Научная статья на тему '"КОНТРАКТ ВЕКА" 1994 Г. И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

"КОНТРАКТ ВЕКА" 1994 Г. И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1287
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НЕФТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕФТЯНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА АЗЕРБАЙДЖАНА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / AZERBAIJAN / FOREIGN POLICY / OIL / INTERNATIONAL RELATIONS / OIL POLICY / AZERBAIJANI ECONOMY / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ализаде Ильхам Гаджибаба Оглы

Подписание 20 сентября 1994 года «Контракта века» с консорциумом нефтяных компаний таких стран, как США, Великобритания, Норвегия, Россия, Турция, Япония и Саудовская Аравия, явилось первым крупным внешнеэкономическим и политическим успехом независимого Азербайджана. Именно сотрудничество с ведущими нефтяными компаниями мира создало благоприятные условия для укрепления международных позиций Азербайджанской Республики. Благодаря этому сотрудничеству нефтяная стратегия Гейдара Алиева была успешно реализована, и Азербайджан пережил политический и экономический кризис, продолжавшийся с конца 80-х годов ХХ века. Укрепляя свою независимость и государственность, Азербайджан в очень короткие исторические сроки занял достойное место на международной арене. В статье показано влияние сотрудничества Азербайджана с партнерами в сфере нефтяной политики на укрепление его международного авторитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"CONTRACT OF THE CENTURY" OF 1994 AND ITS IMPACT ON THE FOREIGN POLICY OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC

The signing on September 20, 1994 of the “Contract of the Century” with a consortium of oil companies of such countries as the USA, Great Britain, Norway, Russia, Turkey, Japan and Saudi Arabia was the first major foreign economic and political success of independent Azerbaijan. Exactly cooperation with the leading oil companies of the world that created favorable conditions for strengthening the international positions of the Republic of Azerbaijan. Thanks to this cooperation, the oil strategy of Heydar Aliyev was successfully implemented, and Azerbaijan experienced a political and economic crisis that lasted from the end of the 80s of the XX century. Strengthening its independence and statehood, the Azerbaijan in a very short historical time has taken a worthy place in the international arena. In the article shows the influence of cooperation of Azerbaijan with partners in the field of oil policy on strengthening its international prestige.

Текст научной работы на тему «"КОНТРАКТ ВЕКА" 1994 Г. И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

14. Турицын И.В. Великий индоевропейский путь: к 150-летию истории проекта // Современная научная мысль. - 2016. - №4.

- С.91-106.

15. Турицын И.В., Муллакаев М.С. Россия и современные проблемы нефтяной геополитики Каспия // Современная научная мысль. - 2016. - №6. - С.202-210.

16. АмраховМ. Великий шелковый путь. - Баку: Муртежим, 2011. - 84 с.

References and Sources

1. Chernyavskij S.I. Politika SSHA po ukrepleniyu svoego vliyaniya v Azerbajdzhane // Nezavisimyj Azerbajdzhan: novye orientiry. V 2-h t. - M.: Ros. Institut strategicheskih issledovanij, 2000. - T.2. - S.117-136.

2. Gasanov A.M. Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya i vneshnyaya politika Azerbajdzhana. - Baku: Azerbajdzhan, 2005. - 752 s.

3. Samedzade 3. EHtapy bol'shogo puti. Tezisy vystupleniya nacional'nogo Koordinatora Azerbajdzhanskoj Respubliki 3.A.Samedzade na konferencii Traseka. Komissiya Evropejskogo Soobshchestva 3-7 maya, 1993, Bryussel', Baku, 2004. s.662-664.

4. Vizit prezidenta Azerbajdzhana Gejdara Alieva v Turkmenistan i Iran. Sammit sygraet vazhnuyu rol' v razvitii ehkonomicheskih otnoshenij // Halg.

- 1996. - 17 maya.

5. Nauchnyj arhiv Instituta istorii im. A.A.Bakihanova NANA. T.B. Gafarov, F.1. Op.19. D.8961. - 130 s.

6. K tret'emu tysyacheletiyu s voskhodyashchim SHelkovym putem. Vystuplenie Prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki Gejdara Alieva // Azerbajdzhan. - 1998. - 9 sentyabrya. - S.2.

7. Gamidov H. Politicheskie aspekty strategii SSHA po SHelkovomu puti i Karabahskaya problema// http://www.turansam.org/makale.php?id=181

8. The Silk Road Strategy Act of 1999. A.Bill, 1995. 105th Conges. 1th Session. US Senate. 30 Oct. 1997// https://www.govtrack.us/congress /bills/105/s1344

9. Zhil'cov S.S., Zonn I.S. SSHA v pogone za Kaspiem. - M.: Mezhdunar.otnosheniya, 2009. - 200 s.

10. Starr F., Cornell S. Baku-Tbilisi-Ceyhan pipeline. Oil Window to the West // https://www.silkroadstudies.org/publications/silkroad-papers-and-monographs/item/13143-the-baku-tbilisi-ceyhan-pipeline-oil-window-to-the-west.html

11. Valiev D.A. Integraciya Azerbajdzhana v mirovuyu ehkonomicheskuyu sredu. - Baku: Adiloglu, 2008. - 428 s.

12. Statisticheskie pokazateli Azerbajdzhana. Statisticheskij Komitet Azerbajdzhanskoj Respubliki. 2003. - Baku: «Sada», 2003. - 773 s.

13. Baku - Tbilisi - Kars - ehto zheleznaya doroga, soedinyayushchaya Evropu s Aziej // Azerbajdzhan. - 2006. - 11 noyabrya.

14. Turicyn I.V. Velikij indoevropejskij put': k 150-letiyu istorii proekta // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2016. - №4. - S.91-106.

15. Turicyn I.V., Mullakaev M.S. Rossiya i sovremennye problemy neftyanoj geopolitiki Kaspiya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2016. - №6. -S.202-210.

16. Amrahov M. Velikij shelkovyj put'. - Baku: Murtezhim, 2011. - 84 s.

МЕХТИЗАДЕ ГЮНЕЛЬ ЗАФАР - научный сотрудник отдела «Алиевоведение» Института истории Национальной Академии наук Азербайджана (info@helri.com).

MEHDIZADE, GUNEL ZAFAR - Scientific Researcher, National Academy of Sciences of Azerbaijan Institute of History, Department of "Aliyev studies".

УДК 94(479.24)« 1994/2018»

АЛИЗАДЕ И.Г.

«КОНТРАКТ ВЕКА» 1994 Г. И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ

АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: Азербайджан, внешняя политика, нефть, международные отношения, нефтяная политика, экономика Азербайджана, внешнеэкономические отношения.

Подписание 20 сентября 1994 года «Контракта века» с консорциумом нефтяных компаний таких стран, как США, Великобритания, Норвегия, Россия, Турция, Япония и Саудовская Аравия, явилось первым крупным внешнеэкономическим и политическим успехом независимого Азербайджана. Именно сотрудничество с ведущими нефтяными компаниями мира создало благоприятные условия для укрепления международных позиций Азербайджанской Республики. Благодаря этому сотрудничеству нефтяная стратегия Гейдара Алиева была успешно реализована, и Азербайджан пережил политический и экономический кризис, продолжавшийся с конца 80-х годов ХХ века. Укрепляя свою независимость и государственность, Азербайджан в очень короткие исторические сроки занял достойное место на международной арене. В статье показано влияние сотрудничества Азербайджана с партнерами в сфере нефтяной политики на укрепление его международного авторитета.

ALIZADE, I.G.

"CONTRACT OF THE CENTURY" OF 1994 AND ITS IMPACT ON THE FOREIGN POLICY

OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC

Keywords: Azerbaijan, foreign policy, oil, international relations, oil policy, Azerbaijani economy, foreign economic relations.

The signing on September 20, 1994 of the "Contract of the Century" with a consortium of oil companies of such countries as the USA, Great Britain, Norway, Russia, Turkey, Japan and Saudi Arabia was the first major foreign economic and political success of independent Azerbaijan. Exactly cooperation with the leading oil companies of the world that created favorable conditions for strengthening the international positions of the Republic of Azerbaijan. Thanks to this cooperation, the oil strategy of Heydar Aliyev was successfully implemented, and Azerbaijan experienced a political and economic crisis that lasted from the end of the 80s of the XX century. Strengthening its independence and statehood, the

Azerbaijan in a very short historical time has taken a worthy place in the international arena. In the article shows the influence of cooperation of Azerbaijan with partners in the field of oil policy on strengthening its international prestige.

20 сентября 1994 года представителями 13 крупных нефтяных компаний Азербайджана (ГНКАР), Соединенных Штатов (Amoco, Unocal, McDermott, Exxon, Pennzoil), Великобритании (BP, Ramko), Норвегии (Statoil), России (ЛУКОЙЛ), Турции (Turkish Petroleum), Японии (Itochu) и Саудовской Аравии (Delta-Nimir) было подписано Соглашение о разведке, разработке и долевом разделе добычи на азербайджанских нефтяных месторождениях «Азери», «Чираг», «Гюнешли», вошедшее в историю как «Контракт века». Это событие стало первым международным успехом независимого Азербайджанского государства. Сотрудничество с компаниями-партнерами создало благоприятные условия для укрепления его международных позиций. Конечно, и до подписания «Контракта века» отмеченные государства имели с Азербайджанской Республикой дипломатические отношения. Однако их уровень в основном был ограничен открытием посольств этих стран в Баку. Теперь, на основе крупного нефтяного проекта, ситуация существенно изменилась.

Великие государства мира и влиятельные иностранные нефтяные компании издавна проявляли интерес к природным ресурсам Каспийского моря. Однако до прихода к власти Гейдара Алиева (1993), ни одно азербайджанское правительство не смогло в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые предоставлялись стране государственной независимостью, с одной стороны, и наличием нефтяных ресурсов - с другой. Не удалось им и использовать имеющиеся возможности для развития отношений с крупными странами, занимающими лидирующие позиции в мировой политике.

Следует отметить, что основной причиной, по которой Азербайджан входил в круг интересов великих держав в этот период, была Бакинская нефть. Но это не было единственной причиной. После распада Советского Союза российские границы были отодвинуты на север. Соответственно, страны Южного Кавказа - Азербайджан, Грузия и Армения оказались в центре международного внимания. В этом контексте особенно большее значение приобретал Азербайджан, имеющий ряд геополитических преимуществ, в частности, обладающий большими энергоресурсами на Каспии. Наряду с этим, республика граничит с Россией и Ираном - странами, рассматриваемыми США и европейскими державами с большой долей неприятия, а также с Турцией, являющейся членом НАТО. Все эти факторы способствовали росту интереса Запада к Азербайджану.

Основатель и руководитель аналитического центра «Stratfor» в США Джордж Фридман в своей книге «Следующие 100 лет» пишет: «...Значение Азербайджана для США не в его моральных качествах, а том, что он является полосой между Россией и Ираном ... Позиция Азербайджана обладает стратегическим значением: она особенно ценна с точки зрения контроля за ситуацией в Иране, а также для уменьшения влияния России на Европу через трубопроводы от Каспийского моря» [1, с. 1]. Наряду с этим, США также рассматривали Азербайджан как источник нефти вне ОПЕК, что было важно для диверсификации глобальных поставок энергоносителей. С этой точки зрения уже до подписания «Контракта века», в 1993 г. зримые очертания приобрел проект строительства магистрального экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC), в последующем дополненный проектом ЮжноКавказского газопровода (SCP) - Баку-Тбилиси-Эрзерум.

Очевидно, что стратегическое положение Азербайджана обеспечило большой интерес Соединенных Штатов к республике, как в плане доступа к нефти и газу Каспия, так и в плане создания альтернативных энергетических маршрутов за пределами России, рассматривавшихся как инструмент обеспечения энергетической безопасности Европы. В свою очередь, Азербайджан занял принципиальную позицию в вопросах добычи нефтегазовых ресурсов и их доставки в Средиземное море по основному экспортному нефтепроводу (а затем газопроводу) через территории Грузии и Турции. Президент Гейдар Алиев на встрече с лидерами иностранных нефтяных компаний в августе 1993 года прямо заявил: «... Я полагаю, что большинство нефтяных компаний тесно связаны с

государственными кругами, которые они представляют. Надеемся, что с деятельностью здесь этих компаний отношения их государств с Азербайджаном будут улучшаться» [2, с. 87].

В итоге, сформулированная президентом Г. Алиевым нефтяная политика способствовала повышению международного авторитета и значения официального Баку в США и Европе. То, что западные нефтяные компании, прежде всего, BP и американские компании, занимали лидирующие позиции в «Контракте века», дало Азербайджанскому правительству возможности развить экономическое сотрудничество с компаниями, входящими в нефтяной консорциум до уровня политических отношений с такими странами, как США, Великобритания, Франция, Норвегия, Россия, Япония и Италия. Переформатированная внешняя политика страны стала фактически строиться на основе нефтяной дипломатии.

BP и американские компании - партнеры, придавая серьезное значение позиции Азербайджанского государства, оказали всестороннюю поддержку в реализации его внешней политики. В частности, они проявили особую активность в привлечении влиятельных компаний для инвестирования и заключения новых нефтяных контрактов с Азербайджаном. Они организовали многочисленные деловые встречи Гейдара Алиева с руководителями ведущих международных компаний во время его поездок в США и Европу. Благодаря поддержке BP и ее партнеров, в Великобритании и США были созданы торговые палаты, представляющие интересы Азербайджана.

29 ноября 1995 года в Лондоне президентом Гейдаром Алиевым и президентом Совета Торговли Великобритании, государственным секретарем по торговле и промышленности Великобритании Яном Лангом был подписан Меморандум о создании Азербайджано-Британского совета по промышленности и торговле (АБСПТ). Содействие в привлечении инвестиций в Азербайджан и создание благоприятных условий для компаний, которые инвестируют в экономику страны, стали основными задачами Совета [3, с. 409]. 15 августа 1996 года именно усилиями Азербайджано-Британского Совета по промышленности и торговле был открыт Бакинский филиал «Британского банка Ближнего Востока» (HSBC HOLDINGS - Банковская Группа Гонконг-Шанхай). Председатель Банка Уильям Пирс в своем выступлении на церемонии открытия филиала отметил: «. Азербайджан, переживший знаменательный период преобразований, открыл свои двери для иностранных инвесторов. Благодаря этому, спустя 80 лет стало возможным возвращение в Баку HSBC Bank Group с общим капиталом в 580 миллиардов долларов и 175 000 акционерами. Эта компания с 1959 года занимает первое место среди мировых организаций, предоставляющих банковские и финансовые услуги и имеет 65 000 офисов, 170 000 сотрудников в 79 странах мира» [4, с.400]. Открытие Бакинского филиала этого престижного банка стало значительным вкладом в развитие экономики страны, ее интеграцию в мировую экономику, а также в формирование международного имиджа Азербайджана после подписания «Контракта века».

В июне 1996 года при поддержке правительства Великобритании и компании BP в Баку была создана Британская Бизнес Группа (British Business Group) с участием представителей 20 британских компаний. Почетным председателем этой группы был избран посол Великобритании в Азербайджане Томас Янг. Группа ставила перед собой цели содействия развитию отношений между Азербайджаном и Британией, укрепления контактов с британскими компаниями, деятельность которых служила развитию торговых отношений с Азербайджаном, а также оказания им необходимой поддержки. Уже в 1997 году усилиями АБСПТ и Британской Бизнес Группы в Азербайджане открыли представительства и начали свою деятельность 55 известных британских компаний [3, с.412]. А к 2000 году число предприятий с британским капиталом, функционирующих в области нефтедобычи, строительства, транспорта, связи, услуг и других сферах достигло 307 [3, с.327].

Результатом активной позиции BP, играющей важную роль в нефтяном секторе Азербайджана, стало то, что правительство Великобритании все больше усиливало свою поддержку экономике Азербайджана, демонстрируя всему миру свое доверие и уверенность в экономическом курсе правительства Азербайджанской Республики. Правительство

Великобритании предоставило правительственные гарантии инвестициям британских компаний в Азербайджане и оказывало таким компаниям всевозможную помощь на государственном уровне. К примеру, сумма кредитных гарантий, предоставленных Азербайджану за 1998 год, превысила 100 миллионов долларов. Из этой суммы 16 миллионов были выделены для завершения работ в международном аэропорту «Гейдар Алиев (Бина)» в Баку [3, с.326]. 30 сентября 1999 года выступая на открытие аэропорта Бина, посол Великобритании в Азербайджане Роджер Томас, отметил: «... Британский банк Ближнего Востока - «HSBC HOLDINGS» - Гонконг-Шанхайская банковская группа инвестировала этот проект, практически выделив миллионы долларов с коммерческого рынка. И продемонстрировал другим финансовым группам, не имевшим даже понятия о географическом местонахождении Азербайджана, свое полное доверие к этому государству, которое недавно обрело независимость» [3, с. 407].

Компания «British Airways» стала первой авиакомпанией Западной Европы, еще в 1995 году открывшей свое представительство в Азербайджане. «British Airways» является одной из крупнейших в мире международных пассажирских и грузовых компаний. После открытия международного аэропорта Бина «British Airways» увеличила количество рейсов Баку-Лондон до шести раз в неделю, причем ввела на них в эксплуатацию самые современные самолеты «Аэробус-320» и «Боинг-737».

10 мая 1996 года в Баку состоялось открытие компании AzEvroTel, созданной еще в 1995 году как Азербайджано-британское совместное предприятие. Учредителями дочерней компании «LUKoil Evrope LTD» стали британский капитал компании LUKoil и Министерство связи Азербайджанской Республики. Предприятие было оснащено самым современным телекоммуникационным оборудованием британской компании «GRT». Благодаря этому, впервые в Баку появилась возможность использовать услуги связи с функциями видеоконференции, телекоммуникации, радиотелефона и периферийной связи [3, с. 404].

Усилиями АБСПТ в число инвестиционных компаний в Азербайджане вошла также компания не нефтяного сектора «Spirhead Exhibitions», основанная в 1969 году для организации международной выставочной и издательской деятельности. Еще в январе 1993 года эта компания подписала соглашение с Торгово-Промышленной палатой Азербайджана о предоставлении разрешения на организацию выставок в Азербайджане. 24-26 мая 1994 года при поддержке Торгово-Промышленной палаты Азербайджана, BP и ее партнеров в Баку была проведена первая выставка-конференция «Caspian Oil & Gas» [3, с.391]. С этого времени проведение выставок-конференций «Caspian Oil & Gas» стало традицией и проходит каждый год (включая 2018 год). Эти выставки-конференции объединяют руководителей и специалистов нефтегазового сектора высшего уровня, предоставляя необходимую информацию о природных ресурсах Каспийского моря мировому сообществу, а также вносят значительный вклад в привлечение иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль. Из года в год растет число участников выставок. В ежегодных выставках принимают участие руководители различных компаний, официальные правительственные лица различных государств мира. Все это стало показателем растущего международного интереса к этому событию. Следует отметить, что, если в первой международной выставке-конференции, состоявшейся в 1994 году в Баку, принимали участие 150 компаний из 12 стран, то в выставке-конференции «Caspian Oil & Gas», проведенной в 2018 году, участвовали 318 компаний из 36 стран [3, с.393]. Получив международный статус, эта выставка дала толчок дальнейшему укреплению позиций Азербайджана в мировой нефтегазовой отрасли, а также его международного авторитета, как независимого государства.

Анализируя проблемы нефтяной политики Азербайджана, нельзя не видеть, что они оказались тесно взаимосвязаны с внешнеполитической деятельности государства в целом.

Как известно, одним из основных направлений внешней политики Азербайджана с начала 1990-х годов являлось урегулирование Азербайджано-Армянского и Нагорно-Карабахского конфликта. Представляется далеко не случайным, что поддержка Азербайджана в его усилиях в данной сфере, также была получена именно от правительства Великобритании.

Еще в 1992 году премьер-министр Соединенного Королевства Джон Мейджор (1990-1997) в своем письме правительству Азербайджана заявил, что вопросы территориальной целостности Азербайджана и официального статуса Нагорного Карабаха не могут быть предметом обсуждения. Нагорный Карабах - территория Азербайджана. Резким заявлением Великобритания выразила также свое отношение к оккупации Кельбаджарского района. В тот период председателем Совета Безопасности ООН был представитель Великобритании Дэвид Ханней. По его настоянию, были приняты резолюции № 822 от 30 апреля 1993 года, № 853 от 29 июля 1993 года, № 874 от 14 октября 1993 года, № 884 от 11 ноября 1993 года и 7-я Декларация Совета Безопасности. В этих резолюциях и заявлениях содержалось требование безотлагательного прекращения оккупационных операций и безоговорочного вывода войск из пострадавших районов [3, с.322]. На Лиссабонском саммите ОБСЕ, состоявшемся в декабре 1996 года, на сессиях Парламентской Ассамблеи Совета Европы и во всех международных мероприятиях правительство Великобритании однозначно заявляло, что признает территориальную целостность Азербайджана и Нагорного Карабаха, как неотъемлемой части Азербайджана.

Вне всякого сомнения, подписание «Контракта века» оказало благотворное воздействие и на отношения Азербайджана с США. 1994-1995 годы можно рассматривать как переходный период в политике Соединенных Штатов в отношении Азербайджана. Подписание «Контракта века» (приобретение 47 % доли пятью нефтяными компаниями США), а также значительные усилия президента Гейдара Алиева способствовали развитию отношений с этой страной, заложили основу для нового этапа в азербайджано-американских отношениях. Соглашения с США о разработке и экспорте энергоресурсов Каспийского моря на мировые рынки стали основой для поддержки США Азербайджана в решении многих проблем. Американские компании-партнеры по нефтяному консорциуму в своей стране много сделали для развития азербайджано-американских отношений [5, с. 13].

В октябре 1995 года президент Азербайджана Гейдар Алиев совершил важный визит в Нью-Йорк. Во время этого визита нефтяные компании, такие как «Pennzoil», «YUNokal», «McDermott», «Exxon», «Mobil» и «Chevron» выступили с инициативой создания Азербайджано-Американской Торговой Палаты. Они взяли на себя инициативу содействия развитию отношений между США и Азербайджаном через Торговую Палату. В апреле 1996 года Торговая палата начала свою деятельность, объединив в своих рядах таких видных политических деятелей и бизнесменов как Збигнев Бжезинский, Джеймс Бейкер, Генри Киссинджер, Ричард Чейни, Ричард Армитидж, а также многие известные компании Соединенных Штатов. За короткое время она заняла достойное место среди влиятельных организаций США, существующих на протяжении десятилетий. Торговая палата объединила в своих рядах более 50 американских компаний и, в конечном счете, добилась привлечения больших инвестиций в нефтяной и не нефтяной сектор экономики Азербайджана [6, с.460].

В первые годы своего существования Американо-Азербайджанская торговая палата пыталась реализовать в основном экономические интересы Азербайджана. Однако тщательно изучив ситуацию в сфере азербайджано-американского сотрудничества, она стала придавать большое значение, прежде всего, устранению политических препятствий на пути развития деловых отношений между странами. В начале 1993 года в США начало функционировать посольство Азербайджана. Оно сыграло важную роль в доведении этих истин до официальных кругов и общественности США.

Однако отношения двух стран развивались не беспроблемно. В оценке карабахского конфликта США первоначально жестко заняли сторону Армении. 17 февраля 1993 года Конгресс США принял в отношении Азербайджана 907 поправку к «Закону о поддержке свободы» от 25 декабря 1992 года. Это стало самым большим препятствием на пути установления и расширения американо-азербайджанских отношений. Следует отметить, что работа, проделанная в течение периода от вступления в силу 907 поправки до прекращения ее действия, является лучшим показателем динамики развития азербайджано-американских отношений и укрепления позиций Азербайджана на международной арене. Когда в 1993 году

была внесена 907 поправка против Азербайджана, против этого несправедливого решения выступили только посольства Азербайджана в США и американские нефтяные компании -участники «Контракта века». В результате многолетней борьбы, официальные круги США и общественность стали получать больше информации об истинах Нагорного Карабаха. Это привело к увеличению числа политических деятелей, уважающих позицию Азербайджана [7, с. 200]. Действия, предпринятые Американо-Азербайджанской Торговой Палатой при поддержке американских нефтяных компаний, переговоры, проведенные Гейдаром Алиевым во время визитов в США с президентами Биллом Клинтоном, Джорджем Бушем и их администрациями, членами Конгресса и Сената, наконец, оказали свое влияние. После 11 сентября 2001 года администрация Буша, оценив роль Азербайджана в борьбе с терроризмом, хоть и не полностью аннулировала 907 поправку, но отменила силу ее действия.

Таким образом, в результате правильного использования энергетической дипломатии во внешней политике Азербайджана, Соединенные Штаты и Азербайджан смогли продвинуться от начальной стадии налаживания отношений к стадии стратегического партнерства. Благодаря успешному проведению внутренней и внешней политики, правильному использованию нефтяного фактора, поддержке ВР и нефтяных американских компаний - партнеров нефтяной дипломатии Азербайджана, отношения республики с ведущими мировыми державами, особенно с Великобританией и США, фактически вышли на уровень союзнических.

В частности, в результате прекращения действия 907 поправки были открыты широкие возможности для сотрудничества с Соединенными Штатами в очень важной области - в военной сфере и в области безопасности. Азербайджан присоединился к программе «Партнерство ради мира», которая предусматривает создание силовых и военных структур на современном уровне. В 1996 году, после вручения Президентом Азербайджана презентационного документа Генеральному секретарю НАТО, Азербайджан начал осуществлять свое сотрудничество с НАТО по ежегодно утвержденной индивидуальной программе. В 2002 году, по предложению США, Азербайджан присоединился к 11 программам, охватывающим сферы безопасности и обороны. Финансовые средства по этим программам, выделяемые США, в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличились в четыре раза. В 2002 году объем помощи со стороны США по обеспечении безопасности государственных границ был увеличен до 6 миллионов долларов. При этом Азербайджан стал надежным членом международной коалиции против терроризма. В 1999-2008 годах он присоединился к миротворческим операциям НАТО в Косово. С 11 сентября 2001 года присоединился к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, и участвовал в миротворческих операциях, проводимых в Афганистане и Ираке [7, с. 230].

Проводя последовательную политику по укреплению международного авторитета, Азербайджанская Республика, как независимое государство, стала членом нескольких международных организаций, в том числе таких организаций как ОБСЕ, Совет Европы, Организация Исламская конференция и Содружество Независимых Государств. Для защиты национальных интересов Азербайджан присоединился к Хельсинкскому Заключительному Акту (1992 год), Парижской Хартии и Европейской Хартии (1999 год), расширял сотрудничество с Европейским Союзом, с ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другими специализированными организациями, участвовал в региональных инициативах в качестве одного из учредителей региональной группы ГУАМ и т.д.

В сотрудничестве с Советом Европы, членом которой Азербайджанская Республика является с 2001 года, были приняты меры по приведению национального законодательства в соответствии с международными стандартами. Азербайджан установил тесные отношения с Венецианской комиссией Совета Европы, способствующего демократизации национального законодательства. 25 января 2001 года Азербайджан подписал основной документ этой организации - Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и протоколы к ней. 15 апреля 2002 года эти документы были ратифицированы. Наряду с этим, Азербайджан развивал отношения с Европейским Союзом в рамках программ TASIS (техническая помощь странам

СНГ), TRACECA (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) и др.

Азербайджан - страна со сложной социальной, политической, экономической ситуацией. Компании - участники «Контракта века» в 1994 г. начали сотрудничать с Азербайджаном, несмотря на нестабильное экономическое и политическое положение страны. В итоге, совместно с Азербайджаном, они реализовали крупные нефтегазовые проекты. Это создало необходимое доверие к Азербайджану на международном уровне, в том числе в России [8]. Азербайджан проводил последовательные экономические реформы. При этом они находили поддержку ведущих стран мира, также способствуя улучшению имиджа страны. Именно в результате этих успехов такие международные организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) начали оказывать Азербайджану в целях поддержки этих реформ серьезную финансовую помощь.

Проведенные реформы и сотрудничество с международными партнерами довольно быстро стали давать ощутимые результаты. Так, если в 1994 году инфляция в стране составляла 1800 %, то в 1996 году этот показатель снизился до 6,8 %. Падение курса маната, в сравнении с долларом США в 1994 году составило 1200 %. Спустя всего лишь два года курс маната по отношению к доллару США укрепился (8 %). В стране было прекращено снижение объема внутреннего валового продукта. Рост ВВП в 1996 году составил 1,3 %, в 1997 году -5,8 %, в 1998-2003 годах в среднем 10 %. Всего за 2004-2011 гг. ВВП страны увеличился три раза [4, с. 788].

После «Контракта века», начиная с 1995 года, Азербайджаном были подписаны новые нефтяные договора. За счет привлечения известных компаний Франции, России, Ирана, Японии и Италии к разведке и добыче азербайджанской нефти ускорился рост инвестиций в нефтяную промышленность. Стали поступать доходы от добычи нефти, газа и конденсата с месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли», «Шах Дениз», от экспорта нефти и газа по трубопроводам BTC и SCP, строительство которых было завершено. Все эти факторы оказали позитивное влияние на экономические показатели Азербайджана.

В конечном счете, время глубокого экономического спада в Азербайджане (1991-1995 гг.) с 1995 г. сменил период глубоких экономических реформ. Эпоха перехода и восстановления, охватывавшая 1995-2003 годы, позволила обеспечить восходящее развитие страны. Следует отметить, что в 2003 году валовой внутренний продукт в республике по сравнению с 1994 годом увеличился 3,2 раза, ВВП на душу населения - в 2,8 раза, не нефтяного сектора - в 2,6 раза. В 2003 году среднегодовой экономический рост составил 12,9 %. Азербайджан, в 1994 году представлявший собой страну с истощенными финансовыми ресурсами, уже в 2003 году имел валютный фонд в 1,2 млрд. долларов США. В 2014 году этот показатель вырос до 50 миллиардов долларов. Только за 2003-2013 годы доходы государственного бюджета увеличились в 14 раз, налоговые поступления - в 7,3 раза, расходы государственного бюджета - в 13,9 раза, вклады населения - в 24 раза, а банковские активы - в 18 раз. В 2013 году резервы Центрального банка составили больше 14 миллиардов долларов. Внешнеторговый оборот увеличился в 6,6 раза, экспорт - в 9,3 раза, импорт - в 4,1 раза, экспорт не нефтяного сектора - в 4,7 раза [9]. Если в 2003 году ВВП на душу населения в номинальном выражении составлял всего 873,65 маната (1100 долларов США), то в 2014 году этот показатель приблизился примерно 8000 долларов США. В 2003 году только 26,8% от общего объема инвестиций в экономику страны финансировалось из внутренних источников. В 2013 году доля внутренних инвестиций достигла 62,5%. В целом, в 2004-2013 годах внутренние инвестиции увеличились в 14,6 раза, инвестиции в не нефтяной сектор - в 12,9 раза. За счет всех источников в регионы была выделена сумма на 50,7 млрд. манат [10, с.31].

Согласно расчетам Всемирного экономического форума в Давосе, в 2003 году Азербайджан занимал 64 место из 125 стран мира по конкурентоспособности экономики. В 2017 году он стал 35-м среди 137 стран, и первым в СНГ. Впервые страна была включена в группу стран «с уровнем доходов выше среднего» и «с высоким уровнем развития человеческого потенциала». За этот период уровень бедности в стране снизился с 49% в 2001 году до 4,9% в 2016 году. Рейтинговые агентства «Fitch Rating's» и «Standard and Poor's» и

«Moody's» - присудили Азербайджану рейтинг инвестиционного кредита. Азербайджан стал единственной страной с инвестиционным рейтингом среди стран Кавказа [6, с.31].

Доходы от «Контракта века» и других нефтегазовых проектов, разработанных совместно с BP и другими иностранными компаниями, дали Азербайджану возможность выступить с новыми инициативами в области транспорта-логистики для интеграции в мировую экономику. Строительство железной дороги Баку-Астара-Рашт, соединяющей Северную Европу с Юго-Восточной Азией; завершение строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс; запуск международного морского порта Алат на Каспии превратили Азербайджан в важный транзитный узел для перевозки грузов между Азией и Европой. Азербайджан участвовал в перевозке грузов в направлениях Север-Юг и Восток-Запад по кратчайшему пути и самой низкой цене.

В отмеченном контексте важное значение имело укрепление связей Азербайджана с ЕС. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное между Азербайджаном и Европейским союзом в 1996 году, вступило в силу в 1999 году. В 2004 году с расширением Европейского Союза на Восток Азербайджан, как страна Южного Кавказа, вступил в «Новую политику соседства» ЕС в рамках инициативы «Расширенная Европа».

В целом, с подписанием «Контракта века» на основе сотрудничества с международными компаниями была реализована нефтяная стратегия Гейдара Алиева. В свою очередь, реализация политики, основанная на этой стратегии, обеспечивало укрепление международных позиций независимой Азербайджанской Республики. Азербайджанское государство, эффективно используя энергоресурсы Каспия, за очень короткое историческое время добилось социально-экономического возрождения страны. Реализуя проекты международного значения, она стала страной, способствующей энергетической безопасности Европы. Для транспортировки газа с месторождения «Шах-Дениз-2» в Европу строились новые трубопроводы TANAP и TAP с участием BP и ее партнеров через территорию Азербайджана, Грузии, Турции. Строительство новых трубопроводов, вслед за трубопроводом Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-Кавказским газопроводом, еще больше повысило стратегическое значение Азербайджана. Этот энергетический коридор, обходящий Россию, сыграет ключевую роль и в будущих поставках газовых ресурсов Центральной Азии в Европу. Несмотря на серьезные препятствия, Азербайджан добился политической поддержки со стороны Европейского Союза и США для реализации проекта. Благодаря политической воле и финансовым средствам Азербайджана и Турции, был реализован проект Южного газового коридора. Все это стало показателем влияния Азербайджанского государства на международной арене.

Ярким примером укрепления позиций независимой Азербайджанской Республики на международной арене стали выборы непостоянного члена Совета Безопасности ООН на 20122013 годы, на которых он получил голоса 155 стран ООН [11]. Выбор Азербайджана в качестве непостоянного члена Организации Объединенных Наций отразил повышение ее значимости для международного сообщества. В настоящее время в зарубежных странах действуют 57 посольств, постоянные представительства при 5 международных организациях, 9 генеральных консульств, 7 представительств и 11 почетных консульств Азербайджана. В нашей республике действуют посольства 58 стран, 4 генеральных консульства, 10 почетных консульств и представительства 20 международных организаций [11].

Таким образом, благодаря избранной Гейдаром Алиевым нефтяной стратегии, успешно реализованной в 1990-2000-е годы, международный авторитет независимой Азербайджанской Республики укрепился. Азербайджан расширил политическое и экономическое сотрудничество со странами мира. Экономика республики уверенно развивалась, были созданы финансовые ресурсы, необходимые для защиты стратегических интересов. Азербайджан стал полноправным членом семьи ООН. Республика заняла достойное место среди стран мира.

Литература и источники

1. ФридманДж. Следующие 100 лет: Прогноз событий XXI века. - М.: Эксмо, 2010. - 336 с.

2. dliyevН.Э. Mustsqilliyimiz sbsdidir. Kitab 1. - Baki: Azsrns^r, 1997. - 612 s.

187

3. А7эгЬаусап-Воуйк Вгйашуа: Эmэkda§1lq vэ tэrэfda§hq (199-2001). - Вак1, ЭЫ^, Zeynalov vэ о|и11ап, 2001. - 449 8.

4. Л7эгЬаусап Respub1ikasmm хапС siyasэtinin эsas istiqamэt1эri (1991-2016). - Вак1, "РоНах!" ММС, 2017. - 904 8.

5. АлескеровВ. Каспий - море сотрудничества. - Баку: Каспианэнержи, 1999. №2.

6. ЭНуеу IЭ., Hэsэnov Н.Э., MumdvediyevA.§. Л7эгЬаусап пей dйnya siyasэtmdэ. 5 ci1ddэ. 1V аЫ. -Вак1: Л7эгЬаусап, 1997.478 8

7. Pa§ayev Н.М. Вк sэfirm manifesti. Вак1: §ЭЩ^ЭГЬ, 2007. - 246 8.

8. Турицын И.В., Муллакаев М.С. Россия и современные проблемы нефтяной геополитики Каспия // Современная научная мысль. - 2016. - №6. - С.202-210.

9. И11р8://%'%'%г.81а1;^0У.а7/80Ш'8еЛ^0П8/а7/р 3.pdf

10. Azэrbaycaшn statistik gбstэrici1эri. Qш'tu1u§dan tэrэqqiyэ. - Вак1: 2018, 762 s.

11. http://www.baki-xeber.com/8iya8et/1890.html

АЛИЗАДЕ ИЛЬХАМ ГАДЖИБАБА ОГЛЫ - аспирант Гянджинского отдела Национальной академии наук Азербайджана (aliyegence@mail.ru).

ALIZADE, ILHAM HADJIBAB OGLY - Ph.D. student of the Ganja department of the National Academy of Sciences of Azerbaijan (aliyegence@mail.ru).

УДК 94(470) :329.7(=222.5)

АХМЕДОВ Т.А.

РОССИЙСКО-КУРДИСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2000-2018 ГОДАХ

Ключевые слова: курдский вопрос, политические партии Курдистана, Турция, Рабочая партия Курдистана, российско-курдские отношения, российско-турецкие отношения, Демократическая партия Курдистана, Партия Демократического Союза, Демократическая партия народов, Гражданская война в Сирии, Р. Эрдоган, В.В. Путин.

В статье рассматриваются российско-курдские отношения в течение двух десятилетий XXI века. Анализируются причины спадов и подъемов в экономических и политических отношениях между российской властью и курдскими политическими силами в разных частях разделенного географического Курдистана. Политика Российской Федерации в отношении Западного Курдистана в ходе гражданской войны в Сирии в 2011-2018 годах, а также к большому Курдистану, в целом, оценивается как непоследовательная. В ходе исследования автор рассматривает, как российско-курдские отношения влияют на внешнюю политику России в отношении стран Ближнего и Среднего Востока. В статье раскрываются противоречия во взглядах российской и курдской стороны на решение проблем курдского народа и причины этих противоречий.

AKHMEDOV, T.A. RUSSIAN-KURDISH RELATIONS IN THE 2000-2018-IES

Keywords: Kurdish question, political parties of Kurdistan, Turkey, Kurdistan Worker's Party, Russian-Kurdish Relations, Russia-Turkey relations, Kurdistan Democratic Party, Democratic Union Party, Peoples' Democratic Party, Syrian Civil War, R. Erdogan, V. Putin.

In the article considered the Russian-Kurdish relations for the two decades of the XIX century. It analyses the reasons of peaks and troughs in economic and political relations between the Russian authorities and the Kurdish political forces in different parts of the divided Kurdistan. The policy of the Russian Federation toward the Western Kurdistan during the Syrian Civil War in the 2011-2018 and toward the Kurdistan as a whole rated as inconsistent. During the research an author examines the influence of Russian-Kurdish relations on the Russia's foreign policy toward the countries in the Near and Middle East. In the article reveals controversial views of the Russian and Kurdish sides on the issues of the Kurdish people and the causes of the controversy.

Российско-курдские отношения имеют многовековую историю. Они неоднократно переходили от совместной союзнической борьбы против общего неприятеля к взаимному недоверию и претензиям друг к другу. Эти партнерские, соседские отношения стали более сложными за два десятилетия нового XXI века.

Начало новейшего периода в российско-курдских отношениях можно отсчитывать с момента, когда в 1998 году лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) А. Оджалан прибыл в Россию в поисках политического убежища. Но в результате внешних и внутренних политических и экономических игр и сопутствующих им интриг А. Оджалану в политическом убежище было отказано, и он был вынужден покинуть Россию. В феврале 1999 года в результате международного заговора спецслужб он был схвачен и, в итоге, оказался в заключении в турецкой тюрьме [1, с. 49-50]. Общественно-политические деятели Северного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.