Научная статья на тему 'Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи'

Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2923
361
Поделиться
Ключевые слова
ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / ISOGRAPHIC MODELING / DEVELOPMENT OF CONNECTED MONOLOGUE SPEECH / PRE-SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карнаухова Яна Борисовна

Рассматривается модификационный метод – изографическое моделирование и его возможности в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карнаухова Яна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

POSSIBILITIES OF ISOGRAPHIC MODELING IN DEVELOPMENT OF CONNECTED SPEECH OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

The article presented describes a modificational method – an isographic modeling and its perspectives in the development of connected monologue speech for pre-school children with general underdevelopment of speech.

Текст научной работы на тему «Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

УДК 376.37 ББК Ч450

ГСНТИ 14.29.29

Код ВАК 13.00.03

Я. Б. Карнаухова

Россия, Барнаул

ВОЗМОЖНОСТИ ИЗОГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ

РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Рассматривается мо-дификационный метод - изографическое моделирование и его возможности в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: изографическое моделирование; формирование связной монологической речи; дошкольники с общим недоразвитием речи.

Сведения об авторе: Карнаухова Яна Борисовна.

Место работы: старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии, Институт психологии и педагогики, ГОУ ВПО «Алтайская Государственная Педагогическая Академия», г. Барнаул.

Контактная информация: e-mail: agpa.spip@mail.ru

Значительное количество педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей дошкольного возраста.

Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР), имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с общим недоразви-

Y.B. Karnaukhova

Russia, Barnaul

POSSIBILITIES OF ISOGRAPHIC MODELING IN DEVELOPMENT

OF CONNECTED SPEECH OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

Abstract. The article presented describes a modificational method - an isographic modeling and its perspectives in the development of connected monologue speech for pre-school children with general underdevelopment of speech.

Key words: isographic modeling, development of connected monologue speech, pre-school children with general underdevelopment of speech.

About the author: Karnaukhova Yana Borisovna.

Place of employment: Senior Lecturer of the Chair of Special Pedagogy and Psychology, Institute of Psychology and Pedagogy, Altai State Pedagogical Academy, Barnaul.

тием речи отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи [1].

Наличие у этих детей отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий и выступает как одна из важнейших задач логопедической работы с данной категорией дошкольников.

Связная речь, одним из видов которой выступает монолог, играет важную роль в развитии словеснологического мышления, которое обеспечивает большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей, отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем [1].

Поиск эффективных методов формирования связной речи у дошкольников с ОНР продолжает оставаться одной из актуальных проблем теории и практики отечественной логопедии.

У детей пяти-шестилетнего возраста с ОНР наиболее распространен третий уровень речевого недоразвития. Общее недоразвитие отчетливо проявляется в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы по серии картин и др. Речевая несостоятельность проявляется как в невозможности оперирования языковыми

средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими), так и явно выраженными недостатками восприятия, декодирования речи [2,3,4,5,6].

По данным разных авторов можно выделить следующие особенности связной речи детей с ОНР: дефицит языковых средств [3]; импрессивный аграмматизм, т.е. неточность понимания речи связанная с недостаточной активностью и неточностью восприятия (неумение «видеть» содержание картины), дети не умеют улавливать содержание не только сложных, но и относительно простых текстов [4, 5]; ограниченность речи или «многословие»; неумение следить за формой речи и ее содержанием [6]; нарушения логической последовательности, пропуск значимых эпизодов, застревание на второстепенных деталях, использование простых малоинформативных предложений [7]; трудности восприятия речи «в убыстренном темпе», «плохо воспринимают чтение вслух» - это обусловлено недоразвитием семантической стороны речи [5]; сложности в формах описательно-повествовательной речи [1]; неумение строить цепь последовательных предложений [7]; затруднение в мысленной подготовке высказывания, т. е. «речь про себя» [8]; затруднения в механизме «запуска речи»[9].

Для анализа состояния связной речи детей с ОНР и разработки системы ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет таких звеньев механиз-

ма ее порождения, как внутренний замысел, общая смысловая схема высказывания, целенаправленный выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль реализации смысловой программы и использования языковых средств [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности связной речи дошкольников с ОНР позволили предположить правильность выбранного модификационного метода - изографическое моделирование в формировании связной речи.

Для разработки метода, ориентированного на коррекцию недостатков речевого развития, важным являлось утверждение Н. И. Жин-кина о том, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого сообщения, протекает во внутренней речи, обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схематического или предметно-изобразительного кода [10].

Наглядное моделирование находит свое широкое применение в логопедической практике при формировании связной речи у детей с ОНР (Ю. А. Гаркуша, Т. Н. Короткова, Е. Л. Агаева Р. М. Дьяченко и др.) [11]. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. У большинства авторов при применении данного метода детям предлагаются

готовые модели замещения (схематические рисунки, условные обозначения, чертежи т.п.) и проводится работа по их расшифровке. Нами предлагается модификация метода наглядного моделирования - изографическое моделирование.

Изографическое моделирование представляет собой синтез двух взаимодополняемых и взаимости-мулируемых деятельностей в дошкольном детстве - изобразительной и речевой. Под изографическим моделированием мы понимаем использование графических моделей -рисунков (изографов), выполняемых самим ребенком в заданном коррекционном контексте (рисунок-схема сюжетного рассказа, рассуждения, стихотворения, сказки, описательного рассказа, сложных оборотов, фразеологизмов, фрагментов текста, плана пересказа и т.д.).

Так называемый синтез продуктивных видов деятельности -рисования в качестве наглядной модели и активной речевой деятельности - предполагает усиление эффективности логопедического воздействия, направленного на

формирование связной речи у дошкольников с ОНР.

Использование абстрактных символов для замещения слов, словосочетаний, предложений, будет способствовать визуализации речи, тем самым облегчит процесс запоминания сложной структуры воспроизводимого текста, повлияет на полноту передачи его содержания, логику изложения, позволит понять основной смысл рассказа и скон-

центрировать внимание на оборотах авторского текста [11].

Результаты нашей собственной педагогической практики доказывают целесообразность использования изографического моделирования в логопедической работе по формированию связной речи дошкольников с ОНР.

Логопед с помощью графических моделей-рисунков, выполняемых детьми, развивает импрессив-ную речь, расширяет активную лексику, формирует и совершенствует умения использовать различные конструкции предложений, составлять рассказ, удерживать последовательность повествования, понимать логику текста. Таким образом, изографический план является аналогом внутренней смысловой программы связного высказывания.

Использование метода изографического моделирования способствует устойчивому сохранению в памяти ребенка содержания текста, схематизм изображения позволяет выдержать логическую последовательность повествования, рассуждения, умозаключения. В этом случае достигается более полное и точное понимание ребенком смысловой нагрузки содержания. Результат выполнения такого текста-рисунка адресован не только к логическим формам мышления, но и непосредственно к образному его содержанию, и смысл графического изображения оказывается психологически весьма сложным. Здесь в единой «слитой» форме представлены и символ-образ, и отношение ребенка к миру, и личный опыт пе-

реживаний. Одновременно мы не упускаем возможности формирования эмоционально-мотивационной сферы ребенка с речевой патологией в коррекционном процессе.

Игровая форма организации занятия позволяет сделать логопедическую работу увлекательной, позитивной и креативной. Изографические модели ребенок выполняет самостоятельно после пояснений (подсказок) логопеда. Рисунки ребенка схематичны, недетализиро-ваны, могут выглядеть условно и символично, могут включать стилизованные изображения реальных предметов, ключевых слов, основных частей рассказа, сказки, стихотворения, явления. Графика ребенка не претендует на художественность исполнения.

Предлагаемое моделирование интересно еще тем, что не требует как такового подготовительного обучения ребенка. Деятельность, при помощи которой достигается желаемый эффект, понятна ребенку, доступна и отвечает природе детства. Коррекционный процесс становится увлекательным как для самого ребенка, так и для педагога.

В целом изографическое моделирование как модификационное направление в логопедической работе для формирования связной речи у дошкольников с ОНР позволяет, на наш взгляд, сделать коррекционный процесс мотивацион-но-потребностным, доступным,

эмоциональным, творческим и психофизиологически органичным.

Можно предположить, что:

- метод изографического моделирования качественно улучшит и ускорит процесс формирования связной речи у дошкольников с ОНР. Применение изографического моделирования позволит самостоятельно наглядно создавать последовательность развертывания событий и тем самым обеспечит логику и связность детского изложения; будет способствовать развитию семантики слов, определяющей их правильное понимание и употребление, выбор и сочетание в связной речи; влиять на формирование представлений о структуре повествования и умений разными способами связывать предложения в высказывании;

- изографическое моделирование как модификационное средство облегчит и оптимизирует процесс формирования связной речи;

- применение метода изогра-

фического моделирования в системе коррекции нарушений при ОНР у дошкольников создаст возможность расширить диапазон творческого рассказывания, обогащая

творческий замысел, уточняя представление о сюжетной композиции, облегчая подбор языковых средств.

Для апробирования метода изографического моделирования в логопедической практике при формировании связной речи дошкольников были подобраны четыре одновозрастные коррекционные группы детей с ОНР III уровня численностью по пятнадцать человек каждая.

Опытно-экспериментальная работа по изучению возможностей применения изографического мо-

делирования в формировании связной монологической речи у детей с ОНР проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 67» и «Детский сад № 96» г. Барнаула с 2007-2009г.

В педагогическом эксперименте принимали участие 60 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В исследовании участвовали 30 детей экспериментальной и 30 детей контрольной группы. Экспериментальная работа проводилась в три этапа: первый этап - диагностический (констатирующий) (сентябрь 2007г), второй этап - формирующий (с октября 2007г. по апрель 2009г.); третий этап - диагностическо-аналитический (май 2009г.).

Системное логопедическое обследование позволило получить целостную оценку уровня сформи-рованности связной речи каждого ребенка, участвовавшего в эксперименте, в разных видах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества) [1]. При этом учитывались характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний, выявленные у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе проведения специального исследования.

Изначально уровень сформи-рованности связной речи у детей в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах был примерно одинаковым.

Получение первоначальных сведений об уровне сформирован-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ности связной речи позволило в будущем сравнить изменения, полученные в ходе формирующего эксперимента с использованием изографического моделирования и без него.

По данным наших исследований, дети с ОНР мало использовали связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывали трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР были характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущих смысловой нагрузки) свидетельствовали о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.

Экспериментальная работа проводилась с детьми экспериментальной группы (Э) в течение 18 коррекционных месяцев (двух коррекционных лет в 2007-2009гг.), с детьми контрольной группы подобной работы не проводилось. Изографическое моделирование планировалось в работе по формированию связной речи и использо-

валось при формировании разных видов монологической речи (рассказ, пересказ, рассуждение, заучивание). Обучение организовывалось в форме фронтальных и индивидуальных занятий. Еженедельно (с необходимой частотой повторения в зависимости от сложности текстов) планировались изографические игры и упражнения, а также «чтение» изографов в игровой форме, направленное на закрепление пройденного материала (2-4 раза в неделю).

В данном эксперименте по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР использовались приемы изографического моделирования: при составлении предложений с использованием изографической записи, объединение этих предложений в рассказ; рассказы-изографы по цепочке (индивидуальные и групповые работы); составление рассказов-описаний по изографам; пересказ рассказа по изографическому плану, «вопросники», «рассказ-карта»; творческие рассказы (рассказы-комиксы, рассказы-мультфильмы (сказки-мультфильмы), ведение дневников, изографические книжки-малышки (возможно, с элементами коллажа), точечные сказки и др.); изографы-рассуждения; заучивание по «стихам-картинкам», по стихам-изографам.

Перечислим общие выработанные методические рекомендации к использованию метода:

- предварительно обсуждается содержание рассказа, истории, рассуждения, стихотворения и т.д.;

- логопед совместно с детьми обсуждает варианты записи-зарисовки главных слов, мотивируя тем, что писать мы еще не умеем, но можем слова нарисовать;

- предложения, вносимые детьми, обязательно учитываются в работе;

- в случаях затруднений педагог дает свои подсказки (например, как можно нарисовать слово «здравствуй») и выполняет их на доске;

- необходимо графическое выделение основных сюжетных линий повествования;

- при записи изографов обязательно соблюдается строчный вариант зарисовки, для облегчения последующего «прочтения» рисунков;

- графические модели-изографы ребенок выполняет самостоятельно после пояснений (подсказок) логопеда. В случаях затруднений, возникающих у детей с изображением того или иного символа, возможна помощь логопеда прямо на листе у ребенка как детской рукой, так и внесение дополнений в детализацию символов самим логопедом;

- рисунки ребенка схематичны, недетализированы, могут выглядеть условно, символично и включать стилизованные изображения реальных предметов, ключевых слов, основных частей рассказа, сказки, фразеологических оборотов;

- графика ребенка не претендует на качество и техничность исполнения (моторная неловкость, ограниченные возможности изображения простых предметов у детей с ОНР при правильном руково-

дстве не влияют на качество изложения, и даже совершенно неразборчивый рисунок хорошо «читаем» ребенком и применяем в игре);

- предлагаемое направление не требует как такового подготовительного обучения ребенка;

- приветствуется сюжетная игра на листе, элементы театрализации и собственно речевое сопровождение детей при выполнении изографов (возможность играть на листе символами и знаками, не требующими высокой техничности, позволяет расширить поле коррекционного воздействия и использовать эмоциональные средства в расширении речевой и творческой активности такого ребенка);

- такие предлагаемые игровые приемы, как рассказы-комиксы или рассказы по цепочке, книжки-малышки, «вопросники», «рассказ-карта», используются в работе с детьми 1-2 раза в месяц с постепенным усложнением;

- непременно используются традиционные способы формирования навыков рассказывания, пересказа, рассуждений и т.д.

Системная работа по формированию связной речи при помощи изографического моделирования велась в старшей и подготовительной группах для детей с ОНР III уровня.

Для выявления эффективности применяемого метода на логопедических занятиях по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи был осуществлен третий этап нашего опытно-экспериментального иссле-

дования - контрольный эксперимент (май 2009 г.).

В ходе обследования детей применялись диагностические методики, аналогичные используемым на этапе констатирующего эксперимента. Это дало возможность получить сравнительные данные, свидетельствующие о результатах коррекционно-развивающей работы.

Полученные в ходе проведения контрольного эксперимента данные свидетельствуют о том, что у дошкольников экспериментальной группы (Э) была отмечена положительная динамика в процессе формирования связной речи, повышение уровня ее сформирован-ности, а также заметно возросший познавательный интерес к данному виду заданий.

Результаты проведенного исследования показали следующее:

- 33 % (10 детей) старших дошкольников с общим недоразвитием речи из экспериментальной группы (Э) и 23,1 %; (7 детей) старших дошкольников с общим недоразвитием речи из контрольной группы (К) обладали высоким уровнем сформированности связной монологической речи, что проявлялось в увеличении их познавательного интереса к выполняемым заданиям: дошкольники с удовольствием выполняли пересказы, составляли описательные, творческие рассказы, сочиняли сказки по заданному началу, на свободную тему.

- Средний уровень показали 59,4 % (18 детей) старших дошкольников с общим недоразвитием речи из группы Э, и 56,1 % (17 де-

тей) из группы К обладали средним уровнем развития навыка составления пересказов, рассказов.

- 6,6 % (2 ребенка) старших дошкольников с общим недоразвитием речи из группы Э и 19,8 % (6 детей) из группы К показали низкий уровень сформиванности связной речи. Для таких детей было характерно долгое и мучительное программирование своего высказывания, придумывание сюжета творческих рассказов, либо отказ от составления рассказов, неумение закончить задание до конца, использование при описании не развернутых предложений, а простого перечисления предметов и действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно констатировать, что использование изографического моделирования, направленного на формирование монологической речи, позволило добиться положительных результатов в повышении уровня сфомированности связной речи у детей с общим недоразвитием речи, что проявилось в положительной динамике в выполнении пересказов, составлении разных видов рассказов, рассуждений.

Анализ самостоятельных пересказов, рассказов и рассуждений у детей выявил улучшение почти по всем показателям: количественное и качественное обогащение словарного запаса, у всех детей наблюдалось усвоение структуры связных высказываний (рассказов). Качественно улучшились планирующая функция самостоятельной речи; развитие внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи; использование разнообразных,

в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний. В речи проявились ранее усвоенные некоторые художественные приемы и средства русского литературного языка, а также улучшилась способность к речевому самоконтролю за связностью своего высказывания. Параллельно с речевыми процессами активизировались познавательные процессы восприятия, представления, воображения, внимания, памяти,

мышления, особенно логического.

Использование схематических изображений персонажей и выполняемых ими действий для формирования навыков пересказа позволило постепенно сформировать у детей с общим недоразвитием речи обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые дети должны ориентироваться в самостоятельной речи. Игровая форма организации занятия позволяла сделать логопедическую работу увлекательной, позитивной и творческой, что обогащало мотивы речевой деятельности детей и повышало качество детских рассказов.

Наши наблюдения показали, что введение изографических моделей облегчает процессы включения и пребывания ребенка в проблемных ситуациях, прорисовывание логических сюжетных цепочек облегчает и ускоряет процесс анализа и синтеза состава целого произведения, помогает организовать последовательный ход мыслей и овладеть структурой последовательного повествования,

его связностью. Игра-рисунок позволяет улучшать качество использова-

ния лексико-грамматических категорий, т.к. процесс игры с рисунком связан с сопровождающей речью и требует постоянного поиска вариативного изложения.

Результаты опытно-практического исследования по проблемам формирования монологической связной речи методом изографического моделировании у детей с общим недоразвитием речи дали возможность сделать некоторые выводы.

1. В системе логопедической работы важно использовать такой модификационный метод, как изографическое моделирование, направленное на развитие всех сторон речи, в первую очередь, ее семантики и освоение способов внутритекстовых связей.

2. Обосновано и экспериментально проверено применение изографического моделирования как метода развития связной монологической речи у детей с ОНР при пересказах, составлении рассказов, рассуждении, заучивании.

3. Результаты анализа детских высказываний свидетельствуют об эффективности предложенного метода, так как уровень сформирован-ности связности текста в детских повествованиях у детей экспериментальной группы выше, чем у дошкольников контрольной группы.

Таким образом, проблема формирования связной речи при помощи изографического моделирования у дошкольников с общим недоразвитием речи представляет теоретический и практический интерес и требует дальнейшего изучения, уточнения и совершенствования.

Литература

1. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. - М. : Аст-рель, 2007.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999.

3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004.

4. Дьяченко, О. М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой / О. М. Дьяченко // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. - М., 1980.

5. Жинкин, Н. Интеллект, язык и речь / Н. Жинкин // Нарушение речи дошкольников. - М., 1972.

6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. -

М. : Секачев В. Ю., Институт общегум. исследований, 2002.

7. Левина, Р. Е. Влияние недораз-

вития речи на усвоение письма / Р. Е. Левина // Специальная

школа. 1963. №1.

8. Ляудис, В. Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ.

- М.: Междунар. пед. академия, 1994.

9. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980.

10.Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1999.

11.Шаховская, С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией. Расстройства речи и методы их устранения / под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. - М. : Педагогика, 1975.