Научная статья на тему 'Участие политических партий в формировании Мажилиса'

Участие политических партий в формировании Мажилиса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие политических партий в формировании Мажилиса»

президенты Франции и Греции (в соответствии с конституциями) могут выносить тот или иной вопрос на всенародное голосование, не согласовывая свое решение с парламентом. Этим пользовался часто, к примеру, находясь у власти, Шарль де Голль. При помощи плебисцита глава исполнительной власти может, обходя парламент, обращаться прямо к народу как к высшему судье своей политики. К плебисциту и народному арбитражу обращаются тогда, когда назрел или уже разразился конфликт между высшими государственными институтами, который мешает нормальному осуществлению государственной деятельности, управлению общественным делами, жизнедеятельностью самого общества. Выступая в качестве высшего арбитра, народ решает конфликт окончательно, причем с положительным эффектом, подтверждая ту или иную позицию. Поддер-

живая линию институтов исполнительной власти, народ тем самым вносит коррективы в поведение института иных властей (законодательной и судебной).

40Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

// С3 РФ - 2003 г.- N 40 -Ст. 3822.

41Курячая М., с. 81.

423акон Алтайского края от 15.01.1996 N 7-3С (ред. от 07.04.1997) «ОКраевом народном опросе (плебисците)» (принят АК3С 15.01.1996)// «Сборник законодательства Алтайского края», 1996 г., N 18, с. 50 Утратил силу в связи с принятием Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц от 08.07.2003 N 35-3С (пункт 4 статьи 251 Кодекса Алтайского края от 08.07.2003 N 35-3С).

Сафарова Т.С., зам. председателя правления 3АО "Институт законодательства Республики Казахстан", к.ю.н.

УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МАЖИЛИСА

На современном этапе развития государственности перед Республикой Казахстан была поставлена важнейшая стратегическая задача - проведение последовательной политической модернизации нашего общества. При этом, Президент Республики Казахстан подчеркнул, что Казахстан будет неуклонно идти по пути демо-кратии1. В выполнении этой задачи значительную роль должны сыграть политические партии.

В Казахстане подведена законодательная база для активизации деятельности политических партий. Так, согласно Конституции, в Республике Казахстан признается идеологическое и политическое многообразие, граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений, в том числе и на создание политических партий, политическим партиям предоставляется десять депутатских мандатов в Мажилисе Парламента. Правовые основы создания политических партий, их права и обязанности, гарантии деятельности регулируются специальным законом о политических партиях от 15 июля 2002 года.

Поправки, внесенные в Конституционный закон о выборах 14 апреля 2004 года, стали еще одним шагом по пути демократизации выборов и повышении роли политических партий в формировании Мажилиса Парламента Республики Ка-захстан2. Данным законом политические партии

получили значительные права по непосредственному формированию Мажилиса Парламента.

Анализ ныне действующего Конституционного закона о выборах позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, получили дальнейшую конкретизацию и более полную регламентацию общепризнанные в международном праве принципы избирательного права, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и проведении выборов. Это позволило обеспечить принцип равного использования гражданами своих избирательных прав, а именно, право быть избранным.

Политическая правосубъектность граждан Республики Казахстан наступает с 18-летнего возраста. Согласно Конституции, граждане Республики Казахстан имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Ограничениями активного и пассивного избирательного права, предусмотренными Конституцией, являются признание граждан судом недееспособными и содержащимися в местах лишения свободы по приговору суда.

Ранее действовавшим законодательством о выборах к регистрации в кандидаты на выборные должности не допускались также лица, привлекавшиеся в течение года перед

Конституционное и административное право

регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения и к административному взысканию в судебном порядке за умышленное правонарушение. Введение дополнительных ограничений избирательного права, не предусмотренных Конституцией, является неконституционным.

Поэтому пункт 4 статьи 4 Конституционного Закона, провозглашающей принцип всеобщего избирательного права, изложен в новой редакции. В частности, не подлежит регистрации в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также в члены органов местного самоуправления лицо, имеющее судимость, которая ко времени регистрации не погашена или не снята в установленном законом порядке.

В последнее время приняты поправки в Конституционный закон о выборах. Необходимость в нем стала очевидной после проведенных выборов депутатов Мажилиса Парламента 19 сентября 2004 года.

Пункт 4 статьи 4 Конституционного закона предлагается изложить в новой редакции: «Не может быть кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидатом в члены органов местного самоуправления лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке».

В пункте 3 статьи 5 Конституционного закона о выборах, провозглашающей принцип равного избирательного права, кандидатам на выборные должности гарантированы не только равные права, но и равные условия участия в выборах.

Во-вторых, произошли некоторые изменения в формировании избирательных органов. Теперь территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии формируются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий, в случае отсутствия таковых в установленные маслихатом сроки, на основании предложений иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.

Каждая политическая партия получила право представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Их кандидатуры не должны быть членами данной партии. Акимы соответствующих административно-территориальных единиц в формировании

_ 4 9

избирательных комиссий на своей территории не участвуют. Срок полномочий и численный состав избирательных комиссий не изменился.

Отдельной статьей 20-1 в новом выборном законодательстве введен принцип гласности в деятельности избирательных комиссий. Данная статья предусматривает гласность и открытость деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса. В данной статье закрепляются права и обязанности доверенных лиц, наблюдателей, представителей средств массовой информации, регламентируется порядок аккредитации наблюдателей иностранных государств и международных организаций и средств массовой информации.

В главе 5 «Предвыборная агитация» в пункте 1 статьи 27 дается определение понятия «предвыборная агитация», которая понимается как деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию. В пункте 5 содержится запрет использования преимущества своего должностного или служебного положения кандидатами, являющимися должностными лицами государственных органов. Под "использованием должностного или служебного положения" понимается: 1)привлечение лиц, находящихся в подчинении или в другой служебной зависимости, к осуществлению предвыборной агитации, за исключением случаев, когда указанные лица осуществляют агитацию в качестве доверенных лиц кандидата; 2) использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, политической партии, выдвинувшей партийный список, если иным кандидатам, политическим партиям не гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях. В пункте 9 запрещается проведение ненадлежащей предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег либо обещанием предоставления таковых.

В статье 28, предоставляющей право беспрепятственной предвыборной агитации, всем кандидатам, включая баллотирующихся по партийным спискам, гарантируется равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Каждо-

му кандидату предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа.

Исключена статья 30 Конституционного закона о выборах, разрешавшая создание кандидатами инициативных групп граждан в их поддержку. Интересы кандидатов, согласно последнему закону о выборах, представляют доверенные лица, число которых не ограничивается. До последних поправок, внесенных от 14 апреля 2004 года, кандидат в депутаты Мажилиса имел право набирать не более 7 доверенных лиц. В настоящее время предлагается ограничить число доверенных лиц до количества, не превышающего количество избирательных участков в соответствующем избирательном округе.

Действующее законодательство о выборах предоставляет политическим партиям в период проведения выборов право образовывать избирательные блоки, которые регистрируются в Центральной избирательной комиссии. В обсуждаемом законопроекте о внесении изменений и дополнений в действующий Конституционный закон о выборах, предлагается внести более подробную регламентацию образования избирательных блоков политическими партиями на период проведения выборов. Так, пункт 2-2 статьи 87 предлагается дополнить следующим содержанием:

«После принятия решения высшими органами политических партий о создании или вхождении в избирательный блок, уполномоченными представителями этих политических партий подписывается совместное решение (соглашение) о создании избирательного блока.

Для руководства избирательным блоком образуется Координационный совет; в состав которого входят уполномоченные представители политических партий, входящих в избирательный блок.

Для регистрации избирательного блока, его уполномоченный представитель представляет в Центральную избирательную комиссию следующие документы:

1)выписки из протокола высших органов политических партий о вхождении в избирательный блок;

2)совместное решение о создании избирательного блока, подписанное уполномоченными представителями политических партий и заверенное печатями этих политических партий.

В наименовании избирательного блока запрещается использование фамилий и имен физических лиц.

Высший орган политической партии, принимая решение о вхождении в избирательный блок, вправе выдвигать лиц, которые войдут в общий партийный список от избирательного блока, и (или) лиц, которые будут рассматриваться кандидатами по территориальным избирательным округам.

Координационный совет избирательного блока формирует общий партийный список из лиц, выдвинутых высшими органами политических партий и определяет очередность лиц, входящих в него.

Координационный совет избирательного блока определяет единых кандидатов, выдвигающихся по территориальным избирательным округам, из кандидатов, представленных высшим органом политической партии.

В избирательный фонд единого кандидата по территориальному избирательному округу от избирательного блока могут поступать средства от политических партий, входящих в избирательный блок, но не превышающим пределы установленные законом для избирательных фондов кандидатов.

Избирательный блок прекращает свою деятельность после подведения итогов выборов и распределения депутатских мандатов».

Таким образом, согласно действующему Конституционному закону о выборах, право выдвижения в кандидаты депутатов Мажилиса принадлежит политическим партиям и гражданам путем самовыдвижения. Предоставление политическим партиям права выдвижения кандидатов в депутаты значительно повышает их роль в жизнедеятельности государства. Кроме того, политические партии наделяются правом включения своего сторонника в члены избирательной комиссии по выборам депутатов Мажилиса. Они имеют право создавать избирательные блоки на период проведения выборов депутатов Мажилиса

'Казахстанская правда, 22 октября 2004 года, выступление Президента РК на встрече с представителями творческой интеллигенции Республики.

2Закон о внесении изменений и дополнений в Конституционный закон "О выборах в Республике Казахстан" от '4 апреля 2004 года. "Казахстанская правда" от '6 апреля 2004 года, № 78-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.