Научная статья на тему 'Избирательное право граждан Кыргызской Республики'

Избирательное право граждан Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
898
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
избирательное право / законодательство Кыргызской Республики / выборы / референдум / suffrage / legislation of the Kyrgyz Republic / elections / referendum

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камбарали Авазбекович Имаркулов

В статье раскрывается содержание понятия избирательного права по законодательству Кыргызской Республики. Автор рассматривает совокупность правовых норм, регламентирующих организацию и проведение выборов и референдума в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Suffrage of Citizens of the Kyrgyz Republic

The article discloses the content of the concept of suffrage according to the legislation of the Kyrgyz Republic. The author considers the totality of legal norms governing the organization and conduct of elections and referenda in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Избирательное право граждан Кыргызской Республики»

УДК 342.7 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10187

Избирательное право граждан Кыргызской Республики

The Suffrage of Citizens of the Kyrgyz Republic

Камбарали Авазбекович ИМАРКУЛОВ,

адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управлении МВД России

E-mail: kambarali88@mail.ru

Научный руководитель: И.В. Гончаров, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры

государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия избирательного права по законодательству Кыргызской Республики. Автор рассматривает совокупность правовых норм, регламентирующих организацию и проведение выборов и референдума в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: избирательное право; законодательство Кыргызской Республики; выборы; референдум

Abstract. The article discloses the content of the concept of suffrage according to the legislation of the Kyrgyz Republic. The author considers the totality of legal norms governing the organization and conduct of elections and referenda in the Kyrgyz Republic.

Keywords: suffrage; legislation of the Kyrgyz Republic; elections; referendum

Кыргызская Республика является правовым государством, в котором важно соблюдать верховенство закона: «Для государства приоритетной задачей является защита конституционных прав граждан. Основной закон страны является главным гарантом сохранения законности в стране»1.

Избирательное право граждан Кыргызской Республики (далее — КР) является одним из основных политических прав. Избирательное право граждан КР регулируется Конституцией КР, системами международно-правовых актов, конституционных законов, республиканских законов, подзаконных правовых актов, принятых во исполнение норм законов, не имеющих прямое действие.

В Конституции КР ст. 52 посвящена всеобщему избирательному праву. Основной закон Республики гарантирует, по сути, всеобщее избирательное право, предусмотренное международными стандартами, и не содержит случаев необоснованных ограничений. Наряду с всеобщим избирательным правом Конституция КР к политическим правам граждан относит следующие права: свободу мысли и мнения, выражения мне-

ния, право на свободу слова и печати (ст. 31); свободу информационной деятельности (ст. 33); свободу мирных собраний (ст. 34); свободу объединения (ст. 35); право на обращение в органы государственной власти (ст. 41).

В данной статье более подробно рассмотрим некоторые аспекты содержания всеобщего избирательного права по законодательству КР.

Институт выборов представляет собой один из основополагающих элементов любого демократического государства2. Именно выборность органов государственного управления, сменяемость высших политических должностей обеспечивают законное и демократическое управление государством, социальную направленность деятельности государственных институтов, повышают степень ответственности государства перед населением. Избирательное право, опосредующее выборные процессы, представляет собой комплекс нормативных правовых актов, во главе которых находится Конституция КР, устанавливающая основы конституционного строя. За период существования КР как независимого государства можно было наблюдать активное формирование избирательного законодательства,

которое претерпело значительные изменения и продемонстрировало способность к обновлению и актуализации при наличии соответствующих факторов и вызовов извне3.

Несмотря на перманентное совершенствование законодательной техники и институциональных основ выборного процесса, освоение новейших информационных технологий, позволяющих повысить прозрачность выборов, на сегодняшний день КР сталкивается с некоторыми проблемными аспектами в данной сфере. Указанные проблемы лежат как в плоскости законодательного регулирования избирательного права, так и в сфере практики правоприменения, когда практическое толкование отдельных норм ставится в прямую зависимость от той или иной политической ситуации в стране4.

Характеризуя состояние избирательного законодательства на сегодняшний день и опираясь на материалы релевантных исследований, можно сформулировать следующие тезисы.

1. Выборы — это неотъемлемый элемент демократической формы правления, и в настоящее время, равно как и в любой период времени и во всех политико-правовых учениях, какая-либо альтернатива выборам как источникам формирования органов государственного управления, отсутствует5.

2. Правовая основа для проведения выборов — это Конституция КР, которая закрепляет основополагающие принципы данного института, в связи с этим необходимо обеспечить, в первую очередь, полное соответствие всех принимаемых нормативных правовых актов основному закону.

3. Условно развитие избирательного законодательства можно разделить на несколько временных этапов, для каждого из которых характерно наличие собственной специфики организации избирательного процесса, которая соответствует политическим и социальным реалиям того или иного периода:

■ первый этап (1991 —1999) — начинается с момента принятия Закона Республики Кыргызстан «О выборах Президента Республики Кыргызстан» от 31 августа 1991 г. № 566-Х116;

■ второй этап (1999—2011) — начинается с момента принятия Кодекса КР о выборах в КР от 29 мая1999 г. № 397;

■ третий этап (с 2011 г. — по настоящее время) — начинается с момента принятия Конституционного закона КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Ке-неша КР» от 2 июля 2011 г. № 688.

4. В целом избирательное законодательство КР сформировано в полном объеме, т.е. имеется достаточно большое количество нормативных правовых актов различной юридической силы, но при этом выстроенных в иерархической со-подчиненности, регулирующих отдельные аспекты, связанные с организацией и проведением выборов на республиканском и местном уровнях.

5. Нормативным правовым актом, в наиболее полной степени регламентирующим деятельность по организации и проведению выборов Президента и Жогорку Кенеша КР, является Конституционный закон от 2 июля 2011 г. № 68, который был принят вместо ранее действовавшего Кодекса КР о выборах в КР и представляет собой нормативный правовой акт, имеющий наивысшую среди законодательных актов силу, в котором сосредоточено большинство норм, связанных с организацией и проведением выборов Президента КР и Жогорку Кенеша КР. Конституционным законом закреплены основные принципы выборов, к которым можно отнести следующие:

■ всеобщность избирательного права. Данный принцип является наиболее ярким и полным воплощением демократических устоев государственности в КР. Всеобщность избирательного права есть свидетельство по-настоящему демократического подхода к праву гражданина выбирать органы власти, а также самому претендовать на занятие какой-либо политической государственной должности9;

■ равное избирательное право. Статья 4 Конституционного закона предусматривает, что граждане КР участвуют в выборах в КР на равных основаниях;

■ прямое избирательное право. В соответствии со ст. 5 Конституционного закона граждане КР избирают своих представителей на должность Президента КР и в депутаты Жогорку Кенеша непосредственно;

■ тайность голосования. Голосование на выборах в КР является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан;

■ обязательность и периодичность выборов. Статья 7 Конституционного закона устанавливает, что сроки полномочий Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша устанавливаются Конституцией КР. Выборы Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша являются обязательными и проводятся периодически в сроки, установленные Конституцией КР. Выборы не прово-

дятся во время чрезвычайного или военного положения, введенного на всей территории КР. Данный принцип является одним из основных для обеспечения практики сдержек и противовесов в системе разделения властей в КР10. Поскольку КР в ходе своего исторического развития знает достаточно большое количество примеров, когда действующие главы государства пытались каким-либо образом изменить срок своих властных полномочий, превратно толковали нормы закона и Конституции, наличие принципа обязательности выборов и закрепление срока полномочий президента и депутатов Жогорку Кенеша в Основном законе страны создает дополнительную гарантию законности сменяемости власти в стране;

■ гласность в избирательном процессе. В соответствии со ст. 8 конституционного закона организация и проведение выборов осуществляются гласно и открыто. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты, представители кандидатов, политических партий, а также наблюдатели, международные наблюдатели, представители средств массовой информации. Для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных протоколов от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям используется избирательная информационная система. Нужно отметить, что принцип гласности избирательного процесса является одним из наиболее спорных с точки зрения возможностей обеспечения его практической реализации. До тех пор пока данные о результатах выборов будут хоть каким-то образом обрабатываться вручную, в том числе путем работы с теми данными, которые выдает компьютерная программа, будут возникать споры относительно прозрачности выборов. КР предприняла ряд попыток по автоматизации подсчета результатов голосов, по недопущению двойного голосования и иных нарушений, которые могут наблюдаться в ходе выборов, однако практика показывает сомнения относительно гласности избирательного процесса, честности выборов и др.11

6. Правоприменительная практика зачастую вступает в резкое контрастное противоречие с

нормами избирательного права, что продиктовано наличием в избирательном законодательстве отдельных расплывчатых, некорректных формулировок, которые существенным образом затрудняют единообразное толкование и применение норм избирательного права.

7. При проведении выборов, независимо от сопутствующих объективных предпосылок и несмотря на наличие в законодательстве прямого запрета, можно наблюдать использование административного ресурса.

8. Избирательное право как отрасль права в целом, в отличие от основополагающих прав и свобод человека, нашедших отражение в международно-правовых документах, само по себе не является универсальным и не может быть одинаковым образом укомплектовано в различных государствах, принимая во внимание различия в историческом, географическом, институциональном, демографическом, культурологическом и иных аспектах жизнедеятельности народа на конкретной территории; отсутствие универсальных рекомендаций, даже на региональном уровне, делает избирательное право исключительным для каждого государства, которое должно выбрать наилучшую для себя модель избирательного права исходя из собственных предпосылок12.

9. Основным принципом избирательного права в КР призван выступать принцип законности; при условии неукоснительного и полного соблюдения норм об избирательных процедурах, закрепленных в законе, не может и не должно возникать сложных правоприменительных ситуаций.

10. Принимая во внимание отдельные коррупционные проявления, имеющие место в государственном аппарате КР, организация и проведение выборов на законной и прозрачной основе представляется приоритетной задачей, реализация которой будет свидетельствовать о достижении КР действительно значимых результатов в процессе построения правового государства, в котором приоритетным принципом является верховенство права.

11. Избирательное право нуждается в постоянной актуализации, поскольку развитие общества, в том числе новых технологий, связанных с компьютерной обработкой и хранением информации, требует адекватного законодательного реагирования на соответствующие вызовы, дополнительные риски и угрозы, поступающие со стороны злоумышленников различного рода; в связи с этим государственный орган, на который законом возложена обязанность обеспечить организацию и проведение выборов, должен при-

ложить максимальные усилия для своевременного устранения возникающих проблем, прежде всего, на законодательном уровне, а также для формирования соответствующей правоприменительной практики; при этом необходимо принимать во внимание, что слишком частое внесение изменений и дополнений в избирательное законодательство также является негативным с точки зрения нестабильности избирательного процесса. Именно поэтому необходимо обеспечить гармоничное и поступательное развитие избирательного законодательства, которое одновременно будет полностью отвечать современным условиям и обусловливать неизменность и институциональную преемственность избирательных процедур.

В целом можно отметить, что современная ситуация с избирательным правом в КР представляет собой плацдарм для формирования в том числе идеологической составляющей понимания сути демократических процессов. От того, каким образом будут организованы выборы в КР, будут зависеть в конечном итоге общая характеристика степени законности в стране, умение ее руководителей находить компромисс между интересами отдельных личностей, социальных групп, политических партий, организаций. Степень такого компромисса и его направленность будут составлять суть демократии в Кыргызстане.

1 Задача судебной системы — обеспечить верховенство права и закона [Электронный документ] // Режим доступа: http://slovo.kg/7p-103430

2 McDonald M.D. et al. Elections, parties, democracy: Conferring the median mandate. Oxford University Press on Demand, 2005. P. 7.

3 См.: Эсенбаев А.Э. Институт выборов в условиях трансформации политической системы в Кыргызстане: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2009.

4 См.: Эсенбаев А. Политическая система Кыргызстана и особенности ее влияния на институт выборов (1995—2005 гг.) // Вестник Пермского университета. Политология / Bulletin of Perm University. Political Science. 2018. №. 1. С. 40—41.

5 Booth JA., Seligson MA. (ed.). Elections and democracy in Central America, revisited. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1995. P. 6.

6 Закон PK от 31 августа 1991 г. №566-XII «О выборах Президента Республики Кыргызстан» // Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан. 1991. № 17. (Утратил силу).

7 Кодекс КР «О выборах в Кыргызской Республике» от 29 мая 1999 г. № 39 // Эркин-Тоо. 1999. № 39. (Утратил силу).

8 Конституционный Закон КР от 2 июля 2011 г. № 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» (ред. от 08.08.2019 г.) // Эркин-Тоо. 2011. № 68.

9 См.: Иманалиева Б. Роль института международного наблюдения в реализации международных избирательных стандартов в Кыргызской Республике // Центральная Азия и Кавказ. 2014. Т. 17. №. 1. С. 54.

10 См.: Юнусова ХА. Референдум в системе народовластия в Кыргызской Республике: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ош, 2017.

11 См.: Ниязова А.Н. Анализ избирательного законодательства и правоприменительной практики Кыргызской Республики. Б.: 2017. С. 22.

12 Там же. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.