УДК 327. [046]
НЕФТЯНАЯ СТРАТЕГИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ДИПЛОМАТИИ
© 2013 М. Сеидов, докторант
Национальная Академия Наук Азербайджана, Баку (Азербайджан)
Аннотация: Вопросы строительства нефтяной стратегии являются одной из актуальных проблем современных международных отношений, занимая важное место в дипломатических отношениях. Нефтяная стратегия Азербайджана положительно влияет на дальнейшее улучшение уровня жизни в регионе, и в целом в мире. Налицо связь между положительными изменениями, происходящими в жизни азербайджданского государства, с нефтяным фактором.
Ключевые слова: нефтяной фактор, мировая и региональная политика, Азербайджана, нефтяная стратегия.
Новая нефтяная стратегия Азербайджана сыграла исключительную роль в превращении страны в быстро-развивающуюся во всех жизненно важных областях, страну, в усилении ее позиций на международной арене с точки зрения обеспечения интересов национальной безопасности. Эта успешная стратегия, основы которой были заложены подписанием «Контракта века», создавшим реальную почву для социально-экономического роста, реализации транснациональных энергетических и коммуникационных проектов, является одной из самых славных страниц современной истории Азербайджана. По прошествии времени этот шаг оценивается как результат мудрой политики общечеловеческого масштаба.
Г.Алиев сумел превратить соглашение, подписанное 20 сентября 1994 года в Баку, в событие номер один всего мира, в котором объединились как экономические, так и политические факторы. Уже через несколько лет общественности стало ясно, что этот контракт носит не только экономический характер и что его осуществлением мы добились использования перспективных возможностей Азербайждана как страны во всем мире.
Комментируя это историческое событие, Президент Азербайджанской Республики И.Алиев подчеркнул, что «в современном мире нефть является не только целью, она является также одним из средств решения глобальных проблем как экономического, так и политического характера» [7, с.181]. Именно это средство превратило Азербайджан в независящую ни от кого страну. Г.Алиев на церемонии подписания «Контракта века» подчеркнул, что «подписав это соглашение, мы еще раз продемонстрировали всему миру восстановление суверенных прав Азербайджанской Республики, и что хозяином своих национальных богатств является сам наш народ» [3, с.24]
Если подписание контракта уже само собой являлось очень напряженным процессом для того времени, то дальнейшия события после подписания этого договора развивались на фоне еще большей напряженности, когда происки вражеских сил, направленных против нашей государственности, вышли на новый уровень. Вместе с тем за прошедшие годы, благодаря сбалансированной политике, были умело сведены на нет авантюристские устремления таких сил как внутри, так и извне, а выгоды и интересы Азаербайджана были приняты всем миром на долгий исторический промежуток времени.
Известно, что после обретения Азербайджаном независимости он столкнулся с серьезными проблемами в области обеспечения стратегических и экономических интересов в прикаспийском регионе, а также в области эффективного использования своих природных ресурсов. И только после установления политической стабильности внутри страны, основывающейся на твердых принципах законности, стало возможным создание почвы для разработки и реализации новой нефтяной стратегии.
Руководство страны, считая крайне важным эффективное использование природных ресурсов нашей страны для превращения ее в мощное и сильное государство, настойчиво работало над разработкой новой не-
фтяной стратегии и ее успешным претворением в жизнь. Именно по этой причине была правильно оценена невозможность освоения Азербайджаном богатых нефтегазовых месторождений и доставки этих природных ресурсов на западные рынки, на основе имеющихся у него ограниченных финансовых средств, в итоге была взята за основу линия сотрудничества с компаниями Запада, опирающаяся на национальные интересы [1, с.56].
В 90-е годы не только нефтяной сектор, но и перспектива социально-экономического и политического развития Азербайджана стояла перед лицом угрозы резкого падения уровня. Наряду с развитием нефтяной индустрии единственно верным путем возрождения страны было привлечение иностранного капитала в этот сектор. Здесь были определенные препятствия. Подписание «Контракта века», в условиях хрупкого режима перемирия, когда механизмы государственного управления не были полностью сформированы, а в отношениях с некоторыми соседними странами царило серьезное политическое и психологическое напряжение и споры вокруг юридического статуса Каспия приняли острый характер, многим казалось мифом. Вместе с тем руководство страны рассматривало участие западных компаний в реализации проекта, связанного с Каспием, не только в экономическом, но и в политико-стратегическом плане.
Продолжение этих переговоров на фоне усиления давления на Азербайджан требовало от руководства страны серьезной политической воли и настойчивости. Г.Алиев сумел убедить ведущие компании Запада в перспективности этого соглашения. Наконец, 20 сентября 1994 года в Баку с участием 11 транснациональных корпораций состоялась торжественная церемония подписания нефтяного контракта, вошедшего в современную историю под названием «Контракта века». Этим Г.Алиев продемонстрировал большую политическую волю и точный экономический расчет в социально-экономических условиях того времени, выдвинув новую нефтяную стратегию Азербайджана: «начиная с 1994 года, азербайджанское государство начинает осуществлять свою новую нефтяную стратегию. Основное значение, суть и принципы этой стратегии заключаются в эффективном использовании природных ресурсов страны, в том числе нефтяных и газовых месторождений для блага азербайджанского народа» [2].
И.Алиев, занимавший тогда пост вице-президента ГНКАР, успешно завершил эти переговоры, которые велись долгое время. Все эти трудности были преодолены, национальные интересы страны в нефтяных контрактах на высшем уровне были защищены: «в ходе переговоров иногда возникали кризисные моменты и азербайджанская сторона бывала очень близка к прекращению переговоров, так как мы считали, что некоторые условия неприемлемы для национальных интересов нашей страны и не могли согласиться с ними. Мы говорили зарубежным компаниям: Вы защищаете интересы отдельных компаний, а мы защищаем интересы нашей страны и азербайджанского народа. Если Вы совершите ошибку, это отразится только на одном проекте компании, но если мы совершим ошибку, то эта ошибка принесет
вред интересам всего азербайджанского народа. Иными словами, мы никак не должны совершать ошибку» [4, с.124].
«Контракт века», превратившись в пробный камень экономической независимости Азербайджана, обеспечил применение свободных экономических механизмов и динамическую интеграцию в мировую экономику, открытие новых рабочих мест, ускорил инвестиционные потоки в республику. Этот договор, наряду с обеспечением осуществления самой масштабного энергетического проекта в мире, заложил также основы стратегии социально-экономического развития нашей страны, основывающейся на строго научных принципах, создал реальную почву для устойчивой внутренней стабильности, обеспечения интересов национальной безопасности и экономических интересов на международной арене. Были предприняты большие шаги с точки зрения реализации других глобальных энергетических и коммуникационных проектов в регионе. Этот процесс одновременно вывел отношения Азербайджана со странами Запада на новую стратегическую плоскость. Наша независимая республика стала гарантом мира, стабильности, экономического прогресса и развития в Южном Кавказе. 27 нефтегазовых контрактов, подписанных на данный момент с иностранными компаниями, создали почву для развития других отраслей экономики, развитию объектов социальной и производственной инфраструктуры.
После подписания «Контракта века», одним из спорных и долго обсуждаемых в переговорах тем был вопрос о том, через какие страны должны пролегать трубопроводы, которые должны были доставить добытые миллионы тонн сырой нефти на рынки Запада. С первых же дней по этому поводу выдвигались разные идеи и предложения. Железная воля и решительная позиция Г.Алиева, а также дипломатическое умение, которые продемонстрировал в переговорах И.Алиев, обеспечили подписание межправительственного соглашения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой «О транспортировке азербайджанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск»; транспортировка азербайджанской нефти по этой линии началась уже в октябре 1997 года.
Необходимость в существовании многочисленных вариантов экспортных трубопроводов, связанных с геостратегическими факторами, требовала напряженной работы над альтернативными проектами. В 1997 году между правительствами Азербайджана, Грузии и Украины было подписано соглашение о транспортировке азербайджанской нефти к Черному морю по маршруту «Баку-Тбилиси-Супса». 17 апреля 1997 года в истории независимого Азербайджана произошло еще одно знаменательное событие: был сдан в эксплуатацию нефтепровод Баку-Супса длиной в 850 км, с пропускной силой в 5 млн. тонн в год, а также экспортный терминал.
Но вместе с тем эти трубопроводы не были в состоянии полностью удовлетворять доставку обширных нефтяных запасов Азербайджана. Освоение нефтяных месторождений в рамках «Контракта века» выдвинуло задачу строительства основного экспортного трубопровода за короткое время.
Г.Алиев принял еще в середине 90-х годов прошлого века впервые выдвинул в повестку дня идею трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». После подписания «Контракта века» в связи с малочисленностью сторонников этого трубопровода, многим его реализация казалась мифом. Однако, несмотря на это, Г.Алиев сумел добиться того, что компании, участвовавшие в подписании «Контракта века», и страны, которые они представляли, согласились с фактом незаменимости этого трубопровода. Несмотря на относительную дороговизну нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» с экономической точки зрения, руководством страны была доказана его оптимальность со стратегической и политической точек зрения._____________________________________________
29 октября 1998 года по инициативе Г.Алиева президенты Азербайджана, Турции и Грузии подписали соглашение о строительстве БТД. А 18 ноября 1998 года, на Стамбульском саммите ОБСУ, была достигнута договоренность о «Транспортировке сырой нефти по основному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан по территориям Республики Азербайджан, Республики Грузия и Турецкой Республики». Главы государств США и Казахстана, также подписавшись под этим соглашением, взяли на себя некоторые юридические и политические обязательства. Реализация БТД было вторым исторически важным событием после подписания «Контракта века». 18 сентября 2002 года на терминале Сангачал с участием президентов Азербайджана, Турции и Грузии прошла церемония заложения фундамента основного экспортного трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Эта церемония была практическим результатом успешной нефтяной стратегии руководства страны [5, с.365].
Если бы строительство основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан не было начато вовремя, Азербайджан и другие участники «Контракта века» попали бы в безвыходное положение. Пропускные способности существующих нефтепроводов Баку-Новороссийск и Баку-Супса не превышают объема 10 млн. тонн в год. С этой точки зрения БТД играет незаменимую роль в доставке добываемой в Азербайджане нефти на мировые рынки. Наряду со всеми этим сдача в эксплуатацию нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» имеет исключительное значение также с точки зрения транспортировки казахстанской нефти, имеющей богатые запасы на Каспии.
28 мая 2006 года в рамках «Контракта века» был достигнут еще один серьезный успех: с отправкой сырой нефти, поданной в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, носящий имя Г.Алиева, в терминал Джейхан, начался новый этап в реализации нефтяной стратегии. Это событие еще раз подтвердило решимость Азербайджана владеть своими природными ресурсами как независимое государство, до конца защищать свои национальные экономические и стратегические интересы. Разумеется, эффективное использование всех ресурсов, в том числе и нефти во имя интересов народа и государства, делает необходимым проведение прагматической политики, расчитанной на осуществление долгосрочных целей. В противном случае нефть, как богатство, может принести государствам не счастье, а нежелательные, сложные проблемы. Успехи современной нефтяной стратегии страны находят свое выражение в правильном использовании доходов, получаемой от нефти, в специальной программе правительства по обеспечению прозрачности в добыче. Основной линией здесь также является проявление должного внимания к социальным проблемам.
В ряде указов, подписанных президентом, особое место уделяется эффективному использованию доходов от нефти во имя системного развития национальной экономики. Открытие в Азербайджане сотен рабочих мест является проявлением успешной социальной политики в рамках нефтяной стратегии: следует быть уверенным в будущих успехах, которые принесет нашей стране этот проект: «...роль нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в деле укрепления независимости Азербайджана неопровержима и имеет большое значение. Вот уже 15 лет, как Азербайджан живет, как независимое государство. За эти 15 лет мы доказали всему миру, что мы можем жить как независимое государство. Мы строим свою политику на основе национальных интересов азербайджанского народа, осуществляем быструю интеграцию Азербайджана в мировое сообщество. Укрепляются позиции Азербайджана в мире, а также стабильность внутри страны и гражданская солидарность, Азербайджан и впредь будет жить и развиваться как независимое государство» [4, с.113].
Древний китайский философ Конфуций писал: «управляй народом с достоинством, тогда люди будут
испытывать к тебе уважение, относись к народу доброжелательно, возвышай лучших и учи знаниям, тогда люди будут верить тебе» [6, с.21].
Сегодня независимая Азербайджанская Республика переживает свой один из самых ответственных периодов становления. Сейчас с уверенностью осуществляется строительство демократического государства, очевиден прогресс во всех сферах общественной жизни. Предпринимаются исторические шаги для формирования республики как мощного государства, который может играть роль лидера по многим позициям как в регионе, так и во всем мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Азербайджан-1994: Национальная государственность перед лицом испытания. II часть, Баку, Азернешр, 2002, 432 с. (на азербайджанском языке)
2.В Баку прошло открытие четвертой международной нефтегазовой выставки “Хазарнефтьгаз-97” // Газета
«Азербайджан», 5 июня 1997. № 127. (на азербайджанском языке)
3. Алиев Г. Наша независимость вечна, в 42-х томах, V книга, Баку, Азернешр, 483 с. (на азербайджанском языке)
4. Алиев И. Я верю в свой Азербайджан, Баку, Азернешр, 2007, 456 с. (на азербайджанском языке)
5. Алиев Н. Философия вечной жизни, Баку, «Елм ве техсил», 2013, 589 с. (на азербайджанском языке)
6. Тагиев А., Сеидов М. Феномен политического лидера, Наследие общенационального лидера Гейдара Алиева и аактуальные проблемы политологии, Баку, Текнур, 2012, 294 с. (на азербайджанском языке)
7. Габиббейли И. Настоящий международный проект БТД является гениальным произведением Гейдара Алиева “Баку-Тбилиси-Джейхан: легенда трех морей», «Международный азербайджанский форум имени Гейдара Алиева», Новосибирск, 2007, 639 с. (на азербайджанском языке)
© 2013
AZERBAIJAN OIL STRATEGY AS AN IMPORTANT FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT AND DIPLOMACY
M. Seyidov, a doctoral candidate
National Academy of Sciences ofAzerbaijan, Baku (Azerbaijan)
Annotation: Issues concerning the construction of the oil strategy is one of the urgent problems of modern international relations, occupying an important place in diplomatic relations. Oil strategy of Azerbaijan has a positive effect on the further improvement of living standards in the region and throughout the world. There is a connection between the positive changes in the lives azerbaydzhdanskogo state, with the oil factor.
Keywords: oil factor, the global and regional policy, Azerbaijan’s oil strategy.
УДК 372.851
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПЕРВООБРАЗНАЯ И ИНТЕГРАЛ» С УЧАЩИМИСЯ 11 КЛАССА В КУРСЕ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© 2013
Н.И. Улендеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Математика и методика обучения» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Введение в классах старшей ступени обучения профильной дифференциации образования предусматривает право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные направления и уровень обучения (профильный или базовый) с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей. Такая образовательная ситуация формирует потребность в методическом обеспечении учебного процесса, осуществляемого учителями в условиях профильной дифференциации.
Ключевые слова: профильное обучение, методическое обеспечение учебного процесса, первообразная, интеграл, активизация познавательной деятельности.
Современное общество ставит перед школой задачу профилизации будущих выпускников. Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием [1]. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося, является введение профильной подготовки.
В курсе алгебры и начал математического анализа старшей школы понятие «интеграл» играет большую роль, так как интегральное исчисление имеет широкое практическое применение в физике, химии, экономике.
Тема «Первообразная и интеграл» изучается в 11 классе. В методической литературе [2; 3; 4] можно выделить два основных направления в характере и порядке изложения учебного материала на профильном уровне:
- понятие «определенный интеграл» вводится раньше понятия «неопределенного интеграла» (или как разность значений первообразной, или как предел интегральных сумм).
- сначала вводится понятие «первообразной», а затем понятие «определенного интеграла».
В современном школьном курсе алгебры и начал ма-
тематического анализа находит реализацию второе направление, рассматривается только определенный интеграл, который и называется «интегралом» [5].
Перед введением понятия первообразной целесообразно повторить с учащимися взаимообратные операции: сложение - вычитание; умножение - деление; возведение в степень - извлечение корня п-степени; потенцирование - логарифмирование. Учащимся также известна операция дифференцирования, поэтому уместно задать учащимся вопрос: существует ли операция, обратная дифференцированию?
Рассмотрим пример из курса физики.
то
Если тело падает по закону s =gt
2
S'(Íq ) = F(t0 ) = gt0 и F'(t0 ) = g.
Часто в механике стоит обратная задача: как по заданному ускорению составить закон, по которому происходит движение тела.
Далее учащимся предлагается рассмотреть таблицу нахождения производных функции и ответить на вопрос: можно ли представить обратную операцию, т.е. восстановить функцию по ее производной?
Действительно, такая операция существует, она называется интегрированием. Для установления сути понятия предлагаем конкретные задания и заполняем та-