Научная статья на тему 'Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами'

Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ1ФАСИЛИТАТОР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ1КОНСУЛЬТАНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ1ТЬЮТОР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ1МОДЕРАТОР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ1ТРЕНЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витвицкая Л. А.

В статье рассматриваются профессиональные позиции преподавателя современного вуза, реализация которых влияет на процесс развития образовательного взаимодействия и его субъек1 тов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами»

Витвицкая Л.А.

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372576

ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТУДЕНТАМИ

В статье рассматриваются профессиональные позиции преподавателя современного вуза, реализация которых влияет на процесс развития образовательного взаимодействия и его субъектов.

Ключевые слова: фасилитация, преподаватель-фасилитатор, преподаватель-консультант, преподаватель-тьютор, преподаватель-модератор, преподаватель-тренер.

Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя университета заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный путь - таковы приоритеты современного преподавателя университета [2].

В традиционной модели образования такие атрибуты личности и ее психики, как сознательность, активность, субъектность, отношение, целенаправленность, мотивированность, оказываются востребованными не в полной мере, поэтому вузовские преподаватели обращаются к такому явлению, как фасилитация. В западном человекознании это явление было раскрыто в трудах К. Роджерса [4] еще в прошлом веке. В наше время сущность термина фасилитация -приведение в действие многочисленных ситуаций взаимодействия - рассмотрена в одном из монографических исследований Р.С. Диму-хаметова [1]. Он выделяет такие атрибуты понятия «фасилитация», как истинность, открытость, принятие, доверие, эмпатическое понимание. Фасилитация выполняет функции стимулирования педагогической деятельности, принципа обучения и управления образовательным процессом, что способствует конструктивному взаимодействию субъектов образовательного процесса.

Преподаватель-фасилитатор оказывает педагогическую помощь и поддержку студентам, которая выражается в повышении продуктивности деятельности отдельного студента или группы студентов. Эта поддержка мягкая, ненаправленная, не императивная, но все же обусловливает определенные изменения в личности студента. Оказывая такую поддержку,

преподаватель побуждает студента реализовать свои замыслы в конкретных деяниях как формах проявления активности субъекта, ответственность за которые несет сам субъект. Такого рода ненаправленные влияния преподавателя на студентов способствуют изменению мыслительной деятельности (повышают уровень креативности), перцепции, сдвигам в эмоциональных проявлениях. Преподаватель-фасилитатор ставит студентов в позицию помощников, попутчиков на пути поиска совместных решений, дает студентам полную свободу в этом поиске и право выбора на свое решение. При этом функция преподавателя-фасилитато-ра реализуется как педагогическая поддержка самопознания студентов на основе установления ценностно-значимых связей субъектов взаимодействия при сохранении их личностной уникальности и целостности.

Профессиональная позиция каждого преподавателя меняется в процессе взаимодействия. Так, представители Санкт-Петербургской научной школы (В.А. Козырев [2], Н.Ф. Радионо-ва [3], А.П. Тряпицина [5]) помимо преподава-теля-фасилитатора выделяют следующие позиции преподавателя, которые заключаются главным образом в сопровождении и поддержке деятельности студента.

Преподаватель-консультант. Сущность предлагаемой модели состоит в том, что отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция реализуется через консультирование, которое может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. Консультирование сосредоточено на решении конкретной проблемы. Консультант либо знает готовое решение, которое он может предложить, либо владеет способами деятельности, которые указывают путь к решению проблемы. Главная цель преподавателя

2 4 ВЕСТНИК ОГУ №9 (103)/сентябрь2009

в такой модели обучения - научить студента учиться.

Преподаватель-модератор. Модерирова-ние - деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящих студентов к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала студента, на выявление скрытых возможностей и нереализованных умений. Основными методами работы препо-давателя-модератора являются такие, которые побуждают студентов к деятельности и активизируют их, выявляют существующие у них проблемы и ожидания, организуют дискуссионный процесс, создают атмосферу товарищеского сотрудничества. Преподаватель-модератор выступает посредником, который способствует установлению отношений между студентами.

Преподаватель-тьютор осуществляет педагогическое сопровождение студентов. Он разрабатывает групповые задания, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы. Деятельность преподавателя-тьютора, как и преподавателя-консультанта, направлена не на воспроизводство информации, а на работу с субъектным опытом студента. Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого. Он разрабатывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку, продумывает способы мотивации и варианты фиксации дости-

жений, определяет направления проектной деятельности. Взаимодействие с тьюторами осуществляется через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Задачи преподавателя-тьютора - помочь студентам получить максимальную отдачу от учебы, следить за ходом учебы, осуществлять обратную связь в процессе выполнения заданий, проводить групповые тьюториалы, консультировать студентов, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения дисциплины, обеспечить возможность использования различных форм контакта с ним (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции).

Преподаватель-тренер (coach), что в переводе с английского означает репетитор, инструктор. Исходя из перевода этого понятия, мы и рассматриваем его функции в образовательном процессе. Преподаватель-тренер выступает в качестве обучающего не просто специальности, а мастерству овладения студентом будущей профессиональной деятельностью, через систему усвоения определенных знаний. Преподаватель-тренер помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в учении, в подготовке к публичным выступлениям в ходе семинарских и практических занятий, выступлений с докладами и сообщениями на учебных, а затем и научных конференциях.

Образовательный процесс вуза реализуется во взаимодействии его субъектов - преподавателей и студентов. Рассмотренные профессиональные позиции преподавателя современного вуза способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом.

Список использованной литературы:

1. Димухаметов, Р.С. Обновление научных основ педагогики повышения квалификации: Принцип фасилитации: Моногр. -Алматы: МоиН РК, РИПКСО, Центр пед. исслед. РИПКСО, 2005. - 115 с.

2. Козырев, В.А., Шубин Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. - СПб,: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

3. Радионова, Н.Ф. Педагогика в системе высшего многоуровневого образования // Непрерывное педагогическое образование. - СПб., 1993. - Вып. II: Методическое обеспечение психолого-педагогических дисциплин (базовое педагогическое образование).

4. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1984.

5. Тряпицына, А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности учащихся. - Л., 1989.

Vitvizkaya E.A.

THE TEACHER’S ATTITUDE IN THE COURSE OF INTERACTION WITH THE STUDENTS

The article examines professional attitudes of a today college tutor, which effect the process of development of educational interaction and its subjects.

Key words: facilitation, facilitating teacher, consulting teacher, tutoring teacher, tutor-moderator, training

tutor

Информация об авторе:

Витвицкая Л.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»,

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372576

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.