Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ИНТЕРАКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / СВЯЗНАЯ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ИНТЕРАКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / COHERENT MONOLOGUE SPEECH / INTERACTIVE METHODOLOGICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плюснина Светлана Александровна, Каштанова Светлана Николаевна

Содержание статьи построено в русле обсуждения проблемы интенсификации логопедической работы по формированию и коррекции связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. В качестве активного ресурса методического сопровождения деятельности логопеда предложен интерактивный методический комплекс. Детализированы методы и приемы логопедический работы с учетом их апробации в интерактивной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плюснина Светлана Александровна, Каштанова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE-METHODICAL COMPLEX IN SPEECH-TEACHING WORK WITH PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The content of the article is based on the discussion of the problem of intensification of speech therapy work on the formation and correction of coherent monologue speech in preschool children with General speech underdevelopment. An interactive methodological complex is proposed as an active resource for methodological support of the speech therapist's activity. The methods and techniques of speech therapy work are detailed, taking into account their testing in an interactive environment.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

1. Географическое положение - это положение любого географического объекта (природного или созданного людьми) относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам.

2. Макроположение (макроуровень) - глобальное расположение страны по отношению к миру в целом, мировым торговым путям и центрам, крупным участкам географической оболочки.

ВСТАВИТЬ СЛОВА

В тексте дано определение и основные понятия темы "Географическое положение России". Вставьте пропущенные слова.

1. Географическое положение ■ это положение л«>бого географического объекта {природного или

созданного людьми) относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам.

2. Макроположение (макроуровень) - глобальное расположение прим по отношению к миру в целом, мировым тор™»™ путям и центрам, крупным участкам исца^мшаил оболочки.

3. Мезоположение (г/езоуровень) положение страны по отношению к регионам мира, группам сцт или крупным лрпршьм объектам.

4. Микроположение (микроуровень) пяяпым« положение В доне нмтарщстаелного контакта С Другими географикини объектами (соседними странами).

|6ерно| Очистить:

Рисунок 6. Вид web-страницы приёма «Вставить слова»

Выводы. Создание интерактивной модели учебного курса по географии, позволяет организовать учебный процесс так, чтобы в условиях цифровизации образования сформировать у школьников умения и навыки использовать научное содержание изучаемого предмета. При аналитическом планировании заданий мы опирались на нормативные документы государственных стандартов и программ.

Технологии информационной обработки учебного текста позволяют преобразовать изучаемый теоретический материал в систему практических заданий. А также усиливают роль самостоятельной работы учащихся, что сказывается на стабильности и действенном характере формируемых знаний и умений [5]. Применение компьютерных технологий создает педагогические условия для умственной рекреации в течение всего учебного процесса.

Литература:

1. Архипова А.И., Мочалова М.С. Использование программы «Drag and drop» для создания интерактивных учебных материалов по русскому языку // Научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы». Краснодар. 2012. № 41. С. 61-64.

2. Золотарев Р.И. Виртуальная лаборатория инновационной компьютерной дидактики в системе профессионального образования: дис. ... канд. пед.наук / Р.И. Золотарева / - Краснодар, 2008.

3. Пичкуренко Е.А., Владимерец Е.А., Шмалько С.П. Дистанционные интерактивные технологии в обучении географии в русле герменевтического подхода и межпредметная связь с курсом математики // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019. -Вып. 64. - Ч. 1. - 369 с.

4. Пригодина А.Г. Дидактическая адаптация студентов первого курса инженерного вуза к изучению научных понятий (на примере математики): дис. .канд. пед.наук / А.Г. Пригодина - Краснодар, 2013.

5. Пригодина А.Г., Архипова А.И. Электронный образовательный ресурс «Самостоятельная работа с учебными текстами в программной среде HTML» // Научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы». Краснодар. 2013. № 50. С. 19-34.

6. Тищенко О.Ю., Архипова А.И., Пичкуренко Е.А. Технологии инновационной обработки учебного текста для изучения темы «Числовые и буквенные выражения. Формула.» (Математика, 5 класс) // Научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы». Краснодар. 2016. № 67. С. 21-35.

7. Шевляк А.Г., Архипова А.И.. Реализация приемов понимания учебных текстов на основе герменевтического подхода с использованием среды HTML (на примере обучения математике) // Научно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы». Краснодар. 2012. № 43. С. 11-30.

Педагогика

УДК 376.3

магистрант Плюснина Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИНТЕРАКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Содержание статьи построено в русле обсуждения проблемы интенсификации логопедической работы по формированию и коррекции связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. В качестве активного ресурса методического сопровождения деятельности логопеда предложен интерактивный методический комплекс. Детализированы методы и приемы логопедический работы с учетом их апробации в интерактивной среде.

Ключевые слова: дошкольники с общим недоразвитием речи, связная монологическая речь, интерактивно-методический комплекс.

Annotation. The content of the article is based on the discussion of the problem of intensification of speech therapy work on the formation and correction of coherent monologue speech in preschool children with General speech underdevelopment. An interactive methodological complex is proposed as an active resource for methodological support of the speech therapist's activity. The methods and techniques of speech therapy work are detailed, taking into account their testing in an interactive environment.

Keywords: preschoolers with general speech underdevelopment, coherent monologue speech, interactive methodological complex.

Введение. Дошкольной период является сензитивным период для формирования связной монологической речи в целях обеспечения эффективной коммуникации и подготовки детей к обучению в школе. Обращаясь к проблеме изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, следует определить проблемное поле и пути ее эффективизации. Имеющийся опыт исследований в логопедии показывает, что наблюдается тенденция к увеличению числа детей общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза, меняется возрастной контингент детей, изменяется структура дефекта. При этих расстройствах наблюдается нарушения всех компонентов речевой системы [3].

Кроме этого, подчеркивается необходимость в обновлении линейки имеющихся средств логопедической работы, в том числе с использованием интерактивных ресурсов. Учитывая вариативную структуру речевого и психического развития дошкольников с общим недоразвитием речи, мы предлагаем рассмотреть интерактивно-методический комплекс как эффективный ресурс методического сопровождения логопедической работы по формированию и коррекции связной монологической речи.

Изложение основного материала статьи. Речь включена в реестр высших психических функций. При этом самой сложной ее формой является связное высказывание. Монолог является поздно формирующейся формой связной речи, всегда обладает развернутыми и полными формулировками, предполагает более длительную внутреннюю подготовку высказывания. Связность речи обеспечивается логическими, функционально-стилевыми, психологическими и грамматическими группами связей [8; 11]. При этом характеризуется с позиции содержательности, точности, логичности, ясности и разнообразия.

Основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования ряда личностных качеств. В формировании связной речи прослеживается тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдательности [7, 8]. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать его основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями [9, 10].

Эффективная коррекционная работа во многом определяется через использование интерактивных технологий во время занятий с детьми, которые приводят к активизации каждого обучающегося, повышают эффективность подачи материала, формируют интерес к занятиям, организуют разные формы работы на занятиях и т.д.

Проблематизация настоящего исследования связана с разработкой инновационных ресурсов формирования и коррекции связной монологической речи дошкольников с ОНР. При этом интегративной основой выступает методическое сопровождение деятельности логопеда через использование интерактивно-методического комплекса (ИМК).

На начальном этапе исследования нами была проведена диагностика развития связной речи среди старших дошкольников с ОНР и дошкольников с нормативным речевым развитием (общая выборка составила 50 человек) с использованием методик, основанных на исследованиях О.М. Газиной и В.Г. Фокиной «Беседа», В.П. Глухова «Обследование связной речи», И.Н. Лебедевой «Рассказывание по следам изобразительной деятельности» [1; 2; 7]. Экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольных образовательных организаций в группах компенсирующей направленности г. Нижнего Новгорода и г. Луза Кировской области.

Согласно результатам первичной диагностики нами были сделаны выводы о том, что дошкольники с ОНР испытывают значительные затруднения в овладении пересказом, составлении рассказа, даже по опорным картинкам. Была отмечена несформированность умений лексически и грамматически правильно оформить высказывание, передать смысл текста, неумение обобщать и делать выводы. У 60% дошкольников с ОНР выявлен недостаточный уровень развития связной монологической речи и у 27% низкий уровень развития связной монологической речи.

В ходе настоящего исследования была проанализирована предметно-развивающая среда логопедических кабинетов дошкольных образовательных учреждений и логопедических уголков в группах в трех ДОУ. Также нами был проведен интерактивный опрос 55 работающих логопедов Нижегородской, Кировской, Вологодской областей с целью определения технологического инструментария для работы в указанном направлении (анализ методов, приемов и средств). 42% опрошенных специалистов заявили, что в их дошкольных образовательных учреждениях частично или полностью созданы условия для использования интерактивных средств. Практически 80% из указанной выборки не используют интерактивные средства в работе, даже при их наличии. В качестве аргументов приводятся следующие позиции: «не умею пользоваться», «меня никто не обучал», «нет готовых материалов», «не было времени подбирать материал» и др. При этом активно используются методы; беседа, игровой метод, элементы методы моделирования. Среди приемов популярными являются инсценировки и драматизации, заучивание стихотворений и загадок.

Полученные результаты послужили основой для интеграции имеющихся ресурсов и разработки сопровождения логопедической работы на интерактивной основе. В рамках настоящего исследования был разработан и апробирован интерактивно-методический комплекс (ИМК), который представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов сопровождения логопедической работы по формированию и коррекции связной монологической речи. ИМК представлен следующими элементами:

1. Конспекты логопедических занятий (структурированы в единой логике).

2. Рабочая логопедическая тетрадь, которая выступает необходимым дополнительным средством

работы на занятиях и дома. При этом, логопедическая часть тетрадь имела аналог, представленный на бумажном носителе в целях минимизации рисков при работе с интерактивными средствами.

3. Банк интерактивных методов, приемов и средств логопедической работы.

4. Банк цифровых продуктов: картинки, игры, загадки, картинные планы, графические модели, видеофрагменты сказок и мультфильмов.

5. Методические рекомендации по формированию и коррекции связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием ИМК.

Интерактивно-методический комплекс как интегрированный продукт основывается на использовании следующих методов и приемов:

Метод интеллектуальных карт основа на использовании технологического подхода в представлении информации в графическом виде. Одновременно с этим, это - наглядный способ представления информации, который отражает связи между частями одной предметной области [5; 6]. В рамках проведенного исследования предполагалось создание графических изображений и схем на экране (интерактивная доска) и в логопедической тетради в качестве опоры при рассказе и пересказе. Интеллектуальные карты выступали своего рода средством навигации и контроля при составлении связного высказывания.

Приемы работы:

- составление схем предложений;

- составление графических изображений текста;

- создание предметно-схематических моделей;

- последовательное создание семантических полей;

- выбор из электронного банка готовых предметных и сюжетных картинок для составления рассказа и пересказа.

Игровой метод предполагает обучение с использованием игровых приемов и средств. В контексте логопедической практики речь идет об использовании игрового метода с целью получения коррекционно-развивающего эффекта в рамках той или иной стороны речевой или языковой системы[4]. Описываемый нами опыт основывался на совмещении игрового метода с интерактивной средой (игровые задания, транслируемые через интерактивную доску на определение, распределение, угадывание различных персонажей, моментов и др.) [3].

Приемы работы:

- обучение драматизации через использование интерактивной доски;

- отгадывание интерактивных загадок;

- работа с интерактивными угадайками;

- составление и отгадывание интерактивных ребусов.

Метод наглядного моделирования в контексте логопедической работы с дошкольниками предполагает визуализировать абстрактные понятия: слово, предложение и др. и использовать их как поддерживающий ресурс при составлении связного высказывания [5]. В рамках предложенной инициативы использовалось создание предметно-схематических моделей на интерактивном экране и в логопедической тетради, как опора при рассказе и пересказе.

Приемы работы:

- самостоятельное рисование детьми на экране мнемотаблиц;

- составление из опорных картинок электронного банка предложений;

- составление из опорных картинок электронного банка таблицы-схемы пересказа.

Метод ТРИЗ-педагогики предполагает развитие креативного мышления, обучение принятию нестандартных решений и др. В логопедической практике используется с целью развития и активизации речемыслительной деятельности [13]. В структуре настоящего исследования данный метод транслировался в интерактивной среде.

Приемы работы:

- составление связного высказывания на основе противоречий;

- составление связного высказывания по аналогии;

- самостоятельный «вброс» идей для составления текста с использованием картинного и графического материала из электронного банка;

- составление связного высказывания на основе морфологического анализа.

Методы интеллектуальных карт и наглядного моделирования активно используется в разделах по формированию навыков пересказа и рассказа. Первоначально интеллектуальные карты составляются совместно с педагогом, а затем самостоятельно, как у доски, так и в логопедической тетради. Посредством использования интерактивной доски транслируется процесс создания опорных схем, моделей.

Интерактивно-методический комплекс рассчитан на 23 групповых 50 индивидуальных занятий, по два занятия с каждым ребенком. Коррекционная работа проводилась по пяти классически закрепленным разделам. Методология и средства в соответствии с направлениями работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Методы, приемы и средства в соответствии с направлениями работы

Направления работы Методы Приемы Средства

Формирование навыков пересказа 1. Метод интеллектуальных карт. 2. Метод моделирования. 3. Игровой метод. - составление схем предложений; - выбор из электронного банка готовых предметных и сюжетных картинок для составления пересказа; - самостоятельное рисование детьми на экране мнемотаблиц; - обучение драматизации через использование интерактивной доски; -отгадывание интерактивных загадок; - презентация4 - интерактивная доска; - интерактивные игры и упражнения; - логопедическая тетрадь;

Формирование навыков составления рассказа по картинке / серии картинок 1. Метод интеллектуальных карт. 2. Метод моделирования. 3. Игровой метод. - создание предметно-схематических моделей; - составление из опорных картинок электронного банка предложений; - работа с интерактивными угадайками; - составление и отгадывание интерактивных ребусов; - презентация; - интерактивная доска; - интерактивные игры и упражнения; - логопедическая тетрадь;

Обучение составлению описательных рассказов 1. Метод интеллектуальных карт. 2. Метод моделирования. 3. Игровой метод. 4. Метод ТРИЗ. - выбор из электронного банка готовых предметных и сюжетных картинок для составления рассказа; - составление из опорных картинок электронного банка таблицы-схемы рассказа; - составление и отгадывание интерактивных ребусов; - составление связного высказывания на основе противоречий; - презентация; - интерактивная доска; - интерактивные игры и упражнения; - логопедическая тетрадь;

Обучение составлению творческих рассказов 1. Метод интеллектуальных карт. 2. Метод моделирования. 3. Метод ТРИЗ. - выбор из электронного банка готовых предметных и сюжетных картинок для составления рассказа; - составление из опорных картинок электронного банка предложений; - самостоятельный «вброс» идей для составления текста с использованием картинного и графического материала из электронного банка; - составление связного высказывания на основе морфологического анализа; - составление связного высказывания по аналогии. - презентация; - интерактивная доска; - интерактивные игры и упражнения; - логопедическая тетрадь.

ИМК был разработан с учетом норм СанПин. При этом интерактивная доска в отличие от персонального компьютера, требует ориентира на другие физиологические условия. Поэтому при использовании интерактивной доски одно занятие рассчитано на длительность в 35 минут. Время беспрерывной работы с интерактивной доской не превышает 15 минут, время работы у интерактивной доски одного ребенка не превышает 4-5 минут.

Контрольная диагностика показала эффективность использования ИМК в логопедической работе по формированию и коррекции связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Игровая и творческая форма проведения интерактивных занятий стимулирует дошкольников к речевой деятельности, они проявляют активный интерес, более продуктивны и работоспособны. Составленные схемы, таблицы для рассказа и пересказа, созданные в интерактивной плоскости способствуют быстрому запоминанию. Заметно возросла самостоятельность речи детей. Наиболее заметным результатом использования ИМК стало появление высокого уровня сформированности связной монологической речи у 53% дошкольников экспериментальной группы.

Выводы. Активным ресурсом методической работы логопеда по формированию и коррекции связной монологической речи у дошкольников с ОНР выступает ИМК. Безусловно, использование ИМК должно сочетаться с практикой активного включения и других методов и средств логопедической работы. Потенциальным ориентиром для дальнейшего пополнения ИМК выступает расширение цифрового банка средств для составления творческих рассказов и разработка более дифференцированных методических рекомендаций.

Литература:

1. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О.М. Газина, В.Г. Фокина. — М.: Прометей, 2013. — 254 с.

2. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2012. - 352 с.

3. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2018. -No3. - С. 19-29.

4. Иванова Н.Г., Николаева А.Г. Компьютерные игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н.Г. Иванова, А.Г., Николаева // Электронный найчный журнал «Международный студенческий научный вестник». - 2020. - №2.

5. Курнаева Е.А Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий / Е.А. Курнаева, Л.Н. Морозова, С.Н. Владимирова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - №4(8). -С. 92-119.

6. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб: Каро, 2013. - 160 с.

7. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / И.Н. Лебедева, Л.В. Лопатина. - СПб: ЦДЦ проф. Л.Б. Баряевой, 2010. - 175 с.

8. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина - М., 2008г. - 113 с.

9. Макарова Е.О., Медведева Е.Ю. Особенности связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.О. Макарова, Е.Ю. Медведева // Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник». - 2018. - №5.

10. Пяшкур Ю.С., Вебер А.А. Логопедическая технология по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 51-55.

11. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи для детей дошкольного возраста / сост. Алексеева М.М., Яшина. М.: «Академия», 1999.

12. Храпылина Л.П. Логокалендарь. Многофункциональное пособие для детей 4-7 лет с ОНР / Логопедия // Л.П. Храпылина, В.В. Абрамович. - 2018. - №2. - С. 38-43.

13. Чепикова В.М. Комплексные занятия по формированию навыка словообразования у дошкольников с ОНР / В.М. Чепикова, М.В. Пустовалова // Логопедия, 2012. №3. - С. 12-17.

Педагогика

УДК 37.011.3

кандидат педагогических наук, доцент Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены стратегические направления воспитания здорового поколения в Российской Федерации на основании анализа нормативно-правовых актов регламентирующих эту отрасль. Ключевые слова: стратегические направления воспитания, здоровое поколение, здоровый образ жизни. Annotation. The article discusses the strategic directions of the upbringing of a healthy generation in the Russian Federation based on the analysis of the normative legal acts regulating this industry. Keywords: strategic directions of upbringing, healthy generation, healthy lifestyle.

Введение. В современные условиях развития Российской Федерации основным источником ее социально-экономического роста является человеческие ресурсы. Они определяют потенциал страны, выступают в роли ведущего фактора социального и экономического развития государства.

Приоритетным направление в образовании становится повышение качества образования и здоровьесбережение обучающихся.

Таким образом, возрастает значимость разработки стратегических направлений воспитания здорового поколения в Российской Федерации.

Изложение основного материала статьи. Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены цели и задачи к 2024 году: к 2030 году увеличить продолжительность жизни до 80 лет при этом здоровой жизни до 67 лет; увеличить численность россиян, заботящих о своем здоровье, а также увеличить процент систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55 процентов [1, 5].

Совокупность обозначенных задач направляет систему образования на повышение качества образования при сбережении, а по возможности, и укреплении здоровья обучающихся, проходящих обучение на всех уровнях образования.

Образовательная среда обязана обеспечивать гармоничный рост и условия для здоровьесбережения, необходимые для успешной социализации в современном социуме. Обучающимся должны быть созданы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.