Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР'

СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СВЯЗНАЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОБЩИН НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) / ИЗОГРАФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнаухова Яна Борисовна, Пилипчук Лариса Сергеевна

В статье раскрываются основные аспекты применения стратегии коррекционно-логопедической работы по использованию изографического моделирования для формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается модульная структура стратегии коррекционно-логопедической работы, описываются особенности реализации коррекционной работы в четырех модулях, отмечаются условия ее эффективности, приводятся примеры методов и приемов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карнаухова Яна Борисовна, Пилипчук Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY FOR USING ISOGRAPHIC MODELING IN THE FORMATION OF CONNECTED MONOLOGICAL SPEECH OF PRESCHOOLERS WITH ONR

The article reveals the main aspects of applying the strategy of correctional speech therapy work on the use of isographic modeling for the formation of coherent monological speech of preschool children with general speech underdevelopment (ONR). The modular structure of the strategy of correctional speech therapy work is considered, the features of the implementation of correctional work in four modules are described, the conditions for its effectiveness are noted, and examples of methods and techniques of work are given.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

15. Чертыкова И.П. Социально-психологическая природа имиджа // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3(33). - С. 134-137

16. Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. -Новосибирск: СибАК, 2011. - Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/x/26033

Педагогика

УДК 373

старший преподаватель Карнаухова Яна Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); кандидат психологических наук, доцент Пилипчук Лариса Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)

СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты применения стратегии коррекционно-логопедической работы по использованию изографического моделирования для формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается модульная структура стратегии коррекционно-логопедической работы, описываются особенности реализации коррекционной работы в четырех модулях, отмечаются условия ее эффективности, приводятся примеры методов и приемов работы.

Ключевые слова: изографическое моделирование, связная монологическая речь, стратегия коррекционно-логопедической работы, дошкольники с общин недоразвитием речи (ОНР), изограф.

An^tatton. The article reveals the main aspects of applying the strategy of correctional speech therapy work on the use of isographic modeling for the formation of coherent monological speech of preschool children with general speech underdevelopment (ONR). The modular structure of the strategy of correctional speech therapy work is considered, the features of the implementation of correctional work in four modules are described, the conditions for its effectiveness are noted, and examples of methods and techniques of work are given.

Keywords: isographic modeling, coherent monological speech, strategy of correctional speech therapy, preschool children with severe speech underdevelopment, isographer.

Введение. Развитие связной монологической речи в дошкольном возрасте является одной из центральных задач логопедической помощи дошкольнику с речевым нарушением. Познание ребенком окружающего мира, становление сознания и формирование личности связаны с развитием монологической речи.

Вопросам изучения развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены исследования многих авторов (В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, С.А. Миронова, Н.С. Жукова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и др.) [1, 2, 4, 5]. При этом разработка эффективных технологий, методов, стратегий коррекционно-логопедической работы является актуальным запросам для практики и теории современной логопедии [1, 2, 3].

Изложение основного материала статьи. В данной статье описываются результаты исследования, проведенного специалистами лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» Института психологии и педагогики АлтГПУ г.Барнаул. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 67», МДОУ «Детский сад № 48», МДОУ «Детский сад №187» г. Барнаула и МБДОУ ЦРР «Детский сад №10», МБДОУ «Детский сад №19» г.Новоалтайска в период с 2015 по 2020 года и было направлено на разработку, внедрение и оценку эффективности стратегии использования изографического моделирования в формировании связной монологической речи дошкольников с ОНР. В исследовании принимали участие 214 старших дошкольников: из них 154 - с общим недоразвитием речи и 60 - с нормой речевого развития. Обработка данных осуществлялась с помощью пакетов Microsoft Office Excel; SPSS (t-критерий Стъюдента; U-критерий Манна-Уитни; корреляционный анализ), оценка эффективности разработанной стратегии основывалась на анализе статистически достоверных результатов ( на уровне значимости р < 0,05 или р < 0,010) работы в экспериментальной и контрольных группах.

Разработанная стратегия использования изографического моделирования в формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР была направлена на решение следующих задач:

1. Сформировать содержательную насыщенность и структурно-смысловую организацию связного самостоятельного монологического высказывания (текста) методом изографического моделирования у дошкольников с ОНР.

2. Активизировать познавательную деятельность, эмоциональную и творческую активность дошкольников с ОНР методом изографического моделирования.

Стратегия коррекционно-логопедической работы, как и педагогическая стратегия в целом, понимается нами как определенный план и процесс действий педагога в отношении реализации задач развития и воспитания дошкольника, определение целей, путей и средств их достижения [1, 2, 3].

Стратегия коррекционно-логопедической работы предполагала и создание предметно-развивающей среды, включающей: разнообразный иллюстративный материал, схемы, изографические модели разных предметов, наличие игрового оборудования: мелкий дидактический строительный материал; индивидуальные магнитные доски для рисования.

В своей работе мы основывались на концентрический принцип построения содержания занятий: от предметной стороны определенной области действительности к ее смысловой стороне, изображенной на рисунке - изографе, а затем к интерпретации смыслового содержания речевыми средствами.

Кроме того, логопедическая практика показала необходимость реализации линейных связей на занятиях различных специалистов: учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя. Эти связи

основывались на общей тематике занятий, единообразных приемах взаимодействия взрослого и ребенка в системе знаково-символической деятельности, анализе уровня знаний и умений детей, общности педагогических задач [1, 2, 3].

Разработанная стратегия использования изографического моделирования в формировании связной монологической речи старших дошкольников с ОНР состоит из четырех модулей, объединенных компонентами: цель, задачи, содержание, методические приемы, средства и организационные формы работы.

Первый модуль - формирование мотивационного аспекта восприятия изографических моделей.

Организуя занятие по формированию связной монологической речи методом изографического моделирования, педагог способствует процессу восприятия изографической модели и несет организующую помощь. Первые занятия по формированию связной речи методом изографического моделирования не предполагали самостоятельного создания изографических моделей. Здесь мы использовали показ и создание на глазах детей изографических моделей, например: при заучивании стихотворных текстов, рассказов, что позволило познакомиться с технологией создания рисунков-моделей и показать их простоту. Эффективность подачи изографического материала достигалась за счет яркого эмоционального фона: «чтения» доступных по стилистике рисунков, переводимых в речь, близкой по природе ребенка деятельности - рисования и новизны ее применения - рисование слов. Организация занятий предполагала создание следующих условий: освещенная зона доски, круговое размещение столов, что способствует хорошей видимости моделей на доске.

С целью формирования мотивации и поддержания интереса к деятельности, мы организовывали выставки детских изографических моделей в образовательных организациях (со стихами-изографами, рассказами-рассуждениями: «Сказки для снежной бабы», «Наши помощники (электроприборы)», «Письмо деду Морозу», «Письмо инопланетянину», «Точечные сказки», «Сказка на грядке», «Волшебные фрукты» и др.) и семейных работ (творческие рассказы, выполненные методом изографов, под рубрикой «Издательский дом «Моя семья»).

Второй модуль - направлен на организацию знаково-символической деятельности.

Работая над созданием изографических моделей по тексту, мы основывались на положение Л.С. Выготского, о развитии восприятия: уже на ранних этапах развитие восприятия характеризуется структурностью и целостностью, восприятие целого первично по отношению к восприятию частей. Поэтому, прежде всего, мы обеспечивали восприятие информационной стороны содержания текста, наглядно -изографически представленной ситуации, главного и второстепенного, существенного и фонового.

Учитывая, что в познании ребенком окружающего мира первичными являются процессы ощущений и восприятия, нашей задачей была организация усвоения детьми сенсорного опыта, формирование обобщенных знаний и умений, обеспечивающих ориентировку в воспринимаемой реальности.

Методика обучения использованию изографических моделей при формировании монологической речи была основана на применении метода свободного диалога, доброжелательной эмоционлаьной поддержки любых предложений и высказываний дошкольников. На занятиях мы обращали внимание на подбор вопросов в работе с текстом и разработку подсказок в придумывании и создании изографическим моделей. Подсказки по изографическому изображению включали ряд поисковых вопросов: как можно нарисовать слово «Здравствуйте»?; что люди делают, когда здороваются? или «Миша поехал в лес на велосипеде», что мы нарисуем, записывая это событие?

Мы учитывали тот факт, что часть детей, участников исследования, в ряде случаев воспринимая графическую сторону записи, выделяя и выполняя объекты, испытывают трудности в осмыслении сюжетной линии и не всегда могут установить специфику описываемой ситуации.

Организация создания и дальнейшего использования знаково-символических системам требовала соблюдение следующих условий:

- достаточного длительного исполнительского этапа, в ходе которого дети анализируют содержание текста, подбирают необходимые изографы;

- обеспечение технической стороны изографических моделей, развитие зрительно-двигательной координации с помощью логопеда;

- обязательное соблюдение линейной «записи» изографов - слева - направо, а при «чтении» -рассказывании текста по изографической модели, обязательное слежение указательным пальцем слева -направо ведущей руки;

- в процессе работы над изографом, в моделях не оценивается художественно-эстетическая сторона выполнения;

- стимулирование речевого сопровождения (режиссерская игра при исполнительской деятельности с изографами, вопросы, пояснения);

- развитие положительного оценочного отношения детей к результату своей деятельности.

Непосредственное создание изографических моделей предполагало проведение различных

изобразительных (изографических) игр. При формировании связной монологической речи мы применяли следующие приемы в процессе приобщения дошкольников к изографическим моделям:

- показ логопедом образцов изографов: достаточно полный рисунок предмета, сокращенный образ-рисунок (голова, уши и усы кота), характерные детали предмета (зубы волка, длинный хвост у мыши и круглые уши), схема на доске, обязательно учитывались предложения и мнение детей;

- дорисовывание изографической модели, выполненной логопедом, с целью расширения изографических представлений и содержания связного высказывания;

- воспроизведение содержания разными способами (изографы сокращенные, изографы цветные, техника коллаж);

- моделирование композиции - сюжетной ситуации из готовых рисунков - изографов стилизованных взрослым на доске (работа мелом на доске), с помощью плоскостных или объемных предметов;

- пропуски в сюжетных линиях и исправление ошибок;

- активное использование музыкальных и литературных произведений, театральной драматизации, для эмоциональной насыщенности в работе над изографическим моделированием.

Такая система работы, на наш взгляд, позволяет:

- расширить и актуализировать словарь детей в связи с потребностями знаково-символической деятельности;

- сформировать представления о логико-структурной организации связного текста;

- уточнять представления детей о пространстве, времени и формировать знания о нем.

Изографическое моделирование детей как символико-моделирующая деятельность является основой в

создании смыслового образа содержания текста.

Третий модуль направлен на перевод содержания изографов в речевой план, развитие логико-смысловой организации (последовательности, структурности текста) и лексико-грамматического оформления.

На данном этапе в ходе обучения монологическому высказыванию по изографической модели мы формировали следующие умения дошкольников:

- получить информационное поле для высказывания, обеспечивающее содержательную сторону текста с помощью изографических моделей;

- использовать необходимые лексические и грамматические средства языка (в модель вносились изографы, отражающие сложные лексико-грамматические конструкции);

- формировать структурно-композиционные умения, обеспечивающие логико-смысловую организацию текста (так называемые особо важные изографы, зачастую «жирными» точками обозначенные изографы);

- совершенствовать содержательную, структурно-семантическую сторону речевого оформления текста за счет объяснительных, сравнительных высказываний, появления эмоционально-оценочной лексики, поговорок.

Мы формировали элементарное представление о структурной организации текста (начало, середина, конец), затем осознанное его отображение (изографы) и использование изографов, как опорных структурных компонентов в процессе программирования и оформления собственного высказывания. В процессе работы над выполнением изографов стимулировалось желание детей самостоятельно устанавливать последовательность основных смысловых компонентов и оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровне (почему?), а также оценивать правильность собственного и чужого высказывания (как вы считаете?).

Формируя у дошкольников монологическое высказывание, мы активно использовали коллективные и групповые формы составления рассказов, при этом, индивидуальное оформление текста было ведущей формой работы в предлагаемой деятельности. После подробного анализа содержания и изографической записи, особенно на начальных этапах обучения, мы использовали образец речевого оформления. С детьми, испытывающими долговременные трудности в формировании самостоятельного связного речевого высказывания, мы использовали активную помощь - подсказки, наводящие вопросы, осуществление начало высказывания.

Рассказы детей (особенно описательные и творческие) регулярно записывались, а затем зачитывались и анализировались. Данный вид работы позволял создать устойчивый интерес и личностную значимость каждого ребенка в процессе обучения рассказу (пересказу), и обратить внимание на смысловое соответствие и возможность дополнения собственного содержания.

Четвертый модуль - это самостоятельное рассказывание, принятие роли рассказчика в коммуникативной ситуации «слушание - рассказывание - слушание».

Наша стратегия формирования связного монологического высказывания у дошкольников с ОНР методом изографического моделирования позволяет организовать такое взаимодействие с ребенком, при котором меняется сама сущность коммуникативной ситуации: в рамках создания изографической модели дети постоянно общаются по содержанию модели, оформления, работы с ней.

На данном этапе активно использовались приемы: «написания изографического письма» (вводит ребенка в игровую ситуацию и, как правило, используется на групповых и индивидуальных занятиях); «клуб сказочников», которые наделяют ребенка главной ролью (рассказчика) и поддерживают стойкий игровой интерес.

При проведении исследования мы отметили, что в начале работы предложений от детей в ходе создания изографической записи поступало очень мало, с появлением опыта работы с изографическими моделями дети стали использовать свои варианты придуманных символов, а к концу коррекционного периода многие были способны осуществлять самостоятельно изографическую запись без подсказок взрослого.

Выводы. Разработанная нами стратегия коррекционно-логопедической работы по использованию метода изографического моделирования для формирования монологической речи у старших дошкольников с ОНР, включает в себя следующие подсистемы: теоретическое обоснование, определяющие построение данной стратегии; содержательный компонент коррекционной работы; дидактические условия и методические приемы, обеспечивающие полноценную реализацию данной стратегии. Стратегия показала свою эффективность на практике в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Перспективным направление нашей работы, которое осуществляется в данный момент, является адаптация методики, содержания, методов данной стратегии использования изографического моделирования в коррекционном процессе с детьми с задержкой психического развития, в целях развития связной монологической речи и познавательных процессов.

Литература:

1. Азова О.И., Антипова Ж.В., Дьякова Е.А Логопедические технологии. Москва: Инфра, 2021. - 243 с.

2. Волковская Т.Н., Левченко И.Ю. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Дефектология №3. 2020 г. -С. 17-21

3. Карнаухова Я .Б Изографическое моделирование в формировании связной речи дошкольников с речевыми нарушениями // Сибирский учитель. 2015. № 5. - С. 102-104.

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Москва: Просвещение, 1991. - 44 с.

5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Москва: Просвещение, 1984. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.