Исторические науки / Historical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 94(470.67)
Тенденции развития образования в период перестройки и в условиях осуществления рыночных реформ (на примере Республики Дагестан)
© 2017 Мугутдинова Н. Ш., Раджабова З. К., Сулейманов М. И.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Резюме. Цель данного исследования - анализ общественно-экономических изменений в стране, связанных с кардинальным переходом к рыночным отношениям и повлекших за собой процессы трансформации во всех областях социального бытия. Метод. Принцип диалектической логики и теории познания, историзма и системного анализа. Результаты. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что школьная реформа должна была способствовать искоренению из школьной практики фактов формализма и процентомании, либерализма в оценке знаний и поведения учащихся. Выводы. В постсоветский период усилились тенденции, связанные с ухудшением качества образования, коррупционными механизмами, получившими более широкое распространение. Вместе с тем имели место положительные тенденции, связанные с демократизацией и относительной деидеологизацией общеобразовательного пространства.
Ключевые слова: модернизация, школа, образование, педагогические кадры, рыночные отношения.
Формат цитирования: Мугутдинова Н. Ш., Раджабова З. К., Сулейманов М. И Тенденции развития образования в период перестройки и в условиях осуществления рыночных реформ (на примере Республики Дагестан) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 31-34.
Trends in the Development of Education During Perestroika and Market Reforming (by the example of the Republic of Dagestan)
© 2°i7 Naida Sh. Mugutdinova, Zarifa K. Radzhabova, Mikail I. Suleymanov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the study is to analyze the socio-economic changes in the country associated with the radical transition to the market relations and entailed the transformation processes in all areas of the social life. Method. The principle of dialectical logic and the theory of cognition, historicism and system analysis. Results. In the course of the study, the authors came to the conclusion that the school reform should have contributed to the eradication of the facts of formalism and percentages, liberalism in the assessment of pupils' knowledge and behavior from the school practice. Conclusions. During the post-soviet period, trends strengthened related to the deterioration of the education quality, corrupt mechanisms, that have become more widespread. At the same time, there have been positive trends associated with democratization and relative deideologization of the general education space.
Keywords: modernization, school, education, teaching staff, market relations.
For citation: Mugutdinova N. Sh., Radzhabova Z. K., Suleymanova M. I. Trends in the Development of Education During Perestroika and Market Reforming (by the example of the Republic of Dagestan). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 31-34. (In Russian)
Введение
Многие проблемы, которые на современном этапе приходится решать при модернизации российского образования, уходят своими корнями в советский и постсоветский период. Еще в преддверии перестроечных процессов советская власть столкнулась с множеством проблем по функционированию государственной образовательной системы. Были сделаны определенные шаги, направленные на улучшение качества образования.
Результаты и их обсуждение
«Закон о реформе школы» 1984 г. вносил некоторые изменения в структуру общеобразовательной школы. Впервые в нашей стране обучение детей в первом классе начиналось с шести лет. Хотя стоит отметить, что Дагестан к 1984 г. уже имел двадцатилетний опыт работы с шестилетними детьми. Классы с шестилетним составом детей назывались подготовительными. Однако они по существу выполняли функции первых классов. [2, с. 156]. В подготовительных классах сельских школьников обучали в основном русскому языку с целью последующего преподавания учебных дисциплин на русском языке.
Вследствие проводимой реформы начальная школа возвращалась к прежнему четырехлетнему сроку обучения. Неполная средняя школа должна была состоять из 5-9 классов, а средняя школа - из 10-11 классов. Следовательно, общеобразовательная школа становилась одиннадцатилетней.
Таким образом, школьная структура Советского Союза была приближена к общемировым стандартам [1, с. 24]. Переход к обучению в школе с 6-летнего возраста намечался в основном в 1986-1990 гг. [7]. Школьная реформа должна была способствовать искоренению из школьной практики фактов формализма и процентомании, либерализма в оценке знаний и поведения учащихся. Была поставлена цель - совершенствовать стиль и методы работы органов образования, повысить эффективность инспекторского контроля над деятельностью школ, улучшить подбор, расстановку и воспитание руководящих и педагогических кадров, совершенствовать их педагогическое мастерство [3, с. 6].
Общественно-экономические изменения в стране, связанные с кардинальным переходом к рыночным отношениям, повлекли за собой процессы трансформации во всех областях социального бытия. Переход социума к
свободному рынку не мог не повлечь за собой радикальных перемен в такой важной сфере общественной жизни, как образование.
Слабая материально-техническая база учреждений образования, в свою очередь, обусловила возникновение глубокого внутреннего кризиса в области народного образования России в целом и Дагестана. Либерализация цен и гипертрофированная информация в 1992 г. усугубляли падение престижности образования и его социальную невостребованность. Резко свернулось строительство школьных помещений, усилился отток квалифицированных педагогических кадров в различные сферы экономики.
Но были и положительные сдвиги, состоящие в устранении административного духа в образовании, в деполитизации, деидеологи-зации школы, в снятии жесткой централизации управления, освобождении школ от тоталитарных запретов, предоставлении свободы в выборе учебных программ, учебных планов, в усилении национального компонента в образовании.
Рыночные отношения в России, начавшись в сфере экономики, распространились и на школьное образование. Этому способствовал принятый в 1992 г. Закон РФ «Об образовании». На основе новых возможностей, предложенных законом, школы приобрели широкие права для самостоятельной деятельности. Активнее внедряются инновации, появляются интересные эксперименты в организации обучения учащихся, совершенствуются формы воздействия с родителями.
Одним из важных приоритетов в реформе системы образования стала ее демократизация, предполагающая деценрализацию управления и его государственно-общественный характер.
Важной в процессе демократизации школьной образовательной системы является защита прав и свобод учащихся. Обучающиеся имеют право на получение образования в соответствии с образовательными стандартами по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, выбор образовательного учреждения.
Общественные изменения привели к свободе в выборе методик, учебных программ, учебников (появились альтернативные учебники). Однако педагогические кадры оказались не готовыми к подобной свободе и в полной мере ее не использовали.
Важное значение в процессе развития общеобразовательной сети в эпоху реформирования общественно-политической системы имели инновационные учебные заведения, а также частные негосударственные школы. В программе развития народного образования РД на 1992-1997 гг. было указано о необходимости «совершенствовать систему среднего образования через развитие сети разнотипных по структуре и содержанию учебных заведений (школа-комплекс, лицей, гимназия, специализированная школа, учебный центр, учебно-научно-педагогический комплекс и т.д.)» [6].
Родители учащихся получают реальное право в выборе учебного заведения для обучения, а дети имеют возможность углубленно изучить тот или иной предмет, развить свои творческие способности.
Среди альтернативных учебных заведений преобладают заведения сельскохозяйственного (39,2 %), экономического (13,1%), педагогического (10,0%) и физико-математического (10,0%) профилей [5, с. 45].
В докладе министра образования Республики Дагестан на IX съезде учителей Дагестана о ходе реализации школьной реформы и программ развития молодых квалифицированных кадров естественно-математического профиля отмечалось, что 1994-95 учебный год начался с нехватки почти 200 специалистов. В отдельных школах физику, математику, биологию вели специалисты со средним образованием.
Для исправления положения были открыты Республиканский многопрофильный лицей, Махачкалинский физико-технический
1. Абдулкадыров М. Д. Из истории реформирования системы образования на Северном Кавказе в 1984-1993 гг. (на примере Дагестана). Дисс. ... канд. ист. наук. Грозный, 2009. 24 с.
2. Абилов А. А. ДГУ - полвека // Советский Дагестан. 1981. №5. С. 6-8.
3. Гебеков Г.Ф. Мировоззренческие конфликты в современной государственной системе образования. Махачкала, 2011. 156 с.
1. Abdulkadyrov M. D. Iz istorii reformirovaniya sistemy obrazovaniya na Severnom Kavkaze v 1984-1993 gg. (na primere Dagestana) [From the history of reforming the education system in the North Caucasus in 1984-1993 (on the example of
лицей, 132 класса с углубленным изучением физики, математики, химии и биологии [4, с. 4].
Данные по начальным и средним профессиональным учебным заведениям показывают, что с начала 90-х гг. рост числа профессиональных технических училищ (ПТУ), средних специальных учебных заведений и обучающихся в них, продолжавшийся все 7080-е гг., сменился уменьшением как численности этих образовательных учреждений, так и количества обучающихся в них. Этому способствовал ряд причин как общего, так и специфического характера. С одной стороны, экономические реформы связываются с изменениями в структуре потребностей рабочих кадров. С другой стороны, до 1995 г. социально-экономическая политика правительства РФ, по мнению многих специалистов, не вела к масштабным структурным изменениям и фактически способствовала сохранению «на плаву» большинства малоэффективных или убыточных предприятий [2, с. 189].
Заключение
Таким образом, в постсоветский период усилились тенденции, связанные с ухудшением качества образования, коррупционными механизмами, получившими более широкое распространение. Кроме того, ухудшилось материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Вместе с тем имели место положительные тенденции, связанные с демократизацией и относительной деидеологизацией общеобразовательного пространства.
4. Исмаилов А. Р., Омарова А. А. Республиканский многопрофильный лицей. Махачкала, 1997.
5. Статистические данные по системе образования. Махачкала, 1999.
6. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. р-168. Оп. 71. Д. 420. Л. 147.
7. ЦГА РД. Ф. р.-34. Оп. 46. Д. 115. Л. 5.
Dagestan)]. Diss. for Ph. D. (History). Grozny, 2009. 224 p. (In Russian)
2. Abilov A. A. DGU - polveka [DSU is a half of a century old]. In: Sovetsky Dagestan. 1981. No. 5. Pp. 6-8. (In Russian)
Литература
References
3. Gebekov G. F. Mirovozzrencheskie konflikty v sovremennoy gosudarstvennoy sisteme obra-zovaniya [Ideological conflicts in the modern state system of education]. Makhachkala, 2011. 156 p. (In Russian)
4. Ismailov A. R., Omarova A. A. Respublikan-skiy mnogoprofil'nyy litsey [Republican Multidisci-plinary Lyceum]. Makhachkala, 1997. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Мугутдинова Наида Шамильевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Раджабова Зарифа Кабиловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Сулейманов Микаил Ибрагимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: magome-dovaroza@yandex. ru
5. Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Respu-bliki Dagestan [Statistical data on the education system. Makhachkala], 1999. (In Russian)
6. Central State Archive of the Republic of Dagestan (CSA RD). F. r-168. Inv. 71. C. 420. L. 147. (In Russian)
7. CSARD. F. r.-34. Inv. 46. C. 115. L. 5. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Naida Sh. Mugutdinova, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of History, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Zarifa K. Radzhabova, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of History, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Mikail I. Suleymanov, Ph. D. (History), assistant professor, the chair of History, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 19.07.2017 г.
Received 19.07.2017.