13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 371.927 ЧУХАЧЕВА Е.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г Петровского» E-mail: chukhaheva@mail.ru
UDC 371.927 SUHACHEVA E.V.
Candidate of pedagogical Sciences, associate professor department of pedagogics and psychology of childhood of the "Bryansk state University they acad. I.G. Petrovsky" E-mail: chukhaheva@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ ГОТОВНОСТИ К МОДЕЛИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ FORMATION OF STUDENTS-SPEECH THERAPISTS READINESS FOR MODELING ACTIVITIES
Статья посвящена актуальной проблеме формирования готовности студентов-логопедов к моделирующей деятельности в условиях компетентностного подхода. Особое внимание обращается на соответствие профессиональных и специальных компетенций формируемым компонентам профессиональной готовности студентов: мотивационно-личностный, информационно-теоретический, деятельностный, контрольно-оценочный. Автором описана модульная технология как эффективное средство подготовки студентов к моделирующей деятельности.
Ключевые слова: профессиональная готовность, моделирующая деятельность, моделирование, модульная технология.
The article is devoted to the actual problem offormation of students-speech therapists readiness for modeling activity in the conditions of competence approach. Special attention is paid to the correspondence ofprofessional and special competences to the formed components of professional readiness of students: motivational-personal, information-theoretical, activity, control and evaluation. The author describes the modular technology as an effective means of preparing students for modeling activities.
Keywords: professional readiness, modeling activities, modeling, modular technology.
Анализ существующих исследований в области теории и практики высшего образования указывает на недостаточную изученность проблемы формирования у студентов готовности к моделирующей деятельности с целью развития связной монологической речи детей с речевой патологией. Большинство исследований посвящено проблемам формирования личности учителя-логопеда, умений взаимодействовать с ребенком, подготовки воспитателя к коррекционной деятельности (О.М. Вершинина, Л.А. Лисуренко, М.Е.Орешкина, Р.М. Султанова и др.).
Вопросы моделирования речи дошкольников рассматриваются в работах А.М. Бородич, Л.А. Венгера, Ю.Ф. Гаркуши, В.П. Глухова, А.В. Запорожца, Т.Н. Коротковой, С.А. Мироновой, Н.Н. Поддьякова, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой, Л.И. Цеханской и других. Применяя моделирование, у детей активно формируется связная речь и ее функции: коммуникативная, планирующая, регулирующая. Речь непосредственно связана с мышлением, поэтому процесс моделирования речи способствует интеллектуальному развитию и творческих способностей детей дошкольного возраста. Важность применения моделирования в дошкольном образовании обуславливает необходимость подготовки студентов-логопедов к моделирующей деятельности. На наш взгляд, моделирующая деятельность представляет собой специфический вид деятельности, который
организуется с целью выявления и осознания информации об исследуемом объекте в процессе моделирования, средством которого является модель. Данный вид деятельности служит эффективному формированию связной монологической речи дошкольников, имеющих речевую патологию, так как модель наглядно отображает текст для рассказывания. Кроме этого, изучая модель текста, у детей активизируются внимание, восприятие, зрительная память и повышается творческий потенциал. В процессе изучения моделей формируются перцептивные действия, которые служат базой для овладения письменной речью и продуктивными видами деятельности. По мнению Л.А. Венгера, моделирование отражает последовательность смысловых частей рассказа в наглядно-образном плане, который является опорой для его составления [1].
Результатом и критерием эффективности подготовки будущего логопеда является готовность к формированию связной монологической речи детей дошкольного возраста. Опираясь на точку зрения В. А. Сластенина (2004), за рабочее определение «готовности» будущих педагогов к формированию монологической речи детей дошкольного возраста мы принимаем особое психическое состояние, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры действия моделирования собственного и детского высказывания, постоянной направленности сознания на выполнение этого действия
© Чухачева Е.В. © Suhacheva E.V.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019
[2]. Данное состояние включает в себя осознание педагогической задачи, модели организации собственных действий, определения специальных способов развития монологической речи детей дошкольного возраста, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата[4].
Следует отметить, что подготовка студентов к моделирующей деятельности позволяет:
- технологизировать деятельность студентов;
- развивать у студентов научно-исследовательские и познавательные умения;
- формировать творческое отношение к решению профессиональных практико-ориентированных задач;
- совершенствовать свою деятельность, опираясь на умения самоанализа.
Происходящие изменения в реформировании высшего образования требуют широкого применения в процессе профессиональной подготовки инновационных технологий, в частности модульной, существенно меняющей сам характер преподавания. Модульная технология подготовки студентов-логопедов к моделирующей деятельности представляет целостный процесс, основанный на согласовании его ведущих компонентов таких как: цель, задачи, содержание, формы и методы обучения. Выделенные нами цели, задачи и содержание формирования готовности будущих педагогов к данному виду профессиональной деятельности основаны на принципах взаимосвязи элементов технологии формирования готовности будущих логопедов к данному виду профессиональной деятельности, систематичности, оптимизации подготовки будущих педагогов к развитию монологической речи, способности к рефлексии и оцениванию собственных достижений.
Охарактеризуем каждый компонент модульной технологии более подробно. Целью данной модульной технологии является формирование готовности студентов к моделирующей деятельности при развитии речи детей.
Задачами подготовки студентов являются:
1. Реализация принципа системности и последовательности в процессе формирования ЗУН у студентов при овладении моделирующей деятельностью.
2. Совершенствование форм и методов овладения моделирующей деятельностью.
3. Формирование компонентов готовности студентов к моделирующей деятельности (мотивационно-личностный, информационно-теоретический, деятельностный, контрольно-оценочный) [5].
Формирование мотивационно-личностного,
информационно-теоретического, деятельностного, контрольно-оценочного компонентов готовности будущих педагогов к моделирующей деятельности должно осуществляться в условиях компетентностного подхода, который в настоящее время является базовым в высшем образовании. Учет данного факта позволяет нам, на основании анализа ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», выделить возможные общекультурные,
профессиональные и специальные компетенции, формируемые в процессе готовности студентов к моделирующей деятельности (см. табл. 1).
Анализ таблицы 1 свидетельствует о том, что при формировании компонентов готовности будущих логопедов к моделирующей деятельности при развитии монологической речи детей дошкольного возраста осуществляется готовность к овладению общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями. Данный факт отражает полифункциональный характер деятельности студентов по моделированию монологической речи детей.
На наш взгляд, подготовка студентов к моделирующей деятельности включает три этапа.
I. Мотивационно-информационный этап. Цель данного этапа - формирование профессионального интереса и мотивационной направленности личности будущего специалиста на формирование связной речи детей в процессе коррекционно-моделирующей деятельности. Содержание данного этапа включает изучение студентами теоретических знаний в области моделирования [5].
II. Практико-деятельностный этап заключается в формировании у студентов практических умений и навыков моделирования текста. Изучение какого-либо объекта или явления организуется при активном участии студентов методом моделирования: сначала анализируется реальный объект, затем строится его модель, которая изучается с помощью особых методов. Студенты самостоятельно придумывают символы, замещающие признаки предмета (форма, цвет, величина, части) или расширяют схему, лежащую в основе описания различных предметов окружающего мира. Овладев полученными умениями и навыками, студентам предлагается самостоятельно составить схему-модель рассказа.
Обучение студентов-логопедов использованию моделей в профессиональной деятельности осуществлялось в процессе решения практико-ориентированных задач, так как они позволяют целенаправленно формировать отдельные практические умения и навыки [4]. Решение педагогических задач позволяет до производственной практики в образовательном учреждении преобразовать и синтезировать теоретические знания, полученные в образовательном процессе вуза [5].
III. Заключительный этап способствует формированию у студентов-логопедов умения осуществлять контрольно-оценочную деятельность - самоанализ полученных профессиональных знаний и умений. Студенты выполняли ряд тестовых заданий, с учетом тем осваиваемых дисциплин. Результат выполнения тестовых заданий оценивали сами студенты [5]. Параметры оценки включали безошибочное выполнение теста (2 балла), одна-две ошибки (1 балл), три-четыре ошибки (0 баллов). На основе анализа собственных достижений студенты стремятся к устранению ошибок и определяют траекторию собственных действий. ФОСы позволяют студентам определить приемы овладения и запоминания учебного материала, сконцентрировать внимание
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Таблица 1.
Соответствие компонентов готовности будущих логопедов к моделирующей деятельности при развитии связной речи детей общекультурным, профессиональным и специальным компетенциям по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль (направленность) Логопедия
Компоненты готовности будущих педагогов к развитию монолога дошкольников Характеристика компонентов готовности студентов к моделирующей деятельности Возможные компетенции будущего педагога, формируемые в процессе исследуемой готовности (общекультурные - ОК, профессиональные - ПК и специальные компетенции - СК)
2 3 4
- мотивационно-личностный характеризуется наличием интереса к проблеме моделирования, удовлетворенности профессией педагога, коммуникативности, креативности и организованности. ОК-5 Способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия [2]. ОПК-1 - Готовностью сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности [2].
- информационно-теоретический характеризуется наличием у студентов профессионально-педагогических знаний, необходимых для развития монологической речи детей. Наличие высокого уровня сформи-рованности теоретических знаний позволяет овладеть моделирующей деятельностью ПК-3 Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья [2].
- деятельностный характеризуется наличием умений использовать знания о сущности моделирования монологической речи детей, этапах его организации, о видах моделей и их функциях в учебном процессе и в профессиональной деятельности. ПК-2 Готовность к организации коррекционно-образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты [2]. СК-3 Способностью использовать теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования; формулировать выводы, представлять результаты исследования.
- контрольно-оценочный характеризуется наличием контрольно-оценочных умений: самооценка помогает педагогу анализировать не только усвоенное содержание, но и как оно было усвоено, а при необходимости преобразовывать деятельность детей в соответствии с этим анализом. ПК-4 Способностью к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности [2].
на формировании определенных компетенций.
При обучении студентов моделирующей деятельности нами использовалась система методов, среди которых, особое место занимает моделирование. В рамках мотивационно-информационного и заключительного этапов данный метод является «сопутствующим», а на практико-деятельностном этапе моделирование является ведущим интерактивным методом обучения студентов [5].
Мы определили эффективные методические приемы, способствующие обучению студентов моделирующей деятельности: абстрагирование, синквейн, дискуссия. Обучение студентов моделирующей деятельности нами осуществлялось с помощью следующих приемов познания:
1. Умозаключение по аналогии - прием познания (прием аналогий), с помощью которого из сходства некоторых признаков двух или более предметов, явлений действительности делается вывод о сходстве
других признаков этих предметов.
2. Прием гипотез - способ выдвижения обоснованных теоретических предположений. При невозможности проверить правильность гипотезы в среде объекта ее предположения переводят в информационную среду аналога, при моделировании ее называют модельной. В случае удачи этого мероприятия как бы формируется задача создания модели объекта познания.
3. Прием синтеза - процесс создания из разрозненных фактов сформулированной гипотезы, единого целого, превращение этих фактов еще не в модель, а пока только в аналог, поскольку адекватность модели еще не доказана.
4. Прием абстрагирования - созданный целостный аналог, чтобы быть полезным, подвергается возможным упрощениям, выделению одного наиболее интересного параметра для изучения, пренебрежением
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (82), 2019 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 82. 2019
малосущественного - именно этот прием, отбирая самое существенное, основное, делает модель эффективной (простой и действенной).
5. Прием анализа - наблюдая за конкретным, мы абстрагируемся от несущественного и осознаем абстракции. Затем воплощаем эти абстракции в модели, проводим над ними эксперименты в целях обнаружения и описания более полного, конкретного содержания объекта познания в виде новых устройств у доступной для исследования модели. Полученные знания переносим на изучаемый объект. Далее рассматриваем оригинал на новом техническом уровне, начиная с выделения новых свойств, поиска новых знаний путем абстрагирования и создания моделей, повторяя пройденные этапы. Таким образом, происходит конкретизация знаний о модели.
Основными формами обучения были лекции, лабораторные и практические занятия, индивидуальные консультации. Кроме этого, использовались интерактивные формы обучения: ролевые и деловые игры, мозговой штурм. Лекционный курс отражает современное состояние проблемы, связанной с нарушениями речи у детей, а также теоретические и практические аспекты организации логопедической работы по формированию связной речи в процессе моделирующей деятельности. На практических и лабораторных занятиях углублялись и систематизировались теоретические и практические знания студентов, полученные в ходе чтения лекционного курса. Следовательно, целью практических занятий является освоение студентами способов обращения со знаниями, проектирование форм их употребления, разработка моделей связного текста [4].
Оценка уровня профессиональной готовности бу-
дущих логопедов к формированию связной речи дошкольников в процессе моделирующей деятельности определяется по следующим критериям эффективности их подготовки[4]: профессиональная направленность личности, осмысленное отношение будущего педагога к педагогической деятельности, способность педагога к общению, творчеству и организованности; теоретические знания, позволяющие реализовывать развитие монологической речи детей методом моделирования; умения использовать знания о сущности моделирования, этапах организации моделирования, о видах моделей и их функциях в учебном процессе и в практической деятельности, умения организации собственных действий в условиях группового взаимодействия; контрольно-оценочные умения развития монологической речи дошкольников методом моделирования и их реализации в педагогической практике.
Таким образом, модульная технология является эффективным средством обучения студентов-логопедов моделирующей деятельности при развитии речи детей, так как представляет собой индивидуализированный, поэтапный процесс накопления системы знаний, умений и навыков, а также гарантирующая высокий уровень и результативность профессиональной подготовки. Систематическое овладение студентами моделирующей деятельностью позволит им овладеть комплексными глубокими знаниями о сущности моделирования как методе развития монологической речи дошкольников и этапах его организации, о видах моделей и их функциях. Студенты овладеют умением конструировать модели и практически осуществлять процесс моделирования речи детей.
Библиографический список
1. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. 1982. № 3. С.46-52.
2. Педагогика профессионального образования /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». 2004. 368с.
3. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2015 № 1087 (Зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 2015 № 39561).//fgosvo.ru
4. Чухачева Е.В. Формирование готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ...к. п. н. / Е.В. Чухачева. Брянск. 2012. 23с.
5. Чухачева Е.В. Технология подготовки учителя-логопеда к коррекционно-моделирующей деятельности с целью формирования связной речи дошкольников. имеющих нарушения речи // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб.. 2009. № 105. 236с.
6. Чухачева Е.В., Н.В. Буренкова Коррекционно-моделирующая деятельность логопеда при формировании монолога у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. Нарушения психического развития у детей - междисциплинарная проблема. Детско-родительское взаимодействие в условиях психического дизонтогенеза: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е.В. Семаковой. И.Ю. Машковой. Смоленск. 2015. 271 с.
References
1. Development of the ability to visual spatial modeling / L. A. Wenger // pre-School education. 1982. No. 3. P. 46-52.
2. Pedagogy of professional education /under the ed. - Moscow: publishing center "Academy". 2004. 368s.
3. FSES VO in the direction of training 44.03.03 "Special (defectological) education". approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of October 1. 2015 № 1087 (Registered in the Ministry ofjustice of Russia October 30. 2015 № 39561).// fgosvo.ru
4. Suhacheva E. V. Formation of readiness of future teachers to the development of monologue speech of children of preschool age in the educational process of the University: Avtoref. dis. ...Ph. D. [Text] / E. V. Suhacheva. Bryansk. 2012. 23C.
5. Suhacheva E. V. Technology of preparation of the teacher-speech therapist to correction and modeling activities with the purpose of formation of coherent speech of preschool children with speech disorders // proceedings of the Russian pedagogical University. A. I. Herzen. Postgraduate notebooks. SPb.. 2009. № 105-236s.
6. SuhachevaE. V.. N. In. Burenkova correction and modeling activities of the therapist during the formation of the monologue at preschool children with General underdevelopment of speech in the institution. Disorders of mental development in children-an interdisciplinary problem. Child-parent interaction in terms of mental dysontogenesis: materials of the International scientific-practical conference / under the editorship of E. V. Semakova. I. Y. Mashkovoi. Smolensk. 2015. 271 sec