписали Стамбульскую декларацию о строительстве основного экспортного нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан8.

По мере развития экономических (главным образом в энергетической сфере) отношений между Азербайджаном и Турцией стал просматриваться некий региональный союз, который включал в себя и Грузию. Все три страны продуктивно сотрудничают в создании транспортных коммуникаций для экспорта нефти и природного газа из Азербайджана на мировые рынки. Успешно воплощены в жизнь проекты нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и газопровода Баку — Тбилиси — Эрзерум. Но на этом реализация проектов по созданию транспортных коммуникаций не закончилась. Еще одним примером сотрудничества между тремя странами является начало строительства железной дороги Баку — Тбилиси — Карс. Особенность данного проекта заключается в том, что при разработке и финансировании его ее участники обошлись без поддержки международных финансовых организаций и третьих стран. Таким образом, строительство 105 км железнодорожного пути, 29 км из которых проходят через территорию Грузии, а 76 км через Турцию, консорциум реализует за счет собственных средств. Турция намерена профинансировать участок дороги, проходящей через ее территорию. Финансирование грузинского сегмента взял на себя Азербайджан. Общий объем грузов, который планируется перевозить, будет достигать 15 млн т в год. После завершения строительства туннеля под турецкими проливами в Стамбуле станет возможным обеспечение безостановочного движения поездов из Китая в Европу вплоть до Лондона.

Турецко-армянские отношения и Азербайджан

Единственная страна на ЦК, с которой у Турции отсутствуют дипломатические отношения, — Армения. Турция одной из первых признала независимость Армении, однако по прошествии 20 лет между сторонами так и не установлены дипломатические отношения. Данное обстоятельство в первую очередь было связано с тем, что в 11 параграфе принятой Верховным Советом Армении 23 Августа 1990 года Декларации о независимости Армении говорилось, что «Республика Армения поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении»9. Этим Армения изначально выводила события 1915 года в Османской империи на международный уровень и выступала с территориальными претензиями, называя часть территории Турции «Западной Арменией». С такими требованиями еще до обретения Арменией независимости выступала и армянская диаспора, рассеявшаяся по всему миру и имеющая довольно широкие возможности. И данные требования Армении стали неким дополнительным фактором продвижения интересов диаспоры. С такой ситуацией, конечно же, Турция мириться не намеревалась и выступила с требованием к Армении отказаться от своих притязаний.

7 См.: Азербайджан — Турция.

8 См.: Контракт века [http://www.azerbaijan.az/_Economy/_OilStrategy/oilStrategy_04_r.html], 7 ноября

2011.

9 Декларация о независимости Армении, 6 января 2010 [http://constitutions.ru/archives/2910], 8 ноября

2011.

Полностью же отношения между двумя странами были прекращены после оккупации армянскими войсками Кельбеджарского района Азербайджана в апреле 1993 года. В связи с этим событием Турция закрыла границы с Арменией вплоть до прекращения оккупации территорий Азербайджана со стороны Армении10.

Данная ситуация продолжалась до 2008 года, когда Турция стала рассматривать пути улучшения отношений с Арменией. Основой для изменения парадигмы внешней политики в целом и в отношении Армении в частности стала новая внешнеполитическая доктрина Турции. В основе данной концепции заложен принцип «нулевого уровня проблем» с соседними странами и налаживания с ними многосторонних отношений.

Изменение внешней политики Турции по отношению к ЦК и Армении, в частности, связано с изменением геополитической ситуации после военного вмешательства России в дела Грузии в августе 2008 года и признания ею независимости сепаратистских образований Абхазии и Южной Осетии. Сразу после этих событий премьер-министр Р. Эрдоган посетил Россию, где впервые озвучил идею о Платформе стабильности и сотрудничества на Кавказе. После получения поддержки со стороны России Турция вновь озвучила эту идею. Данное событие явилось началом в деле налаживания отношений между Турцией и Арменией11.

Оптимизации отношений между этими странами способствовала и случайность, благодаря которой сборные команды по футболу обеих стран оказались в одной квалификационной отборочной группе. В сентябре 2008 года президент Турции А. Гюль посетил игру команд в Ереване, в ответ президент Армении Серж Саргсян приехал на игру в Бурсу12. Между двумя странами стали быстро развиваться контакты, которые должны были привести к открытию границы и установлению дипломатических отношений. Возможно, все продолжалось бы в том же ключе, если бы не резкая реакция со стороны Азербайджана. Азербайджанская сторона негативно отреагировала на возможность сближения между сторонами без продвижения вперед в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Она настаивала на том, чтобы процесс открытия границы проходил параллельно с освобождением оккупированных территорий, поскольку граница между странами была закрыта именно по причине захвата территорий армянскими военными формированиями.

Однако данное разногласие явилось не единственным, которое возникло между Турцией и Азербайджаном. Помимо политических расхождений в вопросе отношений с Арменией несогласие также коснулось и экономической сферы, а именно энергетики. Турция, используя свое геополитическое положение, пытается развить новую стратегию, в соответствии с которой страна должна превратиться в энергетический хаб, через территорию которого проходили бы основные коридоры транспорта нефти и газа. При этом Турция рассчитывала приобретать азербайджанский газ по сниженной цене и перепродавать его в западные страны. Цена азербайджанского газа для Турции составляла лишь 120 долл. за 1 000 тыс. куб. м, в то время как цена на Западе была в несколько раз выше. Такое развитие событий не могло устроить Азербайджан, и он отказался подписывать новое соглашение с Турцией о ценах на поставляемый природный газ13. Стоит отметить,

10 См.: Kasim K. Op. cit. S. 101—102.

11 См.: Ibrahimov R. Regional Evaluation of the Georgian Crisis. В кн.: Yeni Donemde Turk Di§ Politikasi / Ed. by Osman Dinger ve dig. USAK, Karadeniz Universitesi, 2010. S. 342—343. (Ибрагимов P. Региональная оценка грузинского кризиса. В сб.: Турецкая внешняя политика на современном этапе / Под ред. О. Динчера и др. «USAK», Университет «Карадениз», февраль 2010. С. 342—343.)

12 См.: Yilmaz Q.C. Turkey-Armenia «Football Diplomacy» Scores One for Peace, 15 October 2009 [http:// www.hurriyetdailynews.com/n.php?n=turkey-wins-the-big-game-in-bursa-2009-10-15], 11 November 2011.

13 См.: ibrahimov R. Azarbaycan ila TUrkiya arasinda enerji sahasinda amakdajliq: movcud vaziyyat va galacak perspektivlar, Analitik Baxi§, Jurnal, Sayi 4, Sentyabr-Oktyabr, Azarbaycan Respubkikasi Prezidenti yaninda Strateji Ara§tixmalar Markazi, 2010. P. 20. (Ибрагимов P. Сотрудничество между Азербайджаном и Турцией в энергетической сфере: современное состояние и перспективы // Журнал «Analitik baxish», сентябрь — октябрь 2010, № 4, Центр стратегических исследований при президенте Азербайджанской Республики. С. 20.)

что в Турции данный отказ охарактеризовали как рычаг давления на страну по вопросу ее сближения с Арменией.

Впервые в отношениях между Турцией и Азербайджаном прослеживалась столь напряженная ситуация. Однако, несмотря на разногласия, обе стороны ясно понимали, что ухудшение отношений не отвечает интересам ни одной из стран. Турция также понимала, что разногласия с Азербайджаном — не та цена, которую она готова заплатить за улучшение отношений с Арменией. В результате она заверила Азербайджан, что последующее развитие отношений с Арменией будет возможно лишь в случае, если та начнет процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и освобождению оккупированных территорий.

10 октября 2010 года в Цюрихе во время подписания между Турцией и Арменией двух протоколов, касающихся установления дипломатических отношений и открытия границ, реакция Азербайджана была намного сдержанней. Подписи под «Протоколом об установлении дипломатических отношений» и «Протоколом о развитии двусторонних отношений» поставили главы внешнеполитических ведомств Турции и Армении А. Даву-тоглу и Э. Налбандян14. Как и ожидалось, впоследствии данные протоколы не были ратифицированы не только в парламенте Турции, но и в Армении. После переизбрания законодательного органа в Турции протоколы были сняты с повестки дня. Дело в том, что в соответствии с уставом парламента этой страны законопроекты, не утвержденные в период конкретного законодательного цикла, признаются недействительными15.

Разногласия между сторонами привели к переосмыслению контактов между двумя странами. Стала очевидна необходимость пересмотреть отношения и вывести их на более высокий уровень. В связи с этим было решено создать новый формат взаимодействия — Совет стратегического сотрудничества между Турцией и Азербайджаном. Первое заседание Совета состоялось 25 октября 2011 года в турецком городе Измире. В ходе заседания было подписано порядка 15 документов, среди которых важное место занимает соглашение о продаже природного газа с месторождения Шах-Дениз начиная с 2017 года в рамках разработки второй фазы этого месторождения. Еще одно важное соглашение касается транзита азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз в период 2017—2042 годов по территории Турции через трубопроводную сеть турецкой компании «Bota§»16. Подписание соглашений положило конец расхождению во мнениях между сторонами, длившемуся с 2008 года. Все это усилило позиции Турции в политике, направленной на превращение страны в региональный энергетический хаб. С другой стороны, Азербайджан гарантировал себе транзитные возможности для транспортировки своего природного газа как на рынки Турции, так и на рынки третьих стран.

Таким образом, можно утверждать, что взаимные экономические отношения остаются в числе главных факторов развития стратегических отношений между Турцией и Азербайджаном. Это подтвердилось и в ходе церемонии закладки фундамента нефтеперерабатывающего завода в Измире, проходившей в период заседания Совета двух стран. Напомним, что основным инвестором здесь является Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики, которая совместно с турецкой компанией «Тш^/», еще несколько лет назад приватизировала нефтехимический комплекс «Petkim». Стоимость воздвигаемого завода оценивается в 5 млрд долл. Строительство нового завода на 30% сократит импорт химического сырья, необходимого для турецкой экономики. Ожи-

14 См.: Подписаны турецко-армянские протоколы, 12 ноября 2009 [http://www.mediaforшm.az/rшs/.html], 30 октября 2011.

15 См.: В обозримой перспективе турецко-армянский процесс вперед продвигаться не будет, 28 сентября 2011 [http://www.panarmenian.net/rus/news/79473/], 1 ноября 2011.

16 См.: Анализ: Особые и стратегические отношения — (2) Азербайджан и Турция: Одна нация, два государства, отдельные чековые книжки, 28 октября 2011 [http://commonspace.eш/rшs/links/6/id1024], 11 ноября 2011.

дается, что после 2015 года, когда производство нефтехимических продуктов увеличится до 6 млн т в год, объем продаж компании может достигнуть 20 млрд долл.17

З а к л ю ч е н и е

По мере развития экономических возможностей Азербайджана и Турции изменяется и качество отношений между двумя странами. Происходит поиск форматов для более углубленного взаимодействия сторон. Новые реалии в политической и экономической сфере создают условия для институционализации двусторонних отношений.

Расширение экономических связей между Азербайджаном и Турцией будет иметь огромное влияние и на формирование геополитического видения Турцией региона в целом. Как следствие, отношения между двумя странами будут развиваться по восходящей линии. Одновременно, как естественная составляющая данных отношений, будут расширяться и связи с Грузией. Эта страна является географическим связующим звеном между Азербайджаном и Турцией, что стимулирует ее развитие по мере реализации региональных проектов.

Смело можно утверждать, что между тремя странами формируется региональная экономическая зона, в которой реализуемые на начальном этапе крупные энергетические и транспортные проекты могут создать базу для развития отношений и в других сферах экономики.

Что касается Армении, то по мере расширения обновленных стратегических отношений между Турцией и Азербайджаном возобновление переговоров по поводу нормализации отношений этой страны с Турцией до начала разрешения нагорно-карабахского конфликта является маловероятным. Армения оказалась в плену собственной политики по отношению к своим соседям, что все больше приводит к ее изоляции в регионе.

17 См.: В Измире с участием президента Азербайджана и премьера Турции состоялась церемония закладки фундамента нефтехимического предприятия, 25 октября 2011 [http://ru.apa.az/news_206013.html], 11 ноября 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.