Научная статья на тему 'Исполнительная власть Кыргызстана на региональном уровне'

Исполнительная власть Кыргызстана на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2251
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АДМИНИСТРАЦИИ / ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ МЕСТНОГО УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Токтогулов Алмаз Асылбекович

В статье рассмотрены конституционно-правовые основы организации исполнительной власти в Кыргызстане на местном уровне, особенности взаимоотношений Правительства и органов местной государственной администрации, а также правовая основа деятельности Полномочного представителя Правительства в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исполнительная власть Кыргызстана на региональном уровне»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исполнительная власть Кыргызстана на региональном уровне

Токтогулов А. А.

Токтогулов Алмаз Асылбекович / Toktogulov Almaz Asylbekovich - кандидат юридических наук,

доцент, заведующий отделом, отдел права,

Институт философии и политико-правовых исследований,

Национальная академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрены конституционно-правовые основы организации исполнительной власти в Кыргызстане на местном уровне, особенности взаимоотношений Правительства и органов местной государственной администрации, а также правовая основа деятельности Полномочного представителя Правительства в регионах.

Ключевые слова: исполнительная власть, местные государственные

администрации, Полномочный представитель Правительства, взаимоотношения центральной исполнительной власти и исполнительной власти местного уровня.

Важным звеном системы исполнительной власти являются местные государственные администрации, осуществляющие власть на местах, подотчетные Правительству и Полномочному представителю Правительства в области. Формирование системы органов исполнительной власти на местном уровне происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими их правовой статус.

Конституция Кыргызской Республики содержит лишь самые общие нормы о местных государственных администрациях, в частности, она устанавливает, что «местные государственные администрации действуют на основе Конституции, законов, нормативных правовых актов Правительства, решения местной государственной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории» (ст. 92 Конституции Кыргызской Республики 2010 года) [1].

Положения о местной государственной администрации конкретизированы в Законе Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» в редакции Закона от 10 августа 2012 года [3].

Местные государственные администрации вместе с Правительством и другими центральными органами составляют исполнительную вертикаль, органы местной государственной администрации разных уровней находятся в иерархической зависимости друг от друга, их полномочия четко разграничены. Они обеспечивают согласованную деятельность территориальных подразделений министерств, государственных комитетов и административных ведомств.

В Законе «О Правительстве Кыргызской Республики» определены взаимоотношения Правительства с органами местного самоуправления.

Правительство руководит деятельностью органов местного самоуправления по делегированным им государственным полномочиям, а также оказывает им содействие в реализации своих функций в соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Органы местного самоуправления вправе обращаться в

Правительство по вопросам местного значения. Местные государственные администрации различных территориальных уровней работают в тесном контакте с представительными органами местного самоуправления - соответствующими кенешами.

141

Правительство в пределах территориальной единицы (области) представляет Полномочный представитель Правительства (ст. 28 Закона «О Правительстве Кыргызской Республики»), который обеспечивает реализацию полномочий правительства и эффективную деятельность государственной власти на местах и контроль.

Правовую основу деятельности Полномочного представителя составляют Конституция Кыргызской Республики, Конституционный закон Кыргызской Республики «О Правительстве», иные законы Кыргызской Республики, указы и распоряжения Президента Кыргызской Республики, постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, постановления и распоряжения Правительства, вступившие в силу международные договоры и соглашения и «Положение о Полномочном представителе Правительства Кыргызской Республики в области», утвержденном 17 июля 2012 г. [6].

Полномочный представитель Правительства является государственным служащим, назначается и освобождается Премьер-министром, подчиняется и подотчетен непосредственно ему.

Полномочный представитель Правительства в области имеет до двух заместителей, назначение которых на должность и их освобождение от должности осуществляет Премьер-министр, который также применяет к ним меры поощрения и взыскания по представлению Полномочного представителя Правительства. В распоряжении Полномочного представителя Правительства имеется аппарат сотрудников, штат которых утверждается Премьер-министром. Аппарат Полномочного представителя Правительства осуществляет координацию, мониторинг и контроль за деятельностью органов исполнительной власти в области [6].

Полномочный представитель Правительства осуществляет реализацию государственной политики в области, координирует и контролирует деятельность местных государственных администраций, и правоохранительных органов, издает приказы и распоряжения на основе и для исполнения постановлений и распоряжений Правительства, Премьер-министра. Полномочный представитель Правительства в области может участвовать в заседаниях Правительства, представлять соответствующую территорию в отношениях с вышестоящими государственными органами. Полномочный представитель Правительства также организует взаимодействие государственных органов власти с органами местного самоуправления, разрабатывает совместно с ними программы социальноэкономического развития территории в пределах области, согласовывает кандидатуры для назначения на должность государственных служащих, осуществляемого Премьер -министром, проекты решений органов государственной власти, затрагивающие интересы области.

Полномочный представитель Правительства вручает в области по поручению Премьер-министра правительственные награды, объявляет благодарности Премьер-министра. Он также организует по поручению Премьер-министра проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между районами, вносит Премьер-министру предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти, находящихся в пределах области в случае их противоречия Конституции и законов Кыргызской Республики, взаимодействует с Прокуратурой при проверке в области исполнения законов, постановлений и распоряжений Правительства и Премьер-министра, а также осуществляет иные полномочия, делегированные Премьер-министром [6].

Полномочный представитель подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции, издает указы и распоряжения на основе и во исполнение решений Правительства и Премьер-министра Кыргызской Республики, распоряжается финансовыми средствами в пределах утвержденной сметы расходов, ведет работу по защите прав граждан, работу с жалобами и обращениями граждан.

142

Таким образом, в результате многих законодательных изменений и реорганизаций к настоящему времени в Кыргызской Республике сложилась довольно четкая вертикаль исполнительной ветви государственной власти, определены на всех уровнях ее задачи, структура, функции, полномочия, взаимоотношения ветвей власти друг с другом. В действующей Конституции Кыргызской республики оптимально решен вопрос о соотношении государственной власти и местного самоуправления, что дает возможность продолжить реформу местного самоуправления в сторону дальнейшей децентрализации государственной власти.

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года.

2. Закон «О Правительстве Кыргызской Республики» от 18 июня 2012 года // Нормативные акты Кыргызской Республики. - 2012. - 9 июля. - С. 5-20.

3. Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» (в ред. законов КР от 25 ноября 2011 г. - 10 авг. 2012 г.) [Текст] // Нормативные акты Кыргызской Республики. - 2012. - №39. - С. 4-10

4. Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации». 19 июня 2012 г. [Текст] // Нормативные акты Кыргызской Республики. - 2012. - № 27. - С. 6.

5. Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»: (в ред. Законов КР от 30 нояб. 2011 г. - 10 авг. 2012 г.) [Текст] // Нормативные акты Кыргызской республики. - 2012. - №39. - С. 10-32.

6. Положение о Полномочном представителе Правительства Кыргызской Республики в области», утвержденном 17 июля 2012 г.

7. Дуйсенов Э.Э. Реформа местного самоуправления в Кыргызстане (правовое регулирование) [Текст]. - Ош., 2003. - 146с.

Структура власти в кыргызском обществе во 2-й половине ХТХ века Токтогулов А. А.

Токтогулов Алмаз Асылбекович / Toktogulov Almaz Asylbekovich - кандидат юридических наук,

доцент, заведующий отделом, отдел права,

Институт философии и политико-правовых исследований,

Национальная академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассмотрено формирование властных отношений в

Кыргызстане во второй половине Х1Х века, связанные с вхождением в состав России. Ключевые слова: власть, манапы, бии, обычное право, присоединение Кыргызстана в состав России.

Характер и формы власти в истории кыргызского народа определялись кочевым образом жизни кыргызов и соответствующими данному образу жизни формами хозяйствования. Так, казахский ученый Т.С. Жумаганбетов писал, что общественная жизнь кочевых народов определялась патронимией - формой регулирования общественных отношений в социуме по признакам генеалогической близости и на патриархальных принципах отношений в семье, на основе семейно -родовых связей [5, с. 24].

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.