Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании законодательства о референдуме'

К вопросу о совершенствовании законодательства о референдуме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1579
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ПАРЛАМЕНТ / ПЛЕБИСЦИТ / ПРЕЗИДЕНТ / ПРЕДМЕТ РЕФЕРЕНДУМА / РЕФЕРЕНДУМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жанузакова Лейла Тельмановна

В статье рассматривается правовая природа референдума как инсти-тута непосредственной демократии. Проведен экскурс в историю проведения референ-думов в СССР, Казахстане и некоторых странах СНГ. На основе критического анализа Конституционного закона Республики Казахстан от 2 ноября 1995 г. «О республиканском референдуме» исследован предмет республиканского референдума, порядок его назначения и проявления инициативы о его назначении. В этой связи автором внесены рекомендации по совершенствованию указанного нормативного правового акта. В частности, поднима-ются вопросы о расширении перечня вопросов, которые не могут быть предметом респу-бликанского референдума (дополнить вопросами кредитной политики, вопросы правосу-дия конкретизировать как вопросы судоустройства и судопроизводства, внести в данный перечень вопросы, связанные с досрочном прекращением или продлением срока полномочий Президента, Парламента и его Палат, а также о проведении досрочных выборов Главы государства и депутатов Парламента), о расширении круга субъектов, имеющих права инициирования референдума (предоставление такого права 1/5 депутатам Парламента), о наделении граждан правом быть инициаторами проведения республиканского референ-дума по внесению изменений и дополнений в Конституцию, о внесении нормы, обязывающей Президента назначить республиканский референдум в случае проявления инициативы со стороны граждан, о расширении круга лиц, не имеющих права участия в республиканском референдуме, о более детальной регламентации порядка создания и деятельности иници-ативных групп граждан, о введении института местного референдума как формы непо-средственного участия населения в местном самоуправлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании законодательства о референдуме»

I::::::::::::::::::::::::::::::::::::: Конституционное U административное право УДК 342.8; 342.84; 324

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ

Жанузакова Лейла Тельмановна,

старший научный сотрудник Института законодательства РК, заместитель директора Института права университета «Туран», доктор юридических наук, профессор, Республика Казахстан, г. Алматы, e-mail: zhanleila@mail.ru

Ключевые слова: демократия; конституция; парламент, плебисцит; президент; предмет референдума; референдум.

Аннотация. В статье рассматривается правовая природа референдума как института непосредственной демократии. Проведен экскурс в историю проведения референдумов в СССР, Казахстане и некоторых странах СНГ. На основе критического анализа Конституционного закона Республики Казахстан от 2 ноября 1995 г. «О республиканском референдуме» исследован предмет республиканского референдума, порядок его назначения и проявления инициативы о его назначении. В этой связи автором внесены рекомендации по совершенствованию указанного нормативного правового акта. В частности, поднимаются вопросы о расширении перечня вопросов, которые не могут быть предметом республиканского референдума (дополнить вопросами кредитной политики, вопросы правосудия конкретизировать как вопросы судоустройства и судопроизводства, внести в данный перечень вопросы, связанные с досрочном прекращением или продлением срока полномочий Президента, Парламента и его Палат, а также о проведении досрочных выборов Главы государства и депутатов Парламента), о расширении круга субъектов, имеющих права инициирования референдума (предоставление такого права 1/5 депутатам Парламента), о наделении граждан правом быть инициаторами проведения республиканского референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию, о внесении нормы, обязывающей Президента назначить республиканский референдум в случае проявления инициативы со стороны граждан, о расширении круга лиц, не имеющих права участия в республиканском референдуме, о более детальной регламентации порядка создания и деятельности инициативных групп граждан, о введении института местного референдума как формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении.

РЕФЕРЕНДУМ ТУРАЛЫ ЗАЦНАМАНЫ ЖЕТ1ЛД1РУ ЖЭНШДЕП МЭСЕЛЕ

Жан^за^ова Лейла Телманцызы,

КР Зац шыгару институтыныц ага зылыми цызметкерi, «Туран»университетi Зац институтыныц директорыныц орынбасары, зац зылымдарыныц докторы, профессор, Казахстан Республикасы, Алматы ц., e-mail: zhanleila@mail.ru

ТYйiн свздер: демократия; конституция; парламент; плебисцит; президент; референдум пэт; референдум.

Аннотация. Мацалада референдумныц цуцыцтыц табигаты тжелей демократия институты реттде царастырылады. КСРО, Казацстан жэне кейб1р ТМД елдер1ндег1 референдум втк1зу тарихына шолу жург1зтд1. 1995 жылгы 2 царашада цабылданган Казацстан Республикасыныц «Республикалыцреферендум туралы» Конституциялыцзацына сыни тал-дау жасау нег1з1нде республикалыц референдумныц пэт, оны тагайындау тэрт1б1 жэне оны тагайындау туралы бастамашылыц б1лд1ру царастырылды. Осыган байланысты автор аталган нормативтж цуцыцтыц актн жет1лд1ру бойынша усыныстар келт1рд1. Атап айтцанда, республикалыц референдумныц пэт болып табылмайтын сурацтардыц т1з1м1н (несие саясаты сурацтарымен толыцтыру, эдыет сурацтарын сот цурылымы жэне сот шн жург1зу сурацтарымен нацтылау, Президент, Парламент жэне оныц Палаталарыныц вкшеттттерт уацытынан бурын тоцтату немесе мерзгмт узартумен байланысты, сондай-ац, мемлекет басшысы мен парламент депутаттарыныц уацытынан бурын сай-

Констищцияльщ жэне ЭКШШШК ЦЩЬЩ :::::::::::::::::::::::::::::::::::::

лауын втк1зумен цатысты сурацтарды осы т1з1мге енг1зу) кецейту туралы, референдум басшылыгы цуцыгына ие субъектшер шецбергн кецейту туралы, (мундай цуцыцты Парламент депутаттарыныц 1/5-не беру), азаматтарга Конституцияга взгер1стер мен толыцтырулар енг1зу туралы республикалыц референдум вттзуге бастамашылыц цуцыгын беру, Президентт1 азаматтар тарапынан бастамашылыц бшд1ршген жагдайда республикалыц референдум тагайындауга мтдеттейтт нормаларды енг1зу туралы, республикалыц референдумга цатысуга цуцыгы жоц тулгалар шецберт кецейту туралы, азаматтардыц бастамашыл тобын цурудыц тэрт1б1 мен цызметт нацтырац бекту туралы, халыцтыц жергтктг вз1н-вз1 басцаруга тжелей цатысу нысаны реттде жерг1л1кт1 референдум институтын енг1зу туралы кецейту туралы мэселе квтершд1.

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE LEGISLATION CONCERNING THE ISSUES OF THE REFERENDUM

Zhanuzakova Leila,

Senior Researcher of the Institute of Legislation of the RK, Deputy Director of the Institute of Law of the «Turan» University, Doctor of Law, Professor, Almaty, Republic of Kazakhstan, e-mail: zhanleila@mail.ru

Keywords: democracy; constitution; parliament; plebiscite; president; referendum; subject of referendum.

Abstract. The article considers the legal nature of the referendum as an institution of direct democracy. An excursion into the history of referendums in the USSR, Kazakhstan and some CIS countries was conducted. On the basis of the critical analysis of the Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan of November 2, 1995, «On the republican referendum» are examined the subject of the republican referendum, the procedure for its appointment and the initialization for its appointment. In this regard, the author made recommendations on improving the indicated normative legal act. In particular, there are raised the problems expanding the list of issues that can't be the subject of a republican referendum (supplement with questions of credit policy, issues of justice should be specified as questions ofjudicial organization and legal proceedings, and issues on this list related to the early termination or extension of the President, Parliament and his Chambers term of powers, as well as the holding of early elections of the Head of State and deputies of the Parliament), the expansion of the circle of subjects entitled to initiate a referendum ( granting of this right to 1/5 of the members of Parliament), on granting citizens the right to initiate a republican referendum on introducing amendments and additions to the Constitution, imposing a norm obliging the President to appoint a republican referendum in case of initiative on the part of citizens, expanding the circle of persons who do not have the right to participate in a republican referendum, more detailed regulation of the procedure for the creation and activities of citizens' initiative groups, the introduction of the institute of local referendum as a form of direct participation of the population in the local self-government.

Как известно, одним из важнейших институтов демократии является референдум, то есть всенародное голосование. В п.2 ст.3 Конституции Республики говорится: «Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы»1.

Как справедливо отмечается в литературе, «референдум является важнейшим столпом демократически организованного управления, проводником воли народа и именно референдум, как никакой другой институт непосредственного волеизъявления, воплощает идею участия народа в осуществлении власти в реальную действитель-

ность» [1, с. 450].

Само понятие «референдум» определяется разными авторами, как «всенародное (народное) голосование с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим вопросам» [2, с. 53], голосование избирателей, «посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение» [3, с. 227] и др.

В юридической литературе и законодательстве отдельных стран используется смежный термин «плебисцит». С юридиче-

1 Конституция Республики Казахстан. Принята 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме. С изменениями и дополнениями, внесенными законами РК от 7 октября 1998 г., от 21 мая 2007 г., от 2 февраля 2011 г., от 10 марта 2017 г. //Ведомости Парламента РК. - 1996. - № 4. - Ст. 217; 1998. - № 20. - Ст.245; 2007. - № 10. - Ст.68; 2011. - № 3.- Ст.29; Казахстанская правда. - 2017. - 14 марта.

скои точки зрения разница между ними отсутствует. Однако иногда плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим судьбоносный характер для страны или региона: о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, доверии лидеру страны. Плебисцит используется для достижения не только юридических, но и политических целей [4].

В СССР референдумы не проводились. Да это и понятно. Ведь народовластие в Советском Союзе было фикцией, демократической ширмой, за которой пряталась единовластие Коммунистической партии. Вместо референдума как непосредственного голосования граждан признавались такие институты, как всенародный опрос и всенародное обсуждение, но они носили формальный характер. 3 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно ст.2 которого решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования)2. В Конституции СССР от 7 октября 1977 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в 1988-1990 г.г., появилась норма, в соответствии с которой к ведению Съезда народных депутатов СССР было отнесено принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). Аналогичное право было предоставлено Верховному Совету СССР в период между Съездами народных депутатов СССР3.

Закон СССР от 27 декабря 1990 г. «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» закрепил предмет референдума и ограничения на него, принципы и порядок его назначения, проведения, а также виды: допускалось проведение республиканских и местных референдумов4.

Первый и последний в истории СССР референдум состоялся 17 марта 1991 г., на котором рассматривался вопрос о сохранении Советского Союза. Референдум проводился в 9 союзных республиках, входящих в СССР, в т.ч. и в Казахстане. В 6 республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), объявивших независимость, он

не проводился. Часть граждан, проживающих на территории этих республик, все же смогла проголосовать, благодаря тому, что ряд местных Советов, трудовых коллективов и общественных объединений, воинских частей самостоятельно образовали округа и участки, окружные и участковые комиссии, зарегистрированные Центральной комиссией референдума СССР. Референдум также состоялся в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Гагаузии. По итогам референдума абсолютное большинство граждан (113 512 812 человек - 76,4%) высказались за со-

хранение СССР [5].

Однако результаты всесоюзного референдума уже не повлияли на распад страны, и в результате Беловежских соглашений от 8 декабря 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование.

В то же время сам факт проведения всесоюзного референдума оказал положительное влияние на последующее использование этой формы непосредственной демократии в постсоветских государствах и для разработки национального законодательства в этой сфере.

В России на заре ее независимости проводилось 2 федеральных референдума: 25 апреля 1993 г. (о доверии Президенту, политике Правительства, досрочных выборах Президента и народных депутатов) и

12 июня 1993 г. (принятие Конституции РФ). Рекордсменом из стран СНГ по числу референдумов можно назвать Кыргызскую Республику, где данная форма непосредственной демократии использовалась 8 раз (1992, 1994, 1996, 1998, 2003, 2007, 2010, 2016).

В независимом Казахстане состоялось два референдума: 29 апреля 1995 г., на котором ставился вопрос о продлении полномочий Президента, и 30 августа 1995 г., когда была принята вторая, ныне действующая Конституция.

Следует сказать, что Конституция страны 1993 г. право назначения референдума признавала за Верховным Советом и Президентом5. После роспуска Верховного Совета

13 созыва в марте 1995 г. Глава государства на основании Закона «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций допол-

2 Закон СССР от 3 апреля 1990 г. № 1409-1 «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» //Ведомости Верховного Совета СССР. - 1990. - №15. - Ст.252.

3 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). С изменениями и дополнениями от 1 декабря 1988 г., 20, 23 декабря 1989 г., 14 марта, 26 декабря 1990 г. // Сайт Конституции Российской Федерации - http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/zakony/185464/

4 Закон СССР от 27 декабря 1990 г. «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» //Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1991. - № 1. - Ст.10.

5 Конституция Республики Казахстан. Принята 28 января 1993 г. Верховным Советом РК. - Алматы: Жетi Жаргы, 1993. - 32 с.

нительных полномочий» получил право самостоятельно назначать республиканский референдум6. 25 марта 1995 г. на основе делегированных законодательных полномочий он издал Указ, имеющий силу конституционного закона, «О республиканском референдуме»7. В данном акте были регламентированы вопросы, связанные с назначением и проведением республиканского референдума.

Республиканский референдум - всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни Республики Казахстан. Предмет, порядок его проведения, юридические последствия принятых решений закреплены Конституционным законом РК от 2 ноября 1995 г. О республиканском референдуме»8.

В соответствии со ст.2 указанного акта предметом референдума могут быть: 1) принятие Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений; 2) решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

На наш взгляд, следует уточнить понятие и предмет республиканского референдума. Поскольку в действующей редакции Конституционного закона «О республиканском референдуме» отдельно оговаривается принятие Конституции, конституционных законов, законов, т.е. разных видов законов, целесообразно все виды законов перечислять, как в Законе «О правовых актах»: кодексов, консолидированных законов.

Ст.3 устанавливает круг вопросов, которые не могут быть предметом республиканского референдума. В частности, это вопросы:

1) которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающих принципов деятельности Республики, заложенных Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан - Елбасы, и

его статуса;

3) административно-территориального устройства и границ Республики;

4) правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;

5) бюджетной и налоговой политики;

6) амнистии и помилования;

7) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики;

8) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики.

Целесообразно уточнить перечень вопросов, которые не могут быть предметом республиканского референдума. Считаем, что любые финансовые вопросы нельзя ставить на референдум, они требуют знаний и наличия информации. Поэтому в перечень вопросов, не допускающихся рассмотрению на республиканском референдуме, следует включить и вопросы кредитной политики.

Кроме того, слово «правосудия», которое охватывает только сам процесс судопроизводства, лучше конкретизировать изложить как вопросы «судоустройства и судопроизводства».

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» к вопросам, которые не могут выноситься на референдум, относит досрочное прекращение или продление срока полномочий, проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, перенесение сроков проведения таких выборов9.

По нашему мнению, подобная норма должна быть внесена и в наше законодательство о республиканском референдуме. Она обеспечивает соблюдение конституционных сроков полномочий Президента и депутатов Парламента, конституционного порядка прекращения их полномочий.

Несмотря на то, что Конституционный закон не разрешает быть предметом референдума вопросы назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства, данная норма не вполне охватывает случаи, пере-

6 Закон РК от 10 декабря 1993 г. «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» //Ведомости Верховного Совета РК. - 1993. - №23-24. - Ст.513.

7 Указ Президента РК, имеющий силу конституционного закона, от 25 марта 1995 г. «О республиканском референдуме» //Ведомости Верховного Совета РК. - 1995. - № 1-2. - Ст.21.

8 Конституционный закон РК от 2 ноября 1995 г. «О республиканском референдуме» //Ведомости Верховного Совета РК. - 1995. - № 22. - Ст.131.

9 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2006 г. № 5-ФКЗ «Ореферендуме Российской Федерации» // Российская газета. - 2004. - 30 июня.

численные выше. Ведь избрание Главы государства и депутатов высшего представительного органа не относится к их взаимной компетенции, за исключением 15 депутатов Сената, назначаемых Президентом. Проведение внеочередных выборов Президента либо депутатов Парламента также не подпадает под указанную норму.

Далее. Хотя Парламент вправе досрочно прекращать полномочия Президента в случаях, предусмотренных ст.47 Конституции, а Президент, в свою очередь, - распускать Парламент или Мажилис Парламента (ст.63), эти права нельзя соотнести с вопросами освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента и Палат Парламента.

И наконец, о продлении полномочий Президента. В истории Казахстана был прецедент, когда его полномочия были продлены на республиканском референдуме 29 апреля 1995 г. до 1 декабря 2000 г. Причем за продление высказалось абсолютное большинство граждан -7932834 человека (95,46 %)10. Тем самым народ оказал доверие действующему Президенту. Здесь можно говорить о плебисцитарном характере состоявшегося всенародного голосования.

Отдельными учеными и политиками ставился вопрос о неконституционности этого референдума. На это можно ответить следующее. В Конституции 1993 г. не обозначался предмет референдума. В Указе Президента, имеющим силу конституционного закона, от 25 марта 1995 г. в числе вопросов, которые не могут быть предметом референдума, вопрос о продлении полномочий Главы государства не значился. Поэтому споры о конституционности или неконституционности данного референдума считаем беспочвенными.

Следует учитывать политические и социально-экономические условия того времени. В этот период в стране проводились системные реформы, направленные на преодоление тяжелых последствий, вызванных разрывом экономических связей между бывшими союзными республиками, «шоковой терапией», связанной с проведением приватизации государственной собственности, резким снижением производства, массовым закрытием предприятий, ростом безработицы, падением уровня жизни населения и т.д. Как следствие, это затянувшийся политический кризис 1993-1995 г.г., в результате которого произошел самороспуск Верховного Совета 12 созыва (1993) и роспуск Верховного Совета 13 созыва (1995). Президенту, который был инициатором большинства ре-

форм, нужно было время, чтобы воплотить их в жизнь и решать все эти вопросы. Поэтому он и пошел на такой беспрецедентный шаг, как продление своих полномочий. И народ Казахстана оказал ему такую поддержку.

Но это скорее исключение из общих правил. Дальнейшее развитие Казахстана как суверенного государства показало, что в последующем подобные меры уже не понадобились. Более того, 10 января 1999 г. были проведены внеочередные выборы Президента, т.е. почти на 2 года раньше, чем установленного результатами референдума 1995 г. срока его полномочий.

В современных условиях, когда Республика признана международным сообществом государством с рыночной экономикой, где сформированы демократическая политическая система, основные государственные институты, национальная правовая система, говорить о продлении полномочий Главы государства или иных структур власти на референдуме нет оснований. В этом и нет необходимости. Вопросы сменяемости и преемственности власти должны решаться только в порядке, установленном Конституцией.

В этой связи считаем необходимым дополнить ст.3 Конституционного закона «О республиканском референдуме» нормой по аналогии с изложенной выше нормой российского закона.

В соответствии с Конституцией и указанным Конституционным законом право назначать республиканский референдум имеет только Президент.

Инициатива назначения референдума принадлежит: 1) Президенту Республики Казахстан; 2) Парламенту Республики Казахстан, который обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту; 3) Правительству Республики Казахстан, которое обращается с инициативой о назначении референдума к Президенту; 4) не менее чем двумстам тысячам гражданам Республики, обладающим правом на участие в республиканском референдуме, в количественном отношении в равной мере представляющим все области, столицу Республики и города республиканского значения, которые обращаются с инициативой о назначении референдума к Президенту.

Целесообразно расширить круг субъектов - инициаторов референдума. В условиях партийного состава Парламента преобладание одной партии предопределяет результат голосования в высшем представительном

10 Постановление Центральной комиссии референдума РК № 13 от 3 мая 1995 г. «Об итогах республиканского референдума 29 апреля 1995 г.» //ВестникЦентральной избирательной комиссии РК. - 1995. - №11. - С.25-27.

органе при выдвижении инициативы о назначении республиканского референдума, а представители правящей партии в Мажили-се, даже если имеют отличную точку зрения от большинства, связаны партийной дисциплиной. В целях демократизации процедуры выдвижения инициативы по референдуму следует предоставить такое право 1/5 депутатам Парламента. В ряде зарубежных стран группа депутатов Парламента наделяется таким правом.

Кроме того, граждане тоже должны быть наделены правом быть инициаторами республиканского референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию. Хотя ст.11 Конституционного закона предоставляет гражданам право выдвижения инициативы о назначении референдума, ст.91 Конституции не предусматривает их в числе субъектов проявления конституционной инициативы. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства. Сама Конституция принимается на республиканском референдуме. Таким образом, граждане принимают Конституцию, но не могут быть инициаторами ее изменения. А ведь народ - единственный источник государственной власти в Казахстане (ст.5 Конституции).

Надо уточнить процедуру принятия Президентом решения о назначении республиканского референдума. Так, в случае проявления инициативы граждан установить обязательное назначение Президентом референдума.

Уместно привести мнение Гранкина И.В. о том, что после 1993 г. общенациональные референдумы в России не проводились. В результате огромный массив законодательных норм, регулирующих вопросы организации референдумов, остается невостребованным, а «важнейший канал прямой демократии не используется для решения принципиальных государственных вопросов и для развития политической и правовой культуры граждан РФ» [6, с. 45].

В Казахстане ситуация аналогична. Спустя почти 23 года после принятия Конституции 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме, более всенародные голосования в Республике не проводились. Безусловно, не стоит равняться на те страны, где данный институт является чуть ли не главной панацеей решения важнейших государственных вопросов в кризисных ситуациях. Но все же стоит подумать о более широком использовании данной формы непосред-

ственной демократии, особенно в случаях проявления инициативы со стороны граждан Казахстана.

Согласно ст.12, если с инициативой о проведении референдума выступают граждане, образуется инициативная группа, в состав которой входит не менее чем по 3 представителя от каждой области, столицы и городов республиканского значения. Инициативная группа референдума образуется на собрании, на котором присутствуют граждане, имеющие право на участие в референдуме, но не менее чем по 30 представителей от каждого региона.

Поскольку в инициативную группу входит по 3 представителя от регионов, они сами не в состоянии собрать несколько десятков тысяч подписей (не меньше 12500). Поэтому они привлекают других лиц, но порядок четко не урегулирован, кого и как, на какой основе они могут привлекать. Между тем, ответственность за недостоверные подписи возлагается на членов группы.

В этой связи необходимо установить порядок и сроки деятельности инициативной группы, в т.ч. по кругу лиц, осуществляющих сбор подписей.

Правом на участие в референдуме обладают граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. В референдуме не имеют право участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Предлагается расширить круг лиц, которые не могут участвовать в референдуме. В качестве обоснования можно привести следующие доводы.

В связи с гуманизацией наказания, принятием нового УК за ряд преступлений и уголовных проступков, за которые ранее устанавливалось лишение свободы, теперь могут применяться арест, ограничение свободы, штраф и пр. Целесообразно лишать права участия в республиканском референдуме лиц, осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, где в качестве альтернативной меры наказания, помимо лишения свободы, предусмотрены другие виды наказания, например, штраф. Нелогично, если к одному лицу за совершение одного и того же преступления назначено лишение свободы свыше 5 лет, а к другому, совершившему такое же преступление, - штраф в огромном размере, но при этом первый не будет иметь права участия в ре-

ферендуме, а другой будет. Такой опыт есть в ряде зарубежных стран;

Одним из принципов организации и проведения республиканского референдума является гласность. Решение о проведении референдума и вопросы, выносимые на него, доводятся до сведения граждан средствами массовой информации. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям, аккредитованным при комиссиях референдума, гарантируется доступ на мероприятия, связанные с проведением референдума.

Представляется, что способы оповещения граждан о проведении республиканского референдума в современных условиях не должны ограничиваться только средствами массовой информации. Возможно оповещение и другими способами, не запрещенными законом: в социальных сетях, SMS сообщениями мобильных операторов, через мобильную программу WHATS UPP, размещения информации на стендах, вывешенных в общественных местах и пр.

Еще один вопрос, который требует обсуждения.

В Казахстане референдум возможен только на общенациональном уровне. Местный референдум законодательством не предусмотрен. Между тем, данный институт достаточно широко используется во многих зарубежных странах как одна из форм местного самоуправления. Учитывая, что в нашей Республике в последние годы проводятся системные меры, направленные на формирование и развитие системы местного самоуправления, полагаем уместным закрепить местный референдум в качестве формы

непосредственного волеизъявления населения в решении вопросов местного значения. Хотя Конституция не ограничивает перечень форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении, Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» предусматривает только две формы: выборы органов самоуправления и собрания, сходы местного сообщества11.

Право инициирования назначения референдума можно предоставить определенному количеству граждан, проживающих на соответствующей территории, акимам и депутатам маслихатов в определенном количестве, а право назначать местный референдум предоставить самим районным, городским и областным представительным органам. Причем это право маслихатов не должно быть дискреционным как у Президента, т.е. при проявлении инициативы со стороны указанных субъектов, обязать их назначать референдум.

С этой целью целесообразно внести в указанный Закон статью, которая бы регулировала вопросы проведения местного референдума. В перспективе можно было бы разработать и принять Конституционный закон «О референдуме», где детально прописать процедуры, связанные с проведением республиканского и местного референдума.

Дальнейшее совершенствование законодательства о референдуме будет способствовать развитию демократических начал в управлении государством, повышении роли народа как единственного источника власти в принятии государственных решений и решении вопросов местного значения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толстик В.А., Трусов Н.А. Референдум как инструмент демократизации правотворчества // Юридическая техника. - 2014. - № 8. - С.450-457

2. Мурашин А.Г. Непосредственное народовластие в системе социалистического самоуправления народа. - Киев: Вища школа, 1989. - 241 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 1999. - 600 с.

4. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Плебисцит. //Энциклопедия юриста, 2005 - https://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_law/1610/

5. Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР 1991 года. Досье //http://tass.ru/info/2743659

6. Гранкин И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 7. - С.44-47.

REFERENCES

1. Tolstik V.A., Trusov N.A. Referendum kak instrument demokratiza-tsii pravotvorchestva //

11 Закон РК от 23 января 2001 г. № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» //Ведомости Парламента РК. - 2001. - № 3. - Ст.17

Yuridicheskaya tekhnika. - 2014. - №8. - S. 450-457.

2. Murashin A.G. Neposredstvennoye narodovlastiye v sisteme sotsialisticheskogo samoupravleniya naroda. - Kiyev: Vishcha shkola, 1989. - 241 c.

3. Chirkin V.Ye. Konstitutsionnoye pravo zarubezhnykh stran: Uchebnik. 2-ye izd., pererab. i dop. - M.: Yurist, 1999. - 600 s.

4. Boytsova V.V., Boytsova L.V. Plebistsit // Entsiklopediya yurista, 2005 - https://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_law/1610/

5. Referendum o sokhranenii SSSR i vvedenii posta prezidenta RSFSR 1991 goda. Dos'ye // http://tass.ru/info/2743659

6. Grankin I.V. Zakonodatel'noye obespecheniye pryamoy demokratii na munitsipal'nom urovne //Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. - 2012. - №7. - S. 44-47.

УДК 342.815.1

СУДИМОСТЬ КАНДИДАТА НА ВЫБОРНУЮ ДОЛЖНОСТЬ: РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Комкова Галина Николаевна

Заведующая кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, г. Саратов, Российская Федерация, e-mail: komkova_galina@mail.ru

Липчанская Мария Александровна

И.о. заведующего кафедрой конституционного права, директор Юридического института правового администрирования ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», доктор юридических наук, профессор, г. Саратов, Российская Федерация, e-mail: lipchan_maria@mail.ru

Ключевые слова: избирательное право; избирательный процесс; выборная должность; кандидат на выборную должность; избирательные цензы; судимость.

Аннотация. В действующем избирательном законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран закрепляются различные цензы активного и пассивного избирательного права. Одним из ограничений регистрации кандидата на выборную должность является наличие судимости за совершение уголовного преступления. Авторами статьи представлена динамика изменений законодательных норм современной России, устанавливающих ограничение пассивного избирательного права по критерию наличия судимости у кандидата. Отмечается последовательное законодательное ужесточение требований к кандидатам на выборную должность именно с позиции безупречной репутации и отсутствия судимости. Вместе с тем, анализируется правовая позиция Конституционного Суда РФ относительно чрезмерности ограничений пассивных избирательных прав граждан по признаку судимости. Указывается не только на юридическую, но и на социальную значимость ограничений избирательного права. Высказываются суждения о неоднозначности лишения избирательных прав лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, бессрочно и недифференцированно. Также в предлагаемой статье авторы выявляют юридическую, политическую и морально-этическую стороны указания факта судимости и (или) уголовного преследования кандидата при подаче документов на регистрацию в соответствующую избирательную комиссию. Проведенный анализ правоприменительной и судебной практики позволил сделать вывод, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое однозначное понимание термина «наличие судимости». Отмечается, что в решениях избирательных комиссий и судебных актах обнаруживаются примеры прямо противоположных, взаимоисключающих трактовок законоположений. Исходя из обобщенного анализа нормативных правовых актов Российской Федерации, правоприменительной практики и доктринальных подходов к институту ограничения избирательных прав граждан, предлагается авторский подход к пониманию и применению факта судимости как основания для устранения гражданина из выборного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.