Научная статья на тему 'Конституционное регулирование свободы совести в советском государстве'

Конституционное регулирование свободы совести в советском государстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1371
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / АТЕИЗМ / THE RELIGIOUS ORGANIZATIONS / A FREEDOM OF WORSHIP / A FREEDOM OF RELIGION / COMMUNISTIC IDEOLOGY / THE CONSTITUTIONAL REGULATION / ANTIRELIGIOUS PROPAGATION / ATHEISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Туманов Д. Ю.

Обосновывается негативное отношение коммунистической партии к религии и вероисповеданию, что объясняется несовместимостью основополагающих принципов православной религии о непротивлении и терпимости с большевистской идеологией о революционном, насильственном сломе старого социального строя. Характеризуется закрепление свободы совести в основных конституционных актах Советского государства. Определяются основные направления антирелигиозной политики советской власти и ее последствия для современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE FREEDOM OF WORSHIP IN THE SOVIET STATE

The article is devoted to the development of the constitutional regulation of one of the basic personal rights the right for the freedom of worship during the Soviet period of history of our domestic state. It is underlined that the orthodox belief admitted the Russian empire and dominating in the country taking priority. In church management operating by means of the most holy Synod, the emperor was considered as its Supreme defender and the observer. The most holy Synod from the date of the formation was the tool of political will of the secular power. With an establishment of the Soviet power of the relation between the state on the one hand, church and religion with another, have changed essentially. Negative attitude of the communist party which was established from 1918 was proved. Monopoly for the political power in the country to religion that speaks incompatibility of basic principles of orthodox religion about nonresistance and tolerance with Bolshevist ideology about revolutionary, violent demolition of an old social system takes place. Fastening of the freedom of worship in the basic constitutional certificates of the Soviet state, since the Decree SNК RSFSR from January, 20th 1918 is characterized.« About the freedom of worship, church and religious societies », known also under the name the Decree «About branch of church from the state and school from church », and finishing acceptance on October, 1st 1990. The law of the USSR« About the freedom of worship and the religious organizations ». The basic directions of an antireligious policy of the Soviet power in which frameworks large-scale antireligious propagation has been developed are defined, in the Soviet antireligious literature constantly there were the numerous publications, called to convince the country population in necessity of repressive actions concerning clergy and believers that also took place. Negative consequences of an antireligious policy of the Soviet state in which result the ideological vacuum in consciousness of the wide broad masses, shown in days of reorganization in the form of loss of system of values and vital reference points was established.

Текст научной работы на тему «Конституционное регулирование свободы совести в советском государстве»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 Юридические науки Выпуск 4(14)

УДК 342.731(47)(091)

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Д.Ю. Туманов

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны 423812, г. Набережные Челны, проспект Сююмбике, 10А E-mail: dmitriy-tumanov@mail.ru

Обосновывается негативное отношение коммунистической партии к религии и вероисповеданию, что объясняется несовместимостью основополагающих принципов православной религии о непротивлении и терпимости с большевистской идеологией о революционном, насильственном сломе старого социального строя. Характеризуется закрепление свободы совести в основных конституционных актах Советского государства. Определяются основные направления антирелигиозной политики советской власти и ее последствия для современного российского общества.

Ключевые слова: религиозные организации; свобода совести; свобода вероисповедания; коммунистическая идеология; конституционное регулирование; антирелигиозная пропаганда; атеизм

Согласно действующей Конституции РФ [3] каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Право на свободу совести следует отнести к одному из основополагающих личных прав для правового, демократического, светского государства, каковым провозгласила себя современная Россия. В гражданском обществе, к построению которого мы стремимся, не может не быть многообразия убеждений, гарантированного государством. Но для того чтобы прийти к осознанию этого, нашей стране пришлось пройти сложный путь.

В Российской империи первенствующей и господствующей в стране признавалась православная вера. Ее верховным защитником и блюстителем правоверия считался император, в церковном управлении действовавший посредством Святейшего Правительствующего Синода. Святейший Синод со дня своего образования являлся

© Туманов Д.Ю., 2011

орудием политической воли светской власти. Государство вмешивалось в дела различных конфессий.

С приходом советской власти для верующих настали сложные времена. После установления монополии на власть большевики начали проводить агрессивную политику, направленную на ускоренную ликвидацию религии. Негативное отношение большевиков к религии было заранее предопределено и вполне объяснимо. Еще в 1909 г. в статье «Об отношении рабочей партии к религии» было отражено отношение В.И. Ленина как к религии, так и к церкви: «Религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» [8, с. 416].

Православная религия с ее основополагающими принципами о терпимости, любви к ближнему, человеколюбии, непротивлении злу насилием и другими оказалась несовместима с большевистской идеологией о революционном, насильственном сломе

старого социального строя, в основе которого лежит непримиримая классовая борьба (по сути, заранее предусмотренная гражданская война), установление диктатуры пролетариата.

Об этом писал Н.А. Бердяев: «Коммунизм есть исповедание определенной веры, веры, противоположной христианской. Коммунисты любят подчеркивать, что они противники христианской, евангельской морали, морали любви, жалости, сострадания. И это может быть и есть самое страшное в коммунизме»[2, с. 391].

Первым актом конституционного характера Советского государства в отношении свободы совести становится Декрет СНК РСФСР от 20.01.1918 «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» [10], известного также под названием Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Провозглашалась полная свобода вероисповедания: каждому гражданину предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой, отменялись (ст. 3).

В Конституции РСФСР 1918 г. [6], вобравшей в себя положения целого ряда актов первоначального периода становления Советского государства, в общем перечне прав и свобод в гл. 5 разд. 2 на первое место была поставлена именно свобода совести (ст. 13). Тем самым подчеркивалась важность регулирования вопросов, связанных со свободой совести, которая в соответствии с конституционными положениями обеспечивалась только трудящимся, при этом свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. В ст. 13 подтверждалось также отделение церкви от государства и школы от церкви.

Как известно, первая Конституция СССР, принятая в 1924 г., не содержала разделов, посвященных основным правам и обязанностям граждан, оставив регулирование этого института на уровне конституций союзных республик. Вторая Конституция РСФСР 1925 г. [7] в сравнении с предыдущей не внесла каких-либо изменений, за-

крепляя в ст. 4 свободу совести за трудящимися, при этом неизменными остались положения об отделении церкви от государства и школы от церкви, а также о признании за всеми гражданами свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды.

Ситуация стала усугубляться в конце 1920-х гг. Сначала 8 апреля 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» [9], вытеснявшее религию и церковь практически из всех сфер общественной жизни. Им запрещалось организовывать детские, юношеские и женские молитвенные собрания, открывать библиотеки и читальни, устраивать экскурсии и детские площадки, оказывать лечебную помощь [13, с. 42].

В 1929 г. в Конституцию РСФСР 1925 г. была внесена поправка, сформулированная в следующем виде: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В сравнении с первоначальной редакцией явно просматривается неравноправие в отношении верующих, поскольку изъято право вести религиозную пропаганду, предоставляя лишь свободу отправления религиозных культов. Данная формулировка нашла в дальнейшем закрепление в Конституции СССР 1936 г., а затем и в Конституции СССР 1977 г.

Исходя из анализа норм ст. 13 Конституции РСФСР 1918 г., а также актов, выступивших в качестве ее правовых источников, и последующего советского конституционного законодательства, можно прийти к выводу, что в Советском государстве свобода совести и свобода вероисповедания практически совпадали, были тождественны. Так, в советских конституциях 1970-х гг. прямо указывалось, что гражданам «гарантируется свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (ст. 52 Конституции СССР 1977 г., ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г.). Таким образом, советские конституции с 1918 г. под свободой совести подразумевали право выбора религиозных убеждений - исповедовать какую-либо религию или же быть атеистом. При этом Советское государство, создавая видимость альтернативы в вопросе свободы вероисповедания, не скрывало сво-

ей антирелигиозной направленности, стремясь отделить граждан от религии, что оказалось гораздо сложнее, чем отделить церковь от государства и школу от церкви. Тем не менее предпринимались все возможные меры для того, чтобы превратить советских граждан в атеистов.

В стране была развернута широкомасштабная антирелигиозная пропаганда. В советской антирелигиозной литературе постоянно появлялись многочисленные публикации, призванные убедить население страны в необходимости репрессивных акций в отношении духовенства и верующих, например: «Участие церковников в подрывной работе троцкистских и бухаринских шаек», «Церковные адвокаты фашистской агентуры» и т.д. Вся эта политика не имела ничего общего ни со свободой совести, ни с атеистической пропагандой. Нарушения конституционных норм осуществлялись не только по отношению к верующим, но и по отношению к атеистам [12, с. 80-81].

Весьма красноречивы и антирелигиозные лозунги 1920-1930-х гг.: «Под безбожные знамена, на борьбу против религии - за социализм! Попы и сектанты - пособники контрреволюции! Вместо рождества - дни индустриализации! Христов мир прикрывает кулацкую контрреволюцию! Социалистическое соревнование - классовое оружие борьбы с религией! Ударим по поповско-кулацкому блоку, выступающему против коллективизации!» [1]. Доходило и до прямых репрессий и в отношении священнослужителей, и в отношении верующих.

Только в ходе перестройки была признана противоречивость положений ст. 52 Конституции СССР 1977 г. о гарантированности гражданам свободы совести и ее практического обеспечения. Отмечалась также узость самой трактовки свободы совести, содержавшейся в ст. 52, поскольку в ней предоставлялось верующим только право отправления религиозных обрядов, но ничего не говорилось о возможности религиозной пропаганды, как это было в первых конституциях РСФСР. Было признано и то, что антирелигиозная политика имела негативные последствия для общества и государства, поскольку именно она создала условия для проявления массового идеоло-

гического нигилизма, неверия в общечеловеческие ценности и идеалы.

Только 1 октября 1990 г. был принят Закон СССР №1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» [11], в соответствии с которым каждый гражданин мог самостоятельно определять свое отношение к религии, был вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии.

Вместе с тем Закон установил и равенство для всех без исключения конфессий, произведя эффект внезапно открывшихся шлюзов, высвободивших поток невиданного религиозного многообразия, буквально обрушившегося на неподготовленное для адекватного восприятия сознание советских граждан. Началась повальная охота за душами со стороны представителей как традиционных конфессий, так и многочисленных сект, зачастую сомнительного происхождения и не лучшей репутации.

Представляется, что основной проблемой, созданной антирелигиозной политикой Советского государства, стал идеологический вакуум в сознании людей, проявившийся в годы перестройки в виде утраты системы ценностей и жизненных ориентиров. Решение этой проблемы оказалось делом весьма сложным - вытравливание религиозной веры на протяжении почти семи десятилетий возымело пагубное воздействие. На восстановление прежних духовных ценностей может уйти времени не меньше, чем было потрачено на их уничтожение.

Библиографический список

1. Антирелигиозные лозунги // НА РТ. Р. 5263. Оп. 1. Д. 19. Л. 9.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Сварог и К, 1997. 414 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.

4. Конституция Союза Советских Социалистических Республик: утв. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. // Изв. ЦИК Союза СССР и ВЦИК. 1936. 16 дек. (№283).

5. Конституция Союза Советских Социа-

листических Республик: Принята внеочередной седьмой сессией Верховного Совета Союза ССР 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. 1977. №41.

Ст. 617.

6. Конституция Российской Социалисти-

ческой Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским

съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. №51. Ст. 582.

7. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утв. XII Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. №30. Ст. 218.

8. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полн. собр. соч. Т. 17.

С. 415-426.

9. О религиозных объединениях: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 // СУ РСФСР. 1929. №35. Ст. 353.

10. О свободе совести, церковных и религиозных обществах: декрет СНК РСФСР от 20.01.1918 // Декреты Советской власти. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1957. Т. 1. С. 373-374.

11. О свободе совести и религиозных организациях: закон СССР от 1.10.1990. №1689-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №41. Ст. 813.

12. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М.: Высш. шк., 1991. 144 с.

13. Шмелев Г.М. Русская православная церковь, ее деятельность и экономика до и после 1917 года // Вопр. истории. 2003. №11. С. 36-51.

Примечание: НА РТ - Национальный архив Республики Татарстан.

BiЫюgraficheskij spisok

1. Antireligioznye lozungi // NA RT. R. 5263. Ор. 1. D. 19. ^ 9.

2. Berdjaev N.A. Filosofija svobody. МоЫ i smysl russkogo kommunizma. М.: Svarog i К, 1997. 414 s.

3. Konstitucija Rossijjskojj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) s иЛе^т popravok, vnesennykh Zakonami ЯР о popravkakh к Ко^йШсп ЯГ ot 30.12.2008 №6-Б^, ot 30.12.2008 №7-FKZ // Sobranie zakonodatel'stva ЯГ. 2009. №4. St. 445.

4. Sojuza Sovetskikh £оаа^-

ticheskikh Respublik: utv. Chrezvy-

chajjnym VIII Vsesojuznym sмezdom Sovetov 5 dekabrja 1936 g. // ^. СГК Sojuza SSSR i VaK. 1936. 16 dek. (№283).

5. Konstitucija Sojuza Sovetskikh

Socialisticheskikh Respublik: Prinjata

vneocherednojj sed'mojj sessiejj Verkhovnogo Soveta Sojuza SSR 7 окфЬ^а 1977 g. // Vedomosti VS SSSR. 1977. №41. St. 617.

6. Konstitucija Rossijjskojj Socialisticheskojj

Federativnojj Sovetskojj Respubliki:

prinjata V Vserossijjskim sмezdom Sovetov V zasedanii ot 10 ijulja 1918 g. // SU RSFSR. 1918. №51. St. 582.

7. Konstitucija Rossijjskojj Socialisticheskojj Federativnojj Sovetskojj Respubliki: utv. КЫ1 Vserossijjskim sмezdom Sovetov 11 maja 1925 g. // SU RSFSR. 1925. №30. St. 218.

8. Lenin V.I. ОЬ otnoshenii rabochejj partii k religii // Ро1п. sobr. soch. Т. 17. S. 415426.

9. O о^^те^а^: post-

anovlenie VaK i SNK RSFSR ot 8.04.1929 // SU RSFSR. 1929. №35. St. 353.

10. O svobode sovesti, cerkovnykh i ге^ь oznykh obshhestvakh: dekret SNK RSFSR ot 20.01.1918 // Dekrety Sovetskojj vlasti. М.: Gos. izd-vo polit. lit., 1957. Т. 1.

S. 373-374.

11. O svobode sovesti i гс^^пу^ о^аш-

zacijakh: zakon SSSR ot 1.10.1990.

№1689-1 // Vedomosti £N0 i VS SSSR. 1990. №41. £1 813.

12. Savel'ev V.N. Svoboda sovesti: istorija i te- posle 1917 goda // Vopr. istorii. 2003.

orija. M.: Vyssh. shk., 1991. 144 s. №11. S. 36-51.

13. Shmelev G.M. Russkaja pravoslavnaja Primechanie: NA RT - Nacional'nyjj Arkhiv Respubliki

cerkov', ee dejatel'nost' i ehkonomika do i Tataretan.

THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE FREEDOM OF WORSHIP IN THE SO VIET STA TE

D.Y. Tumanov

Branch of the Kazan (Privolzhsky) Federal University in Naberezhnye Chelny 10A, Sjujumbike avenue, Naberezhnye Chelny, 423812 E-mail: dmitriy-tumanov@mail.ru

The article is devoted to the development of the constitutional regulation of one of the basic personal rights - the right for the freedom of worship during the Soviet period of history of our domestic state. It is underlined that the orthodox belief admitted the Russian empire and dominating in the country taking priority. In church management operating by means of the most holy Synod, the emperor was considered as its Supreme defender and the observer. The most holy Synod from the date of the formation was the tool of political will of the secular power. With an establishment of the Soviet power of the relation between the state on the one hand, church and religion - with another, have changed essentially. Negative attitude of the communist party which was established from 1918 was proved. Monopoly for the political power in the country to religion that speaks incompatibility of basic principles of orthodox religion about nonresistance and tolerance with Bolshevist ideology about revolutionary, violent demolition of an old social system takes place. Fastening of the freedom of worship in the basic constitutional certificates of the Soviet state, since the Decree SNK RSFSR from January, 20th 1918 is characterized.« About the freedom of worship, church and religious societies », known also under the name the Decree «About branch of church from the state and school from church », and finishing acceptance on October, 1st 1990. The law of the USSR« About the freedom of worship and the religious organizations ». The basic directions of an antireligious policy of the Soviet power in which frameworks large-scale antireligious propagation has been developed are defined, in the Soviet antireligious literature constantly there were the numerous publications, called to convince the country population in necessity of repressive actions concerning clergy and believers that also took place. Negative consequences of an antireligious policy of the Soviet state in which result the ideological vacuum in consciousness of the wide broad masses, shown in days of reorganization in the form of loss of system of values and vital reference points was established.

Keywords: the religious organizations; a freedom of worship; a freedom of religion; communistic ideology; the constitutional regulation; antireligious propagation; atheism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.