Научная статья на тему 'Изучение механизмов социальной фасилитации'

Изучение механизмов социальной фасилитации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1157
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная фасилитация / фасилитатор / наблюдатель / онтологиче-ский подход / конфликт / психосоциальный диссонанс / субъект социального взаимодействия / высшее образование / психолог / студенты / преподаватели / social facilitation / facilitator / observer / ontological approach / conflict / psychoso-cial dissonance / subject of social interaction / higher education / psychologist / students / teachers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Владимирова Марина Михайловна, Васина Вероника Викторовна, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна

В статье представлены вопросы изучения феномена социальной фасили-тации. Авторы в рамках онтологического подхода рассматривают механизм социальной фаси-литации. Фасилитатор своим присутствием помогает взглянуть на себя и ситуацию со сторо-ны. Это видение себя и своей миссии происходит и на более высоких уровнях сознания. Дихо-томичность мира предполагает противостояние противоположных интересов субъектов взаи-модействия. Эти противоположности создают напряженность, которая проявляется в виде движущей силы и может перейти в созидающую силу. Социальная фасилитация необходима в профилактических целях в предконфликтных ситуациях при высоком уровне развития субъ-ектности участников взаимодействия. Эмпирически выяснено, что восприимчивость к фасили-тационному воздействию у студентов вуза приводит к изменению коммуникативной компе-тентности, стратегий поведения в конфликтных ситуациях, личностной идентичности и соци-альной активности под воздействием присутствия третьего лица. Готовность к психологиче-ской и педагогической фасилитации связана с оптимальными значениями коммуникативной компетентности, волевого потенциала и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации. Фасилитация проявляется как интегральная характеристика профессионала, готового к обще-нию, эмпатии и присоединению. Статья представляет интерес для педагогов и психологов в системе высшего образования, готовых проявить себя как фасилитаторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTION OF MECHANISMS OF FACILITATION

The article presents the issues of studying the phenomenon of social facilitation. Within the ontological approach, the authors consider the mechanism of social facilitation. The pres-ence of the facilitator helps to look at himself and the situation from the outside. This vision of one-self and one’s mission occurs at higher levels of consciousness. The dichotomy of the world implies the opposition of the opposite interests of the subjects of interaction. These opposites create tension, which manifests itself in the form of a driving force and can turn into a creative force. Social facilita-tion is necessary for preventive purposes in pre-conflict situations with a high level of development of the subjectivity of the interaction participants. It has been empirically found that susceptibility to fa-cilitation effects in university students leads to changes in communicative competence, behavior strategies in conflict situations, personal identity and social activity under the influence of the pres-ence of a third party. Willingness to psychological and pedagogical facilitation is associated with the optimal values of communicative competence, volitional potential and the choice of strategy of be-havior in a conflict situation. Facilitation manifests itself as an integral characteristic of a professional ready for communication, empathy and affiliation. The article is of interest to teachers and psycholo-gists in the system of higher education who are ready to prove themselves as facilitators.

Текст научной работы на тему «Изучение механизмов социальной фасилитации»

УДК 378

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФАСИЛИТАЦИИ

Владимирова М.М., 2Васина В.В., 1Мухаметзянова Ф.Г.

florans955@mail.ru

'Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

2Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань, Россия

Аннотация: В статье представлены вопросы изучения феномена социальной фасили-тации. Авторы в рамках онтологического подхода рассматривают механизм социальной фаси-литации. Фасилитатор своим присутствием помогает взглянуть на себя и ситуацию со стороны. Это видение себя и своей миссии происходит и на более высоких уровнях сознания. Дихо-томичность мира предполагает противостояние противоположных интересов субъектов взаимодействия. Эти противоположности создают напряженность, которая проявляется в виде движущей силы и может перейти в созидающую силу. Социальная фасилитация необходима в профилактических целях в предконфликтных ситуациях при высоком уровне развития субъ-ектности участников взаимодействия. Эмпирически выяснено, что восприимчивость к фасили-тационному воздействию у студентов вуза приводит к изменению коммуникативной компетентности, стратегий поведения в конфликтных ситуациях, личностной идентичности и социальной активности под воздействием присутствия третьего лица. Готовность к психологической и педагогической фасилитации связана с оптимальными значениями коммуникативной компетентности, волевого потенциала и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации. Фасилитация проявляется как интегральная характеристика профессионала, готового к общению, эмпатии и присоединению. Статья представляет интерес для педагогов и психологов в системе высшего образования, готовых проявить себя как фасилитаторы.

Ключевые слова: социальная фасилитация, фасилитатор, наблюдатель, онтологический подход, конфликт, психосоциальный диссонанс, субъект социального взаимодействия, высшее образование, психолог, студенты, преподаватели.

DETECTION OF MECHANISMS OF FACILITATION

M. Vladimirova1, V. Vasina2, F. Mukhametzyanova1

florans955@mail.ru

'Kazan Federal University, Kazan, Russia 2Kazan Innovation University V.G. Timiryasova, Kazan, Russia

Abstract: The article presents the issues of studying the phenomenon of social facilitation. Within the ontological approach, the authors consider the mechanism of social facilitation. The presence of the facilitator helps to look at himself and the situation from the outside. This vision of oneself and one's mission occurs at higher levels of consciousness. The dichotomy of the world implies the opposition of the opposite interests of the subjects of interaction. These opposites create tension, which manifests itself in the form of a driving force and can turn into a creative force. Social facilitation is necessary for preventive purposes in pre-conflict situations with a high level of development of the subjectivity of the interaction participants. It has been empirically found that susceptibility to facilitation effects in university students leads to changes in communicative competence, behavior strategies in conflict situations, personal identity and social activity under the influence of the presence of a third party. Willingness to psychological and pedagogical facilitation is associated with the

optimal values of communicative competence, volitional potential and the choice of strategy of behavior in a conflict situation. Facilitation manifests itself as an integral characteristic of a professional ready for communication, empathy and affiliation. The article is of interest to teachers and psychologists in the system of higher education who are ready to prove themselves as facilitators.

Keywords: social facilitation, facilitator, observer, ontological approach, conflict, psychosocial dissonance, subject of social interaction, higher education, psychologist, students, teachers.

Введение

В связи с нарастающими темпами развития экономики, технологий, транспорта, связи и т.д. возрастает плотность социального взаимодействия. У субъектов взаимодействия расширение спектр представлений приводит к размыванию, растягиванию границ представлений. Возникает психосоциальный диссонанс, как несоответствие представлений и психическая напряженность между субъектами взаимодействия. Это предконфликтное состояние, которое может развиться по двум сценариям. Во-первых, конфликт и соответствующие последствия (разрушения социальных отношений, болезни и т. д.. Во-вторых, сотрудничество, как предпосылка для развития социальных отношений и самих субъектов взаимодействия. Согласно Халитову Р.Г., выбор делает сам субъект взаимодействия сознательно или бессознательно [1]. Что влияет на этот выбор? Предполагаемыми факторами, влияющими на выбор, являются: 1) личностные характеристики субъектов взаимодействия; 2) ситуация, в которой они взаимодействуют. Скорее всего, образы (представления) об этих факторах в матрице памяти субъектов взаимодействия. Изменения этих образов в матрице памяти субъектов взаимодействия приводят к изменениям социального взаимодействия.

При возникновении психосоциального диссонанса (несоответствия представлений и психической напряженности) между субъектами взаимодействия в предконфликтном состоянии, как отмечают в своем исследовании Васина В.В. и Халитов Р.Г., могут развиться два сценария: конфликт либо сотрудничество [2]. Субъект взаимодействия сознательно или бессознательно сам делает выбор, на который влияет фасилитатор (наблюдатель) через изменение в матрице памяти субъектов взаимодействия образов (представлений) ситуации взаимодействия и личностных характеристик взаимодействующих. Данная проблема также рассматривалась в работе Журавлева А.Л. «Менталитет, общество и психосоциальный человек» и других. [3-5].

Обычно исследования фасилитации ведутся в аспекте системного подхода в психологии по Леонову Н.И. [6]. Мы рассмотрим изучение механизма социальной фасилитации через онтологический подход. Приоритет в постановке онтологического подхода к человеку в отечественной психологической науке принадлежит С.Л. Рубинштейну, который анализировал ключевые аспекты бытия и характеризовал человека как субъекта жизни. Мы так же счи-

Владимирова М.М., Васина В.В., Мухаметзянова Ф.Г. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФАСИЛИТАЦИИ

таем, что необходимо изучать феномен фасилитации на основе субъектно-деятельностного подхода [7; 8].

В настоящее время онтологический подход для конфликтного поведения реализуется в изучении социально-психологических явлений такими исследователями, как А. Португал-Перез, К.М. Рут, [9;10] и российскими исследователями ( Н.А. Каримова (конфликтное поведение), Е.Н. Молчанова (политическое поведение), Т.А. Наумова (зависимое поведение), И.В. Павлова (общественно-активное поведение) и др.

Методы

В наших исследованиях мы опираемся на системный, онтологический и вероятностный подходы. Нами используется понятие психосоциального диссонанса, его модель и математическое (методика) определение. На этой основе для выявления влияния фасилитатора-наблюдателя на социальное взаимодействие были разработаны методики «Склонность к восприятию фасилита-ционного воздействия в конфликтных ситуациях» (по стратегиям поведения К. Томаса в модификации Васиной В.В.) и «Сенситивность к фасилитацион-ному воздействию (по тесту коммуникативных умений Л. Михельсона в модификации Васиной В.В.) Проводилась диагностика коммуникативного потенциала (присоединения, эмпатии, сенситивности к отвержению) по тесту А. Меграбиана и волевого потенциала (экстернальность-интернальность) по тесту Дж. Роттера для определения интегральной характеристики «Готовность к фасилитации».

Проведены пилотажные исследования. Выборка состояла из 300 человек студентов и сотрудников Казанского ( Приволжского) Федерального университета и Казанского инновационного университете им. В.Г. Тимирясова (г. Казань), средний возраст 26 (± 7) лет.

Реозультаты и обсуждение

Слово «фасилитация» в английском языке встречается нечасто и почти исключительно в психологическом контексте - как производное от глагола facilitate - облегчать, помогать, способствовать, о чем также говорит в своем исследовании Р. Холланд [11]. Было показано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. Причем влияние может быть, как положительным, так и отрицательным. Последний феномен получил название социальной ингибиции (подавления). Наряду с этой теорией появились и другие теории (Зайонц, А. Фертонани и другие) [12; 13].

Выделим механизм социальной фасилитации, где важную роль играет присутствие «других» людей, которые непосредственно в этот момент не взаимодействуют - постороннего, наблюдателя, фасилитатора. Основной характеристикой, меняющей уровни состояний при социальном взаимодействии, по нашему мнению, является идентификация: при смене персональной

на социальную, и наоборот, происходит смена уровня состояния системы. Итак, существуют состояния системы (человек, группа): основное и возбужденное (измененное). Наше видение, понимание онтологического подхода опирается на 4-х уровневую модель описания социально-психологических явлений (и его соответствие трехуровневой модели в философии):

1 - сепарабельный, предметный, материальный, физиологический уровень (реальный - с точки зрения философии); я в мире; внешний мир;

2 - энергетический, полевой, эмоциональный, уровень ощущений;

3 - информационный, психический, понятийный, категориальный уровень (действительный - с точки зрения философии); мир во мне; внутренний мир;

4 - несепарабельный, трансцендентный, квантовый уровень (возможный - с точки зрения философии), весь в целом мир.

Любые психологические задачи можно рассматривать в ракурсе этих четырех уровней и фазового психологического пространства характеристик. Взаимодействие происходит на всех четырех уровнях одновременно, но в каждый данный момент доминирует какой-то один уровень. Поскольку не важна персона фасилитатора, а важна роль, какую он играет во взаимодействии, рассмотрим по уровням:

1 уровень - фасилитатор воспринимается как отдельная сепарабельная персона, который может механически воздействовать на индивида.

2 уровень - фасилитатор воспринимается как «массовик-затейник», создающий ощущения, эмоции.

3 уровень - фасилитатор воспринимается как «идея», поднимающий на новый уровень.

4 уровень - фасилитатор воспринимается как все, что есть, как «Бог», как покровитель, любимый и любящий, дающий и т.д.

Исходя из вышесказанного, дадим следующее определение понятия социальной фасилитации - это повышение (изменение) продуктивности социальной деятельности субъекта (индивида, социальной группы, или общества) из-за актуализации (изменении) в сознании субъекта образа (представления) другого субъекта и ситуации в континууме фасилитация-ингибиция в присутствии наблюдателя (фасилитатора).

Васиной В.В. предложена концепция фасилитации социального взаимодействия на основе диагностики сенситивности к фасилитационному воздействию по адаптированному тесту Л. Михельсона и склонности к восприятию фасилитационного воздействия в конфликтных ситуациях по стратегиям поведения К. Томаса. Диагностика коммуникативного потенциала: присоединения, эмпатии, сенситивности к отвержению по тесту А. Меграбиана, полностью соответствует фасилитационной позиции К. Роджерса и основам гуманистической психологии, педагогики, и социальной политики. На основе корреляционного анализа было доказано, что основными чертами фасилита-тора могут быть безусловное принятие, эмпатийное слушание и понимание, конгруэнтность самовыражения и проявления своих чувств.

Владимирова М.М., Васина В.В., Мухаметзянова Ф.Г. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФАСИЛИТАЦИИ

Из эмпирических данных корреляции выявлено, что стратегия поведения (Х) изменяет коэффициент ПСД (АК0) в присутствии фасилитатора-наблюдателя. Сравнивая результаты, можно увидеть разницу в коэффициентах корреляции: диагональные элементы, меняя свое количественное значение, остаются качественно такими же (с отрицательным знаком). Однако недиагональные элементы разнятся по стратегиям поведения.

Нами обнаружена отрицательная корреляционная связь между х и его изменением Ах по одной характеристике (х) говорит об устойчивости этой характеристики к изменениям в процессе фасилитации, влиянию фасилитато-ра. Чем более выражены характеристики социального взаимодействия (стратегии поведения), тем меньше воздействие фасилитатора по этой характеристике (диагональные элементы в корреляционной матрице).

Сущность социальной фасилитации заключается в недирективном управлении с использованием психологических механизмов изменения представлений в присутствии наблюдателя в предконфликтной ситуации. Предложенный диагностический комплекс измерения разницы значений в присутствии фасилитатор-наблюдателя и без него позволил нам эмпирически выявить восприимчивость к фасилитационному воздействию субъектов, связанную с высоким уровнем эмпатии, присоединения, сенситивности к отвержению, коммуникативной толерантностью, со способностью переключения с персональной на социальную идентификацию, со сменой стратегии поведения в конфликтной ситуации и с высокой экстернальностью.

Выводы

Нами выяснено, что восприимчивость к фасилитационному воздействию -это изменение параметров коммуникативной компетентности, стратегий поведения в конфликтных ситуациях, личностной идентичности и социальной активности под воздействием присутствия третьего лица в социальном взаимодействии. Готовность к фасилитации социального взаимодействия связана с оптимальными значениями коммуникативной компетентности, волевого потенциала и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации, это интегральная характеристика профессионала, которая складывается из оптимальных значений готовности к организационному общению, коммуникативного (эмпатия, сенситивность, присоединение) и волевого (экстерналь-ность-интернальность) потенциала, самоконтроля в общении.

Заключение

В рамках онтологического подхода механизм социальной фасилитации заключается в рассмотрении фасилитатора как наблюдателя, который своим присутствием помогает взглянуть субъекту взаимодействия на себя и ситуацию со стороны и изменить идентификацию субъекта с персональной на социальную. Эмпирически выяснены восприимчивость к фасилитационному воздействию и готовность к социальной фасилитации, которые связаны с оп-

тимальными значениями коммуникативной компетентности, волевого потенциала и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Литература

1. Халитов Р.Г. Особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах // Автореферат дис... к. псх. н.: 19.00.05. Казань, 2012. 25 c.

2. Васина В.В., Халитов Р.Г. Фасилитация межнационального взаимодействия (на основе психосоциального диссонанса). Вестник УдГУ, Серия «Философия. Психология. Педагогика». Вып. 4. 2014. С. 5-18.

3. Ушаков Д.В., Юревич А.В., Журавлев А.Л. Менталитет, общество и психосоциальный человек (ответ участникам дискуссии). Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. С. 107-112.

4. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ориентация на принципы и нормы социального взаимодействия как фактор психологического отношения к деловому партнерству. Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 1. С. 5-15.

5. Журавлев А.Л., Занковский А.Н. Тенденции развития организационной психологии. Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 2. С. 77-88.

6. Леонов Н.И. Методы изучения конфликтов и конфликтного поведения. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. 288 с.

7. Васина В.В. Фасилитация в социальном взаимодействии: монография к. псх. н., доцент Васина В.В. Казань: «Печать-Сервис XXI век», 2018. 190 с.

8. Васина В.В. Фасилитация социального взаимодействия в рамках онтологического подхода. Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып.51. Ч. 1. 352 с., С. 291-297.

9. Alberto Portugal-Perez, John S. Wilson Export Performance and Trade Facilitation Reform: Hard and Soft Infrastructure. World Development. Vol. 40. Issue 7, July 2012. P. 1295-1307

10. Cory M.Root, Kang I.Ko, AmirJafari, Jing W.Wang Presynaptic Facilitation by Neuropeptide Signaling Mediates Odor-Driven Food Search. Cell press Vol. 145, Issue 1, 1 April 2011, p. 133-144

11. Rachel Holland, Alex P.Leff, Oliver Josephs, Joseph M.Galea, Mahalekshmi Desikan, Cathy J.Price, John C. Rothwell, Jennifer Crinion, Speech Facilitation by Left Inferior Frontal Cortex Stimulation. Current Biology. Volume 21, Issue 16, 23 August 2011, p. 1403-1407

12. Anna Fertonani, Sandra Rosini, Maria Cotelli Paolo, Maria Rossini, Carlo Miniussi Naming facilitation induced by transcranial direct current stimulation. Behavioural Brain Research. Volume 208, Issue 2, 2 April 2010, p. 311-318.

13. Bart Rienties, Natasa Brouwer, Simon Lygo-Baker. The effects of online professional development on higher education teachers' beliefs and intentions towards learning facilitation and technology. Teaching and Teacher Education. Volume 29, January 2013, p. 122-131.

Сведения об авторах

Владимирова Марина Михайловна, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Васина Вероника Викторовна, канд. психол. наук, доцент, Казанский инновационный университет, г. Казань, Россия.

Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, д-р пед. наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Дата поступления 15.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.