Жанузакова лейла тельмановна,
главный научный сотрудник отдела конституционного и административного права Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
развитие Конституционного законодательства республики Казахстан в сфере политических прав и свобод в условиях глобализации
Развитие демократии и процессов глобализации в современном мире приводит к усилению влияния норм и принципов международного права на развитие конституционного законодательства многих стран. Не обошла эта тенденция и Казахстан, который все годы независимости внимательно изучал опыт законотворческой и правоприменительной практики развитых стран мира, а также акцентировал свое внимание на общепризнанных гуманистических стандартах, выработанных международным правом, в области прав человека и формирования институтов власти.
В настоящее время имеет место тесное взаимодействие международного права и внутригосударственного законодательства по вопросу о правах человека, которое приобретает характер примата международного права. Академик М.Т. Баймаха-нов отмечает, что сегодня «ведущая роль в регулировании ряда отношений начинает переходить к международному праву. Последнее шаг за шагом отвоевывает позиции у внутригосударственного законодательства, старается во многих случаях обосновать ему свой подход и свой образ действий, проявить инициативу в постановке и решении вопросов, по которым еще недавно безраздельное преимущество оставалось за правотворчеством отдельных государств. Утвердившись сначала в нескольких сферах регулирования, приоритет международного права стал охватывать отдельные другие сферы. И это, видимо, закономерно и естественно» [1].
Конституция Казахстана включила в свой каталог основные политические права и свободы личности. Они определяют степень свободы человека в политических отношениях, характеризуют взаимосвязи между различными социальными и национальными группами населения, касаются их роли и положения в обществе. Во многом такие отношения носят принудительный характер, опираются на возможность примене-
ния силы. Поэтому реализация политических прав и свобод в той или иной форме опосредуется государством либо контролируется им. Причем степень такого контроля, а иногда прямого или косвенного вмешательства тем выше, чем слабее уровень демократии и менее развит сектор гражданского общества, чем сильнее присутствуют авторитарные методы управления в государстве. И наоборот, степень государственного опосредования при осуществлении политических прав и свобод ослабевает, когда развитое гражданское общество во многом берет на себя контроль за политическими процессами в обществе и государстве.
Конституция РК закрепляет две группы политических прав и свобод:
1) на участие в общественно-политической жизни государства: право на свободное получение и распространение информации; на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; свободы слова и объединений;
2) на участие в осуществлении политической (государственной) власти: право на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей; на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; избирательные права; на участие в референдуме; на доступ к государственной службе; на местное самоуправление.
Следует отметить, что свободу слова, право на свободное получение и распространение информации в равной степени можно отнести к группе личных (гражданских) прав и свобод, ибо они принадлежат человеку, а не только гражданину, являются естественным продолжением свободы мысли, мнений, убеждений, реализуемых в словесной форме. Отнесение нами данных свобод к группе политических прав и свобод объясняется их сильной политической составляющей, ибо их содержание нередко связано с критическими высказываниями в адрес властей. Они во многом
опосредуют диалог между обществом, гражданами и государством.
Конституция Казахстана одновременно устанавливает пределы такой свободы - ограничения по информации, составляющей государственные секреты, недопустимость пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия (ст.20). Вместе с тем, в ней содержится важнейшая гарантия реализации свободы слова и информации - запрет цензуры (ст.20 п.1) [2].
Закон РК от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации» [3] регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы. Государственное регулирование в области средств массовой информации осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания, контроля за соблюдением законодательства в области средств массовой информации.
Вместе с тем, в правоприменительной практике встречаются факты нарушений прав журналистов при получении доступа к информации, ее свободном использовании и распространении, факты произвола и насилия в отношении некоторых из них. Пока общество в полной мере не осознает тот факт, что гражданское общество и правовое государство невозможны без подлинной независимости СМИ, что прямыми запретами, угрозами и насилием нельзя обеспечить лояльность всех граждан и общественно-политических структур, достижение этой цели будет проблематичным.
Одной из важнейших свобод, закрепленных в Конституции РК, является свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст.32). В мировой практике существуют 3 способа реализации данной свободы: 1) явочный, когда закрепление на конституционном уровне права на проведение массовых манифестаций - единственное условие для реализации данного права; 2) заявительный, требующий предварительного уведомления органов власти о проведении политической акции; 3) разрешительный, когда возможность проведения собрания, демонстрации, митинга зависит от разрешения властей. Естественно, что третий способ
характерен, прежде всего, для стран, где в управлении преобладают элементы авторитаризма.
В Республике Казахстан Законом от 17 марта 1995 г. «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» [4] установлен разрешительный порядок проведения подобных мероприятий. Заявление о проведении собрания, митинга, шествия, пикета или демонстрации подается в письменной форме в местный исполнительный орган не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты их проведения. Местный исполнительный орган рассматривает заявление и сообщает организаторам о принятом решении не позднее, чем за 5 дней до времени проведения мероприятия, указанного в заявлении. Установлены ограничения на их организацию в определенных местах (например, около учреждений образования и здравоохранения), цели и порядок проведения, которые имеют под собой законные основания. В то же время местным представительным органам предоставляется возможность дополнительной регламентации порядка проведения указанных акций с учетом местных условий, что на практике ущемляет права граждан. Ведь местами, где разрешается организация таких акций, являются, как правило, отдаленные районы города. Кроме того, порядок, когда реализация конституционного права граждан ставится на усмотрение местных органов власти, а также их право прекращать проведение несанкционированных собраний, митингов, привлекать их организаторов и участников к административной ответственности, не согласуется с принципами правового, демократического государства, провозглашенными в Конституции Казахстана, противоречит нормам международного права. Настала, на наш взгляд, необходимость разработки нового закона по этому вопросу с установлением исключительно заявительного порядка проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций.
Свобода объединений обозначает собой право свободного объединения граждан в политические партии и иные общественные организации, осуществлять свою деятельность в них. Она также нашла свое закрепление в Конституции Казахстана. Ст. 5 запрещает создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, целями которых являются насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности страны, разжигание расовой, национальной и прочей розни, допу-
скающих насилие в своей деятельности, выступающих против конституционных прав и свобод граждан, пропагандирующих войну, вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, а также создание военизированных объединений, политических партий по национальному или религиозному признакам, партий и профсоюзов других государств.
Порядок создания, регистрации и деятельности общественных объединений закреплен законами РК от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях» [5], от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях» [6], от 15 июля 2002 г. «О политических партиях» [7]. Причем членами общественных объединений могут быть не только граждане РК, но и иностранные граждане и лица без гражданства, если уставами общественных объединений, кроме политических партий, разрешено участие в них иностранцев. Постановлением Правительства от 23 января 2002 г. № 85 была утверждена Концепция государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан [8], на основе которой позднее был разработан и принят Закон РК от 12 апреля 2005 г. «О государственном социальном заказе», предусматривающий финансирование неправительственного сектора через систему тендеров [9].
Конституция и текущее законодательство РК, регулируя взаимоотношения государства и общественных объединений, исходит из общепризнанных ценностей демократии, идеологического и политического многообразия, запрещает вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства. Такой подход привел к появлению на политическом пространстве целого ряда политических партий и иных общественно-политических структур, в том числе оппозиционных. Политические партии активно участвуют в формировании нижней Палаты Парламента, что также соответствует мировой практике.
На наш взгляд, наиболее проблематичным в реализации гражданами права на объединение в политические партии является излишне высокий барьер в количестве их членов, необходимый для их государственной регистрации. Несмотря на то, что законодатель снизил минимальное количество членов, необходимых для регистрации партии с 50 тысяч до 40 тысяч, а также минимальную численность членов в территориальных подразделениях с 700 до 600 членов, эти цифры представляются завышенными. Понятно, что такой
подход законодателя направлен на укрупнение политических партий и устранение с политической арены мелких партий, не имеющих значительной поддержки в обществе. Но все же надо учитывать сравнительно небольшую численность населения Казахстана и его невысокую политическую активность.
В юридической литературе отмечалось, что право на участие в управлении государственными и общественными делами является не столько правом, имеющим самостоятельное значение, сколько принципом взаимоотношений между государством и его гражданами. Его содержание составляют самостоятельные правомочия. Если допустить гипотетическую ситуацию, когда граждане будут лишены всех политических прав и свобод, кроме права на участие в управлении государственными делами, то данное право останется декларативным и не сможет быть реализовано [10].
На наш взгляд, право на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей является синтезированным, комплексным правом, которое реализуется через названные ниже права: избирательные, участие в референдуме и т.д. В известной мере оно носит самостоятельный характер, подразумевая деятельность представителей народа - президента, депутатов парламента, а на местах - представителей населения: депутатов представительных органов самоуправления.
Одним из новых прав, появившихся в Конституции РК 1995 г., является равное право граждан на доступ к государственной службе. Ст.33 п.4 гласит: «Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом». В Казахстане принят Закон от 23 июля 1999 г. «О государственной службе» [11] и целый ряд подзаконных актов Президента, определяющих порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, права, обязанности, гарантии деятельности и ответственность государственных служащих. Проведена реформа государственной службы, разделившая государственных служащих на политических и административных (карьерных), установившая конкурсный порядок поступления на административную службу. В настоящее время осуществляется административная реформа, направленная на сокращение управленческого аппарата, оптимизацию должностей, введение рейтинговой оценки госслужащих и внедрение стандартов
государственных услуг, значительная часть из которых будет предоставляться в электронной форме. Эти меры нацелены на сокращение и искоренение коррупции в государственном аппарате, снижение бюрократических процедур при оказании государственных услуг населению.
Политическим правом человека и гражданина является право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Оно может осуществляться в коллективной и индивидуальной форме, а также через личный прием должностными лицами (ст.33 п.1 Конституции Казахстана). Предусмотрено пять форм обращений - заявления, предложения и жалобы, отклики и запросы. Виды обращений, порядок их рассмотрения и разрешения закреплены Законом РК от 12 января 2007 г. «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» [12]. Причем жалоба, как форма обращения, представляет собой не столько политическое право, сколько право-гарантию, поскольку целью ее является восстановление нарушенных прав и свобод, устранение незаконных решений, неправомерных действий или бездействия органов власти и должностных лиц. Заявление может рассматриваться и как право-гарантия, и как политическое право, т.е. форма участия лица в управлении делами государства и общества. Посредством его лицо ходатайствует о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц (например, заявление лица в участковую избирательную комиссию о включении его в списки избирателей) либо сообщает о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе субъектов, рассматривающих обращения, должностных лиц, либо критикует их деятельность. Запрос - это просьба лица о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера, с одной стороны, это форма реализации права на информацию, с другой стороны, - самостоятельное политическое право. Отклик отражает позицию лица на проводимую государством и общественными институтами политику, события и явления общественного характера. Наконец, предложение - это рекомендация лица по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Именно последние три вида обращения в наибольшей
степени характеризуют право на обращение как политическое право.
Особое место в системе политических прав и свобод занимают права граждан избирать и избираться на выборные должности в государственных органах и органах местного самоуправления, участвовать в референдуме. Нормы международного права рассматривают данные права как институты прямой демократии, формы реализации народом своей власти. П.3 ст.21 Всеобщей декларации прав человека устанавливает: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» [13]. Ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах, который ратифицирован Казахстаном в 2005 г., закрепляет право и возможность каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей [14].
На законодательство о выборах существенное влияние оказывают общие принципы и начала, которые оговорены в рамках СНГ, в частности, Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г. В ст.1 определены основные стандарты демократических выборов: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. Установлено, что законодательное
регулирование избирательных прав не должно ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, гарантии их реализации или носить дискриминационный характер. Подчеркивается ответственность избранных лиц перед избирателями, ограниченность срока пребывания их в должности, легитимный и публичный характер выборов, обеспечение судебными, административными и иными средствами защиты избирательных прав и свобод граждан, кандидатов, политических партий (коалиций), участвующих в выборах, воплощение в правоприменительной практике конституционных принципов организации избирательного процесса, недопустимость какого-либо прямого или косвенного участия иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных общественных движений, международных организаций в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц. Конвенция ратифицирована Законом РК от 7 июня 2007 г. [15].
Данные институты нашли отражение в Конституции РК. При этом указанные права прописаны достаточно скупо, но соответствующие нормы, как правило, содержатся в ее разных разделах. Это раздел «Общие положения», где данные институты рассматриваются как форма проявления власти народом; разделы о правах и свободах человека и гражданина; разделы, закрепляющие правовой статус парламентов, глав государств, местных органов управления и устанавливающие порядок их выборов, полномочия по назначению выборов и референдумов. Выборы Президента, Парламента, местных представительных органов осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании.
При избрании депутатов Парламента Казахстана используется как принцип прямого избирательного права (98 депутатов Мажили-са - нижней Палаты), так и косвенного избирательного права (депутаты Сената). При выборах используются общепринятые избирательные системы - мажоритарные системы абсолютного и относительного большинства, а также пропорциональная избирательная система (при выборах депутатов Мажилиса Парламента).
Порядок проведения выборов регулируется
Конституционным законом РК от 28 сентября 1995 г. «О выборах в Республике Казахстан» [16]. Наряду с принципами всеобщего, равного, прямого и косвенного избирательного права при тайном голосовании закрепляется принцип добровольности участия граждан в выборах. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление (ст.3 п.3). Всеобщее активное избирательное право признается за всеми гражданами Республики по достижении восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств (ст.4 п.1).
Принцип равного избирательного права заключается в предоставлении каждому избирателю (выборщику) только одного голоса или равного числа голосов (при создании многомандатных избирательных округов), участия в выборах на равных основаниях, равных правах и условиях кандидатов (ст.5,6). Данный принцип обеспечивается и равным весом голосов избирателей, что нашло отражение в соответствующей норме Конвенции СНГ. В этой связи избирательные округа в Казахстане образуются с учетом административно-территориального деления и с примерно равной численностью избирателей. При этом разница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы, района, города не должна превышать 15% от среднего количества избирателей на каждый депутатский мандат в данной административно-территориальной единице. Избирательные участки образуются в целях создания максимального удобства для избирателей, с учетом местных условий, не более трех тысяч избирателей на каждом избирательном участке, соблюдения границ административно-территориального устройства.
Подобные нормы появились в законодательстве неслучайно. В истории конституционного развития независимого Казахстана еще памятен случай, когда на основании постановления Конституционного Суда РК от 6 марта 1995 г., признавшего выборы парламента нелегитимными, Президент был вынужден распустить Верховный Совет. Основанием для вердикта Конституционного Суда были нормативные письма Центральной избирательной комиссии, признанные
неконституционными. Письмами давались разъяснения, противоречащие принципу равного избирательного права. В частности, избирателям разрешалось оставлять в избирательных бюллетенях любое количество кандидатов, хотя избирательные округа были одномандатные. В результате у каждого избирателя оказалось разное количество голосов, а общее число голосов превысило число избирателей. Кроме того, при создании избирательных округов учитывалось лишь соблюдение границ административно-территориального устройства, но никак не обеспечивалось примерно равное количество избирателей. Только в г. Алматы были образованы избирательные округа с численностью населения, которая различалась между собой в 2-4 раза. Именно после данного прецедента в избирательное законодательство были внесены нормы, направленные на предотвращение подобной ситуации, которые постоянно совершенствовались. Например, первоначально разница в количестве населения в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столицы не должна была превышать 25%, а позднее это число было сокращено до 15%.
Тенденции, направленные на демократизацию, повышение гласности, прозрачности выборов, создание равных условий для всех политических партий, кандидатов, проявившиеся под непосредственным влиянием международных стандартов, в том числе ОБСЕ, в избирательном законодательстве Казахстана выразились также в следующих положениях:
- избрания территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий маслихата-ми (местными представительными органами) на основании предложений политических партий (п.2 ст.10 Конституционного закона), формирования Центральной избирательной комиссии -по 2 члена Палатами Парламента и назначения 2 членов и председателя Президентом (пп.7) ст.44, пп.1) ст.57 Конституции РК);
- размещения решений избирательных комиссий для всеобщего ознакомления в общедоступных телекоммуникационных сетях, на официальном web-сайте ЦИК - нормативных правовых актов по выборному законодательству, информации о назначении и проведении выборов, а также о результатах подсчета голосов на прошедших выборах (пп.16-1) ст.12, п.6 ч.1 ст.20 Конституционного закона);
- предоставления политическим партиям, не имеющим представителя в составе избира-
тельных комиссий, права делегировать в соответствующую избирательную комиссию своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании (п.6 ч.2,3 ст.20);
- организации обучения через средства массовой информации населения по использованию электронной избирательной системы на выборах (пп.16-4) ст.12);
- закрепления статуса и полномочий наблюдателей политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций, наблюдателей иностранных государств и международных организаций, представителей иностранных средств массовой информации, в том числе получать информацию о количестве избирателей, принявших участие в голосовании; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка во время проведения голосования и подсчета голосов; сопровождать переносные избирательные урны, в том числе находиться в транспортном средстве во время их перевозки; присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в случае невозможности их прибытия в помещение для голосования; присутствовать при подсчете и погашении членами участковой избирательной комиссии неиспользованных избирательных бюллетеней; делать фото- аудио- и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов; наблюдать процедуру передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям; после проведения голосования знакомиться с протоколами избирательной комиссии об итогах голосования, получать их заверенные копии; встречаться с участниками избирательного процесса; информировать членов избирательных комиссий о своих наблюдениях, выявленных нарушениях, вносить рекомендации; делать публичные заявления и т.д. (ст.20-1, 20-2);
- закрепления разнообразных форм проведения предвыборной агитации, обеспечивающих равные условия и возможности для всех партий, иных общественных объединений, граждан, кандидатов, в том числе равных возможностей для агитации в государственных СМИ, предоставления кандидатам равных финансовых средств из государственного бюджета (ст.27,28, 33);
- установления статуса доверенных лиц кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки (ст.31);
- более четкого закрепления процедур голосо-
вания (ст.37-42) и подведения его итогов (ст.43);
- закрепления гарантий свободы выборов: освобождения кандидатов от работы, их неприкосновенности, работы судов, органов прокуратуры, внутренних дел, а также организаций по эксплуатации жилого фонда в день выборов и предшествующий ему день для приема жалоб, обеспечения общественного порядка, уточнения списков избирателей, установления ответственности за нарушение законодательства о выборах (ст.47-50) и др.
Таким образом, выборное законодательство РК за период независимости эволюционировало в лучшую сторону и на сегодня в целом соответствует стандартам ОБСЕ и иных международных органов, хотя на практике выборы, к сожалению, продолжают проходить с нарушением законодательства, применением административного ресурса. Недостатки избирательного законодательства сказались и на том, что в результате выборов в Мажилис Парламента, прошедших в августе 2007 г., фактически был сформирован однопартийный парламент. Лишь после выборов в Конституционный закон о выборах были внесены изменения и дополнения, гарантирующие присутствие в высшем представительном органе не менее двух политических партий. Кроме того, чрезмерно высокий заградительный семипроцентный барьер для избрания кандидатов по спискам политических партий также является одним из препятствий избрания в нижнюю Палату Парламента представителей оппозиции.
Несмотря на последовательное снижение, представляется еще достаточно высоким размер избирательного взноса для кандидатов в Президенты, который составляет пятидесятикратный размер минимальной заработной платы (около 800 000 тенге), депутатов Сената и депутатов Мажилиса, избираемых по партийным спискам, - пятнадцатикратный размер минимальной заработной платы (около 240 000 тенге), а также установление избирательного взноса для кандидатов в депутаты маслихатов, ранее отсутствовавшего, - в пятикратном размере минимальной заработной платы (примерно 80 000 тенге) [17]. Если в отношении введения избирательного взноса для кандидатов в Президенты и депутаты Парламента еще можно согласиться, ибо они опираются на мощную поддержку политических партий и иных общественных объединений,
их выдвинувших, то установление его для кандидатов в депутаты маслихатов эта норма препятствует избранию независимых кандидатов, представителей социально уязвимых слоев населения (работников бюджетных учреждений, пенсионеров, инвалидов и пр.). Для них данная сумма избирательного взноса может оказаться непосильной ношей. А ведь маслихаты - это выборные органы местного самоуправления, призванные выражать и представлять волю всех слоев населения, проживающего на их территории. В этой связи считаем, что избирательный взнос для кандидатов в депутаты маслихатов надо существенно снизить, сделать его символическим, либо вообще исключить.
Казахстану в 2010 г. выпала почетная миссия - председательствовать в ОБСЕ. Основополагающим аспектом человеческого измерения в данной международной организации является то, что права человека и плюралистическая демократия не рассматриваются как внутреннее дело государства. Вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенств закона, носят международный характер, поскольку их соблюдение составляет одну из основ международного порядка. Поэтому государства-участники ОБСЕ уже не могут ссылаться на принцип невмешательства во избежание обсуждения проблем прав человека в своих странах. Это объясняет, почему данная организация является не только «общностью ценностей», но и «общностью ответственности». Такая «ответственность» предполагает не только право критиковать другие государства за нарушения обязательств в области человеческого измерения, но и накладывает обязательства помогать друг другу в решении конкретных проблем. Обязательства ОБСЕ, закрепляющие основные международные стандарты в области гражданских и политических прав и свобод, представляют собой нечто большее, чем простая декларация воли или добрых намерений: речь идет о политическом обещании соблюдать эти стандарты. В этой связи есть надежда, что политические процессы, происходящие в Казахстане, и далее будут развиваться в сторону все большего приближения национального законодательства и правоприменительной практики к принципам и нормам современного международного права.
использованная литература
1. Баймаханов М.Т. Сочетание средств внутригосударственного и международного регулирования прав человека // Известия НАН РК. Серия общественных наук. - 2005. - № 3. - С. 11.
2. Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. С изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 7 октября 1998 г. и от 21 мая 2007 г. - Алматы, 2007.
3. Ведомости Парламента РК. - 1999. - № 21. - Ст. 771.
4. Ведомости Верховного Совета РК. - 1995. - № 1-2. - Ст.19.
5. Ведомости Парламента РК. - 1996. - № 8-9. - Ст.234.
6. Ведомости Парламента РК. - 2001. - № 1. - Ст. 8.
7. Ведомости Парламента РК. - 2002. - № 16. - Ст. 153.
8. Электронный правовой справочник «Законодательство». - Алматы: Юрист, 2010 (диск DVD).
9. Ведомости Парламента РК. - 2005. - № 6. - Ст. 8.
10. Сравнительное конституционное право. - С. 292.
11. Ведомости Парламента РК. - 1999. - № 21. - Ст. 773.
12. Ведомости Парламента РК. - 2007. - № 2. - Ст. 17.
13. Права и свободы человека. Сборник нормативных правовых актов. - Алматы: Юрист, 2003. -С.36-40.
14. Электронный правовой справочник «Законодательство»; Закон РК от 28 ноября 2005 г. «О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах» // Ведомости Парламента РК. - 2005. - № 21-22. - Ст. 88.
15. Электронный правовой справочник «Законодательство»; Ведомости Парламента РК. - 2007. - № 11. - Ст. 74.
16. Ведомости Верховного Совета РК. - 1995. - № 17-18. - Ст. 114.
17. Указанные расчеты приведены, исходя из Закона РК «О республиканском бюджете на 20102012 годы», а также курса тенге Национального Банка РК.
Бул мацалада цагида жэне халыцаралъщ цуцыцтыц нормаларыныц адамныц саяси цуцыц пен бостандыцтарын саласындагы Конституциялыц Цазацстан зацындагы шагылысуды мэселе царап шыццан, осы мэселелерд1 зацга CYйенген реттеуд1 эбден жетыд1ру бойынша усыныс енг1зыген.
В статье рассмотрены проблемы отражения в конституционном законодательстве Казахстана принципов и норм международного права в сфере политических прав и свобод личности, внесены рекомендации по совершенствованию правового регулирования данных вопросов.
The paper considers the problem of reflection of the constitutional legislation of Kazakhstan principles and norms of international law on political rights and freedoms, and made recommendations to improve the legal regulation of these matters.