38
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
районные комитеты комсомола и руководители культпросветучреждений районов.
Вместе с тем, не всем коллективам агитационно-художественных бригад удалось создать полноценные программы, отвечающие современным требованиям, злободневные, остро критикующие, имеющие недостатки.
В данной статье автор не ставит своей целью проанализировать все стороны культурного строительства, а ограничивается освещением вклада молодежи в вопросы организации культурно-массовой работы.
Литература
1. Комсомолец Дагестана. 1971. 12 августа. № 97 (4415). С. 2. 2. Комсомолец Дагестана. 1971. 24 апреля.
№ 51 (4369). С. 1. 3. Комсомолец Дагестана. 1971. 4 февраля. № 15. С. 4. 4. Об идеологической работе КПСС. Сб. документов М., 1985. С. 479-482. 5. Об идеологической работе КПСС. СБ. документов М., 1983. С. 479-282.
6. ЦГА РД.Ф. 1252-р. Оп. 13.Д. 24. Л. 17. 7. ЦГА РД. Ф. 1252-р. Оп. 13. Д.5. Л. 24. 8. ЦГА РД. Ф.4-п. Оп.1. Д. 1649. Л. 33. 9. ЦГА РД. Ф. 1252-р. Оп. 13.Д. 24. Л.18. 10. ЦГА РД. Ф. 1252- р. Оп. 13. Д. 92. Л. 205. 11. ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1.Д. 1948. Л. 57. 12. ЦГА РД. Ф. 1252. р. Ор. 13 Д. 37. Л.18-19. 13. ЦГА РД. Ф 4-п. Оп. 1. Д. 1948. Л. 10-11.
14. ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп.1. Д. 1948. Л. 11.12. 15. ЦГА РД. Ф. 1252-р. Оп. 13. Д. 90. ЛЛ. 15-16. 16. ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1.Д. 1948. Л. 26. 17. ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1.Д. 1948 л. 1-2. 18. ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1.Д. 2046. ЛЛ. 59, 60.
19. ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1.Д. 1948. Л. 58. 20. ЦГА РД. Ф. 4-п. Оп. 1.Д. 1948. Л.59.
References
I. Komsomol of Dagestan. 1971. August, 12. # 97 (4415). P. 2. 2. Komsomol of Dagestan. 1971. April, 24. # 51
(4369). P. 1. 3. Komsomol of Dagestan. 1971 . February, 4. # 15. P. 4. 4. The ideological work of Communist Party. Coll. documents. M., 1985. P. 479-482. 5. The ideological work of Communist Party. Coll. documents. M., 1983.
P.479-282. 6. CSA RD.F. 1252 p . Op. 13. D. 24. P.17. 7. CSA RD. F. 1252 p . Op. 13. S.5. P.24. 8. CSA RD. F. 4 p Op. 1.D. 1649. P.33. 9. CSA RD. F. 1252 p. Op. 13. D. 24. P.18. 10. CSA RD. F. 1252 p. Op. 13. D. 92. P.205.
II. CSA RD. F. 4 p. Op. 1. 1948, p. 57. 12. CSA RD. F. 1252 p. Op. 13. D. 37. p. 18-19. 13. CSA RD. F. 4 p. Op. 1. D.
1948 . P.10-11. 14. CSA RD. F. 4-p . Op.1 . D. 1948. P.11.12. 15. CSA RD. F. 1252-p. Op. 13. D. P. 90. 15-16.
16. CSA RD. F. 4 p . Op. 1. D. 1948 p. 26. 17. CSA RD. F. 4 p . Op. 1. D. 1948. P.1-2. 18. CSA RD. F. 4 p. Op. 1. D. 2046. P.59-60. 19. CSA RD. F. 4-p . Op. 1. D. 1948. P.58. 20. CSA RD. F. 4-p . Op. 1. D . 1948. P.59.
Literatura
1. Komsomolec Dagestana. 1971. 12 avgusta. № 97 (4415). S. 2. 2. Komsomolec Dagestana. 1971. 24 aprelja.
№ 51 (4369). S. 1. 3. Komsomolec Dagestana. 1971. 4 fevralja. № 15. S. 4. 4. Ob ideologicheskoj rabote KPSS. Sb. dokumentov M., 1985. S. 479-482. 5. Ob ideologicheskoj rabote KPSS. SB. dokumentov M., 1983. S. 479-282.
6. CGA RD.F. 1252-r. Op. 13.D. 24 l. 17. 7. CGA RD. F. 1252-r. Op. 13. D.5 l. 24. 8. CGA RD. F.4-p. Op.1.D. 1649 l. 33. 9. CGA RD. F. 1252-r. Op. 13.D. 24. l. 18. 10. CGA RD. F. 1252- r. Op. 13. D. 92. l. 205. 11. CGA RD. F. 4-p. Op. 1.D. 1948 l. 57. 12. CGA RD. F. 1252. r. Or. 13 D. 37. ll 18-19. 13. CGA RD. F 4-p. Op. 1.D. 1948. l. 10-11. 14. CGA RD. F. 4-p. Op.1.D. 1948 l 11.12. 15. CGA RD. F. 1252-r. Op. 13. D. 90 ll. 15-16. 16. CGA RD. F. 4-p. Op. 1.D. 1948 l. 26. 17. CGA RD. F. 4-p. Op. 1.D. 1948 l. 1-2. 18. CGA RD. F. 4-p. Op. 1.D. 2046 ll. 59, 60. 19. CGA RD. F. 4-p. Op. 1.D. 1948 l. 58. 20. CGA RD. F. 4-p. Op. 1.D. 1948 l.59.
Статья поступила в редакцию 14.09.2014 г.
УДК 94
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ДЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ ДАГЕСТАНА В 1960-1970 гг. XX ВЕКА
THE MID-LEVEL PROFESSIONALS’ TRAINING FOR THE ECONOMIC AND CULTURAL SPHERES OF DAGESTAN IN 1960-1970s OF THE 20th CENTURY
© 2014 Мугутдинова Н. Ш., Хурдаев Н. А.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Mugutdinova N. Sh., Khurdaev N. A.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. На основе анализа широкого спектра источников и литературы в данной статье рассматриваются вопросы подготовки квалифицированных специалистов высшего и среднего образования в республике.
Общественные и гуманитарные науки
• ••
39
Abstract. Basing on the analysis of a wide range of sources and literature the authors of the article discuss the training of professionals of higher and secondary education in the country.
Rezjume. Na osnove analiza shirokogo spektra istochnikov i literatury v dannoj stat'e rassmatrivajutsja voprosy podgotovki kvalificirovannyh specialistov vysshego i srednego obrazovanija v respublike.
Ключевые слова: профессиональное обучение, корпорации, специализация, пятилетка, патриотическое воспитание, специальные учебные заведения, формы и методы.
Keywords: professional training, corporations, specialty, five-year plan, patriotic education, special educational institutions, forms and methods.
Kljuchevye slova: professional'noe obuchenie, korporacii, specializacija, pjatiletka, patrioticheskoe vospitanie, special'nye uchebnye zavedenija, formy i metody.
В конце 50-х и 60-х гг. в республике были достигнуты новые крупные успехи в подготовке квалифицированных специалистов для народного хозяйства. В 1958/59 учебном году в четырех высших и 26 средних специальных учебных заведениях Дагестана обучалось более
16.7 тыс. человек. В 1958 г. эти учебные заведения выпустили около 3,6 тыс. специалистов, или в 2,2 раза больше, чем в 1950 г. Общее количество специалистов, работающих в различных отраслях народного хозяйства и культуры, достигло в 1959 г. 30,9 тыс. человек, в том числе
11.7 тыс. специалистов с высшим образованием [4. C 31].
В семилетнем (1959-1965 гг.) и пятилетнем (1966-1970 гг.) планах в соответствии с задачами советского государства в области образования было предусмотрено дальнейшее расширение и улучшение подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием.
Подготовка кадров в стране должна была соответствовать высоким темпам развития народного хозяйства и культуры, удовлетворять их растущие потребности. В 60-х годах не только были открыты десятки новых высших и средних специальных учебных заведений, но и значительно расширен профиль подготавливаемых специалистов. Намного возросли контингенты студентов вузов и средних специальных учебных заведений.
В рассматриваемые годы увеличились масштабы заочного и вечернего высшего и среднего специального образования. В республике была проделана значительная работа по укреплению материальной базы вечерних и заочных отделений средних специальных учебных заведений, повышению уровня преподавания и воспитательной работы с учащейся городской и сельской молодежью. Много сделано было для того, чтобы молодежь, обучающаяся в заочных и вечерних средних учебных заведениях, могла успешно сочетать труд и учебу.
Были созданы консультационные пункты, практиковались выезды преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений в города и селения для оказания помощи заочникам, заметно улучшилось снабжение заочников учебной и учебно- методической литературой. На учебе заочников и учащихся вечерних учебных заведений благоприятно сказывалась помощь, которая оказывалась по месту их работы.
Общее число обучающихся на вечерних и заочных отделениях в средних учебных заведе-
ний достигло в 1966/67 учебном году 11,7 тыс. человек или увеличилось по сравнению с 1958/59 учебным годом в 2,6 раза [2].
В 60-х годах положение с подготовкой кадров из отдаленных горных районов Дагестана значительно изменилось. Теперь уже в средних специальных учебных заведениях обучались не единицы, а десятки юношей и девушек из этих районов. В виду примера возьмем Кахибский район. Он входил в число трех районов республики, откуда было мало молодежи в высших и средних специальных учебных заведениях, а уже в 1960/61 учебном году только в высших и средних специальных учебных заведениях г. Махачкалы обучалось более 200 юношей и девушек из того района.
На начало 1963/64 учебного года число представителей местных национальностей в составе учащихся средних специальных учебных заведений республики составляло около 70 % и превысило 17,5 тыс. человек.
Однако обращает на себя вниманием тот факт, что при значительном абсолютном росте числа девушек в средних специальных учебных заведениях, процент их в составе обучающихся продолжает оставаться относительно невысоким. В средних специальных учебных заведениях девушки - учащиеся составили в 19661967 учебном году 40,7 %.
Увеличились выпуски из средних специальных учебных заведений. Только за 6 лет семилетки (1959-1964 гг.) учебные заведения выпустили более 15,9 тыс. специалистов различных отраслей народного хозяйства в 1,5 раза больше, чем за предыдущие 6 лет. 21 928 человек окончили средние специальные учебные заведения Дагестана за годы восьмой пятилетки [6. C 97].
Из 66,5 тыс. специалистов со средним образованием, работающих в народном хозяйстве республики, 38,3 тыс. человек, или более 57 % всех работающих, являлись представителями коренных народов Дагестана. Женщин-горянок в составе специалистов было около - 123,7 тыс. или более 19 %. В народном хозяйстве республики трудилось около 20,8 тыс. специалистов русской национальности, 12344 украинца, сотни представителей других братских народов.
Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных кадров рабочих для промышленности строительства, транспорта и сельского хозяйства в различных специальных училищах и через систему школ профессионально-технического образования.
40
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
Так, только за восемь лет (1962-1969 гг.) в таких школах и училищах было подготовлено около 22 тыс. квалифицированных рабочих [5. C. 179]. Тысячи квалифицированных рабочих и других работников массовых профессий были подготовлены на предприятиях и учреждениях республики.
В 1961 и 1962 гг. для подготовки и повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозов в республике открылись новые школы и курсы. В соответствии с решением Совета министров РСФСР в ноябре 1961 г. при Дагестанском сельскохозяйственном институте были открыты межобластные курсы и одногодичная школа подготовки руководящих кадров колхозов и совхозов. Контингент слушателей школы и курсов составлял 104 человека.
В связи с механизацией сельскохозяйственного производства большое внимание уделялось подготовке механизаторских кадров. Только за четыре года семилетки (1959-1963 гг.) количество механизаторов в сельском хозяйстве республики увеличилось на 2766 человек. В школах механизаторского всеобуча в 1963 г. прошло обучение свыше 5 тыс. человек [7. Л. 239].
Еще более широкий размах получила подготовка механизаторских кадров в годы восьмой пятилетки. В республике были открыты шесть сельских профессионально-технических училищ, которые выпускали ежегодно до 1400 квалифицированных механизаторов. В 1970 г. сельском хозяйстве республики работало 13,2 тыс. трактористов - машинистов, трактористов - комбайнеров и шоферов, около половины из них приходились на колхозы [8. Л. 1].
Около 78 % председателей колхозов и все директора совхозов и почти все агрономы совхозов и колхозов имели высшее и среднее образования.
В 1964-1968 годах, руководствуясь директивными установками вышестоящих органов, органы власти Дагестана активизировали внимание к подготовке и использованию специалистов сельского хозяйства. Благоприятно на развитие специального образования в том числе и сельскохозяйственного, отразились и успехи в осуществлении задачи перехода к всеобщему восьмилетнему и среднему обучению подрастающего поколения в республике.
Седьмая и восьмая пятилетка (1961-1970 гг.) характеризовались неуклонным увеличением контингента учащихся сельскохозяйственных техникумов Дагестана. В начале 1963-1964 учебного года в них обучалось 2393 учащихся, в 1965-1967 учебном году - 4239 человек, а в 1970-1971 учебном году - 4764 человек, или возросло почти в 2 раза [3. C. 351].
В вышеуказанное десятилетие все более заметную роль в подготовке сельскохозяйственных кадров средней квалификации в республике начинает играть заочная форма обучения. Был увеличен прием и расширен перечень специальностей по этой форме обучения.
На заочном отделении сельскохозяйственных техникумов в 1970-1971 учебном году было принято 361 человек, тогда как в 1962 г. все-
го 275, в дальнейшем контингент обучающихся увеличивался с 796 человек до 2188 человек, или почти в 3 раза [9. Л. 175]. Иными словами к концу рассматриваемого периода кадры средней квалификации без отрыва от производства получили значительное развитие.
Областной комитет партии оказывал большую помощь дирекции техникумов в улучшении учебного процесса на заочных отделениях. За 1961-1970 гг. через заочные отделения техникумов среднее специальное сельскохозяйственное образование получили около 3160 человек.
Примечательно, что если в 1968 г. только 70 % студентов - заочников выпускных курсов техникумов получили дипломы специалиста сельского хозяйства, то в 1970-80 % (из 586 выпускников - 466), причем 95 % (или 444) выпускников завершили учебу в техникумах в установленные сроки.
За 1961-1970 гг. средними специальными сельскохозяйственными учебными заведениями Дагестана было выпущено 7337 квалифицированных специалистов сельского хозяйства [10. Л. 78].
Основной костяк выпускников сельскохозяйственных техникумов, как и в предшествующий период, получал направление на работу внутри республики, непосредственно связанную с обслуживанием колхозного и совхозного производства.
Успехи в улучшении совхозных кадров были еще более весомыми. В 1970 г. 96,7 % директоров совхозов республики имели высшее и среднее специальное образование.
Доля таковых агрономов - 85,2 %, бригадиров производственных бригад в растениеводстве - 42,8 %, заведующих животноводством и животноводческими фермами - 25, 0 %.
В сельском хозяйстве Дагестана в 1961 г. было 1888 специалистов с высшим и 2914 со средним сельскохозяйственным образованием. К 1970 г. их число заметно возросло и соответственно равнялось 2202 и 4589 человекам [9. Л. 181].
Таким образом, число специалистов со средним сельскохозяйственным образованием выросло почти в 2 раза.
А так же республика добилась новых крупных успехов в подготовке кадров для народного хозяйства и культуры.
Рост кадров, улучшением их качественного состава, позволили совершенствовать промышленное и сельскохозяйственное производство, изыскивать и рационально использовать резервы и возможности повышения производительности труда, успешно решать задачи культурного строительства.
Партийная организация Дагестана проводила большую работу по дальнейшему улучшению подготовки, подбору и воспитанию кадров. Осуществляла ряд мероприятий по повышению уровня работы вузов и средних специальных заведений, улучшению работы со специалистами, усилению заботы о них [4. C. 42].
В январе 1970 г. вопрос о воспитании кадров, повышении их роли в хозяйственном и
Общественные и гуманитарные науки
41
• ••
культурном строительстве обсуждался на пленуме обкома КПСС. Традиционными стали созываемые обкомом партии республики совещания врачей и других слоев советской интеллигенции, где обсуждались назревшие вопросы хозяйственного и культурного строительства [3. C. 360].
Большую заботу о специалистах, особенно приезжих проявляло население республики. Еще в первые годы социалистического строительства, когда трудящиеся Дагестана сами испытывали большие материальные трудности и лишения, они заботились о том, чтобы приезжие учителя, медицинские работники и другие специалисты имели всё необходимое для нормальной работы. Им выделялись наиболее благоустроенные квартиры, оказывалась большая помощь продовольствием и предметами повседневного обихода.
Свидетельством всевозрастающего внимания Советского государства и общественности к интеллигенции являлось повышение заработной платы работникам народного образования, здравоохранения, культурнопросветительных учреждений и других отраслей, связанных с обслуживанием населения, а также расширения строительства жилых домов, учреждений культуры и здравоохранения,
улучшение материально-бытового обслуживания специалистов.
Ежегодно в сельской местности республики при активном участии колхозников и общественности строились десятки жилых домов для приезжих учителей и других специалистов.
Всеобщая забота населения о специалистах служила одним из важных факторов, обеспечивавших успешную деятельность советской интеллигенции Дагестана.
Из года в год возрастающие выпуски высших и средних специальных учебных заведений способствовали лучшему удовлетворению нужд народного хозяйства в квалифицированных кадрах, ускорению темпов его развития.
За 1960-1970 гг. число инженеров, работающих в народном хозяйстве республики возросло в 3,2 раза «агрономов, зоотехников, ветврачей и лесоведов - в 2,2 раза» [7. Л. 131].
Анализ деятельности средних специальных учебных заведений Дагестана показывает, что они являлись важными составляющими специального образования в 1960-1970 гг., вносили возрастающий вклад в подготовку и удовлетворение потребностей и запросов всех отраслей экономики и социально-культурной сферы в специалистах средних квалификаций.
Литература
1. Дагестанская правда. 26 марта. 1965. 2. Дагестанская правда. 18 июля. 1970. 3. Культурное строительство в ДАССР 1941-1977 г.г. Сб.документов. Махачкала, 1988. Т.2. 4. Магидов Х. Г. Очерки краткой истории развития
образования в Дагестане. Махачкала. 1998. 5. Мирзабеков М. Я. Культура Дагестанского села. ХХ в.: история,
проблемы. 6. Советский Дагестан за 50 лет; Стат.Сб. Махачкала. 1967. 7. ЦГА РД 168- р. Оп. 95.Д.26.Л.239.
8. ЦГА РД. Ф.р.-22. Оп.39. Д.60.Л.1. 9. ЦГА РД. Ф.р.-168. Оп.45. Д.26.Л.173. 10. ЦГА РД. Ф.р. 168. Оп.51. Д.37.
Л.78.
References
1. Dagestanskaya pravda. March, 26. 1965. 2. Dagestanskaya Pravda. July, 18. 1970. 3. Cultural development in DSSR, 1941-1977. Coll. documents. Makhachkala, 1988. Vol. 2. 4. Magidov Kh. G. Sketches of a brief history of the development of education in Dagestan. Makhachkala. 1998. 5. Mirzabekov M. Ya.
Culture of Dagestan village. The twentieth century: history, problems. 6. Soviet Dagestan for 50 years; Stat.Coll. Makhachkala. 1967. 7. CSA RD 168 p. Op. 95. D. 26. L.239. 8. THE ARCHIVES RD. F. R.-22.
Op.39. D. 60.L.1. 9. CSA RD. F. R.168. Op.45. D. 26.L.173. 10. CSA RD. F. R. 168. Op.51. D. 37. L. 78. Литература
1. Dagestanskaja pravda. 26 marta. 1965. 2. Dagestanskaja pravda. 18 ijulja. 1970. 3. Kul'turnoe stroi-tel'stvo v DASSR 1941-1977 g.g. Sb.dokumentov. Mahachkala, 1988. T.2. 4. Magidov H. G. Ocherki
kratkoj istorii razvitija ob-razovanija v Dagestane. Mahachkala. 1998. 5. Mirzabekov M. Ja. Kul'tura Dages-tanskogo sela. XX v.: istorija, problemy. 6. Sovetskij Dagestan za 50 let; Stat.Sb. Mahachkala. 1967.
7. CGA RD 168- r. Op. 95.D.26.L.239. 8. CGA RD. F.r.-22. Op.39. D.60.L.1. 9. CGA RD. F.r.-168. Op.45.
D.26.L.173. 10. CGA RD. F.r. 168. Op.51. D.37. L.78.
Статья поступила в редакцию 10.06.2014 г.