Научная статья на тему 'Государство и идеология, религия'

Государство и идеология, религия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1841
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИДЕОЛОГИЯ / РЕЛИГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Байнова М.С.

В статье анализируются взаимоотношения государства и идеологии и религии на основании современных подходов. Автор раскрывает место идеологии и религии в современном государственном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государство и идеология, религия»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

М. С. Байнова,

кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии, Российский государственный социальный университет, Москва.

М. S. Baynova,

Ph.D. (sociology), associate Professor at the state, municipal management and social engineering, Russian state social university, Moscow.

E-mail: mbainova@gmail.com

ГОСУДАРСТВО И ИДЕОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ

The state and the ideology, the religion

Аннотация: В статье анализируются взаимоотношения государства и идеологии и религии на основании современных подходов. Автор раскрывает место идеологии и религии в современном государственном управлении.

Annotation: the article analyzes the concept of state and the ideology and the religion based on the modern approaches. The author reveals the place of the ideology and the religion in m odern system of the public adm in istration.

Ключевые слова: государство, идеология, религия

Key words: state, ideology, religion

Идеология представляет собой систему концепций, идей, которые выражают ценности и мировоззрение субъектов политики. Идеология -составная часть духовной сферы общества. Идеология развивается в деятельности политических движений, включает в себя представления о долге и миссии человека, общества, государства. М. С. Козырев определяет идеологию как «совокупность социально обусловленных мировоззренческих установок, идей, взглядов». [4]

Статья 13 Конституции России устанавливает в Российской Федерации идеологическое многообразие: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». [2] Конституция закрепляет равноправие идеологий в обществе, отсутствие приоритета какой-либо идеологии. Это также означает, что люди на территории России вправе придерживаться какой-либо идеологии и пропагандировать её. Органы власти не имеют право навязывать населению какую-либо идеологию в качестве обязательной. Также органы власти должны действовать вне идеологических взглядов.

Конституция устанавливает широкие возможности для деятельности политических партий и общественных объединений: «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность» (статья 13), при этом общественные объединения равны перед законом. Равенство

29

общественных объединений заключается в равенстве требований государства к объединениям, в том числе к их правоустанавливающим документам, порядку регистрации, равенстве прав в политической и хозяйственной деятельности. Равенство общественных прав объединений связано с распространением информации, пропаганде своих идей, осуществлении издательской деятельности. Равенство прав не означает обязанность государства обеспечивать реализацию деятельности общественных объединений. Более того, государство не может оказывать предпочтение каким-либо объединениям в вопросах финансирования. В тоже время государство может выделять средства общественно-политическим объединениям средства на конкурсной основе или на основании соответствия требованиям закона (например, финансирование для политических партий, которые набрали на выборах определенный процент голосов). Основы взаимодействия государства и общественных объединений закреплены в ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ, а также в ФЗ "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ. О взаимодействии с религиозными организациями будет сказано ниже.

Ограничения идеологического многообразия в тоже время необходимы и закреплены в Конституции: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (статья 13). [2] Цель общественного объединения должна быть проверена при его регистрации, а действия общественного объединения - после регистрации. Регистрацию и надзор за деятельностью общественных объединений в Российской Федерации осуществляет Министерство Юстиции РФ. Что представляет собой насильственное изменение основ конституционного строя - это деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, то есть государственного устройства. Подробно деятельность против основ конституционного строя и безопасности государства раскрывается в Главе 29 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В СССР государство основывалось на другом принципе - господствующей идеологии. Статья 6 Конституции СССР устанавливала: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза», также «Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества». [4] Когда государство поддерживает одну идеологию, это создает ограничения для участия в политической деятельности для социальных групп, которые не разделяют эту идеологию. Ограничения для части общества на участие в политической жизни ведет к ограничению демократии, следовательно - к ограничению общественного контроля за государством. Кроме того, господствующая идеология может препятствовать развитию не только политической жизни, но и других сфер - научной, культурной.

30

Особенно это опасно в условиях тоталитарного государства, когда власть использует насильственные методы для контроля за всеми сторонами общественной жизни. Так в СССР из-за идеологического давления было на некоторое время приостановлено развитие генетики, а некоторые ученые-биологи были репрессированы, потому что их деятельность якобы противоречила материалистической идеологии. [См. 5] Таким образом, вмешательство государства в сферу идеологии может привести к конфликтам в разных сторонах общественной жизни, в том числе в культуре, науке, и поэтому обеспечение идеологического разнообразия является задачей государственного управления.

Взаимоотношение государства и религии реализуется в трёх основных формах: государства религиозного, государства светского и государства атеистического.

В теократическом государстве власть глава государства возглавляет и религиозную иерархи, государственные и церковные структуры взаимоподчинены, в государстве есть обязательная религия. Государственная церковь может быть при авторитарном режиме, где на церковь контролируется государством и должна выполнять определенные функции.

Атеистическое государство - это антирелигиозное государство, где религиозные организации могут действовать только обособленно от общества, государство исключает религию из всех сфер жизни общества, или борется с ней. Атеистическое государство может быть тоталитарным, так как государство контролирует все сферы жизни общества и проводит гонение на другие формы общественной жизни, в частности на религию.

Светский не означает атеистический, не запрещает религии осуществлять какую-либо деятельность в различных сферах общества, но и не предоставляет религии монополию в какой-либо деятельности; религиозные структуры не включены в государственную иерархию. Светский означает уважение всех вероисповеданий. В монографии Понкина предлагается одно из определений светскости как общегражданской, мирской направленности. [6, с. 25] Светское государство, таким образом, такое, где власть принадлежит мирским, нерелигиозным властям. Также светское государство понимается как государство, не имеющее обязательной религиозной или нерелигиозной идеологии. Религия в таком государстве не является средством политики.

Формы взаимоотношений государства и религии отражены на рисунке 1.

Религиозное государство

Светское

Атеистическое

Имеется

государственная

религия

Закон может быть основан на религии Религиозные структуры входят в систему управления

Религия отделена от государства Религиозные организации существуют на основании закона

Религия отрицается Гонения или дискриминация

Рисунок 1. Типы государств по отношению к религии.

Понятие светского государства раскрывается в статье 14, где говорится -что «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч.1) и «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». [2] Таким образом, здесь нет указаний на равноудаленность от государства, (удаленность - это признак атеистического государства), говорится о равенстве перед законом. Ещё одна статья Конституции - ст. 13 - говорит об идеологическом многообразии. Таким образом, идеология атеизма не может быть государственной или обязательной.

В ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях» в статье 4 говорится о светском государстве, формулировка ст.14 Конституции раскрывается дополнительными нормами: государство не вмешивается в определении человеком своей религии, не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти, не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Также указывается не недопустимость использования служебного положения для формирования отношений к религии. Религиозные организации не могут выполнять властные функции, участвовать в выборах и партийной деятельности. С другой стороны, государство может предоставлять религиозным организациям средства на охрану памятников, преподавание общеобразовательных дисциплин в религиозных учебных заведениях, вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями. Участники религиозных организаций не ограничены в политических правах. В ст.5 п. 4. говорится, что «в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы» [7]. Ст.11-14 - о государственной

регистрации религиозных организаций, которая позволяет организациям реализовывать свои права в соответствии с законом, таким образом, государство не дистанцируется от религиозной деятельности, но предоставляет нормативную основу. Ст. 25-26 - о надзоре, контроле и ответственности за исполнением законодательства о свободе совести, который осуществляется также государством. Так светское государство обеспечивает возможность для реализации прав на свободу совести и вероисповедания.

Компонентами права на свободу совести и вероисповедания: свободный выбор, свободное исповедание, религиозное образование, права родителей, ограничения, связанные с правами других лиц. На основании Конституции России и международного права можно выделить следующие общие принципы регулирования свободы совести и свободы вероисповедания:

- отделение религиозных объединений от государства; (Конституция РФ ст. 14, ФЗ 125);

- предоставление права свободно исповедовать и менять религиозные убеждения (Конституция РФ ст. 28, 29; ФЗ 125; Международный пакт о гражданских и политических правах);

- возможность для родителей обеспечить религиозное воспитание детей (Конституция РФ ст. 38, 43, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования);

- при опеке учет преемственности воспитания ребенка и его религиозной принадлежности (Конвенция ООН о правах ребёнка);

- гарантия прав и свобод всем гражданам, независимо от религиозных убеждений (Конституция РФ, статья 19);

- свободное исповедание религии может быть ограничено требованиями безопасности, соблюдением прав и свобод других лиц (порядка, здоровья и морали) (Конституция РФ, статья 55)

- запрещение пропаганды религиозной вражды; (Конституция РФ, ст.29)

- возможность замены военной службы по религиозным причинам. (Конституция РФ, ст. 59).

В мире по критерию государственно-религиозных отношений сложно выделить следующие типологии государств: страны с государственной религиозной организацией (например, Англия, Швеция, исламские государства); страны с отделительной, сепарационной моделью, где государство и религия законодательно разделены (Например, США); страны с кооперационной моделью, где государство и религиозные объединения сотрудничают (например, Германия). Отдельно можно выделить атеистические государства с гонениями против религий. Раздельным такое существование не назовешь, т.к. в СССР, например, государство вмешивалось в дела религии. Можно выделить типы государств по выделению финансирования религиозным организациям: прямые субсидии (Бельгия); добровольная уплата налогов гражданами, которые через государственную казну перечисляются религиозным организациям различными способами (Германия, Испания); государство никак не участвует в финансировании религиозных организаций (Франция). Ряд государств Ближнего Востока можно отнести к религиозным

33

государствам. Израиль - религиозное государство, где религиозные нормы широко включены в гражданское, трудовое право. Сирия считается наименее религиозным государством в своем регионе, но и там существует требование об обязательной религиозной принадлежности президента страны к исламу. [8]

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Российская Федерация - многонациональное государство, где представлены различные исторические, культурные и духовные традиции. Поэтому обеспечение многообразия религии является необходимым условием развития общества. Отсутствие государственной идеологии является одной из основ конституционного строя России. В тоже время в современных условиях государственное управление не может исключать вопросы идеологии и религии из сферы своего регулирования, чтобы, с одной стороны, обеспечить права людей на свободу совести и идей, а с другой стороны не допустить развития конфликтов на идеологической и религиозной основе.

Литература

1. Веремчук, В.И. К вопросу о взаимодействии военной службы и религии/В.И. Веремчук//Социологические исследования. -2003. -№ 12. -С. 8484.

2. Гончарук А.Ю. Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания (на материале факультативных и внеклассных занятий). диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 1984

3. Иванов А.В . Социально-педагогическая работа с агрессивными подростками. ЦИТИСЭ. 2015. № 2. С. 26.

4. Кабанова Е.Е. Отечественный опыт развития социальной инфраструктуры городов Российской Федерации. Материалы Ивановских чтений. 2015. № 5. С. 25-29.

5. Козырев М. С. Понятие «идеология» в общественных науках: теоретический анализ. // Социальная политика и социология. 2013. № 2-1 (92). С. 130-143.

6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

7. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) http://constitution.garant.ru/history/ussr-^г/1977/ (15.10.2015)

8. Струнников В. А., Шамин А. Н. Лысенко и лысенковщина: особенности развития отечественной генетики // Биология в школе. — 1989. — № 2. — С. 15 — 20.

9. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. -М.: Про-Пресс, 2003.

10. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О свободе совести и о религиозных объединениях".

11. Багдасаров С. А. Сирия: причины конфликта и пути выхода. http:// sabagdasarov.ru/ article/3 (19.02.2016)

12. Шкурко Н.М., Гончарук А.Ю. Психолого-педагогические основы культуры межнациональных отношений личности в социально-образовательном пространстве современной России. Журнал гуманитарных наук. 2015. № 10. С. 12-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.