Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста'

Формирование готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / МОНОЛОГ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / THE WILLINGNESS OF TEACHERS / MONOLOGUE MODELING / MODULAR TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чухачева Екатерина Владимировна

В статье представлены результаты экспериментального исследования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста. Определены сущность готовности будущих педагогов к развитию этого навыка у детей дошкольного возраста и средства их подготовки в образовательном процессе вуза. Представлена модель модульной технологии формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста, системообразующим элементом которой выступает моделирование. Результаты исследования могут быть использованы как при подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях вуза, так и в системе среднего и постпрофессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чухачева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS TO THE DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS MONOLOGUESPEECH PRE-SCHOOL CHILDREN

The paper presents the results of an experimental study of readiness of the future teachers to develop monologue speech of preschool children. The essence of readiness of the future teachers to develop monologue speech of preschool children and the means of their training in the educational process of the university. A model of the formation of modular technology readiness of the future teachers to develop monologue speech of preschool children, the backbone of which is the element modeling. The results can be used both in the preparation of future teachers to the profession in high school and in secondary education and postprofessional education.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста»

Д • 7universum.com

жк. UNIVERSUM:

/уу\ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чухачева Екатерина Владимировна

канд. пед. наук, старший преподаватель Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

E-mail: chukhaheva@mail. ru

FORMATION OF READINESS TO THE DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS MONOLOGUESPEECH PRE-SCHOOL CHILDREN

Chuhacheva Ekaterina

candidate of pedagogy, senior lecturer of acad. I.G. Petrovsky

Bryansk State University, Russia, Bryansk

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты экспериментального исследования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста. Определены сущность готовности будущих педагогов к развитию этого навыка у детей дошкольного возраста и средства их подготовки в образовательном процессе вуза. Представлена модель модульной технологии формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста, системообразующим элементом которой выступает моделирование. Результаты исследования могут быть использованы как при подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях вуза, так и в системе среднего и постпрофессионального образования.

Чухачева Е.В. Формирование готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 1 (2) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/856

ABSTRACT

The paper presents the results of an experimental study of readiness of the future teachers to develop monologue speech of preschool children. The essence of readiness of the future teachers to develop monologue speech of preschool children and the means of their training in the educational process of the university. A model of the formation of modular technology readiness of the future teachers to develop monologue speech of preschool children, the backbone of which is the element modeling . The results can be used both in the preparation of future teachers to the profession in high school and in secondary education and postprofessional education.

Ключевые слова: готовность педагогов, монолог, моделирование, модульная технология.

Keywords: the willingness of teachers, monologue modeling, modular technology.

В условиях современного поликультурного пространства расширяется сфера и содержание контактов, спектр коммуникативных ролей не только у взрослых и детей школьного возраста, но и у дошкольников. В связи с появлением новых форм опосредованного общения задерживается развитие монологической речи человека, которая отражает умение осмысливать окружающий мир, является средством адекватного самовыражения и самоосознавания, тем самым она занимает важное место в его социализации. Вместе с тем увеличивается количество детей и взрослых, у которых затруднены порождение высказывания, понимание текста, последовательное изложение содержания монолога, выражение своих мыслей через текстовое сообщение. Все это очевидные факторы культурологической депривации. В условиях усиления требований общества к коммуникативному развитию человека возрастает нагрузка на образовательные учреждения, и перед

педагогами встает задача овладения эффективными способами развития монологической речи детей.

Анализ научно-методической литературы указывает на необходимость использования различных методов и форм обучения в целях формирования связной речи детей дошкольного возраста, которая представляет собой развернутое изложение определенного содержания, осуществляемое логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связное высказывание занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов произведений художественной литературы и устного народного творчества. Она отражает логику мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.

До настоящего времени проблема формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста не являлась предметом научных изысканий, так как в исследованиях В.М. Акименко, Л.И. Беляковой, Н.А. Бессмертной, Е.Н. Жукатинской, Т.Ю. Корнийченко, Л.А. Лисуренко, М.Е. Орешкиной, Н.Г. Петелиной, Р.М. Султановой и других обосновывается сущность использования моделирования при подготовкестудентов к развитию звукопроизношения, раскрывается содержание профессиональной готовности будущего педагога в рамках компетентностного подхода, определяются условия эффективного развития навыков профессионального общения и профессиональной подготовки будущих педагогов.

В связи с этим тема нашего исследования в настоящее время приобретает большую актуальность и значимость как для повышения уровня профессионализма будущих педагогов, так и для совершенствования процесса обучения дошкольников. С целью научного обоснования содержания и средств формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи

детей дошкольного возраста в образовательном процессе вузанами был организован комплексный педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если:

• определена сущность и структура готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста, соответствующая задачам формирования общекультурных, профессиональных и специальных компетенций специалистов в образовательном процессе вуза;

• содержание и средства формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста будут связаны с организацией поэтапного накопления и приобретения каждым студентом опыта моделирования собственной речи;

• изучено состояние готовности студентов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в соответствии с выделенными критериями эффективности подготовки будущих педагогов в образовательном процессе вуза и на основании оценочных средств результатов обучения;

• подготовка будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста осуществляется на основе модульной технологии, представляющей систему модулей, структурирующих учебную информацию;

• системообразующим элементом модульной технологии при формировании готовности будущих педагогов будет являться моделирование как метод развития монологической речи детей дошкольного возраста.

Опираясь на точку зрения В.А. Сластенина (2004), за рабочее определение «готовности» будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста мы принимаем особое психическое состояние, характеризующееся наличием у субъекта образа структуры действия моделирования собственного и детского высказывания, постоянной направленности сознания на выполнение этого действия. Данное

состояниевключает в себя осознание педагогической задачи, модели организации собственных действий, определения специальных способов развития монологической речи детей дошкольного возраста, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

В начале исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, который заключался в констатации исходного уровня готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста при помощи методов анкетирования, интервьюирования, анализа продуктов деятельности, наблюдения, количественного и качественного анализа полученных результатов. Результаты обследования показали, что большинство студентов имеют низкий исходный уровень готовности к развитию монологической речи детей дошкольного возраста (77%), средний уровень имеют 23% студентов.

Определение места формирования в образовательном процессе вуза готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста осуществлялось путем анализа содержания стандартаподготовки специалистов, отраженного в нормативных документах. На основе анализа образовательного стандарта по направлению подготовки «Педагогическое образование» и структуры предметной области дошкольной педагогики и логопедии было выявлено, чтопредставления о развитии монологической речи дошкольников традиционно создаются в процессе изучения дисциплин предметной подготовки. Однако моделирование как метод обучения дошкольников не включается в число специальных учебных предметов. Тем самым сохраняется противоречиемежду инновационной практикой развития монологической речи дошкольников на занятиях и недостаточной разработанностью теоретико-технологического обеспечения процессов освоения этой практики будущими педагогами.

Формирующий этап исследования заключался в применении модульной технологии. М.В. Буланова-Топоркова, П.А. Юцявичене подчеркивают,

что понятие «модульная технология» определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации), которые содержат целевую программу действий и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей [5]. Модульная технология формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза обеспечивает гибкое построение содержания подготовки из модулей, интегрирует различные его виды и формы, преобразует образовательный процесс так, что обучающийся самостоятельно (полностью или частично) осваивает целевую индивидуализированную программу.

Системообразующим элементом описываемой технологии является моделирование. За рабочее определение «моделирования» было взято утверждение Л.А. Венгера о том, что «моделирование представляет собой метод овладения действиями замещения, построения модели путем придания заместителям отношений, отображающих отношения замещаемых объектов, и использования модели для решения основной задачи» [2]. Специфика моделирования состоит в общности с модульной технологией, в четкости их структур, в наличии у них исследовательской функции и процессуальной динамичности. Моделирование связывает и определяет содержание учебных модулей и систематизирует профессиональные знания студентов о методике развития монологической речи детей, позволяет разработать модели речевого высказывания дошкольника и решить профессионально-ориентированные задачи в малых группах. Процесс поэтапного накопления и приобретения каждым студентом опыта моделирования начинался с моделирования собственной речи и продолжался формированием знаний об особенностях монологической речи детей дошкольного возраста; о механизмах моделирования речи детей их речевого поведения при использовании наглядных моделей в учебной практике.

Содержание подготовки будущих педагогов к развитию монологической речи, представляет собой систему учебных модулей, предполагающих структурирование учебной информации:

• модульный целевой план действий;

• банк информации;

• методические рекомендации по достижению поставленных целей [4].

Модули включают ряд тем (подмодули), которые имеют определенную

информационную ориентацию. Так, первый модуль «Мотивационно-информационный» состоит из следующих тем: «Научно-теоретические основы развития монологической речи дошкольников», «Проблемы процесса формирования монологической речи детей дошкольного возраста» и «Методика работы по развитию монологической речи дошкольников». Он направлен на развитие мотивационно-личностной и деятельностной составляющих готовности будущих педагогов к интересующему нас аспекту профессиональной деятельности Средствами модульной технологии подготовки будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста являютсяконструирование моделей монологической речи, решение профессионально-ориентированных задач моделирования, имитационное моделирование процесса монологической речи дошкольников.

С целью формирования мотивационной направленности личности будущего специалиста к формированию и развитию монологической речидетей методом моделирования, а также заинтересованного отношения к занятиям будущие педагоги на лекционных занятиях преобразуют научный текст в схему-модель для эффективного его запоминания и воспроизведения. Кодировка научного текста начинается с анализа научного текста и выделения его главной идеи. Затем студенты составляют план и разбивают текст на части (предложение, словосочетание, слово). Лексические единицы студенты преобразуют в знаки. На первых этапах работы студентам предлагаются отрывки научных текстов, которые связаны с темой занятия. Постепенно необходимо увеличивать объем научных текстов. Следовательно, студенты,

осваивая моделирование профессиональной информации, постепенно переключаются на наглядное моделирование монологической речи детей. Таким образом происходит перенос новых знаний в аналогичную ситуацию.

Второй модуль «Когнитивный», направленный на формирование представлений о моделировании и включающий такие темы как «Моделирование как метод и процесс научного познания и обучения», «Моделирование как метод развития монологической речи дошкольников». Данные подмодули формируют когнитивный, деятельностный и мотивационно-личностный компоненты готовности будущих педагогов к формированию монологической речи детей методом моделирования. Модуль включает 4 лекции и 6 семинарских занятий. Подмодули отражают следующие вопросы: категории «моделирование» и «модель», виды и функции моделирования, структура процесса моделирования, содержательная характеристика этапов моделирования в научном познании, модель как средство и объект моделирования, роль метода моделирования в развитии монологической речи детей дошкольного возраста.

Для формирования у будущих педагогов действий моделирования нами использовано конструирование моделей монологической речи, которое включает следующие этапы:

• составление модели собственного высказывания;

• выбор объекта или явления для построения монологической речи дошкольника;

• разработка наглядной модели речевого высказывания дошкольника (анализ объекта монолога, построение модели рассказа);

• самооценка действий студента по построению монологической речи дошкольника.

Будущие педагоги, конструируя модели монологической речи, видоизменяют их, дополняют одним или несколькими признаками, заменяют имеющиеся символы модели, в соответствии с детализацией заданной для разработки модели и ее включении в имитационную ситуацию.

На основе типов творчества, выделенных Д.Б. Богоявленской (1997), были разработаны задания, формирующие творческую деятельность в процессе овладения моделированием, например, разработать возможную структуру журнала «Актуальные проблемы моделирования», представить в виде схемы процесс моделирования рассказа-описания, написать эссе на тему: «Моделирование — особый метод...». В нашем случае составление плана описательного рассказа характеризуется стимульно-продуктивной деятельностью. Эвристическая деятельность соответствует работе студентов, связанной с видоизменением и дополнением модели. В свою очередь, креативная деятельность наблюдается при самостоятельном составлении модели и ее использовании при обучении детей составлению связного высказывания.

Динамика продвижения в формировании умений моделирования у будущих педагогов отслеживается после прохождения второго модуля (промежуточный контроль) с помощью опроса, подготовки проектов построения монолога дошкольников. Если студенты показывают низкие результаты, то работа по соответствующему модулю продолжается по индивидуальным заданиям различной сложности, например, составить схему «Классификация моделей», разработать возможную структуру журнала «Актуальные проблемы моделирования».

Третий модуль «Практико-ориентированный», направленный на формирование представлений о моделировании монологической речи детей дошкольного возраста — включает такие модули как: «Моделирование монологической речи дошкольников», «Дифференцированный подход к отбору и конструированию наглядных моделей», «Конструирование фронтальных занятий с использованием моделирования монологической речи детей дошкольного возраста». Он содержит 6 лекций и 6 семинарских занятий. Подмодули направлены на развитие деятельностного, контрольно-оценочного, мотивационно-личностного компонентов готовности педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе

вуза. При обучении будущих педагогов разработке наглядных моделей использованы информационно-диалоговый и эвристический методы с включением приемов аналогии и абстрагирования. Совершенствовались и закреплялись специальные умения студентов в имитационных ситуациях, решении педагогических задач с позиции полноправных субъектов высказывания.

Результаты диагностики уровня готовности будущих педагогов к формированию и развитию монологической речи детей показали, что они не умеют вычленять педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения. В связи с этим мы предложили студентам решать педагогические задачи, которые также позволяют до непосредственной практики в специальном дошкольном образовательном учреждении закрепить специальные умения и навыки. Решение педагогических задач включало в себя три этапа [3]:

• аналитический этап, который начинается с анализа и оценки сложившейся ситуации и заканчивается формулированием самой задачи, подлежащей решению;

• моделирующий этап, когда планируются и моделируются способы решения поставленной задачи и разрабатывается конкретная модель этого решения;

• исполнительский этап, связанный с реализаций модели, ее практическим воплощением.

Эффективным средством построения и реализации занятий по формированию монологической речи дошкольников является ее имитационное моделирование, в основу которого положены содержание и условия будущей профессиональной деятельности. Работа в малых группах позволяет путем случайного выбора создавать наглядные модели высказывания. Они создаются путем случайного выбора, где каждому отведена своя роль и обязанности по созданию наглядной модели. Игровой прием «Ожившие модели», взятый нами из методических разработок

В.М. Букатова [1], является одним из эффективных для обучения педагогов моделированию монологической речи. Студенты, входящие в состав микрогрупп, выполняют задания по разработке наглядных моделей монологической речи (4—5 минут). Затем студенты одной микрогруппы демонстрируют результаты оживления: выстраиваются и схематически, мимически изображают модель. Участники другой микрогруппы воспринимают «живую» схему-модель и составляют рассказ, угадывая задание своих коллег.

Эффективность модульной технологии формирования готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза определялась в ходе контрольного этапаэксперимента. Анализ динамики изменения готовности будущих педагогов экспериментальной группы к развитию монологической речи в течение эксперимента показал, что высокий уровень готовности (64 %) преобладает на контрольном этапе в сравнении с констатирующим, где такие результаты не наблюдались (см. рис. 1).

Рисунок 1. Сравнительный анализ уровней сформированности готовности будущих педагогов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп

Кроме этого, средний уровень на констатирующем этапе составлял 29 % обучающихся, а на контрольном этапе — 36 %, так как низкий уровень выявляемых навыков отсутствует. Наличие данной положительной динамики

обусловлено технологической направленностью и осознанностью подготовки будущих педагогов, разбивкой содержания обучения на модули и контролем за их освоением, применением принципов взаимосвязи элементов технологии, систематичности, оптимизации подготовки будущих педагогов к формированию монологической речи детей методом моделирования, способности к рефлексии и оцениванию собственных достижений.

Следовательно, целенаправленная работа по освоению будущими педагогами процесса развития монологической речи детей дошкольного возраста понимается как целостный, системный процесс, основанный на согласовании его ведущих элементов: целевого, отражающего требования к выбору, освоению содержания и средств учебного взаимодействия; содержательного, основанного на наполнении тем специального курса конкретным содержанием и отборе заданий, способствующих успешной подготовке будущих педагогов, технологического, определяющего средства формирования готовности как критерия эффективности подготовки будущих педагогов.

Список литературы:

1. Букатов В.М. Хрестоматия игровых приемов / В.М. Букатов, А.П. Ершова. — Серия «Я иду на урок» — М.: Первое сентября, 2002. — 224 с.

2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. — М.: Педагогика, 1986. — 112 с.

3. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии / Ю.Н. Кулюткин. — Санкт-Петербург, 2001.—56 с.

4. Левитес Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения/ Д.Г. Левитес. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 320 с.

5. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... док.пед. наук.— Вильнюс, 1990. — С. 48—55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.