ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
The competence of the Government of the Republic of Kyrgyzstan on the current Constitution Toktogulov A.
Компетенция Правительства Кыргызской Республики по действующей Конституции Токтогулов А. А.
Токтогулов Алмаз Асылбекович / Toktogulov Almaz - кандидат юридических наук, доцент, заведующий отделом права, Институт философии и политико-правовых исследований, Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены теоретические проблемы понятия «компетенция правительства», охарактеризованы функции и полномочия Правительства Кыргызской Республики по действующей Конституции.
Abstract: the article deals with the theoretical problem of the concept of «competence of government», characterized the functions and powers of the Government of the Republic Kyrgyzstan by the present Constitution.
Ключевые слова: Кыргызская Республика, Конституция Кыргызской Республики, Правительство, компетенция правительства.
Keywords: Republic of Kyrgyzstan, Constitution of the Republic of Kyrgyzstan, Government, Government of competence.
Становление национальной государственности невозможно осуществить без четкой структурной базы и наделения каждого звена динамичной компетенцией. Разновидностью способа исследования проблемы полномочий исполнительных органов является рассмотрение их через призму функций управления, в качестве их управленческих воздействий, которые обеспечивают объекты управления целевой ориентацией, ресурсами и способствуют достижению ими этих целей [3, с. 269].
В юридической практике Кыргызстана компетенция органов исполнительной власти рассматривается через их функции. Без правильного теоретического решения вопроса о функциях исполнительной власти ее органами и должностным лицам трудно составить четкие, продуманные и долговременные программы, намечать приоритетные направления своей деятельности.
Структурная сложность и особенности исполнительной ветви государственной власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях функций - первом и втором [4, 35].
Первый уровень функций исполнительной власти охватывает основные функции исполнительной власти, имеющие глобальное значение для жизни общества и вытекающие из субстанциональной природы этой власти, которая с точки зрения своей родословной является древнейшей властью, и от которой позднее отделяются законодательная и судебная. И философ Гегель, и французский государствовед Эсмен, и росийский государствовед Н. М. Коркунов одинаково подчеркивали, что исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства, а потому основное назначение государства - охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние - рельефно и содержательно воплощается в ее функциях. Исполнительная власть образует предметную основу государства, его предметное бытие. «Государство лишь постольку существует, - писал Н. М. Коркунов, - поскольку оно действует, властвует, правит» [3, с. 16]. Существование государства проявляется, прежде всего, в осуществлении исполнительной властью своих основных функций. Каждая из таких функций определяется объектом управления и способом воздействия на него органов исполнительной власти. Основными направлениями деятельности (функциями) органов исполнительной власти являются:
- прогнозирование - предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в том числе научной;
- планирование - определение направления, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных показателей той или иной управляемой деятельности;
- организация управляющей и управляемой подсистемы (например, создание органов управления, определение их функций, подчиненности и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т. д.);
- правовое регулирование - установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих структур;
- общее руководство и оперативно-распорядительная работа;
- предварительная и текущая координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;
- контроль - проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений в исполнении законов, планов, программ и принятие мер, в том числе к нарушителям установленного порядка;
- учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, в частности, ее конечных результатов;
- информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
- методическое руководство, кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т. п.
В теории государственного управления существуют общие направления деления полномочий,
определяющие управление в установленной сфере деятельности, полномочия по нормотворчеству, координационной деятельности, исполнительства, представительства, а также контрольная и надзорная деятельность. В функциональном отношении исполнительная власть самостоятельна и независима от других ветвей власти. «В сфере своей деятельности администрация должна быть независимой, ибо полная самостоятельность действий является залогом эффективности», - писал французский ученый Р. Драго [5, с. 43].
Никакой другой орган государственной власти не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию органов исполнительной власти. Переход функций исполнительной власти другим органам - законодательной или судебной власти - является антиконституционным и недопустимым с точки зрения закона [6, 649].
Исполнительная власть призвана действовать самостоятельно, строго в пределах компетенции, очерченной Конституцией и законами, без каких-либо согласований с органами других ветвей власти. Своего рода совокупная компетенция исполнительной власти:
- определяет место исполнительной власти в системе единой государственной власти;
- выражает правовые возможности исполнительной власти по осуществлению конституционных функций;
- включает в себя сферы, цели и задачи исполнительной деятельности, связанные с нею права и обязанности, а также пространственную, предметную и персональную принадлежность исполнительской деятельности.
Компетенция исполнительной власти определяется законом и охватывает все полномочия, необходимые для осуществления задач, определенных законом.
Как высший орган исполнительной государственной власти Правительство Кыргызской Республики обладает такими полномочиями как: реализует внутреннюю и внешнюю политику государства, обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя и так далее. Они определены Конституцией Кыргызской Республики [1], Законом «О Правительстве Кыргызской Республики» [2] и другими законодательными актами.
Отправной базой для решения проблемы компетенции Правительства Кыргызской Республики являются нормы действующей Конституции Кыргызской Республики, сконцентрированные в разделе 5. Но в ст. 88 Конституции компетенция Правительства определена лишь в общих чертах и не охватывает полностью наиболее важные направления его деятельности. Существенную роль в регулировании компетенции Правительства Кыргызской Республики играет Закон Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики».
Остановимся, прежде всего, на полномочиях Правительства в области экономики в условиях рыночных отношений.
В ст. 10 Закона «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законами Кыргызской Республики осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. В ведении Правительства находятся вопросы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.
Правительство имеет важные полномочия в сфере бюджета и финансов. Правительство проводит бюджетно-финансовую, налоговую, таможенную, ценовую политики: осуществляет меры по укреплению денежной системы; совместно с Национальным банком Кыргызской Республики Правительство обеспечивает проведение единой денежно-кредитной и валютной политики;
разрабатывает, утверждает и реализует меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; разрабатывает и осуществляет меры по укреплению экономической и финансовой систем государства. Правительство также разрабатывает проект республиканского бюджета, обеспечивает его исполнение, вносит на рассмотрение и утверждение Жогорку Кенеша государственный бюджет Кыргызской Республики, представляет отчет Жогорку Кенешу об исполнении республиканского бюджета.
В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечению медицинским обслуживанием, обеспечению санитарно-эпидемического благополучия страны. Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранения историко-культурного наследия, ведет работу по развитию и защите государственного языка.
В области природопользования Правительство организует деятельность государственных органов по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов, осуществлению природоохранных мероприятий при добыче минерально-сырьевых ресурсов; улучшению состояния и защите окружающей среды.
Правительство имеет важные полномочия в области укрепления законности и правопорядка. Они реализуются в п. 4 ст. 10 Закона «О Правительстве Кыргызской Республики». Правительство организует исполнение на всей территории Кыргызской Республики положений Конституции и законов Кыргызской Республики, указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Жогорку Кенеша и Правительства; разрабатывает проекты законов и вносит их в Жогорку Кенеш; утверждает нормативные акты, регулирующие деятельность министерств, государственных комитетов, административных ведомств и других подчиненных Правительству государственных органов.
Выполняя полномочия в области обороны и государственной безопасности, Правительство Кыргызской Республики принимает меры по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, по обеспечению обороны страны, государственной безопасности; руководит гражданской обороной, а также координирует деятельность государственных органов по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; осуществляет меры по военной подготовке и призыву граждан на действительную военную службу, принимает меры по охране государственных границ.
Правительство выполняет полномочия в области внешней политики. В ст. 88 Конституции Кыргызской Республики эти полномочия обозначены кратко: «реализует внутреннюю и внешнюю политику государства».
В Законе о Правительстве Кыргызской Республики полномочия в сфере внешней политики перечислены в ст. 2, 8, 9. Согласно положениям названных статей Закона о Правительстве Кыргызской Республики, оно принимает меры по реализации внешней политики Кыргызской Республики, обеспечивает выполнение международных договоров и обязательств, вытекающих для Кыргызской Республики из международных договоров; принимает решения о заключении международных договоров. Правительство защищает граждан Кыргызской Республики за пределами ее территории; обеспечивает развитие взаимоотношений Кыргызской Республики с иностранными государствами и международными организациями. Правительство принимает решение об открытии дипломатических, торговых представительств и консульских учреждений Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представительств Кыргызской Республики при международных организациях, а также дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций в Кыргызской Республике. Правительство представляет интересы Кыргызской Республики в иностранных государствах и международных организациях; регулирует экспорт и импорт товаров, осуществляет государственный контроль в этой сфере.
Применительно к сфере внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества Правительство уполномочено осуществлять функцию регулирования и государственного контроля.
Наряду с конкретными полномочиями, Правительство Кыргызской Республики имеет также полномочия общего характера (административные полномочия). Они определены в ст. 26-36 Закона «О Правительстве Кыргызской Республики».
Правительство на основе и во исполнение законов Кыргызской республики, указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики утверждает положения, схемы управления и предельную штатную численность министерств, государственных комитетов, административных ведомств, местных государственных администраций, а также образовывает административно-совещательные органы, заслушивает отчеты министров, председателей государственных комитетов, руководителей
административных ведомств, глав местных государственных администраций, а также глав местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий, отменяет акты министерств, государственных комитетов, административных ведомств, местных государственных администраций.
Правительство Кыргызской Республики учреждает Почетную грамоту Правительства и иные правительственные награды, определяет основания и порядок награждения ими, определяет условия оплаты труда государственных и муниципальных служащих, определяет порядок присвоения воинских званий и специальных званий.
Правительство также решает все вопросы государственного управления, за исключением вопросов, отнесенных Конституцией к компетенции Жогорку Кенеша и Президента, а также отнесенных Конституцией и законами к компетенции судов, иных государственных органов.
Литература
1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года.
2. Закон «О Правительстве Кыргызской Республики» от 18 июня 2012 года [Текст] // Нормативные акты Кыргызской Республики, 2012. 9 июля. С. 5-20.
3. Исполнительная власть в Российской Федерации [Текст]. М.: Изд-во БЕК, 1996. С. 269.
4. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вести моск. ун-та. Сер. 11, Право, 1992. С. 35.
5. ДрагоР. Административная наука [Текст]. М., 1982. С. 43.
6. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ЭКСМО, 2005. С. 649.
The constitutional basis for the formation of the Jogorku Kenesh (parliament)
of the Republic of Kyrgyzstan Toktogulov A.
Конституционные основы формирования Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Токтогулов А. А.
Токтогулов Алмаз Асылбекович / Toktogulov Almaz - кандидат юридических наук, доцент, заведующий отделом права, Институт философии и политико-правовых исследований, Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены конституционные основы формирования Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по Конституции в редакции от 27 июня 2010 года.
Abstract: the article examines the constitutional basis for the formation of the Jogorku Kenesh (parliament) of the Republic of Kyrgyzstan under the Constitution as amended on June 27, 2010.
Ключевые слова: Конституция Кыргызской Республики, парламент, Жогорку Кенеш, депутат Жогорку Кенеша.
Keywords: Constitution of the Republic of Kyrgyzstan, the parliament, Jogorku Kenesh (parliament), deputy of the Jogorku Kenesh (parliament).
В 2010 году в стране после свержения режима К. Бакиева в результате произошедшей революции была принята новая Конституция Кыргызской Республики. Принятие Конституции Кыргызской Республики в 2010 году стало уникальной вехой в истории кыргызской государственности. Кыргызская Конституция вобрала в себя лучшие достижения мирового государственного строительства и опыт передовых демократических стран.
Конституция Кыргызской Республики закрепляет конституционно-правовой статус органов государственной власти: определяет порядок образования, формирования органов государства, их легитимность; закрепляет порядок формирования всех основных государственных органов Кыргызской Республики; определяет задачи и функции органов государственной власти; закрепляет компетенцию каждого государственного органа [1].