34. US Sender Radio Liberty, 19.8.2002.
35. Iz zayavleniya generala Anatoliya SHirko// Russkij Berlin, 26.8.2002. S.14.
РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена).
RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) (rau100@mail.ru).
УДК 94(479.24+560):338.45:622.276+327
ГУРБАНОВА С.А. НЕФТЯНАЯ СТРАТЕГИЯ ГЕЙДАРА АЛИЕВА И КАВКАЗСКАЯ
ПОЛИТИКА ТУРЦИИ
Ключевые слова: новая нефтяная стратегия, «Контракт века», Геополитические интересы Турции, Баку-Тбилиси-Джейхан
В статье исследованы приоритетные направления нефтяной стратегии Гейдара Алиева в 1991-2003 годах. В соответствии с теорией энергетической безопасности и в контексте региональной безопасности, освещены факторы, угрожающие стабильности в Кавказском регионе. На данной основе анализируется региональная стратегия Турции, показаны роль и значение Кавказского региона в энергетической безопасности Турции, охарактеризовано развитие двухсторонних отношений Турции с Азербайджаном. Отмечается, что нефтяная стратегия Азербайджана рассчитана на восстановление его достойного места в системе взаимоотношений Востока и Запада. Автор отмечает, что Турция осуществляла свою геополитическую деятельность на Кавказе с учетом интересов Азербайджана и при его поддержке, а Азербайджан - осуществлял транснациональные энергетические и транспортно-коммуникационные отношения со своими западными партнерами с соблюдением тех же принципов. Азербайджан для Турции в Южном Кавказе, в том числе и в Средней Азии и Каспийском регионе играет важную посредническую роль в связях с другими государствами, в частности с тюркоязычными странами, с народами, принадлежащими к исламской религии.
GURBANOVA, S.A.
HEYDAR ALIYEV'S OIL STRATEGY AND THE CAUCASUS POLICY OF TURKEY
Keywords: New oil strategy, "Contract of the Century", Geopolitical interests of Turkey, Baku-Tbilisi-Ceyhan.
In the article researched the priority areas of the oil strategy of Heydar Aliyev in 1991-2003. In accordance with the theory of energy security and in the context of regional security, it highlights the factors that threaten stability in the Caucasus region. On this basis, it analyzed the regional strategy of Turkey, it shown the role and importance of the Caucasus region in the energy security of Turkey, it characterized the development of bilateral relations between Turkey and Azerbaijan. It is noted that the oil strategy of Azerbaijan is designed to restore its worthy place in the system of relations between East and West. The author notes that Turkey carried out its geopolitical activities in the Caucasus, taking into account the interests of Azerbaijan and with its support, while Azerbaijan carried out transnational energy and transport-communication relations with its Western partners, observing the same principles. Azerbaijan for Turkey in the South Caucasus, including in Central Asia and the Caspian region, plays an important mediating role in relations with other states, in particular with Turkic-speaking countries, with peoples belonging to the Islamic religion.
Глобальные события последних десятилетий, такие как, распад СССР и крах мирового социализма, тотальное идеологическое противостояние и завершение «холодной войны», обретение независимости и превращение в субъекты международного права новых и новых государств - к концу ХХ века изменили общее геополитическое положение.
В частности, распад СССР превратил находящийся на пересечении Европы и Азии, обладающий благоприятными географическими возможностями Азербайджан в некий привлекательный транснациональный фактор, который воодушевил международные компании, страны Запада использовать это пространство, в первую очередь, как транспортно-коммуникационный коридор. В октябре 1991 года, после обретения независимости Азербайджаном, одним из путей решения экономических трудностей, с которыми столкнулась республика, правительство Азербайджана определило повышение нефтедобычи и привлечение зарубежных компаний к инвестированию в данный сектор экономики Азербайджана в условиях ограниченности финансовых средств страны.
В 1993-1996 годах было приостановлено внутреннее национально-гражданское противостояние, являющееся основным условием развития, восстановлена общественно-политическая стабильность, стало осуществляться новое и последовательное национальное государственное строительство, проводилась продуманная социально-экономическая политика. В 1994 году было достигнуто временное прекращение огня в Нагорно-Карабахском конфликте между Арменией и Азербайджаном. Все эти процессы дали возможность Азербайджану, в связи с
будущим своего народа, претворять в жизнь многочисленные стратегические проекты, в том числе энергетическую политику, которые имели жизненно важное значение.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев прекрасно понимал, что, достигнув общественно-политического развития, вытащив страну из внутреннего экономического кризиса, можно добиться решения общественно-политических проблем, в частности, решения Нагорно-Карабахского конфликта. В тот период решение многочисленных проблем развития виделось в поисках значительных сумм капитала для инвестиций, а также передовых технологий, необходимых для развития национальной экономики. Привлечение в экономику страны, прежде всего, в нефтяную отрасль, считавшуюся основным ресурсом развития, дополнительных ресурсов стало первоочередной задачей. В рамках исследуемого периода таких капиталов и технологий не существовало ни в самом Азербайджане, ни в России, ни в Иране, выдвигавших серьезные возражения против вхождени западных государств в Каспий, ни в Турции, являющейся союзником Азербайджана. Такие возможности были только у передовых западных государств и во что бы то ни стало их необходимо было привлечь к капиталовложениям в нефтяную промышленность, к реализации проектов экономического развития Азербайджана.
Регион Каспийского моря, в котором расположен Азербайджан, является одним из регионов, обладающих богатейшими углеводородными ресурсами. Конечно же, данный фактор, наравне с общим геополитическим и геоэкономическим содержанием региона, стремлением мировых стран в регион и другими транснациональными процессами, так же оказал серьезное влияние на региональные отношения прикаспийских стран друг с другом. В номере газеты «Нью-Йорк Таймс» от 6 августа 1997 года отмечалось, что промышленные или углеводородные ресурсы Каспия состоят из нефти в 200 миллиардов баррелей, а также аналогичных запасов газа, оцениваемых по нынешним ценам в размере 4 триллионов долларов США. Согласно прогнозам некоторых русских геологов, общий объем запасов нефти в Каспийском бассейне составляет 7 миллиардов тонн (около 50 миллиардов баррелей) [9].
Наличие богатых нефтегазовых запасов в Каспийском бассейне повышало геоэкономическую и геополитическую ценность этого региона, превращалось в одно из основных условий обеспечения современной энергетической безопасности планеты и стратегических запасов топлива [10, с. 13].
Гейдар Алиев объявил о желании сотрудничать с каждым государством, проявляющим интерес к запасам нефти и газа, желающим вложить инвестиции в экономику республики, обладающим передовыми технологиями для добычи нефти и газа в глубоких слоях моря. 20 сентября 1994 года во дворце Гюлистан в Баку было подписано первое транснациональное соглашение под названием «Контракт века». С подписанием первого соглашения о совместной разработке месторождений «Азери», «Чыраг» и «Гюнашли» в Азербайджанском секторе Каспийского моря началась совершенно новая эра в истории нефтяной промышленности Азербайджана. На церемонии подписания этого исторического документа были представлены 11 нефтяных компаний из 7 стран. Согласно Контракту, ведущие компании, принадлежащие таким государствам мира, как США, Россия, Франция, Турция, Великобритания, Норвегия, вложив совместные средства, равные 10 миллиардам долларов США, нацелились на добычу из Азербайджанского сектора Каспийского моря 511 миллионов тонн нефти стоимостью 50 миллиардов в течение 30 лет.
Согласно Контракту, 7,4 миллиардов общих инвестиций должны были внести западные компании. Доли инвестиций компаний-участников по инвестированию в проекте представлена в следующем порядке: British Petroleum (Великобритания) - 17,12%, Amoko (США) - 17,01%, Lukoyl (Россия) - 10%, Penzoil (США) - 9,81%, Exxon (США) - 8,00%, Statoyl (Норвегия) - 8,56%, Itochu Slodzi (Япония) - 7,45%, Ramko Energy Group (Великобритания) - 2.0825%, Unocal (США) - 11,2%, Turkish Petroleum Cor. (Турция) - 5%, Delta Nimur Kharar (Саудовская Аравия) - 1,68%, ГНКАР (Азербайджан) - 5% [4, с. 600].
По мере успешного претворения в жизнь новой нефтяной стратегии и политики энергетической безопасности, проводимой Азербайджанской Республикой, стал последовательно повышаться и международный престиж страны. Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев в одном из своих интервью так оценил работу нефтяной стратегии: «Я создал нефтяную стратегию и осуществляю ее. Ведь знаю, что означает нефтяная стратегия. Я 40 лет
занимался нефтяной стратегией Азербайджана... Я знаю, что нужно. Знал, что у нас нет другого пути, кроме этого» [3, с. 305]. В течение нескольких лет с первого контракта в рамках новой нефтяной стратегии Азербайджана были заключены еще 20 новых нефтегазовых контрактов с 32 ведущими компаниями, принадлежащими 14 государствам мира. На основании этих контрактов предполагалось вложение иностранных инвестиций в размере свыше 60 миллиардов долларов только в нефтегазовую промышленность Азербайджана в течение 30 лет. Согласно представленной официальной информации, за прошедший период только в рамках «Контракта века» объем вложенных в экономику Азербайджана инвестиций составило свыше 6 миллиардов манатов, а общий объем инвестиций, вложенных в нефтяную промышленность, приблизился к 20 миллиардам. Азербайджан занимает первое место среди республик бывшего Советского Союза по объему иностранных инвестиций на душу населения, и опережает по этому показателю многие страны Восточной Европы. 12 ноября 1997 года в столице Азербайджана городе Баку состоялось торжественное мероприятие по случаю добычи из Каспийского моря и транспортировки азербайджанской нефти. В тот день первичная азербайджанская нефть, добытая в рамках «Контракта века» из глубин Каспийского моря, начала течь по трубопроводу Баку-Новороссийск на мировые рынки. Это стало важной победой нефтяной политики независимой Азербайджанской Республики. Запуск трубопровода Баку-Новороссийск положительно повлиял на Российско-Азербайджанские отношения и создал возможности для сохранения традиционной дружбы и сотрудничества между двумя странами, частичного удовлетворения своих геоэкономических интересов Россией, получая доход от азербайджанской нефти.
Турецкая Республика, явно проявляющая интерес к нефтяным ресурсам Азербайджана и являющаяся одним из крупных государств Евразийского региона, рассматривает Кавказский регион как свои двери, открывающиеся в Среднюю Азию. В геополитическом плане основное преимущество Турции в данном регионе заключалось в избрании народов региона пути светского развития, схожести языков, религий и культур. Наравне с этим, связи с тюркскими государствами в Средней Азии осуществлялись через Кавказ и Каспийское море. С этой точки зрения Кавказский регион играет роль моста [17, с.83]. Наряду с геополитической и стратегической значимостью, богатые энергетические ресурсы региона также повысили интерес Турции к региону. В этом контексте, Турция поддержала нефтяные и газовые проекты, связанные с регионом, принимала активное участие в энергетических дебатах. Было обеспечено участие Турции в «Контракте века», подписанном под управлением Президента Гейдара Алиева 20 сентября 1994 года между Азербайджаном и ведущими нефтегазовыми компаниями Запада, в создаваемом нефтяном консорциуме нашла свое место и компания «Тюрк петроллары». Участие Турции в большинстве транснациональных проектов, реализуемых после 1994 года на Южном Кавказе, стало прямым проявлением стратегического партнерства, демонстрируемого Азербайджаном в отношении этой страны.
18 ноября 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев, Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе и Президент Турецкой Республики Сулейман Демирель подписали Соглашение «о транспортировке сырой нефти по Основному Экспортному Трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан по территории Азербайджанской Республики, Грузии и Турецкой Республики» [4, с. 343]. В тот же день, в то же время было принято решение об осуществлении строительства и газопровода для транспортировки в Турцию по маршруту Баку-Тбилиси-Эрзурум природного газа, добываемого в месторождении «Шахдениз». Реализация данного проекта, с одной стороны, способствовала социально-экономическому развитию Азербайджана и Турции, укреплению региональной безопасности, усилению двухсторонних и многосторонних взаимоотношений и всесторонней интеграции в мировое сообщество, а с другой - укрепила геополитические позиции обеих стран во всем регионе и мире, превратила их в важных партнеров Европы в энергетической, транспортно-коммуникационной и других транснациональных сферах.
Постепенное укрепление геополитических, геоэкономических и военно-геостратегических отношений с Турцией позволило Президенту Гейдару Алиеву еще в ноябре 1999 года выступить на Стамбульском саммите ОБСЕ с идеей создания региональной мировой платформы в Южном Кавказе под названием «Кавказский пакт» с участием Турции. Очередной ход в осуществлении данной идеи был сделан на Саммите президентов Турции, Азербайджана и Грузии, прошедшем
29-30 апреля 2002 года в Трабзоне. После обсуждений, проводимых на встрече, между Азербайджаном, Турцией и Грузией было подписано соглашение «О борьбе с терроризмом, организованной преступностью, незаконной контрабандой наркотиков и психотропных веществ, отмыванием средств, полученных незаконным путем, торговлей оружием и людьми и другими важными преступлениями». Данное соглашение обеспечивало участие Турции в построении военно-стратегической архитектуры и безопасности региона.
Азербайджан - страна, обладающая особой значимостью для формирования более всестороннего сотрудничества на Южном Кавказе для Турции. И в данном плане запуск нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, вступление в завершающий этап прокладки железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, которая даст возможность для выхода Средней Азии в Европу, превращает Турцию, как в регионе, так и на международной арене, в одну из важных стран со стратегической точки зрения.
Существенную роль сыграли интересы совместного сотрудничества по имеющимся и продолжающимся строиться транснациональным транзитным и энергетическим проектам в рамках Южного коридора. Два из череды таких проектов - TANAP и TAP, о которых в настоящее время широко повествуется в мировой печати, стали наиболее важными.
Транс-Анатолийский трубопровод природного газа (TANAP) и Трансадриатический проект (ТАР), под названием «Малый Nabucco», которые соединят Грузию и Турцию, начиная от территории Азербайджана, а также берега Адриатического моря Европы, стали новым этапом в отношениях Турции и Азербайджана и возникли в результате их совместных усилий, без воздействия третьего государства. Было бы к месту отметить, что Каспийский бассейн может обеспечить годовую потребность Турции в 55 миллионах тонн нефти в среднем и в 40-50 миллиардов кубометров природного газа [14, с.332].
Конечно, это служит наглядным доказательством того, какое значение для Турции имеет Каспийский регион. В то же время выход на мировые рынки богатой энергетической продукции Азербайджана посредством Турции находится в ряду факторов, оказывающих воздействие на стремительное развитие Турции с экономической точки зрения. По нашему мнению, связанная с регионом политика Турции, ранее регулируемая на основании идеологии тюркского мира, в последующие годы изменила свое направление в соответствии с энергетическими интересами. Турция, наряду с Азербайджаном, также поддерживая развитие запасов нефти и газа Казахстана и Туркменистана, осуществляет политику активного участия в их транспортировке на мировые рынки.
Если исходить из настоящего геополитического положения Южного Кавказа, требование партнерских отношений между двумя странами заключаются также и в том, что Турция осуществляла свою геополитическую деятельность в Кавказе с учетом интересов Азербайджана и при его поддержке, а Азербайджан - осуществлял транснациональные энергетические и транспортно-коммуникационные отношения со своими западными партнерами с соблюдением тех же принципов. Азербайджан для Турции в Южном Кавказе, в том числе и в Средней Азии и Каспийском регионе играет важную посредническую роль в связях с другими государствами, в частности с тюркоязычными странами, с народами, принадлежащими к исламской религии.
Геополитическая позиция Турции на Южном Кавказе и в бассейне Каспийского-Черного морей зависит также от взаимоотношений с такими странами этого региона, как Россия, Иран, Украина и Грузия. И в этом направлении Турция должна реализовать свои региональные интересы так, чтобы не столкнуться на Южном Кавказе с Россией, Ираном и Украиной, по возможности отвечать общим интересам и выгодам в условиях здоровой конкуренции. Кроме этого, региональная политика Турции должна поддерживать совпадение национальных интересов России, Ирана и Украины с национальными и стратегическими интересами Азербайджана и Грузии, обеспечивать взаимовыгодный характер их сотрудничества. А самое главное, региональная политика Турции должна способствовать построению на принципах стратегического союзничества и развития двухсторонних отношений Азербайджана и Грузии, расположенных в самом важном геополитическом регионе Южного Кавказа. В противном случае, судьба азербайджано-турецких отношений постоянно будет зависеть от отношения России, Украины, Ирана и Армении к данному вопросу и носить изменчивый характер. Строя отношения с другими заинтересованными государствами региона, Турция должна учитывать интересы
Азербайджана и Грузии, не допускать, чтобы эти две союзные страны оказались перед вынужденным выбором между Турцией, с одной стороны, и другими государствами региона - с другой.
Помимо этого, Турция устранила свою энергетическую зависимость, превратилась в одну из центральных стран мировой энергетической политики, переместив со своей территории богатую нефтегазовую продукцию Средней Азии и Каспия, достигла серьезного геополитического механизма воздействия на страны Европы и Евразии, как основная транзитная страна между Черным и Средиземным морем. Соглашения о Трансанатолийском газовом экспорте, подписанные в 2012-2013 годах в Азербайджане - проекты TANAP и ТАР, также позволили этой стране занять выгодную позицию в сфере газового экспорта.
Литература и источники
1. Государственный архив Азербайджанской Республики. Ф.187. Глава 411. Список 38, работа 13.
2. Архив Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. (ARMMA). Склад 2941, список 1, работа 264, лист 37.
3. Алиев И. Каспийская нефть Азербайджана. - М.: Известия, 2003. - 712 с.
4. ГасановА.М. Геополитика Азербайджана. - Баку: Zardabi-LTD, 2015. -1048 с.
5. Документы внешней политики СССР: Т.23. Кн.1. - М.: Международные отношения, 1995.
6. Ергин D. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть и власть. - М., 1999. -956 s.
7. Бжезинский З.К. Великая шахматная доска. - М., 2003.
8. Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М.: Международные отношения, 2003. С.280.
9. Каспий: статус, нефть, уровень // www.caspiy.net
10. Максаковский В.П. Каспий - Европа, из новой книги. - М., 2002.
11. МуллакаевМ.С. Современное состояние проблемы извлечения нефти // Современная научная мысль. - 2013.- N 4. - С. 185191.
12. НартовН.А. Геополитика. - М.,1999. С.163-164.
13. ТурицынИ.В. К вопросу о модернизационном значении нефтяной политики СССР И Российской Федерации (1980-1990-е гг.)// Актуальные проблемы российской модернизации: история и современная практика. - М., 2012. - С. 21-31.
14. Турицын И.В., Муллакаев М.С. Россия и современные проблемы нефтяной геополитики Каспия // Современная научная мысль. - 2016. - № 6. - С. 202-210.
15. Mullakaev M.S. Ultrasonic intensification of the processes of enhanced oil recovery, processing of crude oil and oil sludge, purification of oil-contaminated water. Monograph. - Moscow, 2018.
16. Aras O.N. Azerbeycan Hazar ekonomi ve stratejisi. Istanbul: Dergi yayinlari, 2001, 299 s.
17. Bilgin M. Avrasiya Enerji sava^lari. Istanbul: IQ Kültür Sanat Yayincilik, 2005, 384 s.
18. Demir A.F. Türk di§ politikasi perspektifinden Güney Kafkasya. Istanbul, "Baglam", 2003, 358 s.
19. Demirdag O. Türkiye'nin Enerji Politikasinda Petrolün Yeri, Iktisadi Ara^tirmalar Vakfi, Seminer, Istanbul, 2000.
20. Karabayram Firat. Rusya Federasyonu'nun Güney Kafkasya Politikasi. Ankara: Atilim Üniversitesi, 2007. 357 s.
21. Mert O. Türkiyenin Kafkaziya politikasi vs Gürcütan.lstanbul, IQ Kultur-Sanat yayincilik, 2004.
References and Sources
1. Gosudarstvennyj arhiv Azerbajdzhanskoj Respubliki. F.187. Glava 411. Spisok 38, rabota 13.
2. Arhiv Milli Medzhlisa Azerbajdzhanskoj Respubliki. (ARMMA). Sklad 2941, spisok 1, rabota 264, list 37.
3. Aliev I. Kaspijskaya neft' Azerbajdzhana. - M.: Izvestiya, 2003. - 712 c.
4. Gasanov A.M. Geopolitika Azerbajdzhana. - Baku: Zardabi-LTD, 2015. -1048 s.
5. Dokumenty vneshnej politiki SSSR: T.23. Kn.1. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1995.
6. Ergin D. Dobycha. Vsemirnaya istoriya bor'by za neft' i vlast'. - M., 1999. -956 s.
7. Bzhezinskij Z.K. Velikaya shahmatnaya doska. - M., 2003.
8. ZHil'cov S.S., Zonn I.S., Ushkov A.M. Geopolitika Kaspijskogo regiona. - M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2003. S.280.
9. Kaspij: status, neft', uroven' // www.caspiy.net
10. Maksakovskij V.P. Kaspij - Evropa, iz novoj knigi. - M., 2002.
11. Mullakaev M.S. Sovremennoe sostoyanie problemy izvlecheniya nefti // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2013.- № 4. - S. 185-191.
12. Nartov N.A. Geopolitika. - M.,1999. S.163-164.
13. Turicyn I.V. K voprosu o modernizacionnom znachenii neftyanoj politiki SSSR I Rossijskoj Federacii (1980-1990-e gg.)// Aktual'nye problemy rossijskoj modernizacii: istoriya i sovremennaya praktika. - M., 2012. - S. 21-31.
14. 14. Turicyn I.V., Mullakaev M.S. Rossiya i sovremennye problemy neftyanoj geopolitiki Kaspiya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2016. - N° 6.-S. 202-210.
15. Mullakaev M.S. Ultrasonic intensification of the processes of enhanced oil recovery, processing of crude oil and oil sludge, purification of oil-contaminated water. Monograph. - Moscow, 2018.
16. Aras O.N. Azerbeycan Hazar ekonomi ve stratejisi. Istanbul: Dergi yayinlari, 2001, 299 s.
17. Bilgin M. Avrasiya Enerji savaçlan. Istanbul: IQ Kültür Sanat Yayincilik, 2005, 384 s.
18. Demir A.F. Türk di§ politikasi perspektifinden Güney Kafkasya. Istanbul, "Baglam", 2003, 358 s.
19. Demirdag O. Türkiye'nin Enerji Politikasinda Petrolün Yeri, Iktisadi Araçtirmalar Vakfi, Seminer, Istanbul, 2000.
20. Karabayram Firat. Rusya Federasyonu'nun Güney Kafkasya Politikasi. Ankara: Atilim Üniversitesi, 2007. 357 s.
21. Mert O. Türkiyenin Kafkaziya politikasi vs Gürcütan.lstanbul, IQ Kultur-Sanat yayincilik, 2004.
ГУРБАНОВА СЕВИНДЖ АКИФОВНА - преподаватель кафедры всеобщей истории Гянджинского государственного университета имени Гасана бека Зардаби (gurbanova@mail.ru).
GURBANOVA, SEVINJ A. - teacher of the Department of General History of Ganja State University named after Hasan bey Zardabi