Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1256
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / FORMATION / SYLLABLE STRUCTURE OF A WORD / PRESCHOOLERS / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алпатова Н.С., Попова Л.В., Харчук М.В.

Статья посвящена проблеме формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Выявлены особенности формирования слоговой структуры слова, описана система логопедической работы по преодолению недостатков слоговой структуры слова у названной категории детей, проанализированы результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алпатова Н.С., Попова Л.В., Харчук М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE SYLLABIC STRUCTURE OF THE WORD IN PRESCHOOLERS WITH A GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article is devoted to the problem of forming the syllabic structure of a word in preschoolers with a general speech underdevelopment. The features of the formation of the syllabic structure of the word are revealed, the system of speech therapy work to overcome the shortcomings of the syllabic structure of the word in the named category of children is described, the results of the study are analyzed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Алпатова Н.С.

НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва, доцент кафедры «Дошкольной дефектологии и логопедии», кандидат социологических наук Попова Л.В.

МДОУ «Детский сад № 107 «Искорка», г. Волжский, учитель-логопед

Харчук М.В.

МДОУ «Детский сад №109 «Колокольчик», г. Волжский,

учитель-логопед

THE FORMATION OF THE SYLLABIC STRUCTURE OF THE WORD IN PRESCHOOLERS WITH

A GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Alpatova N.

NOU VO «Moscow socially-pedagogical institute», Moscow, associate professor of the department «Preschool defectology and speech therapy», candidate of sociological sciences Popova L.

MDOU «Kindergarten No. 107» Spark, Volzhsky, teacher speech therapist

Kharchuk M.

MDOU «Kindergarten No. 109» Bell, Volzhsky, teacher speech therapist

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Выявлены особенности формирования слоговой структуры слова, описана система логопедической работы по преодолению недостатков слоговой структуры слова у названной категории детей, проанализированы результаты исследования. Abstract

The article is devoted to the problem of forming the syllabic structure of a word in preschoolers with a general speech underdevelopment. The features of the formation of the syllabic structure of the word are revealed, the system of speech therapy work to overcome the shortcomings of the syllabic structure of the word in the named category of children is described, the results of the study are analyzed.

Ключевые слова: формирование, слоговая структура слова, дошкольники, общее недоразвитие речи. Keywords: the formation, syllable structure of a word, preschoolers, general speech underdevelopment.

Актуальность исследования заключается в том, что формирование слоговой структуры слова является одной из приоритетных задач логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Эффективность такой работы зависит от своевременного выявления речевых нарушений и их коррекции, что способствует предупреждению негативного влияния речевых расстройств на психическое развитие ребенка и формирование его личности в целом.

Исследования состояния слогового состава слова у дошкольников с общим недоразвитием речи проводились многими теоретиками и практиками. Проблемой изучения усвоения структурного состава слова дошкольниками с отклонениями в речевом развитии занимались Р.Е. Левина, АХ. Маркова, И.Н. Садовникова, Т.А. Ткаченко, Н.Н. Трауготт и другие. Учеными представлена типология деформаций слоговых и ритмических составляющих слова, определены пути коррекции таких нарушений. В работах В.А. Ковшикова, А.К. Марковой, Н.Ю. Сафонкиной, Е.Ф. Соботович, О.Н.

Усановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и других представлена корреляция слоговой структуры слова с усвоением его звукового состава, формированием грамматического строя речи и фонемного анализа.

Несмотря на большое количество работ по проблеме нарушений и формированию предпосылок слоговой структуры слова у детей с различными речевыми расстройствами, недостаточно широко представлены исследования об особенностях процесса развития слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, способах его оптимизации. Между тем, усвоение слоговой структуры слова является одним из условий успешного овладения детьми грамотой и обучения их в школе.

Цель исследования: выявить особенности формирования слоговой структуры слова, реализовать систему логопедической работы по преодолению недостатков слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень).

Практическая значимость работы заключается

в возможности использования материалов исследования в логопедической практике в процессе работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Исследование проводилось на базах МДОУ Детский сад № 107 «Искорка» и МДОУ Детский сад № 109 «Колокольчик» г. Волжского. В экспериментальном исследовании приняли участие дети с общим недоразвитием речи (3 уровень) в количестве 12 человек.

На первом этапе логопедической работы с помощью методик С.Е. Большаковой [1], Е.А. Стребе-левой [2] мы диагностировали уровень сформиро-ванности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Полученные результаты диагностики позволили определить особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Были выделены уровни выполнения заданий, включающих произношение различных типов слоговой структуры слова:

1) двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (низкий уровень - 25% дошкольников; средний - 75%; высокий - 0%).

2. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (низкий уровень - 25% дошкольников; средний - 75%; высокий - 0%).

3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога (низкий уровень - 25% дошкольников; средний - 75%; высокий - 0%).

4. Двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (низкий уровень - 33,3% дошкольников; средний - 66,7%; высокий - 0%).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (низкий уровень - 50% дошкольников; средний - 50%; высокий - 0%).

6. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (низкий уровень - 50% дошкольников; средний - 50%; высокий - 0%).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (низкий уровень - 50% дошкольников; средний - 50%; высокий - 0%).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (низкий уровень - 58,3% дошкольников; средний -41,7%; высокий - 0%).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (низкий уровень - 58,3% дошкольников; средний - 41,7%; высокий - 0%).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (низкий уровень - 66,7% дошкольников; средний - 33,3%; высокий - 0%).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (низкий уровень -50% дошкольников; средний - 50%; высокий - 0%).

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (низкий уровень - 66,7% дошкольников; средний - 33,3%; высокий - 0%).

13. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (низкий уровень - 58,3% дошкольников; средний - 41,7%; высокий - 0%).

14. Четырехсложные слова со стечением согласных (низкий уровень - 66,7% дошкольников; средний - 33,3%; высокий - 0%).

Анализ диагностических данных показал, что высокого уровня не выявлено ни у одного из детей, наблюдается средний уровень и значительно преобладает низкий уровень.

Обобщив результаты данной методики можно сделать вывод, что чем больше усложняется слоговая структура слова, тем больше ошибок допускают дошкольники с общим недоразвитием речи. Были выявлены следующие трудности произношения дошкольниками слов сложного слогового состава: усечение слогового контура из-за выпадения слога или нескольких слогов; нарушение последовательности слогов в слове; пропуск слогов; уподобление слогов. Наиболее распространенной ошибкой произношения слов различной слоговой структуры у дошкольников является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Звуковое оформление речи детей с общим недоразвитием нечётко, наблюдается смешение звуков.

Полученные результаты диагностики свидетельствовали о необходимости проведения логопедической работы по преодолению недостатков слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень). За основу мы взяли методику Т.А. Ткаченко.

Система логопедической работы предполагала реализацию следующих этапов формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи:

1) подготовительный этап (была создана фо-нетико-фонематическая база);

2) этап формирования слоговой структуры слова;

3) этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (дети заучивали рифмовки, стихи, рассказы, скороговорки с правильно произносимыми звуками);

4) завершающий этап (дети использовали полученные навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи) [3].

Для оценки эффективности коррекционно-ло-гопедической работы мы провели контрольное обследование, направленное на выявление уровня сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень).

По результатам контрольного обследования мы получили следующие данные:

1. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (высокий уровень - 41,7% дошкольников; средний - 58,3%; низкий - 0%).

2. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (высокий уровень - 41,7% дошкольников; средний - 58,3%; низкий - 0%).

3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога (высокий уровень - 41,7% дошкольников; средний - 58,3%; низкий - 0%).

4. Двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (высокий уро-

вень - 41,7% дошкольников; средний - 58,3%; низкий - 0%).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (высокий уровень - 33,3% дошкольников; средний - 66,7%; низкий - 0%).

6. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (высокий уровень - 33,3% дошкольников; средний - 66,7%; низкий - 0%).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (высокий уровень - 25% дошкольников; средний -75%; низкий - 0%).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (высокий уровень - 25% дошкольников; средний -66,7%; низкий - 8,3%).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (высокий уровень - 25% дошкольников; средний - 66,7%; низкий - 8,3%).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (высокий уровень - 25% дошкольников; средний - 58,3%; низкий - 16,7%).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова (высокий уровень -33,3% дошкольников; средний - 66,7%; низкий -0%).

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (высокий уровень - 25% дошкольников; средний - 58,3%; низкий - 16,7%).

13. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (высокий уровень - 25% дошкольников; средний - 66,7%; низкий - 8,3%).

14. Четырехсложные слова со стечением согласных (высокий уровень - 25% дошкольников; средний - 58,3%; низкий - 16,7%).

Качественный анализ результатов диагностики позволил выявить положительную динамику показателей у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Таким образом, сравнительный анализ обобщенных результатов эксперимента, полученных на начальном и заключительном этапах, показал, что после проведения целенаправленной логопедической работы показатели уровня сформированности слоговой структуры слова существенно улучшились: у детей выявлен высокий уровень, который до формирующего эксперимента отсутствовал; возросло количество детей со средним уровнем и уменьшилось с низким. Однако, несмотря на значительное повышение индивидуальных показателей у большинства дошкольников, мы наблюдаем детей, которым требуются дополнительные коррекцион-ные занятия.

В целом полученные результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной нами логопедической работы по преодолению недостатков слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы

1. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56 с.

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие; с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е.А. Стре-белевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2004. - 164 с.

3. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 40 с.

ВНЕДРЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ - КАК КОМПОНЕНТА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бидучак А.С.

Высшее государственное образовательное учреждение Украины «Буковинский государственный медицинский университет», Черновцы

кандидат медицинских наук, доцент

IMPLEMENTATION OF EVIDENCE-BASED MEDICINE - AS A COMPONENT OF IMPROVING

THE QUALITY OF MEDICAL EDUCATION

Biduchak A.

Higher State Educational Establishment of Ukraine «Bukovinian State Medical University», Chernivtsi Ph.D, аssistant Professor

Аннотация

Доказательная медицина рассматривается как новый подход, направление или технология для сбора, анализа, обобщения и интерпретации научной информации с целью выбора подходящего лечения для конкретного пациента. Достаточно близко, доказательная медицина сливается с клинической фармакологией. Однако принципы доказательной медицины могут успешно применяться практически в любой области анализа результатов клинических испытаний, а также при решении задач организации оптимальной системы здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.