Научная статья на тему 'Конституционные основы формирования Жогорку Кенеша Кыргызской Республики'

Конституционные основы формирования Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
771
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN / ПАРЛАМЕНТ / PARLIAMENT / ЖОГОРКУ КЕНЕШ / ДЕПУТАТ ЖОГОРКУ КЕНЕША / DEPUTY OF THE JOGORKU KENESH (PARLIAMENT) / JOGORKU KENESH (PARLIAMENT)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токтогулов Алмаз Асылбекович

В статье рассмотрены конституционные основы формирования Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Конституции в редакции от 27 июня 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы формирования Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

административных ведомств, глав местных государственных администраций, а также глав местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий, отменяет акты министерств, государственных комитетов, административных ведомств, местных государственных администраций.

Правительство Кыргызской Республики учреждает Почетную грамоту Правительства и иные правительственные награды, определяет основания и порядок награждения ими, определяет условия оплаты труда государственных и муниципальных служащих, определяет порядок присвоения воинских званий и специальных званий.

Правительство также решает все вопросы государственного управления, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией к компетенции Жогорку Кенеша и Президента, а также отнесенных Конституцией и законами к компетенции судов, иных государственных органов.

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года.

2. Закон «О Правительстве Кыргызской Республики» от 18 июня 2012 года [Текст] // Нормативные акты Кыргызской Республики, 2012. 9 июля. С. 5-20.

3. Исполнительная власть в Российской Федерации [Текст]. М.: Изд-во БЕК, 1996. С. 269.

4. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вести моск. ун-та. Сер. 11, Право, 1992. С. 35.

5. ДрагоР. Административная наука [Текст]. М., 1982. С. 43.

6. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ЭКСМО, 2005. С. 649.

The constitutional basis for the formation of the Jogorku Kenesh (parliament)

of the Republic of Kyrgyzstan Toktogulov A.

Конституционные основы формирования Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Токтогулов А. А.

Токтогулов Алмаз Асылбекович / Toktogulov Almaz - кандидат юридических наук, доцент, заведующий отделом права, Институт философии и политико-правовых исследований, Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены конституционные основы формирования Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Конституции в редакции от 27 июня 2010 года.

Abstract: the article examines the constitutional basis for the formation of the Jogorku Kenesh (parliament) of the Republic of Kyrgyzstan under the Constitution as amended on June 27, 2010.

Ключевые слова: Конституция Кыргызской Республики, парламент, Жогорку Кенеш, депутат Жогорку Кенеша.

Keywords: Constitution of the Republic of Kyrgyzstan, the parliament, Jogorku Kenesh (parliament), deputy of the Jogorku Kenesh (parliament).

В 2010 году в стране после свержения режима К. Бакиева в результате произошедшей революции была принята новая Конституция Кыргызской Республики. Принятие Конституции Кыргызской Республики в 2010 году стало уникальной вехой в истории кыргызской государственности. Кыргызская Конституция вобрала в себя лучшие достижения мирового государственного строительства и опыт передовых демократических стран.

Конституция Кыргызской Республики закрепляет конституционно-правовой статус органов государственной власти: определяет порядок образования, формирования органов государства, их легитимность; закрепляет порядок формирования всех основных государственных органов Кыргызской Республики; определяет задачи и функции органов государственной власти; закрепляет компетенцию каждого государственного органа [1].

Жогорку Кенеш, как один из органов государственного управления, прошел ряд качественно различных этапов реформирования. Основанный в 1993 году в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики 1993 года, как полновластный орган государственной власти, он постепенно становится зависимым от Президента и исполнительной власти и к 2010 году становится органом государственной власти, постепенно теряющим свои позиции, хотя и оказывающим определенное влияние на все сферы жизни, взаимодействуя с другими в триаде Президент - Парламент -Правительство [3].

В ходе конституционных реформ 1996-2007 годов стал очевиден переход страны от парламентской к президентско-парламентской республике, что привело к усилению авторитарной власти Президента и отрицательно повлияло на демократическое развитие страны [4]. В течение транзитного периода в стране шел поиск оптимального устройства государственного управления, развивался и кыргызский парламентаризм. В 2010 году в результате народной революции народ пришел к выводу о необходимости построения в стране парламентской республики, которая больше соответствует менталитету кыргызского народа, в истории которого всегда были сильны традиции демократизма, развивающиеся на основе обычного права. Результатом развития государственного управления страны стал ныне действующий Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

В ныне действующей Конституции Кыргызской Республики, принятой 27 июня 2010 года, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики посвящен раздел четвертый. Конкретизирует правовой статус Жогорку Кенеша Закон Кыргызской Республики от 25 ноября 2-11 года № 223 «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» [2].

Статья 70 действующей Конституции характеризует Жогорку Кенеш как высший представительный орган, осуществляющий законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий с соблюдением принципа разделения государственной власти. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета, парламент страны посредством принятия законов регулирует жизнь страны и содействует формированию правового строя.

Согласно ч. 2 статьи 70 Конституции Кыргызской Республики Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе. По результатам выборов политической партии может быть предоставлено не более 65 депутатских мандатов в парламенте.

В Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (ст. 4) сформулированы принципы деятельности Жогорку Кенеша, к которым относятся: принцип открытости, принцип исполнения своих полномочий в интересах народа, принцип ответственности перед народом и своими избирателями, принцип соблюдения и уважения общепринятых норм международного права, принцип соблюдения Конституции, законов, регламента и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, принцип свободного выражения своего мнения и коллегиального принятия решений, принцип политического многообразия и многопартийности, принцип соблюдения пропорциональности представительства фракций в руководстве Жогорку Кенеша и его органах, принцип обеспечения представительства в органах Жогорку Кенеша.

По статье 71 Конституции Кыргызской Республики Жогорку Кенеш собирается на свою первую сессию не позднее 15 дней после определения результатов выборов. Первое заседание Жогорку Кенеша открывает старейший по возрасту депутат Жогорку Кенеша. Со дня первого заседания Жогорку Кенеша полномочия Жогорку Кенеша прежнего созыва прекращаются. Полномочия депутатов Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия ими присяги.

Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший 21 года, обладающий избирательным правом (ч. 2 ст. 70 Конституции Кыргызской Республики). Депутаты Жогорку Кенеша объединяются во фракции. Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций в Жогорку Кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов. Парламентской оппозицией считается фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношению к нему.

Конституция Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», другие законы Кыргызской Республики, Регламент Жогорку Кенеша Кыргызской Республики определяют гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутатов Жогорку Кенеша. Основы правового статуса депутатов Жогорку Кенеша закреплены в статьях 72-73 Конституции Кыргызской Республики.

Важнейшей гарантией депутатского статуса является парламентский иммунитет - правовой защитный механизм, установленный Конституцией и законами для создания депутату необходимых условий деятельности и защиты его от необоснованных и незаконных посягательств со стороны государственных органов и частных лиц, ограничивающих или лишающих его возможности бесперпятственно выполнять депутатские обязанности.

Пункт 1 ст. 72 устанавливает, что депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной отвественности допускается с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, за исключением случаев совершения особо тяжких преступлений. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по уголовным делам по представлению Генерального прокурора Кыргызской Республики Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, по административным нарушениям, по делам частного обвинения - по представлению суда (судьи) Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

Депутат Жогорку Кенеша не может совмещать свою депутатскую деятельность с другой государственной или муниципальной службой, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Конституция предоставляет депутату право заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

Согласно ст. 73 Конституции депутат Жогорку Кенеша не связан императивным мандатом, отзыв депутат не допускается. Полномочия депутата прекращаются одновременно с прекращением деятельности соответствующего созыва Жогорку Кенеша.

Пункт 3 статьи 73 Конституции устанавливает основания досрочного прекращения депутатских полномочий. К ним относятся: случаи подачи депутатом письменного заявления о сложении депутатских полномочий или выходе из фракции; случаи выхода из гражданства либо приобретения иного гражданства; случаи перехода на другую работу или неоставления депутатом работы, несовместимой с выполнением депутатских полномочий; случаи признания выборов недействительными; случаи выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики; случаи признания депутата судом недееспособным; случаи вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата; случаи отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительной причины 30 и более рабочих дней в течение одной сессии; случаи вступления в законную силу решения суда об объявлении депутата безвестно отсутствующим; в случае смерти депутата.

Досрочное прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша осуществляется решением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, принимаемым не позднее 30 календарных дней со дня возникновения основания.

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики является однопалатным. Из своего состава депутаты Жогорку Кенеша избирают Торага Жогорку Кенеша и его заместителей тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. Торага ведет заседания Жогорку Кенеша, осуществляет общее руководство деятельностью Жогорку Кенеша, подписывает акты, принимаемые парламентом (ст. 75 Конституции Кыргызской Республики). Торага представляет Жогорку Кенеш в Кыргызской Республике и за ее пределами, обеспечивает взаимодействие парламента с Президентом, Правительством, органами судебной власти и местного самоуправления. Торага также осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью аппарата Жогорку Кенеша. Торага подотчетен Жогорку Кенешу и может быть отозван по решению Жогорку Кенеша большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов. Заместители Торага по поручению Торага выполняют отдельные его функции и замещают Торага в случае его отсутствия. Заместители Торага Жогорку Кенеша отзываются в порядке, предусмотренном Регламентом Жогорку Кенеша. Порядок деятельности Торага и его заместителей осуществляется в соответствии с Регламентом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

В Жогорку Кенеше Кыргызской Республики создаются комитеты и комиссии как постоянные, так и временные. Комитеты Жогорку Кенеша осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, отнесенных к полномочию Жогорку Кенеша, контролируют проведение в жизнь законов и решений Жогорку Кенеша (ст. 76 Конституции Кыргызской Республики). Законы, нормативные правовые акты принимаются после предварительного рассмотрения их проектов соответствующими комитетами Жогорку Кенеша. Избрание, дача согласия Жогорку Кенешем на назначение и освобождение от государственной должности производится лишь после заключения соответствующего комитета Жогорку Кенеша.

Жогорку Кенеш может быть распущен по решению о самороспуске, принятом большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. Президент в пятидневный срок со дня самороспуска парламента назначает досрочные выборы. Выборы должны быть проведены не позднее 45 дней со дня назначения досрочных выборов.

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года.

2. Закон Кыргызской Республики «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 25 ноября 2011 г. № 223 // Нормативные акты Кыргызской Республики, 1912. № 50. С. 3-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Арабаев А. А. Парламентаризм и парламент Кыргызстана: генезис, состояние и перспективы [Текст]. Б.: Просвещение, 2008. С. 588.

4. Чотаев З. Д. Парламентская форма правления в Кыргызстане: проблемы и перспективы. Б., 2012.

5. Парламент и парламентаризм в Кыргызстане: Опыт развития (становление, структура, работа). Б., 2000. С. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.