УДК 378
ИНКЛЮЗИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
Васина В.В., Горынина В.С., Анкудинова Д.Д., Афанасьева М.С., Шакурова Э.И.
Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань, Россия
Аннотация. В статье рассматривается психология инклюзии в культуре народов. В основе инклюзии находится идея общества включающего, т.е. любой человек (человек с ограниченными возможностями здоровья, другой национальности, культуры, вероисповедания и т.д.) может быть включен в социальные общественные отношения. Инклюзия - это культура всех народов, включенных в общую социальную жизнь. Базовым и необходимым условием жизни народа является социальное взаимодействие. Ключевыми понятиями в описании социального взаимодействия являются психосоциальный диссонанс, отражающий первый закон диалектики «единство и борьба противоположностей», и фасилитация социального взаимодействия - влияние на социальное взаимодействие присутствие постороннего, непосредственно не участвующего во взаимодействии (социальное окружение, социальный фон). Фасилитаторами в социальном взаимодействии являются также волонтеры. В статье рассматривается организация инклюзивного обучения лиц с ОВЗ, их адаптация в современном обществе. В колледже КИУ им. В.Г. Тимирясова создана группа волонтеров инклюзии, которая работает в рамках проекта «На старте», и отвечает на проблему: нехватка знаний об инклюзии у волонтеров, желающих работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: психосоциальный диссонанс, фасилитация социального взаимодействия, инклюзия в культуре общества, инклюзия в образовании, обучающийся с ОВЗ, студенты колледжа, волонтеры.
Введение
В культурном наследии народов Поволжья, в том числе и Татарстана, до настоящего времени не было понятия «инклюзия», но всегда присутствовало понимание мирного совместного проживания на одной территории лиц различных национальностей, языков, талантов и особенностей. Значит, и обучать нужно было всех, иногда чему-то вместе, иногда отдельно в силу возможностей. В процессе развития общего образования всегда присутствовало доля инклюзии, подразумевая доступное всеобщее образование двадцатого века, шло постепенное приспособление к образовательным нуждам разных детей, обеспечивая доступ к обучению у учащихся с особыми возможностями психического и физического здоровья.
Когда мы говорим о развитии инклюзии в культуре Поволжья, нужно иметь в виду, что некогда Поволжье входило в состав таких областей, как Волжская Булгария, Половецкая Степь, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства, а также Русь, после завоеваний Ивана IV входило в состав Российского Царства, Российской Империи и СССР (РСФСР), теперь стало частью Российской Федерации, включая Среднее Поволжье (Татарстан, Чувашию, Марий Эл, Нижегородскую, Пензенскую, Ульяновскую и Самарскую
области) и Нижнее Поволжье (Саратовскую, Волгоградскую, Астраханская области и республику Калмыкию).
Методы
Методами в изучении истории инклюзии народов Поволжья и связи с современностью является исторический обзор научной литературы. Теоретическое обоснование опиралось на законы диалектики, онтологический, системный (си-нергетический), вероятностный подходы [1]. При эмпирических исследованиях по изучаемой проблеме использовали тесты, опросники, анкеты.
Результаты и обсуждение
Вескими являются документальные свидетельства обучения молодых людей с физическими недостатками в народных училищах в восемнадцатом веке. Приведем цитату из «Правил для учащихся в народных училищах», изданных еще до выхода «Устава народных училищ в Российской империи» Ф.И. Янковича: «к тому из "соучеников", кто имеет какой-либо телесный недостаток (горбат, хром и т.д.), следует относиться особенно вежливо и внимательно, "содержать его в братской любви"» [2]. В девятнадцатом веке произошли существенные изменения в отношение к лицам с различными отклонениями, появились отдельные учебные заведения для лиц разного возраста с различными психическими и физическими нарушениями. В 1806 году в городе Павловске около Санкт-Петербурга открылось первое учебно-воспитательное заведение «Опытное училище для глухонемых» для 12 учеников, были нужны грамотные глухие канониры. В 1807 было открыто первое образовательное учреждение в стране для учеников с нарушением зрения [3]. В 1854 году в Риге создали первую школу-интернат для детей с нарушениями умственного развития и другими психическими заболеваниями, т.к. значительно позже начали развиваться методики обучения умственно отсталых. В конце девятнадцатого века государство приходит к пониманию необходимости обучения инвалидов разной степени тяжести. Учреждения образования перестают быть частными для инвалидов войн, стали получать государственную поддержку, дополнительные деньги и субсидии, их количество быстро растет. В научных работах В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, В.П. Кащенко, А.Ф. Лазурского, А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого происходит развитие психолого-педагогического и дефектологического направления науки. Они инициировали и организовывали проведение съездов, создавали различные экспериментальные площадки и возглавляли общественно-педагогическое движение. Научные лаборатории, институты и академии разрабатывали новые педагогические идеи и теории. В начале двадцатого века по инициативе В.М. Бехтерева в Петербурге были созданы Педагогический и Психоневрологический институты, в которых готовили педагогов, врачей и юристов со знанием основ психологии и дефектологии [4]. А.П. Нечаев в Москве создает Педагогическую академию для подготовки педагогов, экспер-
тов народного образования, организаторов воспитательной работы, в том числе с детьми-инвалидами [5]. В конце двадцатого века лица с ОВЗ получали высшее образование. Культурной нормой стало, что студенты-инвалиды выбирают интересные для них и перспективные для общества специальности. Ведется учет доступности образовательных учреждений, помощи от специалистов разных направлений и психологов, вводятся специальные образовательные программы и новые формы обучения.
Очень важна экономическая составляющая обеспечения инклюзивного процесса, сложилось новое понимание для выделяемых средств на получение образования (в том числе высшего) учащимся - инвалидам. В общенациональной культуре сложилась практика, что эти деньги становятся инвестициями и возвращаются после обучения как подоходный налог с работающих. Лица с ОВЗ доказали, что могут быть высококвалифицированными и финансово успешными специалистами, а государство имеет возможность не выплачивать пособия обученным и работающим гражданам, даже если у них есть какие-то особенности. Любые особенности можно использовать, развивать, что принесет пользу каждому в отдельности и всем вместе.
Инклюзивное образование выросло из сложившегося специального образования, коррекционной педагогики и дефектологии, когда отечественные педагоги, использую знания медицины и психологии заложили основы инклюзивной культуры и практики. Открытие научных институтов для исследований особенностей обучения инвалидов привело к активной подготовке педагогов для оказания ранней помощи детям с ОВЗ. Открылись группы, специальности и факультеты для подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Новое время ставит новые вопросы, решаются новые проблемы законодательного регулирования, оценки социальной и экономической эффективности процесса развития инклюзивной составляющей в обществе. Разработка педагогических условий реализации инклюзивного образования занимает умы современных ученых. Слово «инклюзия» - inclusion - от французского глагола «содержать в себе, включать в себя, иметь в своем составе, охватывать всех» стало термином в двадцать первом веке, отражая новый взгляд в образовании и в обществе. В социальной инклюзии появилась дополнительная цель обратить внимание на удовлетворенность разнообразных потребностей лиц через расширение возможного участия в культурной, общественной и в образовательной жизни центральной части страны. Витала идея уменьшения числа исключенных из процесса жизни и охваченных образовательным процессом, но не включенных в него. Смысл современного инклюзивного образования в вовлечении разных детей в жизнь класса и школы: особые возможности здоровья, особые образовательные потребности, ограничения в одной сфере и одаренность в любой другой, языковые барьеры и логопедические проблемы. Мы все разные. Политика государства разных лет давала разные дополнительные возможности или ограничения для развития. На практике в основе инклюзивного образования лежит идеология, исключа-
ющая дискриминацию любых детей, обеспечивающая равные отношения со всеми людьми, но создающая некоторые дополнительные условия для учащихся с ОВЗ с особыми образовательными возможностями. Идеальный инклюзивный класс может объединить в себе несколько подгрупп ребят с разными заболеваниями или нозологиями, с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития для предоставления возможности равноценного общения друг с другом. Идея единой образовательной среды в одном пространстве трудно приживалась в разные годы, то отдельные школы для мальчиков и девочек, то отдельные классы, то коррекционные школы и классы, то элитные по статусу или одаренности. Для гетерогенных группы могут быть разные образовательные маршруты, программы, пути, сроки реализации. Методология инклюзивного образования предполагает развивать направления, признающие всех детей индивидуумами с различными образовательными потребностями и возможностями. В преподавании и обучении необходим более гибкий подход для удовлетворения особых потребностей, назрела острая необходимость в более эффективных методах и методиках инклюзии, для всех детей, а не только детей с особыми образовательными потребностями. В двадцать первом веке появилась особая роль новой школы для всех. Инклюзия как социальный и культурный феномен обеспечивает успешную социализацию детей с ОВЗ, инвалидов, сирот, лиц в трудной жизненной ситуации. По-разному организовано обучение в начальной, основной и старшей школе, с учетом возрастных особенностей учащихся. Инклюзия предполагает вовлечение на всех уровнях: местном, региональном и национальном. Она призывает быть активными не только родителей, но и учителей, а также гражданское сообщество. Только это сможет поспособствовать участию законодательных органов в систематическом улучшении окружающей среды для детей. Вовлечённость всех участников образовательного процесса является обязательной, если в государстве действительно есть инклюзия. Инклюзия - это не пандусы в школе, а часть национальной стратегии по развитию образования, часть культуры государства в целом и местных сообществ в частности. Инклюзия - это культура всех народов, включенных в общую социальную жизнь. Люди с психофизическими отклонениями, начиная с этапа десятого века и становления общественного образования на Руси, были отчуждены от общества и обучения. Все зависело от вида дефекта и степени ограниченности возможностей, подрастающее поколение могло обучаться в церковных или монастырских школах, в государственных или частных школах, в пансионатах или дома. Но чаще инвалиды оказывались в индустрии попрошаек на улицах, в рядах маргиналов, нищих или юродивых. Государству и обществу не было дела до призрения и обучения лиц с психофизическими отклонениями. Призрение (ныне устаревшее) - означает «уход», «догляд», «забота», «опека», «внимание». Выделяется несколько периодов в развитии образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в России: 1. Зарождение всеобщего обучения (IV-VI века) Дети и молодые люди получают семейное об-
разование, основанное на народной педагогике. 2. Развитие общего образования (УТ—К века). Обучение детей и молодежи производятся при церквах и монастырях. Инвалиды получают призрение при религиозных учреждениях. 3. Становление системы общего образования (Х1-Х11 века). Развитие общего образования и появление первых образовательных учреждений. Становление государственного призрения лиц с ОВЗ и инвалидностью. 4. Развитие системы специального и общего образования (ХУШ-Х1Х века). У детей и подростков с психофизическими отклонениями появляется возможность учиться в массовой интегрированной школе. Развиваются методические подходы в специальном образовании. 5. Развитие интегрированного образования и переход к инклюзивной стратегии (XX век). Развитие методов специального образования, появление интегрированного образования. Начало перехода к инклюзивной школе. 6. Развитие инклюзивного образования (XXI век). Начало перехода к инклюзивному образованию на всех уровнях государственной образовательной системы, включая профессиональное образование [6].
Социальные институты общества вырабатывают определенные нормы, которых негласно придерживаются внутри систем образования, культуры, на рынке труда и занятости, так регулируются социальные взаимодействия и взаимоотношения. В социальных стереотипах закрепилось былое отторжение людей с особенностями, частым явлением становилась социальная изоляция и одиночество людей с дефектами развития. На улицах российских городов почти нет инвалидов, свободно перемещающихся, но можно встретить тех, кто просит подаяния. Остается открытым вопрос, связана ли инвалидность с понятием «малоимущий», если точно связана с понятием «маломобильный». На современном этапе инвалидность больше связывается не как особенностью людей, а с «барьерами» самого общества. Не инвалида нужно готовить к обществу, а общество к встрече с особенными людьми, ведь все мы в чем-то особенные.
Масштабные изменения в понимании прав и свобод людей, достоинств, ценностей привели к изменениям инфраструктуры городов, к созданию доступной образовательной среды, произошли перемены в отношениях к людям с ОВЗ, стали более доступны им спорт и массовая культура. Понимание ценности каждого человека, многообразия людей и отличий между ними привели к осознанию необходимости инклюзивного включающего сообщества. Принципы демократизации, возможность отсутствия дискриминации по отдельным признакам привели к внедрению инклюзии в мире. Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета, определил не только включающее общество, но и включающее образование как шаги на пути достижения конечной цели, чтобы позволить всем людям Земли разного возраста, пола, этнической принадлежности, способностей и возможностей, наличия или отсутствия нарушений в развитии участвовать в выборах и вносить в нее свой вклад в жизнь общества. В таком обществе отличия уважают и ценят [7].
Культура - это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Среднее По-
волжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. В Поволжье, Республике Татарстан живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим». Попова Е. указала на разноликость укладов народов Поволжья [8]. Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.
Культура - это то, что связывает народы, т.е. единство в выборе стратегии в точке бифуркации, в точке психосоциального диссонанса. Нельзя отделить разные противоположности, рассматривая систему в целом (только при анализе - науке), противоположности «работают» комплексно и влияют друг на друга. Противоположности создают напряженные ситуации (конфликты) в социальном взаимодействии, и, изучая стратегии поведения субъектов взаимодействия в напряженных (конфликтных) ситуациях можно делать выводы о том, как себя поведут субъекты в спектре противоположностей - национальном, конфессиональном, инклюзивном и т.д., поскольку человек целостен и его стратегия поведения едина в различных по спектру ситуациях. Если у субъекта взаимодействия в стратегии поведения развито, преобладает «сотрудничество», «творчество», то у него развита толерантность к религии, национальности, инклюзии. Если у человека преобладает стратегия «противоборство», «борьба», то он будет проявлять непримиримость, нетерпимость, агрессию. И так по всем стратегиям. Были проведены исследования по изучению отношения к инклюзии в межконфессиональных и межнациональных отношениях в Казани и Ижевске, по изучению фасилитации социального взаимодействия, включая инклюзивных отношений в Казани, по определению типов сознания студентов в инклюзивных группах [9; 10; 11; 12; 13].
Фасилитаторами в социальном взаимодействии являются волонтеры, поскольку они помогают при социальном взаимодействии участникам значимых и не очень мероприятий (например, спортивных, культурных, выставочных, образовательных и т.д.), и при этом не участвуют в самих мероприятиях. Существуют исследования отражающие связь педагогов занимающихся с лицами ОВЗ и особенностями психики лиц ОВЗ [3; 14]. Однако, волонтерам необходимы знания, умения и навыки общения с лицами ОВЗ. В колледже КИУ им. В.Г. Тимирясова создана группа волонтёров инклюзии, которая работает в рамках проекта «На старте», т.к. первоначально была определена проблема: нехватка знаний об инклюзии у волонтеров, желающих работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мы видим актуальность
данной проблемы, т.к. на данный момент на территории РТ нехватка волонтеров, которые могут работать с детьми с ОВЗ.
Цель: обучение данному направлению волонтерства студентов КИУ, в период с ноября 2018 по апрель 2019. Определены задачи первого блока (первого этапа) работы: наладить связи с кафедрой инклюзивного образования, начать обучение «первого поколения» волонтеров, общаться с психологом, пройти обучение у специалистов, привлечь ребят с ОВЗ, провести игры, мастер-классы и встречи. Задачи второго блока (второго этапа) работы: отобрать команду организаторов следующей Школы «На старте», создать программу обучения, создать информационную базу спикеров и экспертов, прорекламировать наличие данной школы, провести лекции и практики, начать взаимодействие с организациями, разработать единый сертификат выпускника школы. Программа обучения волонтеров инклюзии колледжа КИУ содержит теоретический блок по обучению экспертов, тренеров, спикеров и практический блок по работе с детским домом, хосписом, Домом РМ. Ожидаемые результаты могут быть качественные: создание штата волонтеров, которые смогут работать с детьми с ОВЗ, и количественные: формирование штата волонтеров инклюзии, состоящего из 30-50 специально обученных студентов, прослушавших 30 лекций и прошедших цикл практик.
Выводы
Инклюзия является культурой народа, неотъемлемой частью общей культуры, включена в культуру всех частей, влияет и зависит от составляющих народной культуры. Ключевым и основополагающим в инклюзии, как и в культуре, является социальное взаимодействие, которое определяет структуру и динамику инклюзии, культуры. Именно через взаимодействие происходят проблемы (встают, возникают вопросы), и только через взаимодействие они решаются. Один из основных законов диалектики говорит об единстве и борьбе противоположностей в нашем полюсном мире. Эти противоположности создают психологическое напряжение и соответственно движение («за» - сближение, «против» - отталкивание). Противоположности возникают в отношении людей с ОВЗ - принимают их как нормальных, равноправных членов общества, или же наоборот, не принимают. Эти же проблемы существуют в культуре и других ее областях, в противостоянии: национальностей, конфессий, по гендерным различиям, в инклюзии и т.д. Для народов Поволжья как многонационального и многорелигиозного образования основными противоположностями являются: национальность, конфессия (религия) и инклюзия - как показатель терпимости к различиям, толерантности в культуре. Васиной В.В. показано, что ключевым в социальном взаимодействии при внедрении инклюзии является психосоциальный диссонанс как отражение единства и борьбы противоположности, и фасилитация социального взаимодействия, как отражение влияния социального окружения (одного или мно-
гих) непосредственно не участвующих в самом взаимодействии лиц [9; 10; 11; 12].
Заключение
Таким образом, мы показали, что к инклюзии нужно относиться как к целостному явлению культуры народов Поволжья. Культура проявляется во всех ее частях, и части создают целостность. Изменения в инклюзии приведут к изменениям в культуре всего народа, и наоборот, изменения в других частях спектра культуры приведут к изменениям в инклюзии. Противоположности (конфликты) неизбежны в силу полюсности мира и законов диалектики, и важно направление приложения энергии напряжения для созидания окружающего мира и социальных отношений, инклюзии в обществе и образовании.
Литература
1. Халитов Р.Г. Особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах // Автореферат дис... к. псх. н.: 19.00.05. Казань, 2012. 25 с.
2. Пыльнев Ю.В., Рогачев С.Л. Школы и просвещение Воронежского края в XVIII веке. Воронеж: Квадрат, 1997.
3. Заварицкий Д.Л. Сборник материалов. СПб., 2006. С. 4
4. Бехтерев В. М. Феномены мозга. М.: ACT, 2014.
5. Пискунов И. А. История педагогики и образования. От зарождения воспитанияв первобытном обществе до конца XX века. М.: Сфера, 2001. С. 236-237.
6. Михальчи Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 177 с.
7. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / Под ред. В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. М., 2012.
8. Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья. http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm.
9. Васина В.В. Межэтнические и межконфессиональные конфликты в аспекте социального взаимодействия // В сборнике научных статей «Проблемы диагностики риска возникновения и предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов». Казань: ЧОУ ВПО АСО, 2014. 238с., С. 110-126.
10. Васина В.В. Социально-психологическое предупреждение возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов / Казанский педагогический журнал. 2014. № 4. Казань: ИПППО РАО. С. 45-54.
11. Васина В.В. Социально-психологическое прогнозирование риска возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов (на примере Республики Татарстан): монография / Фахрутдинов Р.Р., Васина В.В., Чеверикина Е.А., Халитов Р.Г.; Академия социального развития. Казань: Акад. социального образования, 2014. 175 с.
12. Васина В.В. Социализация субъектов через фасилитацию социального взаимодействия в инклюзивной практике / «Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Ак-меология образования. Психология развития», Саратов, 2017.
13. Горынина В.С. Преобладающий тип сознания лиц с нарушениями зрения и без нарушений зрения в терминах дихотомии «созерцание - деятельность» // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2018. № 1. C. 54-63
14. Горынина В.С. Социально-психологические особенности будущих педагогов в системе инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60. C. 427-430.
INCLUSION IN THE CULTURE OF THE PEOPLE OF THE VOLGA REGION V. Vasina, V. Gorynina, D. Ankudinova, M. Afanasyeva, E. Shakurova
[email protected] Kazan innovative university of V.G. Timiryasov, Kazan, Russia
Abstract. In article the psychology of inclusion in the culture of the people is considered. At the heart of an inclusion there is an idea of the society including i.e. any person (the physically disabled person, other nationality, culture, religion, etc.) can be included in the social public relations. Inclusion is the culture of all people included in the general social life. A basic and necessary condition of the life of people is social interaction. Key concepts of the description of social interaction are the psychosocial dissonance reflecting the first law of dialectics "unity and conflict of opposites", and a facilitation of social interaction - influence on social interaction presence of the stranger who is directly not participating in interaction (a social environment, a social background). Facilitators in social interaction are also volunteers. In article the organization of inclusive training of persons with OVZ, their adaptation in modern society is considered. In KIU college of V.G. Timiryasov the group of volunteers of an inclusion which works within the On Start project is created, and answers a problem: the shortage of knowledge of an inclusion at the volunteers wishing to work with children with limited opportunities of health.
Keywords: a psychosocial dissonance, a facilitation of social interaction, an inclusion in the culture of society, an inclusion in education, the student with OVZ, students of college, volunteers.
Дата поступления 28.01.2019