3. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1983.
4. Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд-во БГУ, 1981.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер., 2002.
6. Кузьминова О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: автореф. дис.канд. пед. наук. - Омск, 2005.
7. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. - СПб: ИГУП, 1999.
Педагогика
УДК 378.016
кандидат педагогических наук, доцент Камышева Елена Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ КАК УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация. В статье рассматривается необходимость формирования педагогического имиджа преподавателя как инструмента продуктивной профессиональной деятельности. Уточнена сущность понятия «педагогический имидж преподавателя вуза», определены структурные компоненты данного педагогического явления (личностный, мотивационный, когнитивный, деятельностный, аксиологический), раскрыты их содержательные характеристики и условия эффективной реализации в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено описанию детерминантов деятельностного компонента в структуре педагогического имиджа (проектировочной, организационно-технологической, коммуникативно-интерактивной, контрольно-оценочной и аналитико-рефлексивной компетенций). Структурные компоненты педагогического имиджа позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность в инновационных педагогических условиях.
Ключевые слова: самопрезентация, педагогический имидж, самосовершенствование, профессиональная деятельность, профессиональные компетенции, педагогическое взаимодействие, образовательная среда.
Annotation. The study is focused on the necessity of forming the pedagogical image of an educator as a condition of the efficient professional activity. Based on the theoretical analysis of the works devoted to the individual image of the teacher the definition of the pedagogical image concept has been given. The main structural components of pedagogical image (personal, motivational, cognitive, activity-oriented, axiological components) and the conditions for their effective implementation in pedagogical activity of the educator have been determined and described in detail. High emphasis is placed on such determinants of the activity-oriented component of the pedagogical image as design, interactive, control, reflexive competences. This study showed that knowledge of the pedagogical image components and their interrelationships allows the educator to effectively carry out the professional activity in the innovative learning environments.
Keywords: self-presentation, pedagogical image, personal development, pedagogical activity, professional competences, pedagogical interaction, learning environment.
Введение. В условиях инновационных изменений, затрагивающих социально-экономические сферы жизни общества, конкурентоспособность и успешная карьера как основа личной независимости, благосостояния и самоуважения являются важным стимулом образовательной деятельности обучающегося. Приоритетным направлением профессиональной деятельности педагога становится переосмысление подходов к конструированию содержания образовательного процесса. От личностно-индивидуальных особенностей, ценностных педагогических установок, готовности преподавателя к творческому поиску в процессе реализации нововведений в сфере высшего образования зависит атмосфера, в которой протекает педагогическое взаимодействие, следовательно, успех подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями работодателей. Необходимость формирования нового стиля деятельности преподавателя, отвечающего задачам современного этапа развития общества, ведет к актуализации проблем, связанных с формированием индивидуального педагогического имиджа преподавателя вуза. Игнорирование преподавателем педагогической составляющей индивидуального имиджа в процессе реализации нововведений в вузе ведет к разрушению педагогического взаимодействия субъектов этого процесса, как следствие низкому уровню профессиональной подготовки будущих специалистов.
Сложившаяся ситуация в образовательной практике вузов позволяет констатировать обострившиеся противоречия между требованиями, предъявляемыми современным обществом к педагогическому имиджу преподавателя и практической значимостью его реализации в образовательном процессе вуза. Стремление разрешить данные противоречие и определяет проблему научных изысканий, которая заключается в выделении и обосновании структурных компонентов педагогического имиджа преподавателя вуза, позволяющих ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность в инновационных педагогических условиях.
Изложение основного материала статьи. Концептуальной основой проблемы педагогического имиджа преподавателя вуза являются работы, посвященные социально-психологическими, культурологическим аспектам формирования имиджа (А.А. Калюжный [51, Е.Н. Перелыгина [101, Т.Н. Саркисьян, Л.В. Яблонская [111, И.Ф. Симонова [121, Т.Б. Кулакова [71, И.П. Чертыкова [151 и др.); вопросам индивидуального профессионального имиджа педагога (С.Н. Бегидова [21, С.И. Глухих [31, Л.П. Качалова [61, Е.А. Столбова [131, Е.Ю. Сысоева [141, С.Д. Якушева [161 и др.). Изучение содержания научных дефиниций исследователей показало, что имидж преподавателя есть образ, который создается в результате воплощения его внешних и внутренних характеристик во взаимодействии с участниками образовательного процесса, трансформируется в процессе качественных изменений в соответствии с социально актуальными требованиями профессии, отражает степень профессиональной успешности, выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин.
Контентный анализ сущностных характеристик профессионального имиджа педагога позволил определить педагогический имидж как сложное педагогическое явление, как «специфический инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими» [3, с. 1121. Мы считаем, что педагогический имидж преподавателя, являясь составной частью профессионального имиджа, представляет собой интегральную, динамическую характеристику, отражающую взаимообусловленные внешние и внутренние индивидуальные, личностные, профессионально-значимые качества педагога, призван обеспечить гармоничное взаимодействие его с самим собой и участниками образовательного процесса через формирование положительного мнения. Педагогический имидж основывается на внутренних и внешних характеристиках, содержание которых отвечает запросам времени общества. Имидж педагога формируется во взаимодействии с участниками образовательного процесса, отражает совокупность общенаучных, психолого-педагогических и предметных знаний, умений и навыков гибкой реализации инновационных педагогических технологий, обеспечивающих достижение высоких результатов в процессе образовательного взаимодействия обучающихся с учетом их профессиональных потребностей и интересов. Формирование педагогического имиджа преподавателя - «сложный и продолжительный процесс, успешность которого зависит того, насколько удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей» [13, с. 2071.
Опираясь на сущностную характеристику педагогического имиджа, можно определить его структурные компоненты:
- индивидуально-личностный компонент (совокупность габитарных, кинетических характеристик, личностных и профессиональных качеств преподавателя, выражающихся в индивидуальном стиле педагогической деятельности преподавателя);
- мотивационный компонент (мотивация создания положительного педагогического имиджа преподавателя);
- когнитивный компонент (знания, лежащие в основе понимания содержания педагогической деятельности и выбора способов ее реализации);
- деятельностный компонент (умения, навыки, опыт успешного осуществления педагогических действий);
- аксиологический компонент (ценностно-смысловые установки и отношения к содержанию и результату деятельности).
Все компоненты педагогического имиджа как системного явления взаимозависимы и взаимосвязаны между собой.
Индивидуально-личностный компонент педагогического имиджа образует фундамент для формирования и развития вышеупомянутых компонентов имиджа преподавателя. Данный компонент не только отражает личностные характеристики педагога, но и обеспечивает самопрезентацию его габитарных, кинетических, интеллектуальных, эмоционально-волевых и профессиональных характеристик. Габитарными характеристиками являются физические данные тела, особенности голоса, цветотип внешности, одежда, обувь, аксессуары, прическа, макияж, маникюр. Атрибуты внешнего облика свидетельствуют о вкусах человека, его отношении к внешней культуре своего образа. Разумное сочетание требований моды с внешним видом, привлекательность и адекватность внешнего вида ситуации педагогического взаимодействия позволяет привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Стилистическое и колористическое оформление одежды воспринимается окружающими на подсознательном уровне, оно передает информацию о состояние человека, его характере, образованности, положении в обществе, отношении к другим людям. Кинетические и проксемические характеристики включают взгляд, мимику, жесты, позы, рукопожатие, пространственно-временную организацию общения. Интеллектуальная и эмоционально-волевая составляющая личности определят индивидуальный стиль педагога, обеспечивая эффективность профессиональной деятельности. Наиболее значимыми индивидуально-личностными качествами являются доброжелательность, уравновешенность, отзывчивость, внимательность, заботливость, терпение и др. К важным профессионально-значимым качествам преподавателя относятся педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. Профессиональные качества преподавателя являются источником его саморазвития, позволяют ему вносить корректировки в способы достижения планируемого результата, анализировать и оценивать свои действия, мыслить с позиции обучающегося, учитывая то, как обучающиеся воспринимают его как преподавателя.
Индивидуально-личностный компонент педагогического имиджа служит основой для создания образа преподавателя, способного демонстрировать индивидуальную незаурядность, привлекательность, яркость и тем самым расположить к себе участников образовательного процесса, установить с ними доброжелательные отношения.
Мотивационный компонент педагогического имиджа выступает в качестве фактора, определяющего, во-первых, ценностно-смысловую направленность (интересы, мотивы, потребности, желание) использования индивидуально-личностных ресурсов в совершенствовании профессиональной позиции преподавателя; во-вторых, ориентацию педагога на преодоление возникающих трудностей при достижении положительных результатов деятельности; в-третьих, стремление педагога к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию.
Успешность формирования положительного имиджа преподавателя зависит от учета совокупности внутренних и внешних составляющих элементов, побуждающих преподавателя достигать поставленные цели.
Внутренней составляющей мотивации являются личностные мотивы. Данные мотивы возникают из потребности преподавателя понять реальный имидж, сравнить его с идеальным желаемым, обнаружить противоречия и определить пути их разрешения.
Внешняя составляющая мотивации включает профессиональные мотивы и определяется стремлением преподавателя к достижению успеха в образовательном взаимодействии с обучающимися, заинтересованностью и активностью, высокими результатами работы, сотрудничеством с коллегами, уважением, признанием всеми субъектами образовательного процесса.
Мотивационный компонент педагогического имиджа проявляется через осознание значимости педагогического имиджа как фактора успешной профессиональной деятельности, удовлетворенность
результатами деятельности, осознание необходимости самореализации. В результате, данный компонент определяет уровень профессионализма преподавателя, а, следовательно, и качество предоставляемых им образовательных услуг.
Когнитивный компонент педагогического имиджа отражает единство содержания деятельности преподавателя и внешнего выражения его образа. Основу когнитивного компонента составляют познание, мышление, обеспечивающие процесс овладения профессиональными знаниями.
С одной стороны, это профессиональные знания, связанные с организацией и управлением педагогической деятельностью. К таким знаниям относятся общекультурные знания, знания профессиональной педагогики и психологии, предметно-методические, научно-методологические. Комплексность и интеграция этих знаний, их актуализация в образовательном процессе в соответствии с социальным заказом на подготовку специалистов свидетельствуют о широкой общекультурной и профессиональной эрудированности, инновационном мышлении, что способствует формированию положительного впечатления о преподавателе.
С другой стороны, профессиональные знания, интегрирующие знания о собственном имидже и психолого-педагогические знания технологии имиджирования позволяет управлять своим имиджем в зависимости от ситуации образовательного взаимодействия. Владение технологией позитивного имиджирования, которая представляет собой систему последовательной реализации способов, приемов, средств создания привлекательного образа индивида на основе нормативных социокультурных и профессиональных установок, позволяет управлять и изменять педагогический имидж в соответствии с личностными и профессиональными целями и приоритетами.
Профессиональные знания составляют основу реализации творческого потенциала преподавателя в его педагогической деятельности в соответствии с принятыми в обществе профессиональными и социальными стандартами, нормами, требованиями. Умелое оперирование системой профессиональных знаний является механизмом, благодаря которому формируется в сознании субъектов образовательного процесса притягательность образа личности преподавателя как фактора мотивации выстраивания продуктивных межличностных отношений, создания благоприятной психологической атмосферы педагогического взаимодействия.
Деятельностный компонент педагогического имиджа определяется содержанием, структурой и функциями педагогической деятельности, а также нормативными требованиями, предъявляемыми к преподавателю в соответствии с социальным заказом на подготовку конкурентоспособных специалистов. Данный компонент включает совокупность ценностей, знаний, умений, навыков, готовность и способность их реализации в педагогической деятельности с целью достижения высоких результатов профессиональной подготовки обучающихся. Основная цель педагогической деятельности преподавателя - формирование социально-профессиональных компетенций обучающихся способных обеспечить в дальнейшем их успешную адаптацию и конкурентоспособность в условиях рыночной экономики. Применение инновационных технологий в профессиональной подготовке, информатизация педагогического процесса в условиях современной цифровой образовательной среды вуза позволяют определить совокупность компетенций преподавателя, составляющих ядро его педагогического имиджа. Наиболее значимыми являются диагностико-проектировочная, организационно-технологическая, коммуникативно-интерактивная, контрольно-оценочная и аналитико-рефлексивная компетенции.
Диагностико-проектировочная компетенция, актуализируя знания и умения преподавателя, позволяет определять цели, задачи, содержание обучения, выбирать адекватные средств реализации педагогического процесса, диагностировать условия реализации педагогического процесса, прогнозировать перспективы в достижении конечных результатов реализации информационных и педагогических технологий в соответствии с целями и задачами педагогического взаимодействия.
Организационно-технологическая инновационная компетенция аккумулирует умения и навыки организации и управления образовательным процессом в условиях стремительно развивающейся цифровизации общества. Основу составляют знания о педагогических и информационных технологиях, умения их творчески реализовывать в зависимости от поставленных задач. Умения преподавателя, связанные с развитием интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся, с формированием гибких навыков получения и передачи информации, работы в команде, управления эмоциональным состоянием, временем, умением самостоятельного принятия решений позволяют упорядочить, оптимизировать педагогическое взаимодействие и обеспечить гарантированный результат. Основными индикаторами организационно-технологической инновационной компетенции являются «способность личности к изменениям, открытость к коммуникациям в окружающей среде, солидарность относительно ценностей и взглядов на инновационное образование, склонность к принятию нестандартных решений, умение сотрудничать в условиях постоянного конструктивного диалога и согласования позиций» [11.
Коммуникативно-интерактивная компетенция интегрирует умения преподавателя обмениваться информацией, знаниями, мнениями с участниками образовательного взаимодействия, управлять общением, импровизировать, стимулировать коммуникативную активность, анализировать и находить оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Контрольно-оценочная компетенция связана с процедурой определения преподавателем степени успешности обучающегося в освоении компетенций, выявлением проблемных мест, ошибок и своевременной корректировкой деятельности как обучающихся, так и преподавателя.
Аналитико-рефлексивная компетенция выражается в способности преподавателя анализировать полученные результаты деятельности, оценивать слабые и сильные стороны деятельности, осознавать уровень собственного профессионализма, понимать, как воспринимают и оценивают его участники образовательного процесса в рамках объективно существующих стандартов и через призму индивидуальных и групповых ценностных представлений. Сбор, обработка информации, ее последующий анализ с целью осмысления собственных действий, чувств, переживаний и принятия правильного решения составляют содержательную основу аналитико-рефлексивной компетенции, обеспечивающей достижение максимальной результативности собственной деятельности. Самооценка отражает степень развития чувства самоуважения, ощущения собственной значимости и позитивного отношения к собственному имиджу.
Деятельностный компонент педагогического имиджа позволяет транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной на каждом этапе педагогического процесса, а также в стиле общения со всеми участниками образовательного процесса, в эмоциональной реакции на поведение обучающихся, в разрешенной степени свободы педагогической импровизации.
Аксиологический компонент педагогического имиджа составляют педагогические ценности образовательного процесса. Ценности определяют целостность личности преподавателя, его активную профессиональную и социальную позицию. От индивидуально-личностных и профессиональных педагогических ценностей зависит богатство внутреннего мира преподавателя, его отношение к своей профессиональной деятельности, к самому себе как человеку и педагогу. Опираясь на исследования И.Ф. Исаева по проблеме профессионально-педагогической культуры педагога, к таким ценностям мы относим «ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания» [4, с. 53]. Содержательные характеристики системы ценностей являются содержательным ядром вышеупомянутых структурных компонентов педагогического имиджа. Так, ценностное наполнение цели педагогической деятельности соотносится с мотивационным компонентом и заключается в осознании значения формирования педагогического имиджа. Средства связаны с пониманием и принятием инновационных способов и средств осуществления педагогической деятельности, влияют на выстраивание отношений к собственной профессиональной деятельности, к собственному имиджу, к себе как личности, к участникам образовательного процесса. Средства и отношения лежат в основе деятельностного компонента педагогического имиджа. Ценности-качества проявляются в индивидуально-личностных и профессиональных характеристиках преподавателя. Такие качества как требовательность, доброжелательность, чувство юмора, энергичность, уравновешенность, высокий уровень владения преподаваемым предметом, педагогическая эрудиция, стремление к самосовершенствованию, личное обаяние положительно влияют на формирование личностно-индивидуального компонента педагогического имиджа. Ценность психолого-педагогических и методических, предметных знаний, степень их осознания, умения осуществлять их отбор и актуализировать придает значимости когнитивному компоненту педагогического имиджа.
Аксиологический компонент педагогического имиджа обеспечивает преподавателю принятие педагогических ценностей, готовность их реализации в деятельности, внушает доверие к своему жизненному опыту и интуиции, позволяет понять свое предназначение как педагога способного справиться с любой педагогической задачей.
Благодаря интеграции всех компонентов педагогический имидж «многократно усиливает его воздействие как на имиджносителя, так и на его потребителя (студента, коллегу), значительно повышая тем самым эффективность взаимодействия» [16].
Выводы. Педагогический имидж в совокупности его структурных компонентов является «инструментом педагогического влияния и условием эффективной и продуктивной образовательной деятельности педагога» [8, с. 56], побуждает его к самосовершенствованию и актуализации творческого потенциала в педагогической деятельности.
Таким образом, знание педагогом основных структурных компонентов педагогического имиджа и стремление к их постоянному совершенствованию дает возможность «эффективно выполнять основные функции высшего образования: гуманистическую, аксиологическую, социокультурную, социально-адаптивную, инновационную, социально-интегративную, прогностическую» [10, с. 97], что в современных условиях инновационного развития общества и образования позволяет обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.
Литература:
1. Аверина Т.Н. Инновационная культура как составляющая позитивного профессионального имиджа современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 62-1. - С. 11-13
2. Бегидова С.Н., Агошкова О.В., Манжос Л.В. Имиджформирующие характеристики современного педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2019. - №1 (233.-). - С. 15-21.
3. Глухих С.И. Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности // Народное образование. - 2012. -№2. - С. 112-116
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
5. Калюжный, А.А. Социально-психологические основы имиджа учителя [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук (19.00.05). - Ярославль, 2006. - 353 с.
6. Качалова, Л.П. Воспитание педагогического имиджа будущего учителя: теория и технология / Л.П. Качалова. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2008. - 80 с.
7. Кулакова Т.Б. Формирование имиджа будущего педагога в контексте культурологического подхода: дис. канд. пед. наук (13.00.01). - Москва, 2009. -197 с.
8. Лукашенко М.А., Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. - 2019. - №1. - С. 46-56
9. Перелыгина Е.Н. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: Содержание и пути развития: дис. ... д-ра психол. наук (19.00.05). - Москва, 2003. - 697 с.
10. Плугина М.И. Детерминанты профессионального становления преподавателя высшей школы в современных социокультурных условиях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2016. - №1. - С. 96-103
11. Саркисьян Т.Н., Яблонская Л.В. Имидж преподавателя как социокультурный компонент образовательного процесса: культурологический аспект // Общество: философия, история, культура. -2016. - №3.
12. Симонова И.Ф. Формирование персонального имиджа: особенности и преимущества социально-педагогического подхода // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 11 (20). - С. 61-63
13. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. № 4 (21). - С. 206-208
13. Сысоева Е.Ю. Имиджевая компетентность преподавателя вуза: сущность и структура // Вестник СамГУ. - 2014. - №1 (112). - С. 175-179
15. Чертыкова И.П. Социально-психологическая природа имиджа // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3(33). - С. 134-137
16. Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. -Новосибирск: СибАК, 2011. - Режим доступа: https://sibac.info/conf/pedagog/x/26033
Педагогика
УДК 373
старший преподаватель Карнаухова Яна Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул); кандидат психологических наук, доцент Пилипчук Лариса Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул)
СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты применения стратегии коррекционно-логопедической работы по использованию изографического моделирования для формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается модульная структура стратегии коррекционно-логопедической работы, описываются особенности реализации коррекционной работы в четырех модулях, отмечаются условия ее эффективности, приводятся примеры методов и приемов работы.
Ключевые слова: изографическое моделирование, связная монологическая речь, стратегия коррекционно-логопедической работы, дошкольники с общин недоразвитием речи (ОНР), изограф.
Annоtation. The article reveals the main aspects of applying the strategy of correctional speech therapy work on the use of isographic modeling for the formation of coherent monological speech of preschool children with general speech underdevelopment (ONR). The modular structure of the strategy of correctional speech therapy work is considered, the features of the implementation of correctional work in four modules are described, the conditions for its effectiveness are noted, and examples of methods and techniques of work are given.
Keywords: isographic modeling, coherent monological speech, strategy of correctional speech therapy, preschool children with severe speech underdevelopment, isographer.
Введение. Развитие связной монологической речи в дошкольном возрасте является одной из центральных задач логопедической помощи дошкольнику с речевым нарушением. Познание ребенком окружающего мира, становление сознания и формирование личности связаны с развитием монологической речи.
Вопросам изучения развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены исследования многих авторов (В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, С.А. Миронова, Н.С. Жукова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и др.) [1, 2, 4, 5]. При этом разработка эффективных технологий, методов, стратегий коррекционно-логопедической работы является актуальным запросам для практики и теории современной логопедии [1, 2, 3].
Изложение основного материала статьи. В данной статье описываются результаты исследования, проведенного специалистами лаборатории «Диагностика и коррекция нарушений развития детей с ОВЗ» Института психологии и педагогики АлтГПУ г.Барнаул. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 67», МДОУ «Детский сад № 48», МДОУ «Детский сад №187» г. Барнаула и МБДОУ ЦРР «Детский сад №10», МБДОУ «Детский сад №19» г.Новоалтайска в период с 2015 по 2020 года и было направлено на разработку, внедрение и оценку эффективности стратегии использования изографического моделирования в формировании связной монологической речи дошкольников с ОНР. В исследовании принимали участие 214 старших дошкольников: из них 154 - с общим недоразвитием речи и 60 - с нормой речевого развития. Обработка данных осуществлялась с помощью пакетов Microsoft Office Excel; SPSS (t-критерий Стъюдента; U-критерий Манна-Уитни; корреляционный анализ), оценка эффективности разработанной стратегии основывалась на анализе статистически достоверных результатов ( на уровне значимости р < 0,05 или р < 0,010) работы в экспериментальной и контрольных группах.
Разработанная стратегия использования изографического моделирования в формирования связной монологической речи дошкольников с ОНР была направлена на решение следующих задач:
1. Сформировать содержательную насыщенность и структурно-смысловую организацию связного самостоятельного монологического высказывания (текста) методом изографического моделирования у дошкольников с ОНР.
2. Активизировать познавательную деятельность, эмоциональную и творческую активность дошкольников с ОНР методом изографического моделирования.
Стратегия коррекционно-логопедической работы, как и педагогическая стратегия в целом, понимается нами как определенный план и процесс действий педагога в отношении реализации задач развития и воспитания дошкольника, определение целей, путей и средств их достижения [1, 2, 3].
Стратегия коррекционно-логопедической работы предполагала и создание предметно-развивающей среды, включающей: разнообразный иллюстративный материал, схемы, изографические модели разных предметов, наличие игрового оборудования: мелкий дидактический строительный материал; индивидуальные магнитные доски для рисования.
В своей работе мы основывались на концентрический принцип построения содержания занятий: от предметной стороны определенной области действительности к ее смысловой стороне, изображенной на рисунке - изографе, а затем к интерпретации смыслового содержания речевыми средствами.
Кроме того, логопедическая практика показала необходимость реализации линейных связей на занятиях различных специалистов: учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя. Эти связи