Научная статья на тему 'Практические аспекты коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом пуговичной терапии'

Практические аспекты коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом пуговичной терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
364
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЗВУКИ / СЛОГИ / КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / SOUNDS / SYLLABLES / CORRECTION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Салахова Алина Рашидовна

В статье отображены ключевые аспекты методики коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи пуговичной терапии, а также результаты ее применения на практике. Авторами рассмотрены этапы коррекционной работы, описаны их задачи, конкретные упражнения и результаты проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF CORRECTION OF SYLLABIC STRUCTURE OF WORDS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH BY BUTTON THERAPY

The article presents the key aspects of the method of correcting the sound-syllable structure of the word in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech button therapy, as well as the results of its use in practice. The authors reviewed the stages of remedial work, described their tasks, specific exercises and the results of the work.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом пуговичной терапии»

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Салахова Алина Рашидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ МЕТОДОМ

ПУГОВИЧНОЙ ТЕРАПИИ

Аннотация. В статье отображены ключевые аспекты методики коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - пуговичной терапии, а также результаты ее применения на практике. Авторами рассмотрены этапы коррекционной работы, описаны их задачи, конкретные упражнения и результаты проведенной работы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, звуки, слоги, коррекция нарушений, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article presents the key aspects of the method of correcting the sound-syllable structure of the word in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech - button therapy, as well as the results of its use in practice. The authors reviewed the stages of remedial work, described their tasks, specific exercises and the results of the work.

Keywords: the general underdevelopment of speech, sounds, syllables, correction of children of preschool age.

Введение. На сегодняшний день немало сказано о том, что процент детей, имеющих определенные речевые и не только нарушения, растет в арифметической прогрессии. Причины этому, как известно, могут быть как экзогенные (внешние), так и эндогенные (внутренние) факторы. Педагоги все чаще сталкиваются со сложными расстройствами у детей (сочетанные нарушения), а ребенок с определенным речевым нарушением, например, с мономорфной дислалией, и вовсе может приравняться к норме в современных реалиях, стремящихся к выраженной индивидуальности и толерантности, или ближайшем будущем. К счастью, нынешние специалисты в области образования находят все более искусные методы коррекции не только моно-, но и более сложных нарушений.

В данной статье авторы рассмотрят практическое применение пуговичной терапии в коррекции звуко-слоговой структуры слова у старших дошкольников, имеющих такое сложное речевое расстройство, как общее недоразвитие речи (ОНР) II и III уровней. Ранее авторы диагностировали у детей с ОНР нарушения в звуко-слоговой структуре слова, апробировав методику А.К. Марковой, которая состоит из 14 классов слов [2].

Изложение основного материала статьи. Нынешняя ситуация с растущим количеством детей, имеющих речевые нарушения, требует от современного образования и новейших методик воспитания и коррекционной работы. Ориентированные на успешный исход педагоги обращаются к разнообразным методам работы: имаготерапии (театрализация), ароматерапии, музыкотерапии, песочной терапии, компьютерным технологиям и т.п. Последние крайне интересует детей, но, как известно, компьютерные технологии очень негативно влияют на зрение и осанку детей, поэтому педагогам требуются иные методики, способные заинтересовать ребенка и отвлечь от гаджета, при этом приносить пользу в виде коррекции нарушений. Каждый из названных методов невозможно применять на практике обособленно и самодостаточно, однако включение в стандартную и утвержденную стандартами программу данных методик является крайне важным и полезным в коррекционной работе, так как позволяет разнообразить и заинтересовать ребенка, включить его в деятельность и игру.

Авторов статьи заинтересовала коррекционная работа с элементами филобутонистики, или пуговичная терапия. Данную технологию они предложили для исследования и апробировали в коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как и ранее, эксперимент проводился в МБДОУ компенсирующего вида в г. Набережные Челны (РФ, РТ). Нами были сформированы две группы лиц (дети с нормой речевого развития не участвовали в данном эксперименте, как было ранее): формирующая (дети, занятия которых проходили без применения пуговичной терапии) и контрольная (дети, занятия которых проходили с применением пуговичной терапии) группы.

Целью эксперимента была демонстрация эффективности пуговичной терапии в коррекции нарушений в звуко-слоговой структуре слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Поэтому нашими задачами были разработать комплекс логопедических упражнений с применением пуговиц и выявить его эффективность.

Логопедические задачи, которые были поставлены авторами:

1. Учить правильному произношению согласных и гласных звуков;

2. Учить дифференциации звуков и навыку звукового анализа и синтеза;

3. Учить правильному произношению отдельных слогов;

4. Учить ударным и безударным слогам;

5. Учить произносить слово по слогам (послоговому проговариванию);

6. Учить правильному произношению слов с различной звуко-слоговой структурой;

7. Учить модулировать слова, изменяя род, число, падеж и т.д.

А также коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук;

2. Развивать ВПФ (высшие психические функции);

3. Способствовать развитию словообразования и словоизменения;

4. Обогатить активный и пассивный словарь;

5. Воспитать навык организационного поведения;

6. Учить навыку выполнения заданий до логического конца;

7. Обучить навыку слушать говорящего.

За основу разработки комплекса коррекционных логопедических занятий с использованием дидактических игр с элементами филобутонистики (пуговичной терапии), направленных на формирование звуко-слоговой структуры слова, была взята методика А.К. Марковой (14 классов слогов, на которых был проведен также констатирующий эксперимент); материал из пособия Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой «Коррекция общего недоразвития речи», в которой указаны также последовательность и этапы работы. Также был взят материал из пособия Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», картинные материалы Кочуговой Н.П. и т.д.

Коррекционная работа строилась на дидактических и специфических принципах. Дидактические: последовательность занятий, наглядность средств обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей. А также специфические: системность и непрерывность занятий, обеспечивающие максимальную эффективность, онтогенетический принцип, который обеспечивает учитель-логопед, знающий сформированность психических функций ребенка, его действий, поведения и навыков, знающий его речевые навыки в разнообразных условиях (с семьей, с воспитателем, со сверстниками), а также изучивший карту ребенка с момента его рождения.

Работа с детьми проходила в три этапа, соблюдая известный принцип последовательности (от простого к сложному). Первый этап работы был посвящен анализу и синтезу звуков. Этот этап работы напоминает работу с детьми, имеющих в речевой карте дислалию. Работа осуществлялась преимущественно на развитие фонематического слуха. У детей, которым диагностировали общее недоразвитие речи, исходя из дефиниции самого термина нарушения, нормальный слух и сохранный интеллект. Однако, в силу степени нарушения (П,Ш уровни) дети не всегда умеют различать фонемы родного языка, несмотря на хороший физический слух. Поэтому на первом этапе работы авторы работали над звуковой оболочкой слова.

Второй этап коррекции включал работу как над звуками, так и над слогами. Помимо автоматизации звука в различных типах слогов (открытые, закрытые, со стечениями согласных и т.п.), ребенок усваивал понятие «слог», учился различать их, познакомился с послоговым проговариванием.

Третий этап был для детей самым сложным: ребенок знакомился с начальными азами ударных и безударных слогов, моделированию слов, то есть работа происходила над словоизменением и словообразованием.

Каждый этап длился в течение 3 месяцев, включал в себя не менее 4 игр с пуговицами, занятия проходили индивидуально, а лексическая тема соответствовала теме, которую учредили воспитатель и учитель-логопед.

3 примера дидактических игр с пуговичной терапией по одной для каждого этапа:

Первый этап. Лексическая тема: «Одежда»; звуки [л] и [л']. Дидактическая игра «Пуговицы на одежде». Материал: пуговицы разной формы и цветов, картинки с изображением людей в повседневной одежде или униформе, картинки с элементами одежды. Задачи дидактической игры: ребенку необходимо назвать человека на картинке, его пол (если изображен человек), профессию (если человек в униформе), взять понравившиеся пуговицы, определить их форму и цвет, расставить пуговицы в необходимые места, проговаривая действия. Например: на картинке я вижу мужчину, он - милиционер, я беру голубую пуговицу и пришиваю ему на рукав. Или: я вижу на картинке желтые галоши, на галошах пуговиц нет.

Второй этап. Лексическая тема: «Транспорт». Дидактическая игра «Груз». Материал: картинки с изображением грузовиков, три горки пуговиц (красные, зеленые и синие). Перед ребенком раскладываются 3 горки пуговиц: зеленые - мягкие согласные, синие - твердые согласные, красные - гласные звуки. Грузовики на картинках везут разные слова. Задача ребенка состоит в том, чтобы «загрузить» пуговицы в грузовик, выложив над кузовом слово. Например: грузовик везет слово «дом». Ребенку нужно над кузовом выложить комбинацию «синяя пуговица - красная пуговица - синяя пуговица», а также проговорить слово по слогам (если 2 и больше слогов). Игра постепенно усложняется количеством слогов и стечением согласных.

Третий этап. Лексическая тема: «Весна», сюжетный рассказ. Дидактическая игра «Пуговичные пазлы». Материал: разноцветные пуговицы разных размеров, заранее подготовленные логопедом картинки. Учитель-логопед заранее подготавливает картинный материал: распечатать найденные в сети интернет или на бумаге А4 рисует контур цветов, солнца, облаков, деревьев и т.п. Задача ребенка состоит в том, чтобы заполнить пространство, отделенное контуром, пуговицами в соответствии с цветом (солнце - желтые, облака -голубые, дерево - зеленое). Затем, когда картинка станет цветной, ребенку нужно рассказать, что изображено на ней, описать предметы, их цвета, что они делают. Например: на картинке я вижу красные цветы, они очень яркие и красивые, над цветами светит желтое солнышко, которое греет все вокруг и т.д.

Как можно заметить по вышеуказанным примерам дидактических игр с пуговицами коррекционная работа велась не только над звуко-слоговой структурой слова, но и над пополнением активного и пассивного словаря, его активизации, мелкой моторики, совершенствованием грамматического строя языка, морфологии и синтаксиса. Занятие в индивидуальном порядке позволяли ребенку не стесняться, чувствовать себя уверенно и не бояться совершить ошибку, а более подвижным детям - сосредоточиться, учиться терпению, навыку слушать внимательно и выполнять задания, доводя их до логического конца.

Для выявления эффективности проведенной работы была проведена контрольная диагностика, по результатам которой были следующие выводы.

Дети из экспериментальной группы, испытывающие затруднения во время выполнений заданий на этапе еще констатирующего эксперимента, в данном эксперименте улучшили свои показатели в звуко-слоговой структуре слова: улучшился фонематический слух, немного быстрее и легче прошла работа над постановкой звука и перехода его в стадию автоматизации. Дети углубили свои познания в слогах, усовершенствовали знания в расчленении слова на слоги, в выявлении в слове мягкого или твердого согласного звука на слух, обозначения и его выделении (синий /зеленый). Также был обогащен словарный запас ребенка по разнообразным темам (одежда, профессии, времена года и т.д.). Дети закрепили навык самостоятельной речи.

Завершающим этапом в коррекционной работе с детьми, имеющих общее недоразвитие речи, стало закрепление полученных навыков в правильном употреблении в речи звуко-слоговой структуры, базиса, на котором держится вся речь. Проверочным итогом стал третий этап, где нужно было составлять рассказы с

помощью пуговиц. Качество слов, а именно правильного произношения звуко-слоговой оболочки слова, улучшилось.

Результаты контрольного эксперимента показали следующие выводы. Выполнение задания после пройденного комплекса коррекционной работы с применением пуговичной терапии на уже известной системе классов слов А.К.Марковой выявило, что группа детей, которая занималась с пуговицами, справилась успешнее, чем группа детей, которые занимались по стандартной схеме. Также снизился процент нарушений в звукопроизношении, который был крайне повышен ранее, у детей II уровня ОНР частично ушли имеющиеся аграмматизмы в речи, у детей III уровня уменьшилось количество грамматических ошибок в речи.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что пуговичная терапия в составе традиционного занятия со старшим дошкольником, имеющим общее недоразвитие речи, приносит положительные результаты, благодаря особенностям пуговичной терапии (простота использования, наглядность, яркость, в какой-то степени необычность и т.п.).

С помощью пуговичной терапии:

1. Возможно повысить заинтересованность ребенка в занятии, привлечь его внимание и разбудить желание участвовать в коррекционной работе;

2. С помощью индивидуальных занятий с пуговичной терапией возможно поработать с поведением конкретного ребенка: более спокойному дать раскрыться, почувствовать себя уверенно, уделить ему необходимое внимание, более динамичному - направить энергию в нужное русло, успокоить;

3. В дидактических играх с применением пуговичной терапии гармонично и постепенно можно совершенствовать все языковые уровни, в нашем случае - фонетический (звуко-слоговая структура слова);

4. Применение пуговиц в играх может развивать мелкую моторику, внимательность, осторожность, усидчивость, тактильную чувствительность;

5. Пуговичную терапию возможно использовать по-разному: от изучения отдельного звука до составления текста, а также в работе над разными уровнями языка, над темпо-ритмической организацией речи. Можно применять как в работе с учителем-логопедом, так и дома под присмотром родителей.

Использование данного метода оказывает не только образовательный, но и в какой-то степени терапевтический, успокаивающий эффект.

Литература:

1. Жулина Е.В., Салахова А.Р. / Пуговичная терапия как средство коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. / Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-4. с. 419-421.

2. Жулина Е.В., Салахова А.Р. / Сравнительное изучение особенностей звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и в норме / Проблемы современного педагогического образования, 2019. № 62-3. с. 80-82.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. / Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

4. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1961

5. Филичевой Т.Б. / Логопедия. Теория и практика - М.: Эксмо, 2017. - 608 с.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. / Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. / Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2009. - 189 с.

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. / Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); студентка 2 курса магистратуры Смольянинова Светлана Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОТЕСТИРОВАНИЯ ПО МЕТОДУ ТОМАТИС В ДИАГНОСТИКЕ ДИСГРАФИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья содержит систему диагностики нарушений письменной речи младших. Целью данной статьи является разработка на основе использования современных инновационных технологий основных методов и приемов диагностики дисграфии. Авторами представлена логопедическая диагностика в сочетании с аудиотестированием по методу Томатис.

Ключевые слова: дисграфия, диагностика, фонематический слух, диагностика Томатис, младший школьник.

Annotation. The article contains a system of diagnostics of violations of written speech of the younger. The purpose of this article is to develop on the basis of use of modern innovative technologies, the basic methods and techniques of diagnosis of dysgraphia. The authors presented a logopedic diagnosis in combination with audiotutorial method Tomatis.

Keywords: dysgraphia, diagnosis, phonemic hearing, diagnosis Tomatis, a Junior high school student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.