Научная статья на тему 'Рост сельской интеллигенции и ее социальная роль в Дагестане 1960-1980 гг'

Рост сельской интеллигенции и ее социальная роль в Дагестане 1960-1980 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ШКОЛА / УЧИЛИЩЕ / ПРОФЕССИЯ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мугутдинова Наида Шамильевна

В данной статье рассматривается последовательное повышение квалификации специалистов высшего и среднего звена в дагестанском селе. Рост сельской интеллигенции сопровождался усилением ее роли во всех сферах сельской жизни Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мугутдинова Наида Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рост сельской интеллигенции и ее социальная роль в Дагестане 1960-1980 гг»

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

4. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsiy i plenumov TSK [CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee]. Moscow, 1978. Vol. 12. 837 p. (In Russian)

5. Mirzabekov M. Ya. Kul'tura dagestanskogo sela. XX vek: istoriya i problemy [Culture of Dagestan village. The 20th century: history and problems]. Makhachkala, 1988. 212 p. (In Russian)

6. Obrazovanie, kul'tura, zdravookhranenie i pravonarushenie [Education, culture, health and crime]. Stat. collection. Makhachkala, 1985. 356 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Мугутдинова Наида Шамильевна, кандидат исторических наук наук, доцент кафедры истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Раджабова Зарифа Кабиловна, кандидат исторических наук наук, доцент кафедры истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 25.05.2016 г.

7. CSA RD. F. r. 22. L. 39. C. 283. L. 69. (In Russian)

8. CSA RD. F. r. 1252. L. 14. C. 19. (In Russian)

9. CSA RD. F. r. 1252. L. 14. C. 35. L. 10-16. (In Russian)

10. Shabaeva A. K. Deyatel'nost' kul'turno-prosvetitel'nykh uchrezhdeniy po estetichesko-mu vospitaniyu trudyashchikhsya (1970-1980 gg.) [Activities of cultural institutions on the aesthetic education of workers (1970s and 1980s)]. Makhachkala, 1988. 148 p. (In Russian)

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Naida Sh. Mugutdinova, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala Russia; e-mail: [email protected]

Zarifa K. Radzhabova, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala Russia; e-mail: [email protected]

Received 25.05.2016.

Исторические науки / Historical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 94 (470.67) / UDC 94 (470.67)

Рост сельской интеллигенции и ее социальная роль в Дагестане 1960-1980 гг.

©2016 Мугутдинова Н. Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. В данной статье рассматривается последовательное повышение квалификации специалистов высшего и среднего звена в дагестанском селе. Рост сельской интеллигенции сопровождался усилением ее роли во всех сферах сельской жизни Дагестана.

Ключевые слова: образование, педагогические кадры, школа, училище, профессия, интеллигенция.

Формат цитирования: Мугутдинова Н. Ш. Рост сельской интеллигенции и ее социальная роль в Дагестане 1960-1980 гг. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. Т. 10. № 3. 2016. С. 18-23.

The Growth of a Rural Intelligentsia and their Social Role in Dagestan in 1960-1980s

©2016 Naida Sh.Mugutdinova,

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The author of the article discusses the consistent training of specialists of higher and middle qualification in Dagestan village. The growth of the rural intelligentsia was accompanied by strengthening of their role in all spheres of the rural life in Dagestan.

Keywords: education, pedagogical staff, school, college, profession, intelligentsia.

For citation: Mugutdinova N. Sh. The Growth of a Rural Intelligentsia and their Social Role in Dagestan in 1960-1980s. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. Vol. 10. No. 3. 2016. Pp. 18-23. (In Russian)

В послевоенные десятилетия социально-культурные преобразования и повышение культурного уровня сельских тружеников оставалось одним из важнейших направлений деятельности коммунистической партии и Советского государства. На этом этапе развития программной целью культурного строительства в стране было провозглашено преодоление социально-культурных различий между городом и селом, формирование всесторонне развитой личности.

В директивах XXIII съезда КПСС удели-лялось огромное внимание конкретным мерам в области бытового обслуживания, просвещения, здравоохранения, жилищного и культурного строительства в сельских районах. Для претворения в жизнь программы социально-культурных мероприятий партия и правительство проводили большую работу по увеличению жилищного и культурно-бытового строительства в сельской местности за счет централизованных и нецентрализованных капитальных вложений. Общая сумма этих вложений в стране составила в 1966 г. 12 млрд.

руб.

В Дагестане с целью подъема культуры и быта колхозников в восьмом пятилетии по сравнению с 1959-1965 гг. было намечено в 1,5-2 раза увеличить ассигнования со стороны государства и колхозов на строительство культурно-бытовых учреждений, особенно в тех селениях, где еще нет хорошо оборудованных клубов, библиотек и других учреждений культуры. В этот период проявлялась особая забота о новом подъеме сельскохозяйственного производ-

ства, необходимо было улучшить культурно-бытовые условия колхозников, проживающих не только в крупных населенных пунктах, но и в небольших селениях, таких, как переселенческие колхозы Хасавюртовского района, населенные пункты высокогорной зоны.

Реализация программы восстановления и дальнейшего развития производственных сил, решения социальных проблем в огромной мере зависела от кадров интеллектуальных профессий от того, насколько успешно они могли обеспечить квалифицированное руководство усложняющимся производством, увлечь людей на выполнение планов развития отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы.

Усилиями властных структур, общественности масштабы социально-культурных преобразований в дагестанском селе приобрели широкий размах и действенность. Были достигнуты немалые успехи и позитивные результаты, которые оказывали благотворное влияние на повышение общественно-политической и производственной активности сельских тружеников, на микроклимат в дагестанском селе [5. С. 148].

Коммунистическая партия и советское государство развернули целенаправленную работу по развитию специального образования, насыщению отраслей народного хозяйства и социально-культурной сферы кадрами высшей и средней квалификации.

Важную социальную роль в повышении образовательного и культурного уровня сельского населения играла общеобразовательная школа. Специфической особенно-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Уо!. 10. N0. 3. 2016

стью Дагестана является преобладание сельской общеобразовательной школы в общей сети. Это усиливает ее роль в повышении культурного и образовательного уровня не только сельского, но и городского населения, так как вследствие возрастающих миграционных процессов часть выпускников сельских школ оседает в городах.

Огромное влияние на рост образовательного уровня сельского населения оказало введение всеобщего восьмилетнего образования для подрастающего поколения. Верховный Совет СССР в декабре 1958 г. с учетом потребностей развития народного образования, совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее образование для детей от семи до шестнадцати лет.

В дагестанском селе, как и в целом по стране, реализация курса к всеобщему восьмилетнему образованию сопровождалась структурными переменами в развитии общеобразовательной школы. Быстрыми темпами шла реорганизация начальных и семилетних школ в восьмилетние, возрастало количество учащихся, обучающихся в них. Так, если в 1959 г. в сельской местности республики насчитывалось 26 восьмилетних школ и в них обучалось 6,6 тыс. учащихся, то в 1961 г. их число возросло до 196. [9. С. 121]

К началу 1962-1963 учебного года сельская общеобразовательная школа Дагестана завершила переход к всеобщему восьмилетнему образованию. Число восьмилетних школ в республике составило 591, в том числе 545 - в сельской местности. В указанном году в республике 8 классами было охвачено 95,5% учащихся, в том числе 96% выпускников 7 классов. В сельских школах охват 8 классами составил 95,9% [10].

Расширение сети сельских восьмилетних школ привело к резкому росту количества учащихся, обучающихся в них. К началу 1965-1966 учебного года количество учащихся в них по сравнению с началом 1959-1960 учебного года возросло в 15,5 раза, тогда как по городским школам рост составил 7,3 раза [11].

Переход к восьмилетнему образованию сопровождался системой мероприятий, рассчитанных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и укрепления связи школы с производством, с жизнью.

Качественно новый этап в повышении образовательного уровня сельского населения республики начался с середины шестидесятых годов, когда успехи в развитии народного образования в стране вплотную подвели общеобразовательную школу к решению огромной социальной значимости задачи - переходу ко всеобщему среднему образованию подрастающего поколения.

Успехи в развитии общего среднего образования позволили заметно увеличить прием и подготовку специалистов с высшим образованием и в Дагестанской АССР. Дагестанский учительский институт был слит с педагогическим институтом им. Стальского. В 1957 г. на базе педагогического института в республике был открыт государственный университет. Открытие университета создавало новые благоприятные возможности для качественного совершенствования подготовки кадров с высшим образованием для горного края.

В 1958 учебном году в высших учебных заведениях республики обучалось 6936 студентов (2561 - заочно), что на треть с лишним превысило показатель 1950-1951 учебного года. За это же время численность учащихся средних специальных учебных заведений в республике увеличилось на 2664 и достигло 9801 чел. За годы пятой и шестой пятилеток было открыто 8 новых средних специальных учебных заведений. В 1958-1959 учебном году их насчитывалось в республике 26 [9. С. 129]. В 1954 г. были открыты медицинские училища в Махачкале, Хасавюрте, Дербенте и Буйнакске, техническое училище в Каспийске. Для подготовки работников культпросве-тучреждений в Дербенте в 1957 г. открывается культурно-просветительная школа, а в Махачкале (1958 г.) - художественное училище.

Крупный шаг в развитии высшего и среднего специального образования в стране и республике был сделан в 60-е годы. В течение десятилетия численность студентов вузов Дагестана увеличилось более чем в 3 раза и достигла к началу 19701971 учебного года 20,4 тыс. чел. За этот же период количество учащихся средних спе-

циальных учебных заведений увеличилось на 12,3 тыс. и в начале 1970-1971 учебного года составило 23,1 тыс. чел. [4. С. 209].

B целом период 60-х-первой половины 80-х гг. характеризовался дальнейшим значительным ростом контингента обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях Дагестана. За 19611985 гг. численность обучающихся в вузах и техникумах республики возросла в 2,8 раза, что превышало общефедеративные показатели (1,9 раза) [7. С. 361]. В этот период с учетом потребностей народного хозяйства и социально-культурной сферы продолжалась работа по дальнейшему расширению профиля специальностей, по которым в вузах и техникумах республики готовились кадры высшей и средней квалификации. Так, если в начале десятой пятилетки в вузах Дагестана имелось 39 факультетов, на которых готовились кадры по 48 специальностям, то в 1979-1980 учебном году на 43 факультетах студенты овладевали 52 специальностями [9. С. 253].

Говоря об успехах в развитии специального образования в Дагестане, следует указать на заметное увеличение в составе студенчества высших и средних специальных учебных заведений девушек-горянок. В начале 1950-1960 учебного года в вузах республики обучалось 1384 девушек-горянок. На начало 1969-1970 учебного года количество обучающихся в вузах горянок достигло 4864 чел. К этому времени 6260 девушек-горянок обучалось в техникумах, тогда как в начале 1959-1960 учебного года - 1893 [8. а 209]. В 1969-1970 учебном году в составе студентов высших учебных заведений девушки составляли 39,8 %, а в составе учащихся средних специальных учебных заведений - 46,4 %.

В 70-е годы продолжался дальнейший рост охвата девушек-горянок специальным образованием. Прямое воздействие на это оказывали повышение общекультурного уровня сельского населения, массово-разъяснительная работа партийных, советских общественных организаций, средств массовой информации.

В 70-80-е гг. потребности материального производства и социально-культурной сферы республики, в том числе и дагестанского села, в специалистах высшей и средней квалификации в основном удовлетворялась за счет выпускников местных вузов и техникумов. К началу 1976-1977 учебного

года в школы республики было направлено 929 выпускников университета и педагогического института, из них более 80 % - в сельские школы [10]. За 1976-1977 гг. в колхозы и совхозы республики было направлено более 1500 выпускников сельскохозяйственных учебных заведений Дагестана [11]. Кроме того, в сельскую местность ежегодно на постоянную работу направлялись сотни других специалистов различного профиля - выпускников вузов и техникумов республики.

Хотя партийные, советские организации районов, руководители колхозов и совхозов проводили определенную работу по созданию нормальных жилищно-бытовых и иных условий для молодых приезжих специалистов, в этой области имелись значительные трудности и недостатки.

Важной сферой деятельности партийных, советских и хозяйственных органов явилась забота о повышении общеобразовательного и профессионального уровня колхозных и совхозных кадров. В 1963 г. для укрепления руководства производственными бригадами и животноводческими фермами в колхозы и совхозы республики было направлено 250 специалистов сельского хозяйства [13]. Особое внимание уделялось укреплению кадрами слабых колхозов. С этой целью только в 19641965 гг. в такие колхозы было направлено 324 специалиста высшей и средней квалификации, в том числе председателями - 71 чел. Для укрепления среднего звена в производственные бригады и на животноводческие фермы за это время было направлено 68 чел. [14].

Наиболее динамично протекал процесс повышения условия специальной подготовки председателей колхозов и директоров совхозов. Удельный вес председателей колхозов и директоров совхозов с высшим и средним специальным образованием в 1985 г. в Дагестане составил соответственно 89,6 и 99,3 % против 61,6 и 86,8 % в 1970 г. Следует отметить, что 151 председатель колхозов и 240директоров совхозов из 279 имели высшее образование, а процент специалистов сельского хозяйства среди них составлял соответственно 66 и 79,6 [2. С. 4].

Партийные, советские органы, органы здравоохранения республики уделяли серьезное внимание вопросам обсуждения сельских учреждений здравоохранения медицинскими кадрами. В 1960 г. в медучре-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

ждениях республики насчитывалось 20162 средних медицинских работника, что на 536 чел. больше по сравнению с 1950 г. В расчете на 10000 чел. населения в 1960 г. в республике приходилось 14,9 врача, тогда как в 1950 г. - 14,1 [3. С. 199].

Последующие годы характеризовались дальнейшим ростом численности медработников в дагестанском селе. В 1970 г. в сельских учреждениях здравоохранения трудилось 597 врачей и 3324 чел. среднего медицинского персонала [8. С. 209].

В 1972-1973 гг. в распоряжение Министерства здравоохранения республики были направлены 541 врач и 1754 чел. среднего медперсонала, в том числе 305 врачей и 1097 чел. среднего медперсонала в сельские медицинские учреждения [15].

В 1985 г. в Дагестане насчитывалось 6902 врача и 16389 средних медицинских работников [9. С. 219]. Значительная часть представителей самой гуманной профессии трудилась в сельских учреждениях здравоохранения.

1. Дагестанская правда. 1978, 28 февраля.

2. Дагестанская правда. 1966, 13 января.

3. Зульпукаров З.Г. Кадры сельского хозяйства Дагестана в системе административно-командного управления // Организационная и идеологическая работа партийной организации Дагестана (60-80-е годы). Махачкала, 1990. 167 с.

4. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971. 415 с.

5. Каласов А. К. Развитие экономики общественных отношений в колхозах Дагестана (1945-1970 гг.). Махачкала, 1971. 165 с.

6. Магидов Х. Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала, 1998. 325 с.

1. Dagestanskaya Pravda. 1978. February, 28. (In Russian)

2. Dagestanskaya Pravda. 1966. January, 13. (In Russian)

3. Zulpukarov Z. G. Kadry sel'skogo khozyayst-va Dagestana v sisteme administrativno-komandnogo upravleniya [Agrarian staff of Dagestan in the system of administrative command management]. Organizational and ideological work of the party organization of Dagestan (60-80s). Makhachkala, 1990. 167 p. (In Russian)

4. Kaymarazov G. S. Ocherki istorii kul'tury narodov Dagestana [Essays on the history of culture of Dagestan peoples]. Moscow, 1971. 415 p. (In Russian)

Рост сельской интеллигенции сопровождался усилением ее роли во всех сферах жизни дагестанского села.

Весомый вклад в повышение образовательного и культурного уровня сельского населения республики вносили учителя.

В исследуемый период, несмотря на определенные трудности, продолжалось дальнейшее поступательное развитие специального образования в республике. Успехи в его развитии ознаменовались заметным ростом численности специалистов высшей и средней квалификации в дагестанском селе, существенными позитивными изменениями в квалификационном уровне сельской интеллигенции.

Хотя календарно-административная система, усиление кризисных явлений в экономике создавали немалые трудности, представители интеллектуальных профессий вносили ощутимый вклад в развитие отраслей материального производства и решение социально-культурных проблем дагестанского села.

7. Мирзабеков М. Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998. 212 с.

8. Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. Юбилейный стат. сборник. 541 с.

9. Советский Дагестан за 40 лет: Стат. сб. Махачкала, 1960. 318 с.

10. ЦГА РД. Ф. р-22. Оп. 25. Д. 109. Л. 7.

11. ЦГА РД. 78. Л. 30; Оп. 39. Д. 159. Л. 61,

62.

12. ЦГА РД. Ф. р.-22. Оп. 25. Д. 79. Л. 28.

13. ЦГА РД. Ф. 1п. Оп. 1. Д. 9167. Л. 141.

14. ЦГА РД. Ф. 1п. Оп. 139. Д. 206. Л. 121.

15. ЦГА РД. Ф. 1п. Оп. 164. Д. 129. Л. 11.

5. Kalasov A. K. Razvitie ekonomiki ob-shchestvennykh otnosheniy v kolkhozakh Dagestana (1945-1970 gg.) [The development of the economy of social relations in the farms of Dagestan (1945-1970s)]. Makhachkala, 1971. 165 p. (In Russian)

6. Magidov Kh. G. Ocherki kratkoy istorii razvitiya obrazovaniya v Dagestane [Essays on a brief history of the development of education in Dagestan]. Makhachkala, 1998. 325 p. (In Russian)

7. Mirzabekov M. Ya. Kul'tura dagestanskogo sela. XX vek: istoriya, problemy [Culture of Dagestan village. The 20th century: history, problems]. Makhachkala, 1998. 212 p. (In Russian)

Литература

References

8. The national economy of the Dagestan ASSR for the 50th anniversary of the USSR formation. Jubilee stat. collection. 541 p. (In Russian)

9. Sovetskiy Dagestan za 40 let [Soviet Dagestan in 40 years]: Stat. collection. Makhachkala, 1960. 318 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Мугутдинова Наида Шамильевна, кандидат исторических наук наук, доцент кафедры истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 25.05.2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. CSA RD. F. R-22. L. 25. C. 109. L. 7.

11. CSA RD. L. 39. C. 159. L. 61, 62.

12. CSA RD. F. R.-22. L. 25. C. 79. L. 28.

13. CSA RD. F. 1P. L. 1. C. 9167. L. 141.

14. CSA RD. F. 1P. L. 139. C. 206. L. 121.

15. CSA RD. F. 1P. L. 164. C. 129. L. 11.

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Naida Sh. Mugutdinova, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala Russia; e-mail: [email protected]

Received 25.05.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.