Научная статья на тему 'Транзит энергетических ресурсов из Азербайджана в Европу как основа развития внешнеэкономических связей'

Транзит энергетических ресурсов из Азербайджана в Европу как основа развития внешнеэкономических связей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ АЗЕРБАЙДЖАНА / НЕФТЕИ ГАЗОПРОВОДЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ НЕФТИ И ГАЗА / ТРАНЗИТ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ В ЕВРОПУ / ПРОЕКТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS OF AZERBAIJAN / OIL AND GAS PIPELINES / INTERNATIONAL EXHIBITIONS OF OIL AND GAS / TRANSIT OF ENERGY CARRIERS TO EUROPE / PROJECTS AND INTERNATIONAL TREATIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аллахверди Эльмар Наджаф

В данной статье обосновывается актуальность изучения вопроса транзитных экономических связей Азербайджана с другими странами, в том числе с европейскими. На основе анализа транзита энергоносителей за рубеж сделан вывод о больших достижениях в данной сфере внешнеэкономических связей. Заключены сделки по добыче, перевозке и продаже нефти и газа, приняты законодательные акты, в том числе на международном уровне, по расширению транзитных сделок и операций между странами региона. Предполагаются будущие сделки по транзитным операциям, с учетом перспективы сотрудничества, с Китаем, Туркменией, Грузией, Ираном и т.д. Вместе с тем приоритетным направлением остается деятельность по транзиту нефти и газа в страны Европы. Исходя из этого, есть необходимость по совершенствованию законодательной базы в этой сфере, пересмотру политических приоритетов. Это связано с мировыми экономическими кризисами, с понижением цен на нефть, с необходимостью развития ненефтяного сектора в стране. На основе анализа научной литературы, точек зрения экспертов в сфере транспортно-экономических коммуникаций обосновывается мысль о необходимости дальнейшего, более активного использования потенциала в сфере транзитных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSIT OF ENERGY RESOURCES FROM AZERBAIJAN TO EUROPE AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS

This article substantiates the relevance of studying the issue of transit economic relations of Azerbaijan with other countries, including European ones. Based on the analysis of energy transit abroad, it is concluded that there are great achievements in this field of foreign economic relations. Transactions were concluded for the production, transportation and sale of oil and gas, legislative acts were adopted, including at the international level, to expand transit transactions and operations between countries of the region. Future transit transactions are anticipated, taking into account the prospects for cooperation, with China, Turkmenistan, Georgia, Iran, etc. At the same time, the priority remains the activity of oil and gas transit to European countries. Based on this, there is a need to improve the legislative framework in this area, and to review political priorities. This is due to global economic crises, with lower oil prices, with the need to develop the non-oil sector in the country. Based on the analysis of scientific literature, the points of view of experts in the field of transport and economic communications, the idea of the need for further, more active use of potential in the field of transit communications is substantiated.

Текст научной работы на тему «Транзит энергетических ресурсов из Азербайджана в Европу как основа развития внешнеэкономических связей»

икономически науки

Аллахверди Эльмар Наджаф ТРАНЗИТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ...

UDC 338.22.01

DOI: 10.34671/SCH.SVB.2019.0303.0019

ТРАНЗИТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНА В ЕВРОПУ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

© 2019

Аллахверди Эльмар Наджаф, руководитель Общего и по связям с общественностью департамента Общество с ограниченной ответственностью «Mediline Group Assistance» (Проспект Нобеля 15, AZ1025, Баку, Азербайджан) [email protected])

Аннотация. В данной статье обосновывается актуальность изучения вопроса транзитных экономических связей Азербайджана с другими странами, в том числе с европейскими. На основе анализа транзита энергоносителей за рубеж сделан вывод о больших достижениях в данной сфере внешнеэкономических связей. Заключены сделки по добыче, перевозке и продаже нефти и газа, приняты законодательные акты, в том числе на международном уровне, по расширению транзитных сделок и операций между странами региона. Предполагаются будущие сделки по транзитным операциям, с учетом перспективы сотрудничества, с Китаем, Туркменией, Грузией, Ираном и т.д. Вместе с тем приоритетным направлением остается деятельность по транзиту нефти и газа в страны Европы. Исходя из этого, есть необходимость по совершенствованию законодательной базы в этой сфере, пересмотру политических приоритетов. Это связано с мировыми экономическими кризисами, с понижением цен на нефть, с необходимостью развития ненефтяного сектора в стране. На основе анализа научной литературы, точек зрения экспертов в сфере транспортно-экономических коммуникаций обосновывается мысль о необходимости дальнейшего, более активного использования потенциала в сфере транзитных связей.

Ключевые слова: внешнеэкономические связи Азербайджана, нефте- и газопроводы, международные выставки нефти и газа, транзит энергоносителей в Европу, проекты и международные договоры.

TRANSIT OF ENERGY RESOURCES FROM AZERBAIJAN TO EUROPE AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS

© 2019

Allahverdi Elmar Najaf, Head of the General and Public Relations Department

Mediline Group Assistance Limited Liability Company (Nobel Avenue 15, AZ1025, Baku, Azerbaijan) [email protected])

Abstract. This article substantiates the relevance of studying the issue of transit economic relations of Azerbaijan with other countries, including European ones. Based on the analysis of energy transit abroad, it is concluded that there are great achievements in this field of foreign economic relations. Transactions were concluded for the production, transportation and sale of oil and gas, legislative acts were adopted, including at the international level, to expand transit transactions and operations between countries of the region. Future transit transactions are anticipated, taking into account the prospects for cooperation, with China, Turkmenistan, Georgia, Iran, etc. At the same time, the priority remains the activity of oil and gas transit to European countries. Based on this, there is a need to improve the legislative framework in this area, and to review political priorities. This is due to global economic crises, with lower oil prices, with the need to develop the non-oil sector in the country. Based on the analysis of scientific literature, the points of view of experts in the field of transport and economic communications, the idea of the need for further, more active use of potential in the field of transit communications is substantiated.

Key words: foreign economic relations of Azerbaijan, oil and gas pipelines, international exhibitions of oil and gas, transit of energy carriers to Europe, projects and international treaties.

Актуальность проблемы. Формирование внешнеэкономических связей Азербайджана в период независимости в значительной степени связано с нефтяным фактором. Одним из существенных элементов внешнеэкономических отношений является развитие инфраструктуры, в том числе транзитных операций по переброске нефти и газа в другие страны региона. При этом решаются многие проблемы социально-экономического, экологического и политического характера. Политические процессы в мире основаны на принципах международного права, где ведущее место занимает формирование равноправных, взаимовыгодных экономических отношений. Вместе с тем столкновение интересов стран региона, а также ведущих супердержав и их сторонников приводит к необходимости пересмотра возможных вариантов развития.

К истории вопроса. 20 сентября 2001 года Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) подписала контракт о совместной разработке блока месторождений нефти Азери-Чираг-Гюнешли и глубоководной части месторождения Гюнешли в азербайджанском секторе Каспия.

Договор был назван «Контрактом века» за свое историческое, политическое и международное значение. Соглашение включило в себя 13 международных нефтяных компаний из 8 стран (Азербайджан, США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия, Япония и Саудовская Аравия) (Amoko, BP, McDermott, Unocal, SOCAR, ЛУКОЙЛ, Statoil, Exon, Turkey Petrol, Penzoil,

Иточу, Ремко, Дельта). Так была заложена нефтяная стратегия и экономическая доктрина независимого государства. Этот глобальный проект продемонстрировал всему миру, что Азербайджан, как суверенное государство обладая своими природными ресурсами, защищает свои национальные, экономические и стратегические интересы, что стало важной гарантией государственной независимости. «Контракт века», подготовленный под руководством общенационального лидера Гейдара Алиева, стал славной страницей новой нефтяной стратегии. Это соглашение включено в список крупнейших соглашений в мире, как по запасам углеводородов, так и по инвестициям [1].

В рамках «Контракта века», в начале ноября 1997 года первая нефть была добыта с платформы Чираг. Тем самым были заложены основы для строительства производственных объектов в нефтяной промышленности Азербайджана в соответствии с международными стандартами [1].

Еще в январе 1996 года между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой было подписано межправительственное соглашение о транспортировке азербайджанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск. Линия была сдана в эксплуатацию в октябре 1997 года [2].

Из-за ограниченной пропускной способности трубопровода, по сравнению с большими объемами нефти, добываемой по «Контракту века», необходимость в диверсификации экспортных трубопроводов выросла, и была

Allahverdi Elmar Najaf economic

TRANSIT OF ENERGY RESOURCES ... sceinces

начата серьезная работа по альтернативным вариантам. В 1997 году Азербайджан и Грузия подписали соглашение о вывозе нефти по маршруту Баку-Супса для транспортировки нефти к Черному морю. В апреле 1999 года были введены в эксплуатацию нефтепровод Баку-Супса и экспортный терминал Супса на черноморском побережье Грузии [3].

Но этого было недостаточно. Трубопроводы Баку-Супса и Баку-Новороссийск не могли полностью экспортировать постоянно растущие объемы азербайджанской нефти на мировой рынок. Вот почему необходимо было как можно скорее построить крупный экспортный нефтепровод. Президент страны, национальный лидер Гейдар Алиев выдвинул идею магистрального экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-ДЖейхан (БТД). В мае 2006 года азербайджанская нефть была доставлена в порт Джейхан по трубопроводу БТД. В настоящее время важность этого трубопровода признана во всем мире [3].

Сегодня основной экспортный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан имеет особое значение для международной системы энергетической безопасности, а также для стран, которые успешно сотрудничают с нашей страной, особенно государства Центральной Азии. Годовая пропускная способность трубопровода составляет 50 млн. тонн, и может быть увеличено до 60 млн. тонн в будущем [4].

Таким образом, с реализацией новой нефтяной стратегии было привлечено большое количество иностранных инвестиций в разработку нефтяных запасов нашей страны. Достаточно сказать, что Государственная нефтяная компания успешно представляет Азербайджан в Соглашении о разделе продукции (PSA) с 25 компаниями из 15 стран. Согласно СРП, в нефтегазовый сектор Азербайджана в 1995-2013 годах было инвестировано около 51,6 миллиардов долларов. SOCAR сегодня - это транснациональная компания, которая соответствует международным стандартам, обладает необходимыми экономическими и техническими возможностями и реализует крупные проекты за пределами Азербайджана. В настоящее время нефть и нефтепродукты из Азербайджана транспортируются в 30 стран, а газ - в Грузию, Турцию, Россию, Иран и Грецию [4].

Одним из больших дивидендов, принесенных нашей нефтяной стратегией в нашу страну в последние годы, является превращение Азербайджана в всемирно известного экспортера природного газа. Открытие гигантского месторождения Шах-Дениз с 1,2 триллиона кубометров газа и 240 миллионов тонн конденсата в июне 1999 года и успешная реализация газового проекта на Шах-Дениз дали возможность представить Азербайджан в качестве основного экспортера газа в мире [5].

С 2006 года началась разработка залежей. Был построен и введен в эксплуатацию для экспорта газа, добытого по проекту Шах-Дениз-1, Южнокавказский трубопровод (Баку-Тбилиси-Эрзурум), в Грузию и Турцию. С 2006 года газ, добываемый на этом месторождении, стал первоначально перерабатываться на Сангачальском терминале и затем - экспортироваться в Грузию и Турцию по трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум, общей протяженностью 997 км., с пропускной способностью 20 миллиардов кубометров в год. Шах Дениз является одним из крупнейших газовых месторождений в мире, его запасы газа составляют более 1 триллиона кубометров [5].

В 2012 году, в результате переговоров политических лидеров Турции и Азербайджана по проекту «Шах Дениз-2», была достигнута договоренность о строительстве Трансанатолийского трубопровода (TANAP). Значительные шаги были предприняты для экспорта газа в Европейский Союз посредством долгосрочных соглашений о поставках газа, а также были подписаны соглашения о строительстве TANAP и Трансадриатического газопровода (TAP). Ожидается, что начальная пропускная способность TANAP в 16 миллиардов кубометров в год достигнет 23 миллиардов кубометров к 2023 году и 80

31 миллиарда кубометров к 2026 году [6].

28 июня 2013 года консорциум «Шах Дениз» объявил, что для доставки газа, добытого в рамках проекта «Шах Дениз-2», потребителям в Греции, Италии и Юго-Восточной Европе, выбран Трансадриатический трубопровод. Проект TAP, протяженность которого составляет 871 километр и первоначально оцениваемый в 5,2 миллиарда долларов, является продолжением ЮжноКавказского газопровода (Баку-Тбилиси-Эрзурум) и трубопровода TANAP. Трубопровод предусматривает транспортировку газа с месторождения Шах-Дениз-2 через Грецию и Албанию, через Адриатическое море в южную Италию, а затем в Западную Европу. Проект трубопровода TAP включен в список 33 приоритетных проектов Европейской комиссии по энергетической безопасности, которые служат общим интересам [6].

20 сентября 2014 года в Баку состоялась торжественная церемония в честь 20-летия Договора о столетии и закладки фундамента Южного газового коридора. По завершении церемонии был подписан договор о прокладке первой трубы для закладки фундамента Южного газового коридора. Это стало основой Южного газового коридора, который считается самой сложной в мире цепочкой газопроводов []. Кольца в цепи - это газопровод Шах Дениз-2, Южно-Кавказский трубопровод (SCPX), TANAP и TAP. На первом этапе планируется транспортировать 6 миллиардов кубометров газа в Турцию, а в Европу - 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа [7].

Для реализации проекта были созданы Государственная комиссия и акционерное общество «Южный газовый коридор». Проект будет реализован Азербайджаном SOCAR Upstream Management International и SOCAR Midstream Operations. Эти компании участвуют во всех комитетах, созданных в рамках проектов, и сотрудничают с операторами в реализации проекта. Проект будет финансироваться Шах-Дениз-1, а также акционерным капиталом Южного газового коридора, внутреннего и внешнего рынков [7].

Первый экспорт природного газа в Турцию был запланирован на 2018 год (и реализован), а в Европу - к 2020 году. В число участников проекта входят оператор BP (28,83%), TPAO (19%), NICO (10%), ЛУКОЙЛ (10%), AzSD (10%) и SGC Upstream (6%). (67%) и Petronas (15,5%) [8].

Проект расширения Южнокавказского трубопровода, еще один компонент Южного газового коридора, охватывал и строительство нового трубопровода диаметром 48 дюймов, который проходит через Азербайджан и Грузию, включая 2 компрессорные станции в Грузии. Проект SCPX был запущен с 2013 года и завершен к середине 2018 года. Трубопровод присоединяется к TANAP на грузино-турецкой границе, что облегчает доставку азербайджанского газа в Турцию и далее в Европу. Общая стоимость проекта составляет 4,9 миллиарда долларов. SCPXG ожидает, что к 2020 году азербайджанские компании будут иметь в общей сложности 820 миллионов долларов [8].

Реализация проекта позволит Азербайджану получать за продажу и транспортировку углеводородов приблизительно 30-50 миллиардов долларов [9].

Одним словом, одним из главных дивидендов, который нефтяная стратегия принесла нашей стране в последние годы, является превращение Азербайджана в глобального экспортера газа. Богатый потенциал, источник которого исходит еще из «Контракта века», теперь превратил Азербайджан в ведущее нефтегазовое государство региона [9]. Кроме того, проект Южного газового коридора будет играть важную роль в обеспечении энергетической безопасности в Европе и диверсификации газотранспортной инфраструктуры континента.

Перспективы развития сотрудничества в сфере нефтегазовых коммуникаций с европейскими странами.

Нефть и газ, будучи природным видом топлива и Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 3(5)

икономически науки

Аллахверди Эльмар Наджаф ТРАНЗИТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ...

продуктом для изготовления множества продукции производственного и хозяйственного назначения, все еще остаются востребованными на международном рынке, несмотря на наличие множества альтернативных видов энергии и материалов. В этом плане мировое экономическое развитие в немалой степени основано на этих природных источниках потребления. Борьба за рынки сбыта энергетической продукции закономерно выходит на политический уровень и соответствует современному мировому порядку, где распределены зоны влияния и существуют группировки и объединения стран и организаций для лучшего обеспечения собственных интересов.

Азербайджан находится в зоне интересов всех сопредельных стран [10-13]. Столкновение интересов связано с ресурсами, и в этом плане тактические шаги азербайджанского государства по доставке энергоресурсов, соблюдая собственные интересы в рамках национальной безопасности, должны быть до конца продуманы и решены. В первые годы независимости национальным лидером Гейдаром Алиевым были сделаны первые шаги в этом отношении, оправдавшие себя в последующем. Вместе с тем обстоятельства меняются, и не учитывать их невозможно. Как видно из вышеприведенных фактов, Азербайджан, создавая разветвленную структуру хозяйственных коммуникаций, учитывает при этом заинтересованность стран Европы в получении энергетических источников потребления, а также наличие у них альтернатив, связанных с источниками энергоресурсов России и Казахстана, а также Туркмении.

На возможностях совершенствования транзитных путей нефти и газа отражаются исторически сложившиеся взаимоотношения между Азербайджаном и странами региона - это Грузия, Иран, Армения, Россия, Туркмения. Многие противоречия и конфликты, которые здесь наблюдаются, имеют застарелый характер и связаны с проблемами советского и постсоветского развития. Каждая из названных стран переживает подобные ситуации в большей или меньшей мере. В частности, имеются, помимо Нагорно-Карабахского, армяно-азербайджанского конфликта, территориальные претензии Армении к Грузии, к территории, где компактно проживают армяне, большие противоречия и напряженность во взаимоотношениях переживают Грузия и Россия, Россия и Украина. Основной причиной подобных ситуаций являются сложившееся противостояние между странами на этнической, конфессиональной, экономической почве.

К примеру, вопрос коммуникации энергоносителей Россией через территорию Украины, или Азербайджаном - через территорию Армении является нерешенным и вызывающим множество проблем вплоть до конфликта, что определено тлевшими, застарелыми и не решенными вовремя вопросами политического характера между сторонами. Требуются большие усилия дипломатического и экономического плана, для выработки нужной, действенной стратегии. В этом отношении Азербайджан предпринимает все необходимые усилия для того, чтобы налаживать взаимовыгодное сотрудничество со многими странами как региона, так и мира в целом. Вышеперечисленные факты говорят о правильной направленности внешнеэкономической политики страны, связанной с формированием необходимой экономической инфраструктуры, в том числе связанной с транзитом энергоносителей.

Как подчеркивают эксперты, начинается потенциально продолжительная эры низких цен на нефть, и здесь следует учесть тактику стран-экспортеров газа и нефти. Первый - это Иран, чья нефтяная стратегия блокируется по ряду причин США, это Саудовская Аравия, которая перешла от политики, ориентированной на поддержание цен, к политике, основанной на защите доли рынка. Затем - это Соединенные Штаты, особенно влияние низких цен на разработку ими нетрадиционных видов топлива, особенно из добычи энергии из сланцевых ме-

сторождений. Третий фактор - это Саудовская Аравия, которая объявила о радикальных изменениях в управлении своей экономикой и прогнозируемыми государственными финансами. Четвертый - Венесуэла, которая остается чрезвычайно важным фактором из-за крайнего нежелания правительства корректировать свою политику для решения основных финансовых вопросов, возникающих из-за относительно низких цен на нефть. Пятая - Россия, чье правительство по-прежнему сильно зависит от доходов от энергетики» [14].

Последний, более общий элемент касается того, каким образом странам-потребителям можно продолжить ускоренное использование возобновляемых источников энергии, несмотря на изобилие относительно дешевой нефти и газа на мировых рынках [14].

На положении дел также отражаются некоторые нерешенные внутренние проблемы, связанные с внутренней экономической политикой, тесно связанной с внешнеполитическими приоритетами. Как считают исследователи, несмотря на успехи в нефтегазовом секторе, Азербайджан сталкивается с рядом основных проблем, касающихся дальнейшего развития этого сектора и его роли в стране. Ненефтяной сектор экономики остается неразвитым, деловая среда требует совершенствования, меры по снижению уровня бедности, поскольку доходы от нефти охватывают основную часть расходов государственного бюджета, эффективны на краткосрочный период [15].

В 2018 году был подписан договор об урегулировании правового статуса Каспийского моря, что даст возможность решить ряд спорных вопросов по использованию бассейна Каспия с сопредельными странами. Еще ждет своего решения вопрос восстановления нефтеперерабатывающих заводов, вопросы совершенствования законов и нормативных актов по добыче, переработке и продаже нефти, а также природоохранное законодательство для управления нефтегазовыми операциями [15].

Развитие нефтяной отрасли в Азербайджане, с учетом наличия большого количества энергетических ресурсов и выгодного географического положения, будет способствовать дальнейшему его участию в региональных энергетических проектах, с принесением выгоды для страны на протяжении длительного периода.

Выводы. Судя по реальной работе, проводимой страной в сфере транзитных экономических операций, можно сказать, что транспортный сектор, транзитные перевозки является одним из ведущих секторов экономического развития страны. В стране ведется значительная работа по реализации проектов по развитию транспортного сектора, расширению транзитных возможностей. Через Азербайджан проходит ряд международных транспортных коридоров - Восток-Запад, Север-Юг, Юго-Запад. Основными преимуществами этих коридоров являются политическая стабильность и безопасность в Азербайджане, улучшение имиджа страны на международной арене. Для ускоренного развития этих коридоров в 2017 году была введена в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, в мае 2018 года открылся Бакинский международный морской торговый порт, реконструируется железная дорога Баку-Большой Кесик, реконструируется железная дорога Ялама-Астара, и создаются другие терминальные комплексы [16]. Все это играет важную роль в укреплении транспортной инфраструктуры Азербайджана и повышении его способности участвовать в транзитных перевозках, в том числе в Европу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 13 июля 2006 года азербайджанская нефть была доставлена по БТД на терминал в Джейхане имени Гейдара Алиева //Газета «Два берега», 2018, 13 июля, № 130, с. 5

2. Садыглы Флора. За 25 лет создана самая современная энергетическая инфраструктура Азербайджана //Газета «Азербайджан», 2018, 12 июня, № 131, с. 10.

3. Бахшалиев Рашад. Без выхода к морям наша страна становится одним из важных транспортно-логистических центров //

Allahverdi Elmar Najaf

TRANSIT OF ENERGY RESOURCES ...

economic sceinces

Газета «Азербайджан», 2018, 2 мая, № 98, с.1, 6.

4. Ягубзаде Мирбагир. «Контракт века» является краеугольным камнем устойчивого экономического развития Азербайджана // Народная газета.-2016.-27 ноября.

5. Steve LeVine. The Oil and the Glory: The Pursuit of Empire and Fortune on the Caspian Sea. "Random House", 2007

6. Ipek Pinar. Azerbaijan's Foreign Policy and Challenges for Energy Security // Middle East Journal 63.2 (2009): 227-239.

7. Honore, A. (2006). Future natural gas demand in Europe. Oxford Institute for Energy Studies, Natural Gaas Research Program. Oxford:

8. Каковы препятствия для проекта Южного газового коридора? // электронный ресурс https://www.bbc.com/azeri/azerbaijan

9. Lussac, S. (2010). A Deal at Last: A bright future for Azerbaijani gas in Europe? Central Asia and Caucasus Institut Analyst.

10. Алиева С.С. Организация Исламского сотрудничества и Азербайджан // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 261-263.

11. Гаджиев С.Ф.О. Отражение в печати политических взаимоотношений Азербайджана и Израиля // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 424-426.

12. Мехди Ф.З.О. Регулирование бизнеса в нефтяном секторе Азербайджана // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 250-262.

13. Алекперли Г.А.О. Геополитическое пространство Зелёной полосы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 299-303.

14. 27th International Caspian Oil & Gas Exhibition // https://caspi-anoilgas.az/en-exhibitorslist-2019.html

15. John Roberts. How Azerbaijan Can Learn From the Other Major Hydrocarbons Producers // OIL & GAS Winter 2016-2017 // http://www. visions.az/en/news/

16. О транспортно-транзитном потенциале Азербайджана // https://www. economy.gov. az

OIES.

82

Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 3(5)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.