Научная статья на тему 'К ИССЛЕДОВАНИЮ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗЦОВ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ'

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗЦОВ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗЕЦ / СИМВОЛ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ / БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РОССИЯ / RESPONSIBILITY / SAMPLE / SYMBOL / ACTIVITY / BEHAVIOR / SOCIAL CONSCIOUSNESS / IDEOLOGY / HISTORY / BUSINESS / SOCIAL PHILOSOPHY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костин Петр Алексеевич

В статье рассмотрены социально-философские аспекты проблемы генезиса, закрепления и функционирования в структурах общественного сознания образцов социально ответственной деятельности в современной России. Наличие образцов социально ответственной деятельности рассматривается в качестве одного из важнейших факторов, позитивно влияющих на общественное бытие и общественное сознание. Относительная нехватка показательных примеров социально ответственной деятельности в ряде сфер жизни российского общества - это одна из граней актуальной комплексной проблемы социальной ответственности, симптом сравнительно неблагополучного положения дел в пространстве социальной практики. Отмечено, что особенно тревожным остается ситуация в области социальной ответственности российского бизнеса. Анализируется феномен замалчивания примеров подлинной социальной ответственности в СМИ, а также недостаточного представления в СМИ и других каналах коммуникации фактов существования образцов для подражания в сфере социальной ответственности, примеров истинного проявления социально ответственного поведения в современной России. Выявлены возможные социально-философские подходы к проблеме формирования ориентиров социально ответственной деятельности, путям преодоления трудностей, с которыми сталкивается освещение деятельности подлинно социально ответственных индивидов и организаций в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE RESEARCH OF THE PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF SAMPLES OF SOCIALLY RESPONSIBLE ACTIVITY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIAL CONSCIOUSNESS

In the article considers the socio-philosophical aspects of the problem of genesis, consolidation and functioning in the public consciousness and functioning of samples of socially responsible activity in modern Russia. The presence of samples of socially responsible activity is considered as one of the most important factors that positively affect social life and social consciousness. The relative lack of illustrative examples of socially responsible activity in a number of spheres of life in Russian society is one of the facets of the current complex problem of social responsibility, a symptom of a relatively unsuccessful state of affairs in the “space” of social practice. It is noted that the situation in the field of social responsibility of Russian business remains especially alarming. It analyzed the phenomenon of silence of examples of genuine social responsibility in the media, as well as the insufficient representation in the media and other communication channels of the facts of the existence of role models in the field of social responsibility, examples of the true manifestation of socially responsible behavior in modern Russia. It identified the possible socio-philosophical approaches to solving the problem of forming guidelines for socially responsible activity, ways to overcome the difficulties encountered in covering the activity of truly socially responsible individuals and organizations in modern Russia.

Текст научной работы на тему «К ИССЛЕДОВАНИЮ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗЦОВ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ»

5. Nauka. Bol'shaya rossijskaya enciklopediya // URL: https://bigenc.ru/philosophy /text/2251677.

6. Zaharov V.E. Akademiya nauk i Rossiya // Troickij variant. 2013. 10 sentyabrya. S.2.

ШИПИЛОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского государственного аграрного заочного университета (phil-ist.rgazu@yandex.ru). МОИСЕЕВА НЕЛЛИ АЛЕКСЕЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Российского государственного аграрного заочного университета (phil-ist.rgazu@yandex.ru).

SHIPILOV, ALEXANDER G. - Ph.D. in Agricultural, Associate Professor of the Department of Humanitarian Disciplines of the Russian State Agrarian Correspondence University.

MOISEEVA, NELLI A. - Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Humanities, Russian State Agrarian Correspondence University.

УДК 1(091):177.9

КОСТИН П.А.

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗЦОВ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

Ключевые слова: ответственность, образец, символ, деятельность, поведение, общественное сознание, идеология, история, бизнес, социальная философия, Россия.

В статье рассмотрены социально-философские аспекты проблемы генезиса, закрепления и функционирования в структурах общественного сознания образцов социально ответственной деятельности в современной России. Наличие образцов социально ответственной деятельности рассматривается в качестве одного из важнейших факторов, позитивно влияющих на общественное бытие и общественное сознание. Относительная нехватка показательных примеров социально ответственной деятельности в ряде сфер жизни российского общества - это одна из граней актуальной комплексной проблемы социальной ответственности, симптом сравнительно неблагополучного положения дел в пространстве социальной практики. Отмечено, что особенно тревожным остается ситуация в области социальной ответственности российского бизнеса. Анализируется феномен замалчивания примеров подлинной социальной ответственности в СМИ, а также недостаточного представления в СМИ и других каналах коммуникации фактов существования образцов для подражания в сфере социальной ответственности, примеров истинного проявления социально ответственного поведения в современной России. Выявлены возможные социально-философские подходы к проблеме формирования ориентиров социально ответственной деятельности, путям преодоления трудностей, с которыми сталкивается освещение деятельности подлинно социально ответственных индивидов и организаций в современной России.

KOSTIN, P.A.

TO THE RESEARCH OF THE PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF SAMPLES OF SOCIALLY RESPONSIBLE ACTIVITY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIAL CONSCIOUSNESS

Keywords: responsibility, sample, symbol, activity, behavior, social consciousness, ideology, history, business, social philosophy, Russia.

In the article considers the socio-philosophical aspects of the problem of genesis, consolidation and functioning in the public consciousness and functioning of samples of socially responsible activity in modern Russia. The presence of samples of socially responsible activity is considered as one of the most important factors that positively affect social life and social consciousness. The relative lack of illustrative examples of socially responsible activity in a number of spheres of life in Russian society is one of the facets of the current complex problem of social responsibility, a symptom of a relatively unsuccessful state of affairs in the "space" of social practice. It is noted that the situation in the field of social responsibility of Russian business remains especially alarming. It analyzed the phenomenon of silence of examples of genuine social responsibility in the media, as well as the insufficient representation in the media and other communication channels of the facts of the existence of role models in the field of social responsibility, examples of the true manifestation of socially responsible behavior in modern Russia. It identified the possible socio-philosophical approaches to solving the problem of forming guidelines for socially responsible activity, ways to overcome the difficulties encountered in covering the activity of truly socially responsible individuals and organizations in modern Russia.

Одна из самых актуальных и важных социально-философских проблем в современной России - это проблема социальной ответственности. В самом деле, социальная ответственность -феномен, имеющий отношение ко всем без исключения сферам общественного бытия. Проблематику социальной ответственности крупные российские мыслители рассматривают в своих трудах в тесной связи с кругом других общественно важных проблем, например, с социально-экономической, социально-политической [9], экологической проблематикой [2], [16], проблемами свободы [5], духовной безопасности нашей страны [1], духовно-нравственного воспитания [6], проблемами философии управления [12] и т.д.

Анализ отношений социальной ответственности - одно из необходимых условий движения к приемлемому для общества позитивному решению данной проблемы. Несомненно, что одним из важнейших социально-философских подходов к анализу многоуровневого, многоаспектного

явления социальной ответственности служит субъект-объектный подход. Однако если объект отношений социальной ответственности очевиден, то место субъекта социальной ответственности, в особенности, добровольной социальной ответственности, сегодня в нашем обществе нередко остается вакантным.

Зачастую единственным, так сказать, более или менее эффективно функционирующим субъектом социальной ответственности в наши дни фактически является Российское государство и его представители. Социально значимые функции, в том числе, в экстремальных ситуациях за пределами своей официальной компетенции берут на себя добровольно и выполняют некоторые государственные и муниципальные служащие, военнослужащие, сотрудники органов безопасности и правопорядка, работники оборонной промышленности, сотрудники научно-исследовательских и конструкторских учреждений, учителя, врачи, работники учреждений культуры и т.д. Бизнес и связанные с ним институты гражданского общества, располагая возможностями помощи нуждающимся, уклоняются от того, чтобы оказать необходимую помощь, едва ли не в большинстве случаев, когда это бывает необходимо.

Общеизвестно, что по Конституции 1993 года Россия является социальным государством. Но Основной закон, разумеется, не устанавливает государственную «монополию» на социальную ответственность. Как сложилось современное положение дел, когда Российское государство, бюджет которого сопоставим, например, с бюджетом Нидерландов, во многих случаях остается один на один с нарастающим валом социальных проблем народа, единственным субъектом, агентом социальной ответственности? Почему на само государство, провозгласившее себя социальным, лег весь груз (или, в лучшем случае, основной груз) социальной ответственности? Ответ прост. Уже три десятилетия ситуацию в российских деловых кругах во многом определяют принципы звериного эгоизма, бесчеловечности, вульгарного индивидуализма [13] и пр. Мораль «мутантного общества» [8, с.97-144] такова, что бизнесмену вести себя в России социально безответственно, по крайней мере, не менее выгодно и престижно, чем проявлять себя в качестве социально ответственного человека и гражданина.

Отметим, что острота названной выше проблемы, бесспорно, тем заметнее, чем меньше ресурсов остается в распоряжении государства на социальные нужды. Конечно, это обусловлено, в том числе, тем, к примеру, что, как признают все без исключения добросовестные исследователи-эксперты, сегодня необходимо серьезно увеличивать государственные расходы на оборону и безопасность, НИОКР и т.д. Однако существует и проблема незаконного вымывания громадных денежных сумм, которых так не хватает на социальные программы и проекты, из нашей страны за границу. Поток незаконно выводимых средств за рубеж должен быть уменьшен, если не может быть полностью остановлен государством. В противном случае, вероятно, мы будем обязаны честно признать и открыто констатировать, что груз социальной ответственности не по силам для нашего «социального» государства. Напомним, что оно передало в 1990-е годы абсолютное большинство источников своих доходов недобросовестным частным лицам, а удалось вернуть к настоящему времени лишь часть утраченных прежде источников доходов. Поразительно, что в этих условиях сегодня в деловой прессе и на бизнес-форумах вновь обсуждается тема грядущей приватизации государственной собственности.

Можно ли способствовать необходимому повышению уровня добровольной социальной ответственности в современной России без дальнейшей национализации, возвращения источников дохода в распоряжение государства, нового передела собственности? Одним из способов мирного решения, смягчения остроты социальных проблем народа России давно могла бы стать резкая интенсификация добровольной социально ответственной деятельности частных собственников, лиц, получающих прибыль в нашей стране. Она может быть выгодна в долгосрочной перспективе, как показывает, например, опыт стран Запада в ХХ веке.

Сегодня, как известно, роль материальных стимулов беспрецедентно выросла не только в деятельности представителей бизнеса, но и в жизнедеятельности многих других членов нашего общества. Редкое начинание теперь обходится без предварительного экономического обоснования. Вероятно, не является исключением и социально ответственная деятельность, которая, как и другие виды деятельности, в конечном счете, также может и должна приносить прибыль. С точки зрения многих потенциальных субъектов социально ответственной деятельности, затраты на этот род деятельности, если они их понесут, должны окупиться.

Обществом и государством должны быть созданы такие критерии, которые позволят четко отличить проявления подлинной социальной ответственности от проявлений подложной, фальшивой, показной «ответственности», единственной целью которых является извлечение прибыли. Необходимо создать такие условия, при которых истинная социально ответственная деятельность станет одним из главных социальных «лифтов» для благотворителей, надежным «механизмом» повышения общественной репутации субъектов социальной ответственности, их социального статуса, престижа в глазах представителей государства, общества в целом, отдельных социальных групп, индивидов [11]. Это возможно, разумеется, только при условии сохранения и дальнейшего укрепления политической, экономической стабильности в стране.

В качестве одного из шагов в данном направлении необходимо, как представляется, сформировать в нашей стране репрезентативный ряд образцов, примеров успешной, выгодной, престижной, подлинной социально ответственной деятельности в различных сферах жизни общества. Отличительной особенностью современной эпохи, как уже было отмечено выше, является практически обязательное наличие материального стимула для любого вида деятельности. Таким стимулом должен стать и материальный эффект, который получат субъекты социально ответственной деятельности. Социально ответственной может быть деятельность как индивидуальных, так и коллективных субъектов [4]. Следовательно, нам необходимо решить проблему формирования и эффективного функционирования актуальных образцов как индивидуальной, так и коллективной социально ответственной деятельности в нашей стране.

Среди задач, стоящих здесь перед российской социально-гуманитарной мыслью, выделяется задача мировоззренческого, аксиологического, теоретико-познавательного, идеологического, информационно-коммуникативного, пропагандистского обеспечения, «наполнения» процесса формирования и функционирования образцов, символических примеров истинной социальной ответственности и т.д. Необходимо продолжить интеллектуальную созидательную, общественно полезную работу в этой области, основываясь на трудах мыслителей Античности (Платон, Аристотель, Плотин, Дионисий Ареопагит), Средневековья (Николай Кузанский), Нового времени (Гете, Шеллинг, Гегель, А.В. Шлегель), конца XIX-начала XXI в.в. (Кассирер, Юнг, Флоренский, Лосев, Аверинцев) и многих других [7].

В этой работе следует, разумеется, учитывать исторический опыт. Проблема генезиса, закрепления в общественном сознании и функционирования образцов индивидуальной и коллективной социальной ответственности решалась по-разному в различные исторические периоды в нашей стране, начиная с ее далекого прошлого. Еще учась в школе, мы узнаем, что, к примеру, в допетровской Руси на достижение социально значимых результатов традиционно были направлены усилия не только представителей светских, в том числе, монархических институтов, но, возможно, в первую очередь священников, монахов, духовных институтов. Одним из важнейших коллективных субъектов, институтов, формировавших отечественную матрицу социальной ответственности на протяжении столетий, в особенности, до начала процесса решительной секуляризации, оставалась Церковь. Речь идет не только о благотворительности и иных видах материальной помощи верующим. Многие церковные деятели подавали соотечественникам пример социально ответственного поведения в широком смысле слова. К рекомендациям некоторых, избранных лиц духовного звания прислушивались, в том числе, сильные мира сего. Вспомним, например, о роли в обретении нашей страной независимости прп. Сергия Радонежского, о его благотворном влиянии на Дмитрия Донского и соратников князя. Выдающиеся личности, служители Бога становились, таким образом, еще при жизни образцами, символами коллективной (соборной) и индивидуальной социальной ответственности [8]. Благодаря их деятельности социально ответственное поведение становилось нормой если не для большинства наших предков, то для очень многих из них. Примеры подобного рода запечатлены в житиях святых, летописях, в исторических трудах, на страницах произведений художественной литературы, в фольклоре и пр.

Согласно взглядам большинства объективных специалистов по отечественной истории, социальное начало было преобладающим или, по крайней мере, одним из определяющих в жизни нашей страны. Разумеется, с одной стороны, этому способствовала и северная природа, в условиях которой человеку выжить в одиночку практически невозможно. Однако нормы и установки социальной ответственности, в том числе, нередко, «инстинктивно», не вполне осознанно,

определяли жизнь большинства представителей российского общества, конечно, не только в пределах, требующихся для элементарного выживания в сложных географических, климатических условиях. Мир в России - традиционно многонациональном и многоконфессиональном государстве с многоукладной экономикой - обеспечивался в прошлом и обеспечивается ныне, в том числе, вследствие «распространенности» в обществе и «укорененности» в людях такого качества как социальная ответственность, благодаря взаимной ответственности населяющих ее людей друг перед другом, их ответственности перед своей страной и т.д. Возможность сохранения «гражданского мира» внутри страны особенно важна для нашей Родины, которая на протяжении всей своей истории находилась (и находится сегодня) под угрозой вражеского вторжения извне. Только консолидированные социально ответственные действия элиты и народа помогают ей выстоять в столь трудных условиях.

Отметим огромную роль в жизни нашего общества образцов социально ответственного поведения в его крайнем выражении - в боевых условиях, на войне. Нельзя переоценить значение примеров, объединяющих, мобилизующих, вдохновляющих соотечественников на борьбу с теми, кто хотел бы завоевать нашу Родину. Недаром именно на эту сферу социальной ответственности направлен основной удар не только внешних, но и, к несчастью, «внутренних» врагов нашего общества и государства. Сегодня их главная мишень в нашем прошлом - это Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне. Предпринимаются чудовищные по степени своего цинизма попытки облить грязью Советское государство, опорочить Красную армию, лучших сынов и дочерей нашего народа, погибших на фронте, объявить вымыслом и «мифом» их подвиги. Эти подвиги - священные Примеры самопожертвования, высшего проявления ответственности перед обществом и государством. Вызывает отвращение участие в спланированной, антироссийской по своей сути кампании, направленной на дискредитацию Победы, лиц, занимающих высокие должности в российских государственных учреждениях (например, в Государственном архиве), в нескольких вузах и академических научно-исследовательских институтах экономического и социально-гуманитарного профиля, некоторых сотрудников государственной телерадиокомпании.

К сожалению, в периоды относительно мирной жизни также «есть место подвигу». К примеру, в 2019 г. произошли две трагедии при испытании новейших видов вооружения. Они унесли жизни героев-моряков и ученых-физиков из Сарова. До сих пор нет адекватного отклика на эти события ни в СМИ, ни в интернет-пространстве. Широкой общественности неизвестно, запланировано ли присвоение имен героев объектам в Москве и других городах страны, установка памятников и т.д. Конечно, здесь перед нами примеры коллективного социально ответственного поведения, оплаченного высшей ценой - жизнями людей.

Если о многих героях «невидимого фронта», которые служили и сегодня служат нашему обществу и государству, обычным людям знать не положено, то о тех героях, чьи имена и поступки стали известны, рядовые граждане должны знать больше. Сегодня средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества делается крайне мало, чтобы сохранить память о тех наших современниках, кто является образцом социально ответственного поведения. Возможно, пришла пора вспомнить о некоторых формах увековечивания имен героев. Так, в советское время в столице считали возможным называть улицы не только в честь политических деятелей, революционеров, военачальников, участников гражданской и великой Отечественной войн, академиков, деятелей культуры и др., но и в честь тех, кто выполнял свой долг после войны (например, инженера-лейтенанта В.Г. Басова, погибшего при исполнении воинского долга, спасая жизнь подчиненных, или лейтенанта милиции В.Т. Петушкова, погибшего, спасая жизнь женщине и ребенку). Сегодня, к примеру, в память о погибшем в декабре 2016 г. Чрезвычайном и полномочном после России в Турции А.Г. Карлове была названа небольшая улица в Москве.

Недопустимо замалчивание примеров подлинной социальной ответственности в СМИ, в особенности, в государственных. Следует компенсировать недостаток сведений в СМИ и в других каналах массовой коммуникации о фактах проявления социальной ответственности, смелее и изобретательнее представлять обществу образцы для подражания в сфере социальной ответственности. Велика воспитательная роль примеров истинного проявления социально ответственного поведения.

В условиях складывающегося информационного общества [10] решение проблемы формирования ориентиров социально ответственной деятельности предполагает, в том числе, устранение трудностей, с которыми сталкивается освещение в средствах массовой коммуникации и в интернете деятельности подлинно социально ответственных индивидов и организаций в нашей стране, преодоление вредоносных коммуникативных практик [3].

Остановимся на таком аспекте рассматриваемой нами проблемы, как проблема формирования образцов в сфере социальной ответственности бизнеса. Имена членов патриотической части отечественного предпринимательского сообщества, которые, вплоть до Октябрьской революции, добровольно брали на себя социальную ответственность, не забыты [15]. Давно не играют заметной роли в отечественном деловом мире ни Третьяковы, ни Бахрушины, ни Морозовы, но своих благотворителей, меценатов, разумеется, по-прежнему «рекламируют» их лучшие создания: Третьяковская галерея, Бахрушинский музей, Морозовская больница и т.д.

Сегодня на поверхности деловой жизни России другие люди. Ни в одной сфере жизни общества относительная нехватка образцов социально ответственной деятельности не заметна так, как в бизнесе. Это - симптом сравнительно неблагополучного положения дел в пространстве предпринимательской активности.

Добровольная индивидуальная и коллективная социальная ответственность, таким образом, является условием восстановления и сохранения достойного уровня жизни современной России, устойчивого развития нашего общества и государства [17]. Наличие общественно значимых образцов социально ответственной деятельности является одним из важнейших факторов, позитивно влияющих на общественную психологию, идеологию, общественное бытие. Необходимо закрепить в общественном бытии и общественном сознании связь между значительным достатком, высоким положением в обществе, престижем и социальной ответственностью.

Целенаправленная установка на решение проблемы формирования образцов, общественно значимых примеров, символов, «маяков» социальной ответственности благотворно скажется на положении дел во всех сферах жизни российского общества.

Литература и источники

1. Баркова Э.В. Философия ответственности, гуманитарное знание и духовная безопасность // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Грозный, 1-3 декабря 2017 г.). Махачкала: ЧГПУ, АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2017.

2. Баркова Э.В. Философско-онтологический статус категории ответственности в экофилософской картине мира // Право и практика. 2018. №3. С.194-200.

3. Гавриш В.Д. Генетические основы и некоторые особенности коммуникативных практик // Социальная антропология: Сб. статей Международной научно-практической конференции 12 октября 2017 г. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»,

2017. С.144-146.

4. Ивлева М.И. Концепция онтологического статуса субъекта в университетской философии в России в конце XIX - начале XX в.в. // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2012. №8. С.28-35.

5. Ивлева М.И. О спиритуалистической концепции свободы личности// Социально-гуманитарные знания. 2008. №6. С.317-323.

6. Корнилова И.М. Духовно-нравственное воспитание в высшей школе современной России // XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. С.220-225.

7. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.

8. Новикова Е.Ю. Религиозные ценности в экономической системе // XXIV Международные Рождественские образовательные чтения. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С.39-44.

9. Орлов А.В. Государство и управление. Кн. 2. Государство 90-х годов - начала XXI века. Власть - элиты. Есть ли будущее? Ожидания... М.: Палеотип, 2019.

10. Понизовкина И.Ф. Информационная революция: достижения и противоречия в науке // Социально-гуманитарные знания.

2018. №9. С.26-32.

11. Самсин А.И. Основы философии экономики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

11. Самсин А.И., Козлов В.В. Философия управления. М.: Палеотип, 2013.

12. Скатерщикова А.В. Индивидуализм в современном обществе: традиции и перспективы // Социально-гуманитарные знания. 2019. №9. С.58-64.

13. Философия ответственности / Под ред. Е.Н. Лисанюк, В.Ю. Перова. СПб.: Наука, 2014.

14. Фомина А.С. Патриотизм и российская национальная культура во второй половине XIX - начале XX в.в.: роль крупной московской буржуазии // Бизнес и патриотизм: проблемы совместимости. М., 2014. С.96-126.

15. Социально-гуманитарное познание: методологические и содержательные параллели / Под общей редакцией А.В. Грехова, А.Н. Фатенкова. ТХ М.: Аквилон. 2019. 336 с.

16. Баркова Э.В. Ценность жизни, гуманитарное знание и духовная безопасность // Гуманитарное знание и духовная безопасность Сборник материалов V Международной научно-практической конференции (Грозный, 2018 г.). Махачкала: ЧГПУ, АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2018. С. 332-339.

References and Sources

1. Barkova E.V. Filosofiya otvetstvennosti, gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost' // Gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost': sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Groznyj, 1-3 dekabrya 2017 g.). Mahachkala: CHGPU, ALEF (IP Ovchinnikov M.A.), 2017.

2. Barkova E.V. Filosofsko-ontologicheskij status kategorii otvetstvennosti v ekofilosofskoj kartine mira // Pravo i praktika. 2018. №3. S.194-200.

3. Gavrish V.D. Geneticheskie osnovy i nekotorye osobennosti kommunikativnyh praktik // Social'naya antropologiya: Sb. statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 12 oktyabrya 2017 g. M.: FGBOU VO «REU im. G.V. Plekhanova», 2017. S.144-146.

4. Ivleva M.I. Koncepciya ontologicheskogo statusa sub"ekta v universitetskoj filosofii v Rossii v konce HIH - nachale HKH v.v. // Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova. 2012. N°8. S.28-35.

5. Ivleva M.I. O spiritualisticheskoj koncepcii svobody lichnosti // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2008. N°6. S.317-323.

6. Kornilova I.M. Duhovno-nravstvennoe vospitanie v vysshej shkole sovremennoj Rossii // XXIII Mezhdunarodnye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya. M.: REU im. G.V. Plekhanova, 2015. S.220-225.

7. Losev A.F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo. M.: Iskusstvo, 1976.

8. Novikova E.Yu. Religioznye cennosti v ekonomicheskoj sisteme // XXIV Mezhdunarodnye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya. M.: REU im. G.V. Plekhanova, 2016. S.39-44.

9. Orlov A.V. Gosudarstvo i upravlenie. Kn. 2. Gosudarstvo 90-h godov - nachala XXI veka. Vlast' - elity. Est' li budushchee? Ozhidaniya... M.: Paleotip, 2019.

10. Ponizovkina I.F. Informacionnaya revolyuciya: dostizheniya i protivorechiya v nauke // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2018. N°9. S.26-32.

11. Samsin A.I. Osnovy filosofii ekonomiki. M.: YUNITI-DANA, 2003.

11. Samsin A.I., Kozlov V.V. Filosofiya upravleniya. M.: Paleotip, 2013.

12. Skatershchikova A.V. Individualizm v sovremennom obshchestve: tradicii i perspektivy // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2019. N°9. S.58-64.

13. Filosofiya otvetstvennosti / Pod red. E.N. Lisanyuk, V.YU. Perova. SPb.: Nauka, 2014.

14. Fomina A.S. Patriotizm i rossijskaya nacional'naya kul'tura vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v.v.: rol' krupnoj moskovskoj burzhuazii // Biznes i patriotizm: problemy sovmestimosti. M., 2014. S.96-126.

15. Social'no-gumanitarnoe poznanie: metodologicheskie i soderzhatel'nye paralleli / Pod obshchej redakciej A.V. Grekhova, A.N. Fatenkova. T.X. M.: Akvilon. 2019. 336 s.

16. Barkova E.V. Cennost' zhizni, gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost' // Gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost' Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Groznyj, 2018 g.). Mahachkala: CHGPU, ALEF (IP Ovchinnikov M.A.), 2018. S. 332-339.

КОСТИН ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант кафедры истории и философии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (pkostin5@gmail.com).

KOSTIN, PETR A. - Ph.D. student, Department of history and philosophy, Plekhanov Russian University.

УДК 316.33

САВЧЕНКО В.А.

СУБЪЕКТИВИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ В ВЕК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ключевые слова: революция; пропаганда; агитация; оппозиция; А. Грамши; гегемония; цивилизационный разлом.

Ускорение процессов глобализации способствовало росту числа насильственных способов смены политических форм и режимов правления в государствах. Мировые события последних десятилетий свидетельствуют, что традиционные научные подходы к изучению революционных процессов не только не могут в необходимой степени предоставить убедительный прогноз их развития, но и далеко не всегда в состоянии выявить причины их возникновения, особенно в условиях энергичного влияния информационных технологий. В статье предлагается вариант обоснования необходимости пересмотра инструментария исследования революционных процессов.

SAVCHENKO, V.A.

SUBJECTIVISM AND REVOLUTION IN THE CENTURY OF INFORMATION TECHNOLOGIES Keywords: revolution; propaganda; agitation; opposition; A. Gramsci; hegemony; civilizational rift.

The acceleration of the processes of globalization has contributed to an increase in the number of violent ways to change political forms and regimes of government in states. World events of recent decades indicate that traditional scientific approaches to the researching revolutionary processes not only cannot provide a convincing forecast for its development to the necessary extent, but are far from always able to identify the causes of their occurrence, especially in the conditions of the vigorous influence of information technologies. In the article proposes an option to substantiation the necessity to revise the research tools of modern revolutionary processes.

Идея функционирования и развития социальных систем без революционных потрясений существует в настоящее время как недосягаемый идеал. Акты насильственной смены правящих группировок на постсоветском пространстве являются свидетельством того, что риск революции может возникнуть и реализоваться неожиданно, вопреки классическим теориям революций и зачастую косвенно касаясь экономического состояния конкретного социального образования, в том числе его отставания от соседних стран. В современных условиях очевидна возрастающая общественная потребность в переосмыслении сущности и содержания взаимоотношений «власть - народ». Могущество отдельных стран базируется на многих факторах. Один из них -способность восстанавливать состояние приемлемой устойчивости при внешних и внутренних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.