Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенции будущих логопедов в процессе моделирования монологической речи дошкольников'

Формирование профессиональных компетенции будущих логопедов в процессе моделирования монологической речи дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОДИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА / КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / MODELING / MONOLOGUE SPEECH / MODULAR TECHNOLOGY / CODING AND SCIENTIFIC TEXTS / CONSTRUCTING MODELS OF MONOLOGIC SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухачева Е. В.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональных компетенций будущих логопедов в процессе моделирования монологической речи дошкольников. Обоснована важность моделирования монологической речи дошкольников в условиях ДОУ и необходимость профессиональной подготовки будущих логопедов к работе по формированию речи детей в процессе моделирования. Автором определена роль модульной технологии в формировании профессиональных компетенций будущих логопедов и эффективные средства их профессиональной подготовки: кодирование научного текста и конструирование моделей монологической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чухачева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE SPEECH THERAPISTS IN THE MODELING PROCESS, MONOLOGIC SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the topical problem of formation of professional competences of future speech therapists in the modeling process, monologic speech of preschool children. Proves the importance of modeling monologic speech of preschool children in the conditions of kindergarten and the necessity of professional training of future speech therapists to work on forming speech of children in the modeling process. The author defines the role of modular technologies in formation of professional competence of future speech therapists and effective means of their training: the encoding of the text and the construction of models of monologue speech

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенции будущих логопедов в процессе моделирования монологической речи дошкольников»

УДК 371.927 ЧУХАЧЕВА Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского»

E-mail: chukhaheva@mail.ru

UDC 371.927 SUHACHEVA E.V.

Candidate of pedagogical Sciences, associate professor, department of pedagogics and psychology of childhood of the «Bryanskstate University they. Acad. I. G. Petrovsky"

E-mail: chukhaheva@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE SPEECH THERAPISTS IN THE MODELING PROCESS, MONOLOGIC SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональных компетенций будущих логопедов в процессе моделирования монологической речи дошкольников. Обоснована важность моделирования монологической речи дошкольников в условиях ДОУ и необходимость профессиональной подготовки будущих логопедов к работе по формированию речи детей в процессе моделирования. Автором определена роль модульной технологии в формировании профессиональных компетенций будущих логопедов и эффективные средства их профессиональной подготовки: кодирование научного текста и конструирование моделей монологической речи.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, моделирование, монологическая речь, модульная технология, кодирование научного текста, конструирование моделей монологической речи.

The article is devoted to the topical problem of formation of professional competences of future speech therapists in the modeling process, monologic speech of preschool children. Proves the importance of modeling monologic speech of preschool children in the conditions of kindergarten and the necessity ofprofessional training offuture speech therapists to work on forming speech of children in the modeling process. The author defines the role of modular technologies in formation of professional competence of future speech therapists and effective means of their training: the encoding of the text and the construction of models of monologue speech.

Keywords: professional competence, modeling, monologue speech, modular technology, coding and scientific texts, constructing models of monologic speech.

Модернизация высшего образования предъявляет большие требования к профессиональной компетентности будущих логопедов, так как для выполнения своих функциональных обязанностей логопед должен быть готов к решению ряда профессиональных задач в процессе коррекционно-педагогической деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования определены профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Этот перечень достаточно широк и разнообразен. Среди них и «готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2)», и «готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3)».

На наш взгляд, данные компетенции могут быть сформированы у будущих логопедов в процессе моделирования монологической речи дошкольников при изучении дисциплины по выбору «Моделирование монологической речи детей дошкольного возраста». Большим потенциалом для формирования готовности к планированию образовательно-коррекционной работы по моделированию монологической речи обладают дисциплины, входящие в базовую часть учебного плана по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, например, модуль «Логопедия» - «Дислалия», «Афазия», «Алалия»; модуль «Методики обучения детей с нарушениями речи»; дисциплина по выбору «Моделирование коррекционно-развивающих программ». Кроме названных дисциплин, общие сведения о формировании монологической речи, моделировании, студенты могут получить при изучении философии, педагогики, русского языка и культуры речи.

Для большинства категорий детей с ОВЗ овладение монологической речью представляет большую сложность, поэтому в практике специального обучения используются схемы речевых высказываний, разработан-

© Чухачева Е.В. © Suhacheva E.V.

ные с помощью моделирования. Моделирование монологической речи позволяет развивать все ее стороны и познавательные процессы детей с речевой патологией. Оно развивает коммуникативные и творческие способности детей дошкольного возраста. Анализ философской и педагогической литературы показал, что развитию монологической речи детей дошкольного возраста способствует моделирование, которое определяется в различных аспектах: вид знаково-символической деятельности; метод исправления психических (речевых), физических недостатков развития у детей путем по строения и изучения моделей каких-либо явлений, предметов или систем объектов; метод научного исследования, который позволяет изучать различные объекты, процессы путем построения моделей, сохраняющих основные особенности объекта исследования; исследование, каких - либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Ряд исследователей изучали структуру, функции моделирования в содержании учебной деятельности (Н.М. Амосов, О.Е. Баксанский, В.А. Веников, Н. Винер, Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, С.С. Гусев, Б.С. Дынин, К.Е. Морозов, Б.И. Новик, Я.Г. Неуймин, Е.Г. Никитин, В.С. Степин, А.И. Уёмов, В.А. Штофф, Н.Г. Ярошенко и другие). За рабочее определение «моделирования» было взято утверждение Л. А. Венгера о том, что «моделирование представляет собой метод овладения действиями замещения, построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использования модели для решения основной задачи» [1]. Данное определение раскрывает действия моделирования, связи между моделью и оригиналом, что является важным при рассмотрении моделирования детей и собственной речи будущих педагогов.

Применение моделирования в образовательной практике дошкольных организаций обуславливает важность подготовки будущих логопедов к моделированию монологической речи в образовательном процессе вуза.

Экспериментальное исследование заключалось в применении модульной технологии, которая ориентирована на подготовку будущих логопедов к решению проблемы развития монолога дошкольников путем обеспечения индивидуализации процесса поэтапного накопления и приобретения студентами опыта моделирования собственной речи и речи детей дошкольного возраста. М.В. Буланова-Топоркова, П. А. Юцявичене подчеркивают, что понятие «модульная технология» определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации), которые содержат целевую программу действий и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей [4].

Системообразующим элементом модульной технологии формирования готовности будущих логопедов к развитию монологической речи дошкольников является моделирование.

Специфика моделирования как системообразую-

щего элемента модульной технологии формирования готовности будущих логопедов к развитию монологической речи дошкольников в образовательном процессе вуза состоит в том, что оно:

• является ядром модульной технологии и имеет с ней общность в четкой структуре, наличии исследовательской функции и процессуальной динамичности;

• связывает и определяет содержание учебных модулей;

• технологизирует деятельность и систематизирует профессиональные знания студентов об особенностях использования методического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации;

• обеспечивает обмен педагогическим опытом между студентами в процессе планирования образовательно-коррекционной работы по применению моделирования

• позволяет учитывать структуру нарушения, зону актуального и ближайшего развития лиц с ограниченными возможностями здоровья при обсуждении моделей речевого высказывания дошкольников.

Процесс поэтапного накопления и приобретения каждым студентом опыта моделирования начинается с моделирования собственной речи и продолжается формированием знаний об особенностях монологической речи детей дошкольного возраста; о механизмах моделирования речи детей, их речевого поведения при использовании наглядных моделей. Эффективным средством формирования данных знаний и умений является кодировка научного текста [2]. Данное средство подготовки будущих логопедов к моделированию монологической речи детей используется как на лекционных, так и на практических занятиях, повышая интерактивный уровень проведения аудиторных занятий. Кодировка научного текста начинается с анализа текста и выделения его главной идеи. Затем студенты составляют план и разбивают текст на части (предложение, словосочетание, слово), лексические единицы которого преобразуются в знаки. Осваивая моделирование профессиональной информации, будущие педагоги постепенно переключаются на моделирование монологической речи детей, перенося новые знания в аналогичную ситуацию.

Рассмотрим специфику моделирования монологической речи детей дошкольного возраста с учетом его структуры, имеющей цель, операции, средства, приемы познания объекта, условия, обеспечивающие его эффективность и результат. Данный процесс направлен на воспроизведение сложного по структуре текста. Для моделирования, как указывает В. А. Штофф, характерны три основные операции [3]:

- переход от натурального объекта к модели (построение модели);

- экспериментальное исследование построенной модели;

- переход от модели к натуральному объекту, состоящий в перенесении данных, полученных на модели.

Средством реализации моделирования монологи-

ческой речи детей дошкольного возраста является модель, которая является наглядным планом для создания монологов. Для формирования у будущих логопедов действий наглядного моделирования мы предлагаем использовать конструирование моделей монологической речи будущими педагогами, которое включает следующие этапы:

- составление модели собственного высказывания;

- постановка задачи, обуславливающей выбор объекта, явления для построения монологической речи дошкольника;

- разработка наглядной модели речевого высказывания дошкольника (анализ объекта монолога, построение модели рассказа);

- самооценка действий студента по построению монологической речи дошкольника (см. Рис.1).

В процессе конструирования моделей монологической речи, будущие логопеды выполняют систему творчески ориентированных заданий. Например, составить план и рассказ-описание об одном из животных Африки, заменив имеющиеся символы модели другими; сформулировать задачи фронтального занятия по теме «Птицы», «Домашние животные», «Времена года»; разработать и показать фрагмент фронтального занятия с использованием моделирования; подготовить наглядный материал к теме занятия «Дикие животные», дополнив модель одним признаком [2].

Результатом моделирования монологической речи является логически построенный связный текст. Основным разделом работы по формированию готовности будущих логопедов к моделированию монологической речи является третий модуль «Практико--ориентированный», который включает следующие темы занятий: «Моделирование монологической речи дошкольников», «Дифференцированный подход к отбору и конструированию наглядных моделей», «Конструирование фронтальных занятий с использованием моделирования монологической речи детей дошкольного возраста». Содержание модуля ориентировано на обучение студентов составлению алгоритма моделирования монологической речи дошкольников; тренировку умения оперативно применять полученные педагогические знания в широком спектре ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности; приобретение студентами определенного практического опыта в конструировании моделей, решении профессионально-ориентированных задач.

Эффективность формирования готовности будущих педагогов к моделированию монологической речи дошкольников определялась в ходе контрольного этапа эксперимента, результаты которого показали наличие положительной динамики в изменении готовности будущих педагогов. Так, высокий уровень готовности (64%) преобладает на контрольном этапе в сравнении с констатирующим, где такие результаты не наблюдались. Наличие положительной динамики обусловлено технологической направленностью и осознанностью подготовки будущих педагогов, разбивкой содержа-

Составление модели собственного высказывания

Выбор объекта или явления для построения монологической речи дошкольника

Разработка наглядной модели

Самооценка действий студента по построению монологической речи дошкольника

Рис. 1. Этапы моделирования монологической речи детей будущими логопедами.

ния обучения на модули и контролем за их освоением, применением принципов взаимосвязи элементов технологии, систематичности, оптимизации подготовки будущих педагогов к формированию монологической речи детей методом моделирования, способности к рефлексии и оцениванию собственных достижений.

Таким образом, подготовка студентов к моделированию монологической речи детей способствует формированию профессиональных компетенций будущих логопедов:

ПК - 2: моделирование систематизирует профессиональные знания студентов об особенностях использования методического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации,

ПК - 3: позволяет разработать модели речевого высказывания дошкольника с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей.

Процесс овладения моделированием способствуют осознанию данной работы и приобретению каждым студентом опыта моделирования собственной речи и речевого высказывания детей дошкольного возраста, а также развивать студента не только как субъекта педагогической деятельности, но и как субъекта исследовательской, познавательной деятельности, формировать творческое отношение к реализации педагогических задач.

Библиографический список

1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. 112с.

2. Чухачева Е.В. Формирование готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза: автореферат дис. .. .к.п.н. Брянск. 2012. 23 с.

3. ШтоффВ.А. Моделирование и познание. Минск, 1977. С.94.

4. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... док. пед. наук. Вильнюс, 1990. С.48-55.

References

1. Venger A.L. the Development of cognitive abilities in the process of pre-school education. M.: Pedagogika, 1986. 112 p.

2. Suhacheva E.V. Formation of readiness of future teachers to the development of monologue speech of children of preschool age in the educational process of the University: abstract dis. ...Ph. D. Bryansk. 2012. 23C.

3. Shtoff VA. Modeling and knowledge. Minsk, 1977. Pp.94.

4. JucevicieneP.A. Theoretical foundations of modular training: dis. ... dock. PED. sciences'. Vilnius, 1990. Pp. 48-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.