УДК 378
О ФЕНОМЕНЕ ФАСИЛИТАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Ф.Г. Мухаметзянова, Р.Р. Хайрутдинов1
1Статъя выполнена за счет средств гранта Договора № 14 от 27.08.16 г. на тему: «Психологический механизм фасилитации самореализации детей и современной молодежи» (Университет талантов 2.0)
Аннотация. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что в высшем образовании России появился новый социально-педагогический феномен - фасилитация. Цель статьи заключается в обосновании понятия фасилитатор в высшем образовании наряду с терминологическим рядом понятий: коуч, ментор, тьютор, эдвайзер. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод теоретического анализа, позволяющий рассматривать фасилитацию в высшем образовании в социальном и педагогическом контекстах. Основным подходом, заложенным в основу решения данной проблемы, является субъектно -ориентированный подход к студентам вуза, необходимый для создания преподавателем вуза ситуации фасилитации для развития студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Результаты статьи отражают задачи социальной и педагогической фасилитации в высшем образовании. Практическая значимость заключается в возможности экстраполяции результатов статьи в профессиональную подготовку бакалавров и будущих преподавателей вуза-магистров, ориентированную на совершенствование их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: фассилитация, социальная фасилитация, педагогическая фасилитация, коуч, ментор, тьютор, фасилитато», эдвайзер, методы фасилитатора, фасилитация как метод, «атрибутивное кольцо» преподавателя фасилитатора.
ABOUT FASILITATION'S PHENOMENON IN THE HIGHER EDUCATION
F. Mukhametzyanova, R. Hayrutdinov
Abstract. The urgency of the problem stated in the article due to the fact that higher education has a new Russian social-pedagogical phenomenon - facilitation. The purpose of the article is to justify the concept of facilitator in higher education, along with a number of terminological concepts: a coach, a mentor, a tutor, adviser. The leading method to the study of this problem is the method of theoretical analysis, which allows to consider facilitation of higher education in social and pedagogical contexts. The basic approach of the basis for the decision of this problem is a subject-oriented approach to the students of the university needed to create a situation of high school teacher facilitation for the development of the student as a subject of educational and professional activities. Our results reflect the challenges of social and educational facilitation of higher education. The practical significance of the results is the possibility of extrapolating the results of the paper in training bachelors, training future teachers of high school-masters, focused on improving their training.
Keywords: fassilitatsiya, social facilitation, pedagogical facilitation, coach, mentor, tutor, fasilitato ", adviser, facilitator techniques, facilitation as a method of" attributive ring "teacher facilitator.
Социально-экономические условия развития общества вызывают в профессиональном образовании поиск новых методов, форм, механизмов обучения. В этом контексте представляет интерес открытие в психологии и педагогике явления фасилитации.
Не вдаваясь в историогенез феномена фасилитации в науке, в целом, рассмотрим его проявление в двух аспектах: социальном и педагогическом.
В широком смысле, в социальном контексте, фасилитация рассматривается как явление повышения скорости или продуктивности субъекта деятельности вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или
группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями [6].
Педагогическая фасилитация - это усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов деятельности на основе субъектно-ориентированного стиля общения и притягательных особенной личности педагога [2;8].
Поскольку понятие «фасилитация» является новым для педагогики и психологии высшей школы, уточним границы его использования в терминологическом ряду с аналогичными понятиями в образовании.
Образование как социокультурный феномен - это многоуровневое пространство,
ориентированное на создание условий для развития и саморазвития личности. Согласно канонам ЮНЕСКО, образование - это и процесс, и результат усовершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.
Европейская система высшего образования по сравнению с российской системой образования раньше перешла на личностно-ориентированный или, в нашем контексте, на субъектно-ориентированный подход (learner-centered approach) [7]. Основным принципом субъектно-ориентированного подхода в высшем образовании является принцип субъектности, направленный на создание условий для развития личности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. При этом доминирующим методом обучения в современном вузе становится интерактивное обучение, в контексте которого фасилитация выполняет роль индикатора данного процесса. Однако в российской педагогике нет четкого представления относительно использования понятия «фасилитация» в теории и практике высшего образования.
На основании анализа документов Европейского союза, относящихся к системе непрерывного образования, рассмотрим терминологический ряд, представленный словами: «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» [7-12]. Данные термины в системе высшего образования в современных условиях наиболее используемы как синонимы. Наиболее распространенным понятием в данном терминологическом ряду является - «тьютор».
Слово «тьютор» - (от лат. tutorem -наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего студента в занятиях» фиксируется в источниках с 1580 года. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании, сформировавшись в классических английских университетах (в Оксфорде и несколько позднее в Кембридже). С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом. Его задача состояла в соединении на практике содержания жизни студента с академическими идеалами. С XVII века сфера деятельности тьютора стала расширяться. Все большее значение в ней начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует, какие лекции и
практические занятия лучше всего посещать, как составить план учебной работы, следит за академической успеваемостью студентов и их подготовкой к университетским экзаменам [7].
Таким образом, тьютор - исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ студентов, сопровождая процесс
индивидуального продвижения в вузе, системах дополнительного и непрерывного образования как субъектов учебно-профессиональной деятельности. Мы считаем, что в современной системе высшего образования функции тьютора постепенно сближаются с фасилитацией.
Слово эдвайзер ^visor) - производное от французского «avisen» в значении «раздумывать» (конец XII века) используется в значении «давать совет» появилось в конце XIV века. В контексте высшего образования, эдвайзер - это преподаватель, выполняющий функции академического наставника студента,
обучающегося по определенному направлению подготовки, который оказывает содействие в выборе индивидуальной образовательной траектории (формировании индивидуального учебного плана, индивидуального
образовательного маршрута) и освоении образовательной программы. Эдвайзер представляет академические интересы студентов и участвует в подготовке всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса в вузе [1-7].
В психолого-педагогическом аспекте эдвайзер сочетает черты коуча, советника, руководителя, просветителя, ментора и даже фасилитатора. Однако ни один из терминов по отдельности не исчерпывает его роли в полной мере.
В современной образовательной практике вуза можно выделить три основные функции преподавателя - эдвайзера в контексте фасилитации:
- оказание «дозированной помощи» студенту в развитии его личности как субъекта учебно-профессиональной деятельности;
- педагогическое сопровождение процесса разработки контента учебных программ и индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов;
- поддержка традиций в студенческой культуре и развитие имиджа студента университета [7].
В системе высшего образования, в рамках реализации современных бизнес-проектов, эдвайзер рассматривается в качестве советчика, консультанта, обладающего в силу своего
практического опыта запасом типовых паттернов, связанных с решением часто повторяющихся ситуаций. В этих контекстах его функции приближены к фасилитации [5-8].
Как было отмечено выше, понятие «фасилитатор» пока в недостаточной мере используется в российской системе высшего образования. В социальном аспекте понятие «фасилитатор» используется для обозначения субъекта деятельности, который помогает группе понять общую цель и поддерживает группу в ее достижении в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций.
Слово «фасилитатор» является калькой с английского "facilitator" и производного от глагола "to facilitate". Сам глагол употребляется в английском с 1610-х годов и его история восходит к латинскому "facilis" (в переводе на русский означает «легкий, удобный»). Соответственно, фасилитатор - это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. Именно от фасилитатора во многом зависит эффективность коммуникации участников проекта; он напрямую обеспечивает успешность проектов, реализуемых компанией [7].
В психологии фасилитатор рассматривается как субъект общения, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Понятие фасилитация было введено К. Роджерсом [13]. В социальном контексте фасилитатор обеспечивает соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента и позволяет участникам сконцентрироваться на ее целях и содержании. Фасилитатор помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Тем самым он облегчает процесс коммуникации, делая его комфортным для всех участников. В групповых тренингах преподавателя, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как «дирижера оркестра».
Функции фасилитации в деятельности преподавателя вуза могут быть реализованы в разных моделях непрерывного образования. Например, в ряде университетов России и зарубежных стран фасилитаторами называются преподаватели, создающие психолого-педагогические условия для саморазвития, осмысленного освоения основ профессиональной деятельности и развития как субъектов учебно-профессиональной деятельности.
Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий. Термин
наиболее часто используется в отношении работы с off-line группами, но в настоящее время техники и методы фасилитации эффективно адаптируются и для on-line среды.
В психологии и педагогике термин «фасилитатор» путают с термином «модератор», поэтому важно разграничить содержание этих понятий:
- модератор следит за исполнением установленных правил и норм, а фасилитатор помогает членам группы выстроить путь к решению задачи;
- модератор не отслеживает формирующееся содержание с позиций соответствия решаемой задаче, в то время как основная задача фасилитатора - повысить эффективность работы группы, которая проявляется, в том числе, на уровне качества поступающего контента [9-12].
Можно предположить, что основная причина неупорядоченности в употреблении этих во многом синонимичных терминов заключается в том, что все они находятся в поле более широкого англоязычного понятия «guidance», от guide -вести, руководить, направлять учащихся по избранной образовательной траектории, направляя их по пути личностного роста и академических успехов [7]. Эти образовательные механизмы характерны для гуманистического подхода, где авторитарная роль педагога заменяется более мягким наставничеством, руководством, гибким направлением обучаемого по избранной им образовательной траектории. В русской педагогической терминологии ближе всего находится понятие «сопровождение» и «поддержка». Широкий круг педагогических функций, соотносимых с различными возможными формами сопровождения человека в течение жизни, затрудняет теоретическое разграничение терминов.
Вместе с тем, с учетом существующей международной практики можно отметить, что некоторые термины оказываются более органичными для системы непрерывного профессионального образования (ментор, эдвайзер). Понятие «тьютор» как наставник-профессионал, ответственный не только за академическую успеваемость, но и за развитие личностных качеств, находит широкое распространение в рамках всех формальных ступеней образования «школа-вуз-система повышения квалификации». Термины «коуч» и «фасилитатор», судя по описанию их функций, в большей степени соотносятся с неформальным образованием. Причем, понятие «коуч», как правило, предполагает предоставление платных услуг [5-11].
Итак, терминологический ряд «ментор, тьютор, эдвайзер, коуч, фасилитатор» не всегда поддается однозначному толкованию, т.к. разделяющая их граница является достаточно размытой. На этом фоне важно понимать, что все упомянутые термины достаточно специфичны и не могут употребляться вне связи с конкретным образовательным контекстом [5-13].
Терминологический ряд рассмотренных нами терминов удачно реализуется в процессе педагогической фасилитации [5]. Как было сказано выше, разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-х гг. XX в. К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии [13]. В педагогике термин «фасилитация» используется в значении, близком к значению термина «педагогический менеджмент», то есть управление учебной деятельностью студентов, при котором преподаватель занимает позицию помощника, помогает студенту самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать какие-либо навыки.
Концепция педагогической фасилитации может рассматриваться как один из важнейших путей интерактивного обучения в вузе. При этом педагогическая фасилитация в высшем образовании видится нами как функция стимулирования, инициирования и поощрения саморазвития и самовоспитания студентов как субъектов учебно-профессиональной
деятельности за счет субъект-субъектного взаимодействия педагога и студента, демократического стиля общения и притягательных особенностей личности педагога в процессе интерактивного обучения [5-8,10].
Исходя из этого, основными задачами педагогической фасилитации в высшем образовании являются:
- развитие индивидуальности, творческости, субъектности студентов;
- стимулирование, оказание педагогической поддержки, сопровождения и инициирования разнообразных форм индивидуализированный активности студентов вуза на всех этапах педагогического процесса, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Алгоритм управленческих действий преподавателя вуза в процессе интерактивного обучения в вузе можно представить в виде «атрибутивного кольца» фасилитации:
1) фасилитация потребностно-мотивационнй сферы личности студента как субъекта мотиво-образующей деятельности;
2) фасилитация формирования цели субъекта учебно-профессиональной деятельности;
3) фасилитация поиска предмета субъекта познания;
4) фасилитация поиска метода деятельности субъекта учебно-профессиональной деятельности;
5) фасилитация поиска средств и путей познания субъекта;
6) фасилитация реализации процесса субъекта учебно-профессиональной деятельности;
7) фасилитация рефлексии субъекта учебно-профессиональной деятельности [5-12].
Педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований как к процессу интерактивного обучения в вузе, так и к личности учителя, особенно к его умению строить взаимоотношения с учащимися. Суть концепции педагогической фасилитации в высшем образовании состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за студентом исполнительской части совместной деятельности и тем самым перейти от формирования функционера к подготовке активного, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений выпускника.
Итак, педагогическая фасилитация - это качественно более высокий и соответствующий современным запросам практики уровень высшего образования. Практически, студент осваивает ровно столько, сколько у него возникло вопросов, т.е. насколько он был активен в учебном процессе. При фасилитации обучения преподаватель вуза имеет возможность использовать не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые проблемы, пробелы в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе», «рядом» со студентом как субъектом учебно-познавательной деятельности.
Реализация концепции фасилитации в высшем образовании предполагает создание ряда педагогических условий: повышение степени субъективной значимости учения для студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности; конгруэнтность преподавателя; психологическая безопасность и психологическая свобода для студента и преподавателя [10,12].
Степень субъктивной значимости учения для студента вуза означает, что только то образование является наиболее продуктивным, которое предполагает не простое усвоение субъектом учебно-познавательной деятельности знаний, а ориентированное на изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта.
Конгруэнтность преподавателя вуза выражается в том, что он четко осознает свое отношение к студентам как субъектам учебно-профессиональной деятельности, все этапы взаимодействия рефлексирует и принимает свои чувства по отношению к студентам адекватной учебной ситуации и модели общения. В контексте фасилитации это позволяет ему быть откровенным в общении и учебных ситуациях в пределах санкционированной активности и профессиональной этики.
Психологическая безопасность достигается в процессе фасилитации за счет признания безусловной ценности личности студента и создания обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание, «наклеивание ярлыков» и отсутствует «тирания долженствования». Преподаватель-фасилитатор обеспечивает
условия для развития субъектности студента и способствует творчеству, если убежден, что любой человек самобытен и неповторим во всех своих проявлениях, независимо от его состояния и поведения в настоящем.
Психологическая свобода в действиях студента и преподавателя-фасилитатора предполагает создание условий для формирования творческости, креативности, критического мышления как индикаторов субъектности студентов и психолого-педагогической поддержки процесса творческого самовыражения всех субъектов учебно-профессиональной деятельности.
Итак, преподаватель-фасилитатор
рассматривается нами как эффективный, ведущий преподаватель вуза, основной задачей которого является стимулирование и «мягкое» направление процесса умственной деятельности студентов на поиск и анализ информации по конкретному вопросу или практико-ориентированной задаче. Преподаватель-фасилитатор - это «нейтральный» лидер, присутствие которого делает процесс принятия решения легким и эффективным, а атмосферу в аудитории - творческой, свободной и позитивной.
Возможные методы фасилитации: технология "Open Space", технология «интернациональное кафе», динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта
Диснея, негативный мозговой штурм, дискуссия, технология «идея-лог», «скампер», грейп-коктейли. Фасилитационные сессии могут продолжаться от 4 часов до 3 дней. Размер группы: от 8 до 50 участников. Метод групповой работы в форме «фасилитации» актуален в обсуждении вопросов организационного развития, процессе обучения (проведении конференций, семинарских занятий), при стратегическом планировании, анализе ситуаций или проблем, выработке новых идей, в проектной работе, и т.д. [5-9].
Таким образом, феномен фасилитации в высшем образовании требует изучения и осмысления. В определенном смысле, в вузах России идет накопление опыта по использованию метода «фасилитации» в процессе интерактивного обучения на основе профессиональной организации групповой работы со студентами, направленной на достижение целей занятий при решении вопросов повышенной сложности и важности. В особенности, положительное «фасилитирующее» влияние проявляется при работе над проблемными задачами и ситуациями. При профессиональном подходе применение метода «фасилитации» в высшем образовании способствует повышению эффективности групповой работы, субъектной вовлеченности в неё и максимальному раскрытию творческого потенциала личности.
Практическая значимость цели применения в высшем образовании метода «фасилитации» сводится не только к решению кейс-ситуаций, разбора бизнес-ситуаций, уточнения задач, но и рефлексивному анализу проблем, разработке индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов студентов как эффективных и успешных выпускников вуза. «Фасилитатор» не предлагает для студентов готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых группа сама находит решение. Поэтому роль «фасилитатора» должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, креативной среды вуза.
Литература:
1. День ментора [Электронный ресурс]. - 2012. -Режим доступа: http://www.r-u-s.org/cgi-bin/news/ view.cgi?news=554
2. Димухаметов Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Димухаметов Рыфкат Салихович //
ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет». - Магнитогорск. - 2003. - 199 с.
3. Курмакаев К. Почему эдвайзер иногда гораздо полезнее, чем ментор [Электронный ресурс] / К. Курмакаев. - Режим доступа:
http://www.firrma.ru/data/blog/492/
4. Кейнер С. Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения / С. Кейнер. - М: Издательство Дмитрия Лазарева, 2016. -344 с.
5 Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения [Электронный ресурс] / О.И. Райс // Психология, социология и педагогика. - 2014. -№ 7. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru /2014/07/3317
6. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общей редакцией А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 175 с.
7. Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования / Е.И. Соколова // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4, 2013, DOI: 10.15393/(5.а112013.2171
8. Сумина В.Е. Развитие умений фасилитации общения у студентов в процессе овладения иноязычной речью: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сумина Виктория Евгеньевна. - Ростов н/Д, 2006. - 189 с.
9. Фанч Ф. Пути преобразования / Ф. Фанч. - М: 1997. - 234 с.
10. Гильмеева Р.Х., Читалин Н.А. Фундаментализация системы непрерывного педагогического образования /Р.Х. Гильмеева, Н.А. Читалин // Казанский педагогический журнал. - 2005. - №> 2. -С. 3-6.
ll.Online Etymology Dictionary. URL: http://www.etymonline.com/index.php?l=f&allowed_in_ir ame=0
12. Mentoring and Coaching for Professionals: A STUDY OF THE RESEARCH EVIDENCE, 2008. URL: www.nfer.ac.uk/nfer/publications
13 .Rogers C. A Way of Being, Boston: Houghton Mifflin, 1980.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры всемирного культурного наследия института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]
Хайрутдинов Рамиль Равилович (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, профессор, директор института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, professor of department of the world cultural heritage of institute of the international relations, history and oriental studies of KFU, FGAOU VPO "Kazan (Volga) federal university, e-mail: [email protected]
R. Hayrutdinov (Kazan, Russia), candidate of historical sciences, professor, director of institute of the international relations, history and oriental studies of KFU, FGAOU VPO "Kazan (Volga) federal university, e-mail: [email protected]