УДК 378.147
О РОЛИ ФАСИЛИТАЦИИ В ВЫСШЕМ ИСТОРИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ
хСаляхутдинова Д.Р., магистрант хМухаметзянова Ф.Г., доктор педагогических наук, профессор хХайрутдинов Р.Р. кандидат исторических наук, профессор 2Боговарова В.А., доктор педагогических наук, профессор
хКазанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия 2Университет управления «ТИСБИ», г. Казань, Россия
florans955@mail. ru
Благодарности. Статья выполнена по теме ВНИК (Договор №14 от 27.08.16г. на тему «Психологический механизм фасилитации самореализации детей и современной молодежи» (Университет талантов 2.0).
Статья посвящена разработке понятия «фасилитация», как объекту междисциплинарного анализа. Рассмотрены базовые подходы к понятию, определены границы дискурса. Ключевые слова: фасилитация, высшее образование, методы, педагогика, психология, субъект.
Сегодня в системе высшего образовании актуальны вопросы поиска новых методов, форм, технологий обучения студентов. В этом контексте для высшего образования особый интерес представляет феномен фасилитации различных контекстах его понимания.
В социально-психологическом контексте, фасилитация рассматривается как процесс повышения продуктивности субъекта деятельности вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями [5].
Фасилитация (англиц. от facilitate - помогать, облегчать, способствовать) - это недирективный стиль управления в корпорации, группе, коллективе современного менеджера. Фасилитация отличается от простого управления тем, что этот способ, не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы как субъекта групповой деятельности. Метод фасилитации при управлении группой отличается тем, что при традиционных формах управления (например, группой) субъект управленческой деятельности (директор, начальник, менеджер) побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект управления должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики.
Педагогическая фасилитация - это усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) на основе субъектно-ориентированного стиля общения и притягательных особенной личности педагога [1-5].
Поскольку понятие «фасилитация» является новым для педагогики и психологии высшей школы, уточним границы его использования в терминологическом ряду с аналогичными понятиями в образовании. Образование как социокультурный феномен - это многоуровневое пространство, ориентированное на создание условий для развития и саморазвития личности. Согласно канонам ЮНЕСКО, образование - это и процесс, и результат усовершенствования способностей и поведения
личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.
Европейская система высшего образования по сравнению с российской системой образования, раньше перешла на личностно-ориентированный или, в нашем контексте, на субъектно-ориентированный подход (learner-centered approach) [5-7]. Основным принципом субъектно-ориентированного подхода в высшем образовании, является принцип субъектности, направленный на создание условий для развития личности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
На основании анализа документов Европейского союза, относящихся к системе непрерывного образования, рассмотрим терминологический ряд, представленный словами: «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» [5-7]. Данные термины в системе высшего образования в современных условиях наиболее используемы как синонимы. Наиболее распространенным понятием в данном терминологическом ряду является-тьютор.
Слово тьютор - (от лат. tutorem - наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего студента в занятиях» фиксируется в источниках с 1580 года. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании, сформировавшись в классических английских университетах (в Оксфорде и несколько позднее в Кембридже) [5-7]. Тьютор - исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ студентов, сопровождая процесс индивидуального продвижения в вузе, системах дополнительного и непрерывного образования как субъектов учебно-профессиональной деятельности. Мы считаем, что в современной системе высшего образования функции тьютора постепенно сближаются с фасилитацией.
Термин эдвайзер ^dvisor) - производное от французского «avisen» в значении «раздумывать» (конец XII века) используется в значении «давать совет» появилось в конце XIV века. Эдвайзер представляет академические интересы студентов и участвует в подготовке всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса в вузе [1-5].
В современной образовательной практике вуза можно выделить три основные функции преподавателя - эдвайзера в контексте фасилитации:
- оказание «дозированной помощи» студенту в развитии его личности как субъекта учебно-профессиональной деятельности;
- педагогическое сопровождение процесса разработки контента учебных программ и индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов;
- поддержка традиций в студенческой культуре и развитие имиджа студента университета [7].
В системе высшего образования, в рамках реализации современных бизнес-проектов, эдвайзер рассматривается в качестве советчика, консультанта, обладающего в силу своего практического опыта запасом типовых паттернов, связанных с решением часто повторяющихся ситуаций. В этих контекстах его функции приближены к фасилитации [5-8].
В психологии фасилитатор рассматривается как субъект общения, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Понятие фасилитация было введено К. Роджерсом. В социальном контексте фасилитатор обеспечивает соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента и
позволяет участникам сконцентрироваться на ее целях и содержании. Фасилитатор помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Тем самым он облегчает процесс коммуникации, делая его комфортным для всех участников. В групповых тренингах преподавателя, работающего в фасилитаторском стиле, нередко определяют как «дирижера оркестра».
Функции фасилитации в деятельности преподавателя вуза могут быть реализованы в разных моделях непрерывного образования. Например, в ряде университетов России и зарубежных стран фасилитаторами называются преподаватели, создающие психолого-педагогические условия для саморазвития, осмысленного освоения основ профессиональной деятельности и развития как субъектов учебно-профессиональной деятельности. Фасилитаторство входит как компонент в практику любого квалифицированного тренера или ведущего креативных сессий. Термин наиболее часто используется в отношении работы с off-line группами, но в настоящее время техники и методы фасилитации эффективно адаптируются и для on-line среды.
В психологии и педагогике термин «фасилитатор» путают с термином «модератор», поэтому важно разграничить содержание этих понятий: модератор следит за исполнением установленных правил и норм, а фасилитатор помогает членам группы выстроить путь к решению задачи; модератор не отслеживает формирующееся содержание с позиций соответствия решаемой задаче, в то время как основная задача фасилитатора -повысить эффективность работы группы, которая проявляется, в том числе, на уровне качества поступающего контента [1-4; 7].
Основными задачами педагогической фасилитации в высшем образовании являются: развитие индивидуальности, творческости, субъектности студентов; стимулирование, оказание педагогической поддержки, сопровождения и инициирования разнообразных форм индивидуализированный активности студентов вуза на всех этапах педагогического процесса, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Алгоритм управленческих действий преподавателя вуза в процессе интерактивного обучения в вузе можно представить в виде «атрибутивного кольца» фасилитации:
1) фасилитация потребностно-мотивационнй сферы личности студента как субъекта мотиво-образующей деятельности;
2) фасилитация формирования цели субъекта учебно-профессиональной деятельности;
3) фасилитация поиска предмета субъекта познания;
4) фасилитация поиска метода деятельности субъекта учебно-профессиональной деятельности;
5) фасилитация поиска средств и путей познания субъекта;
6) фасилитация реализации процесса субъекта учебно-профессиональной деятельности;
7) фасилитация рефлексии субъекта учебно-профессиональной деятельности [1-7].
Итак, педагогическая фасилитация - это качественно более высокий и соответствующий современным запросам практики уровень высшего образования. Практически, студент осваивает ровно столько, сколько у него возникло вопросов, т.е. насколько он был активен в учебном процессе. При фасилитации обучения преподаватель вуза имеет возможность использовать не догматические методы и приемы, а те из них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые проблемы, пробелы в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе», «рядом» со студентом как субъектом учебно-познавательной деятельности.
Реализация концепции фасилитации в высшем образовании предполагает создание ряда педагогических условий: повышение степени субъективной значимости учения для студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности; конгруэнтность преподавателя; психологическая безопасность и психологическая свобода для студента и преподавателя [4-5].
Итак, преподаватель-фасилитатор рассматривается нами как эффективный, ведущий преподаватель вуза, основной задачей которого является стимулирование и «мягкое» направление процесса умственной деятельности студентов на поиск и анализ информации по конкретному вопросу или практико-ориентированной задаче. Преподаватель-фасилитатор-это «нейтральный» лидер, присутствие которого делает процесс принятия решения легким и эффективным, а атмосферу в аудитории- творческой, свободной и позитивной.
Возможные методы фасилитации: технология "Open Space", технология "интернациональное кафе", динамическая фасилитация, классический мозговой штурм, метод Дельфи, стратегия Уолта Диснея, негативный мозговой штурм, дискуссия, технология "идея-лог", «скампер», грейп-коктейли.
Таким образом, феномен фасилитации в высшем образовании требует изучения и осмысления. В определенном смысле, в вузах России идет накопление опыта по использованию метода «фасилитации» в процессе интерактивного обучения на основе профессиональной организации групповой работы со студентами, направленной на достижение целей занятий при решении вопросов повышенной сложности и важности. В особенности, положительное «фасилитирующее» влияние проявляется при работе над проблемными задачами и ситуациями. При профессиональном подходе применение метода «фасилитации» в высшем образовании способствует повышению эффективности групповой работы, субъектной вовлеченности в неё и максимальному раскрытию творческого потенциала личности.
Практическая значимость цели применения в высшем образовании метода «фасилитации» сводится не только к решению кейс-ситуаций, разбора бизнес-ситуаций, уточнения задач, но и рефлексивному анализу проблем, разработке индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов студентов как эффективных и успешных выпускников вуза. «Фасилитатор» не предлагает для студентов готовых решений, не навязывает своего мнения, он предоставляет определенные средства, с помощью которых группа сама находит решение. Поэтому роль «фасилитатора» должна сводиться к выбору темы и вопросов для обсуждения, организации процесса работы, а именно созданию творческой, креативной среды вуза.
Литература
1. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2003. 199 с.
2. Курмакаев К. Почему эдвайзер иногда гораздо полезнее, чем ментор. URL: http://www.firrma.ru/data/blog/492/
3. Кейнер С. Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения: М: Издательство Дмитрия Лазарева, 2016. 344 с.
4. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании // Казанский педагогический журнал. 2017. N»1 (120). С.45-51.
5. Райс О.И. Фасилитация, как метод интерактивного обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. №7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317.
6. Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4. 2013. DOI: 10.15393/j5.art.2013.2171
7. Сумина В.Е. Развитие умений фасилитации общения у студентов в процессе овладения иноязычной речью: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д, 2006. 189 с.
PROBLEMS OF FACILITATION IN HIGHER EDUCATION Salyakhutdinova D.R., Mukhametzyanova F.G., Khayrutdinov R.R., Bovarova V.A.
The article is devoted to the development of the concept of "facilitation" as an object of interdisciplinary analysis. Basic approaches to the concept are considered, boundaries of discourse are defined.
Keywords: facilitation, higher education, methods, pedagogy, psychology, subject.
Дата поступления 23.03.2017.