LabVIEW обменивается с сервером скриптов (script server engine), который собственно и выполняет данный скрипт. Обмен с сервером скриптов и управление им происходят с помощью стандартного протокола. Сервер скриптов инсталлируется вместе с приложением MATLAB.
Сфера применения программного обеспечения «LabVIEW» непрерывно развивается. В образовании она используется в лабораторных практикумах по электротехнике, механике, физике. В инженерной практике область применения этого программного обеспечения - объекты промышленности, транспорта, в том числе воздушного, подводного и надводного флотов, космические аппараты.
Выводы. Таким образом робототехника вводит учащихся в мир программирования, мир высоких технологий, показывает воплощение знаний в реальность.
Все вышесказанное доказывает эффективность и целесообразность включения этой дисциплины в школьные и вузовские программы обучения. «Это обусловлено необходимостью развития алгоритмического мышления учащихся и подготовки специалистов в техническом направлении. Кроме того, робототехнические наборы дают широкий спектр к созданию наглядных примеров практического применения знаний учащихся» [6]. Как отметил Алексей Вадимович Корнилов, национальный эксперт WorldSkills Russia: «Робототехника стала видом профессиональной деятельности и не рассматривается больше как «умение сделать робота». Хотелось бы, чтобы робототехнические наборы для WorldSkills Russia были более доступны по цене - это бы повысило возможности юных инженеров, расширило круг участников чемпионатов по мобильной робототехнике и увеличило количество открытых талантов. Участие в движении WorldSkills для учащихся -старт в профессию будущего, а для учебного заведения - повышение рейтинга, улучшение имиджа.
Литература:
1. Д. А. Гагарина, С.Г. Косарецкий, А.С. Гагарин, М.Е. Гошин. Робототехника в России: образовательный ландшафт // Современная аналитика образования, № 28, 2019. С. 96.
2. Кальченко Е.А. и др. Мониторинг образовательной робототехники и IT-образования города Москвы. Москва: АНО АИР, 2017. 329 с.
3. Кудрин, А.В. Использование программной среды LabVIEW для автоматизации проведения физических экспериментов. [Электронный ресурс]: А.В. Кудрин / Электронное учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород, 2014. - 68 с.
4. Трэвис, Д. LabVIEW для всех [Электронный ресурс] / Д. Кринг, Д. Трэвис. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ДМК-Пресс, 2011. — 905 с.: ил. — Обновл. содерж. 4-го изд. кн. произведено сотрудниками Центра измерит. технологий и пром. автоматизации физ. фак. и МЛЦ МГУ имени М.В. Ломоносова. — ISBN 978-5-94074-674-4
5. Федосов И.В. Основы программирования в LabVIEW Учебное пособие. Саратов: СГУ, 2010. 52 с.
6. Шадронов Д.С., Крылов Н.В. Робототехника в современном образовании // Молодой ученый, № 19, 2018. С. 241-243.
7. Caltech: [сайт]. URL: https://www.caltech.edu/ (дата обращения: 17.03.2020).
8. National Instruments: [сайт]. URL: https://ni.com (дата обращения: 17.03.2020).
9. Studica: [сайт]. URL: www.studica.com (дата обращения: 17.03.2020).
10. WorldSkills Russia: [сайт]. URL: www.worldskills.ru (дата обращения: 17.03.2020).
Педагогика
УДК 378.2
магистрант Жаркова Елена Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлен краткий теоретический анализ развития звуко-слоговой стороны речи, а также анализ современных методов и приемов коррекции звуко-слоговой стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены возможности использования метода изографического моделирования в коррекции звуко-слоговой структуры слова у дошкольников данной категории.
Ключевые слова: слог, слоговая структура, общее недоразвитие речи, изограф, изографическое моделирование, дошкольники.
Annotation. The article presents a brief theoretical analysis of the development of the sound-syllabic side of speech, as well as an analysis of modern methods and techniques for correcting the sound-syllabic side of speech in preschool children with General speech underdevelopment. The possibilities of using the isographic modeling method in correcting the sound-syllabic structure of a word in preschool children of this category are presented.
Keywords: syllable, syllabic structure, General underdevelopment of speech, isograph, isographic modeling, preschoolers.
Введение. Одной из ключевых задач коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является формирование у них слоговой структуры слова. Поскольку, в отличие от фонетико-фонематического недоразвития речи при ОНР всегда страдает звуко-слоговая структура слова [2, 9, 10, 11].
От того, насколько полноценно овладел ребенок процессом звуко-слоговой структуры слова, зависит не только лексико-грамматический строй речи, но и освоение речевой компетентностью в целом. Работу по речевому недоразвитию необходимо начать как можно раньше. Дети должны иметь чистую и исправленную
речь еще до момента поступления в школу. Экспериментально доказано, что чем ниже уровень речевого развития, тем соответственно будет ниже уровень освоения школьной программы.
Изложение основного материала статьи. «Устная речь, - как указывал выдающийся русский психолог профессор Н.И. Жинкин, реализуется в слогах, так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах» [7].
В ходе анализа теоретических источников было выявлено, что овладение произношением звуко-слоговой структурой слова представляет наибольшую трудность для детей с общим недоразвитием речи и требует особого внимания со стороны учителя-логопеда. У детей дошкольного возраста с ОНР особую значимость приобретает проблема преодоления нарушений звуко-слоговой структуры речи. При выделении слогов в словах дети основываются на свой рече-языковой опыт, на практику своей вербальной коммуникации. От того, насколько ребенок успешно освоил слоговую структуру слова, во многом зависит успешное обучение в школе.
Часто при работе с детьми мы видим, что изолированные звуки в речи ребенка присутствуют, но нарушен анализ и синтез, вследствие чего страдает звуко-слоговая структура слова. Деформация звуко-слоговой структуры слова может быть выражена в разной степени, но эти проявления всегда будут носить стойкий характер, и, как правило, без продуманного коррекционно-логопедического воздействия в полней мере не компенсируются. При этом данные нарушения свидетельствуют и о наличии недоразвития речи, и о степени его выраженности.
На сегодняшний день под слогом понимается минимальная единица речевого потока. Данное определение слога исходит с позиции артикуляционной модели. Согласно ей слог следует понимать как определенную последовательность речевых движений, которые образуются единым акцентированным выдохом. Когда слог образуется в результате управляющей команды, как волна нарастающей и ослабевающей звучности, тогда речь идет об акустического подходе. И в первом, и во втором случае гласному принадлежит роль слогообразующего элемента так как он являет собой вершину слога. Согласные при этом выступают его периферическими элементами.
В момент артикуляции слога каждый человек определенным образом объединяет, а не произносит по отдельности звуки, составляющие этот слог. Это произносительное единство звуков, их теснейшая связь между собой отображается и на акустических характеристиках. Если звуки объединены между собой, то артикуляция каждого оказывает действие на артикуляцию соседнего звука. Все это приводит к различным изменениям в звучании. При анализе взаимодействия звуков в сочетаниях «гласный + согласный» и «согласный + гласный» выявляется, что эти взаимодействия различны.
При нарушении звукопроизносительной стороны речи звуки, как правило, заменяются на присутствующие в речи ребенка, такие замены типичны, и гораздо легче поддаются коррекции. При нарушении слоговой структуры слова происходит перестановка, пропуск и добавление слогов, а это уже более тяжелое нарушение речи [1, 6].
Опираясь на данные, представленные в литературе, а также собственные наблюдения за состоянием речи детей представим варианты неправильного воспроизведения слоговой структуры:
- в одном слове комбинируется несколько типов искажений (сокращение согласного в стечениях и недоговаривание слова (карандаш - «кадаш»); недоговаривание конца слова и усечение его начала (мотоцикл - «цике»); пропуск слога и уподобление звука (бутерброд - «тебоди»); сокращение числа слогов и сокращение согласного в стечениях (бурундук - «будук»); опускание начального согласного и сокращение согласного в стечениях (ложка - «ока»);
- персеверации (машина - «мимина»), дробление слова на части (теплоход - «тих..ка..пот»), скандирование (кубики - «бу-би-ки»);
- неправильная постановка ударения даже в простых по структуре словах (нога - «нОга», голова -«гОлова»);
- уподобление начала всех слов характерной структуре (начало слова может формироваться как структура СГ - согласный-гласный (ухо - «вухо», колечко -«пипечко»), либокак структура ГС - гласный -согласный (вода - «ада», банан - «анань»));
- инверсное проговаривание структуры слова в сочетании с другими типами искажений (частичная и полная инверсия: молоко - «камАе», кабинет- «бикане», плечо - «чолея»);
- случаи полного искажения структуры слова (овощи - «кадеи»).
Анализ научной проработанности проблемы позволяет говорить о том, что у детей с ОНР в отношении произношения слов различной структурной сложности выявляется недостаточный уровень сформированности ряда механизмов - артикуляторного, динамического, ритмического, а также механизмов вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, анализа языковых единиц и контроля их языковой правильности [3, 10, 11, 12].
Чтобы коррекционная работа по речевому развитию была успешной, необходимо выбрать наиболее приемлемые и доступные для понимания методы и приемы. Вопросами изучения и преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи занимались такие исследователи как З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкина и др. [1, 3, 9, 10, 12, 13]. Но наиболее серьезный вклад в изучение слоговой структуры слова как отдельного структурного компонента внесла А.К. Маркова. Еще в середине прошлого века вышла в свет ее диссертация «Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи», в которой автор не только выявила особенности овладения произношением слова, но и выделила закономерности, продуктивные для педагогического процесса [10]. На сегодняшний день нет ни одного педагога, который бы в своей работе не использовал рекомендации автора.
Многочисленные исследования показывают, что наглядное моделирование является тем инструментом, которое наиболее полно помогает представить ребенку что такое слог, слово, текст, научиться работать с ними. Метод моделирования основывается на том, что предъявленные в визуальной доступной и понятной для ребенка форме модели способствуют продуцированию скрытых свойств и установлению прочных связей между объектами. Все это оказывает решающее воздействие на развитие мышления ребенка. Экспериментальными исследованиями доказана возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования.
На сегодняшний день мысленно или практически созданная структура, воспроизводящая часть действительности в наглядной и схематизированной форме определяется как модель. Моделирование -способность к выделению и означению существующих структур. Как отмечал еще Л.С. Выготский «...рисовать можно не только вещи, но и речь» [5].
Включение в работу наглядных методов, по мнению Епифанцевой Т.Б., существенно повышает качество коррекционно-логопедического воздействия При использовании наглядного моделирования происходит актуализация чувственных опор ребенка, что способствует усвоению материала на более доступном уровне. Пособия, в основе которых лежит метод моделирования, используются для развития и коррекции фонематического восприятия, развития звукового анализа и синтеза, при закреплении правильного звукопроизношения, расширения словаря, изучения грамматического строя речи [6].
Использование графических моделей-рисунков (изографов), которые ребенок выполняет самостоятельно в заданном коррекционно-педагогическом контексте и есть современное понимание изографического моделирования. Оно представляет собой объединение изобразительной и речевой деятельности ребенка, которые являются взаимодополняемыми и взаимостимулируемыми.
Изограф - это картинка. На данной картинке буквами нарисованы слова, которые могут быть различным образом расположены в пространстве. При этом они оптически похожи на предмет. Данный вид моделирования не требует специальной подготовки и обучения со стороны ребенка. Данный вид деятельности ему понятен доступен и отвечает природе детства. при использовании изографического моделирования коррекционно-педагогический процесс становится интересным, занимательным не только для ребенка-дошкольника, но и для педагога.
Карнауховой Я.Б. было проведено экспериментальное исследование, которое достоверно зарегистрировало эффективность применения изографического моделирования как метода. Автор доказывает, что с помощью данного метода доступно развитие связной монологической речи у детей с ОНР при пересказах, составлении рассказов, рассуждениях, заучивании [8].
А.Ф. Братченко, Л.Ф. Себина использовали изографы в своей работе для обучения грамоте в школе. Они отмечали, что в процессе распознавания и рисования изографа происходит развитие всех функций и операций, входящих в процесс письма и чтения, что является предупреждением дислексии и дисграфии [4].
Отметим, что когда ребенок самостоятельно придумывает и рисует изограф, это формирует в нем определенный способ мышления, тренирует его в звуковом анализе и синтезе, что как раз необходимо для формирования слоговой структуры слова.
В методике работы с изографами можно выделяют следующие этапы:
1. Рассмотрение изографа и нахождение в нем всех «спрятанных» букв.
2. Визуальное представление предмета, скрытое в изографе.
3. Отстукивание ритма слова - изографа.
4. Определение орфограммы в этом слове.
5. Составление слова.
6. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
7. Записывание слова - изографа.
8. Называние букв и звуков слова - изографа.
9. Разделение слова - изографа на слоги.
10. Узнавание и называние гласных и согласных букв и звуков в слове-изографе.
11. Зарисовка слова - изографа.
12. Придумывание предложения со словом-изографом.
13. Выкладывание из крупы одного из слогов слова-изографа.
Анализ методической литературы по коррекции нарушений слоговой структуры слова позволяет сделать вывод о существовании разных вариантов организации логопедической работы. Однако, по-прежнему актуальным является вопрос использования разных видов опор несмотря на многообразие методических рекомендаций. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о необходимости разработки коррекционно-развивающей программы по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В настоящее время нами готовится к реализации программа формирующего эксперимента. Ее содержание основано на научной концепции Г.В. Бабиной, Н.Ю. Софонкиной. Методической основой формирующего эксперимента явились работы Т.А. Ткаченко, А.К. Марковой, Н.С. Четверушкиной, З.Е. Агранович и др. Данные методики подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Нами были определены цели, задачи и направления коррекционной работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, составлен план работы.
Основные направления деятельности:
- совместно с педагогами МДОУ (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом) продолжать работу по развитию оптико-пространственной ориентировки в двухмерном и трехмерном пространстве, совершенствование кинетических, кинестетических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий;
- развитие динамической и ритмической организации движений;
- развитие кинетического и кинестетического праксиса;
- развитие артикуляционной моторики, преодоление артикуляционной апраксии и коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия и слухо-речевой памяти;
- формирование умения воспринимать и проговаривать лексические единицы;
- осуществление коррекционной деятельности с использованием разных видов опор, в частности, с привнесением в образовательный процесс изографического моделирования.
Основная форма проведения занятий, периодичность: работа по коррекции слоговой структуры слова в условиях логопедической группы проводится по 5-7 минут как часть индивидуального логопедического занятия 2-3 раза в неделю; 7-9 минут как часть фронтального логопедического занятия ежедневно.
Прогнозируемые результаты:
1. В результате совместной деятельности учителя-логопеда и специалистов ДОУ по развитию пространственной ориентировки, совершенствования статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий будет создана прочная основа для развития слоговой структуры слова.
2. Работа над развитием кинетическим и кинестетическим праксисом, развитие артикуляционной моторики и преодоление апраксии, коррекция звукопроизношения и развитие фонематического восприятия качественно изменят состояние слоговой структуры слова, увеличат способность к переключению с одной артикуляции на другую.
3. Анализ и синтез последовательности языковых единиц по порядку их следования, темпу и ритму воспроизведения, по количественному составу, все это увеличит возможности восприятия и проговаривания звукоряда.
4. Поэтапная отработка слогов на уровне гласных, открытых слогов и слогов со стечениями согласных, упражнение в наращивании слогов обеспечат коррекцию искажений слоговой структуры слова и уподобление слогов.
5. Использование изографического моделирования в образовательном процессе существенно увеличит эффективность образовательного процесса за счет предоставления разных видов опор, а создание игровых ситуаций поможет максимально заинтересовать детей в выполнении предлагаемых упражнений.
Мы предполагаем, что по итогам апробации программы коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР, во-первых, произойдут качественные изменения в развитии таких компонентов речи, как ритмико-интонационные средства языка, фонематическое восприятие, способность воспроизведения слогового состава слова.
Во-вторых, произойдет качественное изменение звукопроизносительной стороны речи.
В-третьих, станет существенно меньше трудностей в произнесении стечений согласных звуков в трехсложных и многосложных словах у дошкольников.
Выводы. Таким образом, одной их самых сложных и актуальных проблем современной фонетики на сегодняшний день является - слогообразование. О звуко-слоговой структуре слова можно говорить как о количественной характеристике слова с точки зрения ее последовательности и различных видов составляющих его слогов. Учеными доказано, что от того как у ребенка развиты фонематическое восприятие, артикуляционные возможности, семантическая составляющая, мотивационная сфера, а также уровень развития неречевых процессов будет зависеть качество овладения слоговой структурой слова. Одним их эффективных средств коррекции звуко-слоговой структуры слова выступает изографическое моделирование, зарекомендовавшее себя в направлении коррекционно-логопедической работы.
Литература:
1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. «Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001 г.
2. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. Вестник Мининского университета. 2019. Т.7 No 1. URL: https://vestnik.mininunier.ru/jour/article/view/931
3. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. - М.: Парадигма, 2010 - 96 с.
4. Братченко А.Ф, Сербина Л.Ф. Изографы. Пособие для педагогов и родителей по предупреждению дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Ставрополь: Ставрополь сервис школа, - 1998.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
6. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с.
7. Жинкин Н.И. «Речь как проводник информации» М. Изд. «Наука» 1982 г.
8. Карнаухова Я.Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. - 2013. - №1.
9. Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей. - Специальная школа. М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. 4, 1959, С. 86-89.
10. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР. Автореферат диссер. канд. пед наук. - М., 1963, 25 с.
11. Медведева Е.Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. Вестник Мининского университета. 2014 г. №3 Стр. 21-24
12. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно» [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2001 - 40 с.
13. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. - М.: Национальный книжный центр, 2017 - 192 с.