УДК 371.927
ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© 2017 Е. В. Чухачева
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства e-mail: chukhahevaamail.ru
Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
В статье рассматривается проблема применения эффективных средств обучения будущих логопедов к развитию монологической речи дошкольников, к которым относятся кодирование научного текста, конструирование моделей монологической речи, решение профессионально ориентированных задач, имитационное моделирование процесса формирования монологической речи дошкольников (деловая игра). Представлена и описана схема этапов моделирования монологической речи будущими логопедами.
Ключевые слова: готовность педагогов; монологическая речь; компетенция; кодирование научного текста; профессионально ориентированные задачи, деловая игра.
Современные тенденции высшего образования обусловливают необходимость применения оптимальных средств обучения будущих учителей-логопедов, способствующих усвоению знаний, умений, навыков, формированию у личности положительных качественных изменений в сфере социальных, педагогических и профессиональных отношений. Процесс подготовки в различные исторические эпохи видоизменялся в соответствии с требованиями времени и уровнем общественных отношений, но вопрос о путях совершенствования процесса профессиональной подготовки остается актуальным.
В исследованиях В.М. Акименко, Л.И Беляковой, Н.А. Бессмертной, Л.С. Волковой, Е.Н. Жукатинской, Т.Ю. Корнийченко, Л.А. Лисуренко, М.Е.Орешкиной, О.С. Орловой, Н.Г. Петелиной, Р.М. Султановой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и других выделены теоретические и практические аспекты формирования готовности будущих педагогов к развитию речи как педагогического феномена: обосновывается сущность использования моделирования при подготовке студентов к развитию звукопроизношения; раскрывается содержание профессиональной готовности будущего педагога в рамках компетентностного подхода; определяются условия эффективного развития навыков профессионального общения и профессиональной подготовки будущих педагогов.
Для выполнения профессиональной деятельности будущий учитель-логопед должен владеть определенными знаниями, умениями, навыками, значимыми личностными качествами и быть способен осуществлять коррекционно-педагогическую, диагностико-консультативную, исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность в учреждениях образования, социальной сферы и здравоохранения. Система знаний, умений, навыков и качеств формируется в процессе реализации компетентностного подхода. В образовательном процессе вуза у будущих учителей-логопедов должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции. Так, в области коррекционно-педагогической деятельности будущий логопед должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
□ способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1);
О готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2);
О готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3);
□ способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4);
О готовность к организации, проведению и анализу результатов диагностики комплексного лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций нарушений развития (СК-1);
О готовность к оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки семьям лиц с ограниченными возможностями здоровья (СК-2);
□ способность использовать теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования; формулировать выводы, представлять результаты исследования (СК-3);
□ способность к взаимодействию с образовательными организациями, учреждениями здравоохранения с целью реализации коррекционно-развивающих программ (СК-4).
Формирование данных компетенций будущего логопеда обусловливает выбор наиболее эффективных средств обучения в условиях реализации двухуровневой системы подготовки бакалавров и магистров педагогических специальностей.
В связи с этим проблема нашего исследования в настоящее время приобретает большую актуальность и значимость для повышения уровня профессионализма будущих педагогов. С целью научного обоснования содержания и средств формирования готовности будущих учителей-логопедов к развитию монологической речи детей нами был организован комплексный педагогический эксперимент.
Теоретический анализ проблемы готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности позволил определить компоненты готовности будущих учителей-логопедов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста: мотивационно-личностный, информационно-теоретический, деятельностный, контрольно-оценочный. В начале экспериментального исследования нами были выделены уровни готовности будущих учителей-логопедов к развитию монологической речи дошкольников:
- адаптивно-репродуктивный (низкий), характеризующийся несформированностью у будущих педагогов профессионального интереса к проблеме развития монологической речи детей дошкольного возраста и таких личностных качеств, как коммуникативность, креативность и организованность, отсутствием знаний о сущности моделирования как методе развития монологической речи дошкольников, этапах его организации, о видах моделей и их функциях, несформированностью умений изучать и моделировать монологическую речь детей, а также умений адекватного самооценивания;
- практически-методический (средний), выражающийся умеренной выраженностью профессионального интереса к проблеме развития монологической речи дошкольников и личностных качеств. Будущие педагоги недостаточно удовлетворены своей профессией и
имеют фрагментарные, поверхностные знания о сущности моделирования как методе развития монологической речи дошкольников и этапах его организации, о видах моделей и их функциях. Недостаточно сформированы умения изучать и моделировать монологическую речь детей, а также умения адекватного самооценивания;
- профессионально-творческий (высокий), который проявляется наличием у будущих педагогов выраженного профессионального интереса к проблеме развития монологической речи дошкольников, удовлетворенности профессией педагога, коммуникативности, креативности и организованности, комплексных глубоких знаний о сущности моделирования как методе развития монологической речи дошкольников и этапах организации моделирования, о видах моделей и их функциях. Достаточно сформированы умения изучать и моделировать монологическую речь детей, а также умения адекватного самооценивания путем педагогических измерительных действий.
Исходный уровень готовности будущих учителей-логопедов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста выявлялся при помощи методов анкетирования, интервьюирования, анализа продуктов деятельности, наблюдения, количественного и качественного анализа полученных результатов. Результаты обследования показали, что на более низком уровне у студентов находятся деятельностный, информационно-теоретический и контрольно-оценочный компоненты. Эти факты свидетельствуют о том, что студенты недостаточно владеют способами психолого-педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста, планирования коррекционно-развивающей работы и создания учебно-методического обеспечения процесса развития монологической речи детей. У студентов не сформированы знания о содержании и средствах развития монолога дошкольников с учетом личностно ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из важных задач профессиональной деятельности будущих учителей-логопедов является разработка индивидуальной образовательно-коррекционной программы, планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор и создание учебно-методического обеспечения. Для реализации данной задачи в нашем исследовании предпринята попытка обучения будущих учителей-логопедов развитию монологической речи дошкольников с помощью таких эффективных средств, как кодирование научного текста, конструирование моделей монологической речи, решение профессионально ориентированных задач, имитационное моделирование процесса формирования монологической речи дошкольников (деловая игра).
С целью формирования мотивационной направленности личности будущего педагога (логопеда) к развитию монологической речи детей методом моделирования, а также заинтересованного отношения к занятиям будущие педагоги на лекционных занятиях преобразовывали научный текст в схему-модель для эффективного его запоминания и воспроизведения. Кодирование научного текста - практический метод, способствующий формированию творческих, аналитических и моделирующих умений. Кодировка научного текста начинается с его анализа и выделения главной идеи текста. Затем студенты составляют план и разбивают текст на части (предложение, словосочетание, слово). Лексические единицы студенты преобразуют в знаки. На первых этапах работы студентам предлагаются короткие отрывки научных текстов, которые связаны с темой лекционного или практического занятия. Затем необходимо увеличивать объем научных текстов. Следовательно, студенты, осваивая моделирование профессиональной информации, постепенно переключаются на
наглядное моделирование монологической речи детей. Таким образом, происходит перенос новых знаний в аналогичную ситуацию.
Для формирования у будущих педагогов действий моделирования монологической речи нами использовано конструирование моделей, которое включает следующие этапы [Чухачева 2012: 17]:
• составление модели собственного высказывания;
• выбор объекта или явления для построения монологической речи дошкольника;
• разработка наглядной модели речевого высказывания дошкольника (анализ объекта монолога, построение модели рассказа);
• самооценка действий студента по построению монологической речи дошкольника.
Наглядное отображение этапов моделирования монологической речи студентами представлено в виде рисунка.
Модель структуры текста рассказ а-опвсаввя О!
I
Объект по зваввя (содержание связвого высказывания)
Построение молелн
Анализ объекта
Модель рассказа-описания объекта познанпя
|1 | |
I 2
Построение рассказа на основе модели
А*
Самооценка действии студента по построению монологической речи дошкольника
Будущие педагоги, конструируя модели монологической речи, видоизменяют их, дополняют одним или несколькими признаками, заменяют имеющиеся символы модели, в соответствии с детализацией заданной для разработки модели и ее включения в имитационную ситуацию.
Эффективным является применение кейс-технологии с целью формирования готовности будущих учителей-логопедов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста. Она предполагает использование описаний конкретных реальных ситуаций в виде профессионально ориентированных задач для их анализа обучающимися, определение сущности проблемы и выбора возможных решений. Использование кейс-технологии не только способствует усвоению материала по курсу «Логопедия», осмыслению сущности и взаимосвязей рассматриваемых педагогических
явлений, но и формирует умение работать с информацией в ситуациях «диалога» и «полилога», отрабатывает умения оперативно применять полученные педагогические знания в широком спектре ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности. Профессионально ориентированные задачи представляют собой результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике, то есть позволяют до непосредственной практики в дошкольном образовательном учреждении совершенствовать специальные умения и навыки. Решение профессионально ориентированных задач включает в себя три этапа: аналитический этап, который начинается с анализа и оценки сложившейся ситуации и заканчивается формулированием самой задачи, подлежащей решению; моделирующий этап, когда планируются и моделируются способы решения поставленной задачи и разрабатывается конкретная модель этого решения; исполнительский этап, связанный с реализацией модели, ее практическим воплощением [Кулюткин 2001].
Учитывая уровень сформированности профессиональных компетенций студентов, кейс-технологии следует применять поэтапно. На первом этапе использовать репродуктивную деятельность (решение конкретных ситуаций по образцу). На втором этапе организовывать эвристическую деятельность (студенты самостоятельно ищут пути решения профессионально ориентированных задач на основе известных закономерностей и критериев). Затем организовывать исследовательскую деятельность: студенты самостоятельно разрабатывают профессионально ориентированные задачи, характерные для их будущей профессии [Чухачева 2012: 18].
Приведем пример решения практико-ориентированной задачи.
Людмила Сергеевна работает учителем-логопедом в старшей группе детского сада. В результате обследования речи детей она выявила у большинства из них неумение составлять рассказ-описание и пересказ. На фронтальных занятиях педагог использовала моделирование как метод развития монологической речи детей. Спустя некоторое время Людмила Сергеевна поняла, что дети умеют составлять рассказ только с опорой на схему, а самостоятельно - нет...
Решение педагогической задачи начинается с ее анализа. Анализ задачи проходит в процессе беседы. Примерные вопросы для беседы:
- С детьми какого возраста работает Людмила Сергеевна?
- Каковы этапы использования моделирования при формировании связной речи?
- Как можно работать со схемой, увеличивая долю самостоятельности детей при составлении рассказа?
- Какие методы обучения составлению рассказа-описания и пересказа можно использовать в данной ситуации? Результатом работы является формулировка вопроса задачи: Как в процессе моделирования Людмиле Сергеевне научить детей составлять монолог самостоятельно?
На следующем этапе работы (моделирующем) студенты планируют способы решения поставленной задачи: использовать моделирование только для части рассказа, а другую часть дети должны пересказать самостоятельно или моделировать монологическую речь, переводя ее во внутренний умственный план. На исполнительском этапе студенты проигрывают фрагменты занятий по развитию монологической речи детей методом моделирования.
Итак, кейс-технология - это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у будущих учителей-логопедов исследовательских умений. Кейс-технология позволяет демонстрировать теоретический материал с точки зрения
имевших место событий, дает возможность формировать у обучающихся умения работать с информацией, логически думать, анализировать реальные процессы и принимать оптимальные решения [Полат2008: 134-140].
Эффективным средством, позволяющим моделировать речевые высказывания будущими педагогами, является имитационное моделирование (деловая игра). «Учебная игра - это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Она представляет собой небольшую ситуацию со своим сюжетом и действующими лицами, у которых есть общая или особенная роль, специфическая цель в конкретной процедуре общения» [Карташова 2014: 104]. Учебная игра используется для моделирования процесса профессиональной подготовки, это так называемая «деловая игра». Деловая игра может выступать в качестве имитационной схемы той ситуации, которая интересует педагога. При этом в качестве модели деловая игра обладает «знаковыми возможностями» широкого диапазона: могут применяться как собственно знаковые средства - правила, блок-схемы, структурные изображения, так и собственно игроки. Игровой прием «Ожившие модели», взятый нами из методических разработок В.М. Букатова [Букатов 2002: 176-187], позволил научить студентов создавать наглядные модели высказывания. Цель игры: ознакомиться с деятельностью учителя-логопеда по созданию учебно-методических пособий для развития монологической речи детей. Студенты, входящие в состав микрогрупп, выполняли задания по разработке наглядных моделей монологической речи (4-5 минут). Затем студенты одной микрогруппы демонстрировали результаты оживления: выстраивались и схематически изображали модель. Участники другой микрогруппы воспринимали «живую» схему-модель и составляли рассказ, угадывая задание своих коллег.
Следовательно, в игре познавательное действие, включенное в контекст социально и личностно значимой ситуации, обретает другую мотивацию и смысловую структуру. Вместо традиционной цели «запомнить и ответить» возникает цель реального достижения, а процесс учения приобретает черты непроизвольности, состязательности, сотрудничества, методологической рефлексии.
Использование кейс-технологии в виде комплекса практико-ориентированных задач позволяет:
• систематизировать профессионально-педагогическую деятельность, сократить переутомление;
• развивать студента не только как субъекта педагогической деятельности, но и как субъекта исследовательской, познавательной деятельности;
• формировать творческое отношение к реализации педагогических задач;
• обеспечить обмен педагогическим опытом между студентами в процессе создания и обсуждения моделей, решения профессионально-ориентированных задач;
• совершенствовать свою деятельность, опираясь на исходный уровень развития каждого студента.
Выполнение игровых заданий создает предпосылки начальной профессионализации обучения: студенты знакомятся с основными задачами профессиональной деятельности будущего логопеда: коррекция нарушений развития в условиях личностно ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья, планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор учебно-методического обеспечения.
Охарактеризованные нами релевантные средства обучения будущих учителей-логопедов развитию монологической речи детей дошкольного возраста, к которым относятся кодирование научного текста, конструирование моделей монологической
речи, решение профессионально ориентированных задач, имитационное моделирование, способствуют повышению качества образовательного процесса и осознанию каждым студентом личностно ориентированного опыта будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов. М.: Первое сентября, 2002. 224 с. (Серия «Я иду на урок»).
Карташова В.Н. Игра в подготовке будущего учителя // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2(58). Т. 2. С. 103-105.
Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. СПб., 2001.
56 с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 368 с.
Чухачева Е.В. Формирование готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей дошкольного возраста в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2012. 23 с.