Научная статья на тему 'ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ СПОСОБ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ СПОСОБ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОГ / СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИЗОГРАФ / ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / SYLLABLE / SYLLABIC STRUCTURE / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / ISOGRAPH / ISOGRAPHIC MODELING / PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова Елена Вячеславовна, Медведева Елена Юрьевна

В данной статье рассматривается актуальность применения изографического моделирования в коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Приведены результаты экспериментального исследования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены психолого-педагогические особенности слоговой структуры дошкольников с общим недоразвитием речи. Изографическое моделирование представлено в роли нового импульса, помогающего побудить в дошкольнике желание к логопедическому процессу, замотивировать и включить все его высшие психические функции, дать весомый толчок на пути к формированию слоговой структуры слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жаркова Елена Вячеславовна, Медведева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISOGRAPHIC MODELING AS UNCONVENTIONAL METHOD IN CORRECTION OF SYLLABLE STRUCTURE DISORDERS OF WORDS IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

This article examines the relevance of the use of isographic modeling in correcting the syllable structure of a word in children with general speech underdevelopment. The results of an experimental study of the syllable structure of the word in preschoolers with general speech underdevelopment are presented. The psycho-pedagogical features of the syllable structure of preschoolers with general speech underdevelopment are considered. Isographic modeling is presented in the role of a new impulse that helps to induce in a preschooler a desire for a speech therapy process, to motivate and include all his higher mental functions, to give a significant impetus to the formation of the syllabic structure of the word.

Текст научной работы на тему «ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ СПОСОБ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Жаркова Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ СПОСОБ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность применения изографического моделирования в коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Приведены результаты экспериментального исследования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Рассмотрены психолого-педагогические особенности слоговой структуры дошкольников с общим недоразвитием речи. Изографическое моделирование представлено в роли нового импульса, помогающего побудить в дошкольнике желание к логопедическому процессу, замотивировать и включить все его высшие психические функции, дать весомый толчок на пути к формированию слоговой структуры слова.

Ключевые слова: слог, слоговая структура, общее недоразвитие речи, изограф, изографическое моделирование, дошкольники.

Annotation. This article examines the relevance of the use of isographic modeling in correcting the syllable structure of a word in children with general speech underdevelopment. The results of an experimental study of the syllable structure of the word in preschoolers with general speech underdevelopment are presented. The psycho-pedagogical features of the syllable structure of preschoolers with general speech underdevelopment are considered. Isographic modeling is presented in the role of a new impulse that helps to induce in a preschooler a desire for a speech therapy process, to motivate and include all his higher mental functions, to give a significant impetus to the formation of the syllabic structure of the word.

Keywords: syllable, syllabic structure, General underdevelopment of speech, isograph, isographic modeling, preschoolers.

Введение. Одним из главных средств коммуникации любого человека является речь. Как важно вовремя не упустить и исправить те или иные речевые нарушения на ранней стадии развития в дошкольном периоде. Речевое развитие ребенка зависит во многом от социальной среды, в которой он варьируется, индивидуальных возможностей, его мотивации к речевому общению, от времени пребывания в дошкольном учреждении [1, 2].

Искажения структурной последовательности слогов в словах признаны значимыми, в структуре системных нарушений речи это имеет стойкий характер, определяющий не только недоразвитие речи, но и степень выраженности данного дефекта [4, 5].

Цель данной статьи заключается в актуализации проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста, а также в поиске эффективного средства коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день самый большой процент среди речевых нарушений составляют дети с общим недоразвитием речи, причин тому много: родовые травмы, гипоксия плода, стрессы матери, педагогическая запущенность и др.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в отличие от своих, развивающихся в норме сверстников, имеют ряд речевых проблем, что может служить причиной неуспеваемости, порождать комплексы и насмешки со стороны социума.

Одна из таких - искажение слоговой структуры слова. Если в речи дошкольника имеются пропуски, перестановки или наращения звуков или слогов, значит, структура слов производится неверно. До трех лет это является нормой. Нередко мы можем слышать из уст ребенка, примерно такие слова: тул (стул); капута (капуста): манина (машина). Но если ребенок 4-5 и даже 6 лет произносит с ошибками примерно такие слова, как: кародка (сковородка); бупека (табуретка); тапека (таблетка), то это говорит нам о стойком речевом нарушении слоговой структуры слова [6]. В таких случаях однозначно требуется помощь логопеда. Однако, эффективность результата работы во многом будет зависеть от выбора подходящего средства коррекции.

Целью организованного исследования являлось изучение сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработка и апробация коррекционной программы, выявление ее эффективности в логопедической работе.

С целью анализа состояния слоговой структуры речи было проведено экспериментальное исследование.

Исследование проводилось на базе логопедического кабинета МБДОУ № 102 г. Нижний Новгород. Выборку составили 30 детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Для выявления результатов по сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были представлены задания из методики обследования звуко-слоговой структуры слова Бабиной Г.В., Шариповой Н.Ю. [2]. Количество предъявляемых слов по каждому классу было уменьшено на несколько заданий, сама структура методики при этом осталась прежней.

Задания Комплекса А были направлены на изучение возможностей детей произносить слова различной слоговой сложности изолированно. Комплекс включал 7 заданий.

Задания Комплекса Б предполагало отраженное и сопряженное, совместно с логопедом, проговаривание сложных по структуре и малочастотных слов.

Комплекс В помогал выяснить возможности дошкольников многократно, в след за логопедом, отраженно воспроизвести слова.

Комплекс Г показывал возможность детей «жонглирования» словами различной слоговой структуры.

Комплекс Д предполагал множественное проговаривание словосочетаний и предложений.

Результат выполнения заданий оценивался по пятибалльной системе:

0 - 100% ошибок;

1 - 75% ошибок, 25% правильно выполненных заданий;

2 - 50% ошибок, 50% правильно выполненных заданий;

3 - 25% ошибок, 75% правильно выполненных заданий;

4 - практически правильное выполнение всех заданий без ошибок.

В целом, хороший уровень сформированности слоговой структуры слова не выявлен у детей в экспериментальной группе, удовлетворительный результат показали - 67%, недостаточный - 23%, низкий результат не был зафиксирован ни у одного ребенка.

Детально рассмотрим те комплексы, которые вызвали наибольшее затруднение.

Задания комплекса В показали, что в целом результаты были удовлетворительными, однако у 6% дошкольников возникли существенные трудности. В большей степени трудно дались задания на отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - ворота, сорока, Марина, малина, Галина, калина;

б) слова типа СГСГСГС - потолок, соловей, воробей, голосок, петушок, колосок, василек.

Больше всех ошибок было на отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков — черепахи, водолазы, носороги, телефоны, самокаты, бегемоты, капитаны, тараканы, ящерица, раковина, чемоданы, паутина, пианино;

б) слова со стечениями согласных звуков - шахматист, экскурсовод, каратист, выключатель, Чебурашка, экскурсовод, велосипедист, холодильник, магнитофон.

Задания комплекса Г показали, что только 11 из 30 дошкольников успешно все выполнили, 16 человек допустили до 25% ошибок, 50% ошибок зафиксировано у трех человек.

Слова из открытых слогов не вызывали затруднения у детей, а трехсложные слова со стечением согласных часто дети произносили неправильно.

Чаще всего ошибки были при воспроизведении слов: карандаш («кадаш»), яблоко («ябака»), табуретка («абупета»), телевизор («тевизо», «теизал»), велосипед («сипет», «весипет», «васапет»), сковородка (скаватка», «скоровородка», «каада», «скавада», «скалялевка», «скада»), космонавты («касмаки», «космават», «сканаты»), воспитательница («аспитаси», «виспитани», «аспитатика», «васпитатена»), учительница (утитеи), изогнутый (изотый), цирковой (циквой), парикмахерская (памимакская), мотоциклист (мототии), перекресток (перекосток). Дети с трудом воспроизводили стечение согласных, часто усекали начало или конец слова, что в целом делало речь малопонятной и разборчивой.

Задания комплекса Д вызвали серьезные затруднения в экспериментальной группе, только 30% человек смогли с ним справиться.

Анализ примеров ответов детей в результате многократного повторения словосочетаний, предложений доказывает наличие перестановок, искажений и проглатываний слогов.

Бежит волчишка - «бежит волшика».

Летит по небу птица - «етит по небу тиса».

Едут танкисты - едут «канкисы», «таксисты».

Красивый цветок - «касивы, класивый» «веток, цеток»).

На столе виноград - «на стое вигана», «биногад», «гад».

Летит стрекоза - «етит коза», «ситазя».

Закрыть дверь - «закыть дель».

В каждом примере мы видим нарушение воспроизведений стечения согласных звуков. Данный дефект, по мнению Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, О.Н. Усановой является самым распространенным при произношении слов различной слоговой структуры детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Отметим, что наибольшую трудность из всех заданий дети с ОНР испытывали при воспроизведении слов сложной звуко-слоговой структуры, а также при самостоятельном называнием слов. Приведем некоторые типичные ошибки в назывании картинок (мак = «цветок, ромашка, лилия», бык = «корова», табуретка = «стул» хомяк = «крыса», винт = «гвоздь, болт, шуруп», дуб = «береза, дерево, клен», т.п.). Что говорит о низком уровне словарного запаса и изобилии литеральных парафазий.

Во время выполнения заданий у детей с ОНР наблюдалось рассеянное внимание, быстрая утомляемость, нежелание выполнять задания, смена настроения, медлительность, гипервозбудимость. Отсюда следует, что дошкольникам с данной речевой категорией необходима комплексная правильно подобранная лого-коррекционная программа.

Среди множества методов и средств можно отметить наглядное моделирование, которое обладает существенным преимуществом, поскольку имеет природную структуру, близкую для понимания ребенка. Модели учат ребенка визуально представлять слог, слово, заставляют работать со своим воображением, активизируют мыслительные процессы, по средствам моделей взрослые знакомят дошкольников с окружающей средой, активизируют процесс наблюдательной деятельности, устанавливают взаимосвязь между моделью и словом.

Л.А. Венгер и Д.Б. Эльконин в своих исследованиях подчеркивают непосредственную связь наглядного моделирования на развитие умственных способностей ребенка [3, 8].

Изографическое моделирование преимущественно подходит для детей старшего дошкольного возраста, однако некоторые элементы можно применить для детей среднего возраста.

К.Д. Ушинский говорил: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Именно он выступал за введение нестандартных методов в обучении [7].

Наряду с традиционными консервативными методами коррекции, изографическое моделирование выделяется своим творческим подходом, ведь дети всегда с радостью воспринимают изобразительную деятельность. Модели могут изображаться в виде самых разных графических символов, знаков (стрелочки, волнистые линии, пиктограммы, полосочки и т.д.), все зависит от фантазии ребенка. Предварительно совместно с учителем-логопедом обсуждается содержание рассказа, сказки, стихотворения. В работе могут

быть использованы цветные карандаши, маркеры, что еще больше будет эмоционально вовлекать детей в процесс работы изографического моделирования.

Учитель-логопед совместно с детьми обсуждает варианты записи - зарисовки главных слов, мотивируя ребят тем, что «писать мы еще не умеем, но можем это нарисовать». На начальных этапах учитель-логопед может предложить свои образцы изографов, в дальнейшем - подсказывает при затруднении, как нарисовать «сложное» слово, направляет, поддерживает. Предложения, вносимые детьми, обязательно учитываются и по ходу зарисовки вносятся в изографы. При записи детских изографов обязательно учитывается строчный вариант зарисовки слева направо для облегчения последующего «прочтения» рисунков и формирования вектора движения для чтения и письма в последующем. Возможно использование стрелок или соединяющих линий. Приветствуется помощь педагога в работе над сложными техническими изображениями символов, возможна совместная работа на листе в качестве партнёров, дополняя или прорисовывая детали либо способом «рука в руке».

Изографы, выполняемые дошкольником, ни в коем случае не получают художественного оценивания. После зарисовывания 1 - 2 - 3 изографов текст повторяется с самого начала. Таким образом, происходит многократное повторение вербального материала, который подкрепляется движениями руки и появлением зрительной опоры. Работа на листе - это игра, которую наполняют речевым сопровождением оба партнёра -педагог и ребёнок.

Необходимо хвалить за любое проявление творческой инициативы, попытки детей импровизировать с графическими образами. Работа должна проходить живо, непринуждённо, допускаются хоровые ответы. В течение недели обязательно возвращение к материалу не менее 3 раз. Дошкольник пальчиком следит по картинкам и считывает символы, актуализируя их в речь.

Работа с изографами предполагает несколько этапов:

1. Сначала ребенок рассматривает изограф, затем ему необходимо постараться найти все буквы, «спрятанные» в нем.

2. Визуально определить предмет, зашифрованный в изографе.

3. Составить слова.

4. Из разрезной азбуки выложить слова.

5. На бумаги записать слова - изографы.

6. В слове-изографе назвать все буквы и звуки.

7. Определить согласные и гласные буквы в слове-изографе.

8. Разделение слова - изографа на слоги.

9. На бумаге зарисовать слова-изографы.

10. Составить предложение со словом изографом.

11. Выложить из крупы или семян одного из слогов слова - изографа.

Таким образом, создавая изографы, у дошкольников развивается умение вычленять последовательно звуки, буквы в словах и, как следствие, происходит параллельное обучение грамоте, что очень важно, поскольку подготавливает ребенка к школе. Благодаря такому методу тренируется логическое восприятие, включается внимание, идет работа над зрительным восприятием, стимулируется познавательная активность, устанавливается ориентир на форму предметов, что в дальнейшем благотворно будет сказываться на усвоение программы в школе.

Программа коррекции недостатков слоговой структуры слова с применением изографического моделирования рассчитана на 1 год обучения. Занятия с дошкольниками проводятся 2-3 раза в неделю, в индивидуальном порядке, время продолжительности каждого занятия составляет 15-20 минут.

Результаты, которые мы планируем получить в ходе реализации программы коррекции:

- благодаря совместной работе учителя-логопеда и специалистов широкого спектра (психолога, музыкального работника и др.) даст большой толчок на пути к развитию слоговой структуры слова в правильном направлении;

- повышение мотивации детей к работе с учителем-логопедом, благодаря включению изографического моделирования, поскольку изобразительная деятельность всегда понятна и близка ребенку;

- в процессе рисования моделей-изографов у ребенка будет подключаться логика, что благотворно влияет на воображение;

- совершенствование коммуникативных навыков;

- проработка слогов на всех уровнях (открытый, закрытый, со стечениями согласных), существенное наращивание слогов;

- развитие фонематического восприятия, мелкой моторики; совершенствование динамической, статической координации пальцев рук; коррекция звукопроизношения.

Выводы. Таким образом, изографическое моделирование носит характер естественной деятельности, доступной для понимания дошкольников, что в свою очередь благотворно влияет на результат логопедической работы, способствует повышению мотивационной активности дошкольников с общим недоразвитием речи. Рисование моделей-изографов аккумулирует высшие психические функции. Изографы позволяют проявить всю творческую активность ребенка. Существенным плюсом в использовании изографов является их применение не только в логопедической практике, но и в любой другой педагогической деятельности.

Литература:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7 No 1. URL: https://vestnik.mininunier.ru/jour/article/view/931

2. Бабина, Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. - М.: Парадигма, 2010. - 96 с.

3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. 365 с.

4. Карнаухова Я.Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. - 2013. - №1.

5. Медведева Е.Ю., Берсенева Т.А. Изучение состояния слоговой структуры слова у старших дошкольников Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 61 (1). C. 177-180.

6. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Логопедическая тетрадь: Книголюб, 2008 г., 46 с.

7. Ушинский К.Д. Родное слово: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. - Новосибирск: Детская литература, 1999.

8. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. 240 с.

Педагогика

УДК 37.014

магистрант Жукова Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Королева Ольга Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с организацией внутришкольной системы оценки качества обучения. В процессе исследования рассмотрена необходимость создания системы оценки качества в образовательных организациях, рассмотрены принципы создания системы. В статье предложены три группы параметров оценки качества результатов, качества условий и качества содержания.

Ключевые слова: качество образования, система оценки, образование, параметры качества, метод, процесс, принципы построения системы.

Annotation. The article presents three groups of criteria for assessing the quality of results, the quality of conditions and the quality of contents.

Keywords: quality of education, assessment system, education, quality criteria, method, process, principles of building a system.

Введение. Современное российское образование сталкивается со многими вызовами, связанными с высокими темпами развития науки, промышленности, мировой экономики, глобализацией и внедрением новых технологий. Повышение конкурентоспособности выпускников школ и ВУЗов в мировом образовательном пространстве сегодня является одним из приоритетов национальной образовательной политики Российской Федерации. Регулярное обновление содержания образования призвано обеспечить его доступность, вывести его на новый уровень, дающий возможность учащимся развивать таланты и индивидуальные способности.

Отечественная система образования находится на новом этапе становления системы оценки качества образования. Это предусматривает необходимость пересмотра существующих управленческих практик и организацию комплексной разъяснительной работы с участниками образовательного процесса. Особое значение приобрело информирование всех участников образовательного процесса о качестве образования. Получение информации возможно при осуществлении регулярного мониторинга. Качество образования - это один из важнейших критериев эффективности образовательной деятельности. Достижение высокого уровня качества образования, соответствующего современным требованиям и запросам - основная цель национального проекта «Образование».

Изложение основного материала статьи. В законодательстве Российской Федерации закреплено понятие «независимая оценка качества образования, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ» [9].

На федеральном уровне система оценки качества образования представляет: независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий организации образовательной деятельности. Данный анализ направлен в первую очередь на диагностику состояния системы общего образования в целом. В России уже успешно действуют:

1) Национальные исследования качества образования (НИКО);

2) всероссийские проверочные работы (ВПР);

3) основной государственный экзамен (ОГЭ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Участие российских школьников в международных исследованиях позволяет выявить проблемы и дефициты. Комплекс мероприятий, направленных на оценку качества подготовки обучающихся в школах, лицеях и гимназиях, реализуется в рамках задач проекта «Современная школа» на федеральном и региональном уровнях.

Безусловно, международные сравнительные исследования и оценочные процедуры, проводимые в Российской Федерации в регулярном режиме, играют важную роль в мониторинге качества образования. Приоритетной задачей сегодняшнего времени является внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) на уровне школы [3]. Анализ информации невозможно осуществлять без наличия хорошо организованной базы данных. В настоящее время назрела необходимость создания в образовательной организации службы мониторинга качества, которая должна собирать сведения о результатах образовательного процесса.

Проблема оценки качества образования активно обсуждается всеми участниками образовательного процесса от управленцев в системе образования до учащихся и родителей. В Стандартах закреплены новые методологические основы построения внутришкольной системы качества. В связи с этим Министерством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.