Научная статья на тему 'Социальная защита детей-сирот и борьба с беспризорностью в Республике Дагестан в послевоенные годы (1946-1950 гг. )'

Социальная защита детей-сирот и борьба с беспризорностью в Республике Дагестан в послевоенные годы (1946-1950 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ДЕТСКИЕ ДОМА / ДЕТИ-СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рустамова Муслимат Сейфулаховна, Нахибашев Закари Муртузович

Забота о детях, создание условий для развития, обучения и воспитания нового поколения нравственно и физически здоровых граждан это гарантия устойчивого развития государства, социальной стабильности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рустамова Муслимат Сейфулаховна, Нахибашев Закари Муртузович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная защита детей-сирот и борьба с беспризорностью в Республике Дагестан в послевоенные годы (1946-1950 гг. )»

16

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

УДК 94

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕИ-СИРОТ И БОРЬБА С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1946-1950 ГГ.)

SOCIAL PROTECTION OF ORPHANED CHILDREN AND THE STRUGGLE AGAINST THE HOMELESSNESS IN DAGESTAN DURING THE POST-WAR YEARS (1946-1950)

© 2015 Рустамова М. С., Нахибашев З. М.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Rustamova M. S., Nakhibashev Z. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Забота о детях, создание условий для развития, обучения и воспитания нового поколения нравственно и физически здоровых граждан - это гарантия устойчивого развития государства, социальной стабильности общества.

Abstract. The care for children, creation of conditions for the development, training and education of a new generation of morally and physically healthy citizens is a guarantee of the sustainable development of the state, the social stability of the society.

Rezjume. Zabota o detjah, sozdanie uslovij dlja razvitija, obuchenija i vospitanija novogo pokolenija nravstvenno i fizicheski zdorovyh grazhdan - jeto garantija ustojchivogo razvitija gosudarstva, social'noj sta-bil'nosti obshhestva.

Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, детские дома, дети-сироты. Keywords: homelessness, neglect, orphanages, orphaned children.

Kljuchevye slova: besprizornost', beznadzornost', detskie doma, deti- siroty.

Проблемы сиротства и беспризорности в последние годы стоят особенно остро. В настоящее время государство решает одну из самых важных проблем - обеспечением жилья воспитанников детских домов. В 2012 г. на эти цели федеральный бюджет предоставил субсидии на сумму свыше 6 млрд. рублей, а расходы региональных бюджетов в этот период составили ещё 16 млрд. рублей. В результате жильё получили 23 тысячи молодых людей.

По-прежнему остаются актуальными проблемы молодёжной преступности, причиной которых являются беспризорность и безнадзорность детей в возрасте до 18 лет [1. С. 134].

Даже в тяжёлое время войны и послевоенные годы в стране были осуществлены многочисленные мероприятия, которые коренным образом преобразили систему обучения и воспитания детей [5. С. 28].

В рассматриваемый период в Дагестане была проделана значительная работа по устройству детей, оставшихся без родителей, по улучшению

работы детских домов и расширению их сети [6. С. 7].

Несколько тысяч детей-сирот воспитывалось в детских домах, открывшихся ещё в годы войны, полностью содержавшихся за государственный счёт и на средства колхозов [3. С. 347]. Если в 1940 г. в Дагестане было всего 7 детских домов с контингентом 608 детей, то на 1 декабря 1945 г. в республике имелось 33 детских дома (не считая 24 колхозных детских дома, принятых на государственный бюджет против 16 в начале 1945 г. Контингент за это время возрос с 2603 до 4380 человек [12. Л. 165].

В 1946 г. в детских домах республики проживало и воспитывалось уже 6 тысяч детей-сирот и свыше 1500 детей было патронировало [4. С. 18].

Только на 1947 г. было устроено в детские дома свыше тысячи детей-сирот. Возросла сеть детских домов республики, которая насчитывала в том же году 55 детских домов с контингентом 6481 человек [6. С. 7]. А к 1950 году имелся 121 интернат, созданный при школах, в которых находилось 6694 учащихся.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

17

В деле укрепления материальной базы детских домов республики принимались активные меры. За 1945 г. было выделено 6346 пар обуви, 5208 пальто и телогреек, 5463 простыни, 1081 одеяло и др. В том же году трудящиеся республики оказали огромную помощь детским домам. В фонд помощи детским домам было внесено: 8400 метра мануфактуры, 3815 пар обуви, 1270 топчанов, 3 тонны шерсти, 96 тонн продуктов питания и многое другое.

Вместе с тем многие дома находились в весьма тяжёлом положении. Детские дома всё ещё не были обеспечены топливом. Из потребных 6800 кубометров дров завезено на декабрь 1945 г. 2570 кубометров.

Так, например, в Веденском, Хунзахском, Агульском, Курахском и других детских домах в связи с наступлением холодов создалось напряжённое положение из-за отсутствия обуви и тёплой одежды. По свидетельству протокола собраний многие дети спали на полу из-за отсутствия кроватей. 24 колхозных детских дома нуждались в неотложном обеспечении мягким и твёрдым инвентарём, а также одеждой и обувью для детей.

Как следует из материала исследования, особенно неблагополучно обстояли дела с обучением в Дербентском районе, в котором не посещали занятия 43 учащихся из-за отсутствия обуви, в г. Махачкале, из не посещающих школу, 33 учащихся обратно в школы не возвращено, в г. Дербенте - 50 учащихся, из них в школы не возвращено 10 учащихся, в Касумкентском районе не возвращено 13.

В том же году Обком ВКП(б) ДАССР постановляет обязать секретарей райкомов и председателей исполкомов районных, городских советов трудящихся, Наркомпрос и органы народного образования на местах устранить недочёты и установить строгий контроль за правильным использованием получаемых детдомами материальных ценностей [12. Л. 167].

По состоянию на 1947 г. положение детских домов немного улучшилось. Имелось немало детских домов, где была хорошо поставлена работа: в Дербентских (№ 5 и № 18) и дошкольном детском доме № 2 г. Хасавюрта.

Весьма успешной являлась работа Буйнакско-го детского дома № 4, которая строилась по строгому режиму. Занятия в ней чередовались с играми и физическими упражнениями, с работой в мастерских трудового обучения, с участием в различных кружках художественной самодеятельности. Воспитателями детдома умело был организован детский коллектив.

Также были отмечены заботливое отношение обслуживающего персонала и благоприятные условия содержания детей Нижнедженгутаевского детского дома. К услугам богатая библиотека, светлые, хорошо оборудованные комнаты для занятий. Дети занимались в кружках юных натуралистов, техников, художников [10. С. 11].

Однако во многих детских домах республики, воспитательная и учебная работа всё ещё не отвечала должным требованиям. Ответственность за состояние детских домов также возлагалась на органы народного образования и комсомольские организации.

Комсомольцам Дагестана принадлежит огромная заслуга в решении вопросов организации обслуживания, помощи и заботы о детях-сиротах. Пример в этом деле показали первичные организации Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи (ВЛКСМ) Веденского района. Здесь при активном участии комсомольцев и молодёжи был создан фонд помощи детям-сиротам. В 1948 г. в этот фонд было собрано: несколько тонн зерна, 1370 рублей , 50 пар обуви, одежда, мануфактура и т. д.

Комсомольцами Каспийска был организован воскресник, собрано 7900 рублей в фонд помощи детям-сиротам. Из этой же суммы 5000 рублей было передано детскому дому № 6. Кроме того, на территории детского дома комсомольцы посадили деревья, создали опытный участок для юннатской работы [7. С. 10].

В 1948-1949 учебном году районный городской совет совместно с районными организациями народного образования обязались принять все меры к полному охвату обучением детей погибших воинов и инвалидов Отечественной войны, а также вовремя предупредить возможный отсев учащихся из школ, оказанием своевременной помощи [6. С. 9].

В 1947-1948 учебном году часть детей погибших воинов и инвалидов Отечественной войны осталась вне школы в силу плохих материальнобытовых условий и выполнения всякого рода домашних работ главным образом по уходу за младшими братьями и сёстрами.

Не имея нормальных условий для посещения учебных занятий, многие дети пенсионеров отсеялись из школ, а часть из них осталась на второй год в том же классе по неуспеваемости.

Колхозники и колхозницы сельхозартели им. Красной Армии Кизилюртовского района отчислили из колхозного фонда для помощи инвалидам Отечественной войны и семьям погибших вои-нов:1,5 тонны зерна, 1000 рублей , 20 тонн сена для скота и 350 трудодней. Кроме того был проведен ремонт квартир и завезено топливо [8. С. 13].

С целью создания помощи детским домам и улучшения материально-бытовых условий и повышения качества учебно-воспитательной работы, Министерством просвещения РСФСР и ЦК профсоюза работников дошкольных учреждений были проведены смотры всех детских домов в период с 25 мая по 1 октября 1947 г.

Результаты смотра показали, что ряд отделов народного образования и местные организации не понял значения смотра. Не было оказано конкретной помощи детским домам в подвозе топлива, в

18

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

улучшении снабжения продуктами питания, в организации учебно-воспиттельной работы.

Комиссии, созданные на местах, подошли к этому вопросу односторонне. Они лишь отделались ревизорской проверкой, но не привлекли к этому общественность.

В ряде районов не было выполнено решение Совета министров ДАССР и Обкома ВКП (б) о прекращении выдачи детским домам муки вместо печёного хлеба. Торгующие организации ряда районов выдавали детдомам муку, в результате чего дети получали хлеба меньше установленной нормы.

Неудовлетворительным оставалось положение с завозом и заготовкой дров. Во многих детдомах республики в 1947 г. потребность в топливе составляла по плану 10108 кубометров, а было заготовлено только 1625 [6. С. 8].

По установленным из отчетов фактам видно, как, например, детские дома Ритлябского и Агульского районов находились в запущенном состоянии. Отмечены - тяжелое санитарное состояние, низкая успеваемость воспитанников детских домов. Имели место растраты и хищения детских фондов. Подобные недостатки существовали и в других детских домах республики. Именно они главным образом стали причиной побегов детей из детских домов и одним из факторов, повлиявших на уровень беспризорности в рассматриваемый период.

Еще ранее принятым особым постановлением Совнаркома ДАССР и Бюро обкома ВКП (б) от 19 февраля 1945 года «О мерах усиления борьбы с беспризорностью и безнадзорностью среди детей» предусматривались специальные меры, направленные на ликвидацию детской беспризорности и безнадзорности, а также создание нормальных условий содержания и развития воспитанников детских домов республики.

С 20 февраля по 15 мая 1945 г. в городе Дербенте задержаны и направлены в детские учреждения 368 беспризорных детей, значительная часть которых прибыла из Дахадаевского, Кайтаг-ского, Табасаранского, Касумкентского, Хивского и Агульского районов [13. Л. 148].

В городе Хасавюрте за три дня, с 19 по 21 мая 1945 г., задержано 130 безнадзорных и 7 беспризорных детей, из которых 110 человек прибыло из Новолакского, Шурогатского, Бабаюртовского и Тляратинского районов.

С февраля по апрель 1945 г. в Махачкалинский детприёмник поступило 467 детей, из них в феврале - 58, марте - 199, апреле - 210.

В 1946 году Городским отделом милиции г. Махачкалы приведены данные о фактах ослабления контроля со стороны родителей и общественности к детям. О том, как дети до поздней ночи большими группами заполняли зрелищные учреждения и улицы города. Некоторые дети играли в карты, занимались торговлей с рук и перепродажей билетов в кино. Не обходилось без хулиганства и драк. Работниками милиции было

предложено бороться с беспризорностью и безнадзорностью детей совместно с общественностью и комсомольскими организациями [5. С. 21].

Так, например, комсомольскими организациями города Дербента была широко развёрнута работа по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. По инициативе райкома ВЛКСМ было установлено дежурство педагогов при детприёмнике для ведения воспитательной работы. Было организовано дежурство комсомольцев в кинотеатрах, на рынках и т. д. Дежурные заботливо следили за поведением детей. Регулярно проводились родительские собрания по кварталам с участием квартальных комитетов и работников милиции [7. С. 11]. На собраниях обсуждались вопросы борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, а также устраивались лекции, доклады и беседы о воспитании детей. Предлагалось усилить внешкольную работу с детьми, привлечь работников театра, кино в организации культурно-массовых мероприятий для детей.

Во многих школах, детских домах, учебных заведениях трудовых резервов наблюдалась слабая учебно-воспитательная работа. Районные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, в большинстве районов республики ослабили свою работу, а в некоторых районах совершенно бездействовали. Об этом свидетельствовало наличие большого количества детей школьного возраста, не охваченных учёбой даже в городах республики.

Факты непосещения рядом школьников уроков объяснялись наличием самовольного ухода с уроков, несерьёзного отношения к приготовлению домашнего задания части ребят. Нередко отдельные родители заставляли своих детей торговать на углах папиросами и т. д. [4. С. 18].

Весьма неудовлетворительной была работа комсомольских организаций в районных комиссиях. Отмечалась их самоустранённость в решении вопросов, связанных с устройством детей-сирот, предупреждением беспризорности, охраной прав несовершеннолетних, трудоустройством подростков, состоянием детских домов.

В результате отсутствия заботы о бытовых условиях, зачастую принятые решения райкомов по предотвращению таких фактов комсомольскими организациями не выполнялись.

Такие меры противодействия беспризорности и безнадзорности детей, как проведение систематической воспитательно-разъяснительной работы среди учащихся о правилах поведения, родительских собраний при участии педагогов и работников милиции, организация дежурства комсомольцев в местах скопления народа (кинотеатры, базары, вокзалы) помогли исправить создавшееся положение.

Важное значение имело улучшение работы пионерских организаций, усиление идейновоспитательной работы среди детей и подростков в школах, детских домах, детприёмниках, распределителях [7. С. 10].

Общественные и гуманитарные науки

19

• ••

Среди причин детской беспризорности и сиротства в послевоенные годы на первом месте была война и её последствия. По мере преодоления последствий войны, разрухи и голода численность детей-сирот сокращалась. Снижалась и численность беспризорных и безнадзорных детей.

В рассматриваемый период главным в системе социальной защиты детей-сирот оставалось их устройство.

Государственная политика по предупреждению источников сиротства детей стала развиваться в 60-е - 70-е годы [2. С. 131].

В последние годы появился ряд законодательных актов, обеспечивающих правовые гарантии

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но никакие государственные меры, самые современные интернаты, приюты, детские дома не способны, конечно, заменить семью.

В целом же, существовавшая в послевоенные годы система социальной защиты детей-сирот выполнила свои функции. В короткие сроки была ликвидирована детская беспризорность и безнадзорность. Действовала система контроля за положением детей-сирот, регулярная отчётность о здоровье и успеваемости воспитанников детских учреждений и приёмных детей.

Литература

1. Абилов А. А. Дагестанский университет, Махачкала, 1973 2. Гаджиев А. С. Развитие просвещения, культуры и науки, Махачкала 1986. 3. Дети улицы. Образование и соц. адаптация безнадзорных детей / под ред. А. Г.Майорова М., 2001. 4. Зезина М. Р. Соц. защита детей-сирот в послев-е годы (19451955) // Вопросы истории. М., 1999. № 1. С.127. 5. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1972. 6. Каймаразов Г. Ш. Образование и наука в Дагестане в ХХ веке. М.,

2007. 7. Свистунова А. И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане. Махачкала, 1973. 8. Хасбулатов Ш. Д. Народное образование в Дагестане, Махачкала. 1958. 9. ЦГА РД ф. р-34, оп-10, д-9. 10. ЦГА РД ф. р-34, оп-10, д-8. 11. ЦГА РД ф. 1-п, оп-1 д. 7181. 12. ЦГА РД ф. 1-п, оп-1 д. 6783. 13. ЦГА РД ф. р-168,оп-39, д.97. 14. ЦГА РД ф. 1-п, оп-1 д. 7179. 15. ЦГА РД ф. р-34,оп-10, д.20. 16. 0681. Даг. правда, 1946 март. Л. 8. 17. 0684. Даг. правда. 1946 март. Л. 21. 18. 0176.

История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т. 2, 2000. 347 с. 19. 0657. Даг. правда. 1947 окт. Л. 7. 20. 1695 - П-1, оп-27,д-6219. С. 165. Даг.ЦГА. 21. 0605. Даг. правда, 1949 окт. Л. 10. 22. 0609. Даг. правда, 1948 феврл. 13. 23. 1495- П-1,оп-27, д-6214. С. 148. Даг ЦГА. 24. 0512. Даг. правда, 1950 окт. 25. 0562. Даг. правда, 1951 дек. Л. 11. 26. 0611. Даг. Правда, 1948 февр. Л. 8.

References

1. Abilov A. A., Dagestan University. Makhachkala, 1973. 2. Gadzhiev A. S. Development of education, culture and science, Makhachkala, 1986. 3. Street children. Education and social adaptation of street children Ed. by A. G. M. Mayorov, 2001. 4. Zezina M. R. Social protection of orphaned children in after-war period, 1945/ The issue of History. 5. Kaymarazov G. Sh. Essays on the history of culture of the peoples of Dagestan. M., 1972. 6. Kaymarazov G. Sh. Education and science in Dagestan in the 20th century. M.,

2007. 7. Svistunova A. I. Progressive activities of the Russian intelligentsia in Dagestan, Makhachkala

1973. 8. Khasbulatov Sh. D. Public education in Dagestan, Makhachkala, 1958. 9. CSA RD F. Н-34, op-10, d-9. 10. CSA RD F. R-34, op-10, d-8. 11. CSA RD F. 1-p, op-1 day 7181. 12. CSA RD F. 1-p, op-1 d. 6783. 13. CSA RD F. R-168,op-39, D. 97. 14. The archives RD F. 1-p, op-1 day 7179. 15. The archives RD F. R-34,op-10, d 20. 16. 0681. Dagestanskaya Pravda, 1946, March, l. 8. 17. 0684. Dagestanskaya Pravda, 1946, March 21 L. 18. 0176 - History of Dagestan from ancient times to our days. Vol. 2, 2000, P. 347. 19. 0657. Dagestanskaya Pravda, 1947. Oct. L. 7. 20. 1695 - P-1, op-27,d-6219, P. 165 Dag.

CSA. 21. 0605. Dagestanskaya Pravda, 1949, Oct. L. 10. 22. 0609. Dagestanskaya Pravda, 1948, Feb., 13 L. 23. 1495 - P-1,op-27, d-6214, S. 148. Doug archives. 24. 0512. Dagestanskaya Pravda, Oct., 1950. 25. 0562. Dagestanskaya Pravda, 1951 L. Dec 11. 26. 0611. Dagestanskaya Pravda, 1948 Feb.,

L. 8

Literatura

1. Abilov A. A. Dagestanskij universitet, Mahachkala, 1973 2. Gadzhiev A. S. Razvitie prosveshhenija,

kul'tury i nauki, Mahachkala 1986. 3. Deti ulicy. Obrazovanie i soc. adaptacija beznadzornyh detej / pod red. A. G. Majorova M., 2001. 4. Zezina M. R. Soc. zashhita detej-sirot v poslev-e gody (1945-1955) //

Voprosy istorii. M., 1999. № 1. S. 127. 5. Kajmarazov G. Sh. Ocherki istorii kul'tury narodov Dagestana.

M. , 1972. 6. Kajmarazov G. Sh. Obrazovanie i nauka v Dagestane v HH veke. M., 2007. 7. Svistunova

A. I. Progressivnaja dejatel'nost' russkoj intelligencii v Dagestane. Mahachkala, 1973. 8. Hasbulatov Sh. D. Narodnoe obrazovanie v Dagestane, Mahachkala. 1958. 9. CGA RD f. r-34, op-10, d-9. 10. CGA RD f. r-34, op-10, d-8. 11. CGA RD f. 1-p, op-1 d. 7181. 12. CGA RD f. 1-p, op-1 d. 6783. 13. CGA RD f. r-

168,op-39, d.97. 14. CGA RD f. 1-p, op-1 d. 7179. 15. CGA RD f. r-34,op-10, d.20. 16. 0681. Dag. pravda, 1946 mart. L. 8. 17. 0684. Dag. pravda. 1946 mart. L. 21. 18. 0176. Istorija Dagestana s drevnej-

shih vremen do nashih dnej. T. 2, 2000. 347 s. 19. 0657. Dag. pravda. 1947 okt. L. 7. 20. 1695 - P-1, op-27,d-6219. S. 165. Dag.CGA. 21. 0605. Dag. pravda, 1949 okt. L. 10. 22. 0609. Dag. pravda, 1948

20

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

fevrl. 13. 23. 1495- P-1,op-27, d-6214. S. 148. Dag CGA. 24. 0512. Dag. pravda, 1950 okt. 25. 0562. Dag. pravda, 1951 dek. L. 11. 26. 0611. Dag. Pravda, 1948 fevr. L. 8.

Статья поступила в редакцию 24.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.