7. Ukaz Prezidenta RF ot 5 iyunya 2012 g. № 776 (v redaktsii ot 21 oktyabrya 2013 g.) «O Sovete pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po mezhnatsionalnyim otnosheniyam» // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2012. - № 24. - St. 3135.
8. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 «O Strategii gosudarstvennoy natsionalnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2012. - № 52. - St. 7477.
9. Kontseptsiya Gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda (utv. Prezidentom RF 13 iyunya 2012 g.) // Ofitsialnyiy sayt Prezidenta RF [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/news/15635 (data obrascheniya 15.10.2013).
10. Kontseptsii natsionalnoy bezopasnosti v Rossiyskoy Federatsii (utv. Prezidentom RF 20 noyabrya 2013 g.) // Ofitsialnyiy sayt Prezidenta RF [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http:// http://www. kremlin.ru/acts/19653 (data obrascheniya 21.11.2013).
11. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 13 noyabrya 2012 g. № 1162 «Ob utverzhdenii Polozheniya ob osuschestvlenii federalnogo gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) v sfere migratsii» // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2012. - № 47. - St. 6511.
12. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 21 avgusta 2012 goda № 1502-r «O plane meropriyatiy po realizatsii v 2012-2015 godah (pervyiy etap) Kontseptsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatelstva RF. - 2012. - № 35. - St. 4858.
13. Postanovlenie Pravitelstva Sankt-Peterburga ot 27 noyabrya 2012 g. № 1229 «O Programme «Migratsiya. Kompleksnyie meryi po realizatsii Kontseptsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» v Sankt-Peterburge na 2012-2015 godyi» // Ofitsialnyiy sayt Administratsii Sankt-Peterburga [Elektronnyiy resurs] // URL: http://www.gov.spb.ru (data obrascheniya 20.11.2013).
14. Zasedanie Soveta po mezhnatsionalnyim otnosheniyam 22 oktyabrya 2013 g., Ufa // Ofitsialnyiy sayt Prezidenta RF [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/news/19475 (data obrascheniya 23.10.2013).
15.Moskalkova, T. N. Vosstanovit hrupkiy balans // Politsiya. - 2013. - № 6. - S. 12-16.
16. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Y. Tolkovyiy slovar russkogo yazyika: 80000 slov i frazeologicheskih vyirazheniy (Rossiyskaya AN.; Rossiyskiy fond kulturyi) / 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Az’, 1995. - 944 s.
17. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federalnomu Sobraniyu 12 dekabrya 2013 g. // Ofitsialnyiy sayt Prezidenta RF [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/news/19825 (data obrascheniya 12.12.2013).
18. Ryazantsev, S. V., Tkachenko, M. F. Trudovaya migratsiya zhenschin iz Rossii: vyiezd, trudoustroystvo i zaschita prav / Institut sotsialno-politicheskih issledovaniy RAN. - M.: Nauka, 2008. - 256 s.
19. Shumilov, V. M. Pravovaya sistema SShA : uchebnoe posobie. - 3-e izd. - M.: Mezhdunarodnyie otnosheniya, 2013. - 408 s.
УДК 340.131.2; 340.130.53 М.К. Тагаев*
Конституция и конституционные законы в системе формально-юридических источников права Кыргызской Республики
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся системы формально-юридических источников современного кыргызского права, с акцентированием внимания на месте среди них Конституции и конституционных законов Кыргызской Республики.
Ключевые слова: источники права, формально-юридические источники права, нормативный правовой акт, закон, конституционный закон, Конституция Кыргызской Республики, конституционные законы Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш.
M.K. Tagaev*. Constitution and constitutional laws in the formal and legal rights Kyrgyz Republic. The paper deals with the system of formal legal sources of contemporary Kyrgyz law, with emphasis on the spot among them the Constitution and constitutional laws of the Kyrgyz Republic.
Keywords: Sources of Law, formally legal sources of law, regulation, law, constitutional law, the Constitution of the Kyrgyz Republic, the constitutional laws of the Kyrgyz Republic, the parliament.
Сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, закрепляющие общезначимые правила поведения, представляют собой формально-юридические
* Тагаев, Мирлан Конурович, адъюнкт кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России. Научный руководитель - профессор кафедры теории государства и права, доктор юридических наук, профессор Н. С. Нижник. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-952-285-92-28. E-mail: [email protected].
* Tagaev, Mirlan Konurovich, post graduate student of the chair of the theory state and right of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: (952)2859228. E-mail: [email protected].
© Тагаев М.К., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Конституционное право, административное право
источники права, которые в рамках национальных политико-правовых систем определяют круг «форм институционализации правил поведения» [9, с. 142]. В правовой системе Российской Федерации в качестве форм права признаны нормативный правовой акт, правовой обычай, нормативный договор и юридический прецедент [8, с. 8-21].
Характеристика форм права политико-правовой системы современного Кыргызстана нашла отражение в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. и специальных нормативных актах, закрепляющих официальное признание множественности формально-юридических источников права и наличия между ними различных вариантов связей и взаимоотношений.
Важнейшим источником права в политико-правовой системе Кыргызской Республики является нормативный правовой акт - документ, издаваемый от имени государства в порядке установленных государством процедур и направленный на осуществление регулятивно-охранительной деятельности в отношении наиболее значимых общественных отношений.
В современной юридической литературе нормативный правовой акт рассматривается как «акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими» (Л.А. Морозова); «акт правотворчества, содержащий нормы права», «резервуар, из которого люди черпают сведения о юридических нормах» (В.М. Баранов); «изданный в особом порядке официальный акт - документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права» (Н.И. Матузов, А.В. Малько), «правотворческий акт уполномоченных на то субъектов, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы» (М.Н. Марченко), «акт, содержащий предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение»; «правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права» (Н.И. Матузов); «письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем внесение новых или отмены устаревших актов» (В.М. Сырых); «официальный властный документ, содержащий правовое предписание общего характера (норму права), издаваемый от имени государства в порядке установленных государством процедур и направленный на осуществление регулятивно-охранительной деятельности в отношении наиболее значимых общественных отношений» (Н.С. Нижник, Р. . Ромашов, В.П. Сальников).
Признаками нормативного правового акта, с помощью которых раскрывается его особая юридическая значимость, следует рассматривать такие его характеристики:
- нормативный правовой акт исходит от государства, выражает сбалансированную государственную волю; является результатом правотворческой деятельности компетентных государственных органов или негосударственных организаций, которым государством делегировано такое право;
- основное содержание нормативного правового акта составляют типичные нормативные предписания, обладающие юридической силой и устанавливающие единый порядок регулирования социально значимых отношений;
- нормативный правовой акт имеет строго определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление и т. д.), обладает символами и реквизитами, имеет должную структуру и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологии;
- нормативный правовой акт принимается и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
- реализация нормативного правового акта обеспечивается комплексом мер государственного воздействия;
- регулятивно-охранительное воздействие нормативного правового акта распространяется на неперсонофицированный круг субъектов.
Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах» (2009 г.) определил нормативный правовой акт как «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), органа местного самоуправления или путем референдума, направленный на установление, изменение или отмену норм права (правовых норм)» [4, ст. 2]. Попытка закрепления дефиниции «нормативный правовой акт» нашла отражение в актах стран СНГ - в Конституции Республики Казахстан (1995 г.) (ст. 4), в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (2000 г.) (ст. 1), в Законе Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» (2003 г.) (ст. 2).
Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах» отмечает, что совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, составляет законодательство Кыргызской Республики. Каждый нормативный правовой акт содержит норму права (правовую норму)
- общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Нормативный правовой акт обладает юридической силой, которая является «характеристикой нормативного правового акта, определяющей обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам» [4]. Противоречия (несоответствия) между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения, Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах» называет коллизией нормативных правовых актов, а отсутствие норм права (правовых норм), необходимость которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права, - пробелами в законодательстве.
Используя нормотворческую технику (систему правил подготовки проектов нормативных правовых актов), нормотворческий орган (должностное лицо) в Кыргызской Республике (государственный орган (должностное лицо), орган местного самоуправления, уполномоченный (уполномоченное) принимать (издавать) нормативные правовые акты) осуществляет нормотворческую деятельность (научную и организационную деятельность по подготовке, экспертизе, принятию (изданию), изменению, дополнению, толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов).
Система нормативных правовых актов Кыргызской Республики построена в соответствии с унитарной формой государственного устройства современного Кыргызстана. Все нормативные правовые акты находятся в строгом соотношении между собой. Их иерархия по юридической силе определена Законом КР «О нормативных правовых актах» (ст. 6):
- Конституция, закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию;
- конституционный закон;
- кодекс;
- закон;
- указ Президента;
- постановление Жогорку Кенеша;
- постановление Правительства;
- акты Национального банка, Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
- нормативные правовые акты государственных органов, уполномоченных издавать нормативные правовые акты, в соответствии с актами делегирования нормотворческих полномочий.
Правом принимать (издавать) нормативные правовые акты согласно Закону КР «О нормативных правовых актах» (ст. 5) наделены следующие нормотворческие органы (должностные лица):
- Президент Кыргызской Республики;
- парламент Кыргызской Республики - Жогорку Кенеш;
- Правительство Кыргызской Республики;
- Национальный банк Кыргызской Республики;
- Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов;
- представительные органы местного самоуправления.
Нормативный правовой акт государства, «официальный документ, устанавливающий нормы права, а также изменяющий и отменяющий действующие правовые нормы», получил в современной юридической литературе Кыргызстана наименование «закон» [5, с. 54].
Закон выступает ключевым источником права в правовой системе Кыргызской Республики. Именно закону отводится роль основного, первичного регулятора общественных отношений. Законы Кыргызской Республики принимаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в установленном порядке и обладают высшей юридической силой. Поскольку закон регулирует основополагающие, важнейшие общественные отношения, он носит наиболее общий характер. Необходимость развития, конкретизации и детализации положений и установлений закона обусловливает принятие на его основе и в его исполнение большого массива подзаконных нормативных актов.
Среди законов Кыргызской Республики выделяются конституционные и обыкновенные законы. К первым относятся конституция как основной закон и примыкающие к ней основополагающие законы, регулирующие вопросы общественного, государственного устройства. Конституционные законы отличаются усложненной процедурой принятия по сравнению с обычными.
Основным законом Кыргызской Республики, обладающим высшей юридической силой и верховенством в системе источников кыргызского права, является Конституция Кыргызской Республики - основополагающий нормативный правовой акт, составляющий фундамент, базу кыргызского законодательства. Действующая Конституция КР принята в июне 2010 г. в ходе всенародного референдума. Она закрепляет основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, особенности государственного устройства; регламентирует деятельность Президента, Жогорку Кенеша, Правительства КР, органов судебной власти и местного самоуправления.
Верховенство Конституции КР вытекает из ч. 1 ст. 6, в которой говорится: «Конституция Кыргызской Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике», что на ее основе «принимаются законы и другие нормативные правовые акты». Нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции КР. Это - конституционное правило. В случае противоречия или несоответствия Конституции нормативные правовые акты должны быть отменены. Данное правило получило свое развитие в Законе «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» [4].
Защита Конституции КР выступает основной задачей Конституционной палаты при Верховном суде Кыргызской Республики [1], создание которой закрепило идею судебного конституционного контроля в сфере реализации Конституции Кыргызской Республики. Судебный конституционный контроль предусмотрен Конституцией КР [1, ст. 97] и Конституционным законом КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» [2]. Согласно п. 1 ч. 6 ст. 97 Конституции КР, Конституционная палата Верховного суда определяет конституционность законов и иных нормативных правовых актов.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Конституционное право, административное право
Конституция служит главным ориентиром в деле организации правового регулирования в стране [10, с. 142], выступая в демократическом государстве «клеткой для власти», установленной обществом [7].
Конституция КР 2010 г. не только по-новому определила параметры правовой регламентации общественных отношений, но и внесла существенные изменения в саму систему нормативных правовых актов Кыргызстана. В ней, в отличие от основных законов советского периода, применяется более широкий перечень терминов для обозначения нормативных правовых актов: «Конституция», «закон», «конституционный закон», «нормативный правовой акт», «указ», «указ, имеющий силу закона», «постановление», «распоряжение», «регламент», «решение», «международный договор», «международный финансовый договор», «трудовой договор», «контракт», «соглашение», «кредитное соглашение», «приказ». Кроме этого, Конституцией используются такие понятия, как «законодательство Кыргызской Республики», «нормы международного права», «общепризнанные принципы международного права».
Конституция - закон законов, основной закон - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий органы государственной власти. С содержательной точки зрения Конституция Кыргызской Республики является ядром всей правовой системы страны, первичной основой для заключения нормативных договоров и принятия различных видов нормативных правовых актов.
Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией. Положение о том, что на основе Конституции принимаются конституционные законы, нашло свое закрепление в ч. 2 ст. 6 Конституции КР [1, с. 74]. Конституция Кыргызской Республики предусматривает 12 случаев принятия конституционных законов. К сфере регулирования конституционных законов в соответствии с Конституции КР относятся: порядок проведения референдума и перечень вопросов, выносимых на референдум (ч. 3 ст. 2); порядок введения чрезвычайного и военного положения в Кыргызской Республике (ст. 15); освобождение Президентом судей местных судов по предложению Совета судей (п. 4
ч. 3 ст. 64); порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша, включая установления избирательного порога для прохождения в парламент (ч. 2 ст. 70); порядок введения чрезвычайного положения Жогорку Кенешем (п. 1 ч. 5 ст. 74); организация и порядок деятельности Правительства Кыргызской Республики (ч. 2 ст. 88); порядок представления и назначения судей местных судов (ч. 8 ст. 94); порядок освобождения судей всех судов Кыргызской Республики в случае нарушения требований безупречности поведения судей (ч.
1 ст. 95); порядок прекращения полномочий судьи органом, его избравшим или назначившим, в случае смерти судьи, объявления его умершим или безвестно отсутствующим, признания недееспособным, утраты гражданства, выхода из гражданства либо приобретения гражданства иного государства (ч. 3 ст. 95); порядок отстранения и освобождения от должности судей местных судов Президентом по предложению Совета судей (ч. 5 ст. 95); порядок привлечения судей всех судов Кыргызской Республики к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке с согласия Совета судей (ч. 6 ст. 95); состав и порядок формирования Конституционной палаты Верховного суда, избрания и освобождения председателей, заместителя председателя Конституционной палаты, а также порядок осуществления конституционного судопроизводства (ч. 11 ст. 97).
Конституция Кыргызской Республики не только вводит понятие «конституционного закона» и устанавливает сферы его регулирования, но и закрепляет за ним принципиально иные положения, которые отличают их от законов, вносящих изменения и дополнения в Конституцию. Конституция КР конкретно перечисляет общественные отношения, подлежащие регулированию конституционным законом [5, с. 64].
Место конституционного закона в системе законодательных актов Кыргызской Республики четко определено Законом КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики». В соответствии с данным Законом, конституционный закон - это «нормативный правовой акт, принимаемый Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в установленном Конституцией Кыргызской Республики порядке и по определенным ею вопросам» [4, ст. 4].
Конституционные законы, согласно Конституции, принимаются Жогорку Кенешем не менее чем в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша (ч. 5 ст. 80 Конституции КР). Принятие конституционного закона во время чрезвычайного и военного положения запрещается (ч. 6 ст. 80 Конституции КР). Принятый Жогорку Кенешем конституционный закон в течение 14 дней направляется Президенту Кыргызской Республики для подписания и обнародования. Если Президент возвращает конституционный закон, Жогорку Кенеш в установленном Конституцией порядке рассматривает его повторно.
Если при повторном рассмотрении конституционный закон или закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, такой закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней со дня поступления. В случае неподписания в установленный срок конституционного закона или закона, одобренного в ранее принятой редакции, такой закон подписывается Торага (Председателем) Жогорку Кенеша в срок не более 10 дней и подлежит опубликованию (ч. 3 ст. 81 Конституции КР).
Конституция КР и Конституционный закон «О референдуме Кыргызской Республики» [3] не предусматривают принятия конституционного закона через референдум. В Конституции Кыргызской Республики отсутствуют положения, указывающие на то, что Парламент является единственным
органом, принимающим законы. Народ Кыргызстана может принять непосредственное участие в законодательной деятельности: в соответствии с п. 3 ст. 1 Конституции КР законы и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум (всенародное голосование). В таком случае народ Кыргызстана непосредственно на референдуме принимает законы, в то время как конституционные законы принимаются только Жогорку Кенешем (п. 5 ст. 80). Иными словами, «именно суверен определяет в конкретных случаях, какие области социальной жизни подлежат законодательному регулированию» [6, с. 85].
При этом референдум признается механизмом, обеспечивающим эффективную реализацию конституционной нормы, провозглашающей народ единственным источником власти и носителем суверенитета. Кыргызская Республика имеет опыт применения данного института непосредственной демократии. Всенародные голосования в Кыргызской Республике проводились в 1994, 1996, 1998, 2003, 2007, 2010 гг. В Кыргызской Республике имели место семь конституционных референдумов, на которых дважды выставлялись вопросы о доверии Президенту А.А. Акаеву (30 января 1994 г.,
2 февраля 2003 г.), три раза - вопросы об изменении Конституции 1993 г. (22 октября 1994 г., 10 февраля 1996 г., 17 октября 1998 г.) и дважды - вопросы о принятии новой редакции Конституции Кыргызской Республики (2 февраля 2003 г., 23 октября 2007 г.). Последний референдум по принятию новой Конституции Кыргызской Республики был проведен 27 июня 2010 г.
Таким образом, система формальных источников кыргызского права представляет собой достаточно сложное образование, включающее различные по юридической силе источники, объединяемые как вертикальными, так и горизонтальными связями.
Основным источником кыргызского права является нормативный правовой акт. Совокупность нормативных актов, действующих в пределах государственной юрисдикции Кыргызской Республики, образует систему ее национального законодательства, особое место в которой занимают Конституция и конституционные законы Кыргызской Республики. Конституция представляет собой квинтэссенцию (основу) кыргызского законодательства, поскольку любой нормативный акт независимо от его места в структуре законодательной системы в своей основе содержит конституционные положения и принципы. Конституция Кыргызской Республики и конституционные законы КР являются ядром правовой системы государства, актами прямого действия и высшей юридической силы в политикоправовой системе современного Кыргызстана.
Список литературы
1. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек, 2010.
2. Конституционный закон Кыргызской Республики от 13 июня 2011 г. N° 37 «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» // Эркин Тоо. - 2011. - 17 июня.
3. Конституционный Закон Кыргызской Республики «О референдуме Кыргызской Республики» // Эркин Тоо. - 2007. - 27 ноября; 30 ноября.
4. Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» от 20 июля 2009 г. № 241 // Эркин Тоо. - 2009. - 7 августа.
5. Арабаев, А. А. Законодательная власть, законодательный акт, законотворчество. - Бишкек,
2003.
6. Дробышевский, С. А., Данцева, Т. Н. Формальные источники права. - М., 2011.
7. Краснов, М. Основной закон. О чем нельзя упоминать накануне Дня Конституции // Российская газета. - 2002. - 11 декабря.
8. Нижник, Н. С., Ромашов, Р. А., Сальников, В. П. Истоки, источники, формы права: некоторые проблемные аспекты понимания и соотношения // Истоки и источники права : очерки / под ред. Р. А. Ромашова, Н. С. Нижник. - СПб., 2006.
9. Спиридонов, Л. И. Теория государства и права. - М., 2001.
10. Тихомиров, Ю. А. Теория закона. - М., 1982.
Literature
1. Konstitutsiya Kyirgyizskoy Respubliki. - Bishkek, 2010.
2. Konstitutsionnyiy zakon Kyirgyizskoy Respubliki ot 13 iyunya 2011 g. № 37 «O Konstitutsionnoy palate Verhovnogo suda Kyirgyizskoy Respubliki» // Erkin Too. - 2011. - 17 iyunya.
3. Konstitutsionnyiy Zakon Kyirgyizskoy Respubliki «O referendume Kyirgyizskoy Respubliki» // Erkin Too. - 2007. - 27 noyabrya; 30 noyabrya.
4. Zakon Kyirgyizskoy Respubliki «O normativnyih pravovyih aktah Kyirgyizskoy Respubliki» ot 20 iyulya 2009 g. № 241 // Erkin Too. - 2009. - 7 avgusta.
5. Arabaev, A. A. Zakonodatelnaya vlast, zakonodatelnyiy akt, zakonotvorchestvo. - Bishkek, 2003.
6. Drobyishevskiy, S. A., Dantseva, T. N. Formalnyie istochniki prava. - M., 2011.
7. Krasnov, M. Osnovnoy zakon. O chem nelzya upominat nakanune Dnya Konstitutsii // Rossiyskaya gazeta. - 2002. - 11 dekabrya.
8. Nizhnik, N. S., Romashov, R. A., Salnikov, V. P. Istoki, istochniki, formyi prava: nekotoryie problemnyie aspektyi ponimaniya i sootnosheniya // Istoki i istochniki prava : ocherki / pod red. R. A. Romashova, N. S. Nizhnik. - SPb., 2006.
9. Spiridonov, L. I. Teoriya gosudarstva i prava. - M., 2001.
10. Tihomirov, Y. A. Teoriya zakona. - M., 1982.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013