Научная статья на тему 'Выборы в совещательные органы Кыргызской Республики'

Выборы в совещательные органы Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
выборы / совещательные органы / Республика Кыргызстан / парламент / elections / advisory bodies / the Kyrgyz Republic / parliament

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арам Сергеевич Абазов

В статье рассматриваются вопросы организации проведения выборов в совещательные органы Республики Кыргызстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elections to the advisory bodies of the Kyrgyz Republic

This article discusses the organization of the elections in deliberative bodies of the Kyrgyz Republic

Текст научной работы на тему «Выборы в совещательные органы Кыргызской Республики»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340 ББК 67

ВЫБОРЫ В СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АРАМ СЕРГЕЕВИЧ АБАЗОВ,

E-mail: anna.abazova.ketchum@gmail.ru

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации проведения выборов в совещательные органы Республики Кыргызстан.

Ключевые слова: выборы, совещательные органы, Республика Кыргызстан, парламент.

Annotation. This article discusses the organization of the elections in deliberative bodies of the Kyrgyz Republic. Keywords: elections, advisory bodies, the Kyrgyz Republic, parliament.

Парламент Республики Кыргызстан является однопалатным, носит наименование Жогорку Кенеш и является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий1.

Парламент Республики Кыргызстан состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет по пропорциональной системе. Конституцией Республики Кыргызстан установлено, что по результатам выборов одной политической партии может быть предоставлено не более 65 депутатских мандатов в парламенте, что является важным демократическим принципом ограничения власти правящей партии.

Конституцией Республики Кыргызстан установлен избирательный ценз для депутата Жогорку Кенеша, таковым может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 21 года, обладающий избирательным правом2.

Законом о выборах в Кыргызстане дублируются условия избирательного ценза для депутатов Жогорку Кенеша. Очередные выборы в Жогорку Кенеш назначаются Президентом не ранее чем за 75 календарных дней и не позднее, чем за 60 календарных дней до дня выборов и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который был избран Жогорку Кенеш действующего созыва3.

В случае самороспуска Жогорку Кенеша и в предусмотренных Конституцией случаях Президент Республики Кыргызстан назначает досрочные выборы депутатов Жогорку Кенеша в пятидневный срок со дня принятия им решения или самороспуска Жогорку Кенеша. При этом выборы должны быть проведены не позднее 45 календарных дней со дня назначения досрочных выборов.

Подобно положениям для президентских выборов, если Президент не назначит выборы, то они считаются назначенными и ЦИК приступает к их проведению.

Выдвижение списков кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша начинается со дня назначения выборов и заканчивается за 45 календарных дней до дня выборов. Право выдвигать списки кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша имеют политические партии, прошедшие государственную регистрацию и/или перерегистрацию в установленном порядке на день официального опубликования решения о назначении выборов4.

Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией по списку, не может быть менее 120 и более 200 кандидатов.

Интересно в Республики Кыргызстан учтены права женщин, а также граждан различной национальной принадлежности, исключена дискриминация по другим принципам в Конституционном законе Кыргызской Республики «О выборах Президента

Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Ке-неша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 г. № 68 (далее — Закон о выборах).

Так, при определении списка кандидатов политическая партия обязана учесть представительство5:

• не более 70% лиц одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать трех позиций;

• не менее 15% лиц не старше 35 лет;

• не менее 15% граждан, имеющих различную национальную принадлежность;

• не менее двух кандидатов — лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом один из них должен быть включен в список первых 50 кандидатов.

Для регистрации списка кандидатов уполномоченные представители политических партий представляют следующие документы:

1) решение политической партии о выдвижении списка кандидатов, заверенное подписью руководителя политической партии и печатью политической партии;

2) заполненные каждым кандидатом, включенным в список кандидатов, специальные формы сведений о кандидате с указанием биографических и других данных, копии их паспортов, справки с места работы или учебы;

3) документ, удостоверяющий внесение избирательного залога.

Как видим, в процессе выборов в Жогорку Ке-неш также предусмотрен избирательный залог. Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, до регистрации и после проверки представленных документов из средств своих избирательных фондов вносят в специальный фонд Центральной избирательной комиссии избирательный залог в пя-титысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя. Внесенный избирательный залог возвращается после проведения выборов политическим партиям, списки которых получили пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Основаниями для отказа в регистрации могут быть6: 1) непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом о выборах для регистрации списка кандидатов;

2) несоблюдение порядка выдвижения, предусмотренного Законом о выборах;

3) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

4) наличие факта регистрации кандидата в списке другой политической партии на данных выборах;

5) не создание политической партией своего избирательного фонда;

6) принадлежность кандидата к гражданству другого государства.

Интересным также является тот факт, что наличие оснований для отказа в регистрации в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов, может служить основанием только для их исключения из заверенного списка кандидатов.

Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств, а также материалов агитационно-информационного характера, которые учитываются Центральной избирательной комиссией7:

1) собственные средства кандидата, включенного в список кандидатов, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 5 000 раз;

2) собственные средства политической партии, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 200 000 раз;

3) пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 1 000 раз;

4) пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5 000 раз.

Предельная сумма расходов политической партии, выдвинувшей список кандидатов, за счет средств избирательного фонда не может превышать расчетный показатель более чем в 1 000 000 раз.

В случае если Центральная избирательная комиссия признает, что все депутатские мандаты по избирательному округу остались нераспределенными, если все политические партии исключены из распределения депутатских мандатов, то Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы депутатов Жогорку Кенеша.

При проведении повторных выборов сроки избирательных действий сокращаются на треть.

Подсчет голосов при голосовании в Жогорку Кенеш носит сложный характер. Так, из распределения депутатских мандатов по избирательному

№ 7 / 2015

Вестник экономической безопасности

7

округу исключаются политические партии, списки кандидатов которых получили:

1) менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по республике;

2) менее 0,7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по каждой области, городам Бишкек и Ош.

Соответственно партии, преодолевшие указанный барьер, допускаются к распределению мандатов. При этом мандаты распределяются следующим образом.

Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по избирательному округу за списки кандидатов политических партий, получивших семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по республике; 0,7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по каждой области, городам Бишкек и Ош. Эта сумма голосов избирателей делится на 120 — число депутатских мандатов, распределяемых по единому избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное (квота для получения одного мандата)8.

Затем число голосов, полученных каждым списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий список кандидатов.

Если остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате указанного выше деления. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей. При равенстве чисел голосов избирателей преимущество отдается списку кандидатов, зарегистрированному раньше9.

Обрисованным нами образом снимаются все вопросы при распределении голосов.

Распределение депутатских мандатов между кандидатами из списка кандидатов политических партий производится в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установлен-

ным при регистрации списка в Центральной избирательной комиссии10.

Отметим также ограничение на получение мандатов одной политической партией, которое дублирует конституционное значение — не более 65 мандатов для одной партии. Это составляет 78% от общего числа депутатов. Таким образом, блокируется однозначное квалифицированное большинство при принятии, например, конституционных законов.

Законом о выборах в Кыргызстане также установлены условия досрочного выбытия депутата, а именно:

1) подача им письменного заявления о сложении полномочий или выходе из фракции;

2) признание его судом недееспособным;

3) смерть депутата;

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим;

5) вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении него;

6) переход на работу или не оставление им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий;

7) выезд на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики;

8) выход из гражданства, утрата гражданства Кыргызской Республики либо приобретение иного гражданства;

9) отсутствие на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии;

10) признание выборов недействительными.

В случае выбытия депутата его место занимает следующий по списку депутат. В случае если в списке политической партии кандидатов не осталось, мандат остается вакантным до следующих выборов в Жогорку Кенеш.

В случае если депутат, избранный в результате распределения мандатов по спискам кандидатов, не выполнит в трехдневный срок требование о сложении с себя полномочий, не совместимых со статусом депутата Жогорку Кенеша, его депутатский мандат передается следующему по очереди кандидату из того же списка.

Проведенный нами анализ позволяет сделать следующий вывод.

Процесс выборов в Жогорку Кенеш остаточно подробно регламентирован. Однако за рамками Закона о выборах остался процесс отмены результатов голосования, хотя сама такая возможность предусмотрена. Примечательным является и жесткое правило

0 не дискриминации при составлении партийных списков депутатов.

1 Конституция Кыргызстана 2010 г., ст. 70 // http://www.gov.

kg/?page_id=263.

2 Там же. Ч. 2 ст. 70.

3 Конституционный закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 г. № 68, ст. 59 // http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/m-ги/203244

4 Там же. Ст. 60.

5 Там же.

6 Там же. Ч. 7 ст. 61.

7 Там же. Ст. 62.

8 Там же. Ст. 64.

9 Там же.

10 Там же.

H.H. Хилтунов

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Хилтунов Н.Н. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 159 с. (Сер. «Научные издания для юристов»)

На основе действующего законодательства, прежде всего с учетом ст. 143 УК РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 423 ФЗ), уголовно правовой доктрины и сложившейся правоприменительной практики РФ за период с 1999 по 2015 гг. рассмотрены вопросы уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда. Предложены решения по более эффективной уголовно-правовой охране конституционного права на безопасный труд. Для научных сотрудников, студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, работников органов, применяющих уголовный закон.

А.Б. Зеленцов

Административная юстиция

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Зеленцов А.Б. Административная юстиция. Общая часть. Теория судебного административного права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 399 с.

Раскрыты основные теоретические положения, касающиеся административной юстиции как неотъемлемого элемента правового государ-судебного административного ства. Определены сфера ее действия, функции, организационные при-

знаки, процессуальные формы и парадигмы. Выявлены сущность и содержание основных понятий и институтов административной юстиции как судебного административного права.

Представлена общая часть административной юстиции как судебного административного права, включающая базовые административно-правовые категории, юридические конструкции и принципы, которые раскрывают специфику провозглашенного в Конституции РФ административного судопроизводства как одной из форм осуществления судебной власти.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов, преподавателей и научных работников, судей, государственных служащих, а также всех интересующихся современными проблемами административного судопроизводства как института защиты субъективных прав и обеспечения законности в сфере публичного управления.

№ 7 / 2015 - Вестник экономической безопасности - 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.