Л.Т. ЖАНУЗАКОВА,
главный научный сотрудник отдела фундаментальных исследований,
анализа и разработки НПА в области трудового права и социального обеспечения Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В СФЕРЕ ВЫ1БОРОВ И РЕФЕРЕНДУМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Интеграция Казахстана и других стран Цент-ральноазиатского региона, возникших на постсоветском пространстве, в мировое сообщество, подписание и ратификация ими целого ряда международных конвенций и соглашений, развитие сотрудничества с другими государствами, амбициозные задачи, которые ставят они перед собой, неизбежно влекут необходимость дальнейшего совершенствования национального законодательства этих стран, приведения его в соответствие с выработанными международными стандартами. Эта тенденция нашла также отражение в нормах конституций и законов Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, закрепляющих институты непосредственной демократии.
В частности, особое место в системе политических прав и свобод занимают права граждан избирать и избираться на выборные должности в государственных органах и органах местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Нормы международного права рассматривают данные права как институты прямой демократии, формы реализации народом своей власти. П.3 ст.21 Всеобщей декларации прав человека устанавливает: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» [1]. Ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет право и возможность каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей [2].
На законодательство о выборах существенное влияние оказывают также те общие принципы и начала, которые оговорены в рамках СНГ, в частности, Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. В ст.1 определены основные стандарты демократических выборов: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. Установлено, что законодательное регулирование избирательных прав не должно ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, гарантии их реализации или носить дискриминационный характер. Подчеркивается ответственность избранных лиц перед избирателями, ограниченность срока пребывания их в должности, легитимный и публичный характер выборов, обеспечение судебными, административными и иными средствами защиты избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса, недопустимость какого-либо прямого или косвенного участия иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций в осуществ-
лении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц. Конвенция ратифицирована Законом РК от 7 июня 2007 г. [3].
Данные институты нашли отражение во всех конституционных актах стран Центральной Азии [4]. При этом указанные права прописаны в конституциях достаточно скупо, но соответствующие нормы, как правило, содержатся в их разных разделах. Это разделы, определяющие основы конституционного строя (Конституции Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана), разделы «Народовластие» в Конституции Узбекистана, «Общие положения» в Конституции Казахстана), рассматривающие данные институты как форму проявления власти народом; разделы о правах и свободах человека и гражданина; разделы, закрепляющие правовой статус парламентов, глав государств, местных органов управления и устанавливающие порядок их выборов, полномочия по назначению выборов и референдумов. Кроме того, в заключительных частях, касающихся порядка принятия и изменения Конституции, также имеются соответствующие положения.
В качестве примера можно привести Конституцию Таджикистана. В соответствии с ч.2 ст.6 «Высшим непосредственным выражением власти народа являются общенародный референдум и выборы». Согласно ст.27 «....Гражданин по достижении 18-летнего возраста вправе участвовать в референдуме, избирать, а также быть избранным по достижении возраста, установленного Конституцией, конституционными законами и законами. Лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения по приговору суда, не имеют права участвовать в выборах и референдумах. Порядок проведения выборов регулируется конституционными законами и законами. Референдум проводится согласно конституционному закону». Ст.49, 65 закрепляют порядок выборов Маджлиси Оли (парламента) и Президента Таджикистана. Ст.55, 57, 69 устанавливают полномочия парламента, его палат и главы государства, связанные с назначением выборов, референдума, образования Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов. Ст.98 определяет порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию через всенародный референдум.
В конституциях указанных стран предусмотрены выборы Президента, парламента, местных представительных органов на основе всеобщего,
равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
В Конституции Туркменистана предусмотрен специальный раздел (V), посвященный избирательной системе и референдуму. Согласно ст.89, 91, 92 выборы Президента, депутатов Меджлиса (парламента), халк векиллери (представителей народа в Халк маслахаты - высшем представительном органе власти) и других лиц, избираемых народом, являются всеобщими, равными и прямыми, при тайном голосовании; право избирать имеют граждане Туркменистана, достигшие 18 лет, каждый избиратель имеет один голос. Оговариваются недопустимость осуществления контроля за волеизъявлением избирателей в ходе голосования, условия лишения граждан избирательных прав: в выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными; лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. При этом имеется упреждающая норма о недопустимости любого прямого или косвенного ограничения избирательных прав граждан в других случаях, наказания за это по закону. Ст. 90 устанавливает, что депутатами Меджлиса, халк векил-лери могут быть избраны граждане Туркменистана, достигшие ко дню выборов 25-летнгго возраста, а возрастной ценз Генгеши (представительных органов местного самоуправления), арчынов (председателей Генгеши) и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется законом. Ст.93 предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, общественным объединениям и группам граждан в соответствии с избирательным законом.
Отдельная, XXIII глава Конституции Узбекистана также посвящена избирательной системе. Наряду с общими нормами, декларирующими избирательные права граждан, изъятия из принципа всеобщности, запрет одновременного избрания депутатом двух представительных органов, определяются также сроки проведения выборов. Выборы Президента, в Законодательную палату Олий Мажлиса (парламента) Республики Узбекистан и Жокаргы Кенгс (парламент) Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся в год истечения конституционного срока их полномочий - в первое воскресенье третьей декады декабря (ст. 117). Определяется также косвенный принцип избрания членов Сената Олий Мажлиса - на совместных заседаниях
депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракал-пакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов не позднее месячного срока после их избрания.
Нормы о прямых выборах Президента, депутатов местных органов самоуправления, ограничениях по срокам пребывания в должности, а также на избрание главы государства более двух раз подряд содержатся в Конституции Казахстана (ст.41, 42, 86 п.2). Конституция Кыргызской Республики, принятая на референдуме 27 июня 2010 г., содержит, на наш взгляд, весьма прогрессивное положение, направленное не недопустимость узурпации власти. Согласно п.2 ст.61: «Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом дважды». Как известно, для большинства стран указанного региона характерно стремление обеспечить главе государства неограниченное пребывание в должности. Почти во всех них состоялись референдумы, продлившие полномочия действующих президентов. В Казахстане такой референдум состоялся 29 декабря 1995 г. Кроме того, в п.5 ст.42 Конституции Законом РК от 21 мая 2007 г. внесена норма о нераспространении ограничений о запрете избрания Президентом более двух раз подряд на Первого Президента Республики. Вряд ли, даже учитывая заслуги действующего Главы государства, можно признать эту норму демократичной, соответствующей общепризнанным принципам международного права.
Депутаты Жогорку Кенеша - парламента Кыргызской Республики - также избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (п.4 ст.2). При избрании депутатов Парламента Казахстана используется как принцип прямого избирательного права (98 депутатов Мажи-лиса - нижней Палаты), так и косвенного избирательного права (депутаты Сената). Оба принципа характерны также для выборов депутатов нижней и верхней палат парламента Таджикистана.
При выборах используются общепринятые избирательные системы - мажоритарные системы абсолютного и относительного большинства, а также пропорциональная избирательная система (при выборах 98 депутатов Мажилиса Парламента Казахстана, и 120 депутатов Жогорку Ке-неша Кыргызской Республики). При этом Кыргызская Конституция ограничивает число депутатских мандатов в парламенте, предоставляемых по результатам выборов политической партии: оно не может превышать 65 (п.2 ст.70).
В Республике Казахстан порядок проведения выборов регулируется Конституционным законом от 28 сентября 1995 г. «О выборах в Республике
Казахстан» [5]. Наряду с принципами всеобщего, равного, прямого и косвенного ибирательного права при тайном голосовании закрепляется принцип добровольности участия граждан в выборах. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление (ст.3 п.3). Всеобщее активное избирательное право признается за всеми гражданами Республики по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств (ст.4 п.1).
Принцип равного избирательного права заключается в предоставлении каждому избирателю (выборщику) только одного голоса или равного числа голосов (при создании многомандатных избирательных округов), участия в выборах на равных основаниях, равных правах и условиях кандидатов (ст.5,6). Кроме того, данный принцип обеспечивается и равным весом голосов избирателей, что нашло отражение в соответствующей норме Конвенции СНГ. В этой связи избирательные округа в Казахстане образуются с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. При этом разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы, района, города не должна превышать 15% от среднего количества избирателей на каждый депутатский мандат в данной административно-территориальной единице. Избирательные участки образуются в целях создания максимального удобства для избирателей, с учетом местных условий, не более трех тысяч избирателей на каждом избирательном участке, соблюдения границ административно-территориального устройства в административно-территориальных единицах.
Подобные нормы появились в законодательстве неслучайно. В истории конституционного развития независимого Казахстана еще памятен случай, когда в 1995 г. на основании постановления Конституционного Суда РК от 6 марта 1995 г., признавшего выборы парламента нелегитимными, Президент был вынужден распустить Верховный Совет. Основанием для вердикта Конституционного Суда были нормативные письма Центральной избирательной комиссии, признанные неконституционными. Письмами давались разъяснения, противоречащие принципу равного избирательного права. В частности, каждому избирателю разрешалось оставлять в избирательных бюллетенях любое количество кандидатов, хотя
избирательные округа были одномандатные. В результате у каждого избирателя оказалось разное количество голосов, а общее число голосов превысило число избирателей. Кроме того, при создании избирательных округов учитывалось лишь соблюдение границ адмиинстративно-тер-риториального устройства, но никак не обеспечивалось примерно равное количество избирателей. Только в г. Алматы были образованы избирательные округи с численностью населения, которая различалась между собой в 2-4 раза. Именно после данного прецедента в избирательное законодательство были внесены нормы, направленные на предотвращение подобной ситуации, которые постоянно совершенствовались. Например, первоначально разница в количестве населения в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы не должна была превышать 25%, а позднее это число было сокращено до 15%.
Тенденции, направленные на демократизацию, повышение гласности, прозрачности выборов, создание равных условий для всех политических партий, кандидатов, проявившиеся под непосредственным влиянием международных стандартов, в том числе ОБСЕ, в избирательном законодательстве Казахстана выразились также в следующих положениях:
- избрания территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий маслихатами (местными представительными органами) на основании предложений политических партий (п.2 ст.10 Конституционного закона), формирования Центральной избирательной комиссии - по 2 члена Палатами Парламента и назначения 2 членов и председателя Президентом (пп.7) ст.44, пп.1) ст.57 Конституции РК);
- размещения решений избирательных комиссий для всеобщего ознакомления в общедоступных телекоммуникационных сетях, на официальном 'еЬ-сайте ЦИК - нормативных правовых актов по выборному законодательству, информации о назначении и проведении выборов, а также о результатах подсчета голосов на прошедших выборах (пп.16-1) ст.12, п.6 ч.1 ст.20 Конституционного закона);
- предоставления политическим партиям, не имеющим представителя в составе избирательных комиссий, права делегировать в соответствующую избирательную комиссию своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании (п.6 ч.2,3 ст.20);
- организации обучения через средства массовой информации населения по использованию
электронной избирательной системы на выборах (пп.16-4) ст.12);
- закрепления статуса и полномочий наблюдателей политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций, наблюдателей иностранных государств и международных организаций, представителей иностранных средств массовой информации, в том числе получать информацию о количестве избирателей, принявших участие в голосовании; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка во время проведения голосования и подсчета голосов; сопровождать переносные избирательные урны, в том числе находиться в транспортном средстве во время их перевозки; присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в случае невозможности их прибытия в помещение для голосования; присутствовать при подсчете и погашении членами участковой избирательной комиссии неиспользованных избирательных бюллетеней; делать фото- аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов; наблюдать процедуру передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям; после проведения голосования знакомиться с протоколами избирательной комиссии об итогах голосования, получать их заверенные копии; встречаться с участниками избирательного процесса; информировать членов избирательных комиссий о своих наблюдениях, выявленных нарушениях, вносить рекомендации; делать публичные заявления и т.д. (ст.20-1, 20-2);
- закрепления разнообразных форм проведения предвыборной агитации, обеспечивающих равные условия и возможности для всех партий, иных общественных объединений, граждан, кандидатов, в том числе равных возможностей для агитации в государственных СМИ, предоставления кандидатам равных финансовых средств из государственного бюджета (ст.27,28, 33);
- установления статуса доверенных лиц кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки (ст.31)
- более четкого закрепления процедур голосования (ст.37-42) и подведения его итогов (ст.43);
- закрепления гарантий свободы выборов: освобождения кандидатов от работы, их неприкосновенности, работы судов, органов прокуратуры, внутренних дел, а также организаций по эксплуатации жилого фонда в день выборов и предшествующий ему день для приема жалоб, обеспечения общественного порядка, уточнения списков избирателей, установления ответственности за нарушение законодательства о выборах (ст.47-50) и др.
Таким образом, выборное законодательство Республики Казахстан за весь период независимости эволюционировало в лучшую сторону и на сегодня в целом соответствует стандартам ОБСЕ и иных международных органов, хотя на практике выборы, к сожалению, продолжают проходить с нарушением законодательства, применением административного ресурса. Об этом свидетельствуют выборы в Мажилис Парламента, прошедшие в августе 2007 г., в результате которых фактически был сформирован однопартийный парламент.
Кроме того, чрезмерно высокий заградительный семипроцентный барьер для избрания кандидатов по спискам политических партий также является одним из препятствий избрания в нижнюю Палату Парламента представителей оппозиционных политических партий.
Однако следует отметить, что впоследствии в том же 2007 г. в Конституционный закон о выборах были внесены поправки, которые гарантируют представительство в Парламенте не менее двух политических партий. Даже если на выборах сложится ситуация, когда только одна партия преодолела заградительный барьер, предусмотрено, что партия, которая набрала наибольшее число голосов избирателей, вслед за победившей партией, также участвует в распределении мандатов. При этом она получит как минимум два мандата.
Полагаем, что снижение заградительного барьера с семи процентов до пяти будет способствовать формированию многопартийного парламента, преобразованию его в реальный орган власти, представляющий интересы всех слоев общества.
Несмотря на последовательное снижение представляется еще достаточно высоким размер избирательного взноса для кандидатов в Президенты, который составляет пятидесятикратный размер минимальной заработной платы (примерно 500 000 тенге, или 4166$), депутатов Сената и депутатов Мажилиса, избираемых по партийным спискам, - пятнадцатикратный размер минимальной заработной платы (примерно 150 000 тенге, или 1250$), а также установление избирательного взноса для кандидатов в депутаты маслихатов, ранее отсутствовавшего, - в пятикратном размере минимальной заработной платы (примерно 50 000 тенге, или 416$). И если в отношении введения избирательного взноса для кандидатов в Президенты и депутаты Парламента еще можно согласиться, тем более, что они опираются на мощную поддержку политических партий и иных общественных объединений, их выдвинувших, то установление его для кандидатов в депутаты маслихатов - эта норма препятствует избранию независимых кандидатов, представителей социально уяз-
вимых слоев населения (работников бюджетных учреждений, пенсионеров, инвалидов и пр.). Для них сумма избирательного взноса может оказаться непосильной ношей. А ведь маслихаты - это выборные органы местного самоуправления, призванные выражать и представлять волю всех слоев населения, проживающего на их территории.
Формой непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти является референдум. Как указывалось выше, институт референдума закреплен в конституциях всех стран Центральноазиатского региона. Предмет референдума могут составлять принятие Конституции, конституционных и обычных законов, внесение в них изменений и дополнений, решение иных наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни. Право назначения референдума принадлежит Президенту (пп.)10 ст.44 Конституции Казахстана, ст.69 п.14 Конституции Таджикистана), парламенту (ст.78 п.3) Конституции Узбекистана, пп.1) п.1 ст.74 Конституции Кыргызской Республики,) или его нижней палате (ст.57 п.6 Конституции Таджикистана). Инициаторами референдума могут быть также эти органы, правительство (в Казахстане), а также избиратели (не менее 200 тыс. гражданам в количественном отношении в равной мере представляющим все области, столицу республики и города республиканского значения в Казахстане).
Примером подробного регулирования данного института является Конституция Туркменистана. Согласно ст.94 для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться всенародные и местные референдумы. Вопрос об отмене акта, принятого референдумом, решается исключительно на всенародном референдуме. Право назначения всенародного референдума в Туркменистане принадлежит Халк маслахаты (высшему представительному органу) по предложению не менее одной четверти его членов либо по предложению не менее 250 тысяч граждан, обладающих избирательным правом (ст.95). Вместе с тем, в соответствии с пп.7) ст. 57 по решению Халк маслихаты референдум может назначать и Президент. Очевидно, у главы государства данное право возникает, когда инициатором референдума является он сам. Право назначения местных референдумов принадлежит Генгеши по своей инициативе либо по предложению не менее одной четверти избирателей, проживающих на соответствующей территории (ст.96). Определяются принципы проведения референдума (на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования), порядок его законодательного регулирования, а
также ограничения на его проведение в период чрезвычайного положения (ст.97, 98).
В Казахстане порядок проведения референдума регулируется Конституционным законом РК от 2 ноября 1995 г. «О республиканском референдуме» [6]. Кроме того, в части не урегулированной этим актом, применяются положения Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан». Выше уже указывалось, что может быть предметом республиканского референдума. Наряду с этим, в ст.3 Конституционного закона определяются вопросы, которые не могут быть предметом республиканского референдума:
1) которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления республики;
3) административно-территориального устройства и границ республики;
4) правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
5) бюджетной и налоговой политики;
6) амнистии и помилования;
7) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства республики;
8) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики.
Подобное ограничение обусловлено необходимостью более всесторонней проработки тех или иных вопросов, решение многих из которых требует наличия определенной информации, специальных знаний, обеспечения сохранения государственной тайны и т.д.
Проведение референдума основывается на принципах: 1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности (ст.4). Правом на участие в референдуме обладают граждане республики, достигшие восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. В референдуме не имеют право участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав граждан на участие в референдуме является не-
допустимым и наказывается по закону. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях, и каждый из них обладает соответственно одним голосом либо равным числом голосов. Граждане участвуют в референдуме непосредственно (ст.5).
Порядок проведения республиканского референдума во многом напоминает выборы. Функции комиссий референдума возлагаются на соответствующие избирательные комиссии, кроме окружных.
В отличие от выборов, для которых нижний порог участия избирателей не установлен, референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если в результате голосования за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение, принятое референдумом, имеет обязательную силу на всей территории Республики Казахстан и не нуждается в каком-либо подтверждении актами Президента или органов государственной власти республики. Несоответствия между решением, принятым референдумом, и Конституцией, конституционными законами, законами и иными нормативными правовыми актами республики устраняются путем приведения Конституции, конституционных законов, законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с решением, принятым референдумом.
Следует отметить, что в Казахстане за 17 лет существования в качестве независимого государства проводилось 2 референдума: 29 апреля 1995 г. по вопросу о продлении полномочий Президента и 30 августа 1995 г. о принятии Конституции Республики Казахстан. В мае 2007 г. в Конституцию были внесены поправки, установившие, что изменения и дополнения в Основной Закон страны, вынесенные на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, не менее чем в двух третях областей, городов республиканского значения и столицы (ст.91 п.1). Такой подход представляется правильным, поскольку предусматривает более усложненный порядок изменения Конституции по сравнению с другими нормативными правовыми актами, повышает роль самих конституционных норм.
С другой стороны, представляется нонсенсом отсутствие граждан в числе субъектов - инициаторов проявления конституционной инициативы, т.е. обладающих правом вносить предложения Президенту о внесении изменений и дополнений в Конституцию, хотя по другим вопросам инициатора-
ми проведения референдума граждане могут быть. На наш взгляд, такой «пробел» противоречит самому смыслу Конституции как учредительного акта народа. Правом принятия Конституции обладает только сам народ на референдуме.
К примеру, в Кыргызстане 300 тысяч избирателей могут быть инициаторами внесения изменений в Конституцию (п.2 ст.114).
Таким образом, предстоит еще достаточно серьезная работа по разработке и совершенствованию конституционного законодательства, регулирующего вопросы выборов и референдума, как в Республике Казахстан, так и в других странах Центральной Азии.
Политические и экономические реформы, которые проведены в нашей Республике в последние годы, не могли остаться не замеченными. Приветствуя эти шаги, европейское содружество избрало Казахстан первым из стран бывшего СССР председателем такой авторитетной международной организации, как ОБСЕ, в 2010 г. Это почетное право накладывает на нашу страну дополнительные обязательства по дальнейшему приведению национального законодательства в соответствие с принципами и нормами международного права и их реальному воплощению в жизнь, соблюдению прав человека, развитию институтов гражданского общества, парламентаризма и т.д.
Использованная литература
1. Права и свободы человека. Сборник нормативных правовых актов. - Алматы: Юрист, 2003. - С. 36-40.
2. Бюллетень международных договоров РК. - 2006. - №4. - Ст. 30; Законы РК от 21 ноября 2005 г. «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах»; от 28 ноября 2005 г. «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах» // Ведомости Парламента РК. - 2005. - №19-20. - Ст.81; №21-22. - Ст. 88.
3. Электронный правовой справочник «Законодательство»; Ведомости Парламента РК. - 2007. -№11. - Ст. 74.
4. Конституция Республики Казахстан. Принята 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме. С изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 7 октября 1998 г. и от 21 мая 2007 г. - Алматы: Юрист, 2007; Конституция Республики Узбекистан. Принята 8 декабря 1992 г. на XI сессии Верховного Совета РУ. С изменениями и дополнениями, внесенными Законами РУ от 28 декабря 1993 г. и от 24 апреля 2003 г. XII созыва; Конституция Кыргызской Республики. Принята референдумом 27 июня 2010 г.; Конституция Республики Таджикистан. Принята 6 ноября 1994 г. В редакции Законами РТ от 22 июня 2003 г.; Конституция Туркменистана. Принята XIV сессией Верховного Совета (Меджлиса) Туркменистана XII созыва 18 мая 1992 г. с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г.
5. Ведомости Верховного Совета РК. - 1995. - №17-18. - Ст.114.
6. Ведомости Парламента РК. - 1995. - № 22. - Ст.131.
Бул мацала К^азацстан конституциясыныц жетыдгру icmepi мен Озбекстан жэне басца Орта Азия мемлекеттершц сайлау мен референдум зац жинацтарыныц халыцаралыц цагида-лары жyзiмeн цалпына кeлmipу icmepi царастырылган.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования конституционного законодательства, регулирующего вопросы выборов и референдума, как в Республике Казахстан, так и в других странах Центральной Азии, соответствия его принципам и нормам международного права.
This article examines Kazakhstan constitutional legislation improving problems. Also the issues of Uzbekistan and other Central Asia counties election and referendum legislation accordance, with the principles and norms of international law are considered.