Научная статья на тему 'Фасилитация развития профессионализма педагогов'

Фасилитация развития профессионализма педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГРУППА / ПЕДАГОГ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ / ФАСИЛИТАТОР / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волобуева Татьяна Борисовна

В данной статье идея фасилитации пролонгируется на развитие профессионализма педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Аргументируется единство фасилитации интерактивных занятий на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в процессе самообразования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме формируется педагогическая платформа фасилитационного воздействия. Обозначены и аргументированы преимущества групповой работы. Актуализируется структура взаимодействия педагогов. Проводится сравнительный анализ традиционного и фасилитационного взаимодействия при обсуждении проблемы. Выделены и охарактеризованы аспекты зоны влияния фасилитатора при работе с группой. Акцентируется внимание на фасилитации профессионального развития управленческих кадров системы образования. Аргументируются особенности подготовки фасилитаторов. Анализируется проблемное ядро фалиситационного управления, результативность использования фасилитации на курсах повышения квалификации и на межкурсовых мероприятиях в институте дополнительного педагогического образования. Смоделирована стратегическая сессия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Facilitation of professional development of teachers

The idea of facilitation extended to the development of professionalism of teachers in the system of additional professional education. The author argues that the unity of facilitation of interactive sessions on professional development courses, activities between courses and during the process of self-education. The author creates a pedagogical platform of facilitation effects based on the analysis of psychological and pedagogical literature on the topic. Benefits of group work are identified and justified. The structure of the interaction between teachers is actualized. Comparative analysis of traditional and facilitation of interaction in the discussion of problems is carried out. Aspects of the zone of influence of the facilitator when working with a group are dedicated and characterized. The author focuses on facilitating professional development of management personnel of education system. Peculiarities of training of facilitators are argued. The problem core of the falsitational management, the effectiveness of the use of facilitation in refresher courses and intercourse events at the institute of additional pedagogical education are analyzed. Strategicsessionismodeled.

Текст научной работы на тему «Фасилитация развития профессионализма педагогов»

сОДЕЙОъ.

А

ЧИППКРО

УДК 371.12+378.091.398

Фасилитация развития профессионализма педагогов

Т. Б. Волобуева

Facilitation of professional development of teachers

T. B. Volobueva

Аннотация. В данной статье идея фасили-тации пролонгируется на развитие профессионализма педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Аргументируется единство фасилитации интерактивных занятий на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в процессе самообразования. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной теме формируется педагогическая платформа фа-силитационного воздействия. Обозначены и аргументированы преимущества групповой работы. Актуализируется структура взаимодействия педагогов. Проводится сравнительный анализ традиционного и фасилитационно-го взаимодействия при обсуждении проблемы. Выделены и охарактеризованы аспекты зоны влияния фасилитатора при работе с группой. Акцентируется внимание на фасилитации профессионального развития управленческих кадров системы образования. Аргументируются особенности подготовки фасилитато-ров. Анализируется проблемное ядро фалиси-тационного управления, результативность использования фасилитации на курсах повышения квалификации и на межкурсовых мероприятиях в институте дополнительного педагогического образования. Смоделирована стратегическая сессия.

Abstract. The idea of facilitation extended to the development of professionalism of teachers in the system of additional professional education. The author argues that the unity of facilitation of interactive sessions on professional development courses, activities between courses and during the process of self-education. The author creates a pedagogical platform of facilitation effects based on the analysis of psychological and pedagogical literature on the topic. Benefits of group work are identified and justified. The structure of the inter-

action between teachers is actualized. Comparative analysis of traditional and facilitation of interaction in the discussion of problems is carried out. Aspects of the zone of influence of the facilitator when working with a group are dedicated and characterized. The author focuses on facilitating professional development of management personnel of education system. Peculiarities of training of facilitators are argued. The problem core of the falsitational management, the effectiveness of the use of facilitation in refresher courses and intercourse events at the institute of additional pedagogical education are analyzed. Strategic session is modeled.

Ключевые слова: фасилитация, взаимодействие, группа, педагог, интерактивное занятие, фасилитатор, повышение квалификации, обучение.

Keywords: facilitation, interaction, group, teacher, interactive session facilitator, professional development, training.

Обучение взрослых имеет свою специфику и опирается на принципы андрагогики [1, с. 127], т. к. необходимо учитывать профессиональный и жизненный опыт обучающихся, их личностные установки, ориентирование на решение проблем, развитые в достаточной мере самообразовательные компетенции. Обучение педагогов специфично еще и тем, что одновременно с содержательной составляющей занятия изучается технология подачи материала. Методы и приемы, используемые преподавателем на курсах повышения квалификации, могут быть применены слушателями в педагогической практике. Многолетний опыт последипломного образования позволяет сделать вывод, что интерактивное обучение педагогических кадров является наиболее продуктивным, хотя требует больших усилий и подготовки преподаватель-

ского состава. А фасилитация становится ведущей ролью сотрудников института дополнительного профессионального образования.

«Фасилитация (от англ. fasility - благоприятные условия) - усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей -наблюдателей и содеятелей» [2, с. 255].

Педагогическая фасилитация - это повышение эффективности образования и развития обучающихся за счет особенного управляемого стиля их общения. [3, с. 119]. Поэтому основными ролевыми функциями преподавателя на курсах повышения квалификации и на межкурсовых мероприятиях являются: мотивация, активизация, поддержка, управление.

Фундаментальных работ по фасилитации немного. К. Роджерс [4] выделил условия взаимоотношений, при которых происходят конструктивные личностные изменения. Конкретизируют и дополняют условия успешной развивающей фасилитации Л. Н. Куликова [5] и Е. Г. Врублевская [6]. Методологическое обоснование проблемы и результаты апробации этой технологии в системе повышения квалификации педагогов даются в работах Р. С. Ди-мухаметова [1]. Психологические особенности фасилитации исследуют Э. Ф. Зеер, И. В. Жи-жина. [7]. Анализ педагогической и психологической литературы показал, что данная проблема недостаточно разработана. Фасилитация практически реализуется, в основном, в психологии, психотерапии и на управленческих тренингах. Накопленный опыт работы со взрослой аудиторией, богатые традиции, инновационная активность и достижения позволяют внедрить в систему дополнительного профессионального образования педагогических кадров фасилита-цию профессионального развития, которая разветвляется на фасилитацию интерактивных курсов повышения квалификации, фасилита-цию межкурсовых мероприятий (тренингов, педагогических мастерских, студий, коучингов, супервизий, методических ателье, школ новаторства, фокус-групп и других научно-методических акций) и фасилитацию самообучения педагогов. В последнем случае максимально используется индивидуальная фасили-тация, в процессе формального и неформального обучения - групповая.

На рисунке 1 представлена педагогическая платформа фасилитации.

На интерактивных занятиях курсов повышения квалификации педагогических кадров и межкурсовых мероприятиях взаимообучение является ключевым педагогическим инструментом. При этом используются все виды групповой работы с максимальным использованием их преимуществ (рис 2).

Фасилитатор следит за тем, чтобы каждый педагог чувствовал себя равным среди равных, независимо от стажа работы, звания и категории. Группа поддерживает разноплановые взаимоотношения, обеспечивает поддержку большого числа коллег, разносторонность сравнения мнений, оценивания. Эмоциональные проявления становятся более корректируемые под воздействием общего психологического фона. Деструктивные позиции отдельных участников группы встречаются пониманием и благожелательным исправлением. Педагоги получают различные формы обратной связи, пользуются широкими возможностями самопознания, оттачивают свои коммуникативные компетенции. Атмосфера солидарности, неравнодушия, причастности к решению важнейших проблем и освоению перспективных методов способствует нахождению оптимальных педагогических решений, стимулирует привлечение дополнительных усилий и готовность к рискам. В процессе взаимодействия фасилитатор создает условия для активизации потенциальных возможностей обучающихся, осознанного обучения, инициирования нестандартных идей, самоактуализации, саморазвития, свободу выбора при воспроизводстве изученного. Им контролируется вовлеченность и заинтересованность каждого педагога, сохранение рассуждений в пределах цели и задач, временные рамки и достижение реального консенсуса. Фасилицированное взаимодействие (см. рис. 3) становится более конструктивным. Каждый педагог может быть уверен, что его выслушают, доброжелательно прокомментируют его мнение, поощрят творческий подход и оценят новые мысли. В таблице 1 приведено сравнение взаимодействия при обсуждении проблемы традиционно и при фа-силитации. Фасилитатор культивирует на занятиях тактичность, объективность, позиционирует профессионализм, поддерживает глубокое погружение в проблему, поиск оригинальных версий. При этом он не доминирует над группой, а грамотно направляет.

Педагогическое воздействие: Ф Обучение:

инициация, мотивация а свободное и самостоятельно

и стимулирование осмысленного инициированное, личностно

обучения с вовлеченное, развивающее,

оцениваемое самим

и

Атрибуты атмосферы: обучающимся, направленное

истинность и открытость, принятие л на усвоение смыслов

и доверие, эмпатическое и как элементов личного опыта

понимание

т Педагогические условия:

Атрибуты учебного процесса: а безусловное позитивное

деятельность, субъект, функция, ц принятие других

мотив, цель, способ, предмет, обучающихся; активное

метод, средства, взаимодеиствие, и эмпатическое слушание;

результат я конгруэнтное самовыражение

в общении; побуждение развития сознания,

Популярные техники:

ментальные карты; «важное и желаемое», интеллектуальной

ранжирование, матричная диаграмма; независимости, свободы

мировое кафе, анализ волн и др. выбора обучающихся

Рис. 1. Педагогическая платформа фасилитации

Преимущества групповой работы

Разнородное социальное окружение

м

Совокупность различных взаимоотношений

Поддержка большего числа людей

Многогранность сравнения, самооценки и взаимной оценки

Контроль и коррекция эмоциональных проявлений Влияние на модели поведения и позиции Разнообразная обратная связь

Компетентность в межличностном взаимодействии и использовании навыков общения Понимание и помощь друг другу в исправлении деструктивных поведения и позиций

Широкие возможности для самопознания Благоприятные условия для решения проблем Равенство статуса

Атмосфера общности, причастия, помощи и поддержки

Готовности к дополнительным усилиям и риску

Рис. 2. Основные преимущества групповой работы

ЧИППКРО

Фасилицированное взаимообучение развивает и углубляет учебную компетентность педагогов. Акцентируется внимание на личной значимости учения, на ценности способности к эффективному поиску знаний.

За счет безоговорочного признания ценности индивида и отмены внешнего оценивания достигается психологическая безопасность, свобода самовыражения.

Очень важным моментом фасилитационного взаимодействия педагогов является способствование коррекции профессиональных деформаций, которое достигается благодаря максимальному учету личностных особенностей участников.

Не каждый преподаватель готов стать фаси-литатором. Кроме таких важнейших качеств, как эмпатия, лидерство, коммуникативность, рефлексия, он должен владеть определенными техниками, инструментами, моделями поведения, которые задействует в зависимости от складывающейся ситуации. Фасилитатор отвечает за качество процесса и результата. А группа - за содержание. В процессе взаимодействия он использует целый диапазон ролей: лидер, консультант, эксперт, сподвижник, промоутер, управленец, психолог, слушатель и другие.

На рисунке 4. Показаны зоны фасилитаци-онного влияния преподавателя.

Учет этапов работы предполагает подготовительную часть, начало (совместная выработка правил интерактивного занятия, управление процессом целеполагания и каскадирования

цели на задачи, обсуждение ограничений и критериев, прогнозирование результатов и рисков и др.), основную часть и завершение (фаси-литация рефлексии, подведения итогов).

Чтобы не переключаться на смежные темы, необходима фокусировка группы. Задание фа-силитатора - помочь группе установить курс работы, выработать маршрут продвижения к цели, следить за траекторией развития взаимодействия. При возникновении побочных тем следует фиксировать их для отдельного обсуждения или модифицировать их в соответствии с текущими задачами. Нужно постоянно подводить промежуточные итоги. Очень важно управлять временем, т. к. излишняя говорливость - показатель профессионального выгорания педагогов или отсутствия умения четко выражать свои мысли, что снижает продуктивность занятия.

При сборе информации и мнений фасили-татор использует разнообразный арсенал генерации идей: мозговой штурм, мировое кафе, метод Дельфи, модерационные карты, ранжирование, мыслерешето, дерево решений, дискуссии, дебаты, займи позицию, форум, аквариум, ментальные карты, ажурная пилка и пр. [8].

Для фиксации результатов обсуждения и их визуализации применяются флипчарты, пробковые и магнитные доски, картинки, образы, коллажи. Если есть специалисты по инфогра-фике, то параллельно к обсуждению готовится инфоплакат.

Таблица 1

Сравнение взаимодействия при обсуждении проблемы

Взаимодействие

Традиционное Фасилитированное

90% времени захватывают более активные педагоги 100% участие всей группы

Случаи перебивания друг друга, общий гул Каждый имеет возможность обдумать ответ и высказать свое мнение

Конфликты при различных мнениях Поощрение противоположных точек зрения как основы оптимального решения

Фиксация на формулировке своего мнения, а не на высказывании других Внимательное слушание каждого для адекватного комментирования

Избегание отдельными педагогами высказываний на «острые» темы, приватные обсуждения По «горячим» вопросам обязательное высказывание каждого педагога

Первое решение часто признается окончательным Решение проблемы принимается только после осознания аргументации каждым педагогом

Структура группового взаимодействия

Типы

С

с

Кооперация -^-

Дополнительное

ЗЕ

Конкуренция

Ч?-

Пересекающееся

X

Скрытое

Уровни

Банк

ситуаций успеха

Пассивное

Активное

Интерактивное

Стратегии поведения

Сотрудничество

X

Соперничество

Противодействие

^ Компромисс Уступчивость ^^ Избегание ^

Способы взаимовлияния

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х^

с

Средства

Когнитивные

Эмоциональные

X

Поведенческие

Взаимопознание

X

Характери стики

Взаимопонимание

X

Взаимоотношения

Взаимные действия

Взаимовлияние

3

Невербальные или многоязыковые компоненты

Элементы

~хх~

Познавательные или интеллектуальные компоненты

Составляющие содержания общения

Аффективные или эмоциональные операнды поведения

О

О

3 *

^ Убеждение ^^ Подражание ^^^ Внушение Заражение

Ф

3

Социоло гические или сегменты поведения, Л определяемого личностными связями

Ф

а с и л и т

а ц

и я

П о з и т и в н ы й

э м

о ц

и о н а л ь н ы

й ф

о н

Рис. 3. Структура взаимодействия

Учет этапов работы

Подготовка. Открытие, Основная рабочая часть. Завершение

Фокусировка группы на теме и цели

Сбор информации и мнений

Фиксация результатов обсуждения ви зуализация

Достижение консенсуса и принятие решений

О

Установка курса. Выбор маршрута. Соблюдение траектории. Промежуточные итоги. Контроль времени и выполнения заданий

Мозговой штурм. Мировое кафе. Метод Дельфи. Мыслерешето. Дерево решений. Дискуссия. Дебаты. Займи позицию. Форум

Флипчарт. Карточки. Образы. Картинки. Доска. Магниты

Выявление моментов согласия. Переформулировка высказываний для акцентирования общности идей. Исследование цели отдельных участников. Побуждение к доработке других идей. Провепкя^ истинности консенсуса. Контроль соответствия решения задаче

вепкя

Управление групповой динамикой

Создание конструктивного процесса обсуждения. Вовлечение каждого участника. Задание темпа и ритма дискуссии. Поддержка высокой активности. Соблюдение перерывов

♦ГЦ»

Продуктивное обучение. Самореализация участников. Банк идей

Рис. 4. Аспекты зоны влияния фасилитатора при групповой работе

Фасилитация достижения согласия и принятия решений включает:

- определение позиций консенсуса;

- дооформление мнений для смягчения противоречий;

- переформулировка утверждений для подчеркивания общности мнений;

- изучение цели, оппонирующей большинству участников;

- побуждение к доработке идей других участников;

- проверка истинности консенсуса;

- контроль соответствия решения задаче. В процессе всего занятия важна фасилитация

групповой динамики:

- создание конструктивного процесса обсуждения;

- вовлечение каждого участника;

- задание темпа и ритма дискуссии;

- поддержка высокой активности;

- соблюдение перерывов.

Сохраняя беспристрастность, фасилитатор активно поощряет каждого педагога делать свой вклад в работу, следит за правильным пониманием содержания взаимодействия, контролирует эффективность собственных действий, корректирует проявление дисфункционального поведения (осознанного или неосознанного проявления неудовольствия, скрытого саботажа, выпадения из общения), регулирует стремление к доминированию.

Более опытные фасилитаторы умеют создать атмосферу конкурентного сотрудничества, которая превращает занятие в эвристическое созидание (процесс открытия и изобретения).

Действенными методами мотивации на всех этапах фасилитации являются длительный зрительный контакт, обращение по имени, авансирование похвалы, создание ситуаций успеха, оптимистические прогнозы о возможностях обучающихся. Отдельно следует подчеркнуть необходимость конгруэнтного поведения фаси-литатора, т. е. адекватного, искреннего.

Особую значимость фасилитация приобретает при работе с директорами образовательных организаций, их заместителями, заведующими городских и районных методических служб, так как одним из заданий выбирается поиск оптимального управленческого решения. На рисунке 5 приведен пример модели стратегической сессии.

Модель стратегической сессии

Рис. 5. Модель стратегической сессии

ЧИППКРО

Ее можно использовать и в работе с педагогами для выработки стратегии педагогического поведения. Но чаще проводятся управленческие стратегические сессии. Немного расшифруем POEMS-анализ на примере темы «Апробация инновационного проекта». Каждый участник получает стикеры и заранее подготовленный шаблон с пятью графами. В течение 10 минут нужно записать ответы на вопросы. Примеры вопросов:

People/люди

- Как можно кратко охарактеризовать участников проекта?

- Что волнует участников проекта?

- Кто помогал апробации проекта?

Obj ects/предметы

- На каких уроках (занятиях, мероприятиях) апробировался проект?

- Какое оборудование задействовано?

- Как в проекте реализуется метапредмет-ность (интеграция)?

Environment/окружающая среда

- В каких условиях реализуется проект?

- Какова психологическая атмосфера апробации проекта?

- Что можно улучшить?

Me ssages/Коммуникационные послания

- Какие виды общения использованы в ходе проекта?

- Как информируются коллеги, родители, социум о ходе апробации проекта?

- Какие виды коммуникаций требуют улучшения?

Services/услуги

- Какие Web-сервисы использовались?

- Какие услуги понадобились в ходе апробации проекта?

Далее участники в группах по пять человек обсуждают результаты. Затем объединяются их ответы на одном большом шаблоне, выделяются и озвучиваются кластеры. Отдельно по каждой из категорий обсуждаются результаты. Первая группа зачитывает ответы из категории «Люди», другие группы дополняют. После обсуждения на парковочных досках записываются выводы. Вторая группа делится итогами по группе «Предметы». И так далее. Потом каждая группа в течение 15 минут обсуждает и описывает (рисует, конструирует из Lego, создает коллаж) контекст, в котором будет реализовы-ваться тема. Группы презентуют свои работы.

После обсуждения их выступлений записываются выводы на парковочных досках. Эта аналитическая техника широко используется в работе с директорами и их заместителями, а также при проведении управленческих совещаний в образовательных организациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ опроса преподавателей-фасилитаторов института (64 респондента) позволил определить проблемное ядро фасилитации профессионального развития педагогов (на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в самообразовании):

- информационная перегруженность (62%);

- недостаточная устойчивость внимания (54%);

- чрезмерная вовлеченность во взаимодействие, часто вызывающая ошибочные действия или эмоциональные реакции (52%);

- глубокая сосредоточенность на процессе в ущерб вниманию к содержанию (46%);

- трудность развития группы до уровня работы без содействия (42%).

Анализ курсов повышения квалификации (186) и межкурсовых мероприятиях (214) с фа-силитацией профессионального развития на входном и выходном исследовании показал значительную положительную динамику в показателях следующих компетенций: управление вниманием (на 12%), осознанность обучения (на 36%), сотрудничество (на 28%), коммуникативные навыки (на 32%), критическое и системное мышление (на 14%), умение постановки задач (на 6%), эмоциональный интеллект (на 6%). Отдельно исследовалось развитие познавательной активности: любознательность, познавательный интерес (на 10%), чувство увлеченности, эмоциональный подъем (на 24%), стремление к достижениям (на 8%), стремление к лидерству (на 6%), личная значимость обучения (на 14%), стремление к самообразованию (на 14%). По актуальности, новизне знаний и технологий фасилицированные занятия высоко оценили 92% педагогов (4324 респондента), по уровню профессионального развития - 86%.

Выводы. Фасилитация развития профессионализма педагогических кадров реализуется на курсах повышения квалификации, на межкурсовых мероприятиях и в процессе самообразования. Фасилицированное обучение взрослых проходит на интерактивных занятиях. Его основополагающими идеями являются: призна-

ние значимости, цельности, самобытности личности обучающегося, его права на проявление способностей, развитие профессионализма, защита индивидуальности, равноправие в группе.

Педагогическая платформа фасилитации включает в себя педагогические условия, особенности обучения и взаимодействия, атрибуты учебного процесса и атмосферы, популярные техники. Ее технология представляет собой проектирование осознанного обучения. Фаси-лицированный образовательный процесс превращает усвоение знаний в средства профессионального развития.

Фасилитатор использует все преимущества групповой работы. Ключевые аспекты его влияния: учет этапов работы; фокусировка группы на теме и цели; сбор информации и мнений; фиксация результатов обсуждения и их визуализация; достижение консенсуса и принятие решений; управление групповой динамикой.

Подготовка фасилитаторов опирается на развитие личностных качеств преподавателя (эмпатия, лидерство, коммуникативность, рефлексия), освоение соответствующих инструментов, техник, методов, на учет выявленных проблем.

Реализация фасилитации происходит в условиях активного взаимодействия. Особенно действенна фасилитация развития профессионализма управленческих кадров образования, так как широко выбираются аналитико-прогностическая тематика занятий, стратегические сессии. Важным является отслеживание динамики индивидуального профессионального развития педагогов в начале и конце курсов повышения квалификации и серии межкурсовых мероприятий. Фасилитация оказывает влияние на развитие познавательной активности педагогических кадров.

Таким образом, фасилитация профессионального развития педагогических кадров - это новое осмысление учебных идей, ценностей, это развитая академическая культура взаимодействия.

Библиографический список:

1. Димухаметов Р. С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Р. С. Димухаметов. -Магнитогорск, 2006. - 398 с.

2. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2010. - 802 с.

3. Пундик И. Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза / И. Я. Пундик // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2 (59). -С. 119-133.

4. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике / К. Р. Роджерс. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 426 с.

5. Куликова Л. Н. Преодоление субъективности знания в процессе педагогического исследования / Л. Н. Куликова. - Уссурийск : Изд-во УГПИ, 2010. - 19 с.

6. Врублевская Е. Г. Педагогические условия развития у педагога способности к фасили-тирующему общению в процессе его профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Г. Врублевская. - Хабаровск, 1999. - 226 с.

7. Жижина И. В. Психологические особенности развития фасилитации педагога : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / И. В. Жижина. -Екатеринбург, 2000. - 153 c.

8. Пометун О. I. Енциклопедiя штерактивно-го навчання / О. I. Пометун. - Ки!в : Видав-ництво Ф.С.К., 2007. - 144 с.

References:

1. Dimukhametov R. S. Facilitation in the system of professional development of teachers: Dis. doct. of ped. sci. [Fasilitaciya v sisteme povysheni-ya kvalifikacii pedagogov: Dis. dok. ped. nauk], Magnitogorsk, 2006. 398 p.

2. Myers D. Social psychology [Social'naya psihologiya], Saint Petersburg, 2010. 802 p.

3. Pundik I. Ya. Facilitating function of pedagogical technologies in activity of the teacher of higher education institution [Fasilitiruyushchaya funkciya pedagogicheskih tekhnologij v deyatel'nosti prepodavatelya vuza], Yaroslavl pedagogical Bulletin, 2009, No. 2 (59), pp. 119-133.

4. Rogers C. R. Counseling and psychotherapy. New approaches in psychological practice [Kon-sul'tirovanie i psihoterapiya. Novejshie podhody v psihologicheskoj praktike], Institute of General human studies, 2015. 426 p.

5. Kulikova L. N. Overcoming the subjectivity of knowledge in the process of pedagogical research [Preodolenie sub'ektivnosti znaniya v processe pedagogicheskogo issledovaniya], Ussuriysk, 2010. 19 p.

àk

ЧИППКРО

6. Vrublevskaya E. G. Pedagogical conditions of development of the teacher's ability to facilitate communication in the course of his professional activity: Dis. cand. of ped. sci. [Pedagogicheskie usloviya razvitiya u pedagoga sposobnosti k fasili-tiruyushchemu obshcheniyu v processe ego profes-sional'noj deyatel'nosti: Dis. kand. ped. nauk], Khabarovsk, 1999. 226 p.

7. Zhizhina I. V. Psychological features of development of facilitation of the teacher: Dis. cand. of psychol. sci. [Psihologicheskie osobennosti razvitiya fasilitacii pedagoga: Dis. kand. psihol. nauk], Ekaterinburg, 2000. 153 p.

8. Pometun O. I. Encyclopedia of interactive learning [Ehnciklopediya interaktivnogo obucheniya], Kyiv: Publishing House, 2007. 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.