Научная статья на тему 'Из истории создания и расширения учебной и материально-технической базы школ Дагестана в 1960-1980 гг. '

Из истории создания и расширения учебной и материально-технической базы школ Дагестана в 1960-1980 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ШКОЛА / СТРОИТЕЛЬСТВО / УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ / РЕСПУБЛИКА / УЧИТЕЛЯ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / ОБОРУДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асваров Нариман Асварович, Мугутдинова Наида Шамильевна

В статье рассматривается роль и значение школьного строительства, а также мероприятия по укреплению учебной и материально-технической базы учреждений народного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Асваров Нариман Асварович, Мугутдинова Наида Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории создания и расширения учебной и материально-технической базы школ Дагестана в 1960-1980 гг. »

10

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

tarskogo internacionalizma. Erevan: Izd-vo AN Armjanskoj SSR, 1968. 3. Avetisjan G. A. Pod znamenem

proletarskogo internacionalizma. Erevan: Izd-vo AN Armjanskoj SSR, 1982. 4. Akmurzaeva Z. M. Mo-

lodezhnoe dvizhenie v Dagestane v pervoj polovine HH veka. Mahachkala: IPC DGPU, 2006.

5. Bajmurzaev A. B. Bagaudin Astemirov (1898-1967 gg.) // Borcy za vlast' Sovetov v Dagestane. Mahachkala: Dag.kn. izd-vo. 1987. S. 37-40. 6. Bulach T. Borolis' i ne sdavalis'. Mahachkala: Dag. kn. izd-vo, 1960. 7. Gadzhiev A. S. Tatu Bulach (1902-1980 gg.) // Borcy za vlast' Sovetov v Dagestane. Mahachkala: Dag. kn. izd-vo, 1987. S. 72-75. 8. Zinov'ev A. P. Boevoj otrjad internacionalistov. Iz istorii mezhdu-

narodnoj dejatel'nosti VLKSM (1918-1945 gg.). M. Molodaja gvardija, 1977. 9. Istorija VLKSM i Vse-

sojuznoj pionerskoj organizacii imeni V. I. Lenina / pod red. V. A.Sulemova. M: Prosveshhenie, 1983. 10. Istorija mezhdunarodnogo molodezhnogo i detskogo dvizhenija. / Pod red. V. P. Moshhnjagi, T. F. Tairo-va. M.: Prosveshhenie, 1983. 11. Israpilov A. Voevali, stroili, uchilis' // Komsomolec Dagestana. 1957. 15 nojabrja. №137. 12. Kalinovskij I. R. Moja rabota v Dagestane // V bojah za vlast' Sovetov. Vospominanija uchastnikov socialisticheskoj revoljucii i grazhdanskoj vojny v Dagestane. Mahachkala: Dag. kn. izd-vo, 1957. S. 119-126. 13. Kichev M. I. Ocherki istorii komsomola Dagestana. 1920-1932 gg. Ma-hachkala:

Dagknigoizdat, 1970. 14. Temirbekova M. Tvoi docheri, Dagestan. Mahachkala: Dag. kn. izd-vo, 1968.

Статья поступила в редакцию 22.06.2015

УДК 37 (03)

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ И РАСШИРЕНИЯ УЧЕБНОЙ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ШКОЛ ДАГЕСТАНА

В 1960-1980 гг.

THE HISTORY OF THE CREATION AND EXPANSION OF THE EDUCATIONAL AND MATERIAL-TECHNICAL BASE OF

DAGESTAN SCHOOLS IN THE 1960-1980s

© 2015 Асваров Н. А., Мугутдинова Н. Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Asvarov N. А., Mugutdinova N. Sh.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается роль и значение школьного строительства, а также мероприятия по укреплению учебной и материально-технической базы учреждений народного образования.

Abstract. The authors of the article discuss the role and the importance of school construction, as well as measures on strengthening the educational and material-technical base of the public education institutions.

Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsja rol' i znachenie shkol'nogo stroitel'stva, a takzhe meroprijatija po ukrepleniju uchebnoj i material'no-tehnicheskoj bazy uchrezhdenij narodnogo obrazovanija.

Ключевые слова: материально-техническая база, школа, строительство, учебно-наглядные пособия, республика, учителя, учебные пособия, оборудование.

Keywords: material and technical base, school, construction, training visual aids, republic, teachers, textbooks, equipment.

Kljuchevye slova: material'no-tehnicheskaja baza, shkola, stroitel'stvo, uchebno-nagljadnye posobija, respublika, uchitelja, uchebnye posobija, oborudovanie.

В начале 60-х годов в республике уделя лось немало внимания укреплению учеб

ной и материально-технической базы. Тем не менее, к 1966 году в Дагестане более 480

Общественные и гуманитарные науки

• ••

11

школ имели земляную кровлю, более 150 школ - печное отопление, 180 школ размещались в арендованных частных домиках, около 240 школ размещались в аварийных помещениях. В 385 восьмилетних и средних школах не было соответствующих кабинетов [1. C. 239].

Положительную роль в ускорении школьного строительства сыграло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 года «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». [2]

После выхода указанного постановления в республике стали систематически обсуждать состояние школьного строительства, разрабатывать конкретные мероприятия по укреплению учебной и материально-технической базы учреждений народного образования.

Так, в результате этих мер в Дагестанской АССР по линии государственных капиталовложений в 1966-1968 годах было построено 11 школ на 34598 ученических мест [3]. Так, например, вопросами инициативного строительства в 60-70-е годы занимались первый секретарь Гунибского РК КПСС Ибрагимов М.М. и председатель райисполкома Инчинов Г.М., которые словом и делом всячески поддерживали инициативу руководителей колхозов, совхозов района в вопросах укрепления материальной базы школ. В результате их целенаправленной организаторской деятельности были построены одно- и двухэтажные школы в Чохе, Ругуджа, Хиндахе на 480 мест, в Хоточе на 220 мест. Особо отличился колхоз имени Ленина Хасавюртовского района. По инициативе председателя колхоза Алиханова А.А. была построена в селе Эндирей трехэтажная типовая школа на 540 мест. Эти примеры были не единичны. Тем не менее, состояние материальной базы школ республики оставалось неудовлетворительным.

В 1967-1969 учебные годы в Дагестане не было ни одного района, где бы школы полностью работали в две, а то и в три смены.

С учетом серьезности положения Министерство просвещения ДАССР созвало в феврале 1969 года специальное совещание заведующих рай(гор)оно и других работников образования, на котором был дан объективный анализ обстановки в республике с учебной и материальной базой школ, обращено внимание на существенные недостатки, допускаемые в вопросах школьного строительства.

Из-за отсутствия помещений в республике в полной мере не развертывалась

группа продленного дня, которая имела огромное значение для населения.

Многие сельские школы размещались в малопригодных помещениях, не имели соответствующих классных комнат, учебных кабинетов, мастерских, спортзалов, инвентаря, учебно-наглядных пособий. Так, например, в 1969 году не имели кабинетов физики 32,5% восьмилетних школ, кабинетов химии - 66,1%, кабинетов биологии - 78,2%. Среди средних школ не имели кабинетов физики - 10,5% , химии -19%, биологии - 47% [4].

Так, в результате неотложных мер, принятых в республике в кратчайшие сроки, к концу 1969 года за счет государственных капиталовложений были сданы в эксплуатацию школы на 9456 ученических мест [5].

Неудовлетворительное состояние материальной базы школ еще больше осложнилось в связи с землетрясением 14 мая 1970 года. Стихией было разрушено 70 школ, в которых обучалось 25 тысяч школьников, частичному разрушению подверглись 125 школ, в которых обучалось 57 тысяч учащихся. [6. С. 34]

Сложившиеся трудные и сложные условия требовали усиленных темпов школьного строительства, поэтому особое значение имели постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 июня 1970 года «О мерах помощи Дагестанской АССР по ликвидации последствий землетрясения в Дагестане АССР» [7].

В то трудное время большую помощь Дагестану, прежде всего жилищному и школьному строительству , оказали Союзное Правительство, правительство Российской Федерации, братские республики, края, области, которые в 1970-1973 годах своими силами, средствами и стройматериалами построили: Грузинская ССР -школу на 960 мест в г. Махачкале, Армянская ССР - школу 960 мест в г. Буйнакске, Азербайджанская ССР - школу на 560 мест в г. Махачкале, Тула - школу на 1280 мест в г. Буйнакске, Кабардино-Балкария - школу на 320 мест в селении Нижнее Казанище Буйнакского района, Северная Осетия -школу на 320 мест в селе Атлан-аул Буйнакского района, Воронежская область - школу в селе Новолакское, Куйбышевская область - школу на 640 мест в городе Хасавюрте, Астраханская область - школу на 640 мест в селе Шамхалтермен Кизи-люртовского района, Чувашская АССР -школу на 520 мест в селе Гуни Казбеков-ского района, Чечено-Ингушетия - школу на 320 мест в селе Ботлих [8].

12

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Таким образом, в 1971-1975 годы было сделано немало по укреплению учебной и материальной базы школ. На этот период только за счет государственных капиталовложений было построено 238 школ на 61154 ученических места. Кроме этого, колхозами, совхозами и другими организациями было построено 87 школ на 14669 ученических мест, классных комнат на 3829 [9].

Во второй половине 70-х годов темпы школьного строительства за счет государственных капиталовложений пошли на снижение. Если в 1976 году было сдано в эксплуатацию 54 школы на 1358 ученических мест, то в 1979 году сдано 20 школ на 10718 ученических мест, а в 1980 году - 22 школы на 8192 ученических места [10].

По вине треста «Дагсельстрой», объединения «Дагколхозстрой» во многих селениях годами строились школы. Колхозы, совхозы во многих районах и промышленные предприятия в городах проявляли пассивность в инициативном строительстве школ.

Не выполнили планов на строительство и городские строительно-монтажные управления. К концу 80-х годов в республике лишь на 33% сельских и 86% городских школ имели 8 и более кабинетов, что было значительно меньше, чем в целом по РСФСР.

По сравнению с семидесятыми годами, в первой половине восьмидесятых годов (последний период действия обязательного всеобщего среднего образования) школьное строительство в Дагестане велось более медленными темпами. В соответствии с контрольными цифрами в республике первоначально на 1981-1985 годы намечалось построить школ за счет государственных капиталовложений почти на 60 тысяч ученических мест. Фактически средств для строительства школ на этот период было выделено гораздо меньше, поэтому с начала одиннадцатой пятилетки в республике началось массовое строительство школ-пристроек по упрощенным проектам на 200 и 50 ученических мест хозяйственным способом. Средства для этой цели изыскивались за счет

сверхнормативных остатков республиканского и районных бюджетов [11].

Более организованно был начат 19831984 учебный год. С нового учебного года стало функционировать 15 новых средних школ [12]. В 1983 году только за счет капитальных государственных вложений в республике было введено в эксплуатацию школ на 5440 ученических мест. К началу 1983-1984 учебного года в школы получили достаточное количество новых учебников, учебно-наглядных пособий, разного оборудования.

Определенная работа проводилась и по организации всеобуча учителей. Так, в 1984 году 56 учителей школ города Махачкалы прошли в Институте усовершенствования учителей курсы по технике и методике использования технических средств обучения. Также с 15 мая 1985 года 35 учителей школ столицы республики прошли подготовку на курсах при Институте усовершенствования учителей по «Информатике и вычислительной технике» [13].

Одним из решающих условий успешного обучения детей являлась обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями.

Кабинеты технических средств обучения были заняты не только непосредственной подготовкой учителей к использованию ТСО, но вместе с определенными кабинетами изучали, обобщали и распространяли лучший опыт школ, отдельных педагогов.

Одним из составляющих учебной и материально-технической базы школ явилось и обеспечение школ техническими средствами обучения.

Большое внимание уделялось подготовке, подбору и расстановке педагогических кадров. В году осуществления обязательного всеобщего среднего образования подготовкой учителей высшей категории занимались педагогический институт и государственный университет республики. Ежегодно шел рост контингентов, принимаемых на очное и заочное обучение. Все это свидетельствовало о повышении престижа профессии педагога.

Литература

1. Магидов Х. Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала, 1998. С. 239.

2. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 33. Д. 172. Л. 6. 3. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 60. Д. 937. Л. 69. 4. ЦГА РД. Оп. 47. Д. 21. Л. 34. 5. ЦГА РД. Оп. 31. Д. 17. Л. 62. 6. Сагидов Г. Ш. Поднявшаяся из тьмы // Блокнот агитатора. 1971, № 2. С. 34. 7.ЦГА РД. Ф. 352-р. Оп. 55. Д. 128. Л. 73. 8. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 47. Д. 23. Л. 17. 9. ЦГА РД. Оп. 77. Д. 11. Л. 43. 10. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 20. Д. 148. Л. 32. 11. ЦГА РД. Оп. 42. Д. 98. Л. 12. 12. ЦГА РД. Ф. 1100. Оп. 70. Д. 127. Л. 12. 13. ЦГА РД. Оп. 74. Д. 132. Л. 17.

References

1. Magidov Kh. G. Essays on a brief history of the development of education in Dagestan. Makhachkala,

1998. P. 239. 2. CSA RD. F. 168-p. Op. 33. D. 172. L. 6. 3. CSA RD. F. 34-p. Op. 60. D. 937. L. 69.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

13

4. CSA RD. Op. 47. D. 21. L. 34. 5. CSA EP. Op. 31. D. 17. L. 62. 6. Sagidov G. Sh. Risen from darkness // Agitator's Notepad. 1971, # 2. P. 34. 7. CSA RD. F. 352-p. Op. 55. D. 128. L. 73. 8. CSA RD. F. 168-p. Op. 47. D. 23. L. 17. 9. CSA RD. Op. 77. D. 11. L. 43. 10. CSA RD. F. 168-p. Op. 20. D. 148. L. 32.

11. CSA EP. Op. 42. D. 98. L. 12. 12. CSA RD. F. 1100. Op. 70. D. 127. L. 12. 13. CSA RD. Op. 74.

D. 132. L. 17.

Literatura

1. Magidov H. G. Ocherki kratkoj istorii razvitija obrazovanija v Dagestane. Mahachkala, 1998. S. 239.

2. CGA RD. F. 168-r. Op. 33. D. 172. L. 6. 3. CGA RD. F.34-r. Op. 60. D. 937. L. 69. 4. CGA RD. Op. 47.

D. 21. L. 34. 5. CGA RD. Op. 31. D. 17. L. 62. 6. Sagidov G. Sh. Podnjavshajasja iz t'my // Bloknot agita-tora. 1971, № 2. S. 34. 7. CGA RD. F. 352-r. Op. 55. D. 128. L. 73. 8. CGA RD. F. 168-r. Op. 47. D. 23.

L. 17. 9. CGA RD. Op. 77. D. 11. L. 43. 10. CGA RD. F. 168-r. Op. 20. D. 148. L. 32. 11. CGA RD. Op. 42.

D. 98. L. 12. 12. CGA RD. F. 1100. Op. 70. D. 127. L. 12. 13. CGA RD. Op. 74. D. 132. L. 17.

Статья поступила в редакцию 21.04.2015

УДК 37 (470.67)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

В 1960-1980 гг.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE SPECIAL AND VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN 1960-1980s

© 2015 Мугутдинова Н. Ш., Сулейманов М. И., Раджабова З. К.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Mugutdinova N. Sh., Suleymanov М. I., Radzhabova Z. K.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается развитие среднего специального и профессиональнотехнического образования в республике, а также подготовка квалифицированных рабочих для сельского хозяйства.

Abstract. The authors of the article discuss the development of the secondary special and vocational education in the Republic, as well as qualified workers’ training for the agriculture.

Rezjume. V stat’e rassmatrivaetsja razvitie srednego special'nogo i professional’no-tehnicheskogo obrazovanija v respublike, a takzhe podgotovka kvalificirovannyh rabochih dlja sel'skogo hozjajstva.

Ключевые слова: профессионально-техническое образование, училища, школа, преподаватели, педагогические коллективы, выпускники, подготовка квалифицированных рабочих.

Keywords: technical vocational education, colleges, school, teachers, teaching staff, school-leavers, qualified workers’ training.

Kljuchevye slova: professional’no-tehnicheskoe obrazovanie, uchilishha, shkola, prepo-davateli, ped-agogicheskie kollektivy, vypuskniki, podgotovka kvalificirovannyh rabochih.

Проблема кадров, их подготовки и наиболее эффективного использования в народном хозяйстве всегда была и ныне остается актуальной.

На современном этапе развития российского общества все более возрастает соци-

альная и экономическая роль профессионально-технического образования, являющегося источником развития и совершенствования системы профессиональнотехнического образования, его организации, содержания, форм и методов профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.