Научная статья на тему '1. 1. Закрепление основ конституционного строя и безопасности государства в законодательстве Российской Федерации и Кыргызской Республики'

1. 1. Закрепление основ конституционного строя и безопасности государства в законодательстве Российской Федерации и Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2932
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / THE CONSTITUTION / A LAWFUL STATE / SAFETY OF THE STATE / THE KIRGHIZ REPUBLIC / NORMS OF A CONSTITUTIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Султаналиев Марат Бакаевич

В статье анализируются базовые положения Конституций Российской Федерации и Кыргызской Республики. Автор определяет суть понятия «основы конституционного строя» в данных государствах, рассматривая его признаки, закрепленные в Основных Законах РФ и Республики Кыргызстан. В этой связи важной для автора представляется проблема безопасности государства и способы ее обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIXATION OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM BASES AND SAFETY OF THE STATE IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE KIRGHIZ REPUBLIC

In the article base positions of Constitutions of the Russian Federation and the Kirghiz Republic are ana-lyzed. The author defines a concept essence «bases of the constitutional system» in these states, considering its signs fixed in Organic laws of the Russian Federation and Republic Kyrgyzstan. Thereupon the problem of the state safety and ways of its maintenance is important for the author.

Текст научной работы на тему «1. 1. Закрепление основ конституционного строя и безопасности государства в законодательстве Российской Федерации и Кыргызской Республики»

I. ПРАВО 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

1.1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Султаналиев Марат Бакаевич, соискатель

Аннотация. В статье анализируются базовые положения Конституций Российской Федерации и Кыргызской Республики. Автор определяет суть понятия «основы конституционного строя» в данных государствах, рассматривая его признаки, закрепленные в Основных Законах РФ и Республики Кыргызстан. В этой связи важной для автора представляется проблема безопасности государства и способы ее обеспечения.

Ключевые слова: конституция, правовое государство, безопасность государства, Кыргызская Республика, нормы конституционного права

FIXATION OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM BASES AND SAFETY OF THE STATE IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE KIRGHIZ REPUBLIC

Sultanaliev Marat Bakaevich, the competitor

Annotation: In the article base positions of Constitutions of the Russian Federation and the Kirghiz Republic are analyzed. The author defines a concept essence «bases of the constitutional system» in these states, considering its signs fixed in Organic laws of the Russian Federation and Republic Kyrgyzstan. Thereupon the problem of the state safety and ways of its maintenance is important for the author.

Keywords: the constitution, a lawful state, safety of the state, the Kirghiz Republic, norms of a constitutional law

Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. В этих отношениях, прежде всего, отражается качественная характеристика государства: суверенитет,

форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Общество также не может быть жизнеспособной организацией без единых основ экономической системы: установления допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности,

охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, выражающие основные принципы организации общества в этой области.

Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества и закрепляющие их нормы Конституции, обобщаются по-

1

нятием «основы конституционного строя» .

В действующих конституциях Российской Федерации и Кыргызской Республики закрепляется понятие «основы конституционного строя». В главе первой основных законов обеих государств юридически закреплен конституционный статус государства, его основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.

Нормы данной главы имеют особое значение, поскольку они закрепляют такие отношения, которые оказывают влияние не только на нормы Конституции, но и на содержание всех законодательных и подзаконных актов государств. При этом основы конституционного строя тесно взаимосвязаны, неотделимы друг от друга и только в совокупности обеспечивают те главные характеристики государства, которые закреплены в Конституции2.

Нам необходимо проанализировать Конституции Российской Федерации и Кыргызской Республики для того, чтобы определить, что именно понимается под «основами конституционного строя» в данных государствах.

Статья первая Конституции РФ в наиболее общем виде закрепляет обобщенную характеристику Российского государства. Рассмотрим подробнее каждый из принципов, сформулированных в статье.

Демократическое государство. Как известно, демократия - это власть народа, т. е. политический режим, характеризующийся, в первую очередь, периодической сменяемостью избираемых населением органов публичной власти. Степень развития демократии зависит от количества избираемых органов власти и числа граждан, участвующих в выборах. Помимо названных признаков, демократический политический режим характеризуется свободой печати, отказом от цензуры, приоритетом прав человека перед правами государства, его органов. Опять-таки с формально-юридической точки зрения все эти признаки демократии в России конституционно закреплены, однако на практике не всегда соблюдаются и не получили должного закрепления в текущем законодательстве3.

1См. подробнее: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.

2 См. подробнее: Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

3 См. подробнее: Конституция Российской Федерации: доктри-

нальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева).

М.: «Деловой двор», 2009.

В Конституции Кыргызской Республики демократия также указана в качестве одного из признаков государства, закрепленного в ст. 14. Кроме этого, одним из признаков, на котором основывается государственная власть в Кыргызской Республике, является принцип верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемым Парламентом Республики - Жогорку Кенешем - и главой государства

- Президентом Кыргызской Республики (ст. 3 Конституции КР).

Федеративное государство. Как известно, все государства мира по своему политико-территориальному устройству делятся на федеративные, т.е. сложные по составу, включающие в себя относительно самостоятельные государственные образования, называемые субъектами федерации, и унитарные, т.е. простые по составу, разделенные на несамостоятельные административно-территориальные единицы, подчиненные единому центру. Федеративных государств в мире меньшинство.

В отличие от Российской Федерации, в которой федеративное устройство заложено уже непосредственно в наименовании государства, Кыргызстан является унитарным государством. Принцип «унитарности» также закреплен непосредственно в Конституции, в которой указано, что Кыргызская Республика (Кыргызстан)

- унитарное государство (п.1 ст.1), и в соответствии с п.2 ст. 8 Конституции в целях организации государственного управления и местного самоуправления территория Кыргызской Республики делится на определенные законом административно-территориальные единицы5.

Правовое государство. Принцип правового государства нашел свое закрепление применительно к обоим рассматриваемым нами государствам.

Считается, что рассматриваемый принцип представляется наиболее противоречивой характеристикой Российского государства, закрепленной действующей Конституцией. По определению В.А. Четвернина, разделяемому Ю.А. Дмитриевым, одним из авторов комментария Конституции РФ, правовое государство - государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина, это либеральное государство или «государство - ночной сторож»6.

В основу ныне действующих конституционных установлений заложены общеизвестные постулаты: верховенство закона, недопустимость примата государства над обществом; наличие обязанностей и ответственности государства перед народом, социальными структурами и личностью; развитие системы прав и свобод человека и гражданина, механизм их защиты; плюралистическая экономика и т.д.

Из анализа Основного Закона Кыргызской Республики принцип правового государства закреплен в норме, предусматривающей, что законы и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум. Порядок проведения референдума устанавливается конституционным законом.

Республиканская форма правления. Закрепление республиканского принципа в Конституции означает невозможность легального отказа государства в лице его высших органов государственной власти - Прези-

4 Конституция Кыргызской Республики. (Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года). Изд.: «Академия». С.42.

5 Там же. С.43.

6 См.: Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топор-нина. М.: Юрист, 2001. С. 809, 810.

дента, парламента, правительства, высших органов судебной власти - от республиканской формы правле-ния7.

Главным признаком современной демократической республиканской формы правления и в России, и в Киргизии является выборность и сменяемость главы государства народом, а также участие самого народа непосредственно или в установленных в соответствии с его волей опосредованных формах в осуществлении публичной власти. Источником власти выступает не глава государства, парламент или правительство, таковым является многонациональный народ соответствующего государства, делегирующий право на власть органам государства, но сохраняющий при этом за собой контроль над ними. Органы государства - не учредительная, а учрежденная власть, которая может без риска утраты своей легитимности действовать лишь в пределах установленных народом в Конституции и принятых в соответствии с нею законах полномочий.

Суверенное государство. Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией в качестве одной из основ конституционного строя. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики суверенитет Кыргызстана также не ограничен и распространяется на всю его территорию. Кроме того, именно народ Кыргызстана признается носителем суверенитета и единственным источником государственной власти (ст. 2)8.

Следует оговориться, что Основной Закон обеих государств не предусматривает возможность деления суверенитета РФ с международным сообществом. Например, согласно ст. 79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

Светское государство. Россия и Киргизия принадлежат к тем странам, в конституциях которых закрепляется светский характер государства. Светское государство в России находит закрепление в ст. 14 Конституции РФ, а в Киргизии - в статьях 1 и 7 Конституции Киргизии. Российская Федерация и Кыргызская Республика - светские государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Это означает, что, помимо исторически сложившихся признаков светского государства, отечественная Конституция непосредственно признает положение о светском государстве. На карте мира не так много государств, являющихся светскими согласно Конституции: Франция, Азербайджан, Камерун, Конго, Эфиопия, Индия, Котд'Ивуар, Казахстан, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Намибия, Сенегал, Таджикистан, Турция и Туркменистан9. В российской истории Кон-

7 См. подробнее: Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. // М.: «Проспект», 2010.

8 Конституция Кыргызской Республики. (Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года ) Бишкек. 2010. Изд.: «Академия». С.42.

9 См.: Сьюэлл Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций // Пределы светскости / Сост. А. Верховский. М., 2003. С. 44.

ституция РФ 1993 г. впервые провозгласила Россию светским государством.

Отечественные авторы определяют светское государство, главным образом основываясь на отношениях государства к религии и религиозным объединениям. Например, в учебной литературе с таким подходом светское государство рассматривает О.Е. Кутафин, М.В. Баглай, С.А. Авакьян и др10. Мы находим такое определение у И.В. Понкина: «Светское государство -это государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии»11.

Здесь хотелось бы отметить, что и Конституция РФ, и Конституция Кыргызской Республики устанавливают, что все равны перед законом и судом, независимо от отношения к религии и убеждений, следовательно, принцип формального равенства устанавливается как на индивидуальном (равенство граждан), так и на коллективном уровне (равенство объединений граждан).

Тем не менее, мы считаем, что именно принцип равенства является связующим звеном среди всех характерных черт светского государства, позволяет сохранять государству мировоззренческий нейтралитет и быть равноудаленным от всех религиозных объединений.

Нельзя обойти вниманием Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, подписанную 2б мая 1995 г. Статья 10 указанной Конвенции повторяет вслед за Всеобщей декларацией и Европейской конвенцией: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и веро-исповедания»12.

Социальное государство. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 7) Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта конституционная норма в целом с достаточной четкостью характеризует назначение и сущность социального государства1 .

Принцип социального государства находит свое отражение в ст. 9 Конституции Кыргызской республики. Кыргызская Республика разрабатывает социальные программы, направленные на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности, содействие занятости, обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, гарантированный минимальный размер оплаты труда, охрану труда и здоровья, развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Следует отметить, что в конституциях России и Киргизии также находят отражение такие принципы кон-

10 См.: Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 193-194.

11 См.: Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004. С. 49.

12 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.).

13 См.: Конституционные основы социального государства (В.Г.

Вишняков «Журнал российского права», №8, август 2004 г.)

ституционного строя, как: верховенство конституции и закона, политическое и идеологическое многообразие, многопартийность и др.

Отдельно следует отметить, что в Конституции Кыргызской Республики в качестве принципа конституционного строя закрепляется принцип самообороны и оборонительной достаточности (ст. 14), в соответствии с которым Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой, отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение по каждому случаю перемещения частей Вооруженных Сил Кыргызской Республики за пределы территории Кыргызстана принимается Жогорку Кене-шем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов. Использование Вооруженных Сил Кыргызской Республики для достижения внутригосударственных политических целей запрещается. Кыргызская Республика стремится к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем.

Проанализировав признаки основ конституционного строя, закрепленные в Основных Законах Российской Федерации и Республики Кыргызстан, мы видим единство подхода в конституционном закреплении понятия и основных принципов конституционного строя. В его содержание входит следующее:

- закрепление формы государства;

- определение источника государственной власти (многонациональный народ) и способов осуществления народовластия (непосредственно, в том числе путем референдума и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления);

- пределы действия государственного устройства;

- принципы территориального устройства;

- принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и др.

Безопасность государства, как самостоятельная категория, стала активно исследоваться в современный период в конце 80-х годов, когда резко обострились процессы, ставящие под угрозу существование основополагающих ценностей: личности, общества и государства. Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных областях. Понятие «безопасность» согласно словарю В. Даля означает отсутствие опасностей, сохранность, надежность, а согласно словарю С.И. Ожегова - положение, при котором не угрожает опасность кому, чему-нибудь1 .

В литературе безопасность рассматривается либо как состояние защищенности от опасностей и угроз, либо как отсутствие или низкий уровень рисков для того или иного субъекта. Так, П.Д. Казаков определяет безопасность как динамически устойчивое состояние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельность по защите от внутренних и внешних уг-

14 См.: С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка // Издательство «Азъ», 1992.

роз, по обеспечению таких внутренних и внешних условий существования государства, которые гарантируют возможность стабильного, всестороннего прогресса общества и его граждан. Некоторые определения безопасности носят настолько общий характер, что содержательный смысл этого понятия становится не совсем понятным - безопасность как состояние сохранности, надежности предполагает поддержание определенного баланса между негативным воздействием на субъекта окружающей его среды и его способностью преодолевать это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих, специально для этого созданных органов или механизмов15. С точки зрения И.С. Комина, безопасность субъекта выражается в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлемым) уровне риска возникновения ущерба его интересам1 . Другие авторы считают, что безопасность - это состояние защищенности от внутренних и внешних угроз, опасностей тех или иных субъектов или объектов (например, объектом такой защиты может быть природоохранная, экономическая деятельность)17.

Безопасность - категория общеправовая, нормативно-правовое содержание которой не ограничивается чисто публичной направленностью (на общество и государство). Как конституционная категория, понятие безопасности призвано отражать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства на основе последовательного обеспечения их баланса. Уже поэтому категория безопасности призвана отражать как публичные, так и частные интересы в их взаимосвязи и сбалансированности. Не случайно Конституция РФ18 в статье 56 (ч. 1) определяет в качестве оснований возможных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения «обеспечение безопасности граждан» и «защиту конституционного строя». Из этих подходов, основанных на понимании того, что между конституционными ценностями прав человека и безопасности существуют сложные взаимосвязи, основанные, в том числе, на «присутствии» прав человека в конституционном режиме безопасности, следует исходить и при поиске конституционных критериев современных процессов глобализации и правового прогресса19.

С момента обретения независимости Кыргызстан избрал путь построения светского демократического общества открытого типа с либеральной рыночной экономикой.

Во внешнеполитической сфере Кыргызстан добился существенных успехов в решении задачи вхождения в мировое сообщество. Он представлен в крупнейших международных организациях, поддерживает взаимовыгодные политические, экономические и культурные связи со многими государствами мира. В 1993 году решением ООН определен статус Кыргызстана как

15 См.: Зеленков М. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XX веке. М.: МИИТ «Юридический институт», 2002. С. 25.

16 См.: Комин И.С. Безопасность и риск в сфере внешнеэкономической деятельности (социально-философский анализ): Автореферат дис. ... канд. философских наук. Тверь, 2005. С. 12.

17 См.: Галузин А.Ф. Правовая безопасность как самостоятельный вид безопасности. // Право и политика», 2007, №12.

18 Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

19 См.: Бондарь Н.С. Конституционные ценности - категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда России) // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 6. С. 1 - 11.

развивающейся страны. Руководством республики выдвинут ряд важных внешнеполитических инициатив, в том числе по созданию безъядерной зоны в регионе, созыву международной конференции по урегулированию конфликта в Афганистане.

С возникновением государственности в Кыргызстане, как впрочем, и в других постсоветских государствах, особую актуальность приобрела проблема обеспечения безопасности государства. Понимание важности данного вопроса приходило по мере нарастания проблем, с которыми сталкивалось государство в своей внутренней и внешней политике. Работа в этой области особенно активизировалась в последние годы. Следует отметить, что органы, занимающиеся проблемами безопасности в Кыргызстане, уделяют особое внимание изучению и использованию мирового опыта. Речь, конечно, не идет о его слепом копировании. В республике предпринимаются значительные усилия для использования имеющихся международных дефиниций с учетом особенностей Кыргызстана.

По нашему мнению, государственная безопасность Кыргызстана может быть определена как устойчивый механизм эффективной реализации национальных интересов государства, проистекающих из национального, историко-культурного развития и нужд общества с учетом внутренних и внешних угроз. Этот механизм должен учитывать также внешнее, геополитическое положение страны и внутреннее состояние общественно-политической жизни.

Угрозы национальным интересам Кыргызстана делятся на внутренние и внешние. Среди внутренних выделяются такие, как: несовершенство органов государственного и местного управления, слабость гражданского общества, опасность возникновения конфликтов на межэтнической почве, отсутствие самодостаточности в экономике, состояние структурного кризиса в промышленности, низкие темпы роста ВВП, финансовая нестабильность, запаздывание военной реформы в республике, высокий уровень экономической преступности и коррупции. Среди внешних угроз можно назвать опасность втягивания Кыргызстана в вооруженный конфликт в Таджикистане, неурегулированность границ, зависимость от природных ресурсов других стран, стремление отдельных государств региона к военному и политическому доминированию.

Особняком стоят угрозы нетрадиционные, связанные с увеличением потока наркотиков и беженцев из Таджикистана и Афганистана, контрабандой оружия, ростом религиозного экстремизма и терроризма, что, в конечном счете, создает реальную угрозу конституционному строю и безопасности государства. В этой связи объективно повышается роль уголовно-правовой охраны отношений в области конституционного строя и безопасности государства.

Подобный подход используется и в законодательстве России, где под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.2

20 См.: Мелис ОМАРОВ, Нур ОМАРОВ Проблемы национальной безопасности Кыргызстана на современном этапе его развития. / http://www.ca-c.org/journal/cac-04-1999/st_14_omarov.shtml.

21 См. ст. 1 Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Российская газета от 6 мая 1992 г. № 103.

Список литературы:

1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. // М.: «Проспект», 2010.

2. Бондарь Н.С. Конституционные ценности - категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда России) // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 6. С. 1 - 11.

3. Галузин А.Ф. Правовая безопасность как самостоятельный вид безопасности. // Право и политика», 2007, №12.

4. Зеленков М. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XX веке. М.: МИИТ «Юридический институт», 2002. С. 25.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.

6. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 193-194.

7. Комин И.С. Безопасность и риск в сфере внешнеэкономической деятельности (социально-философский анализ): Автореферат дис. ... канд. философских наук. Тверь, 2005. С. 12.

8. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.).

9. Конституционные основы социального государства (В.Г. Вишняков «Журнал российского права», №8, август 2004 г.).

10. Конституция Кыргызской Республики. (Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года). Изд.: «Академия». С.42.

11. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

12. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). М.: «Деловой двор», 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // Издательство «Азъ», 1992.

14. Омаров М., Омаров Н. Проблемы национальной безопасности Кыргызстана на современном этапе его развития. / http://www.ca-c.org/journal/cac-04-1999^_14_omarov.shtml.

15. Понкин И.В. Светскость государства. М., 2004. С. 49.

16. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.

17. Ст. 1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Российская газета от 6 мая 1992 г. № 103.

18. Сьюэлл Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций // Пределы светскости / Сост. А. Верховский. М., 2003. С. 44.

19. Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топор-нина. М.: Юрист, 2001. С. 809, 810.

РЕЦЕНЗИЯ

В данной статье дан сравнительный анализ основных характеристик конституционного строя Российской Федерации и Республики Кыргызстан. Автор проводит параллели в текстах Конституций обоих государств и выявляет единство подхода к ключевым принципам конституционного строя, к которым он относит закрепление формы государства; определение источника государственной власти и способов осуществления народовластия; принципы территориального устройства; принцип разделения властей. Как подчеркивается в статье, в этих определяющих принципах, на которых основано устройство государства и общества, отражается качественная характеристика государства и вся политическая система общества.

В статье отмечается, что принцип правового государства в форме верховенства конституции и закона, политического и идеологического многообразия, многопартийности и др. нашел свое закрепление в конституциях и России и Киргизии наряду с общеправовой категорией безопасности, которую автор не ограничи-

вает чисто публичной направленностью. Будучи конституционной категорией, понятие безопасности, по его мнению, отражает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. По мнению автора, все это в полной мере отражено в Конституциях рассматриваемых государств.

Рецензируемая статья оригинальна, основана на исследовании практических материалов. Статья рекомендуется к публикации в правовом издании, внесенном в список ВАК.

Научно-редакционный отдел

ИД "НАУКОМ"

к.ю.н. Н.М. Ковалева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.