Научная статья на тему 'Особенности изучения иформированиязвуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'

Особенности изучения иформированиязвуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1811
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
звуко-слоговая структура слова / общее недоразвитие речи / sound-syllabic structure of the word / general underdevelopment of speech

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л. А. Бондарева, Л. С. Яговкина

В статье представлен анализ существующих подходов к определению понятия звуко-слоговой структуры слова. Описано содержание логопедического изучения и формирования звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Статья предназначена логопедам, воспитателям и родителям, взаимодействующим с детьми, имеющими речевую патологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Л. А. Бондарева, Л. С. Яговкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDYING AND FORMATION OF THE SOUND- SYLLABIC STRUCTURE OF SPEECH IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

The article presents the analysis of existing approaches to the definition of the sound-syllabic structure of the word. The content of logopedic study and formation of sound-syllabic structure of the word in children of preschool age with general underdevelopment of speechof the third level is described. The article is intended for speech therapists, educators and parents, working with children with speech pathology.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения иформированиязвуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»

УДК 371.927

Л.А. Бондарева, Л.С. Яговкина

Курганский государственный университет,

Курган

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИФОРМИРОВАНИЯЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлен анализ существующих подходов к определению понятия звуко-слоговой структуры слова. Описано содержание логопедического изучения и формирования звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Статья предназначена логопедам, воспитателям и родителям, взаимодействующим с детьми, имеющими речевую патологию.

Ключевые слова: звуко-слоговая структура слова, общее недоразвитие речи.

L.A. Bondareva, L.S. Yagovkina Kurgan state University, Kurgan

FEATURES OF STUDYING AND FORMATION OF THE SOUND-SYLLABIC STRUCTURE OF SPEECH IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

Abstract. The article presents the analysis of existing approaches to the definition of the sound-syllabic structure of the word. The content of logopedic study and formation of sound-syllabic structure of the word in children of preschool age with general underdevelopment of speechof the third level is described. The article is intended for speech therapists, educators and parents, working with children with speech pathology.

Key words: sound-syllabic structure of the word, general underdevelopment of speech.

В настоящее время российское образование претерпевает многочисленные изменения, касающиеся не только нормально развивающихся детей, но и детей с отклонениями в речевом развитии. Дети с речевой патологией, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, адаптируется и социализируется в обществе более медленно и качественно по-иному. Чтобы ребенок смог быстро включиться в работу, эф-

фективно взаимодействовать с окружающими, он должен владеть определенными умениями и навыками, главными из которых являются речевые умения.

Правильно оформленная, грамотная, красивая речь зависит от многих показателей, одним из которых является состояние звуко-слоговой структуры слова, поэтому речевое развитие рассматривается как один из показателей успешной адаптации в обществе детей с недоразвитием речи. Овладение звуко-слоговой структурой слова может способствовать более успешному развитию ребенка с речевой патологией в дошкольном возрасте.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, по наблюдениям РЕ. Левиной, имеют те или иные характерные недостатки речевого оформления: неточное употребление и неточное знание многих обиходных слов; в активном словаре преобладают глаголы и существительные; слова, обозначающие качества, признаки предметов используют нечасто; простые предлоги используют с ошибками, сложные - не наблюдаются в речи; способами словообразования владеют на низком уровне; в своей речи чаще пользуются простыми предложениями; слабо оперируют грамматическими формами; часто наблюдаются недостатки звукопроизношения [3].

Наряду с недостатками звукопроизноше-ния обнаруживаются нарушения звуко-слого-вой структуры слова, что ведет к трудностям в овладении звуковым анализом и синтезом. Р.И. Лалаева и Н.В.Серебрякова отмечают, что диагностическим показателем речи детей данного уровня является нарушение слоговой структуры, дети видоизменяют в разных вариациях слоговой состав слова. Часто можно наблюдать, как ребенок правильно повторяет трех-четырехсложные слова, но в самостоятельной речи эти же слова произносит с искажениями, сокращая количество слогов («дети игали в гонялки» - дети играли в догонялки). Большое количество ошибок встречается при передаче звуконаполняемости слов: перестановка и замена звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове («тапотик» - ком-потик). Типичными для данного уровня являются также персеверации слогов («хакист» - хоккеист; «вавалпотик» - водопроводчик), антиципации («астобус» - автобус, «лилисадист» - велосипедист), добавление лишних звуков и слогов («ли-монт» - лимон) [2].

По данным Р.Е. Левиной, дети общего недоразвития речи третьего уровня пользуются полной слоговой структурой слов, лишь в качестве остаточного явления отличаются перестановки звуков, слогов и слов (колбаса - «кобалса», сковородка -«соквородка»). По сравнению с предыдущим уровнем речевого развития, здесь нарушения слоговой структуры слова проявляются значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева также обращают внимание на то, что искажения звуко-слоговой структуры слова у детей на третьем уровне отмечаются в иноязычных словах, незнакомых и сложных - длинных и со стечением согласных, например, «художественный». По мнению исследователей, этот дефект может постепенно исчезнуть по мере развития речи, но постоянно будет возвращаться при встрече ребенка с новой звуко-слоговой структурой слова [1].

Т.А. Титова отмечает, что в случаях речевой патологии процесс овладения звуко-слоговой структурой слова растягивается на определенное время и характеризуется определенной спецификой, качественным своеобразием. В случае речевой патологии возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Кроме того, по мнению Т.А. Титовой, нарушение звуко-слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слого-вой и морфологической структурой слова (например, «регулировщик»). В дошкольном возрасте дети часто специально избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих [4].

К нарушениям звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Т.А. Титова относит:

-пропуски звуков и слогов (элизия), например, «ова» - «корова»;

-перестановки звуков и слогов, или метатеза, например, «жолка» - «ложка»;

-полное или частичное уподобление звуков и слогов, или явление дистантной ассимиляции, которая может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер, например, «чечели» - «качели», «кукукуза» - «кукуруза»;

-добавление звуков и слогов, например, «мед-ведьведь» - «медведь»;

-контаминации (смешения), например, «я по-ломою» - «я мою пол»;

-замена одних звуков другими, например, «ту-лять» - «гулять»;

-упрощение стечения согласных в слове, например, «тул» - «стул»;

-искажения структуры слов до неузнаваемости: «болитка» - «коробочка»;

-преждевременное произнесение последующего звука в слове (антиципация), наиболее часто встречающаяся ошибка - искажение стечения согласных, например, «чени» - «черный» [4].

Но все же соотношение указанных ошибок у детей с недоразвитием речи неоднородно. Некоторые ошибки встречаются редко, например, контаминации, а другие наиболее часто, например, упрощение групп стечения согласных. По мнению Т.А. Титовой, очень редко у детей с общим

недоразвитием речи встречаются затруднения в использовании ударения, так как в онтогенезе раньше появляется понимание и усвоение интонационно-мелодической стороны речи, а затем -ритмико-мелодической. Дети с общим недоразвитием речи при восприятии и воспроизведении ритмических структур различной сложности испытывают различные трудности, что проявляется, с одной стороны, в моторной неловкости, некоорди-нированности движений рук и ног, туловища и в трудностях воспроизведения ритмов (количество, соотношение слабых и сильных ударов и т.д.) с другой стороны.

Мы предположили, что формирование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня будет проходить успешнее, если формировать у детей фонематическое восприятие, кинетическую основу артикуляторных движений, ритмическую и динамическую организацию движений, пространственную ориентацию, звуко-слоговую структуру слова.

С целью выявления уровня звуко-слоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, мы провели констатирующий эксперимент на базе детского сада МДОУ №54 «Смородинка» г. Кургана, в котором приняли участие 10 детей экспериментальной и контрольной группы второго года обучения.

Звуко-слоговую структуру мы изучали по компонентному составу, выделенному на основе исследований А.Р. Лурии, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутина, А.В. Венгера, Г.В. Бабиной, с помощью адаптированных нами методик Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Р.И. Лалаевой, А.К. Мастюковой, Г.В. Бабиной, Г.А. Волковой, И.С. Лопухиной, А.В. Семенович.

В ходе исследования мы использовали следующие методы: библиографический, метод наблюдения, метод беседы, метод анализа продуктов деятельности детей. Результаты оценивались по балльно-уровневой системе.

Учитывая критерии нормы, мы выявили уров-невые группы сформированности компонентов звуко-слоговой структуры слова у детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня как в экспериментальной, так и в контрольной группе, и их специфические особенности.

Особенности состояния звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня:

А Нарушение количества слогов: пропускали, сокращали слоги, чаще это были слоги со стечением согласных звуков (комната - комата, колбаса - кабаса и т.д.); пропускали слогообразующую гласную (патина - паутина); наблюдалось увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных (ножницы - ноженицы);

Б Нарушение последовательности слогов в слове: переставляли звуки соседних слогов (яблоко - ялбоко, пакет - капет);

В Искажение структуры отдельного слога (стул - тул, дверь - верь); вставляли лишнюю согласную в слог (диван - дивант);

Г Уподобление слогов (антиципация): барабан - бабабан,капитан - пипитан;

Д В единичных случаях наблюдались персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение): библиотекарь - били-билиотекарь;

Е Смешения слов (контаминации) также, в единичных случаях: (белток - белок, желток, жа-баед - жаба, людоед).

Наиболее часто перечисленные ошибки встречались в словах со стечением согласных, в сложных и малознакомых словах.

Таким образом, анализируя данные выполнения всех заданий, можно сказать, что у детей с общим недоразвитием речи наиболее часто допускаются ошибки, заключающиеся в пропуске, перестановке, добавлении и сокращении слогов. Это свидетельствует о недоразвитии фонематического восприятия, о недостаточной сформированное™ кинетической организации артикуляторных, ритмических движений, а также о несформиро-ванности пространственных представлений.

Мы можем сделать вывод, что для детей навык звуко-слоговой структуры слова представляет сложность. От ребёнка в первую очередь требуются хорошо сформированное фонематическое восприятие, кинетические основы артикуляционных движений, ритмическая и динамическая организация движений, пространственная организация движений. Самостоятельное общение для них затруднено, многие дети избегают общения с окружающими в силу структуры речевого дефекта.

В настоящее время нами реализуется программа формирующего эксперимента. Его содержание основано на научной концепции А.Р. Лурии, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутиной, А.В. Венгера, Г.В. Бабиной.

Методической основой формирующего эксперимента явились работы Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, А.К. Мастюковой, Г.В. Бабиной, Г.А. Волковой, И.С. Лопухиной, А.В. Семенович. Данные методики мы адаптировали с учетом возрастных и психологических критериев.

Нами определены цели, задачи и направления коррекционно-педагогической работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, составлен план работы: проведение подготовительного, основного, заключительного этапов.

Содержание логопедической работы по формированию звуко-слоговой структуры слова имело следующую структуру:

1 этап - подготовительный. Коррекционная работа на данном этапе была направлена на формирование фонематического восприятия. Также на данном этапе были включены элементы зада-

ний на формирование кинетической основы артикуляционных движений;

2 этап - основной. Целью данного этапа являлось формирование ритмической, динамической и пространственной организации движений. Параллельно с этим осуществлялась работа по развитию звуко-слоговой структуры слова;

3 этап - заключительный. Целью данного этапа логопедической работы являлось закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих этапах.

Формирующий эксперимент реализуется на логопедических занятиях и проводился в форме индивидуальных и групповых занятий. Занятия проходили в рамках коррекционно-логопедиче-ской работы детского сада согласно перспективному планированию, а также во время свободной деятельности детей.

В настоящий момент нами проведен первый этап работы, который направлен на формирование фонематического восприятия.

На этом этапе нами используются разнообразные игры и игровые упражнения. Например, логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной, затем прячет какую-нибудь игрушку (в шкафу, за спину одного из детей и т.д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется - тихо. Несмотря на то, что эксперимент продолжается, мы можем говорить об улучшении показателей дошкольников.

Большинство детей активно участвовали в групповых занятиях, но один мальчик был недостаточно активен. Это можно объяснить особенностями характера ребенка - он часто пассивен на занятиях, по этой причине нами был использован индивидуальный подход.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о положительной динамике у детей контрольной группы.

Список литературы

1 Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,

Т. Б. Филичева - Екатеринбург : Литур, 2008. - 320 с.

2 Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Союз, 2006. - 222 с.

3 Левина Р. Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей /Р. Е. Левина // Специальная школа. - Москва, 2004. -Вып. 4. - С. 86-89.

4 Титова Т. А. Нарушения звуко-слоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. -Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -143 с.

References

1 Zhukova N. S. Preodoleniye obshchego nedorazvitiya rechi u doshkolnikov/N. S. Zhukova, E. M. Mastyukova, T. B. Filicheva -Ekaterinburg : Litur, 2008. - 320 s.

2 Lalayeva R. I. Formirovaniye leksiki i grammaticheskogo stroya u doshkolnikov s obshchim nedorazvitiyem rechi /

R. I. Lalayeva, N. V. Serebryakova. - Sankt-Peterburg : Soyuz, 2006. - 222 s.

3 Levina R. E. Narusheniya slogovoy struktury slova u detey/ R. E. Levina //Spetsialnaya shkola. - Moskva, 2004. - Vyp. 4. -S. 86-89.

4 Titova T. A. Narusheniya zvuko-slogovoy struktury slova i ikh korrektsiya u detey s rechevoy patologiyey. - Sankt-Peterburg : Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2003. - 143 s.

УДК 371.927

А.И. Гаврилова, Л.С. Дмитриевских Курганский государственный университет, Курган

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ГЛУБИННЫХ И ПОВЕРХНОСТНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье представлены особенности методов изучения глубинных и поверхностных синтаксических структур у детей с нарушениями речевого развития. Проведен анализ современной логопедической литературы, Также раскрыта о специфика синтаксического компонента у детей с речевыми патологиями, пути их исследования.

Ключевые слова: глубинные и поверхностные синтаксические структуры, нарушения речевого развития, исследование синтаксических структур.

A.I. Gavrilova, L.S. Dmitrievskikh Kurgan state University, Kurgan

CHARACTERISTICS OF DEEP AND SURFACE SYNTACTIC STRUCTURES OF CHILDREN WITH VIOLATIONS OF SPEECH DEVELOPMENT

Abstract. This article presents the features of methods for studying deep and surface syntactic structures in children with impaired speech development. The analysis of the current logopedic literature is made. Also, the question of the specificity of the syntactic component in children with speech pathologies, the ways of their research is covered.

Key words: deep and surface syntactic structures, speech development disorders, syntactic structures research.

Одним из наиболее актуальных вопросов, волнующих современную педагогику и логопедию, является вопрос о формировании личности детей с речевыми нарушениями.

Исследователями (Т.В. Ахутина, Г.В. Бабина,

B.К. Воробьева, Ж.М. Глозман, В.П. Глухов, А.Р Лурия, В.К. Орфинская, Л.Ф. Спирова,

Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветкова, С.Н. Шаховская и др.) установлено, что у детей с недоразвитием речи из-за нарушения синтаксического компонента имеются определенные трудности формирования коммуникативных навыков, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии речемыслительной и познавательной деятельности. У данной категории детей имеются многочисленные затруднения. Почти у всех детей данной категории выявляются серьезные недостатки синтаксической организации сообщения, что обусловлено довольно низким уровнем сформиро-ванности языковых средств.

По мнению В.М. Солнцевой, глубинная структура формирует смысл предложения, а поверхностная - является письменным или звуковым воплощением этого смысла. Глубинные синтаксические структуры включают в себя совокупность логико-смысловых отношений во внутреннем плане. Сформулировав проведенное различие как различие между «глубинной структурой» предложения и его «поверхностной структурой», можно сделать вывод о том, что первая определяет семантическую интерпретацию предложения, а поверхностная организация единиц определяет фонетическую интерпретацию и связана с физической формой реального высказывания, с его воспринимаемой или производимой формой.

Так, в работах Л.С. Бархударова и В.М. Солнцевой семантическое содержание предложения передается именно глубинной структурой, лежащей в основе реально произнесенного высказывания. Тем не менее, эта глубинная структура таким образом соотносится с реальными предложениями, что каждое из составляющих ее абстрактных может быть непосредственно реализовано в виде простого пропозиционального суждения.

Таким образом, в нашем исследовании мы выделили следующие компоненты и параметры. Семантическая организация речи включает в себя синтаксический и лексический компонент. В свою очередь, синтаксический компонент делится на глубинные и поверхностные синтаксические структуры. Глубинные структуры составляет совокупность логико-смысловых отношений во внутреннем плане, что включает восприятие речи и умение выстраивать последовательность фразы. Поверхностные структуры составляет воспроизведение речи в процессе коммуникации, что включает фонетическое озвучивание фразы с разным значением, умение составлять и пересказывать текст, как с опорой на наглядность, так и без нее.

Такие авторы, как Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова отмечают, что у детей с ОНР 3 уровня понимание обращенной речи значительно развивается и приближает состояние глубинных и поверхностных структур к норме. Попытаемся дать характеристику выдвинутых компонентов при ОНР через анализ литературных источников.

У детей с ОНР 3 уровня отмечается недо-

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.